Марина Кузнецова Конспект занятия в средней группе «Растительный мир зимой»
Конспект занятия в средней группе “Растительный мир зимой”
«Как живут растения зимой?»
Игровое занятие для детей средней группы
Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
– уточнить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
Лидия Семенова Беседа «Как живут растения зимой» в старшей группе
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям, представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения.
Задачи; Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей. Развивать речь, познавательный интерес. Воспитывать умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки, бережное отношение к растениям.
Рассматривание картины «Осень».
Татьяна Ивановна Кузьмович Конспект занятия «Как растения живут зимой»
Цель: продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.
формирование восприятия природы как сложной экосистемы;
воспитание чуткого, бережного отношения к природе;
развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.
панорама, украшенная под зимний лес;
Картинки: Береза, Ель, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк.
Художественное слово: “Лесные правила”. Н. Рыжова
Ход занятия : Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Я белым одеялом
Жизнь растений зимой
Сегодня мы рассмотрим, чем отличается жизнь растений зимой от жизни осенью и летом.
Растения: дышат, питаются, растут. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон. Чтобы пережить зиму растения начинают готовиться осенью. Одним из приспособлений к зимним холодам является листопад (мы говорили об этом на прошлом занятии). Почему он нужен? Листья постоянно испаряют влагу. Зимой вода замерзает и дереву становится сложно её добывать. Поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья осенью, а весной выращивать новые. Зимой, на листья налипает снег и ветви могут поломаться под его тяжестью. Растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, накопившихся за лето .
Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания .
Ребята, как вы думаете от сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть? Нет, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальный защитный слой, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов. А как выглядят кустарники и травы зимой .? Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег . Легче переносят зимние морозы низкорослые растения, потому что они полностью скрыты под снегом. Но вот как определить как какое растение называется?
Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Летом на деревьях есть листья. И все же их можно распознать. Л истьев не стало, но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево. Это – кора, остатки листьев, плоды (семена и шишки),
Кора березы Кора тополя Кора липы
4 3 5 1 2 Семена растений. Зимой они не все опадают. По семенам можно определить растение
Определение растений по силуэту береза липа дуб
Определение растений по плодам рябина боярышник
Зимой семена и плоды растений являются кормом для птиц
Зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки. Где же зимуют эти почки? У деревьев – высоко над землёю. А у трав – по-разному. У некоторых в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым . У других низких трав берегут под снегом не только почки – сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея. У всех этих трав почки, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко. У других – почки на зиму помещены иначе. Их почки можно найти у самой земли. У земляники, одуванчика почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю.
Какое дерево зимой можно определить по сухим листьям? □ берёза □ дуб □ лиственница □ клён □ берёза □ дуб □ лиственница □ клён ТЕСТ деревья зимой
Что такие хвоинки? □ шипы на стволах деревьев для защиты от животных □ листья хвойных деревьев □ иголки хвойных растений □ высохшие листья □ шипы на стволах деревьев для защиты от животных □ листья хвойных деревьев □ иголки хвойных растений □ высохшие листья
Отметь правильный ответ. Почему рожь, посаженная осенью, не погибает зимой? □ она не успевает взойти □ в земле она засыпает □ ей тепло под снегом □ её посыпают специальным веществом □ она не успевает взойти □ в земле она засыпает □ ей тепло под снегом □ её посыпают специальным веществом
Какое хвойное дерево дожидается до весны без своей пушистой хвои ? е ль с осна к едр лиственница ель сосна кедр лиственница
Какое растение зимой легко узнать по плодам □ рябина □ клен □ осина □ тополь □ рябина □ клен □ осина □ тополь
Вот и закончилась зима. Природа просыпается ото сна. На следующем занятии мы будем говорить о растениях весной. Спасибо за внимание!
«Зима в мире растений».
урок открытия новых знаний.
сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.
– формировать универсальные учебные действия учащихся;
– познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь обучающихся;- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
– формировать положительную мотивацию учения;
– развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
– развивать интерес к предмету окружающий мир;
– воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
репродуктивный, проблемный, программированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., кроссворд, фонограмма «Январь» П. Чайковского, мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.
1. Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Зимние изменения в природе.
Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?
По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.
По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия (21 марта), когда день и ночь одинаковы.
Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0. В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х месяцев, а в северных – ещё дольше, до 6-ти месяцев.
Какие же зимние явления происходят в неживой природе?
Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.
Ночи стали длиннее. *слайд с изображением зимней природы
Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране? *слайд «Ледостав»
Ледостав- явление сковывания водоёмов льдом.
