ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ДЕТЯМ

Наталья Лысенкова Экологический проект «Зеленая аптека» для 6–7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 с. Шурскол»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Выполнили: воспитатель 1 кв. категории

Лысенкова Н. В.

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Инновационный потенциал проекта

• Цель,задачи и принципы проекта

• Социальная значимость проекта

Занятие-путешествие

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, о их влиянии на здоровье человека.

закрепить знания детей о лекарственных растениях, их название;

пополнить представление детей о полезных свойствах некоторых лекарственных растений для здоровья человека;

Конспект занятия в старшей группе

1. уточнить и расширить представления о лекарственных растениях (5-6 наименований); 2. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Публикация «Экологический проект „Зеленая аптека“ для 6–7 лет» размещена в разделах

4. План реализации проекта

5. Ожидаемые результаты

6. Содержание работы над реализацией проекта

7. Условия реализации проекта

8. Перспективы развития проекта

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: апрель-сентябрь 2018 года.

дети получат элементарные представления о пользе лекарственных рас-тений;

обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения»;

центр природы пополнится новыми пособиями и дидактическими мате-риалами;

знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в раз-ных видах деятельности (познавательной, трудовой, продуктивной, иг-ровой, коммуникативной);

у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и приро-ды;

заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

В ходе изучения представлений детей о лекарственных растениях, выяс-нилось, что дети недостаточно владеют знаниями о растениях, о пользе их для человека и природы, способах выращивания, среде обитания, о бережном обращении с такими растениями. В ходе работы с родителями, мы также вы-явили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных рас-тений.

Поэтому мы решили, что наш проект будет наиболее актуален к реше-нию этих задач.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произ-растает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения, которые растут на фитоогороде ДОУ, вы-растить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укреп-ления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. По-этому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологиче-ский проект «Зеленая аптека».

Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта :

• Знакомить дошкольников с лекарственными растениями.

• Воспитывать бережное отношение к ним.

• Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.

• Вызвать интерес родителей и привлекать их к совместной деятельности с детьми.

• Целенаправленность процесса ознакомления с лекарственными растени-ями;

• Системность проведения работы;

• Доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей де-тей;

• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов

• Интеграция программных областей знаний, которая позволяет форми-ровать у ребенка целостное представление о мире лекарственных расте-ний.

• Активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов.

Непременным условием выживания в напряженной экологической об-становке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Самым интересным объектом является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жиз-ни.

Познакомить детей с лекарственными растениями, научить любить и це-нить их – дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, ре-шает воспитатель, знакомя дошкольников с лекарственными растениями, сле-дующие:

– дать представления о том, что растения –живые существа, причем очень хрупкие;

– сформировать познавательный интерес к миру лекарственных растений.

Ребёнок в силу своих психологических особенностей не видит этого. Он не замечает того изящества и красоты растения, которое видит взрослый. Воспитатель может помочь ребёнку увидеть эту красоту, что каждое растение – это чудо природы и каждый цветок красив по-своему.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будят в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы воспитания детей. Мы стараемсянаучить детей не только ухаживать за ними, но и проявлять к ним внимание, доброту. Природа привлекает внимание детей, но главное не наблюдение, главное с малых лет жизни привить бережное отношение к при-роде. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Чувство прекрасного и бережное отношение к нему, мы считаем прежде всего начинается с самой живой природы. Через такую тему, как изучение ле-карственных растений, мы продолжаем знакомство детей с природой, с осо-бенностями растений, их пользе. Через использование стихов, загадок, краси-вых наглядных картинок у детей формируются не только знания, но и разви-вается эстетические чувства. Такая форма проведения мероприятия не только расширяет знания о растительном мире, но и развивает память, речь, вооб-ражение. А это все способствует общему умственному развитию детей.

Знакомя детей с лекарственными растениями, мы учим тому, что они становятся более внимательными и наблюдательными к миру растений, и оглядываясь по сторонам замечают, что лекарственные растения растут у нас под ногами. Природа протягивает нам руку помощи, давая возможность ис-пользовать зеленую аптеку для лечения от недугов. Но в тоже время мы учим их беречь окружающую нас природу, правилам поведения в природе.

