В развитие ценностных ориентаций целый ряд теорий обучения ставит на первый план процессы подражания и идентификации. Согласно этим концепциям дети перенимают от взрослых не только манеру поведения и привычки, но и представление о ценностях и убеждениях.
В формальном отношении развитие ценностных взглядов в период взросления характеризуется их усложнением, деперсонификацией, возрастающей либерализацией и ростом личностной независимости. Их содержание непрерывно изменяется в соответствии с этими общими принципами.
Эмпирически выяснено следующее.
Особо хочется выделить то, что в этом возрасте внешность
Нравственное развитие в период взросления.
Несмотря на различия в представлениях разных авторов и в результатах исследований, можно выделить следующие общие черты периода взросления.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Понимание личных ценностей подростков помогает специалистам в области образования, психологии и социальных служб разрабатывать программы и стратегии, направленные на улучшение качества жизни, успешного развития и социализации молодых людей. Сегодня несколько слов о результатах исследований личных ценностей подростков. Напомню, что личные ценности определяются как устойчивые представления о том, что считается важным и имеющим значение для индивида, и влияют на поведение и принятие решений. Поэтому, взглянем на ситуацию через призму сухих итогов исследований.
В исследованиях часто выделяют несколько ключевых личных ценностей, которые могут влиять на развитие подростков, такие как самореализация, забота об окружающих, верность семейным традициям, обязанности перед обществом, дружба, материальный успех и самоуважение. Эти ценности могут различаться в зависимости от культурных, религиозных и семейных особенностей, а также от индивидуальных характеристик подростка. В частности, образование, работа и помощь другим или милосердие:
– с Образование всё сложно – во-первых, само образование теряет свою ценность для подростков, и это как следствие, поэтому во-вторых, образование переходит из мотивирующей ценности в инструментальную, то есть, когда знания становиться инструментом для получения престижной работы и статуса, ну и как итог, в-третьих, смысловая составляющая Образования также сменилась для подростков: если раньше это было содержательное понятие «образованный человек», то сейчас это внешние моменты, более вещественные, осязаемые.
– переходя к сфере Работа, там история такова: «работающий человек» стал для подростков менее положительной фигурой, то есть рабочий теряет авторитет и отнюдь не фигура для подражания, а вот человек зарабатывающий это уже другое дело. Как говориться, почувствуйте разницу: человек работающий и человек зарабатывающий!
– Помощь другим как ценность вообще потеряла все позиции в головах подростков: сама сфера милосердия или помощи других не котируется и стала менее приоритетной не только как смысловое понимание, но и как практические инструкции к применению. То есть, индивидуалистический настрой растёт на глазах изумленной публики.
Что же до кросс-культурных моментов, то и они есть. Начнем с общих моментов: набор ценностей у российских подростков и американских разный. Если в первом случае это – материальные группа ценностей, семейный ценности, работа и патриотизм, то для второго случая это – образование как познание что-то нового, отдых, группа эстетических ценностей, свобода, творчество, ответственность и социальная активность.
А вот далее детали:
– Свободное время как ценность для российских подростков не значиться, в то время как для американских подростков это очень ценно. Они дорожат им посему и относятся более бережливо и расчётливо. Тут как раз и сказывается культурно различие по отношению к ресурсу Время. В США ресурс Время считается ограниченным, поэтому выплаты по работе считаются в часах, в речи очень много формулировок, относящихся ко времени и Время как материальная ценность сопоставима с деньгами.
– тем не менее Материальные ценности достаточно высоко стоят и у российских, и у американских подростков. Вот только смысловая и образная нагрузка опять разная: если в США материально благосостояние выступает скорее средством, а не самой целью или ценностью имея всё же вес в системе ценностей, то для российских подростков это именно материальный достаток как маркер успешности и самореализации, поэтому бренды и дорогие вещи как внешние признаки успешности демонстрируют свой социальный статус окружающим.
– теперь об Ответственности немного. Здесь тоже всё сложно. Российские подростки эту ценность занизили в оценках, для них она скорее отрицательная, чем положительная ценность. Она тяжела для их понимания и следование ей. А вот американские подростки ответственность понимают как ответственность за себя, свою жизнь и поступки, также проявление самоконтроля поведения и прогнозирование возможных последствий своих действий.
– Отдых для российских подростков — это восстановление сил, в то время, когда для американских подростков это получение эстетического удовольствия, которое включает посещение театров, общение с близкими и отдых на природе.
– и пару слов о Здоровье. Она как ценность находиться высоко и у американских, и у российских подростков, но вот смысловая нагрузка разная: у первых это образ жизни как таковой. Здоровый образ жизни не в момент болезни. А вот у вторых это ресурс и объективная действительность, но ценность этого ресурса проявляется в момент болезни.
– несколько слов и о Патриотизме как ценности. Вот здесь история такова: для российских ребят это скорее социальная установка, к которой нужно стремиться. А вот у американских ребят патриотизм это образ жизни, где есть место гордости за себя, как часть американского народа, так и с возможностью активного участия в жизни общества.
Данные итоги и результаты исследований показывают, что ценности — это подвижная система координат на которую влияют масса факторов. Насколько она личной бы не была, это всё же и социальное явление.
В заключении отмечу, что тем не менее, те самые частные случаи, с которыми я и мои коллеги встречаются на сессиях с клиентами, это в большинстве случаев рабочие случаи, когда можно работать или корректировать жизнь в лучшую сторону. Поэтому, если Вы готовы меняться к лучшему, я буду готов помочь и Вам в этом!
Родительское собрание № 1
«Жизненные цели подростков».
данного родительского собрания – обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка, обменяться идеями и мнениями воспитания.
Добрый вечер,уважаемые родители, бабушки и дедушки! Рада вас видеть отдохнувшими, полными сил и энергии. Надеюсь, этот учебный год для нас с вами будет столь же плодотворным, как и предыдущий. Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»
Наш разговор хотелось бы начать со знакомства некоторых психологических исследований, а именно: психологи выделяют много признаков в поведении ребёнка, по которым можно определить есть ли жизненная установка, цель у него или нет. Я вам приведу только некоторые из них, но именно эти признаки в поведении детей говорят, с точки зрения психологов, об отсутствии жизненных целей:
Я думаю, данный список способен навести на размышления каждого из нас.
– Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
Накануне родительского собрания была проведена с ребятами проектная методика «Мой жизненный выбор». Ребятам был предоставлен ряд незаконченных предложений. Им самостоятельно необходимо было продумать и записать концовку данных высказываний. Данная методика наглядно демонстрирует наличие или отсутствие у детей жизненных целей, а также что является причиной последнего.
К счастью, в нашем классе у всех детей, кроме одного есть свои цели, приоритеты и мечты. В основном на данном этапе эти мечты связаны с хорошей учебой и возможностью поступить в престижное высшее учебное заведение, чтобы в будущем обеспечить себя достойной работой.
Кроме того, проанализировав ответы ребят можно отметить, что несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление.
Поддержкой в достижении жизненных целей ребята, прежде всего, видят вас, родителей. Именно на вас они надеются в своей жизни, в достижении целей. Но есть и те, кто видит поддержку в друзьях и школе.
Но родители же для некоторых из подростков являются и препятствием в достижении своих целей, так как не относятся серьезно к их мечтам. Хотя основным препятствием многие считают свою лень.
И мы с вами должны детям показать, что в жизни всё нужно зарабатывать своими силами, пройдя и через неудачи. Педагог и родители должны заинтересовать ребёнка учёбой.
Что же можно посоветовать всем нам и вам в частности, уважаемые родители?
Отечественные и зарубежные психологи советуют родителям придерживаться следующих моментов в воспитании детей:
Безусловно, принимать ребенка таким. Какой он есть.
2)Активно слушать его переживания и потребности
3)Беседовать с сыном или дочерью об их ближайших и будущих жизненных планах
4)Делиться своими планами, победами и неудачами
5)Не иронизировать по поводу несбыточных планов, стимулировать в ребенке желание доказать себе и другим и достичь поставленной цели
6)Формировать нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов
7)Создавать у ребёнка ситуацию успеха и поддерживать успехи.
8)Бывать (читать, заниматься) вместе.
9) Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
10) Помогать, когда просит.
11) Делиться своими чувствами (значит доверять).
12)Конструктивно решать конфликты.
14)Как можно чаще обнимать ребенка, но не «затискивать».
15)Говорить ребёнку правду, какой бы горькой она не была
16)Быть самому примером для ребёнка!
Уважаемые родители, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии
его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Можно для себя отметить следующие выводы и донести их до детей:
1) Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.2) Не предавайся бесплодным мечтаниям.3) Разрабатывай конкретные планы на будущее и пр.
И наше собрание наш разговор мне хочется закончить словами известного американского педиатра Б. Спока:
Давайте поможем нашим детям найти себя в жизни, не потеряться, поставить цели и с успехом их добиться. Давайте вместе научимся радоваться успехам и поддерживать своих детей во время неудач!
Спасибо всем за внимание, рада была услышать мнение каждого из вас!
Пройти он-лайн диагностику
Что для вас самое главное в жизни? (отметьте, подчеркнув три варианта)
Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми? (укажите три варианта)
Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь? (подчеркните)
В чем вы видите причину своих успехов и неудач? (подчеркните)
Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте “+1”, если не соответствуют “-1”, если сомневаетесь – поставьте “0”.
Обработка результатов. Сложите алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок и запишите ее в нижних клетках рядом с римскими цифрами.
Восемь римских цифр в нижних клетках соответствуют восьми жизненным ценностям: Здоровье (I), Материальная обеспеченность (II), Творчество (III), Семья (IV), Карьера (V), Служение (VI), Слава (VII), Отдых (VIII). Все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека.
Цель методики – определить иерархию этих ценностей в вашей жизни.
Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.
I. ЗдоровьеХорошее здоровье – важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьезные заболевания, а также для мнительных людей.
II. Материальная обеспеченностьЛюбая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата – главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу.
III. ТворчествоТворчество – одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя творчество может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства.
IV. СемьяСемья – это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сестра, другие родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели вашего рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека.
V. КарьераКарьера (итал. carriera – бег) – продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера – рост знаний, умений, навыков. Внутриорганизационная карьера связана с продвижением в организации. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, который рискует подняться до уровня своей некомпетентности (принцип Питера).
VI. СлужениеСлужение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности – науке, искусстве, образовании.
VII. СлаваПотребность в славе свойственна неуверенным в себе людям, которым нужна постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой жизненной ценности блокирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми.
VIII. ОтдыхОтдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: “Что для вас в жизни главное?”, мы получим примерно одни и те же ответы:
Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?
Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
Благополучие семьи. Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной – ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми – то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта “главная ценность” связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей – и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
Слава. Разоренные страны и два миллиона трупов – вот непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках – и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава – угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? “Что ты делал в жизни?” – “Я прыгал в длину”. ( Веллер М. И., Все о жизни).
Примечание. Желательно групповое обсуждение этих вопросов в классе.
обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.
: обмен мнением за круглым столом с элементами лекции
анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор» «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.
Здраствуйте, дорогие родители!
Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?
II. Вопросы для обсуждения
Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»
Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:
Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.
Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. ( Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)
IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:
ВЫВОДЫ по ситуациям.
V. Статистика темы собрания.
Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ
В исследовании участвовали 34 учащихся.
определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:
26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;
Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?
а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч
Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?
А) мне безразлично – 8 уч-ся
Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся
В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся
Г) они меня раздражают – нет
4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?
а) он мне безразличен – 24 уч-ся
б) он меня раздражает – 1 уч-ся
в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся
г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся
VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований
Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим “Я”, в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим “Я”. Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на “потом”. По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы. Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.
Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.
Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?
Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?
Да, конечно роль учителя немаловажна. Сейчас предлагаю вашему вниманию презентацию успехов наших детей.
Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п. Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных – “определи свою жизненную цель”:- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.- Не предавайся бесплодным мечтаниям.- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п. Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая “психокибернетика” Мольца основывается на следующем тезисе: “Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».
Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос – чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.
VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Большое спасибо за участие!
“О ценностях человеческой жизни “.
Ребята, каждый человек задумывается о своем будущем. Очень хочется заглянуть в прекрасное далеко. Давайте представим свое будущее, каким бы вы хотели его видеть?
– Богатство, слава, власть.
– Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
– Быть просто хорошим человеком, любить людей.
– Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
– Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
– Принести пользу людям, жить для людей.
– Найти свою любовь.
– Жить для удовольствия, наслаждения.
– Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой. Хочется верить, что ваши мечты сбудутся. А теперь подумаем.
Как твои родители могут помочь тебе? (материально, морально, помочь правильно выбрать профессию)
-пробовать себя в различных секциях, кружках.
Итак, теперь, мы с вами поразмышляем над важной темой и сейчас я предлагаю вам составить список того, что вы хотите от жизни. Другими словами назовите ваши мечты о себе, о том кем хотите стать, где хотите учиться и так далее.
В вашем списке может быть сколько угодно целей – чем больше, тем лучше. Жизненные цели вам нужны не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, поэтому старайтесь отвечать максимально честно. Помните, что от жизни можно ожидать и материальных приобретений, и определенных событий, и какого-то опыта.
Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл моей жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах. Смысл, может быть, найдет во всем и всегда.
Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны
Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!
Уважайте свои достоинства и достоинства другого! Любите ЖИЗНЬ!
Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц.
Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?
( Возможен «Мозговой штурм» или использование «Метода свитка» (дети пишут на одном листе, затем ответ заворачивается и лист передается другому).
У каждого человека есть свои нравственные ценности, то, что он больше всего ценит, что для него свято.
Что является ценностью для вас?
(Дети перечисляют свои ценности)
Если человек умеет правильно оценивать события, различные ситуации, поступки, он имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, добрым и злым, полезным и вредным.
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать страдания, приносить людям счастье, радость, он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь и получить радость.
Помните, как в сказке Ш. Перро «Спящая красавица» к маленькой принцессе слетелись феи и наградили ее разнообразными талантами — умением прекрасно петь, танцевать, музицировать. И не нужно было затрачивать никаких усилий. Но реальная жизнь, в отличие от добрых волшебниц, не всегда бывает такой щедрой и доброй. Зачастую человек не только не развивает свои способности, но и идет против природы, губит свою жизнь. Почему это происходит? (теряет смысл жизни).
Выдающийся педагог А. С. Макаренко учил своих воспитанников ценить жизнь свою и чужую, учил жить красиво и достойно: в труде, честности, заботе друг о друге. Всю свою жизнь Макаренко посвятил детям. Он работал, не зная ни выходных, ни отпусков, он не щадил себя ради счастья детей.
У каждого человека есть выбор – какой сделать свою жизнь, для кого жить.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной до солнца достать
И подарить его людям.
Чтобы жизнь стала счастливой, нужно наполнить ее смыслом. Потребность жить полной жизнью есть потребность всякого человека, заставляющая его искать и находить смысл жизни.
Вот как пишут поэт А. Исаакян о жизни, о смысле.
Жить – ради радости счастья,
Жить – ради горечи слез.
Жить – ради слова участия,
Жить ради прелести грез.
Жить и в страданье, и в ласке.
В вере, безверье, во сне,
В упоении сказки
И в поклоненье весне.
Эту же мысль выразил Лев Толстой: “Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того, чтобы идти 1000 верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верстами. Нужно иметь представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться”.
А. Антон Чехов видел смысл жизни проще: “Человек должен трудиться, работать в поте лица и в этом заключается смысл и цель жизни, его счастье, его восторги”.
Вы назвали еще одну ценность – веру.
Что означает вера? Во что вы верите?
Вера – это убежденность, глубокая уверенность в чем-то.
Русская пословица говорит: “Добро тому, кто верит”. Как вы понимаете это? Во что надо верить? Почему?
Чтобы жизнь у человека была счастливой, необходимо ему верить в себя. Это самое главное. Послушайте притчу.
Обращается человек к Богу: “Господи, помоги мне поверить в тебя.
Сколько я уже молюсь, а все никак не могу поверить”.
На что ему Бог отвечает: “Сначала поверь в себя, и ты поверишь в меня”
Действительно, вера в себя – вещь очень сильная.
Зачем нужно верить в себя? Как вы понимаете: “По вере да воздастся”?
Немецкий писатель и мыслитель Гете писал: “Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.”
Давайте обсудим это высказывание.
Представьте себе человека, живущего без веры, он мрачно смотрит на будущее. Ему не на что опереться, разве что только на разум. Вера служит нам путеводной нитью в самых сложных жизненных ситуациях.
Один из философов сказал: “Вера – это, прежде всего, мужество духа, который стремительно бросается вперед, уверенный, что найдет истину. Она – не враг разума, а его свет”. И если человек видит этот свет, доверяет своему сердцу, то преодолевает все на своем пути. Отсутствие веры – главная причина духовной пустоты.
Когда без веры мы живем,
Стремленья к свету не имея,
Душа черствеет с каждым днем,
А ум становится лакеем.
Если вы теряете веру в себя, в другого человека, в душе происходит надлом, человек становится двуличным, лицемерным.
Современные психологи сделали интересное открытие: когда человек не знает, зачем он живет и от этого мучается, то это может стать причиной серьезных недугов. Вывод, который они делают из этого факта, состоит не в том, что не стоит мучиться над этим вопросом, но в том, что смысл обязательно должен быть найден.
Огромный процент самоубийств, почти 100 процентов случаев наркомании, значительная доля преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни.
Но где и как искать этот смысл? И можно ли его вообще найти?
Испокон века наш народ всегда отличался крепкой верой, потому и выстоял в войнах, вынес на плечах своих все тяготы жизни. Для него всегда были святынями – Вера, Любовь, Добро.
Добро, доброта – вечные ценности человека!
Издавна на Руси ценилась доброта.
Как вы понимаете, что такое добро? Зачем его нужно делать?
Генри Давид Торо сказал так: “Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Китайская мудрость говорит, что “добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне”. От самого человека зависит – будет он добрым или нет. Духовная личность выражается в активном отношении к добру и злу, в умении не только видеть добро и зло, но и близко принимать к сердцу все, что происходит.
Идеи добра – это мерка, с которой мы подходим к объяснению и оценке человеческих отношений вокруг себя. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, злой – дурное. Добро нужно совершать всегда и вы увидите сколько появится у вас хороших друзей, насколько вы сами станете счастливее.
А. П. Чехов писал: “Пока вы молоды, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель не в вашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро.”
Порой не только поступок, а простое слово сделает человека радостнее, счастливее. Не забывайте говорить хорошие слова каждый день, но и подумайте прежде, чем сказать обидное слово, высказать недовольство. Ведь слово может и ранить, нанести ущерб душе.
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Но слова обидного остерегаться
Не то же ль, что собственной тени бояться?
Я истины эти знаю из млада,
А думать над ними всю жизнь мне надо.
Добро должно быть активным, деятельным.
Что значит – деятельное добро? Приведите примеры.
Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?
Должны мы любить всех живых, все живое,
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая, –
Вот истина вечная, правда святая!
Все люди ко многим занятьям способны,
Но те лишь прекрасны, что сердцем беззлобны!
Обратимся к словам Виктора Кротова: «Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого».
Как вы понимаете слова автора?
– Как вы понимаете значение слова – семья? Для чего нужны нам семьи?
Малая группа людей, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью друг перед другом – это семья
Беседа с учащимися по вопросам.
Как вы думаете, для чего люди создают семьи?
Назовите главные особенности семьи?
Что является главной особенностью всех семей?
Прочитайте стихотворение В. Берестова.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук.
За то, что ты-сын.
За то, что малыш.
За то, что растёшь.
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
– О какой особенности семьи говорит поэт? Что является опорой в жизни каждого человека? К чему призывает нас поэт?
– семья веками почиталась, как большая ценность;
– в основе семейных связей лежит кровное родство;
– в семье передаются новым поколениям опыт и ценности;
– добрые семейные традиции являются источником стабильности и гуманности общества.
Ребята, давайте вспомним отрывок из сказки А. С.Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
« Я – царевна. Когда моя мама ждала меня, мой отец – царь отправился в далёкий поход, и, когда он вернулся, я только родилась. Моя мама была очень слаба и вскоре умерла. Через год отец женился на другой. Моя мачеха умна, красива, но завистлива и ревнива. Она завидует моей красоте и поэтому решила меня погубить».
– Скажите, можно ли назвать отношения между мачехой и царевной семейными? Почему?
Как вы думаете, на каких чувствах должны строиться отношения в семье?
(На чувствах любви, привязанности, желании жить вместе, растить и воспитывать детей.)
8. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
« НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД».
« ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ».
«Семья сильна, когда над ней крыша одна».
« Всякая дорога вдвоём веселее».
Скажите, что является главным законом в нашем государстве? (Конституция РФ).
Знаете ли вы, что говорится в Конституции о семье?
В Конституции записано, что семья находится под защитой государства.
Семья – обязательная часть любого государства.
Семья – ячейка общества.
Главное её предназначение состоит в том, чтобы не заканчивался род человеческий, развивалось общество.
Какой ещё нормативно-правовой акт регулирует семейные правоотношения? (Семейный кодекс РФ)
– Знаете ли Вы, какие у Вас есть права?
ПРАВА РЕБЁНКА В СЕМЬЕ:
– жить и воспитываться в семье;
– знать своих родителей, право на их заботу;
– право на совместное с ними проживание;
– право на имущество;
– право общаться с обоими родителями и другими родственниками.
Необязательно вовсе иметь большие способности, талант, если в сердце живет злоба, а не любовь.
Ребята, я вам желаю, чтобы вы не растеряли самые главные ценности: веру, добро, любовь, чтобы свою и чужую жизнь берегли как высшую ценность на земле.