Какое зимнее явление на следующем слайде?
*слайд «Снеговой покров»
Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый, покрытый коркой льда (настом).
Что происходит с первым снегом?
Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.
А что такое снегопад?
Явление падения множества снежинок на землю.
Как образуются снежинки? Как они выглядят? Какую форму имеют?
В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между собой. Снежинки шестилучевые, симметричные, разной формы.
Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?
Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.
А когда снегопад в виде снежной крупы?
Если морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие
лучики снежинок и образуется снежная крупа.
Когда появляется изморозь? *слайд «Изморозь»
В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.
А где можно наблюдать морозные узоры?
*слайды «Морозные узоры»
Их можно наблюдать на стёклах в транспорте, в домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.
Что напоминают морозные узоры?
Они напоминают сказочный лес, растения.
Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?
Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.
3. Постановка учебной задачи.
Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?
Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока
Показываю гербарий и загадываю загадки.
1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова
2. Какое дерево мёдом богато?
3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке
4. У родственницы ёлки Б Е
Неколючие иголки. Л И П
Но в отличие от ёлки С О
Опадают те иголки В Е Н Н ИЦ А
Щ И Н А
5. Очень густо он растёт, О С И
Незаметно он цветёт, М А Л
А когда проходит лето, З Е М Л Н И К А
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке-
Берегите, детки, зубки!
6. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит?
7. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
8. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут из меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица
Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.
*слайд «Растения зимой»
Звучит музыка П. Чайковского «Январь».
*слайд с изображением зимнего леса
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит.
Ребята, прозвучала музыка русского композитора П. Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.
Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.
Кроссворд поможет вспомнить.
деревья кустарники травянистые
берёза лещина земляника
липа малина
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника.
– Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед наступлением зимы?
– Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?
– Что делают люди для сохранения озимых посевов?
На основе своих собственных наблюдений вы можете дать ответы на вопросы.
Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?
Что узнали? О каких растениях идёт речь?
Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.
Как зимуют травянистые растения?
Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.
Что происходит с кустарниками?
Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.
* слайд « Кустарники под снегом»
У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.
Так какое же значение снегового покрова для растений?
Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.
Ученики находят ответ: На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.
Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения.
Ученики дают ответы.
Полнее вы узнаете из учебника – нашего путеводителя.
*слайд «Берёза». Гербарий.
Что это за дерево?
Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.
Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.
*слайд «Каштан». Гербарий.
Ветки толстые, с крупными блестящими почками.
*слайд «Дуб» . Гербарий.
Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.
*слайд «Ива». Гербарий.
У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.
*слайд «Рябина». Гербарий.
Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.
*слайд «Липа». Гербарий.
Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.
*слайд «Тополь». Гербарий.
У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.
*слайд «Клён». Гербарий.
Дерево можно легко узнать по семенам – вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.
Чем покрыт ствол любого дерева?
Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.
Какая функция коры?
Кора имеет защитную функцию.
Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо нагреваются.
*слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»
Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?
Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги, от плодородия почвы?
Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.
Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.
Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?
А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?
*слайд – в зимнюю пору
Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья?
Утром и вечером, а ночью отдыхают.
И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?
Ученики высказывают свои предположения.
Точнее вы узнаете из учебника.
Итак, как же определить возраст дерева?
По годичным кольцам.
Работа в группах (по 4 человека)
Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.
О чём могут рассказать годовые кольца?
Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное – можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже северной стороны, а с южной – шире.
* рисунок на доске
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с карточками-тестами.
А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.
Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.
8. Рефлексия деятельности.
-Вам понравился урок?
-Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).
-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?
Информация о домашнем задании. *слайд с записью дом. задания
Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Растительный мир зимой“» размещена в разделах
– учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;
– продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей;
– развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
Внести в группу паровоз. Предложить детям прогулку на поезде к опушке леса.
И вагончики повёз.
Я далёко укачу.
«Подъезжают» к картине с изображением зимнего пейзажа.
Воспитатель: ребята, какое время года изображено на картине?
Воспитатель: – – Как мы узнаем зиму?
– Зимой бывает холодно, земля покрыта снегом. Вода в речке, озере замёрзла, образовался лёд. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных – остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых идет снег.
Воспитатель: Что можно еще рассказать о зиме? (составление рассказов по моделям времена года)
Воспитатель: Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Ребята, я вас приглашаю пойти в глубь леса.
– Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).
Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).
Справа – берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).
Слева – ёлка на нас глядит (то же влево).
Снежинки в небе кружатся (движения “фонарики”).
На землю красиво ложатся. (кружась приседают).
Воспитатель подходит к Березе. – Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!
Береза: (воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)
Воспитатель: – Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!
Береза: – Эх, вы! Я к зиме свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!
Воспитатель:- Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете? Как зиму зимуете?
Береза. – Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! (засыпает)
Воспитатель. – Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!
Берё за: – Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)
Воспитатель: А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает. А на каких еще деревья листья опадают? (осина, рябина, черемуха) А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка – зеленые иголки! Нет, и она спит!
Ель: – Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то – же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!
Воспитатель:- А кто еще не сбрасывает листья (сосна, кедр). – Ребята, какие растения можно встретить зимой в лесу? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите те, которые можно встретить зимой.
Д/игра «Что растёт зимой в лесу»
(пока играет музыка, дети изображают ходьбу по сугробам. Затем берут карточки и выкладывают на наборное полотно. Растения, которые встречаются зимой (деревья) – возле картины с изображением зимы, остальные к картине – лето).
Воспитатель: – Почему же растения не цветут зимой?
Дети: – Зимой холодно, мало света. Почва замёрзла, нет влаги.
Воспитатель: – Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва)
Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений.
Воспитатель: – Жалко деревья, которые мёрзнут в лесу. Ребята, давайте нарисуем большое солнышко, чтобы стало теплее, и поскорее наступила весна.
На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети кистями рук рисуют лучики солнца.
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Наши ноги – это корни
Наше туловище –ствол
Наши руки – это ветви
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. ( Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.
Воспитатель: – На этом наше путешествие в зимний лес подошло к концу.
Итог: – Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.
– Я приготовила для вас веточки с деревьев, но с каких, я не знаю. Мы поставим их в воду и, когда распустятся листочки, мы с вами узнаем, что это за дерево.
Публикация «Беседа „Как живут растения зимой“ в старшей группе» размещена в разделах
Воспитатель: Какое явление наблюдается в жизни растений осенью?
Воспитатель: Что ещё происходит с деревьями поздней осенью?
Дети: Деревья погружаются в зимний сон.
Воспитатель: Как мы узнаем зиму?
Дети: Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. Вода замерзла, образовался лед. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Деревья стоят без листьев. Птицы перебираются поближе к человеческому жилью, кормятся оставшимися семенами. Небо часто бывает серым, на нем облака, тучи, из которых идет снег.
Игра «Когда это бывает».
Снежок землю укрывает, скажи, когда это бывает?
Вода в реках замерзает, скажи. Когда это бывает?
Земля под снегом отдыхает, скажи, когда это бывает?
В твоей руке снежинка тает, скажи, когда это бывает?
Краснеет нос и замерзает, скажи, когда это бывает?
Нога в сугробе застревает, скажи, когда это бывает?
На солнце белый снег сверкает, скажи, когда это бывает?
Рассматривание картины «Зима».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Что еще можно рассказать о зиме?
Дети: Зимой снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, а когда теплеет слипается в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга. Воздух становится холодным.
Воспитатель: Ребята, а какие растения можно встретить зимой?
Дети рассматривают картинки разных растений и выкладывают их перед собой.
Дети: тополь, липа, береза, ель, сосна, дуб, осина.
Воспитатель: А как вы думаете, что ищут птицы зимой на деревьях?
Дети: На деревьях остаются плоды, семена, которыми питаются птицы: гроздья рябины, шишки.
Воспитатель: Какие деревья зимуют зелеными?
Дети: Ель, сосна.
Рассматривание картинок с изображением цветов.
Воспитатель: Ребята посмотрите на эти растения. Почему они не цветут зимой?
Дети: Зимой холодно, мало света. Почва замерзла, нет влаги.
Воспитатель: Что же нужно всем растениям?
Дети: Свет, тепло, влага, почва.
Воспитатель: Дети, верно ли то, что растения зимой погибают. Так ли это?
Дети: Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Листья с деревьев опали, но остались почки. Жизнь растений спрятана в почках.
Воспитатель: Давайте, и мы изучим, что находится внутри почек.
Дети: Сверху почки покрыты клейкими чешуйками, они плотно склеены.
Дети: Когда почку разрезали, то увидели внутри зелёные очень мелкие листочки, похожие на бусинки.
Воспитатель: Что произошло с почками через две недели дома в воде?
Дети: Прошло две недели, вот и на наших веточках появились клейкие зелёные листочки.
Дети: Что понадобилось растению, чтобы появились первые листочки?
Дети: Тепло. Свет. Вода.
Воспитатель: А на улице могут сейчас распуститься на ветках деревьев листики?
Дети: Нет. На улице еще холодно.
Рассматривание картины с весенним пейзажем.
Воспитатель: Что весной будет с растениями?
Дети: Весной будет греть солнце, появятся листья, трава. Почки на деревьях лопнут, и появятся первые листочки.
Воспитатель: Так что же помогает растениям перезимовать?
Дети: Деревьям помогают перезимовать листопад, глубокий сон, пушистый снег.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень много знаете о растениях и как они зимуют, и что им помогает перезимовать. Правильно, ребята, растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Ведь жизнь растений спрятана в них.
Публикация «Конспект занятия „Как растения живут зимой“» размещена в разделах
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома,
Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Расскажите, какая погода зимой? (снежная, холодная, морозная, дует холодный ветер) Ребята, я вас приглашаю пойти в лес. Взгляните в окно. Какое время года (мнемокартинки зимы) Значит, как мы оденемся? (Дети перечисляют, обобщая: зимняя одежда).
Воспитатель подходит к Березе. Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!
Береза:(воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)
Воспитатель. Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!
Береза. Эх, вы! Я свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. Глядите, какие я кисточки вырастила (Показывает на кисточки, красота! Авось новые березки вырастут! Но это потом! А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!
Воспитатель. Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете?
Береза. Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем (засыпает)
Воспитатель. Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!
БЕРЕЗА. Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
Воспитатель. А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает!
Береза. Можно и без ветра. Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая ни соки, ни воду не пропускает.
Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)
А на каких еще деревья листья опадают (осина, рябина, черемуха)
Воспитатель. А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка – зеленые иголки! Нет, и она спит!
Ель. Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то – же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!
Воспитатель: А кто еще не сбрасывает листья
Воспитатель обращаясь к ели. Неужели вы никогда свой наряд не меняете?
Ель. Меняю! Но не сразу, а постепенно. Нам, чтобы полностью переодеться – сменить старые иголки – нужно около 9 лет! Есть правда у меня сестричка- выскочка, та все успевает: и хвою осенью сбросить, и весной одеться новой хвоей, и за лето шишками полными семян обзавестись. Так это оттого, что времени ей на все хватает. А зовут ее как, знаете? (Ответы детей. Лиственница.) А еще мы, Ели зверям и птицам, со своими иголками зимой помогаем выжить.
Воспитатель. Каким таким зверям и птицам? Я думала, в лесу никого нет?
Ель. А вы спрячьтесь, и понаблюдайте, а мне спать пора, зимой так спится – благодать! (Зевая – засыпает.)
Воспитатель: и ель уснула, а мы с вами поиграем, но только тихо не будем забывать «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревьев не ломай,
Никогда не забывай
Из рогатки не стреляй,
Ты пришел не убивать!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Клест влетает. Кле-кле-кле! Мы, Клесты-еловики, уж очень Ель уважаем. Тут нам и дом и столовая. Здесь же с нами и дятлы кормятся, и белки, и соболь свою добычу выслеживает. Мыши тоже Ель уважают, здесь же селятся.
Мышь выбегает из-под березы и смеётся. Ой, смешной! Ой, потешный! Ой, я сейчас умру от смеха! Посмотрите, посмотрите, какой у него клюв кривой! Это ты что ли своим клювом все шишки разворошил, ни одной с семенами мне не оставил?
Мышь. Вот так выдумал! Вот так соврал! Я, Мышь хоть и серая, но не глупая, какие – такие птенцы зимой? Я знаю-знаю, когда птенцы выводятся! Вот настанет весна! Растает снег! Зазеленеет все кругом, появятся насекомые, вот тогда птицы птенцов и выводят! А ты, выдумал-придумал, зимой птенцов выводить, неправда все это!
Мышь. Вот это да! Все так необычно! Клюв изогнутый, птенцы в самый лютый мороз! Не птица, а очевидное-невероятное! А я самая обыкновенная Мышь серая сейчас найду шишку поспелее, и пойду вон под ту березу домой, будем с ней всю ночь зернышки грызть, что с осени. Нам зимой не страшен, ни холод, ни голод а боюсь я только лису, пока вам, до свиданья.
Воспитатель: Ребята а каких зимующих птиц вы знаете?
Появляется Лиса довольно облизываясь. Ой, какие зимой мыши вкусные, да питательные! А мы, Лисы хитрые да внимательные. Нам зима не страшна: мы свою куцую летнюю шубку на зимние богатые меха поменяли. Не зря говорят, Лиса – всему лесу краса! И не холодно нам, и не голодно! Мы за зиму столько мышей ловим-истребляем, что нам пора памятник за сохранение леса от вредителей ставить на каждой опушке!
Воспитатель: Лиса тихо, а то медведя в берлоге разбудишь.
Лиса испуганно, но с достоинством. Пойду я, а то опять меня лису обвинят во всем, крайней оставят!
На поляне появляется Заяц. Ой, как зимой хорошо! Зимой мы свою летнюю серую шубку на шубку белую, пушистую и теплую меняем! Я – белый, снег – белый! Никто меня не видит! А на задних лапах у нас такая длинная шерсть вырастает, как лыжи лапы становятся. И я на этих лыжах с горки на горку, с оврага на полянку, как стрела! Никто меня не поймает! Никто мне зимой не страшен! Ой! Кто это? Ой, ё, ёй! Лиса? Поскакал я от неё .
Пальчиковая игра «Зайчик в лес пошел гулять»
Воспитатель: А ещё есть зверь лесной, он ребята, очень злой.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит зверь молчком,
– Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк). Почему? (Еды мало, голодает).
– Какой у него мех? (серый). А летом какой? (тоже серый)
– Почему волк не меняет окраску зимой? (ему не надо ни от кого прятаться)
– Как называется жилище у волка? (логово).
– Почему говорят: “Волка ноги кормят?”
Волк, озираясь и принюхиваясь. У, у, у! Привет, ребята! Лиса такая гладкая, да упитанная? Мы волки, зимой голодные, никого поймать не может. Мы за зайцем бежать, прыг –в снег, и проваливаемся – тяжелые, мы. А зайца уже и след простыл! А так есть хочется! У, у, у (Уходит)
Воспитатель обращает внимание детей на высокое дерево с дуплом.
– Кто знает, что за отверстие наверху? (Дупло).
Кто по елкам ловко скачет,
Вмиг взлетает на сосну?
Кто в дупле шишки прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
– Где живут белки?
– Какая шерсть у белки зимой? (серая, густая, защищает от холодов).
– Почему белки хорошо лазают и прыгают по деревьям? (У белки на ногах длинные когти, ими легко цепляется за ветки деревьев; хвост пушистый, большой, помогает прыгать с дерева на дерево).
– Чем питается белка зимой?
Воспитатель: Вот это да! А я думала, зимой все умирает в лесу. А ведь нет! Зимой лес живет, только немного засыпает.
Береза. Ой, кто-то тут у меня зашевелился. А, это насекомые, которые зимуют под моей корой. ( Воспитатель показывает насекомых.)
Холодно, чтобы не замерзнуть
Отправляемся в дорожку, в детский сад идти пора.
Одеваем лыжи и домой. (ходьба приставным шагом. Садятся на места)
Воспитатель: Что нового вы узнали, путешествуя по зимнему лесу?
Как живут деревья зимой?
Дети, а вы знаете, какое животное впадает зимой в спячку так же как медведь? (Еж, барсук.)
Ребята, а как живется зайцу зимой? А кому сложнее всего зимой приходится? (Волку.) Почему? Каким зверям зима не страшна? Как они к этому приспособились?
Воспитатель: А я сейчас проверю, знают ли вы деревья, которые растут в лесу! Нужно хлопнуть в ладоши, если дерево растет в нашем лесу, и не хлопать, если не растет :
яблоня, груша, малина, береза,
ель, саксаул, облепиха, мимоза,
вишня, черешня, лимон, сосна,
слива, осина, каштан,
кофе, рябина, платан,
тополь, сосна, каланча.
Воспитатель. Дети, а знаете ли вы птиц, которые не умеют летать и живут там, где постоянно холодно? (Пингвины).
Проводится игра “Пингвин”. Пройти с мячом, зажав его ногами до елки и обратно.
А теперь отгадайте загадки
Сам мост мостил
Без молотка, без топора,
Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит.
Что летом и зимой
в рубашке одной?
Кругом нашего села
Бежит лошадь весела.
кудрява, а не человек.
в зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
Зверька узнали мы с тобой
по двум таким приметам:
он в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом.
За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, убежало. Нет ни дыма, ни пожара.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня в детский сад пришло письмо от наших елей, живущих в лесу. В этом письме к вам просьба: не ставьте живые елки дома на Новый год! Мы хотим жить, а если вы срубите нас мы умрем. Не губите ради праздничной недели половину леса!
И еще одно письмо от птиц. Они просят устроить кормушки на нашей площадке и не забывать подсыпать в них корм.
Воспитатель: сегодня на прогулке мы повесим нашу кормушку и будем подкармливать птиц. Как вы думаете, кто прилетит к кормушке (Ответы детей)
Как мы оденемся на прогулку (ответы детей)Что любят дети зимой делать?