ЮРИДИЧЕСКИЙ ТУРНИР ЮРИСТЫ И ТУРНИР ЮРИСТОВ УРОК ЧАС 7 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Сценарий внеклассного мероприятия по праву

«Турнир знатоков права» среди 7-х классов

МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды

Учитель истории и обществознания

Севумян Габриэль Манвелович

23.11. 2016 г.

способствовать развитию правового образования учащихся.

– развитие правовой культуры учащихся;

– анализ выступлений оппонентов;

– воспитание активной гражданской позиции;

– развитие учебной мотивации и соревновательного потенциала учащихся.

Участвует 4 команды: команды 7 а, 7 б, 7 в, 7 г классов.

1. Вводное слово учителя. Добрый день, уважаемые знатоки права! Сегодня мы собрались здесь дружной компанией в лице 4 команд, представляющих 7-е классы нашей школы. Целью нашей встречи является проведение «Турнира знатоков права» в рамках традиционной декады правовых знаний. Надеюсь, что Вы сегодня покажете высокий уровень знаний и правовой культуры.

2. Представление жюри. Для оценивания Вашей работы у нас работает уважаемое жюри в лице учащихся 11-х классов нашей школы.

Турнир проходит в 4 этапа и по их результатам будет оцениваться работа всей команды. Давайте начнем наш турнир с жеребьевки, целью которой является для определения очередности участия команд в этапах конкурса.

этап – «Представление команд»

Представление команд, название, девиз команды. Жюри оценивает все компоненты конкурса (название команды, девиз). Максимальная оценка – 5 баллов, минимальная – 1 балл.

этап – «Знаток права»

Работа с презентацией (30 вопросов по блокам «Документы», «Хронология», «Права», «Обязанности и ответственность», «О чем идет речь». Первый вопрос выбирает команда, выбравшая № 1 в ходе жеребьевки. После появления на экране вопроса, команда, члены которой первые подняли руку, имеет право ответить на вопрос. При правильном ответе, эта команда выбирает следующий вопрос. При неправильном ответе, остальным командам дается право ответить на вопрос (очередность также определяется скоростью реакции команды на вопрос). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

конкурс – конкурс капитанов.

Конкурс проходит в 2 этапа: 1) Выступление капитанов команд на тему «Роль права в жизни современного общества». Оценивается богатство обществоведческого материала в речи капитана, логичность тезисов и вывода. 2) Работа с терминами: каждый капитан вытягивает  по 1 табличке  с 4 терминами и объясняет, что означают эти понятия: присяжные заседатели, Конституция, правонарушение, кодекс,   прокуратура, вандализм, презумпция невиновности, геноцид, аффект, прецедент, закон, дисциплина, санкции, сетикет, воля, право. За выступление капитанов выставляется максимальная оценка 5 баллов, минимальная -1 балл, за каждый правильное определение термина по 1 баллу.

конкурс «Юридическая консультация». Решение правовых задач.

1. Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-летнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, компания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?

2. У гражданина Петрова похитили автомобиль. Вскоре воров поймали, осудили. Нашли и того, кому воры успели продать автомобиль на авторынке. Но новый собственник не знал, что машина приобретена незаконно.

Как будет решена эта ситуация?

3. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.

Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

4. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

За каждую правильно решенную задачу выставляется 2 балла.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов. Заключительное слово учителя.

Презентация “Знатоки права” PPT / 3.3 Мб

Командная игра «Турнир знатоков права»

(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов)

Цель и задачи мероприятия:

правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План проведения мероприятия:

2. « Всякая всячина» (10 баллов)

3. Права человека ( 5 баллов)

4. Конкурс «Шкатулка»

5. Конкурс капитанов

6. « В шутку о серьезном» (10 баллов) // 6. Конкурс для болельщиков

-Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.

Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.

Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом.

1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

1-й вед. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 10 вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

1-й вед. Объявляем условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(предлагаются по очереди карточки)

2-й вед. Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка».

Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.

1-й вед. Последний конкурс нашего турнира конкурс «В шутку о серьезном».

За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.

Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Конкурс болельщиков (устно)

Болельщики отвечают на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.

(По истечении 5 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)

2- вед. Попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо за игру!

Классный час «Турнир знатоков права»

: развивать интерес к нравственно-правовым вопросам; способствовать формированию правовой культуры и гражданской активности; воспитывать уважение к закону; развивать навыки участия в дискуссии.

. Блиц-опрос для команд. Для каждой команды 5 вопросов.

1) Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое бандитами путём угроз и насилия. ( Рэкет). 2) Уголовное преступление, описанное в рассказе О. Генри «Вождь краснокожих» (Киднеппинг). 3) Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. ( Приговор). 4) Назовите, какие отрасли (составные части) права вы знаете? (Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право, Семейное право, Административное право. 5) Назовите самые известные имена российских адвокатов. 6) Лицо, приглашённое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий. ( Понятой). 7) Лицо, которое обращается в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. ( Истец). 8) Что такое алиби? (В уголовном процессе обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте) 9) Что такое презумпция невиновности? (Положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законе порядке.) 10) Назовите Основной закон государства. ( Конституция).

. Конституционное право. Учащимся предлагаются карточки.

Формы национального государственного устройства

. Уголовное право. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду

1. Мера государственного воздействия, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. / Наказание/ 2. Открытое хищение чужого имущества. / Грабёж/ 3 Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. / Банкротство/ 4. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей. / Терроризм/ 5. Мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступление, сущность которого заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или прекращение уголовного преследования. / Амнистия/

. Конкурс « Юридическая консультация» для капитанов команд.

Ситуация 1. В 2005 году гражданка Л. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 2010 году она вступила с гражданином С. в законный брак. В 2015 году супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?

Ситуация 2. Безработные К. и Л. выпили дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу. На улице они стали ругаться, дебоширить, приставать к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?

1. Зачеркните неправильный ответ.

Чумаков обратился с иском в суд к сыну о взыскании денег на своё содержание. Ответчик иска не признал и заявил, что отец ушёл из семьи , когда ему было 3 года , не платил алиментов, никогда не проявлял заботу о нём.

2. Зачеркните неправильный ответ.

Петров обратился с иском в суд о разделе имущества: пианино, мебельного гарнитура, телевизора, библиотеки. Петров просил выделить ему большую часть из состава названного имущества, так как его заработок составлял более 300 тысяч рублей, притом на протяжении совместного проживания она работала всего 5 лет, а остальное время вела хозяйство и воспитывала детей

. Уголовное и уголовно – процессуальное право.

Определите последовательность действий при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

2. Выяснение события преступления.

5. Оглашение обвинительного заключения.

6. Выяснение состава преступления.

Предлагаются тесты по трудовому праву.

1. Трудовое право есть совокупность норм:

А) регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности;

Б) регулирующих трудовые отношения;

В) регулирующих семейные отношения;

Г) регулирующих гражданские отношения.

2. В каком основном правовом акте собраны нормы трудового права?

А) в Трудовом кодексе;

Б) в Уложении о трудовых отношениях;

В) в пакте о запрете эксплуатации в сфере трудовых отношений;

Г) в постановлении правительства РФ.

3. Какие воздействия предусмотрены трудовым законодательством для тех,кто совершает дисциплинарные проступки?

В) арест на 15 суток;

Г) увольнение с работы.

4. Акты нарушения трудовой дисциплины (трудового законодательства) называются :

А) дисциплинарными проступками;

Г) трудовыми повинностями.

. Совместное обсуждение вопроса «Что возникло раньше – государство или право? »

Цели и задачи

В турнире участвуют две команды по 5 человек. Болельщики формируют группы поддержки. В каждой команде выбирается капитан, эмблема, название. Жюри оценивает ответы команд.

Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие обучающихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 курсов

Форма проведения: конкурс

Место проведения: учебная аудитория

плакаты с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам; экранная заставка с названием конкурса

Используемые методы: командная игра (творческие конкурсы, решение  проблемных задач, блиц-турнир)

Оборудование и материалы: карточки-задания для команд

Сегодня мы проводим Турнир знатоков права. Не зная законов, человек не может в полной мере воспользоваться своими правами. Цель данного турнира – выяснить, насколько хорошо вы разбираетесь в устройстве нашего правового общества. В ходе разнообразных конкурсов каждый из участников сможет показать свои знания и вспомнить основные законы, по которым живёт наше государство. Хочется, чтобы этот турнир расширил ваши знания о Законе, которые вы затем могли бы применить в жизни. Желаю вам удачи!

Конкурс № 1: «Блиц – турнир»

Вопрос – ответ. На обдумывание ответа до 30 сек. Капитаны руководят своими командами и выбирают отвечающих. За каждый правильный ответ – 1 балл. За полный ответ на вопрос, предполагающий развёрнутый ответ, дополнительно до 2-х баллов.

Вопросы задаются по очереди каждой команде. Вопросы можно менять или использовать выборочно.

Конкурс № 2: «Разобрать ситуацию»

Каждой команде будет дано по 3 ситуации. Команда, подумав 1 мин, должна сказать, какое преступление совершено. За каждый правильный ответ – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Ситуации для команды №1

Ситуации для команды №2

Конкурс № 3: «Я имею право»

Каждая команда получает два листа. На одном – список художественных произведений, на втором – тексты статей Конституции РФ, где названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях. Команды должны напротив каждого произведения указать, какое право (из перечисленных в списке) в нём затрагивается. За каждый правильный ответ – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Конкурс № 4: «Продолжи пословицы»

Ведущий читает начало пословицы, участники продолжают её (если неизвестен правильный ответ, можно предложить свой вариант). За каждый правильный ответ – 1 балл.

Награждение участников медалями и грамотами «Лучшие знатоки права».

Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области

Воспитатель структурного подразделения

правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

– формирование у обучающихся основ правовой культуры и воспитания;

повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей;

– формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.

В игре принимает участие 2 команды. Деление на команды происходит путем жеребьевки: на столе лежат полоски из бумаги различных цветов, на обратной стороне которых написаны цифры . Команды рассаживаются вокруг столов, выбирают капитанов. Все вопросы дублируются на экране проектора. Участники записывают ответы на листах или бланках и отдают жюри. Пока жюри подсчитывает баллы после каждого конкурса, на экране проектора появляются правильные ответы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Добрый день, ребята!

Я хочу прочитать вам стихотворение « Что нужно для счастья?»Человеку много нужно,Чтобы счастливо прожить. Нужен дождь и даже лужи,Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер. Нужно море,Нужно солнце и леса,Нужно счастье, нужно гореИ родные голоса. Невозможно без природы,Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете,Чтоб остался рядом друг,Надо главное заметить,Всё почувствовать вокруг.

Но жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако, признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. « Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Предлагаем вам поучаствовать в викторине и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.

Командам необходимо представить название, девиз и приветствие. Максимальная оценка – Жюри подводит итоги.

Необходимо расшифровать аббревиатуры, часто встречающиеся в правовых документах внутригосударственного и международного характера: – Европейский Союз – Трудовой кодекс Российской Федерации – Семейный кодекс Российской Федерации – Содружество независимых государств – Государственная Дума Российской Федерации – Высший Арбитражный суд Российской Федерации – Конституционный суд Российской Федерации – Запись в актах гражданского состояния – Организация Объединенных Наций – Уголовный кодекс Российской Федерации. За каждый правильный ответ – балл. Жюри подводит итоги.

«Кроссворд «Моя родина – Россия»».


ЮРИДИЧЕСКИЙ ТУРНИР ЮРИСТЫ И ТУРНИР ЮРИСТОВ УРОК ЧАС 7 КЛАСС ПО ТЕМЕ

«Правовой статус ребёнка»

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Капитаны команд поднимают карточки с правильным ответом. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За каждый правильный ответ –

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет

4. Имеет право на получение паспорта. /

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /

10. Вправе посещать школу /с 6 лет

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию /

5 тур «Сказочный»

7. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)8. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)9. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)10. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)11. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)12. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. ( Референдум)

2. Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

3. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)

4. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. ( Физическое лицо)

5. В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

6. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

7. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

8. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

9. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

Сколько депутатских мест в Государственной Думе? (450)

16. Срок необходимого проживания на территории России, необходимый для избрания Президентом Российской Федерации? (10 лет)

17. Государственные символы Российской Федерации? (флаг, герб, гимн, столица)

18. Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

Выносится черный ящик, в котором лежит пачка соли. Нужно отгадать, что находится в ящике. Вопрос: во время сухого закона в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в на­шем ящике находится то, чем для безопасности перекладыва­ли бутылки в ящиках. За правильный ответ – балла. Жюри подводит итоги.

Если очень внимательно вслушаться в содержание песни, то можно расслышать права ребенка, которые предусмотрены Конвенцией. Звучат  мелодии детских песен, игроки должны отгадать название песни, и сказать о каких правах в ней идет речь.

Песня из к/ф «Приключения Электроника» – «До чего дошел прогресс»/ Право на пользование благами научно-технического прогресса.

«Чему учат в школе» / Право на образование

«Мамонтенок» / Право жить в семье

«Антошка» / Право на защиту от эксплуатации.

«Пусть всегда будет солнце» / Право на жизнь.

«Чунга –Чанга» / Право на отдых. За каждый правильный ответ – балл. Жюри подводит итоги.

наше увлекательное мероприятие – викторина подходит к концу. Предоставляем слово нашему уважаемому жюри. ( Жюри оглашает результат и называет победителя).

Пусть проходят дни, летят года, но у них у всех большое сходство

Не уйдет из моды никогда Кодекс правды, чести, благородства.

Нужно только каждому найти в жизни неизменные каноны.

Веру в правду смело пронести, не нарушив строгие законы.

Надежда пусть в каждом живет, пусть никто не забудет о чести,

И счастье нас точно найдет, пока будем верить все вместе.

На этом наше мероприятие заканчивается. Каждый из нас должен помнить, что правовая культура начинается со знания своих прав и обязанностей в этом обществе и их неукоснительного соблюдения. Всего вам доброго и до новых встреч!

в рамках правового просвещения учащихся.

Сценарий конкурса для учащихся 13-15 лет

Данное мероприятие направлено на правовое просвещение учащихся 13-15 лет. Оно состоит из конкурса для учеников «Турнир знатоков права» и системы анкетирования на правовую тематику.

Направленность конкурса «Турнир знатоков права» просветительско-профилактическая и развивающая.

Целью мероприятия является привлечение внимания учащихся, педагогов к проблеме низкой правовой компетентности подрастающего поколения (что выявляют анкеты на правовую тематику). « Турнир знатоков права», а также ответы на вопросы анкет освежат знания учащихся по вопросам своих прав и обязанностей, закрепленных во внутришкольных, государственных и международных документах, знание основного закона государства, основных документов по защите прав детей, норм Трудового, Административного и Уголовного кодексов, а также расширит общий кругозор учащихся.

Жизнь всех людей издревле регламентировалась какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда подвергался наказанию.

Особое внимание педагогов сегодня привлекает проблема роста правонарушений среди школьников.

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности де­тей. Все мы согласны с тем, что детская преступность – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет омоложение правонарушите­лей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений.

Работа по правовому воспитанию подростков в условиях переходного периода, в котором находится российское государство, является, безусловно, приоритетной, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что эффективнее и гуманнее вкладывать финансовые и человеческие ресурсы в профилактику и предупреждение правонарушений, чем бороться на всех государственных уровнях с уже оформленной преступностью.

Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в жизни. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения.

План проведения конкурса «Турнир знатоков права»

Здравствуйте уважаемые участники турнира знатоков права! Сегодня – День права. В рамках этого праздника мы проводим Турнир знатоков права. Ученики продемонстрируют знания по обществознанию и праву, а жюри их оценят. Победители получат приз.

Жизнь всех людей из далёких времён регламентировалась какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда подвергался наказанию. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения. Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в жизни. А теперь, начнём! Поприветствуем наших знатоков права ( 4 команды). Представим наше жюри.

1. Разминка – игра «Быстрей, ещё быстрее».

Команды должны ответить на вопросы. Ответы команд оцениваются по пятибалльной системе.

Вопрос 1-ой команде: Кто является главой Российской Федерации? (Президент РФ).

Вопрос 2-ой команде: Что такое презумпция невиновности? (Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина).

Вопрос 3-ей команде: Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией).

Вопрос 4-ой команде: Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общественное правило поведения? (Норма права).

Вопрос 1-ой команде: Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ).

Вопрос 2-ой команде: Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Лицо, не достигшее возраста 18 лет).

Вопрос 3-ей команде: Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий рекомендательный характер? (Декларация).

Вопрос 4-ой команде: Отдельный гражданин как субъект гражданского права? (Физическое лицо).

Вопрос 1-ой команде: Президент РФ является главой партии, государства или правительства? (Государства).

Вопрос 2-ой команде: Как называется парламент РФ? (Федеральное собрание).

Вопрос 3-ей команде: Госдума выбирается на сколько лет? (4 года).

Вопрос 4-ой команде: Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам? (Верховный суд РФ).

2. Конкурс «Чёрный ящик».

Командам необходимо угадать, что находится в «чёрном ящике»:

Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Вопросы даются по очереди, при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или к болельщикам.

3. Конкурс Капитанов команд.

Выходят капитаны от каждой команды и по очереди отвечают на вопросы. Подсказки не допускаются. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

4. Конкурс болельщиков.

Болельщикам каждой команды необходимо назвать правовые акты, в которых находятся эти статьи. Правильный ответ болельщиков приносит 5 баллов своей команде.

5. Творческий конкурс.

Командам необходимо за определенное время придумать и озвучить несколько позиций: «Почему нужно знать свои права и обязанности? Почему нужно знать законы государства?».

6. Подведение итогов «Турнира знатоков права».

Жюри подводит итоги всего Турнира. Награждаются команда, набравшая большее количество баллов. Также поощряются самые активные из болельщиков.

Критерии оценки результативности проведения

Конкурс «Турнир знатоков права» считается удавшимся, если у команд участников и болельщиков во время проведения возник интерес к правовым знаниям, проявилась соревновательность, желание победить. А также, если организаторы конкурса будут удовлетворены его проведением.

Условия для проведения конкурса.

Для организации конкурса необходимо присутствие определенного числа участников, разделение их на команды, числа болельщиков, жюри, ведущий. Желательно проведение конкурса в актовом зале. Для творческого конкурса Турнира необходимы канцелярские принадлежности – бумага, фломастеры, карандаши. Для подведения итогов необходимо организовать подарки для победителей, а также поощрительные сувениры для болельщиков.

Оценочный лист конкурса «Турнир знатоков права»

Анкета для учащихся №1

– правоохранительные органы

– центр правовой и психологической помощи

– телефон доверия

– Ваш вариант _______________________________________________

– специальные уроки в школе

– консультации юриста

– центр по правам ребенка

– средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы)

– Ваш вариант ________________________________________________

6. Какой основной свод законов действует сегодня в нашей стране?

7. Какие права человека гарантирует Конституция РФ?

8. Знаешь ли ты права школьника?

9. Знаешь ли ты обязанности школьника?

10. Знаешь ли ты документы в которых записаны твои права и обязанности как школьника?

11. Напиши названия этих документов:

12. Напиши какие права и обязанности школьника ты знаешь:

14. Что даёт человеку знание своих прав?

Анкета для учащихся № 2

а) знаю (перечисли);

б) частично (перечисли);

в) не знаю.

в) не выполняю.

б) не знаю;

а) да (перечисли);

в) не считаю.

а) да (какие);

б) частично (какие);

в) не нарушают.

а) оскорбления (какие);

б) продолжение урока на перемене;

в) большой объём домашнего задания;

г) необоснованность выставляемой оценки;

д) перебивание ученика во время ответа;

е) недоверие к ученику;

ж) равнодушие, пренебрежение учеником со стороны учителя;

з) другое (укажите).

а) словесное одобрение;

б) умение выслушать ученика;

в) умение принять ученика как личность;

г) подбор знаний в соответствии со способностями и возможностями ученика;

д) способность и желание классного руководителя реагировать и участвовать в разрешении проблем, возникающих в классе;

е) умение интересно преподать свой предмет;

ж) во взаимоотношениях учителя с родителями соблюдаются интересы ребенка.

Анкета для учащихся №3

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 18 лет;

9. Полноправным гражданином РФ молодой человек становится:

а) в 16 лет;

б) 18 лет;

в) 20 лет.

10. Дайте определение понятия «гражданин».

11. Правом заниматься предпринимательской деятельностью гражданин РФ обладает: а) с 14 лет; б) 16 лет; в) 18 лет.

12. Высший законодательный орган РФ это:

а) Совет Федерации;

б) Федеральное Собрание;

в) Государственная Дума.

МБОУ «СОШ №1»

г. Мариинск, Кемеровская область.