Тест по педагогике
для учителей и преподавателей общеобразовательных дисциплин,
претендующих на высшую и первую квалификационные категории
Выбрать правильный ответ
Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является
- Государственный образовательный стандарт.
- Закон «Об образовании».
Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
- Учебник.
- Учебный план.
- Учебная программа.
- Рабочая тетрадь.
Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:
Закон «Об образовании».
Национальная доктрина образования в РФ
Базисный учебный план.
Государственный образовательный стандарт.
Под сформировавшейся в образовательном процессе системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности в новом стандарте общего среднего образования понимаются:
- Личностные результаты
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты
Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. – это
Педагогические принципы.
Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции – это:
- Стратегия
- Подход
- Технология
- Методика
Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
1 Принцип фундаментализации
Принцип вариативности образования
Принцип опережающего образования
Принцип полноты образования.
Включение в содержание образования деятельностных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т. является отражением:
- Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
- Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
- Принципа доступности и природосообразности содержания образования.
- Принципа учета социальных условий и потребностей общества.
Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:
- Преобразующей функции педагогической деятельности
- Информационной функции педагогической деятельности
- Коммуникативной функции педагогической деятельности
- Демонстрационной функции педагогической деятельности
Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образцы другим людям составляет основу:
Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:
- Непосредственно-педагогические
- Организационно-педагогические
- Коррекционные
- Методические
Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:
- Методические
- Креативно-педагогические
- Организационно-педагогические
- Непосредственно-педагогические
Суждение «Определяют тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение, направлены на решение частных педагогических задач, отражают частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь» характеризует
Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:
- Методический прием
- Правило
- Метод
- Технология
Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:
Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов – это
Эффективность педагогической технологии
Воспроизводимость педагогической технологии
Управляемость педагогической технологии
Концептуальность педагогической технологии
Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека – это:
Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр на уроках физики относится к группе педагогических задач, называемых:
- Типовые
- Творческие
- Нештатные
- Импровизационные
Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:
- Научение
- Исследование
- Педагогическое общение
- Воспитание
Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:
- Проектирование
- Исследование
- Организационно-методическая работа
- Педагогическое общение
Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:
- Новшество
- Нововведение
- Инновация
- Технология
В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:
- Ведущему источнику знаний.
- Характеру умственной деятельности учащихся.
- Ведущей дидактической цели.
Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:
- Уровню общетеоретического представления
- Уровню учебного предмета
- Уровню учебного материала
- Уровню процесса обучения
Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:
- Новшество
- Нововведение
- Технология
- Эксперимент
Поставить в соответствие
Поставить в соответствие критерий правильности педагогического действия (успешность; технологичность; полезность; эффективность) и его сущность:
– Благодаря данному действию достижение цели облегчается либо становится возможным
– Способность по результатам действия с высокой степенью вероятности произвести запланированное изменение
– Достижение всех указанных целей в наиболее оптимальном виде
– Нужные результаты достигаются с наименьшими затратами
Поставить в соответствие вид компетентности педагогического работника (информационная; правовая; коммуникативная; профессиональная) и его параметр:
– Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникативными способами
– Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком
– Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми
– Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач
Поставить в соответствие название подхода к конструированию образовательных программ (спиральный; линейный; концентрический) и его сущность:
– Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания
– Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение и углубление круга связанных с ней знаний
– Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения
Поставить в соответствие метод обучения (систематизирующий; познавательный; преобразовательный; контрольный) и соответствующую ему дидактическую цель:
– Творческое применение умений и навыков
– Восприятие, осмысление, запоминание нового материала
– Обобщение и систематизация знаний
– Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция
Поставить в соответствие функцию оценки (информационная; воспитательная; диагностическая; мотивационная) ее характеристику:
– Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала
– Выявление причин образовательных результатов
– Поощрение и стимулирование учебной деятельности
– Формирование адекватной самооценки ученика
– Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного уровня результатов
– Философское, психологическое, дидактическое и социально-психологическое обоснование достижения образовательных целей
– Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результата
– Возможность применения педагогической технологии в других учреждениях, другими субъектами
Поставить в соответствие форме обучения (фронтальная; коллективная; групповая; индивидуальная) ее характеристику:
– Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат
– Взаимодействие учителя с одним учеником
– Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами
– Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях
Поставить в соответствие аспект содержания педагогической идеи (ценностно-смысловой; прогностический; деятельностный; социопрактический) и его сущность:
– Обобщенные характеристики субъектов педагогической деятельности, региональные и культурно-исторические характеристики, временные и пространственные возможности реализации идеи, социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания
– Соотнесенность идеи с определенными установками, отдельных индивидов, групп людей (сообществ) или общества в целом, соответствие социокультурным нормам
– Механизм управления функционированием и развитием идеи
– Способ реализации идеи в практике
Поставить в соответствие образовательный подход (герменевтический; личностно-ориентированный; деятельностный; социокультурный) и особенности его применения в образовательном процессе:
– Формирование личностных качеств учащихся в деятельности, адекватной природе данного качества
– Формирование «человека активного», субъекта действия; концентрация на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества
– Моделирование педагогических условий актуализации и развития опыта личности
– Создание условий вхождения в мир чувств другого человека, в текст, в ситуацию с целью понимания их исходного смысла
Поставить в соответствие метод обучения (репродуктивный; проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; исследовательский) и особенности его реализации:
– Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают
– Ученик выполняет действия по образцу учителя
– Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
– Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)
Поставить в соответствие названию компоненты учебника (творческая; информативная; эмоционально-ценностная; репродуктивная) ее сущностную характеристику:
– Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания)
– Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач
– Отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности
– Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия
Поставить в соответствие тип педагогического анализа (психологический; дидактический; методический; самоанализ) и его основную задачу:
– Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание
– Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность
– Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности
– Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся
Поставить в соответствие тип педагогического опыта (передовой совершенствующий; передовой преобразующий; личный; массовый) и характеристику сооветствующего уровня профессиональной педагогической компетентности:
– Обладание основами профессии
– Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствования отдельных компонентов педагогической системы
– Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов
– Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во всех компонентах педагогической системы
Поставить в соответствие форму контроля образовательных результатов (текущий; периодический; итоговый; предварительный) и целевую ориентацию контроля:
– Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью
– Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
– Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям
– Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса
Поставить в соответствие группе методов:
– Объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский
– Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез
– Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов, проверка ЗУНов
– Информационно-обобщающий, исполнительский, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый
основание их классификации (степень активности познавательной деятельности; логический подход; дидактическая цель; соотнесенность деятельности преподавателя и обучающихся)
Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:
- Уровень общего теоретического представления.
- Уровень учебного предмета.
- Уровень учебного материала
- Уровень процесса обучения
- Уровень структуры личности ученика
Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
Установить последовательность этапов организации проблемного обучения
- Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
- Введение проблемной ситуации
- Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)
- Проверка произведенного решения
Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления
- Концепция содержания образования
- Содержание образования по ступеням и отраслям образования
- Содержание циклов учебных курсов
- Содержание учебного курса.
- Содержание учебной дисциплины внутри курс
Установить правильную последовательность шагов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:
- Формулирование запроса на необходимую информацию
- Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов
- Организация сбора и обработки информации
- Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе.
- Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования
Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:
- Изучение образовательной программы учебного курса
- Определение основных блоков тематического плана.
- Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курса
- Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса
- Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана
Установить последовательность стадий инновационного процесса:
- Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
- Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
- Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
- Внедрение и распространение новшества
- Перевод новшества в режим постоянного использования
Установить последовательность элементов структуры творческого урока
- Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта
- Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности
- Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)
- Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами
- Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи
Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока
- Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом
- Содержательная характеристика темы урока
- Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры
- Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке.
- Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности
Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта
- Накопление и обработка фактического материала
- Оценка фактического материала и принятие решений
- Пропаганда, распространение, внедрение опыта