Живая и неживая природа – это один и тот же урок природоведения по теме «Единство живой и неживой природы». методические разработки по природоведению (5 курс) по предмету

Конспект занятия по теме: «Живая и неживая природа». При помощи этого конспекта, вы сможете достигнуть следующие цели и задачи:
1. Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
2. Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
3. Показать, что природа – гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.
4. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
5. Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.

Вам также может понравиться:

Всероссийская литературная викторина «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
» к юбилею сказки С. Аксакова

30 Ноября – 30 Ноября

Единство живой и неживой природы.

Сформировать знания о целостной картине материального мира, ввести понятия «вещество», «молекула», «атом». Развивать умения и навыки анализа,   синтеза, обобщения. Формировать научно-материалистическое мировозрение, воспитывать культуру труда на уроке.

1.1 Парная работа. Рассмотри репродукции картин Н. С. Крылова «Русская зима» и Н. К. Саврасова «Пейзаж с радугой». Выделите и назовите тела живой и неживой природы. Представьте и  аргументируйте свой выбор.

По ходу обсуждаются вопросы: Какие среды обитания изображены на картинах? Какие живые организмы вы бы дорисовали на этих картинах, если бы могли? О каких средах обитания не вспомнили во время обсуждения? Известны ли вам картины где изображены водная и почвенная среды обитания?

1.3 сообщение темы и задач урока.

Объяснение нового материала в виде проблемного диалога:

Рассмотрим рис №13 стр12 учебника и ответим на вопрос:  Что общего между телами живой и неживой природы?  Формулируем ответ: тела живой и неживой природы можно характеризовать по общим признакам: высоте, длине, ширине(размер),  форме, цвету, объему, массе.

Почему тела можно характеризовать по общим признакам?

Ответ: Тела состоят из веществ, которые встречаются как в живой природе, так и в неживой.

Демонстрация опыта: Нагревание поваренной соли и сахара.

В чем разница  между поведением этих веществ?

Ответ: при нагревании соли – изменений не наблюдаем. При нагревании сахара происходит обугливание и горение вещества.

Как получают знакомые вам соль и сахар?

Ответ: Соль добывают из месторождений или воды соленых озер. Сахар получают из сахарной свеклы или сахарного тростника.

Учитель дает определение под запись в тетрадь определение «органического» и «неорганического»  веществ.

2.3  Организация УМШ.  Работа в 6 группах. Задание группам: Рассортируйте предложенные предметы на две группы – органические вещества и неорганические вещества. У каждой группы на столе в лотках  выложены: гвоздь, стекло, кусочек хлеба, древесина, зерна фасоли, кнопка, полоска бумаги, простой карандаш.

Группы представляют свои варианты сортировки, объясняя свой выбор.

Проблемная ситуация состоит в том, что карандаш состоит из древесины ( органическое вещество) и графитового стержня (неорганическое вещество).

Вывод: Живая и неживая природа находятся в тесном взаимодействии друг с другом, зачастую они неотделимы. Живые организмы не могут существовать без неживой природы, при этом постоянно влияют на нее.

А из чего состоят вещества?

Демонстрация опыта: Растворение и разбавление раствора перманганата марганца (марганцовки).

Ответ: Крупинки марганцовки состоят из очень большого числа частиц, размеры которых чрезвычайно малы.  Это молекулы. Молекулы состоят из атомов.

Рассмотрите рис №18, 19 ,стр 17 учебника. Что изображено? Какие процессы происходят на рисунках?

Ответ: Молекулы могут распадаться на атомы, которые группируясь по – новому, образуют молекулы новых веществ.

Учитель  предлагаете прочесть стихи.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

О каких процессах, изученных на уроке,  идет речь в этих стихах?

Ответы: Об образовании молекул разных веществ из атомов, о взаимодействии живой и неживой природы, о значении атомов кислорода, о появлении первоначально неживой природы, а потом живой.

3. Стадия рефлексии:

3.1  Выполните задание №2 в печатной тетради §3, стр 7.

3.2  Подведение итогов урока. Домашнее задание  §3, п/т §3, задание №1.

Линейцева Татьяна Ивановна.

Тип урока: обобщения.

Тема: Организм растения – единое целое. /слайд 1/

-повторить: историю открытия клетки, ткани, органы растения.

-уметь: выделять проблему, находить пути ее решения, ставить цель, организовывать работу, оценивать себя, выступать перед аудиторией, слушать, анализировать.

-осознавать: значимость каждого органа в жизни организма.

Цель: формирование представления о целостности растительного организма на основе знаний о строении растения. /слайд 2/

Предметные: обобщить знания об органах растения, доказать, что организм растения – это единое целое. /слайд 3/

Метапредметные: продолжить развитие коммуникативных умений, выделять главное, проводить мини исследования и делать выводы.

Личностные: формирование понятия о важности каждого органа в живом организме, о ценности жизни.

Средства обучения: гербарий растений, модель цветка, изображение органов для моделирования растения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, исследовательский.

Стихотворение Е. Ефимовского. /слайд 4/

Прошу Вас ответить без всякой заминки:

Ракета сложней, или проще травинки?

Вы скажете сразу: Ракета сложнее,

Она и нужнее, она и сложнее.

Она состоит из мильона деталей.

Ее миллион человек собирали.

Тогда Вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней, для травинки найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринки –

Кусочка от этой зеленой травинки.

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это.

Как сложно все это.

Постановка проблемы. Прав ли автор стихотворения? Действительно ли травинка устроена сложно? /слайд 5/

Давайте попробуем доказать, что организм растения устроен сложно и что это единое целое.

Чтобы решить проблему необходимо не только много знать, но и уметь доказать правильность высказываний.

Поэтому девизом нашего урока будет:

«Познание начинается с удивления»

Аристотель. /слайд 6/

Оценивать себя вы будете самостоятельно, поэтому за каждый правильный ответ берите жетон. А наблюдает за нами мудрая Сова. /слайд 7/

/Ученик, которому заранее было дано задание приготовить сообщение об открытии клетки, работает в «научной лаборатории»/.

Учитель: а начнем наш урок с обращения в «научную лабораторию»./сл. 8/ Может кто-нибудь из вас обратится к юному исследователю?

-Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что вы исследуете?

-Я исследую срез пробки пробкового дерева.

-Для чего вы это делаете?

-Повторяю опыт Роберта Гука.

-Можете рассказать нам об этом опыте?

/учащийся представляет сообщение об открытии клетки/.

-Что такое клетка?

-Что образуют группы клеток? /ткани/

-Что такое ткань? /слайд 9/

Задание. Из списка выберите и отметьте ткани растений. / Записаны на доске или на слайде/. /слайд 10/

Соединительная, основная, механическая, эпителиальная, покровная, образовательная, мышечная, проводящая, запасающая.

-Что образуют ткани в растительном организме? /Образуют органы/

-Что такое орган? /Часть организма, выполняющая определенную функцию/

-Какие органы цветкового растения вы знаете? /вегетативные и генеративные/

/каждая группа получает лист с изображением органа (корень, стебель, лист) растения и набор функций/

Задание: подберите органу соответствующую функцию.

Представление результатов. Называем орган и функцию.

Проблема. /слайд 11/

Одинаковы ли органы по морфологическим признакам? Так ли это? Давайте проведем исследование. Определите цель работы.

Цель: рассмотреть органы растения, сравнить, ответить на вопрос. /сл. 12/

Задание: по гербариям определите: I группа- типы корней; II группа- виды стеблей, III группа – виды листьев. /слайд 13/

Физкультминутка. /слайд 14/

Представляем результаты. /слайд 15/

– Как вы думаете, с чем связано такое разнообразие корней, стеблей и листьев?

– Какие это органы растения? /вегетативные/

-Какие еще органы есть у растений? /цветок и плод/

Давайте дополним модель растения.

Задание: отвечаем на вопрос, берем часть цветка и прикрепляем.

Так получается, что растение, которое мы с вами смоделировали, развилось из зародыша семени.

-Можем ли мы с вами утверждать, что организм растения – это единое целое?

/слайд 16/ /Ответы, рассуждения учащихся/

Итог урока. Стихотворение. /слайд 17/

Я знаю, без них я никак не могу.

Без корня я воду достать не смогу.

Вода – это жизнь, всем известно, друзья.

Так, значит, без корня никак мне нельзя.

Без стебля не вынесу листья я к свету.

А что значит лист? Открою секрет:

Коль есть СО2, хлорофилл, еще свет,

Он газ углекислый в себя заберет,

И света пучок на него упадет,

Начнется сложнейший на свете процесс.

И вот до цветка я добрался, мой друг.

Своей красотой он затмит все вокруг.

Но главное в нем, я скажу, для меня:

Он плод образует, а в нем семена.

Так продолжение жизни идет.

Так вывод, отсюда, ребята, каков?

Все органы главны – понятно без слов.

Тогда я сказать готов про себя:

Единое целое – это весь Я.

1. Природа живая и неживая.

Выберите тела, которым свойственны процессы:

2. Единство живой и неживой природы

С помощью каких тел неживой природы птицы ориентируются в круглосуточном полете?

Связь между живой и неживой природой

Что общего между сосулькой и молодым растением?

3. Использование человеком знаний о природе на практике

Из данных слов составьте словосочетание

Существуют методы познания природы, главным из которых является всем доступный метод наблюдения.

А вот зачем!


Живая и неживая природа – это один и тот же урок природоведения по теме «Единство живой и неживой природы». методические разработки по природоведению (5 курс) по предмету

Планируемые результаты обучения:

1. Актуализация знаний учащихся:

2. Обобщение и систематизация знаний:

2.1. Органы цветкового растения, взаимосвязи
между ними в процессе жизнедеятельности:

2.1.1. Функции корней.
2.1.2. Функции стеблей.
2.1.3. Функции листьев.
2.1.4. Функции цветков.
2.1.5. Функции плодов.
2.1.6. Функции семян.

2.2. Значение процессов жизнедеятельности
растительного организма:

2.2.1. Значение минерального питания.
2.2.2. Значение фотосинтеза.
2.2.3. Значение дыхания.
2.2.4. Значение испарения воды.
2.2.5. Значение размножения.

3. Обмен веществ – основной признак живого
организма.

4. Растение – целостный организм. Влияние
повреждения какого-либо органа на
жизнедеятельность растительного организма.

5. Формулирование выводов. Подведение итогов
урока.

Краткое содержание материала:

Функции органов растения.

Значение процессов жизнедеятельности
растительного организма.

Значение минерального питания:

Значение испарения воды:

  • Н. В. Дубинина, В. В. Пасечник Биология:
    тематическое и поурочное планирование к
    учебнику. М.: Дрофа, 2000.
  • Н. И. Галушкова Биология: поурочные планы.
    Волгоград: «Учитель», 2005.

Представлен конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Содержимое публикации

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме : « Живая и неживая природа».

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний

Цели: Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме ( царства живой природы , отличие живой и неживой природы , явления в окружающей природе, значение этих явлений в живых организмах), для воспитания бережного отношения к природе .

Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4, карточки-жетоны , печатные тетради , карточки с заданиями , синии и красные карточки , 3 подноса и оборудование для опытов : 1. магнит , скрепки , карандаш , бумага; 2. сода , уксусная кислота , стакан

3. расческа , бумажки , пленка

Организация урока. Вступление.

Фрагмент фильма о природе , на его фоне стихотворение :

«Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,,

Птицы , звери и леса ,

Гром , туманы и роса .

Человек и время года-

Это все кругом природа.

Сегодня , ребята , мы с вами совершим виртуальное путешествие на природу.

Мы вспомним 1. Чем отличается живая и неживая природа?

2. Какие существуют Царства живой природы ?

3. Какие явления происходят в окружающей нас природе?

И чем они отличаются друг от друга?

4. Значение этих явлений в живых организмах.

Наше сегодняшнее путешествие – это подведение итогов , что мы знаем и что мы умеем.

В путешествие мы отправимся 3 командами ( 3 колонки).

В пути каждую команду ждут испытания – это разнообразные задания, конкурсы .

Задача каждой команды – успешно выполнить задание и набрать максимальное количество баллов.

Успех команды будет зависеть от каждого из вас.

Итак , в путь !!!

1 испытание БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»

Что такое природа?

( все естественное , что нас окружает)

Природа бывает живая и неживая. А чем живое отличается от неживого?

( питание , дыхание , рост , развитие , размножение , смерть , клеточное строение )

Приведите примеры живой природы.

Примеры неживой природы.

Могут ли тела неживой природы обладать свойствами живого? ( Да. Сосулька растет и т.д.)

Факторы , ограничивающие жизнь в литосфере (температура земных недр )

1. Все живые организмы объединяются в 4 царства . Какие? ( растения , животные , грибы , бактерии )

Давайте узнаем ,какие организмы населяют эти царства .

2 испытание КОНКУРС ЗАГАДОК

Представители команд называют по очереди № и получают загадку.

1. Возле елок из иголок

Летним днем построен дом.

За травой не виден он.

А жильцов в нем- миллион! ( муравьи)

2. Всю жизнь ношу я 2 горба ,

Имею 2 желудка!

Но каждый горб – не горб , амбар !

Еды в них на семь суток ! ( верблюд)

3. Маленькая ,легкая , а за хвост не поднимешь. (ящерица)

4. Черен ,да не ворон, рогат , да не бык ;

Шесть ног без копыт;

Сядет – землю роет. (жук)

5. Выпуча глаза сидит

По французски говорит ,

По блошачьи прыгает ,

По человечьи плавает. ( лягушка0

6. Не мышь , не птица ,

В лесу резвится ,

На деревьях живет

И орешки грызет. ( белка)

7. Без ног – бежит, все ее боятся,

Рубаху меняет , но не человек .

Яйца несет , но не курица . ( змея)

8. Во фраке зеленом маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он гордость лесного оркестра

И лучший прыгун в высоту. ( кузнечик )

2. Все это представители какого царства ? По каким признакам их выделили в отдельное царство?

В белом сарафане стала на поляне

Летели синицы ,сели на косицы . ( береза )

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила ,

А о чем она грустит –

Никому не говорит. ( ива )

Злая , как волчица ,

Жжется , как горчица,.

Ай . не трогайте меня !

Обожгу и без огня . ( крапива )

Тонкий стебель у дорожки ,

На конце его – сережки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. ( подорожник )

3. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства .

Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Будто смазанные маслом ,

Мы блестим на солнце красном

Как лесные дошколята ,

5. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства.

6. Почему бактерии выделили в отдельное царство ?

Физкульминутка ( под музыку ЗВУКИ ПРИРОДЫ )

Давайте все встанем. Представим себе , что мы в лесу .

Поют птички , журчит ручеек , а рядом с нами различные деревья .

Давайте их изобразим.

Встанем на носочки и поднимем руки вверх.

Это тополь тянет свои веточки к солнцу.

Опустим ручки , голову набок и вниз.

Это плакучая ива.

Двигаемся из стороны в сторону .

Березка качается на ветру.

А теперь представим , что подул сильный ветер .

Что будет с нашими деревьями?

Покажите мне , как они будут двигаться на ветру .

Выходим на лесную опушку. Садимся .

3 испытание ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»

1 человек от команды тянет карточку , про себя читает термин и пытается объяснить его своей

ИСПАРЕНИЕ ( переход воды из жидкого состояния в пар )

МОЛНИЯ ( Электрический искровой разряд между облаками или облаками и землей )

ТЕПЛОВЫЕ явления ( явления ,связанные с нагреванием и охлаждением воздуха )

ИСТОЧНИК СВЕТА ( тела , которые сами светятся , испускают свет )

СВЕТОВЫЕ явления (явления , связанные со светом )

СОЛНЦЕ ( природный источник света )

В это время по 1 человеку от каждой команды подходят к столу , получают карточку с заданием , находят на столе все необходимое для проведения опыта ,демонстрирующего доставшееся им явление . Готовят опыты , демонстрируют их классу и делают выводы .

4 испытание КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ОПЫТ № 1 Физическое явление . ( магнит + скрепки , магнит + карандаш )

Вывод : К магниту притягиваются железные предметы .

ОПЫТ № 2 Электрические явления ( расческа , кусочки бумаги , пленка )

ИГРА С КАРТОЧКАМИ .

Учитель называет явления , учащиеся поднимают синюю карточку , если это физическое явление и красную , если это химическое явление .

кипит чайник ( синяя )

молния ( синяя )

почернело серебро ( красная )

светит Солнце ( синяя )

поржавело железо ( красная )

фотосинтез ( красная )

распространение запаха духов в воздухе ( синяя )

выделение газа из открытой бутылки лимонада (синяя )

пищеварение в желудке ( красная )

испарение пота (синяя )

скисание молока ( красная )

растворение сахара в чае (синяя )

1. Учащиеся делают выводы , опираясь на предложенную схему

Окружающая нас природа делится на живую и неживую .

Тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.

Живая природа объединяется в 4 Царства : Растения , Животные , Грибы , Бактерии .

В живой и неживой природе происходят физические и химические явления.

Живая и неживая природа – единое целое .

Кроме того надо помнить , что человек –это тоже часть природы и его существование зависит напрямую от существования нашей планеты .

1. Памятка «Правила поведения на природе» или плакат «Последствия отрицательного влияния человека на природу».

Всероссийский конкурс осенних гербариев и флористических работ «ОСЕННЯЯ МОЗАИКА
»

01 Сентября – 28 Ноября

Всероссийский патриотический конкурс вокального творчества «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА
» к Дню народного единства

01 Сентября – 25 Ноября

Открытый урок биологии в 7 классе на тему:

Органы высших растений.

Растение как целостный организм


Живая и неживая природа – это один и тот же урок природоведения по теме «Единство живой и неживой природы». методические разработки по природоведению (5 курс) по предмету

Подготовила учитель биологии Семенеко Л. И.

с. Семцы 2018 г.

Биология 7 кл

Тема урока : Органы высших растений. Растение как целостный организм

Цель: Повторить и расширить знания о строении растительного организма. Доказать, что растительный организм – единое целое.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: знания о строении растительного организма. что растительный организм – единое целое.

Метапредметные:- регулятивные: – самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; – участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; – коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию; – слушать товарища и обосновывать свое мнение;- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: – работать с учебником; находить отличия; – составлять схемы-опоры;

– работать с информационными текстами; – объяснять значения новых слов; – сравнивать и выделять признаки; – уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные: – осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– оценивать собственный вклад в работу группы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма организации учебной деятельности: групповая (работают в парах и фронтальная1

. Методы обучения: частично – поисковый; проблемный; эвристический.

Оборудование: маршрутные карты урока, карточки для кластера, презентация к уроку по данной теме.

1. Организационный момент . Прозвенел звонок! Все за парты тихо сели. Начинается урок.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение. В работе рождается истина.

Эпиграф урока « От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней .» Н. Рыленков

2. Актуализация опорных знаний Строение растительного организма.

– Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (Растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

– Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете их записывать в задании 1 маршрутного листа под цифрами (самопроверка)

3. Мотивация учебной деятельности . Постановка темы и цели урока

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать. ( У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Слова автора говорит учитель.)

Большое спасибо, ребята, садитесь. Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам подумать о чем мы сегодня будем вести разговор на уроке?

Тема нашего урока Органы высших растений. Растение как целостный организм

Какие цели вы определите? Повторить и расширить знания о строении растительного организма.

Предлагаю заполнить таблицу

4. Освоение нового материала 1. Выяснить на какие группы делятся органы растения? Работа с учебником выполнить задание 3 заполнить схему

———– ———— ======= ==========

—— ——- ——–

Проверка по слайду


Живая и неживая природа – это один и тот же урок природоведения по теме «Единство живой и неживой природы». методические разработки по природоведению (5 курс) по предмету

2. Проблема: «Докажите, что организм растения – единое целое, а не набор отдельных частей?»

Загадка С неё начинается развитие и размножение.

В науке она – основной объект изучения.

Сама мала, но имеет большое значение.

Что лежит в основе строения всех организмов? ( Клетка )

3. Структурные единицы растения выполнить задание 4

Составляют кластер ( на доске схема)

Клетка ———- ткань ——– орган —— организм

подземная часть ———————————————- надземная часть

1. Ветер дует мне в лицо,

Ветер тише, тише, тише;

деревцо всё ниже, ниже.

2. Мы становимся все выше,

достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

три – четыре руки вниз.

5Закрепление знаний . Функции органов растения. Задание 5 Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом.

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Ответы: 1 – В 2 – Б 3 – А 4 – Г 5 – Д (самопроверка)

5 Первичная проверка знаний . Применение знаний и способов деятельности

Взаимосвязь органов растения ( слайд) факты –доказательства

Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.

Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листьев.

Задача №1 – Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни. ( Образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы – дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса – защитную функцию, а усики гороха – опорную функцию.)

Узелки на память Мне бы очень хотелось, чтобы вы надолго запомнили эти прекрасные строки, которые написал К. Паустовский: «Никогда не поздно посадить деревце; и пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

2.задача Объясните – Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Где нет листьев, там нет и фруктов. Решение задач.

Задача . – Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. ) Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества.) опыт укоренение черенков

– Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции.)

6. Итоги урока Итак, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение – это целостный организм (слайд) достигли мы целей урока?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Соберите маршрутные листы. . За работу в них вы все получите оценки.

7. Домашнее задание. П. 16 1. На примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система. 2.Составьте экологическую сказку на тему «Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих взаимодействий»

8. Рефлексия . Своей работой на уроке я:

а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ______________________________

Все органы главные – понятно без слов.

Единое целое – это весь Я. / Т. Линейцева/

В заключении вспомним басню Крылова И. А. Действующие лица: ведущий, листы, корни.

Ведущий: В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

Листы: «Не правда ли, что мы краса долины всей?»

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нём без нас?

Ведущий: Примолвить можно бы спасибо тут и нам,

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

Листы: «Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Кто вы такие там?

Что дерзко так считаться с нами стали?»

Ведущий: Листы, по дереву шумя, залепетали.

Корни: «Мы, те,-

Ведущий: им снизу отвечали,-

Корни: Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится, –

Не будет уж ни дерева , ни вас».

Урок по теме: Организм растения – единое целое.

Формирование универсальных учебных действий ; обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах цветкового растения  о их взаимосвязи  и процессах  жизнедеятельности.

называть органы растения и их функции, уметь распознавать их на  рисунках и иллюстрациях.

знать и описывать органы растения, особенности их строения в связи с выполняемыми функциями, называть признаки взаимосвязи органов растения.

знать особенности строения органов растения (в.т.ч. клеточного) в связи с выполняемыми функциями, доказывать, что организм растения – единое целое.

Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по  заданному алгоритму. Ученик самостоятельно  дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре. Ученик самостоятельно  дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.

Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.

Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности. Ученик самостоятельно сформулировал цели  и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ  результата и процесса деятельности.

Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию. Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения. Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения  полученных результатов делает выводы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Технология: проблемное  обучение

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, СД- диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.,

I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.

У: Отгадайте загадку:             1  слайд – учащиеся анализируют данную загадку

Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

У: О каких друзьях  идет речь?

у:  о органах растения, –  о корне, листе.

– Какой орган помогает им дружить? поддерживает их взаимосвязь?

У: Почему они друзья?

у: потому, что  они взаимосвязаны друг с другом

У: Можно сказать   что, эти органы связаны друг с другом?

у:да, они образуют единый организм.

У: А  может ли растение обходиться  без одного из этих органов?

у: нет, не может

Вывод :Все  органы растения взаимосвязаны между собой и образуют целостный организм.

У: Значит организм растения единое целое?

Итак, тема нашего урока  Организм растения – единое целое?         2 слайд.

У: А так ли это? Мы сегодня и попробуем выяснить.

Следовательно, чтобы это доказать что мы должны вспомнить (знать) о этих органах?

у: их строение и функции.

У: Как мы  будем  работать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

у: будем работать самостоятельно и в группе,  находить информацию в учебниках, энциклопедиях, электронном учебнике.

II. Организация деятельности

1. Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.

1 группа – обучающимся предлагается загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

У: Следовательно, ваша лаборатория получит название –

И вы будете обобщать информацию, о каком органе?

у: о корне

2 группа – обучающимся предлагается загадка : Вверх по стене крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет,С собой листья везет.

