Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения
Направление: Образование детей с особыми образовательными потребностями: опыт, знания, перспективы.
В данной работе представлено описание опыта педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
В работе представлены основные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ и практика их применения.
Таким образом, возникает : необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.
В связи с обозначенной проблемой мной была определена тема самообразования: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения». В рамках темы самообразования я поставила перед собой определение оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ по созданию комфортных условий для обучения данной категории обучающихся через включение их в общую образовательную среду.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
В результате проведенного теоретического исследования обозначенной проблемы мной были сделаны следующие выводы:
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
В нашей школе на сегодняшний день обучается 18 детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК). Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.
В школе имеются специалисты, которые оказывают необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16». Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, применяемых мной, можно отнести:
Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Среди психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ наиболее актуальны следующие технологии:
• информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.
• операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.
технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
эвристические – на развитие творческих способностей личности.
Цель программы – создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога-психолога (Приложение 2). Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения и включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение.
Психолого-педагогическое воздействие в рамках реализации программы осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях (Приложение 3).
Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др.), мной применяются специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
– игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;
– дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;
– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
– песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
– сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;
– динамические упражнения и пальчиковые игры – способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения;
Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
2. Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем.
Мною была разработана карта психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, в которой фиксируется динамика качественных характеристик обучающегося, а так же его психологического профиля с момента получения заключения ПМПК о том, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (Приложение 4).
3. Технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения.
4. Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения.
Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников.
5. Технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
С родителями детей с ОВЗ я провожу индивидуальные беседы по итогам диагностики, индивидуальные консультации, родительские собрания по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, разрабатываю индивидуальные рекомендации (Приложение 7).
Каждая из используемых мной технологий характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.
Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
– овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
– овладение навыками коммуникации;
– дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
– осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е Изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Грудненко Е. А. Психологическая готовность ребенка к школе – СПб. О ОО «Издательство «детство – пресс», 2013.
Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 – №25 – 26 – С. 15 – 33.
Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марципановской. М.,2001.
Дубровина И. В. – Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999.
Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
Залесская О. В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005.
Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры. Упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. – Дидактические игры в обучении детей с отклонениями в развитии. – М. – 2001.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996.
Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И. Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Л. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
Лукянченко Н. В., Аликин И. А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
Микляева А. В., Румянцева П. В. « Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С-П, 2007.
Никифорова Н. Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru (дата обращения 12.11.2016).
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//http://www.lawmix.ru/pprf/71491 (дата обращения 20.10.2016).
Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html (дата обращения 15.10.2016).
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
Развитие логической памяти у детей. — М., 1976.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012.
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. / Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. « Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». – М, «МИРОС», 2010.
Семаго Н. Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М. М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
Федеральный закон Р. Ф. « Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012.
Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ/ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКАМИ В ИХ ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИИ
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Известно, что причиной неуспешного освоения образовательных программ обучающимися начальных классов является отставание данных обучающихся в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у обучающихся данной группы негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребенка в образовательное пространство через внедрение психолого-педагогических коррекционно-развивающих программ для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность представляет собой систему средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии у данной группы обучающихся.
Задачи психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности можно сформулировать как:
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Оказание родителям (законным представителям) и педагогам обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Характеристика основных направлений психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности:
обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
, которая обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
3. Консультативная деятельность обеспечивает непрерывность сопровождения обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
4. Информационно-просветительская деятельность, которая предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Нормативно правовую базу по психолого-педагогической коррекционно-развивающей деятельности обучающихся имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99 ФЗ, от 23.07.2013 N 203 ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ;
Нормативно методические документы Минобрнауки Российской Феде рации и другие нормативно правовые акты в области образования, Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Цель программы «Учусь учиться» – создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии.
Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи:
Формирование учебной мотивации, развитие когнитивных процессов;
Развитие самоконтроля и саморегуляции, формирование навыков межличностного бесконфликтного общения;
Осознание обучающимся самого себя как «положительной», социально направленной личности, коррекция образа «Я»;
Отожествление себя с соответствующей возрасту и полу социальной ролью, изучение своих потребности и на этой основе выделение собственных мотивов поведения.
Развитие потребности и способности оценивать поведение как нравственное или безнравственно.
Основная идея программы «Учись учится»- САМОДОСТАТОЧНОСТЬ. Опора только на чужие ресурсы делает человека зависимым. Опора на свои собственные ресурсы – укрепляет.
Обучающиеся 1 – 6 классов имеющие трудности в освоении образовательных программ, обусловленные недостатками в их психическом развитии.
Программа состоит из пяти разделов, занятия в которых рассчитаны как для индивидуального, так и для группового применения:
1 РАЗДЕЛ – «Я и мой внутренний мир» – коррекция эмоционально-волевой сферы, повышение уверенности в себе.
2 РАЗДЕЛ – «Хочу все знать» – развитие когнитивных процессов.
3 РАЗДЕЛ – «Учусь владеть собой» – коррекция поведенческой сферы.
4 РАЗДЕЛ – «Круг знакомств» – коррекция коммуникативной сферы.
5 РАЗДЕЛ – «Диагностика» – выявление индивидуальных личностных особенностей обучающихся имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии до и после прохождения программы.
В процессе прохождения программы «Учись учиться» занятия из разных разделов чередуются в последовательности, установленной индивидуальным коррекционно-развивающим маршрутом обучающегося, объем и характер диагностического обследования подбирается индивидуально.
Основные методы программы
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых функциональных систем и связей.
Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право – лево» и «верх – низ», «впереди – сзади», сомато – пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно – моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д.
Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) осуществляется следующими методами: подвижные игры, двигательные ритмы, рисование, лепка, аппликация, элементы телесно-ориентированной терапии. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения».
Метод двигательных ритмов. Данный метод направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и т.д.
Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность, ускоряется продолжительность адаптационных механизмов к процессу обучения.
Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов: развивает самоконтроль и произвольность. Ритмирование организма играет существенную роль в формировании межполушарных связей. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через различные приемы.
Метод Образовательной Кинесиологии. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов.
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности, Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.
При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.
Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
В результате движений дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
Метод визуализации. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.
Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.
Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты (лево – право, верх – низ), сомато – пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.
Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела.
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 60 часов, периодичность занятий – 1 – 2 занятия в неделю по 1 академическому часу. Сроки прохождения программы устанавливается индивидуально для каждого обучающегося, в зависимости от его возраста и психических возможностей.
Программа может корректироваться под актуальный запрос обучающихся, в соответствии с их физическими и психическими особенностями.
К концу занятий у обучающихся, имеющих трудности в освоении образовательных программ, обусловленных недостатками в их психическом развитии должны сформироваться следующие умения и навыки:
сформирована положительная мотивация на учебную деятельность;
развиты основных когнитивных процессов (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности) на доступном уровне;
сформировано адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
сформирована адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СОШ № 16 (фото)
ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ» (фото)
Индивидуальное занятие (1 класс).
Тема: Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания (устойчивость), мышления (процессы синтеза).
Индивидуальное занятие (3 класс).
Тема: Развитие зрительного анализа, словесного синтеза, понятийного мышления, произвольного внимания.
Групповое занятие (1 класс).
Тема: Укрепление уверенности в себе, своих силах, чувства своей значимости.
Индивидуальное занятие (2 класс).
Тема: Осознание эмоциональной жизни, концентрация на себя, чувственное восприятие.
Тема: Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие произвольного внимания и зрительных ощущений.
Тема: Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятийного мышления. Формирование внимания.
КАРТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ (бланк)
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 16»
Карта хранится у педагога-психолога школы.
Сведения карты конфиденциальны.
. Психолого-педагогическая характеристика.
Дата рождения ________________________________________________
Домашний адрес, телефон
Взаимодействие семьи и школы:_______________________________
Привычки, интересы: ________________________________________
Ведущая деятельность ребенка:
– с одноклассниками __________________________________________
– с учителями _______________________________________________
Особенности поведения: _______________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентации:
Жалобы классного руководителя
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности:
Поведение во время психолого-педагогического обследования: _______
Анализ развития психических функций:
Сформированность функций программирования и контроля: _______________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):_______________________________________________
Пространственные отношения: _________________________________
Уровень учебной мотивации: _____________________________________
Эмоционально-личностные особенности: __________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении:
Сформированность универсальных учебных действий.
Личностные универсальные действия:
Регуляторные учебные универсальные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные:
Результаты освоения учебных программ по отдельным предметам:
Особенности поведения и эмоциональных проявлений:_______________
Особенности психофизического развития: _________________________
Педагогическое заключение: _____________________________________
Заключение школьного педагога-психолога:________________________
. Рекомендации ПМПК
. Сформированность общеучебных умений и навыков (обучаемость) обучающегося
«3» – навыки сформированы,
«2»- навыки сформированы недостаточно,
«1» – навыки не сформированы
. Развитие универсальных учебных действий
. Данные ежегодного психологического обследования
. Обследование уровня воспитанности и социальности
1 Характер занятости
2 Поведение в школе
3 Общественная активность
4 Отношение к учебе
5 Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности
6 Отношение к сквернословию
7 Отношение к педагогическим воздействиям
8 Самокритичность, наличие навыков самоанализа
9 Отношение к окружающим
10 Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни
11 Внешняя культура поведения
12 Склонность к вредным привычкам
13 Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений
. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
учебный год ______________________________
Заключение по результатам прохождения занятий___________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (по протоколу ПМПК)
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ (фото)
Групповое занятие (5 класс).
Тема: Формирование представлений о том или ином личностном качестве с использованием эмблемы (вымпела).
Тема: Эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении через моделирование ситуаций.
Тема: Тренинг на сплочение коллектива.
БРОШЮРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Подготовительный
этап и решает следующие задачи:
1)
Установление контакта со всеми
участниками сопровождения ребенка.
2)
Определение объема работы и
последовательности процесса
сопровождения.
3) Подготовка необходимой
документации.
4) Составление графика
работы.
Психолог,
устанавливая контакт со специалистами,
обязательно должен объяснить цели
психологического сопровождения ребенка
Во
время ориентированного этапа:
1)
устанавливается контакт с родителями
и родственниками ребенка;
2)
устанавливается контакт с группой,
которую посещает ребенок, а если это
школа или детский сад, то с классным
руководителем или воспитателями;
3)
происходит ознакомление специалистов
с результатами психологического
обследования;
4) совместно обсуждаются
с педагогами и другими специалистами
особенности психического развития
ребенка.
На
этапе планирования происходит создание
индивидуальной программы сопровождения
ребенка и утверждение этой программы
со специалистами.
Этап
реализации индивидуальной программы
включает в себя следующие задачи.
1.
Оказание необходимой помощи родителям
ребенка, педагогам в создании условий,
необходимых ребенку с нарушением в
развитии для полноценного здорового
образа жизни и успешного овладения
образовательными программами с учетом
его психических и физических
возможностей.
2. Оказание необходимой
психологической помощи родителям
ребенка, его родственникам, друзьям с
целью гармонизации межличностных
отношений, оптимизации воспитательного
процесса.
3. Просвещение и консультирование
педагогов, педагогов-дефектологов и
других специалистов, работающих с
ребенком.
На
заключительном этапе разбирается,
насколько эффективно проведена работа,
даются рекомендации по дальнейшей
деятельности ребенка (профессиональное
обучение, продолжение обучения в школе
с профессиональной ориентацией и т.
п.).
Для
регламентации деятельности специалистов
в процессе психологического сопровождения
вести соответствующую документацию.
целесообразность ведения дневника по
типу истории болезни, в котором каждый
специалист отражает динамику психического
состояния и развития познавательных
процессов и личности ребенка. В этом
дневнике психолог представляет
развернутое психологическое заключение
о ребенке, план психокоррекционной
работы.
Психологическое сопровождение
должно осуществляться постоянным
(семейным) психологом. школьный психолог,
психолог диспансера или поликлиники,.
Документация для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения.
Комплект
(пакет) документации психолога
подразделяется на следующие типы:
·
законодательно-правовые акты и
нормативные документы;
· специальная
документация;
· организационно-методическая
документация.
Законодательно-правовые
акты и нормативные документы.
Это
тип документации, представляющий собой
совокупность документов, определяющих
стандарты и нормативы профессиональной
деятельности психолога в системе
образования.
В перечень нормативной
документации педагогов-психологов
входят:
Международные:
· Конвенция
ООН о правах ребенка.
Федеральные:
·
Конституция РФ;
· Закон РФ «Об
образовании»;
· Концепция модернизации
Российского образования на период до
2010 года;
· Закон РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. №
124 Ф-3 (изменения и дополнения от
20.07.2000г.)
· Федеральный Закон «Об
основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
· Письмо
Государственного комитета СССР по
народному образованию от 27.04.89 года №
16 «О введении должности психолога в
учреждении народного образования»;
·
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об
учителях логопедах и педагогах-психологах
образовательных учреждений»;
·
Приказ № 636 от 22.10.99.г. « Об утверждении
Положения о службе практической
психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации» с
приложением;
· Письмо МО РФ № 70/23-16
от 07.04.1999 г. « О практике проведения
диагностики развития ребенка в системе
дошкольного образования»;
· Письмо
Министерства образования Российской
Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О
психолого-медико-педагогическом
консилиуме (ПМПк) образовательного
учреждения»;
· Письмо Министерства
образования Российской Федерации от
27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации
по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном
процессе в условиях модернизации
образования;
· Этический кодекс
педагога-психолога службы практической
психологии образования России (принят
на Всероссийском съезде практических
психологов образования, май 2003г., г.
Москва);
· Распорядительно-нормативные
документы (административные распоряжения,
инструкции, приказы, законодательные
акты и распоряжения субъектов РФ, и
пр.).
· Требования к оформлению
кабинета педагога-психолога;
·
Рекомендуемые формы ведения документации
педагогом-психологом в образовательном
учреждении.
Это
особый вид документации практического
психолога, обеспечивающий содержательную
и процессуальную стороны его
профессиональной деятельности. К
специальной документации практического
психолога относятся:
· Выписка из
медицинской карты. Отражает основные
параметры психофизического развития
ребенка и его соматического состояния.
·
Карта психического развития ребенка
– совокупность сведений о возрастном
развитии ребенка, представленных в
онтогенетическом аспекте.
·
Психологические заключения.
Структурирование по комплексным
параметрам, включающее показатели
психофизического развития ребенка, а
также оценку его воспитания и образования.
В психологическом заключении отражаются
также показатели познавательного,
личностно-эмоционального и коммуникативного
развития ребенка.
· Выписки из
психологических заключений и карт
развития.
Оформляется
по запросу родителей (законных
представителей), педагогов, по официальному
запросу образовательных учреждений и
учреждений общественного воспитания.
Основной текст выписки – адаптированная
часть психологического заключения,
где отражены основные выводы.
·
Протоколы обследования. Протокол
является формой фиксации особенностей
процессуального хода взаимодействия
психолога с ребенком.
· Протоколы
коррекционных занятий, бесед. Чаще
оформляются в виде таблицы в свободной
форме. Требования касаются лишь единиц
фиксирования: поведенческие реакции,
вербальное сопровождение деятельности,
динамика эмоциональных состояний и
стеничности.
Из
вышеперечисленной документации три
вида являются закрытыми, а именно:
заключения, коррекционные карты и
протоколы. Эта документация хранится
в месте, недоступном для общего обозрения
(сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может
быть предъявлена по запросу профильных
специалистов системы образования.
В
организационно-методическую документацию
входят:
· Хронометраж рабочего
времени практического психолога.
·
График работы.
· Годовой план работы
·
Журналы учета видов работы:
–
диагностика;
– консультирование;
–
развивающая и коррекционная работа
(индивидуальная);
– развивающая и
коррекционная работа (групповая);
–
просветительская работа;
–
организационно-методическая работа;
–
экспертная работа.
· Программы
коррекционно-развивающих занятий и
учебных курсов.
· Альбом диагностических
методик.
Свириденко Елена Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Психологи подчеркивают, что интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей (Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.).