XIX столетие — время больших перемен в духовной жизни США. Промышленный переворот и экономические успехи разрушали строгие пуританские предписания, которые осуждали искусство, созданное не рассудком, но чувством. Все внушало оптимистическую уверенность в великом предназначении Америки. Люди наивно верили в свои неограниченные возможности.
В XIX в. в США началось коллекционирование произведений европейской живописи. Богатые американцы выезжали в Европу и скупали там художественные ценности. В 1870 г. группа общественных деятелей и художников основала в Нью-Йорке Метрополитен-музей — крупнейшее художественное собрание США.
Сегодня в нем хранится около 3 млн произведений мирового искусства. Метрополитен-музей стоит в одном ряду с крупнейшими художественными музеями мира, как Эрмитаж и Третьяковская галерея в России, Лувр в Париже или Британский музей в Лондоне.
Среди американских писателей первой половины XIX в. было немало таких, которые критиковали отрицательные стороны американской действительности. « Свобода, равенство и братство» пришли в противоречие с жизнью. В ней, по выражению одного из романтиков, господствовал «всемогущий доллар».
В то время как Уитмен воспевал Америку, Герман Мел-вилл сказал о ней немало горьких слов в своем знаменитом романе «Моби Дик, или Белый Кит». Буржуазная цивилизация, считал он, несет людям зло и гибель. Мелвилл обличал расизм, колонизацию и рабство. За несколько лет до ее начала он предсказал Гражданскую войну в США.
Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных вам стилей — готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стальной конструкции для больших промышленных и административных зданий.
А началось все с трагического события. В 1871 г. город Чикаго почти полностью выгорел от большого пожара. Надо было перестраивать весь город, что вызвало всплеск различных идей. Группа архитекторов во главе с Луисом Салливеном разработала остов коммерческого небоскреба, в основу которого был положен стальной каркас, наполненный камнем и цементом. В 1880-е гг. сначала в Чикаго, а затем и в других городах появились первые небоскребы, ставшие символом индустриальной мощи Америки.
Использованная литература:В. С. Кошелев, И. В. Оржеховский, В. И. Синица / Всемирная история Нового времени XIX – нач. X X в., 1998.
Американская живопись находилась под сильным влиянием Западной Европы. Для нее были характерны романтизм и реализм, а с конца XIX в.— импрессионизм. Художников романтического направления больше всего интересовали две большие темы — природа и личность. Поэтому широко была распространена портретная живопись. В условиях экономического процветания художники, как правило, рисовали богатых людей и членов их семей. Какой-то особой самобытностью американская живопись еще не отличалась.
Мать и дитя, 1890. Американка М. Кассатт стала первой женщиной, добившейся признания среди импрессионистов. Картины на темы материнства просты, выразительны и полны душевной теплоты
Только после Гражданской войны американские художники перестают ощущать себя неотесанными подмастерьями. Их произведения становятся все более «американскими».
Наиболее известными американскими живописцами XIX в. были представители романтического направления: Коул, Даренд и Бингем. Большой популярностью пользовался портретист Сарджент. Однако типичным американским художником конца столетия принято считать Уинслоу Хомера.
1. Объясните, что общего во взглядах американских и европейских романтиков и реалистов на жизнь и роль искусства. В чем различие?
Романтики склонны создавать идеалистическую картину мира. Реалисты же не боятся показывать неприятные моменты жизни. И романтики, и реалисты видели, что реальность далека от идеала, но реалисты активно показывали это.
Отличие американского романтизма заключалось в более тесной связи с просветительским рационализмом: у них нет такого резкого отхода от просветительских идеалов.
2. Какие проблемы американского общества раскрывают авторы в своих произведениях?
Истребление индейских племен, уничтожение их уникальной культуры, рабство, Гражданская война.
4. Определите особенности развития американской архитектуры и живописи XIX в. Подумайте, почему американская живопись не имела заметных отличий от европейской.
Планировка американских городов отличалась от планировки европейских. В американских городах параллельные улицы перпендикулярно пересекались другими параллельными улицами, а не расходились от центра, как в Европе.
Живопись развивалась в рамках романтизма и реализма, как и европейская живопись. Основные темы творчества художников романтического направления — природа и человек. Широко была представлена портретная живопись. Художники рисовали богатых людей и членов их семей (благодаря хорошему экономическому положению страны).
5. Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик американских городов?
Был создан стальной каркас для больших промышленных и административных зданий. В 1880-е гг. появились первые здания из бетона.
6. Продолжите заполнение таблицы «Развитие мировой науки и культуры в XIX — начале XX в.» (с. 68).
Крупнейшими американскими писателями-реалистами во второй половине XIX — начале XX в. были Марк Твен, Ф. Брет Гарт, Джек Лондон и Теодор Драйзер.
Марк Твен (1835—1910) подверг беспощадной критике и осмеянию своих главных врагов — «монархию денег» и религию. Поэтому некоторые из его книг долгое время не могли быть напечатаны в США. Лучшие произведения Марка Твена — «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», посвящены жизни простых людей Америки.
Особое место в американской литературе занимает Брет Гарт (1836—1902). Он знаменит своими рассказами и повестями из жизни золотоискателей Калифорнии. В них захватывающе и мастерски показана порабощающая власть золота. Произведения Гарта были приняты в Европе как новое слово американской литературы.
В конце XIX в. видное место в американской литературе занял короткий рассказ. Виртуозным мастером рассказа, легкой и веселой новеллы показал себя О’Генри. Рассказами завоевал себе известность крупнейший писатель начала XX в. Джек Лондон (1876—1916). В них описан новый и незнакомый для американцев мир — бесстрашные и мужественные люди, золотоискатели Севера, мир романтики и приключений. Лучшие произведения Джека Лондона — рассказы «Любовь к жизни», «Мексиканец», романы «Белый клык» и «Мартин Иден». В рассказе «Белая чума» — видение катастрофы буржуазной цивилизации.
Оборотная сторона экономического процветания США с размахом изображена в романах выдающегося писателя Америки Теодора Драйзера (1871 —1945). В трилогии «Финансист», «Титан» и «Стоик» повествуется о финансисте-«сверхчеловеке», который пришел к горькому выводу о бесплодности накопления и стяжательства. Одно из лучших произведений писателя — роман «Американская трагедия».
В отличие от европейского он весь был устремлен в будущее, оптимистичен. В то же время для него характерна была тоска по безвозвратно ушедшему, грусть от созерцания вечного круговорота жизни. Вера в лучшее будущее и процветание Америки примиряла большинство романтиков с темными сторонами жизни.
Яркими представителями романтизма в литературе были так не похожие друг на друга поэт Генри Лонгфелло и писатель Фенимор Купер.
Генри Лонгфелло (1807—1882) — классик американской литературы. Его творчество — веха в американской поэзии XIX в. В отличие от известных поэтов и писателей Лонгфелло сполна насладился славой при жизни. Когда он умер, траур был объявлен не только в США, но и в Англии.
Лучшим его произведением была поэма «Песнь о Гайавате». Она вошла в число наиболее известных произведений мировой литературы.
Обложка песни «о Гайавате»
«Песнь» написана по мотивам индейских преданий и легенд. Лонгфелло воспел в ней индейского национального героя сказочно-гармоничного века Гайавату, который проповедовал мир между племенами, научил людей земледелию и письменности. Поэма проникнута удивительно трогательным описанием природы и народных легенд, духом светлой печали. Взывает к гармонии в отношениях между людьми, между природой и человеком.
Индейская тема отражена в пяти романах Фенимора Купера (1789—1851), объединенных общим героем — охотником и следопытом Натти Бампо: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Действие романов происходит в XVIII в. в период войны между Англией и Францией на территории Америки. Ф. Купер с горечью описывает бесчеловечное истребление индейских племен и уничтожение уникальной культуры. Встреча двух цивилизаций обернулась трагедией. Честный и отважный Натти Бампо и его верный друг индейский вождь Чингачгук тоже были раздавлены миром стяжательства и наживы.
На волне движения за отмену рабства возникло несколько талантливых произведений. Самым значительным из них явился роман «Хижина дяди Тома» (1852) Гарриет Бичер-Стоу (1811 — 1896).
На долю книги выпал большой читательский успех. Она несла правду об ужасах рабства на Юге США. Современники говорили, что в борьбе за отмену рабства она сыграла большую роль, чем сотни пропагандистских брошюр или митингов. По «Хижине дяди Тома» были поставлены спектакли во многих театрах США. В Бостоне пьеса шла 100 дней подряд, а в Нью-Йорке только в одном из театров — 160 дней. Увлекательное содержание, правдивое описание условий жизни невольников и нравов плантаторов-рабовладельцев сделали «Хижину дяди Тома» одной из самых популярных книг мировой литературы. Она до сих пор читается с неослабевающим интересом.
В период демократического подъема 50-х гг., когда Штаты сотрясались спорами северян с южанами и в стране зрела Гражданская война, явился поэт Уолт Уитмен (1819— 1892). Рядовой журналист, он издал в 1855 г. книгу «Листья травы», которая сделала его великим поэтом Америки и принесла ему всемирную славу. Эта единственная книга поэта была не похожей на все то, что было написано до него. Удивительный творческий взлет, «загадку Уитмена» безуспешно пытаются разгадать люди.
Уитмен называл себя пророком демократии. Он воспевал Америку, до самозабвения — ее трудовой народ. Воспевал движение светил и каждый атом, каждую крупицу мироздания. Вглядываясь в народ, он различал отдельного человека, склоняясь над травой, видел травинку — листочек травы. Неистово влюбленный в жизнь, он радовался любому малейшему ее росточку, сливался со стихией окружающего мира. Образ «травы» и «я» поэта нерасторжимы:
“Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моейлюбимой травой,Если хочешь снова увидеть меня, ищи меня у себяпод подошвами.”
Уитмен создал свой, подлинно уитменовский стиль. Его изобретение — свободный стих. Поэт так охарактеризовал ритм свободного стиха, которым написаны «Листья травы»: «Этот стих, как морские волны: они то накатываются, то отступают — лучистые и тихие в ясный день, грозные в бурю». В отличие от поэтов-романтиков стихотворная речь Уитмена удивительно человечна и непосредственна:
“Первый встречный, если ты, проходя, захочешь заговоритьСо мною, почему бы тебе не заговорить со мною,Почему бы мне не начать разговор с тобой?”
Уитмен славил не только красоту человека и красоту природы своей страны. Он воспевал железные дороги, фабрики и машины.
Что ж, великий поэт Америки не был особенно проницателен. Опьяненный мечтой и восхищенный миром, он не увидел опасности для человека и человечества, вытекающей из мощной поступи со-временной индустрии.
Запишите в тетрадь предложенный материал по теме урока:
Общая характеристика направлений литературы 19 в.
1) РОМАНТИЗМ – художественное направление в культуре кон. 18 – 1 пол. 19 вв. Возник в результате разочарования в идеалах просвещения. Романтизм характеризуется изображением сильных(бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природой.
Ответьте на вопрос устно: Можно ли вы назвать исторические события, которые повлияли на творчество романтиков ?
2) КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в. Критический реализм – главная его особенность– изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, глубокий анализ внутреннего мира человека.
Ответьте на вопрос устно: Как вы думаете, почему произошел поворот в культуре?
3) НАТУРАЛИЗМ – появляется во 2 пол. 19 в. Натуралисты стремились к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой действительности.
Ответьте на вопрос устно: Как вы считаете, насколько был оправдан натурализм в искусстве?
Дата________________________ Урок _____________
План конспект по истории 8 класс
Тема 6-8: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
Искусство в поисках новой картины мира.
Учебник: Юдовская А. Я, Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и комплексной деятельности
Образовательная 1. Учащиеся должны знать, какие изменения произошли в культуре индустриального общества, как развивалась поэзия и литература, основные имена великих писателей, поэтов, мыслителей. Знать, что такое романтизм, критический реализм, натурализм. Понимать значение и последствия культурных изменений. Представлять, как связано становление индустриального общества и поворота в культуре.
2. Воспитательная. Сформировать оценочное отношение учащихся к литературному наследию XIX века.
3. Развивающая. Продолжить формирование умения характеризовать XIX в. как поворотный этап в развитии мировой культуры; характеризовать новые литературные направления и жанры.
1. Охарактеризуйте развитие транспорта в Европе?
2. Какие основные изобретения сделали жизнь более комфортной?
1. Какие развлечения появились у европейца 19 в.?
2. Как развивался городской рельсовый путь в Европе?
3. Приведите характерные черты жизни европейцев 19 в.?
4. Какие изобретения улучшили жизненные условия населения Европы?
5. Как менялась мода в 19 веке?
1. Запись темы урока (на доске и параллельно в тетрадях учащихся).
Изучение нового материала:
1. Крах просветительских иллюзий. 19 в. – поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира. Новое общество было далеко от идей свободы, равенства, братства. Наступила пора разочарования в кумирах 18 столетия. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма. Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в старинные легенды, народные сказки. Идеальными казалось Средневековье, с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, неиспорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою нет места. Романтики были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей, – человек живет, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача истинного художника – проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир. Романтическое мировосприятие будет господствовать в художественной культуре начала 19 в.
К., з/д/т. Презентация
Работа с презентацией
Повествование, работа с презентацией, з/т.
Повествование с элементами беседы
Какие произведения изученных авторов вы знаете?
Кто из русских писателей был современником Байрона, Гюго, Гейне?
Закрепление материала. Вопросы учащимся. Чтение и обсуждение документа в конце параграфа.
РОМАНТИЗМ – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами. Мечтательностью, острым желанием создать совершенный мир и резким выступлением против будничности и серости действительности.
РЕАЛИЗМ в искусстве – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
АКАДЕМИЗМ – в изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.
ИМПРЕССИОНИЗМ (впечатление), направление в искусстве последней трети 19 в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Начать урок целесообразно с вопроса:
Какие исторические события оказали влияние на развитие культуры XΙX века?
– Великая французская буржуазная революция;
– Война за независимость в США;
– Раскол христианства на католицизм, протестантизм и православие;
– Аристократия отходит от власти, вперед выходит пролетариат;
Ведущие стили в искусстве:
Раздел, посвященный кино, целесообразно дать на самостоятельное изучения, а после обсудить всем вместе.
ема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
Предварительный просмотр
Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
1. Крах просветительских иллюзий. 19 в. – поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира. Новое общество было далеко от идей свободы, равенства, братства. Наступила пора разочарования в кумирах 18 столетия. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма. Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в старинные легенды, народные сказки. Идеальными казалось Средневековье, с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, неиспорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою нет места. Романтики были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей, – человек живет, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача истинного художника – проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир. Романтическое мировосприятие будет господствовать в художественной культуре начала 19 в.
Анализ деятельности учащихся. Выставление оценок, поощрение активных учеников.
Домашнее задание: § 6, составить таблицу аналогично таблице на стр. 46 вопрос 2 стр 51
Объясните, что общего во взглядах американских и европейских романтиков и реалистов на жизнь и роль искусства. В чем различие?
Крупнейшие ученые, их открытия и изобретения
Выдающиеся писатели и их произведения
Известные художники, архитекторы и их творчеств
Знаменитые композиторы и их произведения
Цель: Познакомить учащихся с творчеством художников XIX века, художественными направлениями в живописи. Рассмотреть взаимосвязь между различными видами искусства, какую роль в жизни общества сыграло изобретение кино.
– определить общекультурный контекст эпохи;
– рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства
– познакомить учащихся с культурой 19 века;
-выявить основные направления в культуре 19 века;
– познакомиться с представителями живописи и музыки и их произведениями и шедеврами 19 века;
– развивать умение находить нужный материал;
– учить анализировать тексты и выделять логические части в прочитанном тексте;
– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме;
– развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами;
– способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры
– способствовать воспитанию чувства прекрасного;
– способствовать духовно-нравственному воспитанию;
– способствовать воспитанию культуры речи и поведения.
Наглядность : портреты художников, портреты композиторов, репродукции картин живописи.
Понятия: изобразительное искусство, живопись, музыка, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, опера, камерная музыка, симфоническая музыка.
Оформление доски : число, тема урока, портреты художников, композиторов, репродукции картин, эпиграф к уроку.
Дороги, ведущие к искусству, полны терний,
Готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения
? -Что должен иметь каждый ученик?( Т – тетрадь
-Все готовы трудиться?
Запись темы урока в тетрадь.
На предыдущих уроках мы говорили, что XIX век-это время перемен, становление индустриальной эпохи. Научно-технический прогресс изменил жизнь людей, а соответственно не мог оказать влияния на мир культуры. Сегодня на уроке мы окунемся с вами в мир живописи и музыки XIX века, познакомимся с выдающимися художниками данной эпохи, попытаемся рассмотреть их картины, познакомимся с выдающимися композиторами и попытаемся проникнуть в мир их музыки.
Формулировка проблемного вопроса : доказать, что в индустриальную эпоху появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера искусства рисовали новую картину мира.
Откройте §6 стр. 54 прочтите вступление.
Почему XIX в называют зеркалом художественных исканий?
Какие события повлияли на мировую культуру XIX века? Войны, революции, восстания.
Работа на рабочих листах.
1. Общая характеристика художественных направлений 19 в. Работая с текстом определить. Особенности художественных направлений заполнить таблицу.
Утверждал неповторимость человеческой личности
Интерес к прошлому, его идеализация
Пытались проникнуть во внутренний мир человека
Романтики описывали мир прекрасной мечты.
Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;
Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом
Человек рассматривается как порождение общества.
Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.
НАТУРАЛИЗМ – появляется во 2 пол. 19 в.
Обличение общественной системы в целом
Особое внимание к мелочам, деталям, окружающим героя.
Пытаются выявить законы развития общества.
Пример: Эмиль Золя
Что общего во взглядах у романтиков и реалистов на жизнь и роль искусства? (романтики, как и реалисты, не отрывались от действительности, их произведения отражали существующие проблемы буржуазного общества).
2. Работая с иллюстрациями определить . Особенности и направление, в котором работали художники, и заполнить таблицу .
3. Учащиеся рассматривают репродукции картин Э. Мане, Клода Моне, К. Писсаро, О. Ренуара, Поль Сезанн.
Импрессионисты писали только с натуры, заканчивая картину не в мастерской, а на открытом воздухе. Передавая цветовое богатство реального мира, художники стремились запечатлеть его вечно меняющийся в зависимости от освещения. Их произведения пронизаны светом, воздухом, радостью жизни.
Предлагается подумать над вопросом №1 к §7-8.
4. Рассматриваются направления в музыке 19 века. Учащиеся знакомятся с некоторыми музыкальными фрагментами композиторов 19 века.
5. В конце урока ученикам предлагается самостоятельная работа в виде теста.
Итог . Искусство становится массовым, доступным, живо реагирует на возрастающие потребности общества. Прикоснувшись к жизни и творчеству писателей, актеров, художников XIX века мы получили возможность стать свидетелем творческих исканий, мучительных поисков, и размышлений о правде и красоте в искусстве.
XIX век – период величайших открытий, гениальных догадок, нового взгляда на мир, общество, природу, человека, первых попыток сближения разных жанров и ви дов художественных произведений , которые в полной мере будут воплощены в следующем столетии. Творцы искусства XIX века оставили в наследство не только открытия, но и тайны, разгадывать которые предстоит вам.
Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З § 7-8 .
Уолт Уитмен “Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей любимой травой, Если хочешь снова увидеть меня, ищи меня у себя под подошвами.”
ИСКУССТВО Сердце Анд. Фредерик Черч (1826—1900). В 1850-е гг. посетил Южную Америку, после чего прославился в США яркими и впечатляющими изображениями экзотических ландшафтов
Архитектура Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных вам стилей — готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стальной конструкции для больших промышленных и административных зданий.
2. В чем заключается разница между европейскими романтизмом и реализмом XIX в.? Что их объединяет?
3. Назовите известные вам архитектурные стили.
XIX столетие — время больших перемен в духовной жизни США. Промышленный переворот и экономические успехи разрушали строгие пуританские представления, которые осуждали искусство, созданное не рассудком, но чувством. Все внушало оптимистическую уверенность в великом предназначении Америки. Люди верили в свои неограниченные возможности.
1. Американский романтизм. Яркими представителями американского романтизма в литературе были поэт Г. Лонгфелло и прозаик Дж. Ф. Купер.
Книга пользовалась большим успехом у читателей. Она несла правду об ужасах рабства на Юге США. Современники говорили, что в борьбе за отмену рабства она сыграла большую роль, чем сотни пропагандистских брошюр или митингов.
Если снова захочешь увидеть меня, ищи меня у себя под подошвами.
Опьяненный мечтой и восхищенный миром, поэт находил красоту и в железных дорогах, и в фабриках, и в машинах:
. О, мы построим здание Пышнее всех египетских гробниц,
Прекрасней храмов Эллады и Рима.
Твой мы построим храм, о пресвятая индустрия.
Но У. Уитмен не видел опасности для человека и человечества, связанной со стремительным развитием современной индустрии.
3. Американский реализм. Крупнейшими американскими писателями-реалистами второй половины XIX — начала XX в. были М. Твен, Б. Гарт, Дж. Лондон и Т. Драйзер.
Особое место в американской литературе занимает творчество Брета Гарта (1836—1902). Он получил известность как автор рассказов и повестей из жизни золотоискателей Калифорнии. В них захватывающе и мастерски показана порабощающая власть золота. Произведения Гарта были восприняты в Европе как новое слово в американской литературе.
4. Изобразительное искусство. Американская живопись находилась под сильным влиянием искусства Западной Европы. Она развивалась в рамках романтизма и реализма, а с конца XIX в. — импрессионизма. Основные темы творчества художников романтического направления — природа и человек. Широко была представлена портретная живопись. В условиях экономического процветания художники, как правило, рисовали богатых людей и членов их семей.
Наиболее известными американскими живописцами XIX в. были представители романтического направления Т. Коул и Дж. К. Бингем, портретист Дж. С. Сарджент, художник-реалист конца столетия У. Хомер.
Дж. С. Сарджент. Утренняя прогулка. 1888 г.
Здание Метрополитен-музея. Современная фотография
5. Метрополитен-музей. В XIX в. в США началось коллекционирование произведений европейской живописи. Богатые американцы выезжали в Европу и скупали там художественные ценности. В 1870 г. группа общественных деятелей и художников основала в Нью-Йорке Метрополитен-музей — крупнейшее художественное собрание США.
Сейчас в нем хранится около 3 млн произведений мирового искусства. Метрополитен-музей стоит в одном ряду с такими крупнейшими художественными музеями мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве, Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне.
6. Архитектура. Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных стилей: готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стального каркаса для больших промышленных и административных зданий.
Это изобретение связано с трагическим событием. В 1871 г. в городе Чикаго произошел большой пожар. Надо было перестраивать весь город. Группа архитекторов во главе с Л. Салливеном разработала остов коммерческого небоскреба. В основу этого проекта был положен стальной каркас, который придавал зданию исключительную прочность. В 1880-е гг. сначала в Чикаго, а затем и в других городах появились первые здания из стали и бетона, ставшие символом индустриальной мощи Америки.
Вопросы и задания
1. Что, по вашему мнению, отличает американский романтизм от европейского?
2. Соотнесите имена писателей и названия их произведений. Выполните это задание в тетради письменно.