Особенность обучения детей в «Артеке» – сетевые образовательные модули, в рамках которых дети лучше усваивают образовательную программу. Благодаря такой технологии ребята могут не только познакомиться с теорией, но и закрепить знания на практике. Так, сетевой образовательный модуль (СОМ) по биологии у артековцев детского лагеря «Хрустальный» прошел в одном из красивейших мест «Артека» – парке Гартвиса.
«Поскольку предмет биология, то мы используем замечательные парки «Артека”. Их ресурсы позволяют нам на наглядном примере показать биологические особенности растений. Знания, которые приобретают дети, являются практикоориентированными, мы можем объяснять не на картинках, не с использованием медиатехнологий, а вживую, на конкретных примерах. Для многих ребят это экзотические растения, а значит, это новое знание и новое открытие, – рассказала учитель биологии школы «Артека» Наталья Полякова. – Сегодня занятие посвящено экосистемам: мы изучаем структуру и представителей экосистемы, взаимоотношения организмов в окружающей среде».
Парк Гартвиса заложен в первой половине XIX века директором Никитского ботанического сада, ученым-ботаником Николаем Андреевичем Гартвисом. В парке возле своего имения Николай Андреевич высадил более 100 видов растений, которые привозил из разных стран, создавал им ландшафтные, рельефные условия, чтобы они лучше приживались. Ученый наблюдал за акклиматизацией растений в условиях крымского климата, после чего уже высаживал растения в Никитском саду и по всему Южному берегу Крыма. Некоторые популярные экзотические растения впервые появились в Крыму именно здесь.
Во время СОМа по биологии артековцы узнали, какие растения растут в парке, как они выглядят, чем отличаются друг от друга. Ребята увидели тис ягодный, лавр благородный, магнолию Суланжа, дуб пушистый, сосну Культера, сосну Сабина, сосну пиния и многие другие растения. Детей из разных регионов России особенно впечатлили пальмы Трахикарпус Форчуна. А самым величественным деревом парка они назвали болотный кипарис, единственный, у которого есть воздушные корни. Также дерево уникально тем, что в конце ноября оно сбрасывает хвою, которая начнет нарастать в апреле.
Но для артековцев прогулка по парку Гартвиса была, прежде всего, учебным занятием. Впереди ребят ждала практическая работа в школе «Артека». Дети определили, что парк является смешанной экосистемой, затем сопоставили термины и определения.
Для артековцев формат сетевого образовательного модуля – это необычная форма обучения. Все ребята отмечают, что знания усваиваются лучше, если закреплять их на практике, особенно в красивом парке.
«Благодаря «Артеку» мы имеем возможность узнать новую для нас форму обучения, в наших школах мы никогда с таким не сталкивались, – говорит Дарья Калинина из Волгограда. – Я очень рада, что занятия проходят в таком красивом парке, мы можем узнать что-то новое, полюбоваться экзотическими деревьями. Тема урока очень понравилась и запомнилась».
«СОМ это отличная возможность побывать в музеях, погулять в парках, при этом идет интересный диалог с учителем и взаимодействие с классом. Сегодня мы узнали о различных деревьях и растениях, которые есть в парке, – делится впечатлениями Александр Черешнев из Балтийска Калининградской области. – Больше всего меня впечатлил огромный болотный кипарис. С ОМы в парке Гартвиса – это уникальная возможность узнать растения Крыма, здесь находятся различные деревья, которые высажены в прошлом веке, и нам интересно было узнать историю парка».
Мы часто говорим о ФГОС и метапредметности, о том, что надо развивать кругозор у детей. С этим хорошо справляются СОМы — сетевые образовательные модули. Наш блогер, магистр педагогики и мама Екатерина Скородумова, рассказывает, как их использовать в школах, чтобы дети были в восторге от школьной программы.
В нашей стране есть школы, в которых удаётся и давать ученикам знания, и формировать целостную картину мира. Одна из таких школ — школа при МДЦ «Артек». В этой школе учатся все дети, приехавшие в лагерь во время учебного года. Вернувшись домой, они рассказывают об артековской школе как о школе мечты.
Моя дочка только что вернулась из детского лагеря — море впечатлений, рассказов и воспоминаний, которых хватит на всю жизнь! В лагере была школа, про которую дочь сказала, что это школа её мечты, а я могу сказать, что это самые передовые мировые технологии работы в школьном образовании.
Расскажу про форму уроков — СОМы (сетевые образовательные модули)
СОМ разрабатывается учителями с привлечением подходящих и доступных для сотрудничества организаций. На базе музея, например, можно изучать не только историю, но и литературу и обществознание. Ботанический сад и его ресурсы могут пригодиться для биологии, географии, истории и не только.
Привлекая сотрудников банка, можно повысить финансовую грамотность, а заодно вспомнить историю (устои в разных сословиях). Можно попробовать разобраться во многих человеческих качествах: зависть, жадность, бережливость, рассудительность, прагматичность и предусмотрительность.
Таким образом, урок получается очень объёмным, знания сплетаются с жизненными ситуациями. На СОМах дети не сидят за партами. Они путешествуют, погружаются в разные условия, тут же выполняют задания, помогающие переосмыслить пройденное.
На СОМах проходят не все предметы
Русский и математика изучаются в традиционной форме, в классе. Физику и химию проходят в формате экспериментариума. Программа этих двух предметов во многом работает с общими понятиями, но, изучая молекулу отдельно на физике, отдельно на химии детям бывает трудно объединить знания о молекуле в систему. Экспериментариум предлагает интегрировать общее из химии и физики в одном занятии, потом проверить знания на опытах.
Предметы могут быть включены в СОМы иногда самым неожиданным образом. Например, дети расписывают ложки под хохлому. Какой это урок? Рисование, подумала я. Если приложить усилия и пофантазировать, история или география, мелькнула вторая мысль. Но это был СОМ по английскому языку. Хм! Хохлома, рисование, как сюда английский приплести?
Оказывается, дети не просто так расписывали ложки. Они это делали для иностранцев в качестве сувениров, которые надо было презентовать на английском. Такое хитрое образование, многоуровневое, не плоское.
Уроки в технологии СОМ не хранят в секрете только для избранных детей. Разработки всех СОМов оформлены в сборники и выложены в интернет для свободного скачивания. Их можно найти по запросу «школа Артек методические материалы сом».
Каждая школа может взять себе на вооружение готовую идею урока, адаптировать её под свою реальность и использовать. Сетевое взаимодействие — огромный ресурс для образования, который требует от педагогов и администраций дополнительных договорённостей, этим он сложен. При этом технология СОМ вписывается во все современные требования и стандарты. Школу мечты, где часть уроков проходит в интеграции друг с другом и с привлечением партнёров, можно сделать в любой школе. Было бы желание. Опыт, который можно перенимать, уже накоплен и открыт для каждого.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
На Форуме не только обсуждали новые технологии и подходы к образованию. Личное участие в необычных уроках позволило убедиться в их эффективности. Педагоги «Артека» пригласили коллег на занятия, которые проходили по новой артековской образовательной технологии СОМ (сетевой образовательный модуль). Участники Форума также поделились первым опытом проведения СОМов в своих школах.
Наталья Николаевна пояснила, что СОМ может быть предметным или межпредметным, спроектированным в соответствии с тематикой смены, возрастом детей, контекстностью места проведения. В основе его лежит игра или проблема, которые мотивируют участников к познавательной деятельности. А местом обучения становится «Артек» и весь Крым. Так, на СОМ по литературе ученики ходят в музей Пушкина в Гурзуфе, географию изучают в Крымской обсерватории, а биологию – в Никитском ботаническом саду.
В дни Форума его участникам удалось познакомиться на практике с одиннадцатью сетевыми модулями. Например, вместе с учителем школы «Артека» Светланой Старцевой они отправились в кинопутешествие по детскому центру. Каким должно быть современное кино? На этот вопрос отвечали, посещая места съемок кинофильмов, ставших классикой кинематографа. А учитель географии Оксана Малышева и учитель истории Юрий Захаров провели СОМ «Точная карта – верный шаг к победе». Его участники узнали, как изменялось содержание географических карт с течением истории, вспомнили навыки чтения условных знаков, прошли по маршруту, определили расстояние с помощью шагомера и спроектировали свое «безопасное путешествие».
«Возможность поделиться с коллегами нашими наработками дорогого стоит. Школа «Артека» три года работает в инновационной модели, и уже можно говорить о первых результатах. На форуме мы представляем книгу, в которой собрали все лучшее по технологии СОМ. Есть интерес к тому, что мы делаем, у детей, родителей и у коллег – это очень важно. Дальнейшее развитие модели СОМ вижу в том, чтобы во всех школах ее взяли на вооружение», – отметила Наталья Царькова.
Педагогическая технология, разработанная в «Артеке», уже встраивается в образовательную программу школ страны. Такой опыт есть уже у учителей школы №6 г. Маркс Саратовской области. Чем технология привлекла общеобразовательную школу в районном центре, рассказала учитель биологии Елена Баранова: «Я познакомилась с моделью СОМ в «Артеке» год назад и нашла в ней выход, как работать по новым федеральным образовательным стандартам, даже если у школы минимальные ресурсы! Я вывела для себя некую формулу универсальности артековского СОМ и поняла – в рамках сетевого модуля можно реализовать основополагающие принципы ФГОС. Школа у нас средняя в масштабах страны, но при этом мы не можем похвастаться ресурсами, которые есть в крупных городах. Приказом Министерства образования стали региональной инновационной площадкой, разработали нормативную базу, а 1 сентября приступили к реализации СОМ. В этом учебном году запланировано проведение 28 сетевых образовательных модулей. К эксперименту проявили интерес 16 учителей. Вместе мы привлекли 9 партнеров».
Есть школы, в которых к СОМу с интересом присматриваются. Директор школы N 86 г. Тольятти Клавдия Юрченко за тем и приехала на Форум, чтобы понять, каким образом взаимодействует «Артек» со своими партнерами и как происходит обучение детей за пределами обычного класса. « Тольяттинские дети, приезжающие из «Артека» домой, имеют очень активную жизненную позицию. Как происходит эта метаморфоза? Мне было интересно это понять, – рассказала она. – В нашем городе сетевые модули пока не разработаны, но активно организуется сетевое взаимодействие. Поэтому было интересно, каким образом взаимодействует «Артек» со своими партнерами. На Форуме я получила ответы на свои вопросы. Очень компетентно, очень интересно и, что важно – на практике!»
СОМ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОГО РЕБЕНКА
Ковалёва Виктория Алексеевна, воспитатель, детский лагерь Хрустальный, Харьков, Украина
NEM AS A CONDITION FOR SELF-EXPRESSION AND SELF-REALIZATION
OF EACH CHILD
Kovalyova Viktoriya Alekseevna, the teacher, children’s camp Khrustal’nyi, Kharkov, Ukraine
This article describes NEM as a condition for the development of cognitive activity of the child’s personality through involvement in active forms of cognitive activity. The article presents the definitions of NEM, it is said about its structure, locations, time steps and much more. As well as great leaders such as Kasprzhak Alexey Anatol’evich, Yamburg Evgenii Aleksandrovich, Eelmaa Yuri Vladimirovich and Car’kova Natal’ya Nikolaevna, who developed Network Educational Module and made a huge contribution in the educational program. The main advantage of NEM is in a good way to “cheat” the child learns; to make accommodation educational event for him limited and corresponded to his expectations and needs.
Keywords: Network Educational Module (NEM); Artek; the principle of projectivity; principle of
effectiveness; principle of integration; the principle ofpractical orientation; the principle of synergies; Artekresident; mass school; logical “bridges”.
Для цитирования: Ковалева В. А. С ОМ как условие для самовыражения и самореализации каждого ребенка // Наука без границ. 2018. № 1
. С. 56-62.
Актуальность исследования заключается в предложении инновационных методов и способов проведения занятий, во время которых никто не загнан в рамки школьной программы.
Новизна – введение нового метода обучения для детей.
Цель – изучение СОМа как условия для развития познавательной активности личности ребенка через вовлечения в активные формы познавательной деятельности.
Предмет исследования – СОМ как один из способов получения новых знаний, самореализация и самовыражение артековцев.
Объект исследования – СОМ как способ развивать умение детей работать в команде.
• рассмотреть заинтересованность детей в данной сфере обучения,
• привлечь внимание детей к данной форме обучения,
• изучить нестандартные приемы проведения СОМа.
Методология. В процессе исследования использовались эмпирические методы, то есть наблюдение и сравнение.
Артек – это образовательный лагерь? Существует ли в Артеке формы партнерского взаимодействия? Что такое СОМ? Существуют ли принципы формирования сетевого взаимодействия образовательных структур в условиях детского центра? Кто такой Евгений Александрович Ямбург? Посредством чего Ямбург Е. А. хочет повлиять на ребят? Где проходят СОМы? Чему способствуют СОМы? Как привлечь внимание детей к данной форме обучения? Есть ли нестандартные приемы
Формулировка темы «Артек – образовательный лагерь» звучит именно так, потому что в сентябре 2014 года был опубликован документ, в котором одной из важных была мысль о векторе развития «Артека» – самого большого в России и одного из крупнейших лагерей в мире – это вектор образовательного лагеря. И нужно пояснить (родителям, властям), что означает этот термин, потому что его понимают прямо: посадить детей за парты и сделать занятие подобными школе.
Актуальность внедрения формы партнерского взаимодействия для ФГБОУ «МДЦ «Артек» – это новый взгляд на реализацию программ общего и дополнительного образования, ресурсы внешних партнеров как сореализаторов кардинально изменяют содержание и организацию образовательной деятельности.
В сборнике научно-методических материалов по Сетевым Образовательным Модулям Каспржак Алексей Анатольевич, директор ФГБОУ «МДЦ «Артек», говорит о том, что уже больше года в «Артеке» общее образование реализуется через Сетевые Образовательные Модули. Аббревиатура «СОМ» прочно закрепилась в лексике педагогов Центра, самих артековцев, а положительные впечатления детей поспособствовали распространению информации об успешно внедряемых СОМах за пределы Крыма. Новая технология понравилась и учителям и детям. Но, тем не менее, многим учителям пришлось довольно непросто, так как они в буквальном смысле были вынуждены переучиваться.
Далее, о чем хотелось бы рассказать и на что обратить внимание, это опреде-
В рамках сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования можно говорить о качественно новом уровне взаимоотношений по совместному решению проблем развития образования. Внутреннее сетевое взаимодействие – это способ совместной деятельности школы, центра дополнительного образования, детского лагеря, тематических партнеров «Артека», основой возникновения которой является определенная задача или проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие во взаимодействие. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя по конкретной тематике, по поводу проблемы или задачи, объединяя ресурсы для ее разрешения.
Существует ряд принципов формирования сетевого взаимодействия образо-58
вательных структур в условиях детского центра:
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
5) Принцип синергетичности.
В одной из своих статей Юрий Владимирович Ээльмаа говорит о том, что времена меняются, мир становится сложнее, чтобы справиться с проблемами в одиночку, а школа практически опыта конструктивно-коллективной деятельности не дает, поэтому приходит на смену групповая работа на занятии, которая часто поддается инновациям. В учебном процессе горизонтальные связи всегда являлись наиболее продуктивными, чем вертикальные. А работа лагеря – это абсолютно горизонтальная история, история групповой коммуникации детей.
По словам Юрия Владимировича, важно отметить, что педагогически нового в образовательном процессе не придумали. Технология организации образовательного процесса – синтетическая конструкция, которая собрана из разных педагогических технологий. Это интегрирующая активная педагогическая практика неформального образования, которая «опрокинута» на среду детского лагеря. Главное то, что этот процесс деятельности происходит в открытой образовательной среде. Образовательный процесс происходит в классе, в лагере, в музее, на ферме (Биосферной станции), на горе Аю-Даг, у моря. И в данном случае классом является все
пространство «Артека». Данная форма обучения называется СОМ – Сетевой Образовательный Модуль. Мало кто знает, что такое СОМ, если его не расшифровать и не объяснить. Если поместить аббревиатуру в интернет и попытаться найти определение, то ничего не получится. Обычно то, что изучают на СОМах не найдешь в учебниках по школьной программе. Информацию учителя подбирают из уникальных источников. Именно выездные занятия позволяют прикоснуться к истории прошлого, узнать много нового и интересно, а также они помогают увлечь и привить любовь учеников к изучаемому предмету. С ОМ похож на программу обучения в зарубежной школе. Вряд ли современный школьник отправится на выездной урок по географии и истории в музей, либо посадит что-нибудь на уроке биологии, а на занятии по английскому посетит музей «Домик Чехова», сделает виртуальный портрет писателя и опишет его либо нарисует вишенку 3Д ручкой и расскажет свои впечатления во время прикрепления ее на плакат, а также посетит Медиатеку и многие другие интересные места.
Благодаря нестандартному, оригинальному проведению занятия и необычным местам СОМы помогают лучше запоминать материал. Данный вид занятия способствуют такому явлению как «заражение», то есть ребенок начинает больше интересоваться предметом, задает учителю вопросы, уточняет малейшие нюансы. Обычно, форма проведения СОМа – урок-путешествие. Структура занятия выстроена в логической последовательности, имеет дидактическую завершенность. Каждый этап СОМа завершен, имеются логические «мостики» при переходе от одной части занятия к другой. Время между компонентами распределено оптимально: примерно 45. .60 минут на каждый этап. Время соответствует типу урока.
На самом деле, привлечь внимание к
Нестандартные приемы проведения СОМа, конечно, есть. Например, СОМ:
• несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Например, занятие у моря, на даче Чехова, где дети изучают биографию Чехова и одно из его произведений, а также выполняют письменные тестовые задания по тексту и общаются на английском зыке; либо в музее на СОМе по истории, дети слушают учителя, отвечают на тестовые вопросы и узнают необходимую информацию у ведущего человека; либо в Никитском саду, где дети изучают строение клеток и работают по группам, защищая свой маленький проект; либо на Русской поляне, где ребята с компасом отмеряют шаги и изучают стороны света;
• используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой;
• привлекаются для организации урока люди разных профессий;
• достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ;
• выполняются творческие задания.
• проводится обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения;
• создается временная инициативная
Рис. 1. С ОМ по географии
Рис. 3. Обсуждение задания
группа из учащихся для подготовки урока; • планируется СОМ заранее. Все СОМы являются нестандартными и проводят все их удивительно по-разному.
Итак, СОМ – это новый взгляд на реализацию программы образования. И учитель должен делать процесс обучения нестандартным, разнообразным. Что касается
Рис. 4. Успешно проведенный СОМ
организации образовательной деятельности в сетевом взаимодействии, от учителя требуется сыграть иную роль. С ОМ – это выход за черту придуманных ограничений наших педагогических возможностей. Именно он позволяет оторваться от рамок школьной программы и перенестись в другую среду.
1. Ээльмаа Ю. В. « Артек», как образовательный лагерь // Журнал «Артек-Событие». 2017. № 1
. С. 6.
2. Сетевые Образовательные модули : сб. науч.-метод. материалов / под ред. С. С. Кочережко; вступ. ст. А. А. Каспржак, Ю. В. Ээльмаа, Н. Н. Царькова, Ялта : ФГБОУ «МДЦ «Артек», 2017. 360 с.
3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Под ред. И. А. Колесниковой. М. : Издательский центр «Академия», 2005, 288 с. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/3/0212/3_0212-45.shtml (дата обращения: 25.12.2017).
4. Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 25.12.2017).
5. Лайвлиб. Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/218224-evgenij-yamburg (дата обра-
4. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 25 December 2017).
5. Livelib. Available at: https://www.livelib.ru/author/218224-evgenij-yamburg (accessed 25 December 2017).