Зима в неживой природе.
1. Обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в неживой природе зимой.
Развивать память, внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, эрудицию.
3. Воспитывать любовь к природе.
ноутбук, презентация, интерактивная доска, задания и бланки для теста, дидактические раздаточные материалы, сувениры-снежинки, учебник «Окр.мир» УМК «Перспектива».
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Учимся мы наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать, наша любознательность.
– Добрый день, ребята! Сегодня у вас урок окр.мира проведу у вас я. Меня зовут – Эльмира Ильдаровна. Пусть сегодняшний день будет действительно добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
– Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Пусть прекрасное настроение не покидает вас!
Давайте вспомним, что мы с вами знаем об окружающем нас мире. И выполним задание – . Ребята, я буду читать вопросы, а вы должны выбрать правильные ответы и записать буквы.
(раздаю листочки ученикам и они выполняют задание)
1. Что относится к неживой природе?
А. солнце
Б. птицы;
В. деревья;
Г. звери
2. Отметь явление в живой природе.
Д. восход солнца
З. отлет перелетных птиц
Е. снегопад.
3. Какое время года описано в стихотворении?
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной ( И. Бунин)
4. Сколько месяцев в году?
П. 15
Р. 6
С. 10
– А сейчас поменяйтесь листочками, возьмите красный карандаш. Проверим задание.
– Посмотрите, какие вы обвели буквы в правильных ответах. Составьте из них слово? Какое слово получилось?
1) Просмотр отрывка из мф. “12месяцев”.
– Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.
Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.
2) Беседа по просмотренному отрывку.
– Как называется сказка? (12 месяцев)
– Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)
– А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)
– На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)
– Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. ( Зима)
– А какая была показана природа живая или неживая? (Неживая)
– Значит, мы работаем по теме “Зима в неживой природе”.
– Когда приходит новое время года, что происходит в неживой природе? (Многое меняется)
– Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась неживая природа с приходом зимы.)
Тема: “Зима в неживой природе”.
– Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения в неживой природе зимой, познакомиться с явлениями природы. А изучать все эти признаки и явления мы будем в роли метеорологов.
-Кто такие метеорологи?
1. Беседа о признаках зимы.
– На прошлых уроках вы уже начали говорить о зиме.
Поэтому, я хочу, чтобы вы рассказали по своим наблюдениям, что изменилось в природе с наступлением зимы.
– Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Повсюду лежит снег. Водоемы скованы льдом. Замерзла почва.
– Из-за чего все это происходит? ( из-за понижения температуры)
С неба падают снежинки,Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками, А потом покажем маме.
Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги.
Потягивание рук в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.
Ходьба на месте, колени высоко поднимаются
2. Работа по учебнику.(стр.12-13)
– Вспомните, в роли кого мы сегодня выступаем? (метеоролога). Вот первое задание для вас. По строчкам стихотворений и иллюстрациям слайдов вы должны будете узнать, о каком зимнем явлении идёт речь. Затем вам нужно будет найти это явление в учебнике и прочитать вслух, что оно обозначает.( параграф учебника «Неживая природа зимой.» )
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
И под утро снегом
Всё его одело
Зачитывают тезисы из параграфа о снегопаде.
– Ребята! Давайте вспомним из чего состоит снег?
– одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю. И среди них нет двух одинаковых.
При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее «снежинкой». Некоторые снежинки достигают трех сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.
– Посмотрите, какие красивые снежиночки я вам сейчас покажу. И все они разные, но они не настоящие – на них написаны загадки. Давайте отгадаем их.
1) Бело покрывало
На земле лежало,
Оно все ушло. (снег)
2) На всех садится,
Никого не боится. (снежинка)
3) В огне не горит,
В воде не тонет. (лед)
4) Запорошило дорожки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Отрывок из стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает.»
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется
Но больно холодна.
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Дети зачитывают строчки из учебника о метели.
– А вы знаете, что у слова «метель» есть синонимы. В народе иногда метель называют , если прислушаться к метели, то можно услышать: звук «вьююююуу». Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: где . Страшно в такую погоду! Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое помутнение воздуха от снежинок называют снежной мглой.
– Итак, какие синонимы к слову метель вы запомнили? ( вьюга, пурга, буран)
– Слушаем следующее стих-е:
Под моим окном
На пушистых ветках
Дети узнают явление, зачитывают нужный отрывок из параграфа учебника.
Ребята, а еще есть одно явление, которое называется Это когда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.
– Слушаем след-е стих-е:
Что на улице не так,
Не пойму пока никак.
Шагу ни могу ступить,
Чтоб чуть-чуть не поскользить.
Объяснил потом народ:
– Зачитывают тезисы о гололедице.
– Молодцы, ребята!
– Давайте теперь делаем вывод, перечислим хором зимние явления, с которыми только что познакомились (снегопад, изморозь, метель, гололедица, оттепель).
а) работа в группах
– Закрываем учебник и заполняем карточки. Проверим, какие явления неживой природы вы запомнили.
Давайте теперь проверим. Читаете только первое задание. А второе проверим вместе.
Я буду называть явления природы, если зимние явления, вы хлопаете в ладоши три раза, если нет, топаете ногами.
– Что нового узнали?
– Какую задачу ставили?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Где можно применить новые знания?
– Домашнее задание. А на больших снежиночках у вас написано домашнее задание, вы должны нарисовать на ней рисунок “ Зимние забавы”.
– А сейчас в завершении нашего урока, давайте отправимся в зимнюю сказку. Видеоролик «Зимняя сказка»)
На этой прекрасной, расслабляющей ноте наш урок подошел к концу. До свидания!
Тема: «Зимние изменения в неживой природе.»
Цель: дать представление о характерных признаках зимы.
*довести до детей о взаимосвязи между изменениями, происходящими в живой и не живой природе;
*развивать у детей умения мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
*прививать любовь к родной природе, к зимним пейзажам.
Методы и приемы: игра и беседа.
Оборудование: картины зимы, звуко –запись «Кабы не было зимы», «Времена года» П. И. Чайковского «Времена года»,картины Зимушки – зимы.
Ход образовательной деятельности.
: -Ребята сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в путешествие ,но сначала отгадаем загадку:
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой).
И сегодня путешествуя мы будем выявлять признаки зимы в неживой природе. А помогать нам будут стихи известных авторов. Через красоту стиха мы будем выражать свои чувства.
Назовите предметы неживой природы: солнце, луна, земля, снег, небо, облака. Назовите приметы зимы в неживой природе. Похолодание, снег, мороз. Отчего это зависит? От положения солнца. Летом солнце расположено высоко на небе и даёт земле много света и тепла. Зимой оно располагается ниже, поэтому даёт земле меньше света, тепла, и от положения солнца зависит температура воздуха, цвет и состояние неба, а от температуры зависят осадки, ветер. Много интересного приготовила Природа – волшебница. Одно из них – смена времён года. Вы спросите: почему это чудо? Каждый год один сезон сменяет другой. За летом всегда следует осень .а за осенью – зима. Весна сменяет зиму. Каждое время года по- своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, загадки, чудеса и сказки! Но самые волшебные сказки бывают когда? Зимой.
Первый снег. Утром кот принёс на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Он кружится, лёгкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
–А кто видел, как шёл первый снег?
(Он шёл медленно, неторопливо). Расскажите,какие вы снежинки видели.(Ажурные,серебристые,нежные,пушистые,круживные,лёгкие.) С чем бы вы могли сравнить снежинки? Белые как сахар. – Лёгкие как пух. – Ажурные, словно кружево. Что же делают снежинки? (Они летают, падают, кружатся).
А сейчас я вам расскажу тайну рождения снежинок. Под музыку П. И.Чайковского «Времена года». Воспитатель рассказывает. А сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить себе одну – единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили?
Теперь возьмите синий карандаш и нарисуйте её.
Физкультминутка: игра – разминка «Ловим мы в ладони – снег! снег!» Выходят дети читают отрывки из стихов «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как , она завоет,
День настал, и вдруг стемнело.
Снег ложится белый- белый,
Отчего же так темно?
-Что такое буря зимой?
Отчего мгла на небе образуется?
Отчего же стало темно?
Как называется такое явление? (Снегопад).
Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несётся по воздуху. Очень сильный ветер несёт не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.
III. Подведение итогов, рефлексия.
Назовите признаки зимы в неживой природе. Какие поэты помогли нам выделить эти признаки? Дети называют.(Иней, снегопад, метель, вьюга ,оттепель, мороз, снежинки, сосульки ).
1) Осенние изменения в неживой природе
Что в неживой природе изменяется с приходом осени?
Короткий день и длинная ночь.
Частые дожди, облачная погода, ветра.
Температура постепенно понижается.
В конце осени – первый снег, иней, первые заморозки.
1) Зимние изменения в неживой природе
Что в неживой природе изменяется с приходом зимы?
Осадки в виде снега.
Постоянная отрицательная температура воздуха.
Бывают частые морозы бураны, метели и вьюги.
Снежный покров земли.
Ледяной покров рек (ледостав).
Солнце встает поздно, а садится рано – короткий день.
3) Весенние изменения в неживой природе
Что в неживой природе изменяется с приходом весны?
Солнце яркое, греет. Удлиняется день.
Снег тает. Бегут ручьи, образуются лужи.
Частые перепад температур. Образуются сосульки.
Оттепель, весенняя капель.
Ледоход на реках.
Из-за таяния снега и льда, уровень в реках поднимается, реки разливаются. Бывают частые наводнения, затопления.
4) Летние изменения в неживой природе
Что в неживой природе изменяется с приходом лета?
Солнце активное, встает рано, садится поздно. Длинный день. Короткая ночь.
При отсутствии дождей, часто бывают засухи.
Бывают осадки в виде града.
После дождя бывает радуга.
Можно наблюдать росу.
Какие же признаки зимы можно заметить в явлениях неживой природы? Их можно перечислить немало:
В живой природе с наступлением холодов тоже наблюдаются изменения. Даже самым маленьким детям не составит труда заметить преображение окружающего мира:
Многие люди заботятся о птицах, вешают кормушки, насыпают зёрна и семечки для пернатых, закрепляют кусочки несолёного сала для синиц.
Очень интересно наблюдать за тем, что происходит у кормушки. Красногрудые снегири важно отгоняют шустрых воробьёв, сойки, пугливо озираясь, ловко выхватывают семечки и отлетают подальше. Шум и суета надолго занимают внимание наблюдателя.
При смене сезонов года в природе происходят разные перемены. С наступлением зимы изменяется и живая и неживая природа.
Изменения в живой природе:1) многие птицы совершают перелеты в теплые края на зимовку;2) насекомые и некоторые животные находят укромное местечко и ложатся в спячку до весны;3) животные, проживающие зиму активно, отращивают густой теплый мех, иногда меняют цвет шерсти;4) деревья к зиме оголяются.
Изменения в неживой природе:
1) выпадение осадков в виде снега вместо дождя;2) снежный покров;3) низкие температуры воздуха;4) ледостав на реках и озерах;5) короткий световой день.
Зимой стало заметно холоднее, температура воздуха почтив всегда ниже нулевой отметки, а при такой температуре вода замерзает. Поэтому зимой мы почти не видим открытой воды, реки и озера оказываются скованными льдом, а вместо дождя идет снег.
Земля покрывается сугробами, которые защищают почву от вымерзания в сильные морозы – таково теплоизоляционное свойство снега. С крыш часто свисают сосульки – это растаявшая от лучей солнца и вновь замершая вода.
Интересно, что снег непрозрачный, а лед прозрачный, хотя и снег и лед – это замерзшая вода.
Дни зимой очень короткие, а ночи длинные, солнце даже в полдень стоит очень низко над горизонтом.
Животные и растения заранее готовятся к зиме. Птицы улетают на юг или собираются в кочующие стаи, животные меняют цвет шкурки, а многие залегают на зиму в спячку, как медведь, еж или сурок.
Деревья сбрасывают листву, кроме хвойных, и стоят голыми, а их ветки укрыты толстым слоем снега. Рост растений прекращается.
Зима в городе
Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов. Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Как приходит зима?
С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.
В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы. Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.
Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.
Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.
В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки. В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.
Каким бывает снег и лед?
Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом. Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду. Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.
В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать. За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться. Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.
Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.
Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.
Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть. Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм. Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени. Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников. Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых. Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки. Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.
Домашние животные зимой
Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна. Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных. В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не пе
Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна. Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных. В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.
МБОУ «Пирово-Городищенская ООШ»
Урок окружающий мир 2 класс.
«В гости к зиме». Сезонные изменения
в неживой природе зимой.
Провела: Зубанова Л. А.
Урок окружающий мир 2 класс. В гости к зиме.
Познакомить учащихся с зимними явлениями природы.
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
Воспитывать умение работать в группах, любовь и бережное отношение к природе.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2010г.
1. Эмоциональный настрой на уроке.
Всё кругом бело-синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.
-О каком времени года это стихотворение?( зиме)
2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
-Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (об изменениях в природе зимой)
3. Основная часть урока.
А) -Зима пришла не одна, а с братьями-месяцами. Как их зовут? (Декабрь, январь, февраль.)
Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь –«студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
Февраль-«лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
Б) Неживая природа зимой.
-Как вы думаете, когда наступает зима?
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки- это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
-Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
-Рассмотрите разнообразные снежинки. ( Слайд )
-Как образуется снег, расскажет ученик.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
-Всегда ли снегопад одинаков? (Наблюдения детей)
-Чтобы вспомнить , какие ещё изменения происходят, отгадаем загадки.
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
-Охарактеризуйте ветер. Какой он зимой? (холодный, обжигающий, колючий, лютый)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. ( мороз)
-Где вы можете видеть рисунки мороза? ( на окнах)
-Почему они там появляются? (из-за разности температур внутри помещения и снаружи).
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)
-Кому приходилось видеть метель? Что при этом происходит?
Не колючий, светло-синий
-С чем можно сравнить деревья, покрытые инеем? (белоснежным покрывалом, с кокосовой стружкой, ажурной шалью и т. д.)
В) Проверка дом. задания.
-Расскажем стихотворение о прекрасной зимней берёзе, написанное С. Есениным.
Г) Физ. минутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Д) Работа в учебнике.
-Откроем учебник на с.132-133.,прочитаем.
-О каких ещё зимних явлениях в неживой природе мы не сказали?(рассказ детей об оттепели, гололедице).
-Какие ещё зимние природные явления вы знаете? (вьюга, пурга)
Е) Работа в парах.
-Перед вами карточки : на одних написано начало зимних примет, на других – конец.
Соединить карточки и прочитать примету.
(Больше снега — больше хлеба.
Быстрая оттепель — будет мало и дождей летом.
Воробьи дружно чирикают — к теплу.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
Дым из трубы столбом — к холодам.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
Если зимой тепло — летом будет холодно.
Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.
Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.)
Проверим на экране.
Ж)Работа в тетради. Граф. диктант.
Учитель диктует утверждения. Если оно верное- ставим «+», А если нет , то ставим «-«.
С приходом зимы температура воздуха понижается.
Оттепель- это талый снег.
Метель- это сильный ветер с обильным снегом.
Снег в оттепель становится липким, потому что он сухой.
Зимой почва становится сухой и вязкой.
Лёд белого цвета, непрозрачный, рыхлый.
Изморозь- это снег, покрывающий ветки деревьев.
( +++ – – – + Самопроверка по образцу).
З) Работа в группах.
Каждой группе даётся кроссворд о зимних явлениях природы. Заполнить, проверка по слайду.
3. Шуба бела – весь свет одела.
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.
5. Снег на полях,
4. Домашнее задание.
Учебник с.132-133,задания в тетради.
5. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Поставим оценку на свой «листок оценок»
-Какое настроение было на уроке? (Смайлик «солнышко» в уголок настроения).
Календарная зима состоит из трёх месяцев: , и .
Зимой солнце находится низко над горизонтом, дни короткие, а ночи длинные. Тепла поступает мало, поэтому обычно стоит морозная погода.
Реки, пруды и озёра сковывает лёд. Замерзает почва. Земля, деревья и крыши домов покрываются снегом.
Зимние явления в неживой природе: , , , , .
называют выпадение снега из облаков. Если нет ветра, то снежинки опускаются медленно и снег укутывает землю ровным слоем.
Рис.
. Снегопад
Если дует сильный ветер, то он несёт снег по воздуху и по земле. Возле препятствий (кустов, заборов, домов) появляются сугробы. Такой снегопад называют .
Рис.
. Метель
В мороз провода и ветки деревьев покрываются мелкими кристалликами льда. Это .
Рис.
. Изморозь на ветке дерева
Когда холодно, снег рыхлый, сыпучий и сухой. Но иногда случаются . Снег тает, он становится мокрым, из него можно лепить снежки. Во время оттепели капает с крыш и появляются лужи.
Рис.
. Оттепель
Затем вода опять замерзает, и появляется . Дороги и тротуары становятся очень скользкими, и передвигаться по ним надо осторожно.
Рис.
. Гололедица на дороге