4. План реализации проекта.

с детьми Работа

с педагогами Взаимодействие с семь-ей

орга-низа-цион-ный • Выявление представлений детей о лекар-ственных расте-ниях (методи-каП. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцовой) Изучение литерату-ры.

Разработка плана ре-ализации проекта. Разработка планов совместной деятель-ности с детьми.

Подбор методической литературы о лекар-ственных растениях Информация для роди-телей о цели, задачах и предстоящей деятельно-сти по проекту.

Анкетирование родите-лей по теме.

Прак-тиче-ский • Формирование у детей пред-ставлений о ле-карственных рас-тениях через различные виды деятельности. • Проведение работы по формированию у детей представлений о лекарственных рас-тениях, используя различные виды дет-ской деятельности.

• Оснащение пред-метно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой) Совместная деятельность родителей с детьми в продуктивной, познава-тельно- исследователь-ской деятельности.

Заклю-чи-тель-ный Презентация результатов совместной де-ятельности – создание альбома «Лекар-ственные растения нашего участка»

5. Ожидаемые результаты:

Для детей: дети получат элементарные представления о пользе лекарствен-ных растений; у детей сформируются представления о взаимосвязи человека и природы;дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоро-вью человека.

Для воспитателей:Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализа-ция. Развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидакти-ческими играми и пособиями.

Для родителей:проявление интереса к совместной познавательной, продук-тивной с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.

6. Содержание работы над реализацией проекта.

Сроки Мероприятия для детей Формы работы с родителями Совместная дея-тельность

(родители и дети)

Апрель 1. Выявление представлений детей о лекарственных растениях.

2. Трудовая деятельность «Проращива-ние семян».

2. Беседа “Лекарственные растения”

3. Экскурсия по маршруту «Там на не-ведомых дорожках» (в окрестностях детского сада).

Цель: Познакомить детей с природ-ным окружением нашего села, расска-зать о многообразии лекарственных растений, произрастающих около дет-ского сада.

4. Дидактическая игра: «Узнай по опи-санию».

5. Наблюдение “Наблюдаем, как рас-тет рассада” 1. Анкетирование ро-дите-лей «Экологическое воспитание детей».

Цель:выявить уровень знаний родителей по данной теме.

2. Консультация «По-лезные рецепты из лекарственных трав» 1. Выставка рисунков «Наш друг – подо-рожник»

2. Подбор информа-ции о лекарственных растениям (стихи, за-гадки, рассказы, сказ-ки).

Май 1. Поисковая-исследовательская дея-тельность:

«Где лучше посадить растения?»

2. О ОД «В гостях у Доктора Айболи-та»

Цель: расширять знания о пользе ле-карственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

3. Наблюдение за березой

Цель:продолжать знакомить с березой, ее лечебными свойствами, особенно-стями березы.

4. Вечер загадок о лекарственных рас-тениях.

5. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет». 1. Родительское со-брание «Целебные травы».

Цель:познакомить ро-дителей с разнообра-зием лекарственных трав, их применением в лечении простуд-ных заболеваний, включить родителей в процесс экологиче-ского воспитания до-школьников.

Июнь 1. Коллаж «Цветочное царство».

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художествен-но-декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.

2. Слушание музыки:

Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

Цель: формирование основ экологиче-ской культуры детей через восприятие музыки.

3. Дидактическая игра: «Что лечит это растение?»

4. Упражнение на дыхание “Аромат цветов”. 1. Попросить родите-лей сделать альбомы с фотографиями лекар-ственных растений нашего края занесен-ных в Красную кни-гу. 1. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекар-ственных растений.

Июль 1. Рисование иллюстраций к экологи-ческим сказкам о лекарственных рас-тениях.

2. Пазлы «От какого растения часть?» 1. Конкурс на тему «Экологическая сказ-ка» (придумывание сказок о лекарствен-ных растениях) 1. Создание книги «Зеленые друзья»

2. Лепка (коллективная работа) “Ле-карственных трав хоровод”

3. Дидактическая игра “Вершки – ко-решки”

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – ли-стья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.

4. О ОД “Лекарственные растения – средства оздоровления человека»

5. Составление схем «Что лечит это растение?». 1. Памятка «Правила сбора лекарственных растений» 1. Викторина «Знато-ки лечебных трав»

2. Составление герба-рия «Лекарственных растений»

Сентябрь 1. О ОД – сказка «Старый подорожник»

2. Эксперементально -исследовательская деятельность «Ко-ра деревьев»

Цель: Уточнить с детьми понятие «ко-ра» для чего она служит дереву. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются мо-лодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).

3. Чтение рассказа В. Бианки “О тра-вах”.

4. Дидактическая игра “Четвертый лишний” 1. Собрать информа-цию о лекарственных растениях нашего се-ла: (календула, ча-брец, одуванчик, мя-та, мать – и – мачеха, шиповник).

Цель: развивать поис-ковую деятельность дошкольников, спо-собствовать обогаще-нию и углублению знаний о данных ле-карственных растени-ях.

2. Тематический ве-чер: дети с родителя-ми «Лекарственные растения».

Цель:обобщить зна-ния дошкольников и родителей о лекар-ственных растениях, их пользе, бережном отношении к ним. 1. Создание фотоаль-бома: «Мы и наши зеленые друзья».

2. Итоговое меропри-ятие: Проведение КВН «Знатоки лекар-ственных трав» (дети, родители).

Для выполнения поставленных задач, для становления экологической вос-питанности детей потребовалась специальная работа. При ее организации мы учитывали, что в дошкольном детстве ребенок накапливает собственный, свое-образный опыт отношения к природе, а это невозможно без близкого общения с живыми объектами. Поэтому началом нашей работы стало построение эколо-гически развивающей среды в детском саду.

Организация предметно-развивающей среды:

В группе были оборудованы уголки:

– в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений; а также с растениями, занесёнными в Красную книгу; альбомы с изображением деревьев, кустарников, овощей, фруктов, ягод;

– для развития игровой деятельности были изготовлены и приобретены ди-дактические игры о лекарственных растениях и травах;

– оформление фитобара – на коробочках с чаем наклеены изображения ле-карственных растений с их названием.

– вгруппе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельно-сти и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу;

– в группе есть мини-лаборатория, здесь дети под руководством воспитате-ля проводят эксперименты и опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

Кроме того, эти знания закрепляются и углубляются на протяжении дру-гих режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии, игры, а также ис-пользуется такая форма, как задания.

В своей деятельности я использовала следующие методы:

• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового харак-тера, наблюдения;

• наглядные: картинки, иллюстрации, плакаты.

• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, сло-весные инструкции;

• слушание музыки.

На участке детского сада много цветов (в теплое время года) – от этого детский сад становится действительно цветущим садом. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настрое-ние. На центральном входе и вдоль дороги растут ноготки, бархатцы. На участке в разных местах растут и многолетние растения, и однолетники.

На групповом мини-огороде посажены – щавель, морковь, свекла, зелё-ный лук, картофель, горох, помидор, укроп. Произрастают различные виды цветов.

На площадке есть лавочки, пеньки, на которых приходящие сюда дети спокойно сидят, наблюдают за цветами, растениями.

В уголке природы имеются:

– комнатные лекарственные растения (колеус, каланхоэ);

-временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, рассады.

Главная особенность центра природы – непосредственная близость его к де-тям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за лекарственными растениями, уход и выращивание.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие рас-тения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, разме-щённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо рас-ти, хорошо выглядеть, цвести). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.

Приступая к работе, мы составили перспективный план на весенне-летне-осенний период, куда включили различные методы и приемы работы по озна-комлению детей с лекарственными растениями

В работе мы применяли следующие формы организации деятельности де-тей:

1. Наблюдения – в ходе которых дети получали знания о лекарственных рас-тениях нашего края, знакомились с лечебными свойствами березы, ее особен-ностями.

В ходе наблюдений широко применялись народные приметы, проблемные ситуации и вопросы. Например, наблюдение за березой начала с загадки, после чего детям предлагалось ответить на вопросы: «О каком времени года гово-рится в загадке? Что это за дерево? В каком состоянии находятся деревья вес-ной? Зимой? и т. д.

2. Викторины – проводились для уточнения и расширения знаний детей о ле-карственных растениях. Например, Викторина «Знатоки лечебных трав» – 2 команды (дети и их родители) по очереди отвечают на вопросы воспитателя и зарабатывают очки, победители поощрялись призами. В конце мероприятия детям и родителям предлагалось попить чай из лекарственных растений.

3. Ситуации общения – дети получали знания о правилах сбора лекарствен-ных растений, их хранения и применения; уточняли и систематизировали зна-ния о растениях. Например, «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Ле-карственные растения» и т. д.

4. Развлечение – в ходе, которого дети расширяли знания о лекарственных растениях нашего края.

5. С целью закрепления знаний детей о разнообразии лекарственных растений, бережного отношения ко всему живому мы использовали в своей работе игро-вые формы:

– игры – загадки («Отгадай и загадай», игры – перевоплощения: «Я – ромаш-ка», «Я – подорожник» и т. д.

6. О ОД – в ходе которых дети знакомились с лекарственными растениями, за-крепляли уже знакомые. В образовательной деятельности дети учились пра-вильно называть лекарственное растение, получали знания о целительных свойствах лекарственных растений, ухаживать за ними, получали первичные представления о взаимосвязях в природе. Например, «Лекарственные растения – средства оздоровления человека», «В гостях у доктора Айболита».

7. Для закрепления и систематизации полученных знаний играли с детьми в ди-дактические игры: «Узнай по описанию», «Что лечит это растение?», «Верш-ки – корешки», «Четвертый лишний» и т. д.

8. В своей работе развивали интерес к знаниям через опыты. Например, в по-исково – исследовательской деятельности «Кора деревьев», уточняли с детьми понятие «кора» для чего она служит дереву, учились узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

9. Восприятие художественной литературы: для расширения, обобщения и закрепления знаний детей читали художественные произведения о лекарствен-ных растениях (рассказ Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», В. Бианки “О травах”, отрывки из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева); отгадывание загадок и чтение стихов о лекарственных растениях.

10. Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений мы использовали для закрепления и уточнения представлений детей о лекар-ственных растениях.

Немаловажным условием является участие родителей в формировании экологической воспитанности детей.

На отношение ребенка к природе самое существенное влияние оказывает поведение взрослых, ребенок подражает им. Поэтому, нами были организова-ны различные беседы, викторины, родительское собрание, консультации с ро-дителями, папки-передвижки, с целью совершенствования экологической куль-туры родителей. Также советовали родителям чаще бывать вместе с детьми на природе, соприкасаться с ней, объяснять ребенку причинно-следственные связи природы. Ведь у ребенка в дошкольном возрасте преобладают вопросы: Как? Почему? И нам, взрослым, необходимо правильно, экологически грамотно от-вечать на них. Не допускать грубости к природе.

Таким образом, в группе были созданы условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, организован непрерывный систематический пе-дагогический процесс, который включает в себя ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая по-стоянная деятельность приучает думать и систематически получать знания не только по лекарственным растениям, но и формирует экологические представ-ления в целом.

8. Перспективы дальнейшего развития проекта :

В ходе проекта мы многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней. Мы с детьми решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вре-да природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богат-ства и радость общения.

В ходе реализации проекта, у детей:

– развился познавательный интерес, расширились представления о природе,

– сформировались знания о лекарственных растениях,

– обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания,

– дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их.

Несмотря на трудности, мы считаем, что дети достигли неплохих резуль-татов, и цель, поставленная нами в начале проекта, достигнута. Дети узнали о свойствах, названии лекарственных растений, их пользе для человека. Дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. Дети позна-комились с лекарственными растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Совместно с родителями со-брали материал о лекарственных растениях и травах. Родителями совместно с детьми был оформлен сборник по лекарственным растениям. Дети стали про-являть интерес к природным объектам.

Особенно радует то, что удалось донести до детей главную истину, что РАСТЕНИЯ – это живые существа; что все живое: растет, развивается, удовле-творяет свои потребности, дышит, питается. Что одно невозможно без другого, в мире все едино и взаимосвязано, и мы должны помогать друг другу, ценить друг друга. И от нашего поведения в природе зависит множество жизней дру-гих живых существ.

В 2018 – 2019 учебном году мы решили продолжать работу над этой проблемой уже в подготовительной группе, так как эта тема интересна всем участникам образовательного процесса и необходима для становления эколо-гической воспитанности детей. В дальнейшем мы будем пополнять свои нара-ботки новыми материалами и новой литературой. Ведь в нашем регионе нема-ло лекарственных растений. Это не только поможет детям в будущем исполь-зовать их для лечения, но и научит правильному, бережному отношению к природе.

6. Зебзеева, В. В. О формах и методах экологического образования дошколь-ников / В. В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 85.

Публикация «Занятие-путешествие „Зелёная аптека“» размещена в разделах

дать представления о правилах сбора и сушки лекарственных растений.

развивать у детей умение обосновывать свои ответы, на основе ранее приобретённых знаний, учить мыслить логически;

совершенствовать основные движения, развивать быстроту, ловкость.

способствовать развитию коммуникативных навыков, умение слушать ответы детей, дополнять их;

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

совершенствовать связную речь; активизировать словарь.

1.1. Форма проведения воспитательного мероприятия: занятие-путешествие

1.2. Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

дети знают название некоторых лекарственных растений, их целебные свойствах, способы сбора.

1.3. Педагогическая технология/ методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

Наглядные методы и приемы

Метод демонстрации презентации, картинок.

Словесные методы и приемы

Рассказ воспитателя. Загадки. Беседа.

1.4. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

методическая литература, диапроектор, компьютер, музыкальный центр.

1.5. Список используемой литературы

1. Барышникова Г. Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. Ярославль: Академия развития, 2007.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

3. Пособие для воспитателей “1000 загадок”.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Подготовка оборудования и наглядного материала:

Презентация, фонограмма (звуки леса, цветы по числу детей, обручи, картинки клюквы по количеству детей, обручи, кегли.

Просмотр познавательных фильмов и мультфильмов о лекарственных растениях, разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики; беседы с использование презентации «Зеленая аптека», создание совместно с родителями книжек-малышек о лекарственных растениях.

2.2. Описание проведения занятия-путешествия «Зелёная аптека».

Лесная Фея. Здравствуйте, ребята!

Лесная Фея. Предлагаю вам сегодня отправиться на прогулку в лес. На Руси раньше говорили: «Ум, да здоровье дороже всего».

В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные растения. Предлагаю вам пройти по лесным тропам и поговорить о лекарственных растениях, целебных травах, которые там растут, и выполнить мои задания. Вы готовы?

Лесная Фея. Тогда в добрый путь!

На экране изображение леса.

(Дети идут за Лесной Феей и выполняют движения)

Мы к лесной полянке вышли, дети идут по кругу друг за другом

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, ходьба с высоким поднимаем колен

Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Не споткнулся, не упал.

Мы заглянули с вами в лес, дети останавливаются, поворачиваются к

В нём полным-полно чудес. к экрану

Лесная Фея. И вот мы с вами очутились на первой лесной тропинке

(На экране заставка с изображением цветов)

(звучат звуки леса).

А вот и первое задание, которое нам приготовила лесная тропинка.

Отгадайте, то это за цветы?

Молодой я как цыплёнок,

Тот, что вышел из пелёнок.

Если я отцвел, дружок,

Стал я беленький пушок

Ребята, а какими целебными свойствами обладает одуванчик (ромашка?

Дети: Одуванчик лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

«Стоит в поле кудряшка, белая рубашка

В середине золотая, кто она такая?»

Дети. Ромашка помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.

На зелёном стебельке,

И цветут, благоухают,

Лесная Фея. Правильно, молодцы! Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти дикорастущие ландыши можно только в лесу, там, где есть тень от деревьев. Чем они полезны?

Дети: применяются для лечения горла и сердца.

Лесная Фея. Верно. Ландыши приносят людям много пользы. Используют ландыш и в народной медицине. Но, применяя народные рецепты с использованием ландыша, следует помнить, что это растение небезопасно, поэтому без совета с врачом такие рецепты использовать нежелательно. В основном используются цветки и листья растения. Собирать сырье нужно чистыми руками, чтобы потом листья и цветы не мыть. Сырье просушивают в тенистом месте.

Проводится эстафета «Сплети венок».

(Дети строятся в 2 команды, у каждого ребенка – цветок. Игроки по очереди добегают до обруча, кладут на ободок цветок, возвращаются и передают эстафету следующему).

Лесная Фея. И так мы свой путь продолжаем и попадаем на тропку «Травники». И здесь нас снова ждут загадки.

(на экране картинки с изображением лечебных трав)

Не пустили в огород –

Оттого она и жжёт.

Лесная Фея. Ребята, а можно назвать крапиву лекарственным растениям?

Лесная Фея. Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Крапиву можно сушить на зиму также, как и ландыш. Хранить ее надо в бумажном или тканевом мешочке, либо в стеклянной банку с крышкой.

Лесная Фея. А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки,

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

Какими полезными, лечебными свойствами обладает подорожник?

Дети. Подорожник люди использовали с давних времён для заживления ран при заболеваниях желудка, при простудах.

Лесная Фея. Послушайте ещё загадку.

Выпускает он листы

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберёшь,

На себе их все найдёшь.

Что вы можете рассказать о лопухе?

Дети. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

Эстафета. « Пробеги, не задень».

(Дети стоятся в 2 команды. Надо добежать до фишки, огибая кегли, стараясь их не задеть. Затем возвратиться обратно и передать эстафету следующему ребенку)

Лесная Фея. Мы и не заметили, как с вами очутились на лесной тропинке под названием «Зельники».

(на экране картинки с изображением ягод)

Посмотрите, какое разнообразие ягод вокруг нас окружает!

Как вы думаете, они для нашего с вами здоровья полезны?

Люди давно заметили

«Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». ( Земляника.)

Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем, у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.

Лесная Фея. Давным – давно, когда не было таблеток, люди для лечения использовали клюкву в разных ее видах. Простуду и жар снимали – давая сок клюквы с медом, для хорошего аппетита больному морс варили и много еще разных болезней лечили. Оттого клюкву называют целебной. Посмотрите на экран и скажите, какие целебные ягоды еще можно собирать в лесу?

Дети: малина, брусника, голубика.

Лесная Фея. Предлагаю вам собрать клюкву в корзинки, а клюква растёт на болотистых местах. Надо быть предельно осторожным.

Эстафета «Сбор клюквы».

(Дети встают в 2 команды. На полу разложены обручи (кочки). В конце пути стоит корзинка. Рядом с обручами на полу – картинки с изображением клюквы. Дети по очереди бегут по кочкам (обручам, берут по одной ягоде, кладут в корзинку, возвращаются и передают эстафету товарищу. Последний ребенок каждой команды забирает корзину и с ней возвращается)

Лесная Фея. Благодаря большому содержанию витаминов и полезных микроэлементов – клюкву можно по праву назвать одной из самых полезных ягод. А еще она хороша своей универсальностью, и отлично подходит для самых разнообразных заготовок на зиму. Ее можно заморозить, сварить варенье.

Лесная Фея. Трудно было, но вы успешно прошли испытание. А сейчас успокоимся и восстановим дыхание.

Дыхательная гимнастика «В лесу».

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите “ау”. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка»

На выдохе произнесите “з-з-з”. Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу, на руку, на ногу.

Лесная Фея. Ребята вот мы с вами прошли по лесным тропинкам, узнали и увидели много интересного. Сегодня наше путешествие подошло к концу. До новых интересных встреч.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Зеленая аптека“» размещена в разделах

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка:

– Стоит в поле кудряшка –

Кто она такая? (Ромашка)

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.

– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.

– Милая ромашка, а чем ты полезна?

– Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

– Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)

На конце его сережки,

Лечит раны ног и рук. ( Подорожник)

– Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.

– Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.

– Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)

А кто угадает это растение.

– Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (крапива)

– Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

– Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина) –

Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.

Носит этот мальчик

В беленькое платьице,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

– Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа.

– А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»

– Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.

– Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.

(дети раскачивают поднятыми вверх руками).

– Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.

(дети бегут в разные стороны и приседают).

– Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.

-Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

– человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

– сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.

– сушить растения надо не на солнце, а в тени.

– нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.

– не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бочонок меда».

Послушайте правила игры: пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.

А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.

– Ребята, а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку:

Хоть куст у него зеленый вас ранить готов,

Там красные таблетки

Развешены на ветке,

И всем готовы помочь

От разных бед. (шиповник)

Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)

Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу.

Игра «Путешествие в зелёную аптеку» для младших школьников

Это познавательное и трудовое коллективное творческое дело, знакомящее детей с лекарственными растениями в данной местности, а также с правилами сбора и хранения растений, обучающее умению находить и разумно использовать дары природы на благо людей.

Начинается путешествие со стартовой беседы, на которой учитель (вожатый, если оно проводится в лагере) обосновывает мотивы выбора данного дела и предлагает обсудить, какие «станции» взять для путешествия, где их устроить, что можно сделать на каждой станции, т. е. ее содержание. Дети выбирают станции, за которые будет отвечать каждая команда: Луг, Лесная полянка, Овраг, Берег реки (озера ), Болото, Сосновый бор, Лесная аптека.

Микроколлективы готовятся стать экскурсоводами на своих станциях. Для этого они изучают литературу по лекарственным растениям, делают рисунки, собирают гербарии, лекарственные растения (в лагере). Команды придумывают элементы костюмов, атрибуты (шапочки, значки), готовят сувениры гостям и пр.

Совет дела определяет график-маршрут путешествия (время и последовательность прохождения станций), составляет карту, делает для каждого микроколлектива маршрутные листы с указанием порядка посещения станций.

Само путешествие может длиться в течение одного-полутора часов (10—15 мин. на каждой станции) или занять 2—3 дня (по часу в день), если проводится на природе.

Начинается оно с рапорта о готовности к путешествию всех команд. Ведущие выдают командам маршрутные листы, и они направляются на станцию Луг. Ребят встречают хозяева станции. На столах разложены гербарии луговых растений, картинки с их изображениями. Экскурсия начинается со стихотворения Вс. Рождественского.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

— Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? До аптеки далеко. Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами — это всем известный подорожник. Сорвите лист, приложите к больному месту. Постепенно боль стихнет.

Подорожник расселяется там, где ходят люди, так как его семена осенью (а одно растение дает от 8 до 60 тысяч семян) вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нею. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его след белого. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

— А теперь посмотрите на это растение. Как оно правильно называется?

— Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашка. У ромашки сильно ветвистый стебель с мелкими, как ниточки, листочками. Цветочные корзинки у ромашки выпуклые, внутри пустые. Белые короткие лепестки отогнуты вниз. Найти ее нелегко, поэтому чаще заготавливают ромашку пахучую, похожую на ромашку аптечную, но без белых лепестков и с сильным запахом. Попав в аптеку по ошибке, она оказалась лекарственной и вполне заменила аптечную.

Интересна ее биография. Родина ее — Америка. Еще в начале прошлого века ее показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение последующих 40 лет она распространилась по всей России. Как это случилось? Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов — щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так, приехав к нам «зайцем» через границы и таможни, американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Вот и обменялись континенты растениями: от нас получила Америка подорожник, а мы — ромашку. Посмотрите на нее. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

А сейчас отгадайте загадки.

Растет зеленый кустик.

Дотронешься — укусит.

а звону нет.

Зной в травинку подышал

и надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

шар пустил по свету пухом.

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Весь в пыли, хоть сил немного,

у дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

неприметен он на вид.

Отгадав загадки, дети отправляются на станцию Болото. Им показывают картину — заросшее мхом болото — и спрашивают:

— А знаете, как мох сфагнум спас раненых? В 1919 г., во время гражданской войны на севере страны, в госпитале оказалось много раненых, но не было ни йода, ни бинтов. На бинты рвали старое белье, но ваты достать было негде. А она нужна была при гнойных ранах.

Однажды врач госпиталя вышел расстроенный на улицу: ему невыносимо было жаль раненых, которым он ничем не мог помочь. Он оказался за околицей: здесь начиналось болото. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум. Он вспомнил, как под микроскопом рассматривал лист сфагнума с большими пустыми клетками. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро санитары и сестры отправились за мхом. Собрали 300 кг, его хватило на всю зиму. Когда мох оттаял, его выжали и расстелили на простынях на полу. Через сутки он высох и был использован вместо ваты и йода, благодаря ему в ранах не развивались гнойные бактерии.

— Кто из вас знает что-нибудь об этом растении? (Показывают росянку)

— Я знаю. Когда на росянку садятся насекомые, они прилипают к ней, и она их съедает.

— Да, только не съедает, а растворяет. Так вот, росянка тоже, оказывается, лекарственное растение. Она применяется при простуде и кашле. Сок, выделяемый железками листа росянки, растворяет органические вещества, поэтому его употребляют при выведении бородавок, а в Вологодской области листьями росянки моют посуду.

Следующий маршрут — Лесная полянка. Чтобы получить туда пропуск, надо отгадать загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».

Конечно, это ландыши — самые ароматные и самые изящные из весенних цветов. Из них делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из «его сердца» и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков.

Другим не менее знаменитым растением леса можно назвать валериану. Помните, как Том Сойер напоил желтого кота Пита болеутолителем и что после этого случилось? Видимо, болеутолитель содержал валериану, которую очень любят кошки.

Валериана и называется кошачьей травой. Название растения произошло от латинского вале- ре — быть здоровым. Корни и корневища валерианы сильно пахнут. Их выкапывают осенью, сушат, а потом заваривают как чай или делают настойку на спирту. Употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Валериану, как и ландыш, надо охранять. Она, кстати, прекрасно растет на садовом участке.

— А почему в лесу так легко дышится?

— В нем чистый воздух.

— Как и чем он очищается?

— Деревьями. Я знаю, что сосны выделяют такие вещества в воздух, которые очищают его от вредных микробов.

— Эти вещества называются фитонцидами. А какие еще деревья выделяют фитонциды и очищают ими воздух? (Дети не могут ответить.)

— Посмотрите на ветку черемухи (в гербарии). Вспомните ее душистые цветы. Черемуха — очень хорошее лекарственное растение. Горсть спелой черемухи или стакан ее отвара помогают при расстройстве желудка. Настой коры принимают при ревматизме. Настой цветков — при глазных болезнях, а настой листьев — при болезни легких.

А самое замечательное свойство черемухи — способность очищать воздух от микробов: она выделяет наиболее сильные фитонциды. С ней проводили такие опыты: в стеклянную банку помещали измельченные листья черемухи и напускали в нее комнатных мух, комаров и слепней. В несколько секунд они погибали. Раздавленные почки черемухи убивают в сосуде крысу за 20 минут.

Кроме черемухи, фитонциды выделяют дуб, жасмин, черная смородина, борщевик, мята, береза. Вот почему в лесу такой чистый воздух и так легко дышится.

Последняя станция на маршруте — Лесная аптека.

Дети приносят лекарственные растения, показывают их всем, рассказывают о них, а «аптекари» советуют, как их сушить, как заготавливать, какие части лекарственных растений собирать и когда.

Рассказывают о знахарях — народных целителях, о том, как появились около 300 лет тому назад первые аптеки, а в них продавались лекарственные травы. В те времена лекарственные растения собирали травники. Они на все лето уходили или уезжали на лошади в леса, луга, горы, где собирали целебные растения.

Затем детям даются карточки, которые они заполняют (время сбора, название растения, часть растения, лечебные свойства).

Хорошо, если перед детьми выступят работники аптеки, которые примут лекарственные растения, собранные детьми, поблагодарят их за помощь, расскажут о лекарственных растениях. Лучшим сборщикам вручаются награды, подарки.

На сборе-огоньке микроколлективы обсуждают проведенное КТД.

Рекомендуем посмотреть

Конкурс загадок для начальных классов

Конкурс пословиц и поговорок в начальной школе

Летняя игра для учащихся начальной школы на тему: Лес

Игра эстафета любимых занятий для младших школьников

Игра про птиц для начальной школы, 3-4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!