
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Игровая деятельность – это реализация реальных жизненных событий в воображаемом мире, т.е. интуитивное подражание ребенком взрослым.
Игровая деятельность имеет важное значение для развития подрастающего поколения. Именно в игровой форме организуются обучающие занятия
дошкольников.
Что касается школьного возраста
, то на начальных его этапах активно применяются игровые методы обучения
. Они помогают адаптироваться учащемуся к новой социальной ситуации и новому виду его деятельности – учебной.
Игра как средство обучения школьника
Применение игры, в качестве средства обучения ребенка актуально на всех этапах его обучения и развития. Подрастая, происходит совершенствование психических процессов организма, развивается логическое мышление, и процесс обучения приобретает осознанный характер. Однако, игра помогает ребенку расслабиться и проявить себя, реализуя свой внутренний потенциал.
Использование игровой деятельности в образовательном процессе
актуально потому, что она мотивирует учащихся к познанию и различным видам деятельности. При этом, игра помогает снизить вероятность перенапряжения учащегося в ходе познания и снимает стресс, испытываемый в ходе учебной деятельности.
Использование игры в образовательной деятельности обусловлено следующими положениями:
- Игра является средством развития познавательной активности учащихся.
- Игра мотивирует детей к активной учебной деятельности.
- Игра способствует развитию и тренировки памяти.
- Игра развивает фантазию и воображение.
- Игра помогает в речевом и коммуникативном развитии учащегося.
- Игра стимулирует интеллектуальную активность ребенка и мотивирует к познанию.
- Игра является способом борьбы с пассивностью учащихся.
- Игра развивает навыки коллективной деятельности и коллективного взаимодействия.
- Игра повышает работоспособность учащихся.
- Игра открывает новые горизонты познания.
Таким образом, игра является эффективным средством организации образовательной деятельности. В ходе игры, детям удается познавать окружающий мир, посредством воспроизведения его процессов и исполнения различных ролей. Также игра способствует развитию у учащихся навыков поисковой деятельности, т.е. дети учатся искать информацию для достижения поставленных образовательных целей и задач.
«Организация игровой деятельности школьников» 👇
Все это обуславливает использование разных видов игр на разных уровнях и этапах обучения в школе, а также на разных этапах реализации отдельного учебного занятия.
Использование дидактических игр на стадии начального школьного обучения
Как правило, игровая деятельность младших школьников реализуется в форме дидактических игр
. Это объясняется тем, что дидактическая игра помогает постепенному освоению учебной деятельности. Она реализует плавный переход от игровой деятельности ребенка к учебной.
Применение дидактической игры в образовательном процессе ориентировано на формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Дидактические игры упрощают адаптацию младшего школьника к новым условиям его жизнедеятельности, снимая психическое и эмоциональное перенапряжение. Они учат детей совершению конкретных действий в той или иной учебной ситуации и формируют основные компоненты учебной деятельности ребенка.
Применение дидактических игр на стадии начального школьного обучения обусловлено рядом причин. К ним относятся:
- Развивающее значение игровой деятельности. Игра перестает быть ведущей деятельностью ребенка, но не теряет своей значимости. Она проникает в иные области и направления деятельности и помогает включить ребенка в учебный процесс;
- Слабые навыки обучения. В силу того, что ребенок еще не знаком с учебным процессом, не имеет опыта учения, учебная деятельность осваивается им очень медленно. Игра же, способствуют формированию учебных навыков без ущерба психическому и физическому здоровью организма;
- В младшем школьном возрасте, внимание ребенка характеризуется неустойчивостью и произвольностью. Оно требует концентрации и развития. Для этого применяются специальные дидактические игры;
- Сложный адаптационный период. При поступлении в школу ребенок вступает на новую стадию своего жизненного пути. Это приводит к сложным психическим преобразованиям организма, требующим определенного времени и создания оптимальных условий для привыкания ребенка к своему новому статусу и новым условиям. Дидактические игры ориентированы на ликвидацию адаптационных проблем;
- Формирование познавательной мотивации. Ребенок не имеет стимулов к учебной деятельности. Ему необходимо привыкнуть к новым условиям и перенести игровую мотивацию в содержание учебного процесса. Этому способствует дидактическая игра.
Дидактические игры применяются на разных уроках и на разных их этапах. Дидактическая игра может служить основой организации урока математики или чтения, а также может стать частью занятия по изобразительному искусству.
Дидактические игры применяются на начальных этапах урока в качестве средства мотивации к познанию и развития познавательной заинтересованности. Если организовать игру на основном этапе урока, то она будет ориентирована на освоение темы урока и достижение его целевого назначения (например, формирование какой-то учебной компетентности).
Заключительный этап урока, организованный в игровой форме, позволяет найти причинно-следственные связи каких-то процессов и явлений, сделать выводы по изученной теме, подвести итоги познавательной деятельности
.
Условия организации игровой деятельности школьников
Построение учебных занятий в игровой форме возможно на любой стадии обучения. При этом, их эффективность требует соблюдения ряда условий организации игровой деятельности школьников:
- Игра должна отвечать целям учебной деятельности и отражать направленность образовательного процесса;
- Игры должны быть доступными для конкретного возраста учащихся т.е. нельзя выбирать виды игр, которые сложны для понимания учащимися и не отвечают их возрастной специфике развития;
- Рациональное использование игровой деятельности. Игра должна оптимально сочетаться с учебным процессом т.е. нельзя все обучение переводить в игровую форму. Важно, сохранение умеренности в применении игр;
- Использование игр строго по целевому назначению. Каждая игра должна способствовать решению конкретной образовательной задачи
; - Использование игр в ходе учебной, воспитательной и внеурочной деятельности
учебного заведения.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас. Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность.
Ребенок, играя, моделирует внешний взрослый мир, его взаимоотношения, благодаря чему он вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. « Игра есть потребность растущего детского организма, развиваются физические силы ребенка, развивается его сообразительность, находчивость, инициатива, развиваются организационные навыки, выдержка и пр». — писала Н. К. Крупская.
«Для дитяти игра — действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание»- писал великий педагог К. Д. Ушинский, т. к. он считал, что игра для ребенка является серьезным занятием.
С точки зрения педагога и психолога игра — это деятельность ребенка, направленная на познание, освоение и преобразование действительности, а так же средство воспитания в педагогическом процессе.
Игры-развлечения П. Ф. Каптерев делит на следующие группы:
1) игры, развивающие память(просмотр картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);
2) игры, развивающие мышление(просмотр сюжетных картинок, сравнение предметов);
3) игры, направленные на возбуждение чувств (просмотр картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями).
В старшем дошкольном возрасте начинаются ролевыеисюжетно-ролевые игры. Они более сложные, в основе игры лежит какой-нибудь сюжет, который развивается в ходе игры и завершается каким-либо результатом. Например, игра в больницу, полет в другую планету и т. п. Такого рода игры требуют от детей больше знаний и воображения, благодаря чему развиваются познавательные способности и творческие силы. Ролевые и сюжетно-ролевые игры должны применяться в воспитании и обучении систематично с постепенным их усложнением. Для детей игры должны быть подобраны таким образом, чтоб они были разными и содержательными, которые обеспечивали детское наблюдение, и они ненавязчиво научились воспроизводить полученные впечатления, знания, тем самым набирать жизненный опыт. Индивидуальность и развитие личности ребенка происходит тогда, когда он «опробывает» себя в игре в различных ролях, т. к. разнообразные роли позволяют детей найти то, что ему интересно и посильно.
Детских игр много и они разнообразны, но среди такого многообразия особое место должны занимать строительно-конструкторские игры. Ведь любой ребенок любят строить, создавать из простого что-то более сложное. Такие игры развивают моторику, развивают творчество и мышление, воспитывают самостоятельность, настойчивость. Мальчикам больше нравятся строительство, механика, а девочкам — конструирование одежды, приготовление пищи и т. п. Здесь надо подчеркнуть, что разделение игр на «женские» и «мужские» не имеют принципиальных отличий по отношению к формированию и развитию инициативы и творчества. Педагогические условия, которые имеют большую воспитательную сторону — это пробуждение интереса детей к играм, совет к подбору материалов в строительстве и конструировании, участие самих взрослых в игре, постоянное поощрение детей взрослыми.
Немаловажную роль в воспитании и обучении играют дидактические игры, т. к. с помощью таких игр решается основная цель воспитателя: развитие детей, усвоение некоторых знаний, формирование умений и навыков.
На любом уроке, уже с постановки задач урока учитель может начать с игровыми элементами, например, обратиться к детям от имени сказочных героев: Буратино, Незнайка и т. п.
Дидактические игры широко используются при проверке знаний. Например, на уроке математике класс можно разделить на несколько команд Команды соревнуются, выполняя те или иные задания: математический диктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой» на доске и т. д. Для детей будет интересно, если командам дать названия сказочных или фантастических героев, назначить жюри, контролирующих и т. д.
Ю. З. Гильбух уроки, с игровыми элементами характеризует только с положительной стороны: высокая мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода, высокая развивающая и воспитательная результативность. Он разделяет игры на учебно-ролевыеисоревновательные. Учебно-ролевые игры делятся на несколько видов:
1) с принятием учащимися определенных ролевых функций масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);
2) с использованием сказочного сюжета (чаще всего в младших классах — «Волшебник мягкий знак», «Части речи», «Гласные и согласные»);
3) с фантазированием (например, на уроке-зачете по математике в игре «Мы — альпинисты» нужно взять «эту» высоту);
4) деловые игры — основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности, например, в начальных классах на уроке русского языка может быть проведена игра «Редакция».
При использовании игр в учебном процессе надо учитывать структуру организации игры, которая включает четыре этапа:
1. Учитель знакомит с темой, дает характеристику и правила игры.
2. Ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению.
3. Проведение самой игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры
Наряду с положительными сторонами применения игр на уроках и занятиях надо отметить, что их использование связано с некоторыми проблемами: по сравнению с обычной учебной деятельностью обучающий эффект игры меньше; в школах не всегда хватает оборудования и материалов для игр; постоянно надо обеспечивать дисциплину, т. к. дети очень эмоциональные и оживленные в ходе игры. Если глубоко продумать учебную цель, правильно отобрать содержание учебного материала, обеспечивать включенности всех детей в игру, конечно же, позволять преодолеть все эти проблемы и добиться высокого результата от проведенной игры.
В современном развивающемся мире на первое место выходят компьютерные технологии, в связи с этим в школьную практику внедряются компьютерные игры. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровыми элементами.
Какие же требования должен учитывать учитель или воспитатель при организации игры? Игры можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время и при этом педагог должен придерживаться следующих требований:
– педагог не должен навязывать игру детям, а включать детей в игру не принуждая, пробудить желание;
– каждый ребенок должен хорошо понять суть и содержание игры, ее правила, смысл каждой роли;
– по окончании игры, даже проигравший не должен себя чувствовать униженным;
– любая игра должна развивать эмоционально-волевую, интеллектуальную и рационально-физическую сфер ее участников;
– игру надо организовывать и направлять, таким образом, чтоб каждый участник игры мог проявить инициативу;
– если необходимо, то сдерживать игру, а не подавлять;
– в играх не должно быть много информации, содержание не должно быть очень объемным;
– не следует организовать излишне азартных игр, в игры на деньги и вещи, опасные для здоровья и жизни.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обучаются, играя, что игра остается ведущим методом воспитания и обучения.
1. Маклаков А. Г. « Общая психология». Питер, 2002.
2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.
3. Мухина B. C. « Возрастная психология». — М., 2000.
4. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, ребенок, младший школьный возраст, обучение, просмотр картинок, роль, средство воспитания, урок, учитель, ходя игры.