Занятие по профориентации “Я и мир профессий”
формировать актуальное для подростков “информационное поле” при выборе профессии;
формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональном самоопределении обучающихся);
информировать о качествах, присущих людям тех или иных профессий;
воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
карточки с заданиями.
1. Введение в тему занятия.
Ребята, не далеко тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов – житейским, определим ваш мотив выбора профессии. А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.(Деление на команды повышает активность учащихся).
2. ” Игровая разминка”.
К, Р, О, П ( представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием) Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. О К Р ПОкулист Контролер Разведчик ПроводникОрнитолог Киноартист Рыбак ПлотникОртопед Крановщик Редактор ПилотОператор ЭВМ Кочегар Радиоведущий ПожарныйОпер. машин. Кондуктор Репортер Портной
доения Киномеханик Рентгенолог ПолицейскийОператор связи Космонавт Радист Повар Каменщик Пограничник Кутюрье Печник Кондитер Пекарь
3. Игра: “САМАЯ-САМАЯ “.
– А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Назовите профессии:
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вам уже, наверное, известно о том, что в мире насчитывается более 10 000 профессий (по некоторым данным более 40.тыс.). Сейчас, если еще кто-то не определился с выбором, изучайте профессии. Для ознакомления возьмите более близкие – те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Не обманывайтесь и внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали. Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен.
Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда дело доходит до смешного: “Хочу стать кинематографом”; “Решили с подругой всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях”; “Решила уехать из поселка. Хочу стать горным инженером” Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии компьютерщика, экономиста, бухгалтера, врача, юриста. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть.
Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.
5. Художественное слово.
“В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго – это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной – близкий человек, которому надо помочь, для второго только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй – разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник”.
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию. Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
4. Упражнение по профориентации “Основной мотив твоего выбора”
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику). Список мотивов включает 16 фраз. Дается задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание – зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.
– Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.
– Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – “житейским”. Само слово “житейский” говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?
• Востребованность на рынке труда.• Доходность.
– В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день. Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями. А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.
6. Практическое задание “Профессиональные качества”.
– Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы – будущие выпускники школы. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках).
– Какая картина вырисовывается перед нами?
– Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
Не раз мы с вами говорили, что именно “труд человека кормит, а лень портит”. Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.
7. Упражнение “Закончи пословицу”.
– Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:
“Пашню пашут, руками не машут”.
“С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся”.
“Усердная мышь и доску прогрызет”.
Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать.
8. Подведение итогов.
Заключительное слово педагога:
Однажды, на вопрос: “Что же такое счастье?” прозвучал такой ответ: “Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой”, а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет”. Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Не откладывайте решение вопроса “кем быть?” на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться “за компанию”, устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д. Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии. Если хотите стать механизатором – поработайте на комбайне или тракторе, шофером – его помощником, врачом – санитаром в больнице, геологом – поработайте летом в экспедиции.
Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером.
Спасибо всем за внимание, активное участие на занятии! До свидания!
- Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2008.
- Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Мотивы выбора профессии:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
петрова светлана «Шаг в профессию». Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе «Психология и выбор профессии»
в рамках занятия по программе «Психология и выбор профессии».
Тема: «Шаг в профессию»
– расширить у учащихся знания о мире профессий или актуализировать уже имеющиеся знания;
Публикация «„Шаг в профессию“, Сценарий психологического тренинга для учащихся 9 класса по программе „Психология и выбор профессии“» размещена в разделах
– на ассоциативном, образном уровне научить учащихся соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить их готовность различать профессиональные стереотипы;
– осознать специфические моменты профессиональной деятельности.
– создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
– повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
– выработать умения соотнести качества работника с требованиями профессии;
– развитие навыков рефлексии.
Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.
Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, магнитная доска, магниты, ватман, маркеры, запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.
Форма работы: групповая.
Возрастная категория: учащиеся 9 класса.
Продолжительность занятия: 60 мин (блочное).
Ведущий тренинга : Петрова С. А.
1. Приветствие, вводное слово психолога.
3. Демонстрация видеоролика на тему: «Многообразие мира профессий».
4. Энергизатор «Салат из профессий».
5. Упражнение «Угадай профессию».
6. Упражнение «Цепочка профессий».
7. Энергизатор «Поменяйтесь местами, кто.».
8. Упражнение «Кто есть кто?».
9. Творческое задание «Коллаж»
10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
11. Ритуал прощания.
Ход занятия
1. а) Учащиеся с педагогом-психологом садятся в большой круг.
б) Упражнение «Раз, словечко – два словечко» (приветствие).
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Педагог-психолог предлагает учащимся составить общее приветствие от всех и каждого, всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Педагог-психолог командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.
в) Педагог-психолог напоминает правила поведения в тренинговой группе.
– право на отказ,
– «здесь и сейчас»,
– взаимопомощь и взаимовыручка.
К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила.
Слово педагога-психолога : Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.
Педагог-психолог : Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру – «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т. е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т. д.
– Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?
– Какую новую профессию вы узнали?
Слово педагога-психолога : В 17 в. на Руси было всего 200 профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. Мир профессий многообразен.
Цель: вовлечь участников в действие, повысить общую активность. Усилить концентрацию внимания.
Педагог-психолог стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3 профессии (врач, учитель, полицейский) по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее педагог-психолог просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается сесть на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог : угадайте загаданную профессию.
1. Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. ( Экономист-бухгалтер).
2. Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. ( Дизайнер-художник).
3. Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслуживать технику и руководить. ( Механик-инженер).
4. Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. ( Актер).
5. Бдительный, бесстрашный. Контактирует, организовывает, отвечает. Награждают, присваивая внеочередное звание. ( Полицейский).
– Какие трудности возникли во время работы?
– Чему вы научились, выполняя данное упражнение?
Слово педагога-психолога : Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.
Цель: развить умение выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, так как очень часто то, что они ищут только в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Педагог-психолог : Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я
назову первую профессию, например, учитель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую учителю, например артист. Следующий ученик называет профессию, близкую к артисту и т. д. По ходу игры педагог-психолог задает уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
– Легко или трудно было подбирать профессию к ранее заданной?
– Удивил ли вас выбор одноклассников?
Слово педагога-психолога : Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Цель: снять напряженность и усталость.
Педагог-психолог стоит в центре круга и просит поменяться местами тех кто:
• Кто хочет работать в Пуровском районе?
• Кто хочет получать много денег?
• Кто хочет работать в школе?
• Кто хочет получить высшее образование?
• Кто интересуется машинами?
• Кто не хочет идти работать?
• Кто выбирает профессию как у родителей?
• Кто еще не выбрал профессию?
• Кто хочет стать известным?
Цель: соотнести образ участника тренинга с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог называет профессию, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее педагог-психолог хлопает в ладоши и все по команде должны показать рукой на выбранного человека. Показав рукой на товарища, все замирают, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (учитель, экономист, зоотехник, врач, эколог, автомеханик, водитель, летчик, руководитель предприятия).
– Какие чувства возникли во время выполнения упражнения?
– Легко ли было соотнести профессию с конкретным человеком?
9. Творческое задание «Составление синквейна».
Цель: осознать особенности профессий, развить навыки конструктивного взаимодействия в малой группе, активизировать творческий потенциал.
Педагог-психолог : Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Сейчас мы рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й и разделимся на три группы. Для работы в команде мы приготовили вам все необходимые материалы. Каждая команда выберет себе понравившуюся профессию и составит синквейн. Вам необходимо отразить в вашей совместной работе особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества (правила составления синквейна я вам приготовила). По окончанию каждая команда презентует нам свой синквейн, а остальные участники попытаются угадать профессию.
– Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?
– Определите наиболее активных участников выполнения задания, легко или трудно было определить лидера команды?
Слово педагога-психолога : наше занятие я хочу завершить высказыванием Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
Цель: подведение итогов занятия. ( Это упражнение позволяет психологу взглянуть на занятие глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
– Какие упражнения тренинга вам больше всего понравились?
– Самое важное открытие, которое вы сделали на этом занятии?
– С каким цветом ассоциируется занятие?
Встать в круг. Педагог-психолог вытягивает правую руку ладонью вверх, учащиеся кладут поочередно свои правые руки в руку педагога-психолога, называя привлекательную, на их взгляд профессию. В завершении делается салют из рук.
Цель: познакомить с разными профессиями и помочь в профессиональном самоопределении.
Время проведения: 60 минут.
Сегодня мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. На нашем занятии мы познакомимся с многообразием профессий.
Упражнение «Раз, словечко – два словечко» (приветствие)
Участники с педагогом-психологом садятся в большой круг.
Педагог-психолог: Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, – почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что, только находясь лицом друг к другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга.
1. Правило закрытости группы или правило безопасности – означает, что рассказывать о происходящем на тренинге можно, но не называть имён и фамилий участников. А также не обсуждать между собой происходящее за кругом.
3. Активность – в группе отсутствует возможность пассивно “отсидеться”. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
К перечисленным правилам желающие участники тренинга могут добавить свои правила.
Педагог-психолог: Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру – «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т.е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т.д.
Педагог-психолог: Мир профессий многообразен. Как вы считаете, какие профессии сейчас востребованы? Какие ошибки могут совершаться при выборе профессии? На что нужно ориентироваться в выборе профессии?
Упражнение «Салат из профессий »
Педагог-психолог стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3 профессии (врач, учитель, пожарный) по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее педагог-психолог просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается сесть на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
Упражнение «Угадай профессию»
Педагог-психолог: угадайте загаданную профессию.
Педагог-психолог: Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, художнику – образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.
Упражнение «Цепочка профессий»
Педагог-психолог: Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, учитель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую учителю, например артист. Следующий ученик называет профессию, близкую к артисту и т.д. По ходу игры педагог-психолог задает уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
– Удивил ли вас выбор других участников?
Педагога-психолога: Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Упражнение «Кто есть кто?»
Цель: повысить уровень осознания учащимися специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типическом трудовом дне одного из работников. Этот рассказ должен состоять из одних существительных. Например: как мог бы выглядеть рассказ о трудовом дне учителя? Звонок – завтрак – автобус – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – педсовет – дом – тетради – учебники – ужин – сон.
Педагог-психолог: наше занятие я хочу завершить высказыванием Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
Подведение итогов. Рефлексия занятия
Наталья Куртукова Занятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» 7–8 класс
«Выбор профессии— выбор будущего»
• содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
• формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
1. расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
2. развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
Публикация «Занятие по профориентации „Выбор профессии — выбор будущего“ 7–8 класс» размещена в разделах
Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2 команды по 3 человек.
Оборудование и инструменты: ПК, проектор, бумага, фломастеры, ручки, карточки задания, шелковые ленточки, воздушный шарик, таблички с названиями команд,
Воспитатель: (встречает детей у дверей) : Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по миру профессий, ведь выбор профессии -это выбор будущего. Но перед тем как отправится мы проведем «Эмблемный жребий». Он разделил вас на две команды: «Мастера своего дела» и «Профессионалы». И так, вы готовы отправиться вместе со мной по интереснейшему миру – миру профессий? (ответ детей). Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, узнать и закрепить все о профессиях, постараемся не только разобрать профессии, которыми наполнен наш мир, но представить себя в будущем, ведь «Выбор профессии – выбор будущего» – под таким девизом пройдет наша сегодняшнее мероприятие. Путешествуя по конкурсным испытаниям, вы будете получать баллы, команда, набравшая наибольшее количество баллов победит в сегодняшнем путешествии. (слайд1)
1 конкурсное испытание «Анаграммы-профессионалы». (слайд2)
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
• рвач – (медицинский работник)
• терка – (театральная и кино-профессия)
• кулон – (веселая цирковая профессия)
• марля – (разноцветный рабочий)
• авдотка – (юридическая профессия)
• томат + голос – (зубной врач)
• кредитор – (руководитель предприятия)
Воспитатель: Сейчас мы проведем игровую разминку в виде игры.
Игра “Угадай профессию”
(О каких профессиях идет речь)
Куй железо, пока горячо. ( Кузнец).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак).
Не игла шьет, а руки. ( Портной, швея).
Не бравшись, за топор, избы не срубишь. ( Плотник).
Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. ( Пахарь).
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. ( Конюх).
Давай те же вспомни, что же такое профессия. ( Слайд3)
Профессия» – основной род занятий человека, его трудовая деятельность.
Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.
Профессии подразделяются на пять типов, с которыми вы уже знакомы: человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система. Вспомните, что же это значит (дети отвечают).(слайд4)
относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка); обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер); бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант); правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, способность оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность. ( Слайд6)
Нотариус — юрист, совершающий предусмотренные законом нотариальные действия (оформление доверенностей, завещаний, дарственных, сделок купли -продажи и т. д.).(слайд7)
При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан: принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть. (слайд8)
Конкурсное испытание «Начни пословицу».(слайд9)
Задание: назвать начало пословицы.
• «, а лень портит (труд человека кормит)
• «, того люди чтут» (кто любит труд)
• «, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
• «, тот не ест» (кто не работает)
• «, спать неохота» (если есть работа)
включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор); эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка); ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
Инженер — конструктор человек, который занимается проектированием техники и оборудования. (слайд12)
Токарь-это специалист который занимается механической обработкой деталей из разнообразных материалов твердых пород (металла, пластмассы, дерева и т. д.) посредством владения навыками работы на токарном станке. (слайд13)
Чтобы поддерживать бесперебойную работу машин и механизмов на предприятиях различных отраслей существует ремонтная служба. Рабочие этого подразделения, слесари-ремонтники, имеют узкую специализацию, которая определяется объектом ремонта. Специалисты выполняют следующие виды ремонта: текущий, капитальный и планово-профилактический. (слайд14)
Электромонтер занимается обслуживанием электрического оборудования. Выполняет работу по сборке, установке и монтажу, центровке, регулировке, ремонту электрооборудования. (слайд15)
Швеи-мотористки, работающие на крупных современных предприятиях массового производства, изготавливают самую разнообразную продукцию: пальто, верхнюю женскую, мужскую и детскую одежду, мужские сорочки, женское белье и пр. От искусства швей во многом зависит красота, элегантность, удобство нашей одежды, а, следовательно, и хорошее настроение, работоспособность (слайд16)
Конкурсное испытание «Профессии – синонимы» (слайд17)
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
• педагог – ( ответ: учитель, преподаватель) .
• врач – (доктор, лекарь) .
• стоматолог – (дантист, зубной врач) .
• портной, портниха – (швец, швея) .
• сторож – (охранник) .
• воспитатель – (наставник) .
• летчик – (пилот) .
• шофер – (водитель) .
• голкипер – (вратарь) .
• солдат – (боец, воин) .
• торговец – (продавец) .
• фокусник – (факир, иллюзионист) .
• экскурсовод – (гид) .
• адвокат – (защитник) .
“Человек-знаковая система” (слайд18)
объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь, с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник, со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. (слайд19)
Штурман — профессия, специальность, вид деятельности, профессиональное звание людей, связанных с управлением воздушным (самолёт, дирижабль, наземным (вездеход, гоночная машина, подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль) транспортом.
Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. (слайд20)
Экономисты по труду рассчитывают размеры заработных плат, эксперты по планированию составляют планы экономической деятельности предприятия, специалисты по финансам управляют бюджетом компании, следят за потоками денежных средств и ведут их учет, экономисты по сбыту отвечают за поставки товара, эксперты по бухучету составляют баланс предприятия и документируют все финансовые операции, проводящиеся фирмой, специалист по банковским делам работает с ценными бумагами и финансовыми отчетами. (слайд21)
Конкурсное испытание «Кто, в чем силен». (слайд22)
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Отметьте красной пастой профессии связанные с умственным трудом, зеленой пастой– профессии физического труда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач
“Человек-художественный образ” (слайд23)
можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор); с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. (слайд24)
Ювелир — специалист по изготовлению и ремонту ювелирных украшений. (слайд25)
Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).(слайд26)
Цветоводы-декораторы раскрывают перед человеком красоту природы Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения, составленные специалистами. Как бы ни был хорош проектный замысел, воплощение его зависит от мастерства и эстетического вкуса рабочих-цветоводов. Они участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. (слайд27)
Конкурсное испытание «Кто есть кто?» (слайд28)
(Смысл игрового упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге при этом выполняя физические упражнения) .
Воспитатель: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии, каждый участник подсчитывает, сколько рук смотрят на него, если их более трех он встает».(Задание можно усложнить показывая двумя руками на двух участников)
Профессии : Шафер, повар, электрик, швея, слесарь, певица, учитель, тренер, художник, воспитатель, машинист, летчик, военный, стюардесса, врач, программист, директор, ученый, бизнесмен.
можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. (слайд30)
Микробиолог — специалист, занимающийся микроорганизмами, к которым относятся вирусы, простейшие, бактерии и грибы. Могут работать в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве и даже на военных предприятиях, занимаясь разработкой бактериологического оружия и защиты от него. (слайд31)
Агрохимик – специалист, изучающий химические и биохимические процессы в почве, а также приемы воздействия на них с целью повышения плодородия почв и урожайности. (слайд32)
Геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр. (слайд33)
Конкурсное испытание «Он – Она» (слайд35)
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
Конкурсное испытание «Покажи профессию» (слайд36)
Воспитатель: Я попрошу выбрать из своей команды двух самых артистичных игроков, которые выйдут ко мне., их задачей будет показать вам пантомимой (то есть без звуков) профессию, а вы должны будете угадать.
Конкурсное испытание «Профи – викторина» (слайд37)
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
• Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
• Как звали первую женщину – летчицу? (Баба-Яга)
• Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
• Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
• Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)
• Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
• Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
• Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
• Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, а пока жюри подводят результаты, мы поиграем в игру
Игра (“ Самая- самая”)
Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.
назовите профессию :
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);
Самая смешная (клоун, пародист, юморист);
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод);
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель);
Самая серьезная (сапер, хирург, психолог).
Наше занятие подходит к завершению, и закончим мы его стихотворением. (слайд38)
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит
Какой она будет — тропинка твоя
тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли.
Может ты станешь железо ковать (слайд39)
Вырастешь клоуном — самым смешным,
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны.
Выбрать какую тропинку себе.
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по пути, в свои силы, в победу поверь.
Предоставим слово жюри. Вам понравилось наше путешествие? (дети отвечают). А на сколько он вам понравился, мы сейчас узнаем. На ваших столах лежат разноцветные шелковые ленточки. Выберите тот цвет ленточки, который бы показал с каким же настроением вы уйдете с нашего занятия. На ленточках я попрошу вас написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем». Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я порошу подойти вас ко мне и привязать свои ленточки к вот этому воздушному шарику. Его мы с Вами запустим в небо, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Спасибо всем!