ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе – важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школь¬ного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотива¬цию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ

Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одно­временно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определя­ется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван Важнейший для педагогики факт: чело­век развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребно­стей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направ­ление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовер­шенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педаго­гическую организацию, определенную деятельность.

Вторая, внутренняя часть процесса – это психическая деятельность школь­ника как субъекта учения. Она протекает на личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой ос­нове вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии – саморазвитие личности.

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознатель­ном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, нау­чить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогиче­ского процесс, направленная на личностный рост ученика, содержание, методы и средства.

Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе – важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школь­ного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотива­цию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.

Задачи для учителя:

1. Создавать оптимальные условия.

2. Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.

4. Быть эмоционально гибким.

Особо отметим, что оценивая результаты через категорию самореализации и личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Одной из основных задач обучения и воспитания в школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта являетсявыявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (“я реальный”, “я идеальный”);

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности обучающихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей обучающихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба, творческие достижения, ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса в школе одной из форм оценивания личных результатов может быть портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого обучающегося преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.

Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают. Наполнение портфолио не становится для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:

Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;

Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Проектная работа-один из современных методов, используемый при обучении. Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности обучающихся для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.

Например, для проекта в 7 классе «Животные на гербах разных стран» обучающиеся подбирали материалы для создания проекта (составляли короткие рассказы о истории гербов, картинки с изображением животных- отпечатанные или нарисованные самими обучающимися). А для проекта по биологии в 5 классе «Мой Экодом» дети собирали материал о строительных материалах, бытовой химии, животных и растениях, которые были бы безопасны для человека и окружающей среды – готовым продуктом являлся макет дома из экологически чистых материалов.

На более сложном этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения, определять главное, приводить аргументы в защиту своей точки зрения.

Положительное, что дают проекты:

Значительное повышение мотивации и интереса в обучении

Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;

Активизация всех видов восприятия и памяти;

Вовлечение в деятельность всех обучающихся в классе с разными учебными способностями;

Поощрение детского творчества и изобретательности;

Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;

Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:

Обучение должно быть радостным и ненапряженным;

Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;

В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.

Работая в классе с обучающимися, разными по способностям и развитию, учитывая возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого обучающегося отдельно, а также УМК. Следя за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пользуясь рекомендациями преподавателей курсов повышения квалификации, всегда стараюсь на своих уроках попробовать и применять то новое, что позволяет обучающимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Зубова Л. В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

Соловова Е. Н., Апальков В. Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы.-Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006.

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

развития личности учащихся

(5 – 9 классы)

разработана классным руководителем

Штин Еленой Ювенальевной

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения мы должны воспитывать школьников: любящих свой край и свою Родину; уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающих и принимающих традиционные ценности семьи; осознающих свою сопричастность к судьбе Отечества; креативных и критически мыслящих; активно и целенаправленно познающих мир; осознающих ценность науки, труда и творчества для человека; владеющих основами научных методов познания окружающего мира; мотивированных на творчество и современную инновационную деятельность; готовых к учебному сотрудничеству; способных осуществлять исследовательскую проектную деятельность, осознающих себя личностью, выполняющих свои обязанности; уважающих мнение других людей;

осознанно выполняющих правила здорового образа жизни.

– создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание толерантного человека, занимающего активную жизненную позицию.

Программа развития школьника рассчитана на период с 5 по 9 класс средней общеобразовательной школы. Реализация данной программа включает 3 этапа: подготовительный, этап реализации проекта, который включает в себя подэтапы: (информационно-аналитический, организационно-деятельностный, контрольно-диагностический, результативно-коррекционный), заключительный.

Программа предусматривает три этапа развития личности:

В ходе реализации программы предусмотрены: диагностические исследования, позволяющие оценить эффективность реализации программы, предполагаемые результаты, взаимодействие между всеми участниками данного проекта.

Направления работы в ходе реализации программы: Учебная деятельность, Самовоспитание, Здоровый образ жизни и физическое развитие, Творческая деятельность, Трудовая деятельность, Самоуправление в классе.

В результате реализации программы у школьников должны быть сформирована мотивация к труду, они должны достичь определенного уровня физического развития, уметь реализовать свои творческие возможности, должна быть сформирована культура здорового и безопасного образа жизни. Данная программа направлена на социализацию личности ребенка и потребность его к приобретению профессии.

Нам необходимо создать условия для полноценного интеллектуального развития, успешной адаптации в образовательной и социальной среде с учётом возрастных, физических и индивидуальных способностей ученика. Обновление общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Именно такие задачи и решает данная программа.

Паспорт программы развития личности учащихся с 5 по 9 класс «Рост»

Содержание программы индивидуального развития ребёнка “Рост” включает в себя следующие

Реализация программы предусматривает

Основные принципы программы индивидуального развития ученика:

Основные методы работы по реализации программы:

Образовательные технологии по реализации программы:

Этапы и сроки реализации программы:

: изучение эмоционально-личностных особенностей детей, определение их статуса, зоны актуального и ближайшего развития (ноябрь – декабрь 2007).

составление и реализация индивидуального плана развития; постановка цели на каждую четверть, планирование деятельности по достижению намеченной цели, создание условий для выработки устойчивого интереса к определённому виду деятельности (январь 2008 – май 2009 г.г.).

углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, выявление их индивидуальных особенностей, реализация индивидуальной образовательной траектории детей на основе психодиагностических данных,  создание условий для самореализации, саморазвития личности (сентябрь 2010 – декабрь 2011г.г.)

продолжение реализации индивидуальной образовательной траектории развития учащихся, создание условий для социальной активности и коммуникативных лидерских качеств, мобильности личности, вариативности, профессионального и личностного самоопределения.

Получить информацию о психологических особенностях детей, их способностях и интересах, установить сотрудничество и дружеские отношения с родителями детей; организовать презентацию достижений учащихся.

Построить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика как условие средства достижения образа будущего: стремление к развитию способностей и интересов, самореализации, активной жизненной позиции. Создать ситуацию успеха, развить способности и интересы учащихся.

Данная программа поможет проследить динамику учебной и творческой активности учащихся, представить отчёт по процессу образования, обеспечит отслеживание индивидуального развития.

сбор информации о детях.

Первичное представление о личности обучающихся.

углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, выявление индивидуальных особенностей развития и самооценки детей.

Наиболее полное представление об учащихся класса.

составление и реализация индивидуального плана развития «Рост» совместно с учащимися и их родителями.

Включение обучающихся в конкурсы

Формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях

Работа с родителями

Формирование навыков самоорганизации

Повышение личностного потенциала

обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в ходе реализации Программы.

Анализ результатов эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся  (май ежегодно).

Этапы развития личности:

Этап становления (5-6 классы)

Возрастные особенности и задачи развития

5 – 6 классы – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому возрасту. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от родителей, учителей, взрослых помощи и поддержки. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

Результаты апробирования программы:

Основной этап (7-8 классы)

–  подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности».

Заключительный этап (9 класс)

(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Приоритетные направления в работе классного руководителя.

этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Деятельность классного руководителя:

Это организация взаимодействия в системах:

– передача детям опыта социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений.

– обучение учащихся пониманию смысла и ценности человеческого существования, формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и будущего своей страны и Родины, воспитание любви к родному краю.

– помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде.

работы классного руководителя в данном направлении – это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.

– привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.

Циклограмма работы с классом на неделю

Понедельник   – проверка дневников

Вторник  –  работа с активом класса

Среда  –  беседы с учителями

Четверг  –  индивидуальная работа с учащимися

Пятница  –  классный час

Суббота  –  индивидуальная работа с родителями

Один раз в четверть

Тематика родительских собраний.

1. Учебные трудности пятиклассников.

2. Домашние задания: помощь или контроль.

3. Знаете ли вы своего ребенка.

4. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.

Организация самоуправления в классе

Малые инициативные группы

Мониторинг эффективности программы

Результаты внедрения самоуправления в классном коллективе.

Методическое и информационное обеспечение программы

Литература и цифровые ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *