Публикация «Обучение в школе, Зачем нужны физкультминутки» размещена в разделах
В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание рассеивается, поэтому страдает качество выполняемой работы. Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие детского организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Так, например, систематическая двигательная активность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. При поступлении в школу происходит снижение двигательной активности почти наполовину. Младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток. Для успешного усвоения учебной программы им нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время сидеть за партой, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
Физическая активность учащихся в младшей школе обеспечивается : 1) занятиями больших форм: уроками физкультуры, спортивных секций или танцевальных кружков; 2) занятиями малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения. Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой. Физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, повышают внимание и активность детей на последующем этапе урока. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.
Физкультминутка представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, выпрямление ног. Для возможного исключения близорукости и впоследствии её исключения проводится специальная гимнастика для глаз. Упражнения для глаз предусматривают движения глаза по всем направлениям. Физкультминутки в начальной школе действительно играют важную роль, поскольку помогают получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять нам детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой. По содержанию физкультминутки способствуют снятию утомления и предназначаются для определённого действия на конкретную область тела. Что может входить в комплекс обучения : гимнастика для формирования осанки, укрепление зрения, укрепление кистей рук, занятия для лица, гимнастика для органов дыхания. Какие существуют виды физкультминуток? Оздоровительно – гигиенические : Их можно выполнять как стоя, так и сидя за партой, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами». Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Напряжения на глаза оказывают не только чтение и письмо на уроках, но также очень сильно влияет и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глаза только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Танцевальные: Они выполняются обычно под музыку. Танцевальные движения повторяются за учителем, за анимационные картинками электронных физминуток или за учащимися, которые посещают танцевальные кружки. Кроме этого можно использовать распевание песенок и определенные движения под них. Физкультурно-спортивные :
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать повороты головы, наклоны, бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Двигательно – речевые: Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их. Релаксационные: Релаксация – расслабление, сопровождающееся снятием напряжения. В качестве минутки отдыха можно использовать спокойную красивую музыку. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. Для такого вида физкультминуток прекрасно подойдут записи звуков природы. Во время физкультминуток дети могут закрыть глаза. Также можно сочетать красивые иллюстрации и спокойную музыку.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных эмоций и переживаний. Проводят физкультминутку на 10 – 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.
Существует много причин, из – за которых может ухудшиться здоровье. Среди них недостаточная двигательная активность. Она вызывает зрительное, умственное и физическое напряжение. Для того чтобы снять напряжение необходимо проводить физкультминутки. Физкультминутка на уроке способствует снятию утомления и повышает качество выполняемой работы, отсутствие физкультминутки на уроке влечет за собой усталость и понижает качество выполненной работы.
Проанализировав анкеты учащихся, выяснилось следующее: Результаты анкетирования в 1 – 4 классах. Было опрошено 87 человек. Подводя итог анкетирования мы получили следующие результат 1. Нужны ли физкультминутки? 82 человека ответили положительно, лишь 1 ученик ответил нет, а 4 человека затруднились ответить на вопрос. 2. Для чего нужны физкультминутки? 66 человек считают, что физкультминутки необходимы для отдыха, 6 школьников полагают, что они нужны для озорства, а 15 учащихся затруднились ответить на вопрос. 3. Проводят ли у вас физкультминутки? 48 школьников согласились с утверждением, 27 человек считают, что физкультминутки проводят иногда, и лишь 1 ученик ответил нет. 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 54 ученикам нравятся разные физкультминутки, 26 школьникам нравятся музыкальные, 7 ученикам нравятся словесные физкультминутки.
Результаты анкетирования 5-7 классов В опросе участвовало 54 ученика. Подводя итог, мы получили следующие результаты: 1. Нужны ли физкультминутки? 52 человека считают, что физкультминутки необходимы на уроках, и лишь 2 человека ответили отрицательно. 2. Для чего нужны физкультминутки? 52 школьника ответили для отдыха,1 ученик затруднился ответить на вопрос, и лишь 1 школьник считает, что физкультминутки не нужны вовсе. 3. Проводят ли у вас физкультминутки? 51 человек ответили иногда, 2 ученика ответили положительно, и лишь 1 человек ответил нет. 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 21 человек ответили музыкальные, а 32 ученика разные, и лишь 1 ученик ответил никакие.
Результаты анкетирования 11 классов. В опросе участвовали 27 учеников. Подводя итог, мы получили следующие результаты. 1. Нужны ли физкультминутки? 18 человек считают, что физкультминутки необходимы на уроках, 3 человека ответили отрицательно, а 6 учеников затруднились ответить. 2. Для чего нужны физкультминутки? 24 ученика ответили для отдыха,1 ученик затруднился ответить на вопрос, и лишь 2 школьник считает, что физкультминутки не нужны вовсе. 3. Проводят ли у вас физкультминутки? 10 человек ответили иногда, 3 ученика ответили положительно, 14 человек ответил нет. 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 9 человек ответили музыкальные, а 17 ученика разные и лишь 1 ученик ответил никакие.