У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения стебля»

у: о стебле

3 группа – обучающимся предлагается загадка : Из почек появляются,

Осенью – летят.

У: Следовательно, ваша лаборатория получит название – Лаборатория «Изучения листа».

у: о листе

2. Группы получают листы- задания.

3. Работают с  различными источниками  информации.

III. Осуществление  деятельности.

Первая группа – лаборатория «Корень»

Задание 1. Используя учебник  ξ19, ξ 23,ξ 26,ξ 28  и другие источники информации  заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Задание 2. Сделайте  о    значимости органа в  жизни растения.

Задание 3. Напишите синквейн по теме: «Организм растения – единое целое».

Задание 2. Сделайте вывод о  значимости органа в  жизни растения.

Задание 3. Используя таблицу, составьте кластер  «Организм растения – единое целое».

Задание 2. Сделайте вывод: Докажите   значимость органа в  жизни растения.

Задание 3. Поставьте сценку «Спор органов растения». Для этого распределите роли и слова:

говорит: « Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и несу листья, цветки, плоды к свету, теплу, солнцу».

утверждает: « А мы тоже бываем очень большими и маленькими. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю».

: «А мы, – даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы – где тебе, стебель? И не сыщешь. А я достигаю двух метров в длину».

«Нет ничего лучше и полезнее меня. – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

Словом, тоже стал утверждать свое превосходство.

IV. Защита результатов деятельности.

1. Защита 1 и 2 заданий.

Представители от каждой  группы по очереди  выходят к таблице  и представляют результаты  (1 ученик – особенности строения органа, 2 ученик – функции органа, 3 ученик – взаимосвязь). Обучающиеся дополняют и  корректируют ответы. Учитель проверяет правильность заполнения  строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.

1 группа – лаборатория «Корень». Строение, функции  и значение корня. (

Вывод У: Почему растение погибнет, если у него поврежден корень?

у: в растение не будут поступать вода и минеральные вещества.

У: Проверьте так, ли у вас получилось?                      ( проверка по слайду № 4

2 группа –  лаборатория «Стебель». Строение, функции  и значение стебля.

У: Каким путём вода и минеральные вещества из корня поступают в другие органы растения? Какой опыт мы ставили на прошлом уроке? На основании наблюдений какой вывод мы сделали?

Демонстрация опытов: Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.

3  группа – лаборатория «Лист».  Строение, функции  и значение листа.

У: Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, вы сможете прочитать пословицу. – Как вы понимаете эту пословицу?

у: В листьях идет процесс фотосинтеза ( образуются питательные, органические вещества, которые и откладываются в запас в плодах,  раз не будет листьев, значит не будет идти фотосинтез, и  органические вещества  откладываться в запас не будут, значит не будет плодов.)

У: Проверьте так, ли у вас получилось?  ( проверка по

У: Ребята, а все ли органы растения мы повторили?  Ничего не забыли?

у: забыли цветок

Группа учащихся (2-3 чел) заранее по моей просьбе для вас подготовила небольшую презентацию (4 слайда) по строению цветка, и сейчас они вам её представят.

Презентация «Строение цветка» на 3 минуты.

Вопросы учеников подготовивших презентацию  к классу :

У: Из каких частей состоит цветок?

у: пестик, тычинки, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник.

У: назовите  главные части цветка.

у: пестик, тычинка.

У: Почему они главные ?

у: они участвуют в размножении.

У: Какие функции выполняет цветок?

у: образуется плод с семенами

У: Какое значение имеет цветок?

2. Защита задания 3.

2 группа –  лаборатория «Стебель» –

3  группа – лаборатория «Лист» – представляет постановку сценки «Спор органов растения»

У: А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему?

у: все органы растения – важны, они взаимосвязаны.

В работе  организма  участвуют все  органы  взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех  органов , поэтому стебель обеспечивает  передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример  взаимосвязи   органов  в  растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

У:О чем говорили в начале урока Организм растения – единое целое?

Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?

Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения – единое целое.

Молодцы! Вы сумели это доказать.

VI. Домашнее задание. ξ 32- ξ39

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

муниципального образования города Братска

Правилова Ирина Сергеевна,

I квалификационная категория

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *