Конспект занятия по теме: «Живая и неживая природа». При помощи этого конспекта, вы сможете достигнуть следующие цели и задачи:
1. Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
2. Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
3. Показать, что природа – гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.
4. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
5. Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.
Вам также может понравиться:
Всероссийская литературная викторина «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
» к юбилею сказки С. Аксакова
30 Ноября – 30 Ноября
Единство живой и неживой природы.
Сформировать знания о целостной картине материального мира, ввести понятия «вещество», «молекула», «атом». Развивать умения и навыки анализа, синтеза, обобщения. Формировать научно-материалистическое мировозрение, воспитывать культуру труда на уроке.
1.1 Парная работа. Рассмотри репродукции картин Н. С. Крылова «Русская зима» и Н. К. Саврасова «Пейзаж с радугой». Выделите и назовите тела живой и неживой природы. Представьте и аргументируйте свой выбор.
По ходу обсуждаются вопросы: Какие среды обитания изображены на картинах? Какие живые организмы вы бы дорисовали на этих картинах, если бы могли? О каких средах обитания не вспомнили во время обсуждения? Известны ли вам картины где изображены водная и почвенная среды обитания?
1.3 сообщение темы и задач урока.
Объяснение нового материала в виде проблемного диалога:
Рассмотрим рис №13 стр12 учебника и ответим на вопрос: Что общего между телами живой и неживой природы? Формулируем ответ: тела живой и неживой природы можно характеризовать по общим признакам: высоте, длине, ширине(размер), форме, цвету, объему, массе.
Почему тела можно характеризовать по общим признакам?
Ответ: Тела состоят из веществ, которые встречаются как в живой природе, так и в неживой.
Демонстрация опыта: Нагревание поваренной соли и сахара.
В чем разница между поведением этих веществ?
Ответ: при нагревании соли – изменений не наблюдаем. При нагревании сахара происходит обугливание и горение вещества.
Как получают знакомые вам соль и сахар?
Ответ: Соль добывают из месторождений или воды соленых озер. Сахар получают из сахарной свеклы или сахарного тростника.
Учитель дает определение под запись в тетрадь определение «органического» и «неорганического» веществ.
2.3 Организация УМШ. Работа в 6 группах. Задание группам: Рассортируйте предложенные предметы на две группы – органические вещества и неорганические вещества. У каждой группы на столе в лотках выложены: гвоздь, стекло, кусочек хлеба, древесина, зерна фасоли, кнопка, полоска бумаги, простой карандаш.
Группы представляют свои варианты сортировки, объясняя свой выбор.
Проблемная ситуация состоит в том, что карандаш состоит из древесины ( органическое вещество) и графитового стержня (неорганическое вещество).
Вывод: Живая и неживая природа находятся в тесном взаимодействии друг с другом, зачастую они неотделимы. Живые организмы не могут существовать без неживой природы, при этом постоянно влияют на нее.
А из чего состоят вещества?
Демонстрация опыта: Растворение и разбавление раствора перманганата марганца (марганцовки).
Ответ: Крупинки марганцовки состоят из очень большого числа частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Это молекулы. Молекулы состоят из атомов.
Рассмотрите рис №18, 19 ,стр 17 учебника. Что изображено? Какие процессы происходят на рисунках?
Ответ: Молекулы могут распадаться на атомы, которые группируясь по – новому, образуют молекулы новых веществ.
Учитель предлагаете прочесть стихи.
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере.
О каких процессах, изученных на уроке, идет речь в этих стихах?
Ответы: Об образовании молекул разных веществ из атомов, о взаимодействии живой и неживой природы, о значении атомов кислорода, о появлении первоначально неживой природы, а потом живой.
3. Стадия рефлексии:
3.1 Выполните задание №2 в печатной тетради §3, стр 7.
3.2 Подведение итогов урока. Домашнее задание §3, п/т §3, задание №1.
Линейцева Татьяна Ивановна.
Тип урока: обобщения.
Тема: Организм растения – единое целое. /слайд 1/
-повторить: историю открытия клетки, ткани, органы растения.
-уметь: выделять проблему, находить пути ее решения, ставить цель, организовывать работу, оценивать себя, выступать перед аудиторией, слушать, анализировать.
-осознавать: значимость каждого органа в жизни организма.
Цель: формирование представления о целостности растительного организма на основе знаний о строении растения. /слайд 2/
Предметные: обобщить знания об органах растения, доказать, что организм растения – это единое целое. /слайд 3/
Метапредметные: продолжить развитие коммуникативных умений, выделять главное, проводить мини исследования и делать выводы.
Личностные: формирование понятия о важности каждого органа в живом организме, о ценности жизни.
Средства обучения: гербарий растений, модель цветка, изображение органов для моделирования растения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, исследовательский.
Стихотворение Е. Ефимовского. /слайд 4/
Прошу Вас ответить без всякой заминки:
Ракета сложней, или проще травинки?
Вы скажете сразу: Ракета сложнее,
Она и нужнее, она и сложнее.
Она состоит из мильона деталей.
Ее миллион человек собирали.
Тогда Вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберете травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустячной соринки –
Кусочка от этой зеленой травинки.
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто все это.
Как сложно все это.
Постановка проблемы. Прав ли автор стихотворения? Действительно ли травинка устроена сложно? /слайд 5/
Давайте попробуем доказать, что организм растения устроен сложно и что это единое целое.
Чтобы решить проблему необходимо не только много знать, но и уметь доказать правильность высказываний.
Поэтому девизом нашего урока будет:
«Познание начинается с удивления»
Аристотель. /слайд 6/
Оценивать себя вы будете самостоятельно, поэтому за каждый правильный ответ берите жетон. А наблюдает за нами мудрая Сова. /слайд 7/
/Ученик, которому заранее было дано задание приготовить сообщение об открытии клетки, работает в «научной лаборатории»/.
Учитель: а начнем наш урок с обращения в «научную лабораторию»./сл. 8/ Может кто-нибудь из вас обратится к юному исследователю?
-Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что вы исследуете?
-Я исследую срез пробки пробкового дерева.
-Для чего вы это делаете?
-Повторяю опыт Роберта Гука.
-Можете рассказать нам об этом опыте?
/учащийся представляет сообщение об открытии клетки/.
-Что такое клетка?
-Что образуют группы клеток? /ткани/
-Что такое ткань? /слайд 9/
Задание. Из списка выберите и отметьте ткани растений. / Записаны на доске или на слайде/. /слайд 10/
Соединительная, основная, механическая, эпителиальная, покровная, образовательная, мышечная, проводящая, запасающая.
-Что образуют ткани в растительном организме? /Образуют органы/
-Что такое орган? /Часть организма, выполняющая определенную функцию/
-Какие органы цветкового растения вы знаете? /вегетативные и генеративные/
/каждая группа получает лист с изображением органа (корень, стебель, лист) растения и набор функций/
Задание: подберите органу соответствующую функцию.
Представление результатов. Называем орган и функцию.
Проблема. /слайд 11/
Одинаковы ли органы по морфологическим признакам? Так ли это? Давайте проведем исследование. Определите цель работы.
Цель: рассмотреть органы растения, сравнить, ответить на вопрос. /сл. 12/
Задание: по гербариям определите: I группа- типы корней; II группа- виды стеблей, III группа – виды листьев. /слайд 13/
Физкультминутка. /слайд 14/
Представляем результаты. /слайд 15/
– Как вы думаете, с чем связано такое разнообразие корней, стеблей и листьев?
– Какие это органы растения? /вегетативные/
-Какие еще органы есть у растений? /цветок и плод/
Давайте дополним модель растения.
Задание: отвечаем на вопрос, берем часть цветка и прикрепляем.
Так получается, что растение, которое мы с вами смоделировали, развилось из зародыша семени.
-Можем ли мы с вами утверждать, что организм растения – это единое целое?
/слайд 16/ /Ответы, рассуждения учащихся/
Итог урока. Стихотворение. /слайд 17/
Я знаю, без них я никак не могу.
Без корня я воду достать не смогу.
Вода – это жизнь, всем известно, друзья.
Так, значит, без корня никак мне нельзя.
Без стебля не вынесу листья я к свету.
А что значит лист? Открою секрет:
Коль есть СО2, хлорофилл, еще свет,
Он газ углекислый в себя заберет,
И света пучок на него упадет,
Начнется сложнейший на свете процесс.
И вот до цветка я добрался, мой друг.
Своей красотой он затмит все вокруг.
Но главное в нем, я скажу, для меня:
Он плод образует, а в нем семена.
Так продолжение жизни идет.
Так вывод, отсюда, ребята, каков?
Все органы главны – понятно без слов.
Тогда я сказать готов про себя:
Единое целое – это весь Я.
1. Природа живая и неживая.
Выберите тела, которым свойственны процессы:
2. Единство живой и неживой природы
С помощью каких тел неживой природы птицы ориентируются в круглосуточном полете?
Связь между живой и неживой природой
Что общего между сосулькой и молодым растением?
3. Использование человеком знаний о природе на практике
Из данных слов составьте словосочетание
Существуют методы познания природы, главным из которых является всем доступный метод наблюдения.
А вот зачем!
Планируемые результаты обучения:
1. Актуализация знаний учащихся:
2. Обобщение и систематизация знаний:
2.1. Органы цветкового растения, взаимосвязи
между ними в процессе жизнедеятельности:
2.1.1. Функции корней.
2.1.2. Функции стеблей.
2.1.3. Функции листьев.
2.1.4. Функции цветков.
2.1.5. Функции плодов.
2.1.6. Функции семян.
2.2. Значение процессов жизнедеятельности
растительного организма:
2.2.1. Значение минерального питания.
2.2.2. Значение фотосинтеза.
2.2.3. Значение дыхания.
2.2.4. Значение испарения воды.
2.2.5. Значение размножения.
3. Обмен веществ – основной признак живого
организма.
4. Растение – целостный организм. Влияние
повреждения какого-либо органа на
жизнедеятельность растительного организма.
5. Формулирование выводов. Подведение итогов
урока.
Краткое содержание материала:
Функции органов растения.
Значение процессов жизнедеятельности
растительного организма.
Значение минерального питания:
Значение испарения воды:
- Н. В. Дубинина, В. В. Пасечник Биология:
тематическое и поурочное планирование к
учебнику. М.: Дрофа, 2000. - Н. И. Галушкова Биология: поурочные планы.
Волгоград: «Учитель», 2005.
Представлен конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Содержимое публикации
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме : « Живая и неживая природа».
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний
Цели: Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме ( царства живой природы , отличие живой и неживой природы , явления в окружающей природе, значение этих явлений в живых организмах), для воспитания бережного отношения к природе .
Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4, карточки-жетоны , печатные тетради , карточки с заданиями , синии и красные карточки , 3 подноса и оборудование для опытов : 1. магнит , скрепки , карандаш , бумага; 2. сода , уксусная кислота , стакан
3. расческа , бумажки , пленка
Организация урока. Вступление.
Фрагмент фильма о природе , на его фоне стихотворение :
«Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,,
Птицы , звери и леса ,
Гром , туманы и роса .
Человек и время года-
Это все кругом природа.
Сегодня , ребята , мы с вами совершим виртуальное путешествие на природу.
Мы вспомним 1. Чем отличается живая и неживая природа?
2. Какие существуют Царства живой природы ?
3. Какие явления происходят в окружающей нас природе?
И чем они отличаются друг от друга?
4. Значение этих явлений в живых организмах.
Наше сегодняшнее путешествие – это подведение итогов , что мы знаем и что мы умеем.
В путешествие мы отправимся 3 командами ( 3 колонки).
В пути каждую команду ждут испытания – это разнообразные задания, конкурсы .
Задача каждой команды – успешно выполнить задание и набрать максимальное количество баллов.
Успех команды будет зависеть от каждого из вас.
Итак , в путь !!!
1 испытание БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»
Что такое природа?
( все естественное , что нас окружает)
Природа бывает живая и неживая. А чем живое отличается от неживого?
( питание , дыхание , рост , развитие , размножение , смерть , клеточное строение )
Приведите примеры живой природы.
Примеры неживой природы.
Могут ли тела неживой природы обладать свойствами живого? ( Да. Сосулька растет и т.д.)
Факторы , ограничивающие жизнь в литосфере (температура земных недр )
1. Все живые организмы объединяются в 4 царства . Какие? ( растения , животные , грибы , бактерии )
Давайте узнаем ,какие организмы населяют эти царства .
2 испытание КОНКУРС ЗАГАДОК
Представители команд называют по очереди № и получают загадку.
1. Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он.
А жильцов в нем- миллион! ( муравьи)
2. Всю жизнь ношу я 2 горба ,
Имею 2 желудка!
Но каждый горб – не горб , амбар !
Еды в них на семь суток ! ( верблюд)
3. Маленькая ,легкая , а за хвост не поднимешь. (ящерица)
4. Черен ,да не ворон, рогат , да не бык ;
Шесть ног без копыт;
Сядет – землю роет. (жук)
5. Выпуча глаза сидит
По французски говорит ,
По блошачьи прыгает ,
По человечьи плавает. ( лягушка0
6. Не мышь , не птица ,
В лесу резвится ,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( белка)
7. Без ног – бежит, все ее боятся,
Рубаху меняет , но не человек .
Яйца несет , но не курица . ( змея)
8. Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость лесного оркестра
И лучший прыгун в высоту. ( кузнечик )
2. Все это представители какого царства ? По каким признакам их выделили в отдельное царство?
В белом сарафане стала на поляне
Летели синицы ,сели на косицы . ( береза )
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила ,
А о чем она грустит –
Никому не говорит. ( ива )
Злая , как волчица ,
Жжется , как горчица,.
Ай . не трогайте меня !
Обожгу и без огня . ( крапива )
Тонкий стебель у дорожки ,
На конце его – сережки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. ( подорожник )
3. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства .
Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Будто смазанные маслом ,
Мы блестим на солнце красном
Как лесные дошколята ,
5. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства.
6. Почему бактерии выделили в отдельное царство ?
Физкульминутка ( под музыку ЗВУКИ ПРИРОДЫ )
Давайте все встанем. Представим себе , что мы в лесу .
Поют птички , журчит ручеек , а рядом с нами различные деревья .
Давайте их изобразим.
Встанем на носочки и поднимем руки вверх.
Это тополь тянет свои веточки к солнцу.
Опустим ручки , голову набок и вниз.
Это плакучая ива.
Двигаемся из стороны в сторону .
Березка качается на ветру.
А теперь представим , что подул сильный ветер .
Что будет с нашими деревьями?
Покажите мне , как они будут двигаться на ветру .
Выходим на лесную опушку. Садимся .
3 испытание ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»
1 человек от команды тянет карточку , про себя читает термин и пытается объяснить его своей
ИСПАРЕНИЕ ( переход воды из жидкого состояния в пар )
МОЛНИЯ ( Электрический искровой разряд между облаками или облаками и землей )
ТЕПЛОВЫЕ явления ( явления ,связанные с нагреванием и охлаждением воздуха )
ИСТОЧНИК СВЕТА ( тела , которые сами светятся , испускают свет )
СВЕТОВЫЕ явления (явления , связанные со светом )
СОЛНЦЕ ( природный источник света )
В это время по 1 человеку от каждой команды подходят к столу , получают карточку с заданием , находят на столе все необходимое для проведения опыта ,демонстрирующего доставшееся им явление . Готовят опыты , демонстрируют их классу и делают выводы .
4 испытание КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ОПЫТ № 1 Физическое явление . ( магнит + скрепки , магнит + карандаш )
Вывод : К магниту притягиваются железные предметы .
ОПЫТ № 2 Электрические явления ( расческа , кусочки бумаги , пленка )
ИГРА С КАРТОЧКАМИ .
Учитель называет явления , учащиеся поднимают синюю карточку , если это физическое явление и красную , если это химическое явление .
кипит чайник ( синяя )
молния ( синяя )
почернело серебро ( красная )
светит Солнце ( синяя )
поржавело железо ( красная )
фотосинтез ( красная )
распространение запаха духов в воздухе ( синяя )
выделение газа из открытой бутылки лимонада (синяя )
пищеварение в желудке ( красная )
испарение пота (синяя )
скисание молока ( красная )
растворение сахара в чае (синяя )
1. Учащиеся делают выводы , опираясь на предложенную схему
Окружающая нас природа делится на живую и неживую .
Тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
Живая природа объединяется в 4 Царства : Растения , Животные , Грибы , Бактерии .
В живой и неживой природе происходят физические и химические явления.
Живая и неживая природа – единое целое .
Кроме того надо помнить , что человек –это тоже часть природы и его существование зависит напрямую от существования нашей планеты .
1. Памятка «Правила поведения на природе» или плакат «Последствия отрицательного влияния человека на природу».
Всероссийский конкурс осенних гербариев и флористических работ «ОСЕННЯЯ МОЗАИКА
»
01 Сентября – 28 Ноября
Всероссийский патриотический конкурс вокального творчества «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА
» к Дню народного единства
01 Сентября – 25 Ноября
Открытый урок биологии в 7 классе на тему:
Органы высших растений.
Растение как целостный организм
Подготовила учитель биологии Семенеко Л. И.
с. Семцы 2018 г.
Биология 7 кл
Тема урока : Органы высших растений. Растение как целостный организм
Цель: Повторить и расширить знания о строении растительного организма. Доказать, что растительный организм – единое целое.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: знания о строении растительного организма. что растительный организм – единое целое.
Метапредметные:- регулятивные: – самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; – участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; – коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию; – слушать товарища и обосновывать свое мнение;- выражать свои мысли и идеи.
познавательные: – работать с учебником; находить отличия; – составлять схемы-опоры;
– работать с информационными текстами; – объяснять значения новых слов; – сравнивать и выделять признаки; – уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные: – осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– оценивать собственный вклад в работу группы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма организации учебной деятельности: групповая (работают в парах и фронтальная1
. Методы обучения: частично – поисковый; проблемный; эвристический.
Оборудование: маршрутные карты урока, карточки для кластера, презентация к уроку по данной теме.
1. Организационный момент . Прозвенел звонок! Все за парты тихо сели. Начинается урок.
Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение. В работе рождается истина.
Эпиграф урока « От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней .» Н. Рыленков
2. Актуализация опорных знаний Строение растительного организма.
– Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
– Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете их записывать в задании 1 маршрутного листа под цифрами (самопроверка)
3. Мотивация учебной деятельности . Постановка темы и цели урока
Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать. ( У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Слова автора говорит учитель.)
Большое спасибо, ребята, садитесь. Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам подумать о чем мы сегодня будем вести разговор на уроке?
Тема нашего урока Органы высших растений. Растение как целостный организм
Какие цели вы определите? Повторить и расширить знания о строении растительного организма.
Предлагаю заполнить таблицу
4. Освоение нового материала 1. Выяснить на какие группы делятся органы растения? Работа с учебником выполнить задание 3 заполнить схему
———– ———— ======= ==========
—— ——- ——–
Проверка по слайду
2. Проблема: «Докажите, что организм растения – единое целое, а не набор отдельных частей?»
Загадка С неё начинается развитие и размножение.
В науке она – основной объект изучения.
Сама мала, но имеет большое значение.
Что лежит в основе строения всех организмов? ( Клетка )
3. Структурные единицы растения выполнить задание 4
Составляют кластер ( на доске схема)
Клетка ———- ткань ——– орган —— организм
подземная часть ———————————————- надземная часть
1. Ветер дует мне в лицо,
Ветер тише, тише, тише;
деревцо всё ниже, ниже.
2. Мы становимся все выше,
достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
три – четыре руки вниз.
5Закрепление знаний . Функции органов растения. Задание 5 Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.
А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.
Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.
В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.
Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.
Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.
Ответы: 1 – В 2 – Б 3 – А 4 – Г 5 – Д (самопроверка)
5 Первичная проверка знаний . Применение знаний и способов деятельности
Взаимосвязь органов растения ( слайд) факты –доказательства
Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.
Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.
Задача №1 – Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. ( Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы – дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса – защитную функцию, а усики гороха – опорную функцию.)
Узелки на память Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
2.задача Объясните – Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Где нет листьев, там нет и фруктов. Решение задач.
Задача . – Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. ) Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.) опыт укоренение черенков
– Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)
6. Итоги урока Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы
Растение – это целостный организм (слайд) достигли мы целей урока?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Соберите маршрутные листы. . За работу в них вы все получите оценки.
7. Домашнее задание. П. 16 1. На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система. 2.Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий»
8. Рефлексия . Своей работой на уроке я:
а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ______________________________
Все органы главные – понятно без слов.
Единое целое – это весь Я. / Т. Линейцева/
В заключении вспомним басню Крылова И. А. Действующие лица: ведущий, листы, корни.
Ведущий: В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
Листы: «Не правда ли, что мы краса долины всей?»
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас?
Ведущий: Примолвить можно бы спасибо тут и нам,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
Листы: «Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Кто вы такие там?
Что дерзко так считаться с нами стали?»
Ведущий: Листы, по дереву шумя, залепетали.
Корни: «Мы, те,-
Ведущий: им снизу отвечали,-
Корни: Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, –
Не будет уж ни дерева , ни вас».
Урок по теме: Организм растения – единое целое.
Формирование универсальных учебных действий ; обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах цветкового растения о их взаимосвязи и процессах жизнедеятельности.
называть органы растения и их функции, уметь распознавать их на рисунках и иллюстрациях.
знать и описывать органы растения, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями, называть признаки взаимосвязи органов растения.
знать особенности строения органов растения (в.т.ч. клеточного) в связи с выполняемыми функциями, доказывать, что организм растения – единое целое.
Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму. Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре. Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.
Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.
Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности. Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию. Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения. Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Технология: проблемное обучение
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, СД- диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.,
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
У: Отгадайте загадку: 1 слайд – учащиеся анализируют данную загадку
Один в земле копается,
Другой в свету купается.
И хотя они друзья –
Поменяться им нельзя.
У: О каких друзьях идет речь?
у: о органах растения, – о корне, листе.
– Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь?
У: Почему они друзья?
у: потому, что они взаимосвязаны друг с другом
У: Можно сказать что, эти органы связаны друг с другом?
у:да, они образуют единый организм.
У: А может ли растение обходиться без одного из этих органов?
у: нет, не может
Вывод :Все органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.
У: Значит организм растения единое целое?
Итак, тема нашего урока Организм растения – единое целое? 2 слайд.
У: А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.
Следовательно, чтобы это доказать что мы должны вспомнить (знать) о этих органах?
у: их строение и функции.
У: Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
у: будем работать самостоятельно и в группе, находить информацию в учебниках, энциклопедиях, электронном учебнике.
II. Организация деятельности
1. Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.
1 группа – обучающимся предлагается загадка:
Не рыли, не бурили, а воду добыли
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название –
И вы будете обобщать информацию, о каком органе?
у: о корне
2 группа – обучающимся предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»
у: о стебле
3 группа – обучающимся предлагается загадка : Из почек появляются,
Осенью – летят.
У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».
у: о листе
2. Группы получают листы- задания.
3. Работают с различными источниками информации.
III. Осуществление деятельности.
Первая группа – лаборатория «Корень»
Задание 1. Используя учебник ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28 и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».
Задание 2. Сделайте о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Напишите синквейн по теме: «Организм растения – единое целое».
Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.
Задание 3. Используя таблицу, составьте кластер «Организм растения – единое целое».
Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.
Задание 3. Поставьте сценку «Спор органов растения». Для этого распределите роли и слова:
говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и несу листья, цветки, плоды к свету, теплу, солнцу».
утверждает: « А мы тоже бываем очень большими и маленькими. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».
: «А мы, – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе, стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину».
«Нет ничего лучше и полезнее меня. – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»
Словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
IV. Защита результатов деятельности.
1. Защита 1 и 2 заданий.
Представители от каждой группы по очереди выходят к таблице и представляют результаты (1 ученик – особенности строения органа, 2 ученик – функции органа, 3 ученик – взаимосвязь). Обучающиеся дополняют и корректируют ответы. Учитель проверяет правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.
1 группа – лаборатория «Корень». Строение, функции и значение корня. (
Вывод У: Почему растение погибнет, если у него поврежден корень?
у: в растение не будут поступать вода и минеральные вещества.
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по слайду № 4
2 группа – лаборатория «Стебель». Строение, функции и значение стебля.
У: Каким путём вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения? Какой опыт мы ставили на прошлом уроке? На основании наблюдений какой вывод мы сделали?
Демонстрация опытов: Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
3 группа – лаборатория «Лист». Строение, функции и значение листа.
У: Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, вы сможете прочитать пословицу. – Как вы понимаете эту пословицу?
у: В листьях идет процесс фотосинтеза ( образуются питательные, органические вещества, которые и откладываются в запас в плодах, раз не будет листьев, значит не будет идти фотосинтез, и органические вещества откладываться в запас не будут, значит не будет плодов.)
У: Проверьте так, ли у вас получилось? ( проверка по
У: Ребята, а все ли органы растения мы повторили? Ничего не забыли?
у: забыли цветок
Группа учащихся (2-3 чел) заранее по моей просьбе для вас подготовила небольшую презентацию (4 слайда) по строению цветка, и сейчас они вам её представят.
Презентация «Строение цветка» на 3 минуты.
Вопросы учеников подготовивших презентацию к классу :
У: Из каких частей состоит цветок?
у: пестик, тычинки, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник.
У: назовите главные части цветка.
у: пестик, тычинка.
У: Почему они главные ?
у: они участвуют в размножении.
У: Какие функции выполняет цветок?
у: образуется плод с семенами
У: Какое значение имеет цветок?
2. Защита задания 3.
2 группа – лаборатория «Стебель» –
3 группа – лаборатория «Лист» – представляет постановку сценки «Спор органов растения»
У: А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему?
у: все органы растения – важны, они взаимосвязаны.
В работе организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.
У:О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое?
Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?
Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения – единое целое.
Молодцы! Вы сумели это доказать.
VI. Домашнее задание. ξ 32- ξ39
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
муниципального образования города Братска
Правилова Ирина Сергеевна,
I квалификационная категория