Вывод: Для плодотворной работы на уроке, особенно в начальных классах, необходимо проводить физкультминутки. Они положительно влияют на умственную работу учеников и повышают качество работы на уроке.
Результаты анкетирования учителей. На вопросы анкеты ответили 4 учителя из начальной школы и 4 учителя из старшей школы : 1. Нужны ли физкультминутки ученикам? Все ответили положительно. 2. Для чего нужны физкультминутки ученикам? Единогласно ответили для отдыха. 3. Проводите ли вы физкультминутки на уроках? 1 учитель ответил положительно, а остальные ответили – иногда 4. Какие физкультминутки вам нравятся? 1 учитель ответил, что ему нравятся музыкальные физкультминутки, остальные ответили – разные. Анализ анкет педагогов показал, что учителя недооценивают роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления и не проводят на своих уроках физкультминутки разного типа, либо проводят лишь иногда. Вывод: Учителю нельзя забывать, что дети меньше напрягаются, если в промежутках учебной работы проводятся физкультминутки – кратковременный полезный отдых детей.
Выводы: По результатам анкетирования учащихся младших и старших классов мы видим, что учителя активно проводят физкультминутки с младшими школьниками. Чем старше ученики, тем меньше внимания уделяется физкультминуткам на уроках. Учителя считают, что чем младше ребенок, тем чаще он должен сменять вид деятельности, отдыхать, так как мышцы в этом возрасте менее выдержанные и быстро устают. Для плодотворной работы на уроке, особенно в начальных классах, необходимо проводить физкультминутки. Они положительно влияют на умственную работу учеников и повышают качество работы на уроке.
1. Василевская Е. В. « Физкультминутки в начальной школе. Упражнения для снятия напряжения на уроках. М – 2009 г.
2. Волина В. В. « Занимательное Азбуковедение»,- М. : Просвещение, 1991
3. Волина В. В. « Праздник числа» (Занимательная математика для детей, – М. : Знание, 1994
4. Волина В. В.» Учимся играя», -М. : Новая школа, 1994
5. Ковалько В. И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1- 4 классов», М. : Вако, 2011г.
6. Лецких А. А. « Подвижный» способ обучения и его влияния на развитие учащихся 2010 г.
7. Соколова Л. А. « Коплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников», – М. : Детство – Пресс,2016
8. Тукачева С. И. Физкультминутки Волгоград : Учитель 2010 г.
Анкета для учащихся начальных и старших классов :
1. Нужны ли физкультминутки? а) да б) нет в) не знаю
2. Для чего нужны физкультминутки? а) отдохнуть б) поозоровать в) не нужны, они отвлекают г) не знаю
3. Проводят ли у вас физкультминутки? а) да б) нет в) иногда
4. Какие физкультминутки вам нравятся? а) словесные (стихотворные) б) музыкальные в) никакие г) разные
Анкета для учителей начальных и старших классов :
1. Нужны ли физкультминутки ученикам? а) да б) нет в) не знаю
2. Для чего нужны физкультминутки ученикам? а) отдохнуть б) поозоровать в) не нужны, они отвлекают г) не знаю
3. Проводите ли вы физкультминутки на уроках? а) да б) нет в) иногда
1) Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну, а дальше – будь здоров!
2) Любопытная Варвара
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз
3) Проведём, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Влево, вправо посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Поморгали 8 раз
Лучше будет видеть глаз.
Физкультминутки в игровой форме :
1) Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
2) (Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
3) Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
4) (Ученики за учителем повторяют движения)
Из – за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
Физкультминутки для более старших учеников
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Я иду, и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь,
Мы идем, и мы поем,
1. Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
1. Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
2. (и. п. сидя) Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
Неопределенная форма глагола
Раз – подняться, потянуться
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
1. Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников (любое количество предметов назвать и показать) у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
2. Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
Орфограмма «ЖИ – ШИ»
“ЖИ” и “ШИ” мы повторили,
ШИре руки развели,
На ладоШИ посмотрели
И захлопали в тиШИ.
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ.
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: “Поработать нужно!”
Для спокойствия перед выполнением контрольных работ
(Перед выполнением контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а дети про себя повторяют строчки)
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
(Учитель говорит, а дети выполняют действия. Все выбирают удобную позу.)
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый или золотой цвет, поэтому в классе повесить зеленый или золотой круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы. “ Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино. “ Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик
отдельности либо все одновременно. “ Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением
их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе. Физкультминутки для школьников средних и старших классов Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка. На счёт «раз» – встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» – потянуться вверх за руками. На счёт «три» – опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» – скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» – вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» – упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» – согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» – притянуть ногу, подняв
руки вверх. На счёт «три, четыре» – выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
И. п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и. п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 -медленный.
Публикация «Методическая разработка „Понятие физкультминутки, Значение физкультминутки на занятиях в детском саду“» размещена в разделах
Значение физкультминуток : помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Физкультминутка помогает взрослым играть с детьми, развивать речь, координировать движения и развивать мелкую моторику. Благодаря выполнению физических упражнений улучшается кровообращение и работа головного мозга, вследствие этого снимается напряжение мышц, нервной системы и у детей повышается настроение.
Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.
Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.
Движения на динамической паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд, должны меняться во время физкультминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения, которые в зависимости от работы на занятии включают подтягивания, наклоны и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т. е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.
Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, в момент появления признаков утомляемости детей.
Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. Когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин., наступает утомление, необходимо предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.
Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.
Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
Хочу предложить несколько интересных физкультминуток :
Мы очень любим город свой (прижать руки к груди)
Сияет солнце над рекой, (руки вверх, потянуться)
Идут дожди, (шагать на месте)
Стучат в окно, — (прыгать на месте)
Его мы любим всё-равно! (обхватить себя руками)
Мы в этом городе живём, (руки над головой «домиком»)
И он растёт, и мы растём. (руками очертить круг)
Физкультминутка «Мы – шофёры»
Едем – едем на машине (руками крутим руль)
Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправо-влево)
вправо-влево – чистота!
Ветер волосы взъерошил (взъерошить волосы)
Мы шофёры – хоть куда! (выставляем большой палец)
Если ты солдатик бравый,
Помаши рукой нам правой.
Если ты солдатик – смелый,
Помаши рукой нам левой.
Если ты солдатик – стойкий,
На одной ноге постой – ка!
На другой ноге постой – ка.
А теперь солдатик бравый,
Маршируем до заставы.
Эй, ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево,
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Шаг назад и два – вперед!
Вправо, влево поворот!
Снова за руки возьмемся.
ри шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Повернулись. разбежались!
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок.
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал,
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик. (ладони к левой щеке, к правой щеке)
(качаем поднятыми вверх руками)
(подняли руки вверх, потянулись)
(помахали руками вверх-вниз)
(закрыли руками лицо)
(качание туловища влево – вправо)
(прыжки на месте)
(хлопки в ладоши)
(встали, спрятали руки за спину)
Физкультминутка «В гости к сказке»
Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
И он растёт, и мы растём. (прижать руки к груди)
Физкультминутка «Фигурное катание (в парах)».
Взялись за руки, скрепились,
В фигуристов превратились,
(в паре, руки крест-накрест друг с другом)
Мы на лед выходим ловко,
Потому что есть сноровка.
(двигаемся в паре, имитируя скольжение) Ногу правую подняли
И назад её убрали,
(нога вперед и назад)
Ногу левую вперед-
Как красив же наш полет.
(нога вперед и назад) Мы танцуем вдохновенно,
Сядем – встанем мы мгновенно,
(присесть, не бросая руки партнера)
И покружимся на льду,
Как снежинки на ветру!
(покружились вправо, влево)
Физкультминутка Хоккей (врассыпную)
На коньки встаем быстрей,
Очень любим мы хоккей,
(показать одевание коньков)
Чтоб начать в него играть,
Клюшку надо в руки взять.
(показать клюшку в правой руке) Шайбу этой клюшкой бьём,
Влево, вправо подаём,
(движение рукой влево, вправо)
Шайба быстро полетела
И в ворота залетела!
(резкий рывок рукой и крикнуть «Ура») Мы играем все что надо,
Впереди нас ждет награда,
(показать руками «класс»)
В Олимпиаде участие принять,
И чемпионский кубок взять!
(подпрыгнуть, руки вверх)
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. ( Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. ( Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. ( Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. ( Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)
Физкультминутка «Мы гуляли по Москве».
Раз, два, три, четыре, пять. ( Дети шагают по кругу.) По Москве идем гулять.
Пришли на площадь Красную (Широко разводят руки.) Широкую, прекрасную.
А на площади на той – (Повернуться лицом в круг.) Кремль высокий и большой.
Ах, какая высота! (Поднимают 2 руки над головой.)
Ах, какая красота! (Поочерёдно поднимают вверх левую и правую руку).
Раз, два, три, четыре, пять. ( Шагают по кругу.)
Дальше мы идем гулять.
Собор Покровский, мавзолей, (Поворачиваются лицом в круг.)
Исторический музей, (Поочерёдно отводят в сторону то левую, то правую руку.)
На катке чудесном были,
В ГУМ зайти мы не забыли
Стало солнышко садиться, (Руки на поясе, приседания.)
Домой пора нам возвратиться.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
На холме стоит рябина
Держит прямо, ровно спинку. (подтягивая – руки вверх).
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер. (вращение туловищем вправо, влево).
Но рябинка только гнется
Не печалится – смеется. (наклоны в стороны).
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (дети машут руками, изображая ветер).
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. ( Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
По утрам морозы. ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах желтый листопад. ( Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. ( Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. ( Поднимаются на носочки, руки вверх)
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Физминутка осень пришла
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Физминутка “Мы – листики осенние”
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. ( Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. ( Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. ( Дети стоя весело хлопают в ладоши). Осенью