ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА МХК

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге

Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4 тысяч лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.

Древнеегипетский язык известен учёным по огромному количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Египетский язык является одним из древнейших языков мира, имевших письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. Одним из самых выдающихся достижений египтян была система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души. Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны. В Древнем Египте не было одной общей религии, а было разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. В области науки, медицины и математики Древний Египет достиг высокого для своего времени уровня. Традиционный эмпиризм, о чём свидетельствуют папирусы Эдвина Смита и Эберса (ок. 1600 г. до н. э.), впервые появился в Древнем Египте.

Древний Египет оставил мировой цивилизации огромное культурное наследие, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран.

Статуя сидящего египетского писца, держащего папирус на коленях. Найдена в западном кладбище в Гизе (V династия Египта, XXV—XXIV века до н. э.)

Слева: остракон с иератическим письмом, в котором упоминаются чиновники, участвующие в проверке и очистке гробниц при XXI династии Египта, ок. 1070—945 годы до н. э.;

Справа: «Поучение верноподданного» – иератическая копия Нового царства

Плачи, беседы, диалоги и пророчества

Египетская роспись из гробницы Небамона, ок. 1400 до н. э.

Пирамиды в Гизе

Архитектура Древнего Египта известна по сооружениям гробниц — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский храм, Карнакский комплекс, дворцы Амарны.

Большой гипостильный зал (конец XIV — начало XIII века до н. э.) Карнакского храма

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

Древнеегипетский стеклянный сосуд Нового царства. Лувр(Франция)

Фаянс и стекло

Тот и Анубис взвешивают сердце покойного на суде Осириса. Сцена из Книги мёртвых Ани

Изображение из гробницы Менны, ок. 1400 год до н. э.

Развлечения в Древнем Египте

Игра в сенет (1879). Художник Лоуренс Альма-Тадема

Развлекались египтяне играми (например, мехен или сенет). Учёным известно, что жители Древнего Египта любили играть в настольные игры, но их правила не сохранились. Игровое снаряжение изготовлялось из различных пород дерева вместе с другими материалами.

Фронтиспис «Описания Египта»

Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе.

В числе научных достижений древних египтян — создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь.

• Культура Древнего Египта выросла из
идеи вечной жизни.
• В бесплодной зоне пустыни основу
богатого урожая составляли ежегодные
разливы Нила.
• Египтяне объясняли их тем, что богиня
Исида оплакивает своего супруга – бога
растительности Осириса, убитого
коварным богом пустыни.

• Вместе с тем жизнь в Египте зависела от чёткого
функционирования ирригационной системы, которую
регулировала верховная власть, т.е. фараон.
• По этой причине фараон приравнивался к богу,
соединяя образ смертного царя и бессмертного бога
Хора (сына Осириса и Исиды).

Осирис – бог возрождения
природы, царь подземного мира

• Осирис, ставший владыкой загробного мира,
из глубин земли высылал урожай, заставляя
поля плодоносить, или сдерживал её силы.
• Ту же власть над урожаем имели все
покойники, находившиеся под землёй.
Следовательно, забота о посевах
становилась заботой об усопших, которых
нужно было поддерживать пищей, питьём и
теплом.
• Сложился культ мёртвых – культ той жизни,
которую дарует смерть умирающего и
воскресающего бога.

• Вера в то, что жизнь после смерти продолжается, но
только в могиле, породила традицию сохранять тело,
строить для него гробницы и выполнять магический
ритуал, который гарантировал защиту от всех
неприятностей в мире мёртвых.

• Ключевую роль играл обряд мумификации,
состоявший в особой консервации «священных
останков» умершего путём удаления внутренностей,
просушки и бинтования всех частей тела пеленами
из полотна, пропитанными смолой.

• Для защиты мумии требовалось надёжное укрытие –
гробница, в которой обитало множество душ
покойного.

• Египетские некрополи всегда располагались на
западном берегу Нила, ибо там, за горизонтом,
ежедневно скрывался солнечный бог Ра, чтобы
наутро вновь родиться на востоке. Этот переход из
бытия в небытие и снова в бытие отражали
архитектура и изобразительное искусство, которое
египтяне наделяли магическими свойствами.

• В I в. до н.э. пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина
были названы одним из семи чудес света. И сегодня
они поражают своим величием: «Всё боится
времени, но время боится пирамид».

• Пирамида Хеопса имела вначале 146 м
высоты, теперь она достигает лишь 137 м, а
на месте её вершины образовалась
площадка шириной в 10 м.
• В настоящее время пирамида Хефрена –
единственная, сохранившая полированную
облицовку, её высота меньше пирамиды
Хеопса, но так как она стоит на более
высоком месте, её вершина находится на том
же уровне.
• Пирамида Микерина достигает 66 м в высоту.

• Пирамиды, будучи символами вечности, являются
только частью некрополя наряду с погребениями
цариц, сфинксов и заупокойными храмами. Сфинкс с
туловищем льва и головой царя олицетворял
сверхъестественную силу фараона, власть которого
простиралась «над всеми существами, ходящими на
двух или четырёх ногах, над всем, что летает и
порхает».
• Заупокойные храмы также символизировали
вечность, воспроизводя в камне легенду о
каждодневном умирании и новом рождении
солнечного бога Ра.
• Наиболее примечательны однотипные храмы АмонаРа в Карнаке и Луксоре возведённые по обеим
сторонам Нила недалеко от города Фивы – бывшей
столицы Египта.

Храм Амона Ра в Карнаке

• Начало строительства – XVI век до н.э.
зодчий Инени.

Луксорский храм Амона в своей основной части
построенный Аменхотепом III (1455-1419 гг. до н. э.,
XVIII династия), является одним из самых ранних
дошедших до нас больших храмов периода Нового
царства

Статуя Амона-Ра в
Луксоре

Аллея сфинксов с головами баранов в Луксоре

Палетки

• Палетки-плитки для
растирания красок.
• Палетка
додинастического
периода ( 4 тыс лет
до н.э.) с
изображением
буйволов

Скульптурные памятники

• Величественное впечатление производит
скульптура Древнего Египта, имевшая
ритуальное назначение и связанная с культом
мертвых. Представления египтян о вечной жизни
предполагали существование не только
бессмертной души, но и нетленного тела. Это
привело к появлению обряда мумификации
(бальзамирования) и к созданию статуй, которые
фараон заказывал для погребения еще при
жизни.
Характерной особенностью египетской пластики
стало изображение человека в идеальном
возрасте, то есть достигшим расцвета духовных
и физических сил.

Египетская скульптура и рельеф

• В передаче фигуры на плоскости
сочетаются фасные и профильные
элементы:
голова и ноги развернуты в
профиль, плечи в фас, торс в три
четверти.
К числу характерных канонических
типов принадлежит портретный
деревянный рельеф с
изображением зодчего Хесиры.
Чувствуется мерный ритм его
пружинящей поступи. Резко
очерчен орлиный профиль головы.
Примечательно, что глаз при этом
показан в фас, символически
обозначая способность воскрешать
умершего к вечной жизни.

.
Материалом для статуй служили
дерево различных пород или камень:
гранит, базальт, песчаник, известняк.
Скульпторы Египта умели сочетать в
одном изображении части тела
человека и животного. Особенно ярко
их мастерство воплотилось в
Большом сфинксе – знаменитом
страже пирамид в Гизе с лицом
фараона Хефрена и телом льва.

фараон Аменемхет III. Перед нами
образ волевого и сильного владыки,
царствование которого было отмечено
могуществом и благосостоянием страны.
В заупокойной надписи о нем сказано так:
«Он — знание в сердцах,
Его глаза прослеживают каждого,
Он солнце, видящее лучами своими,
Он освещает обе земли лучше, чем
солнце.
Он дал Египту процветать лучше, чем
Нил.
Он кормит идущих его путем».

Писец Каи Лувр.

Портрет писца Каи из
гробницы в Саккаре. На
коленях лежит развернутый
лист папируса, в правой руке
кисточка для письма.
Внимателен и зорок угодливый
и хитрый взгляд писца,
подвижны ловкие пальцы.
Широко открытые глаза
настолько искусно
инкрустированы алебастром,
черным камнем, серебром и
горным хрусталем, что кажутся
живыми. Большие уши слегка
оттопырены. Он привык
слушать и повиноваться.
Писец Каи
Лувр.

• Исключительного совершенства
древнеегипетские мастера
достигли и в деревянной
скульптуре. Портретное сходство
с оригиналом в них удивительно
ярко и наглядно. Когда в середине
ХIХ в. во время раскопок гробницы
в Саккаре была обнаружена
деревянная скульптура
представительного мужчины с
посохом в руке, местные жители
так и ахнули: «Это же наш
сельский староста!» С тех пор
ученые-египтологи называют
царского сановника Каапера
«Сельским старостой».

Половина III тыс. до н. Каирский музей

• Существовала и
традиционная окраска
статуй: мужские фигуры
окрашивались в темнокоричневый цвет, женские в
желтый. Волосы всегда
были черными, одежда
белой. Одежда мужчин
состояла из короткой
набедренной повязки,
женщин — длинного,
облегающего тело прямого
платья на широких лямках.
• Среди шедевров круглой
скульптуры можно назвать
изваяние супружеской пары
царевича Рахотепа и его
жены Нофрет из гробницы в
Медуме. Каждый из них
запечатлен в строго
канонической позе.
Вт. Половина III тыс.
до н.э. Каирский
музей

• Подлинные
шедевры
создавались в
придворной
мастерской
Эхнатона. К их числу
следует отнести
портрет жены
фараона царицы
Нефертити

• Большое место в искусстве Древнего Египта
занимали рельефные и фресковые композиции, с
помощью которых декорировались стены
заупокойных храмов и гробниц.
• Они располагались таким образом, что фигуры,
интервалы между ними давались в строго
пропорциональном соотношении с общим
архитектурным ансамблем. Уравновешенность всех
элементов определяла целостность композиции и
позволяла охватить её одним взглядом.

• Изображения на рельефах
и фресках – сцены
загробной жизни,
бальзамирование и
оплакивание умерших,
обряды, совершаемые над
покойником при
погребении.
• сцены повседневной
трудовой жизни египтян:
охота в нильских зарослях,
рыбная ловля.
• В эпоху Нового царства в
композиции стали вводить
пейзаж с животными и
растениями.

Дикая кошка. Деталь гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Удод. Деталь гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Амарнский период

Блестящей эпохой в развитии
художественной культуры
древнего Египта считают так
называемый амаранский
период, главные достижения
которого связывают с
правлением фараонареформатора Аменхотела IУ
(1368—1351 гг. до н. э.),
который изменил свое имя на
Эхнатон, что означало
• «угодный Атону». Рельеф
«Поклонение богу солнца
Атону».

Фрески гробницы Нефертари (Фивы)

Повседневная жизнь египтян. Фреска.

Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца.

Рельеф на спинке золотого трона Тутанхамона.

Переправа через Нил. Рельеф. Гробница принцессы Идут.

Рельеф гробницы Мерерука

Декоративно-прикладное искусства

• Орнаменты с
листьями алоэ,
цветами лотоса

Наос ( ящик для драгоценностей)

• На крышке –
изображение
Анубиса.

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Художественная культура  Древнего Египта

Учебное пособие по дисциплине Искусство

(Мировая художественная культура)

Автор-составитель: Корнева О. В.

Печатается по решению

Автор – составитель: Корнева О. В., преподаватель музыкального отделения ОГАПОУ «Валуйский колледж».

Данное учебное пособие рассчитано на студентов изучающих дисциплину «Искусство» (МХК). В нем последовательно проводится анализ культурных реалий  Древнего Египта.

Данное учебное пособие, по дисциплине Искусство (МХК),  посвящено теме: Художественная культура Древнего Египта. Оно состоит из лекций, тестов и задач по изучаемому материалу. В лекциях в доступной форме системно отражены важнейшие факты и события культурной  и духовной жизни Древнего Египта.

Основная цель учебного пособия – помочь изучающим историю мировой художественной культуры, более глубоко усвоить и систематизировать учебный  материал с помощью демонстраций в сжатой (схематической) форме основные направления и характерные особенности развития культуры Древнего Египта.

Предложенные в учебном пособии тесты и задачи помогут учащимся закрепить изученный материал и выявить уровень его усвоения в ходе самоподготовки по дисциплине.

Древнеегипетское государство, расположенное в долине и дельте Нила, прошло несколько этапов своего развития. Вся история Древнего Египта охватывает Преддинастический период, время правления 30 династий фараонов, разделенное на периоды, называемые царствами, и  закончившийся в 332 г. до н. э. завоеванием Египта Александром Македонским.

Преддинастический период (IV-III тыс. до н. э.) характеризуется переходом, жителей Нила от охоты, собирательства и рыболовства к скотоводству и земледелию. Переход к новым, более прогрессивным, формам хозяйства вызвал не только появление новых видов орудий, но и новую социальную организацию – территориальную общину. Объединение общин впоследствии привело к возникновению небольших государственных образований. В IV тыс. до н. э. возникло 20 таких государств на севере Египта и 22 – на юге. Границы их в дальнейшем легли в основу административно-территориального деления Египта на округа (номы). К концу IV – началу III тыс. до н. э. возникают два крупных царства: на севере Египта, со столицей в Буто, и на юге, со столицей в Иераконполе. Царь Северного царства носил красную корону, Южного – белую. Символом первого была пчела, второго – тростинка.

Раннее царство (ок. 3000-2800 гг. до н. э.) характеризовалось ирригационным хозяйством, совершенными каменными и медными орудиями труда, появлением гончарного круга, формированием государственного аппарата. Это период объединения Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта в единое государство, во главе которого стал царь Южного Египта – Менее – основатель I династии фараонов.

Древнего царства (ок. 2800-2250 гг. до н. э.) началась с воцарения Джосера, при котором его сановником и гениальным архитектором  в Саккара первая пирамида высотой 60 м, имеющая ступенчатую конструкцию. Именно в этот период усиливается централизация власти, утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, что находит свое материальное воплощение в сооружениях гигантских пирамид-гробниц, которые, являясь вечной обителью фараонов, выражают дух египетской культуры – гений архитекторов и математиков. Самые большие пирамиды были воздвигнуты при фараонах IV династии Хеопсе (Хуфу), Хефрене (Хафра) и Микерине (Менкауре) в Гизе имела высоту 146,6 м при основании 233 м;  была высотой 143 м и – около 70 м. Рядом с пирамидой Хефрена расположен высеченный из скалы сфинкс, длина его более пятидесяти метров, а высота – двадцать метров.

Неотъемлемой частью гробниц являлась статуя фараона, которой мастера стремились придать максимальное портретное сходство. Яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и другими камнями оживляли лица фараонов.

Созданный в период Древнего царства  сыграл чрезвычайно большую роль в развитии культуры Древнего Египта. Согласно вероучению египтян, смерть не означала конец: жизнь на земле могла быть продлена вечно, а умершего могло ждать воскрешение. Для этого необходимо было, чтобы одна из душ усопшего «Ка» могла вновь соединиться со своим телом. Но чтобы это произошло, необходимо было сохранить облик фараона. Именно поэтому тело умершего мумифицировали, а на случай порчи мумии рядом оставляли каменную или деревянную скульптуру-двойника для души «Ка».

С заупокойным культом связаны были рельефы и росписи храмов, в которых прославляли погребенного фараона. При этом на фризах фараон и боги были выше других людей. В росписях соблюдался определенный канон, все фигуры имели профильное изображение лица и ступней ног и развернутые в фас плечи. Все росписи на стенах были ярко окрашены в золотистый, оранжево-красный, зеленый, синий и бирюзовый цвета.

Около 2250 г. до н. э. страна распадается на враждующие области. Децентрализация длилась более двухсот лет, что привело к разрушению ирригационных сооружений и упадку земледелия, составляющего основу всего хозяйства Египта.

Новое объединение Египта, завершенное фараоном Ментухотепом I, положило начало эпохе Среднего царства (ок. 2130-1750 гг. до н. э.). Это эпоха повсеместного распространения бронзы, совершенствования земледельческих орудий, специализации инструментов и оружия, выведения новых пород скота. Интенсивно разрабатываются медные рудники на Синае, проводятся большие работы по осушению заболоченных оазисов Фаюма. Эпоха Среднего царства считается временем расцвета египетской культуры. Фараон Ментухотеп I строит на западном берегу Нила, напротив Фив – столицы Египта, громадный Этот архитектурный комплекс являлся новым типом погребальных сооружений, в котором сочетался тип скальной гробницы с традиционной формой пирамиды. Впервые колонны, помимо портиков, использованы в гипостильных залах. Расцвет строительства приходится на годы правления Аменемхета III. Сохранилось упоминание о сооружении в Фаюмском оазисе гигантского заупокойного храма фараона, известного под названием  В скульптуре и живописи наблюдается стремление к раскрытию индивидуальных черт в изображении человека. Скульпторы и художники в своих произведениях стремятся выразить  характер и даже чувства человека. В рельефах гробниц – уже не фризы, а свободное пейзажное размещение, при этом появляются новые сюжеты.

Язык времени Среднего царства считался классическим. Созданные в этот период сказки, повести, поучения впоследствии изучались в школах Египта. Появляются первые научные тексты: математические и медицинские. Именно из них мы узнаем, что древние египтяне знали дроби, геометрическую и арифметическую прогрессии, могли вычислить площадь круга и объем усеченной пирамиды. Из текстов папирусов мы узнаем, что египетские медики умели ампутировать конечности, лечить глазные болезни, успешно проводили операции с трепанацией черепа и т. п.

Вторжением в Египет восточных племен гиксосов заканчивается эпоха Среднего царства. Более ста лет Египет находился в руках завоевателей.

С окончательным изгнанием гиксосов и объединением Египта со столицей в Фивах фараоном Яхмосом I страна вступает в эпоху Нового царства (1500-1085 гг. до н. результате успешных походов к Египту присоединяется значительная часть северо-восточного Средиземноморья. В эпоху Нового царства появляются первые изделия (ювелирные) из железа, распространяются изделия из стекла. Золото и серебро все чаще выступают мерилом стоимости, появляются деньги в виде стандартных весовых единиц драгоценных металлов. К середине XIV в. до н. э. значительно усиливается могущество и влияние фиванского жречества, храмам принадлежали не только поселения, но и целые города. Строятся и расширяются храмовые комплексы в Карнаке посвященные главному из богов – Амону. Это новый тип храма, представляющий собой в плане удлиненный прямоугольник, разделенный на три части: 1-я – открытый двор, обнесенный колоннами; 2-я – колонный (гипостильный) зал; 3-я – святилище.

Конфликт, и религиозный, и светский, вспыхивает в правление Аменхотепа IV (1424-1406 гг. до н. э.). Он бросает вызов жреческому многобожию и, прежде всего, культу бога Амона. Культы всех богов отменяются, и устанавливается единобожие – поклонение богу солнца Атону, единому для всех. ( Амон доволен) переименовывает себя в (угодный Атону) и строит новую столицу – Ахетатон. Новый бог солнца Атон не имел образа. Символ его – солнечный диск, чьи лучи заканчиваются простертыми ладонями. окружает себя художниками и поэтами, его изображения при всей монументальности приобретают подчеркнутую реалистичность. Возникает новая художественная школа: чарующие пейзажи, портреты жены фараона и детей. Всемирно известен бюст  – жены фараона. Однако после смерти Эхнатона все реформы отменяются, и восстанавливается культ бога Амона.

В течение I тыс. н. э. на египетском престоле происходят частые смены династий фараонов. На рубеже XI-X вв. до н. э. страна вновь переживает период распада. И лишь в 1085 г. до н. э., когда фараон XXI династии сумел объединить страну, начинается В Поздний период железо становится основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, появляется водоподъемное колесо, развивается внешняя торговля, распространяются товарно-денежные отношения. Этот период длится н. э., когда войска

•      Гробницы.

•      Дворцы.

•      Жилые постройки.

•      Пирамиды.

•      Храмы.

•      Обелиски.

•      Городская архитектура.

•      Статуи богов.

•      Сфинксы.

•      Изваяния фараонов.

•      Статуи жрецов, вельмож и писцов.

•      Статуэтки – ушебти.

•      Рисунки и росписи стен храмов.

•      Рисунки и росписи стен гробниц.

•      Росписи стен дворцов.

•      Росписи предметов домашнего обихода.

Эннеада  – девятка богов. Девять изначальных богов города Гелиополя,  представляет  древнейшую Египетскую систему происхождения Вселенной

4. Преддинастический период

IV – III тыс. до н. э.

•Обожествление сил природы и придание им образности.

•Появление ранних элементов религии (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т. п.).

• Создание в каждом доме своего пантеона богов.

•Божественное объяснение мироздания (Гелиопольское сказание, Мемфисское сказание, Гераклеопольская космогония и т. п.).

•  Зарождение пиктографического письма.

•  Создание идеографического письма.

•  Переход от идеографического письма к иероглифике.

•  Сложение отдельных заклятий и речений, вошедших в «Тексты» пирамид.

•  Погребальная утварь, одноцветная керамика, изготовленная без гончарного круга.

•  Керамика с красной росписью. Шиферные палетки*.

«Звериные палетки» – навершие булавы.

•  Джед – фетиш и священный знак Осириса. Ритуальные статуэтки, амулеты.

•  Роспись гробницы в Иераконполе. Ритуальные резные ножи.

Мировоззрение, религия, наука, литература

•  Текст Мемфисского сказания о сотворении мира.

• Разделение мифологии на циклы: мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе.

•  Утверждение мифологических представлений о мире, связанных с его происхождением и осмыслением.

•   Кирпичные монументальные гробницы – мастабы.

•   Кенотафы царей Ка и Хасехема.

•   Молельни, посвященные почитаемым богам и богиням.

•    Палетка фараона Нармера.

•    Формирование древнеегипетского канона.

•    Статуэтки священных животных из камня и кости.

•    Стела фараона Джета.

Мировоззрение, религия, литература, наука

– зодчий, астроном, врач. Позднее греками почитался как бог врачевания Асклепий.

•  Письмо с упрощенными знаками (староиератическое).

•  Надписи на гробницах со сведениями из жизни вельмож.

•  Установление периодичности разлива Нила.

• Установление продолжительности года до 360 дней с 5 дополнительными днями.

•   Древние религиозные тексты («Тексты пирамид»).

•   «Палермский камень» – древние погодные анналы.

•  Жизнеописания правителей и государственных деятелей

•  Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (зодч. Имхотеп).

•   Пирамиды Снофру в Медуме и Дашуре.

•  Комплекс пирамид в Гизе: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина    (Менкаура).

•  Заупокойные ансамбли Неферкара, Ниусерра, Неферра в Абусиде.

•  Солнечные храмы фараонов. Пирамида Унаса в Саккара с религиозными надписями – «Текстами пирамид».

•  Заупокойные ансамбли с пирамидами фараонов VI династии Тети, Пени, Меренра в Саккара. Ш

•   Рельефы из мастабы визиря Хесира.

•  Расцвет скульптурного портрета: статуи Хефрена, Микерина и др.

•  Группа памятников под названием «гизехские головы».

•   Большой сфинкс в Гизе.

•   Рельефы и росписи гробниц в Медуме.

•   Медная статуя фараона VI династии Пепи I.

•   Золотая голова Гора из Иераконполя.

•  Статуи царевичей, зодчего Хемиуна, царских писцов, сановников из гробниц в Саккара, Медуме и др.

•  Резные деревянные статуэтки.

•  Эрмитажный папирус «Поучение гераклеопольского царя сыну своему Мерикара».

•  «Поучение Аменемхета I наследнику».

• Эрмитажный папирус «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».

•   «Рассказ египтянина Сенухета».

•   Составление «Песни арфиста».

•   Лейденский папирус «Речение Ипусера».

•   Московский «Математический папирус».

•   «Математический папирус» Ринд.

•  Иератический* текст из Кахуна с предписаниями о лечении людей и животных.

•  Храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри.

•  Храм фараона Сенусерта I в Карнаке. Заупокойные комплексы фараонов Аменемхета II и Сенусерта III в Дашуре.

• Заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хаваре («Лабиринт»),

•Строительство города Кахуна и заупокойного комплекса в нем фараона

•  Хебседская статуя фараона Ментухотепа I.

• Рельефы заупокойного храма Ментухотепа I и гробниц фиванских вельмож.

•Расцвет скульптурного портрета с превалированием индивидуальных черт: статуи и портретные головы фараонов Сенусерта III, Аменемхета III, Танисский сфинкс Аменемхета III.

•Создание сюжетных композиций, связанных с заупокойным культом, в  скульптуре малых форм.

• Росписи стен гробниц перестают играть подчиненную роль по отношению к рельефу и приобретают самостоятельное значение.

• Искусство пластики малых форм: пекторали фараонов Сенусерта II и Аменемхета III.

•   Создание солнечных и водяных часов.

•   Магико-медицинские папирусы из Рамессеума.

•  Большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Э. Смита.

•  Книга основания храмов богам «Великой Девятки» (Эннеады), согласно которой закладывались храмы Нового царства.

•  Составление загробных магических текстов «Книги мертвых».

•  Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона).

•  Гимны в честь бога Атона, лирическая поэзия.

• «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях».

•  «Туринский папирус» – список египетских царей.

•  Древнейшая географическая карта – план рудников в Восточной пустыне.

•  Песня о битве при Кадеше.

• Строительство храмового комплекса в Карнаке, посвященного Амону- Ра.

• Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

• Строительство «зала Анналов» Тутмоса III в Карнаке.

•  Храм Амона-Ра в Луксоре (зодч. Аменхотеп).

• Заупокойный храм Аменхотепа III в Фивах со статуями сидящего фараона («колоссы Мемнона») перед входом в храм.

• Строительство Ахетатона – столицы Египта – при фараоне Эхнатоне (Аменхотеп IV).

•  Гробница Сети I в Долине царей и храм Сети I в Абидосе.

•   Храмовый комплекс Рамессеум в Фивах.

•   Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.

•  Создание гигантских статуй (20 м и более) фараонов Аменхотепа III («колоссы Мемнона»), Рамсеса II, торжественных, монументальных и обобщенных по форме.

• В пластике малых форм появляется изящество и жизненная правдивость, таковы деревянные и фаянсовые статуэтки – ушебти, фигурки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи – «певицы Амона».

• Статуи и рельефы – портреты Аменхотепа III и его дочерей, Аменхоте па IV (Эхнатона), Нефертити и их дочерей.

•  Рельефы мемфисских гробниц («Плакальщики»).

•  Росписи храмов и гробниц в Фивах, Ахетатоне, Мемфисе.

•  Амарнское искусство, его пластичность, лирическая трактовка образов    и подчеркнутая индивидуальность образов.

• Уникальные произведения искусства гробницы Тутанхамона (скульптуры фараона и его жены, статуи и статуэтки, кресла и ложа, золотые ларцы и саркофаги, канопы и ювелирные изделия).

•   «Мемфисский богословский трактат».

•  Распространение демотического письма в Северном

•   Освоение техники обработки железа.

• «Сказка о царе Рампсините и воре» (в записи Геродота).

• Восстановление при храмах «Домов жизни» как центров

•  «История Египта» Манефона.

•  Строительство заупокойных ансамблей в фиванском некрополе.

• Храм Шешонка в Танисе, посвященный богам Амону, Мут,

•  Кирпичные гробницы в форме пирамид в Напате (Куш).

• Строительство малых храмов-комнат, колоннады в которых приобретают особую декоративность.

• Погребения на западном берегу Нила в Фивах в узких коридоров уставленных саркофагами.

• Создание южнее Фив скальных гробниц с многочисленными погребальными камерами.

•   Золотая маска и победная стела фараона Шешонка.

•  Портретные изображения фараонов приобретают ряд них признаков: продолговатый овал лица, застывшая улыбка.

• Индивидуальность ритуальных позолоченных масок мумий сменяется их условной типизацией.

• Яркая роспись саркофагов с сохранением установившихся еще в X в. до н. э. традиций

•  Иллюстрации к сборникам религиозных текстов, гл. образом,  «Книги мертвых».

• Реалистический портрет саисского периода из твердых пород камня Голова жреца (так называемая «зеленая голова»).

Папирус Эберса с рецептами и предписаниями для лечения самых различных болезней.

описанием болезней костей и суставов.

Хирургический папирус Смита описанием различных травм и методов

из Рамессеума с советами по гинекологии и лечению «негибкости» членов.

описанием лечения сердечных заболеваний.

Медицинский папирус из Кахуна с описанием женских болезней и

«Книга глазных болезней» предписаниями о лечении.

о кровеносных сосудах и ревматизме.

Представление о дробях частях меры сыпучих тел.

Решение задач по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария.

Способность к сложным геометрическим Определение «золотого сечения» и активное использование в архитектуре и изобразительном искусстве.

• Определение площади круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными

Умение возводить в степень и извлекать квадратные корни.

Умение вычислять площадь объем (корзины, амбара и т. п.).

• Обладание знаниями арифметической и геометрической прогрессий.

•  Составление солнечного календаря, состоявшего из 365 дней и подразделявшегося на периоды: «половодье», «выхождение» и «сухость».

• Изобретение водяных часов с градуировкой времени на внутренней стенке сосуда.

• «Привязка» календарного нового года к астрономическому явлению (появление Сириуса на утреннем небе) и началу разлива Нила 19 июля

• Группировка звезд в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых они напоминали («быка» «скорпиона», «крокодил а» и т. п.).

• Установление дневного времени по солнечным часам.

• Создание звездных таблиц, с помощью которых определялось время ночью.

• Определение ночного времени по звездам с помощью визирного инструмента.

• Создание справочника с комментариями к изображенным на потолках гробниц, дворцов и храмов небесным картам.

11. Дополнительная информация

1. Как называется статуэтка, которая по представлению древних египтян должна была работать вместо покойного в загробном мире:

2. Требования характерные для всех типов фигур в древнеегипетской скульптуре называются:

3. Какой тип построек характерен для Древнего Египта в период Нового царства:

4. Из какого материала строили пирамиды?

5. Высота, какого архитектурного сооружения больше?

а) Пирамида Хеопса;

в) колокольня Ивана Великого в Кремле.

6. Как складывалась форма классической пирамиды?

а) Треугольная пирамида;

б) четырехугольная пирамида;

в) шестиугольная пирамида.

7. В честь какого божества строился знаменитый храм в Карнаке?

8. Храм, какого правителя или правительницы является полускальной постройкой?

в) Рамсес II.

9. Какой вид искусства был главным в эпоху Древнего царства?

б) настенная живопись;

10. Каким «чудом света» являются пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе?

11. Какая из пирамид самая высокая?

12. Кто являлся архитектором пирамиды фараона Джосера?

13. Что такое пилон?

а) Скульптура больших размеров;

б) Массивные башни, обозначающие ворота;

в) Заупокойный храм малых размеров.

14. Перечислите основные периоды истории художественной культуры Древнего Египта.

15. Бог Солнца –

16. Мумификация человеческого тела совершалась для того,

а) чтобы после смерти душа умершего человека смогла найти своё тело;

б) чтобы сохранить мумию для потомков;

в) передать в музей восковых фигур

17. Первым восстал против многобожия и магии жрецов, утвердил культ единого Бога Солнца и провозгласил равенство перед ним всех племён и народов –

а) фараон Нармер;

б) фараон Аменхотеп IV – Эхнатон;

в) фараон Тутанхамон.

18. Мастаба – это

а) маленькая пирамида для вельмож;

б) прямоугольной формы усыпальница, по форме напоминавшая   скамью;

в) южная окраина Мемфиса.

19. Самое большое сооружение, когда – либо построенное из камня:

б) пирамида Осириса;

в) пирамида Хефрена.

20.  Сфинкс – это

а) сакральный образ Хефрена в виде льва с головой фараона;

б) образ богини с человеческой головой и телом змеи;

в) памятник Хеопсу в виде мраморной скульптуры.

21. По канону египетского изобразительного искусства художники изображали человеческую фигуру на плоскости:

а) только в профиль;

б) только в фас;

в) поворачивали одновременно в фас и профиль.

22. Капитель – это

а) лепное украшение на стене здания;

б) изображение действий фараона при жизни на стенах гробниц;

в) венчающая часть колонны или столба.

23. По мнению древних египтян, у человека имелось три души:

24. Как изображали человека в Древнем Египте?

25. Какие особенности в ИЗО Нового царства вы знаете?

26. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры?

Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.

Древнеегипетское искусство неоднородно и на протяжении своей многовековой истории претерпевало ряд изменений, относящихся к тому или иному историческому периоду.

Мотивы древнеегипетского искусства оказали влияние на искусство разных последующих эпох, породив отдельные стили — ориентализирующий (VII век до н. э.) и египтизирующий (XVIII—XX века).

Немаловажную роль в развитии архитектуры большинства стран играет разветвлённая сеть дорожного сообщения. В Древнем Египте основным и главным путём оставался Нил.

Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция, которая оказала бы благотворное влияние на её развитие, как, например, в Европе.

Фараон Менкаура и его царица, Древнее царство (ок. 2490—2472 годы до н. э.), IV династия

Для древнеегипетского изобразительного искусства характерно изображение людей и животных в профиль.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Сцены в гробницах представляли путешествие покойного в загробный мир и встречу с богами (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мёртвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали класть Книгу мёртвых, которая призвана была помочь преодолеть препятствия к благодатным Полям Иалу.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА МХК

Фрагмент фрески из гробницы Небамона, XVIII династия. Британский музей

Периоды искусства Древнего Египта

Пропорциональное изображение людей по египетским канонам

Искусство Древнего Царства (32 в. — 24 в. до н

В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Искусство Древнего Египта было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам — канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида — богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Гор — в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот — птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис — шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сехмет — львицы и т. д). В отличие от других культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе-ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти, если будет сохранено тело. Тела умерших обрабатывали специальными составами, превращавшими их в мумии. По представлениям египтян, после смерти продолжали существовать жизненные сущности человека. Одна из них — Ба, жизненная сила — изображалась в виде птицы, вылетающей из уст умершего.

В Архитектуре: возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью.

(Архитектура Древнего Египта)

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед.

Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц. Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства).(Скульптура Древнего Египта)

Искусство Нового Царства (17—11 века до н

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью фараона. Поэтому не только заупокойные их храмы, а главным образом храмы-святилища, посвящённые различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Семейная сцена царственной четы: Эхнатон целует дочь Макетатон, на коленях царицы Нефертити сидит дочь Меритатон, Анхесенамон на плече играет с серьгами матери

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и провёл реформы. Амарнское искусство (по названию местности Амарна, где стояла новая столица Ахетатон) обратилось к чувственной передачи действительности, небывалому до того реализму.

Религиозно-политические реформы Эхнатона угасли с его смертью. При Тутанхамоне столица перенесена в Мемфис, а жрецы Амона вернули себе былое могущество. Имя Эхнатона предано забвению. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органичным, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства.

В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Литература Древнего Египта

Папирус с «Речением Ипувера» в жанре плача. Лейденский музей (Нидерланды)

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. « Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне заботились, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе».

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни (например, Папирус Харриса 500).

В Египте появились и первые сказки (Обречённый принц, Сказка о потерпевшем кораблекрушение, Правда и Кривда), причём притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II принца Сетны, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта

Маска Анубиса. Поздний период. Музей Рёмера и Пелицеуса, Хильдесхайм

В мистериях воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

  • Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
  • Косидовский З. Когда Солнце было Богом. — М., 1970.

Территория Древнего Египта
• Древний Египет — одна
из древнейших
цивилизаций, возникшая
на северо-востоке
африканского континента
вдоль нижнего течения
Нила, где сегодня
располагается
современное государство
Египет.
• Создание цивилизации
относится к концу 4-го
тысячелетия до н. э. —
времени политического
объединения Верхнего и
Нижнего Египта под
властью первых
фараонов. Её развитие
продолжалось в течение
следующих трёх
тысячелетий.

Эпоха Древнего царства

(XXVIII – XXIII вв. до н.э.)
Ведущая роль архитектуры
Формирование канонов
в живописи и скульптуре
Появление иероглифической
письменности
Рождение египетского стиля

Эпоха Среднего царства

(XXIII – XI вв. до н.э.)
Возникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей
Более свободная трактовка
сюжетов и композиции
в рельефах и живописи
Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете
Попытка соединить
храм с пирамидой

Эпоха Нового царства

(XVI – XI вв. до н.э.),
Грандиозное храмовое
строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в росписях и рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к изяществу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *