ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

разным “фундаментом”, на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.

Культура умственного труда представляет собой сложное образование, включа-

ющее в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический, эстетический.

К воспитанию культуры умственного труда необходим комплексный подход, направленность воспитательных воздействий на формирование личности в целом.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В настоящее время в России идет постепенный процесс обновления общества, происходят изменения в политической, экономической, общественной сферах, объявлен курс на построение правового государства. Одним из условий построения правового государства является правовое воспитание подрастающего поколения.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений является правовое воспитание старшеклассников.

Правовое воспитание – это целенаправленный процесс, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры, тех элементов социального опыта (совокупности правовых знаний, умений, навыков, чувств, убеждений, ценностных ориентаций, правомерного поведения), которые необходимы им для вхождения в сложные правовые общественные отношения, для активной и успешной жизнедеятельности в правовом демократическом государстве.

Целью правового воспитания старшеклассников является формирование у них правовой культуры. Правовая культура -это интегративное качество личности, характеризующееся определенным уровнем правовых знаний, умений, навыков, чувств, убеждений, ценностных ориентаций, правомерного поведения.

Мы считаем, что в структуре правовой культуры личности старшеклассников выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.

Когнитивный компонент включает систему правовых знаний, норм, умение использовать полученные знания в жизни для решения конкретных ситуаций и проблем, умение общим образом ориентироваться в источниках, из которых можно получить доступную правовую информацию; о способности дифференцировать жизненные ситуации, уверенно выделяя те из них, которые непременно требуют правовой трактовки, оценки с позиций закона. По мнению М. М. Бабаева, этот компонент предполагает понимание сущности требований закона, способность видеть связь

этих требований с актуальными процессами и явлениями, имеющими место в государстве, осознание места права в иерархии ценностей общества.

Правовые знания выполняют функцию социальной ориентации и адаптации, что приобретает особое значение для старшеклассников, имеющих небольшой жизненный опыт и недостаточно глубокие знания о государстве, обществе, праве. Конечно, ошибочно думать, что если старшеклассник имеет необходимый минимум юридических знаний, то он никогда не нарушит правовые нормы. Исследования показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей уровень правовой осведомленности достаточно высок, часто несовершеннолетние правонарушители используют правовые знания для сокрытия преступления или искажения истины. Эти факты указывают на то, что правовые знания сами по себе еще не служат гарантом правильного поведения личности. Поэтому важнейшей задачей педагогов является такая организация деятельности старшеклассников, при которой усвоение правовых знаний становится значимым личным достоянием и переходит в личное убеждение человека при полном совпадении с интересами государства и общества. Правовые знания не только помогают соразмерить личное поведение старшеклассника с интересами общества, но и содействуют достижению общественно полезных целей, помогают находить правильное, отвечающее закону решение в самых различных ситуациях.

Эмоционально-ценностный компонент правовой культуры характеризуется степенью эмоционального переживания старшеклассников своего отношения к правовым ценностям. Позитивное эмоциональное отношение, возникающее при применении правовых знаний, соответствует формированию положительных чувств, мотивов, установок, убеждений. Эмоционально-ценностный компонент имеет мировоззренческое значение, так как является связующим звеном между сознанием и поведением человека, обеспечивает соответствие их содержанию.

Убеждения и чувства формируются в сознании и на основе правовых знаний. Положительные правовые чувства, такие как истина, равенство, законность, спра-

ведливость и другие, побуждают личность к правомерному поведению. Однако необходимо отметить, что именно переводу правовых знаний в правовые убеждения и положительные правовые чувства способствует эмоциональное отношение к изучаемому явлению. Правовые убеждения -сознательно обоснованные взгляды на право, закон, на роль и место личности в обществе. От правовых убеждений человека зависит оценка законности и незаконности поступка, моральных требований, выраженных в форме принципов, норм общества. Зная убеждения старшеклассников, можно прогнозировать его поведение.

Поведенческий компонент. В него входят умение адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях; выработка привычки к соблюдению правовых норм; выбор правильного с точки зрения правовых требований общества, варианта поведения и совершение соответствующих поступков; умения и навыки отстаивать свои законные права и интересы, а также интересы других лиц и общества в целом.

Правомерное поведение – это такое поведение личности, которое соответствует предписаниям правовых норм, исходящих от государства. Социальные правила поведения закреплены в нормах права, которые непременно должны быть известны личности, поняты и осознаны ею. Право действенно тогда, когда зафиксированный в нем порядок поведения представляется личности единственно правильным и совпадает с его личными правовыми убеждениями. Правомерное поведение личности зависит и от ее правовых чувств, мотивов, убеждений, установок. В зависи-

Формирование первого типа правомерного поведения учащихся старших классов является главной задачей правового воспитания, так как это позволяет в целом воспитать человека гражданского общества. Однако без формирования всех указанных компонентов в единстве и тесной связи невозможно обеспечить достижение высокого уровня правовой культуры школьника.

Указанные компоненты показывают, что правовая культура – это интегративное качество личности, включающее когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.

Мы считаем, что правовое воспитание является одним из аспектов воспитания, как и нравственное, умственное, трудовое, физическое, эстетическое и так далее. Все они являются аспектами воспитательного процесса как целостного. А.С. Ма-

каренко утверждал, что человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается.

Так как воспитательный процесс многогранен, то правовое воспитание старшеклассников, как одна из его граней, находится в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, направленными на развитие личности старшеклассников. Мы считаем, что правовое воспитание учащихся старших классов должно осуществляться не только через его организацию как один аспект воспитания, но и путем введения правовых аспектов во все сферы жизни и деятельности общеобразовательного учреждения, коллектива класса старшеклассников.

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 133.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Формирование нравственных качеств личности является актуальной проблемой для пси-холого-педагогической науки и образовательных учреждений. Особенно остро она встает в нашей стране в последние годы. Некоторые положительные изменения в экономическом положении страны позволили обратиться не только к материальным, но и к нравственным проблемам общества, так как сегодняшняя реальность российского государства заставляет бить тревогу о катастрофическом снижении уровня нравственности населения, особенно молодого. Это положение привело к тому, что сегодня мы снова возвращаемся

к вопросу формирования нравственных качеств личности, и данная проблема становится приоритетной для современного российского образовательного учреждения. Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. Философский аспект нравственности раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О. Г. Дроб-ницкого, А. Г. Здравосмыслова, И. А. Ильи-

МБОУ СОШ «ЖЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Ещё в Древнем Риме каждый гражданин должен был знать законы своей страны, которые были высечены на двенадцати таблицах. Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Учитывая специфику нашего учебного заведения, имеющего гендерную направленность, необходимо отметить, что актуальность этой проблемы стоит наиболее остро, так как женщинам, ставшим полноправными членами общества, зачастую приходиться решать массу экономических, социальных проблем самостоятельно. Речь не идёт о том, чтобы сделать из всех девочек юристов, но научить правильно и грамотно пользоваться своими правами, уметь защитить себя и свою семью, а главное , научить уважать права других.

Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в школьные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Через распространение правовых знаний, выработку положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого к формированию правовых убеждений и готовности действовать в направлении правовых требований – единственно верный путь к правовому воспитанию старшеклассников. Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в школьном образовании.  Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации. Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель. В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру. В этом контексте основополагающее значение имеют:

Обозначенные позиции разделяются педагогическим коллективом школы и являются определяющими при разработке программы  правового воспитания личности подростка. Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной гражданской позиции являются клубы интеллектуального развития, клуб способен охватить своей деятельностью большинство учащихся школы, а значит – приобщить их к правовой культуре, привить навыки правомерного поведения.

На основании вышеизложенного, хотелось бы представить проект, дающий возможность выйти за рамки школьного курса «Право», расширить горизонты правового воспитания старшеклассниц ,определить критерии сформированности правовой воспитанности школьников ,разработать критериальные показатели сформированности правовой воспитанности у старших старшеклассников: полнота (объем) знаний, потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права и умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности, обосновать и структурировать концептуальную модель педагогического мониторинга в школьном образовательном учреждении, включающая в себя цель, задачи, функции, принципы и этапы реализации.

П Р О Е К Т

«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

–  Формирование правовой культуры у старшеклассников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней

– дать  знания о системе действующего права и правильного понимания смысла правовых законах;

– научить  получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные;

-научить  соотносить свои действия и действия  других людей с нормами поведения, установленными законом;

– поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, я обращаю внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.

Реализация задачи совершенствования учебно-воспитательной работы потребовала значительной активизации правового обучения и воспитания на всех этапах учебного процесса, совершенствования его методов и форм, повышения эффективности. Это во многом обусловлено спецификой современного этапа коммунистического строительства, для которого характерен интенсивный рост интеллектуального и нравственного потенциала общества, усиление процессов взаимосвязи социального, технико-экономического и идеологического развития, повышение материального благосостояния советских людей. В этой связи неизмеримо усиливается роль социальных функций школы — развивающих и воспитывающих.

Настоящее исследование имеет в виду разработать системный подход к решению вопросов правового обучения и воспитания учащихся» Женской классической школы» с целью повышения уровня их социальной адаптации.

Это предполагает научно обоснованное решение следующих задач:

определить цели, задачи и содержание правового обучения и воспитания в школе, а также участие в нем семьи и общественности;

разработать рекомендации по правовому обучению и воспитанию учащихся старших классов с ориентацией на наиболее полную социальную адаптацию;

экспериментально апробировать содержание правового обучению в воспитания в старших классах;

определить эффективность усвоения правовых знаний.

1. Изучение и анализ работ, касающихся вопросов правового положения девочек в социальной среде. Вопросов социального воспитания как важнейшей части нравственного воспитания: исследований, посвященных предупреждению правонарушений детей и подростков.

2. Констатирующий эксперимент — выявление уровня правовых знаний у учащихся старших классов  школы, полученных ими из различных источников информации и в учебном процессе по действующей программе, а также умения адекватно применять их в конкретной ситуации.

3. Контрольный эксперимент-  выяснение особенностей усвоения правовых знаний и применения их в конкретной ситуации (актуализация правовых знаний), а также установление результатов обучающего эксперимента, т.е. эффективности предлагаемого содержания правового обучения.

Практическая ценность работы и реализация результатов исследования. На основе проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию содержания  курса «Право».

Теоретическая и практическая значимость проблемы правового обучения и воспитания учащихся старших классов  школы с гендерной направленностью, впервые решаемая в данном проекте, определили выбор темы, задач и его структурного оформления. Целенаправленное правовое обучение, система внеклассных и внешкольных мероприятий позволяют в значительной степени решить проблему правового обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы как одну из составных частей их нравственного воспитания и важную предпосылку последующей социальной адаптации.

Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. -№ 4. – С. 297-307.

Черемисина Александра Анатольевна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Cheremisina Alexandra Anatolievna

REALISATION OF LEGAL FORMATION AND EDUCATION OF SENIOR PUPILS ON A BASIS COMPETENT THE APPROACH

Теоретическое освещение проблемы правового воспитания основывается на рассмотрении философско-методологических основ права и воспитания, базирующихся на естественноправовых концепциях философов античности, нового времени и современности. Развитие правового образования и воспитания неразрывно связано с развитием и становлением системы государственности, с развитием человеческого общества.

В трактовке понятия «воспитание» у педагогов, психологов, социальных педагогов нет единой позиции. В зависимости от господствующей идеологии, философских и религиозных представлений, уровня развития педагогической науки и практики этот термин всегда объяснялся по-разному. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что воспитание это целенаправленный процесс формирования личности в специально организованных условиях воспитательной системы, способствующих взаимодействию воспитателей и воспитуемых.

Проблемы правового воспитания и образования учащихся рассматриваются в ряде научных исследований и публикаций (Г. П. Давыдов,

Развитие права отображает реальный исторический процесс развития общества. Право необходимо трактовать как сложный, многоаспектный социальный институт, формирование которого всегда происходило в контексте становления государства и его правовых устоев. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Построение в России правового государства влияет на изменения в общественной жизни, на отношение граждан к предписанным государством общеобязательным нормам.

Различные науки изучают понятие «правовое воспитание» и по-разному его трактуют. Термин «правовое воспитание» появился в XX веке, однако праву всегда уделялось важное внимание в процессе воспитания. Необходимость знания законов человеческого сосуществования, знания своих прав и обязанностей заставляла философов, юристов и педагогов искать пути и средства передачи таких знаний молодому поколению. Определение понятия

«правовое воспитание» связано с различной трактовкой понятия «право» на основе анализа его роли в обществе и государстве.

Правовая сфера, право возникают в обществе наряду с государством и признаны предохранять общество и защищать личность от произвола государственности. Право призвано главным образом обеспечить индивиду достигнутый обществом уровень свободы, с одной стороны, – и с другой, направить его деятельность в существующие рамки общественного сосуществования, определяемые экономически и политически властвующим субъектом. Право является социальным регулятором прав и свобод человека, границ дозволенного и что запрещенного, то есть касается в первую очередь правового статуса лиц, защиты личности и собственности от различных посягательств.

В юридической науке правовое воспитание определяется как обособленный, самостоятельный вид деятельности государства с целью распространения воззрений о правопорядке, рассматривается как составной компонент идеологии государства. С точки зрения юриспруденции, правовое воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, запросы эпохи, отражает уровень развития общества и государства. Основной целью правового воспитания является формирование правового сознания и поведения личности.

В психологии под правовым воспитанием подразумевается деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

В педагогике понятие «правовое воспитание» трактуется как целенаправленное, систематическое взаимодействие с личностью, направленное на формирование правового сознания, выработку навыков и привычек правомерного поведения. Правовое воспитание, обеспечивая знания основ правового регулирования тех или иных отношений, одновременно способствует глубокому пониманию роли права в жизни нашего общества. Оно представ-

ляет собой целенаправленный и управляемый процесс, который включает в себя вооружение их правовыми знаниями, превращение таких знаний в личностные убеждения школьников и формирование на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, к поведению в целом.

Посредством правового воспитания происходит формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам прав; формирование уважения к государству и праву; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции; формирование потребности и умения активно защищать в рамках закона интересы и права, как свои, так интересы и права других граждан; формирование правовой компетентности, являющейся основой правовой культуры личности. Правовое воспитание является эффективным, если личность теоретически усвоила правовые знания, у нее сформированы правовые эмоции, выработаны устойчивые привычки правомерного поведения, а правовые предписания осознаны и восприняты как личностно значимые.

Процесс правового воспитания и образования старшеклассников опирается на совокупность общепедагогических принципов, таких, как: научность, системность, целостность, систематичность, последовательность, связь теории с практикой, единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения, оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, создание положительного эмоционального фона и соответствующей характеру деятельности мотивации.

Сущность процесса правового воспитания находится в соответствии с сущностью целостного педагогического процесса и заключается в переводе внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное). Следовательно, сущность правового воспитания состоит в переводе внешнего, объективного (правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и ценностей) во внутреннее, субъективное (личностное достояние воспитанников – правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом). Процесс усвоения правовых принципов и норм личностью, признание их справедливости и необходимости, отношение к ценностям права как к своим собственным ценностям является процессом интернализации права.

С помощью правового воспитания у воспитанников развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы, уважение к государству как стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.

Социальная педагогика рассматривает правовое воспитание как один из факторов преодоления тенденции роста преступности среди несовершеннолетних, способствующий успешной социализации личности. Основными формами правового воспитания, применяемыми в профилактической деятельности, являются правовое просвещение, воспитание адекватного

В настоящее время праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право представляет уникальные возможности для решения современных социально-педагогических задач, позволяет учащимся получать знания о различных сферах общественной жизни, развивать собственную позицию относительно правовых вопросов, приобретать навыки действия в обществе, социально-правовой опыт.

Изучая проблему правового воспитания необходимо рассмотреть основные подходы в оценке права: нормативный, социологический и философский.

Соглашаясь со сторонниками третьего подхода (В. В. Лазарев, Е. А. Певцова и др.), рассматривающими право как особую социокультур-

Нами под правовым воспитанием понимается планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс, основанный на деятельности участников социума (педагогов, учащихся, родителей, правоохранительных органов), посредством которого происходит трансляция правовых знаний, правовой культуры, социально-правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому на основе учета потенциальных возможностей воспитанников с целью формирования у них правовой компетентности.

Правовое воспитание старшеклассников осуществляется в рамках целостного педагогического процесса в образовательном пространстве школы. Его целью является формирование у школьников уважения к праву, к закону, опирающегося на устойчивые правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, лежащие в основе ежедневного осуществления прав и выполнения обязанностей, привитие навыков правомерного и социально-активного поведения в повседневной жизни.

Проведенный нами анализ философской, юридической, педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в определении и содержании понятия «правовая компетентность» четкого единства нет. Большинство исследователей придерживается мнения, что эти понятия взаимосвязаны, но различны. Понятия «компетентность» и «компетенция» часто используются как синонимы, особенно в юриспруденции. В современных педагогических исследованиях данные понятия различаются. Ученые отмечают, что компетенция – это знания и умения в определенных областях науки, культуры, техники; а компетентность – реальная демонстрация этих знаний и соответствующих умений в конкретной работе.

А. В. Хуторской указывает на различия понятий «компетенция» и «компетентность». По его мнению, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),

Анализируя существующие трактовки понятия «компетентность» можно сделать вывод о том, что компетентность является актуальным, формируемым личностным качеством, основанном на традиционной триаде «знания, умения, навыки». Компетентность представляет собой динамичную категорию и раскрывает своеобразную этапность овладения личностью теми или иными знаниями, умениями, навыками, способами действия. Компетентность характеризует уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции. Поэтому, компетенцию можно рассматривать как заданное требование к подготовке ученика, а компетентность как его личностное качество.

Существует ряд ключевых, базовых компетентностей, формирование которых должно осуществляться в процессе образования человека. Они содержат основы современного научного знания, принципы и закономерности существования и развития предметов и явлений. К базовым компетентностям относятся: общенаучные, гражданско-правовые, социально-экономические, информационно-коммуникативные, политехнические, общепрофессиональные.

В Образовательном стандарте основного общего образования по праву указывается, что в процессе обучения у школьников необходимо сформировать:

1. Информационно-познавательную компетентность – наличие знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность государства и общества; знаний о правах и обязанностях государства и граждан по отношению друг к другу, о системе права, его применении и основных правовых институтах; навыков поиска и применения полученной правовой информации;

2. Ценностно-ориентационную компетентность – осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности права, выражающего интересы людей и служащего поддержанию стабильности в обществе; понимание необходимости правомерного поведения; неприятие асоциального поведения как фактора разрушения общества;

3. Регулятивно-поведенческую компетентность – наличие позитивных правовых установок; готовность следовать общепринятым нормам поведения; принятие ответственности за свои действия; конструктивное выполнение основных социальных ролей;

С учетом анализа различных исследований и собственного опыта изучения проблемы мы считаем правомерным выделение в структуре правовой компетентности совокупности трех составляющих: когнитивного компонента (характеризует изменения в интеллектуальной сфере личности, что находит отражение в степени правовой информированности, в степени осознания значимости правовых знаний), мотивационного компонента (дает характеристику изменений в мотивационной сфере личности старшеклассника, развития ценностных ориентаций, положительной мотивации деятельности), деятельностного компонента (отражает реальное участие старшеклассников в правоотношениях, приобретение ими опыта самостоятельного и ответственного действия в рамках закона).

Данные компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи и позволяют представить правовую компетентность как сложное личностное образование и целостное явление. В процессе реализации правового воспитания и образования старшеклассников на основе компетентностного подхода особое внимание необходимо уделять формированию основных содержательных доминант правовой компетентности старшеклассников: правовых знаний, правовой позиции и социально-правового опыта. В свете последних изменений в российском обществе, результатом реализации правового образования и воспитания несовершеннолетних, на наш взгляд, должна быть правовая социализация.

Однако, на наш взгляд, не достаточно внимания уделяется формированию социально-правового опыта, характеризующегося правовой активностью и правомерным поведением, приобретаемым старшеклассниками в процессе участия в учебной и внеучебной деятельности, имеющей правовой характер, участия в деятельности правовых объединений школьников, общественных объединений, при взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел и т. д.

С целью вовлечения старшеклассников в социально-правовую деятельность нами на базе Дома творчества детей и молодежи г. Оренбурга в детской общественной организации ассоциация «Радуга» осуществляется работа по правовому направлению, которая имеет большое значение для формирования основных компонентов правовой компетентности старшеклассников. Деятельность Ассоциации «Радуга» делится на несколько направлений, среди которых: защита прав ребенка; организация досуговой деятельности детей и подростков; участие в правовом образовании школьников в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; профилактика правонарушений, наркомании и иных зависимостей посредством проведения акций, конкурсов, телепередач и др.; оказание посильной помощи социально незащищенным слоям населения при проведении благотворительных акций, операций, концертов, трудовых десантов.

Регулярно Ассоциация «Радуга» проводит Недели прав ребенка, посвященные популяризации международных и внутригосударственных документов по защите прав детства. Участники Недели проводят отпущенное для акции время в играх в «правовом поле»: участвуют в пресс-конференциях, на которых дискутируют со специалистами УВД, социологами, психологами, представителями городской администрации по делам молодежи и культуры. Ребята соревнуются в деловых играх «Имею право», «Суд идет», участвуют в конкурсах коллажей «Каждый правый имеет право», «Права детей глазами детей». Игровые формы работы с детьми побуждают их самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения и мнения, ответственно относиться к собственным поступкам, к решению непростых правовых вопросов.

В ОЦДЮТ г. Оренбурга создан ряд авторских программ по праву: «Юный юрист», «Правоведение», «Будущий юрист», «Закон и правосознание». Каждая программа имеет свое назначение относительно той или иной категории подростков. Для апробации программ создан клуб для подростков «Право». Задачами деятельности клуба являются следующие: приобщить подростков к правовой культуре в ходе углубленного изучения права, обеспечив устойчивый интерес к успешному овладению юридическими знаниями; добиться осознания и оценки подростками необходимости правового познания. Особый интерес представляет программа дополнительного образования «Закон и правосознание», предназначенная подросткам 14-17 лет, склонным к правонарушениям, состоящим на учете в РОВД. Назначение программы заключается в приобщении несовершеннолетних к правовой культуре, воспитании отрицательного отношения к нарушениям права, преступлениям, пьянству, наркотикам и другим порокам, являющимся причиной многих личных и общественных бед.

Таким образом, реализация правового образования и воспитания учащихся на основе компетентностного подхода осуществляется в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования в свете положений Конвенции ООН о правах ребенка. В процессе организуемой учебной и внеучебной деятельности учащихся даются углубленные и расширенные знания о правах детей и о правах человека в целом, развивается и закрепляется чувство собственного достоинства, повышается нравственный уровень, формируются правовая позиция и социально-правовой опыт.

B. В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. – 200Б. – № 2. –

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *