Основные методики обучения
В дидактике выделяют методы обучения по специфике деятельности обучающихся и учителя. Это:
Разнообразные методы преподавания (языка в том числе) позволяют педагогам вести рациональное и эффективное обучение школьников и студентов. Федеральные образовательные стандарты второго поколения включают раздел, посвященный данному вопросу.
В быстро меняющемся мире способность учиться стала жизненно важным навыком. Это основополагающее умение, которое поможет достичь успеха во многих сферах жизни. А чтобы делать это быстро и качественно, мы предлагаем вам 9 способов, которые помогут запоминать информацию и вырабатывать навыки намного эффективнее, чем с помощью классического подхода к обучению:
Большинство учителей заботятся о результатах своих учеников. Нет никаких сомнений в том, что педагоги влияют на то, насколько хорошо их дети учатся в школе. Однако если изучить тысячи исследований по этой теме, очевидно, что некоторые стратегии обучения имеют гораздо большее влияние, чем другие. Что такое эффективное обучение? Каковы его методы, средства, формы и приемы?
Что такое методы обучения
Метод преподавания – это важнейший компонент учебного процесса. Без использования определенных приемов и методик нельзя реализовать поставленные цели, сделать процесс содержательным и качественным.
В отечественной педагогике термин “метод преподавания” подразумевает не только общее обучение, но и применяется для рассмотрения отдельных разделов – теории и практики.
Современные методы преподавания являются многоаспектным, сложным педагогическим явлением. Под ними принято подразумевать варианты достижения поставленной цели, совокупность операций и приемов теоретического либо практического освоения действительности, решение конкретных задач в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины.
Метод преподавания является системой целенаправленных действий педагога, организующей практическую и познавательную деятельность обучающегося, которая обеспечивает усвоение им содержания образования.
Четкие цели урока
Стратегии для обеспечения эффективного обучения на основе фактических данных включают в себя следующие пункты:
Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения
Заключительный урок нашего тренинга по самообразованию был подобран далеко не случайно. Освоив предыдущий материал, вы уже знаете, что такое самомотивация и как можно себя мотивировать, что такое самоорганизация (вот, кстати, классные 10 советов по самомотивации) и как ежедневно оставаться дисциплинированным и организованным, вы также знаете, как искать нужные вам данные и самостоятельно выстраивать план обучения.
Безусловно, вся эта информация имеет огромную важность, и без неё сделать процесс своего самостоятельно обучения довольно сложно. Но и одних лишь этих знаний будет недостаточно, т.к. нужно понимать, как именно вы будете заниматься, а точнее: какие приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения вообще можно использовать?
Сравните это с тем, что у вас есть автомобиль, о котором вы всегда мечтали: вы садитесь за руль, но совершенно не знаете, как им управлять – в результате он останется просто красивой вещью в гараже. Чтобы пользоваться им – ездить на работу, по делам и на отдых – нужно уметь водить. Как раз этот урок и научит вас водить ту машину самообразования, которая у вас появилась после изучения первых четырёх уроков.
Ниже мы расскажем о наиболее эффективных приёмах и методах самостоятельного обучения: конспектировании, мнемотехниках и ментальных картах.
Проходите курсы
Сегодня, в век развития и повсеместного присутствия Интернета, можно найти просто невообразимое количество интересных и познавательных обучающих программ, направленных на развитие самых разных умений, навыков и компетенций. Но среди этого многообразия нужно уметь выбирать действительно стоящие. Будьте бдительны — проверяйте такие программы на предмет наполнения, читайте отзывы, ищите то, что вызывает доверие.
Мы же, в свою очередь, можем порекомендовать вам уже проверенную множеством людей программу «Лучшие техники самообразования» от 4Brain, где всего за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. И, конечно же, обязательно ознакомьтесь с отзывами.
Особенности педагогического процесса
На протяжении длительного промежутка времени процесс обучения в школе состоял из трех ступеней:
С целью закрепления новых знаний в процессе обучения использовались письменные и устные упражнения, рассказы, лабораторные и практические работы, разбор отдельных фрагментов текста, диалоги.
Лексико-переводной метод стал более прогрессивным вариантом обучения школьников языку и другим учебным дисциплинам, поэтому он востребован и в настоящее время.
Что можно сделать учителям, чтобы улучшить свои навыки?
Что нужно учителям для профессионального роста? Следите за своими успешными коллегами, просто сидеть и наблюдать, как уважаемые и преданные сотрудники практикуют свое ремесло. Преподавание может стать изолирующей профессией, если мы позволим ему быть таковым, и попадание в классы других людей разрушает эти стены и помогает учителям расти в этом процессе. Используйте технологии, чтобы увидеть других в действии. Вы не только сможете отобрать конкретные советы для улучшения ваших навыков — организации работы, повышения эффективности домашней работы и т. д., но вы также сможете устанавливать связи с коллегами, которые в противном случае были бы вам недоступны.
Слушайте тех, кто видит вас каждый день. Ирония в оценке работы учителя заключается в том, что мы не предлагаем слушать тех, кто видит это больше всего — учеников. Предоставление детям возможности поделиться своими мыслями о вашей практике и ее эффективности требует высокого уровня доверия к ним и большого комфорта в вашей способности получать обратную связь. Тем не менее эта обратная связь может быть очень ценной.
Есть одно эффективное средство обучения – открытый вопрос в конце теста, где учащиеся могли бы прокомментировать, насколько хорошо учитель помог им изучить материал. Выход за рамки учебной программы – это привычка лучших учителей. Не забудьте широко изучить вашу тему и попытаться последовательно искать способы, чтобы принести новую информацию в вашу практику.
Вопросы для проверки понимания
Учителя обычно тратят большое количество учебного времени, задавая вопросы. Тем не менее немногие учителя используют вопросы для проверки понимания на уроке. Но вы всегда должны проверять понимание, прежде чем переходить к следующей части своего урока. Такие эффективные методы обучения, как ответ у доски, фронтальный опрос и “расскажи другу” помогут проверить понимание, прежде чем перейти от шоу к следующей части урока.
Групповая работа
Наиболее эффективные методы обучения включают в себя групповую работу. Этот метод не новый, и его можно увидеть в каждом классе. Однако продуктивная групповая работа встречается редко. Работая в группах, учащиеся, как правило, полагаются на человека, который кажется наиболее компетентным и способным к решению поставленной задачи. Психологи называют это явление социальным бездельем.
Для повышения производительности групп необходимо выбирать задачи, которые им назначаются, и отдельные роли, которые играет каждый член группы. Следует только попросить группы выполнять задачи, которые могут успешно выполнять все члены группы. Вы также должны убедиться, что каждый член группы несет личную ответственность за один шаг в задаче.
Научитесь правильно использовать свою память
Есть много способов запоминать информацию быстрее и надежнее – без зубрежки и бессонных ночей. Научитесь управлять своим вниманием и правильно структурировать новые знания, и вы уже заметите изменения к лучшему. Но тренировка памяти не ограничивается только этим. Изучите психологию запоминания и мнемотехнику, чтобы усваивать больше данных за меньшее количество времени.
Условия высокоэффективного образовательного процесса
Во время образовательного процесса должны быть созданы условия эффективного обучения.
Найдите свой стиль обучения
Еще одна отличная стратегия повышения эффективности обучения – распознавание ваших образовательных привычек. Существует множество различных теорий о стилях обучения, которые могут помочь вам понять, как вы усваиваете информацию лучше всего. Несмотря на то, что эта концепция все еще является предметом обсуждения, из нее можно извлечь пользу. Распознав свои модели обучения, вы сможете лучше понять свои сильные и слабые стороны, что поможет учиться эффективней.
Попробуйте найти себя в следующих классификациях:
Определите свою модель, и подумайте, как можно использовать сильные стороны и нивелировать слабые.
Значимость методических приемов
Именно благодаря педагогическим приемам и методикам осуществляется взаимодействие ученика и учителя, решаются разнообразные учебно-воспитательные задачи.
Многие отечественные ученые убеждены в том, что метод обучения в преподавании любой учебной дисциплины является главным инструментом профессиональной деятельности педагога. Подразумевается не только организация обучающей работы учителя и учебно-познавательной деятельности школьника, но и взаимосвязь между ними, а также деятельность, которая направлена на достижение воспитательных, развивающих, образовательных целей обучения.
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность воспитанников, педагог выступает в качестве наставника, с помощью которого ученик приходит от незнания к знанию, от полного отсутствия знаний к прочной базе.
С содержательно-логической стороны методы преподавания в школе являются теми логическими способами, благодаря которым школьники осознанно овладевают умениями, знаниями, навыками. В настоящее время их можно считать формой движения, реализации содержания образования.
Страницы истории
Во времена существования Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии между странами велась оживленная торговля, существовали культурные связи, поэтому уже тогда появились первые методы преподавания иностранного языка. Особое внимание уделялось латинскому языку, который на протяжении пятнадцати столетий считался основой европейской культуры. Владение им считалось показателем образованности человека. Для обучения этому языку использовался переводной метод преподавания, который впоследствии был заимствован при изучении немецкого, французского, английского языков. Естественный метод преподавания решал практическую задачу – обучение навыкам разговорной речи.
По источнику приобретения знаний
ФГОС второго поколения допускают использование преподавателем любой учебной дисциплины наглядных, словесных методик.
Например, при изучении химии оптимальным будет применение сочетания наглядности и лабораторных экспериментов. Благодаря проблемному обучению осуществляется мотивация познавательного интереса к изучению этой сложной, но интересной науки.
На уроках географии педагог активно использует наглядные таблицы, а на истории предлагает ребятам видео, описывающее исторические события, чтобы вместе со своими воспитанниками построить логическую цепочку.
Благодаря моделированию проблемных ситуаций на уроках обществознания ребята получают информацию о социальных и общественных отношениях, самостоятельно решают конкретные задачи, предлагаемые педагогом данной учебной дисциплины.
Мнемотехники. Суть, приёмы, примеры. Упражнения на развития памяти
Мнемотехники – это особые приёмы и упражнения, позволяющие запоминать любую информацию и тренировать память. Причём использовать их можно не только в обучении, но и в любой другой сфере жизни: на работе, на отдыхе, в путешествиях, при чтении книг и т.д. К тому же они помогают чётко понять, какой вид информации (текста, точные данные или образы) наиболее подходят конкретному человеку для запоминания.
Но давайте немного подробнее поговорим на тему того, для чего и кому нужны мнемотехники – поверьте, успешно применив их для обучения, вы станете применять их везде.
Значение мнемотехник в жизни человека
Всем известно, что сегодня каждому из нас просто необходимо запоминать массивы точных сведений, тем более, если это касается обучения, но по привычке мы записываем данные в записные книжки, органайзеры, гаджеты и т.д. Если же приучить себя записывать необходимую информацию в свой мозг, можно, во-первых, избавиться от этой зависимости от сторонних предметов, а во-вторых, в любой момент времени обращаться к тем данным, которые нам нужны.
Для тех, кто учится, мнемотехники просто неоценимы, ведь они позволяют запоминать всё, что нужно, а после – считывать это уже из своей памяти. Информацию же можно будет помнить столько времени, сколько вам нужно. Так что если вы поставили себе цель стать специалистом по какому-либо направлению, с мнемотехниками у вас получится это гораздо быстрее. Да и к зачётам и экзаменам вы всегда будете готовы на 100%.
А если затронуть другой аспект образования – не ученичество, а преподавательство, то и здесь мнемотехники просто бесценны – представьте только преподавателя, который вообще не пользуется конспектами, учебниками и справочниками, а берёт всю информацию из головы! Согласитесь, быть таким педагогом или иметь дело с ним гораздо приятнее.
Точно также и в профессиональной сфере – имея в процессе работы или ведения бизнеса дело с большим количеством людей и информации, человек, использующий мнемотехники, намного лучше будет запоминать имена, контакты, должности, адреса, телефоны и другие данные, касающиеся людей и проектов.
И о здоровье человека здесь просто нельзя не упомянуть: доподлинно известно, что любая часть организма, которой не пользуется человек, со временем просто атрофируется. Аналогично тому, как мышцы загипсованной в течение года ноги становятся слабыми и тонкими, неиспользуемая человеком память притупляется и становится хуже. Мнемотехники – это тренировка памяти, позволяющая поддерживать её в форме и выполнять свои функции достойно.
Ниже мы рассмотрим три самых распространённых мнемотехнических метода, заслуживших популярность среди множества студентов и педагогов по всему миру.
Метод «Матрёшка»
Первый метод подразумевает парное соединение образов. Для начала необходимо представить блоки информации в виде образов-ассоциаций. Основной (первый) образ является самым большим, и в него входит второй. Как только вы поместили второй образ в первый, на некоторое время исключите первый образ из сознания, представьте главным образом второй и поместите в него третий. Таким образом, все образы будут постоянно вкладываться друг в друга, образуя своеобразную «матрёшку». Но следует запомнить, что создавая ассоциации, вы должны оперировать только двумя образами (первым и вторым, вторым и третьим, третьим и четвёртым и т.д.).
В следующей ситуации, когда нужно вспомнить то, что вы запомнили, поступайте аналогичным образом: сначала представляйте первый образ, а затем ждите, когда в памяти всплывёт второй. После появления второго образа, «забывайте» первый и ждите появления третьего и т.д.
Важно сказать о том, что этот метод рассчитан на интенсивное применение, и должен быть отработан должным образом. Старайтесь использовать его как можно чаще. При создании первого образа, важно сделать его намного больше второго, при этом выделяя некий подобраз, служащий привязкой для второго – более меньшего образа.
Метод «Цепочка»
Второй метод предполагает создание парных ассоциаций. Но здесь размер образов в каждой паре всегда примерно одинаков. Сначала создаются образы блоков информации (звенья), которую вы хотите запомнить, соединённые в некое подобие цепочки. После того как первое и второе звенья соединены, внимание переносится на второе звено, которое соединяется с третьим. В дальнейшем нужно действовать по аналогии.
В следующий раз, когда вы захотите припомнить информацию, в вашем сознании сразу же будет возникать цепочка из трех-пяти информационных звеньев. Но цепочку всегда нужно создавать по конкретной схеме: при горизонтальном построении первый образ лучше всего располагать слева, а при вертикальном – внизу цепи. В процессе припоминания образы будут считываться в том же порядке, в котором вы их размещали.
Метод символов
Третий метод лучше всего использовать, когда требуется запомнить абстрактные понятия, которые лишены какого-либо конкретного образа. Разные люди могут кодировать одни и те же слова по-разному. Однако чаще всего используются символы, закреплённые в сознании большей части людей – символы, которые можно встретить всегда и везде.
Большинство иностранных слов, названий, терминов, фамилий и т.п. аудиально схожи с уже известными нам словами, которые очень просто представить в форме зрительных объектов, к примеру, слово «Аляска» похоже на «коляска», «Пушкин» – на «пушку» и т.д. На данный момент не нужно запоминать, что значат незнакомые слова (если таковые имеются) – следует просто запомнить, как они произносятся и в какой последовательности.
Запомните: когда мы видим дорожный знак и расшифровываем его, мы применяем мнемотехнику; когда ученик усваивает связь между знаком «А» и соответствующим звуком, он также применяет мнемотехнику; и такие всем нам знакомые символы как «Корона» (власть), «Белый голубь» (мир), «Красный крест» (помощь), «Череп» (смерть) – всё это есть использование мнемотехники.
Исходя из всего изложенного, если вы собираетесь применять метод символов, вы должны определиться с тем, каким конкретным зрительным объектом может быть обозначено конкретное понятие. Как только ответ на этот вопрос будет получен, просто представляйте требующую запоминания информацию в виде образов, например таких:
И ещё несколько примеров применения мнемотехник:
Пример 1. Вам нужно соединить при помощи «Матрёшки» два образа – «Гора» и «Солдаты». Вообразите очень большую «гору» и выделите в этом образе подобраз – «тропинку». Привяжите к «тропинке» своих «солдат» – пусть они по ней идут. После «уменьшения» «горы» новая «тропинка» будет незаметна, однако как только вы «увеличите» «гору», вы сразу же увидите на ней «солдат». Заметьте, что большое значение здесь имеет именно «увеличение».
Как поступить, чтобы не забыть сделать что-то через какое-то время? Представьте, что вам через неделю идти на экзамен, но вы хотите себя ещё и «подстраховать», купив преподавательнице цветы, ведь у неё день рождения. Как же об этом не забыть?
Пример 2. Вам нужно создать ассоциацию между каким-либо вашим действием, в реализации которого вы уверены, и покупкой цветов, которая может «стереться» из памяти.
Согласно условиям данного примера, вы непременно выйдете из подъезда своего дома, чтобы пойти на экзамен. Как составить ассоциацию? Просто представьте, как вы выходите из подъезда, и вас засыпают цветами. Представить это очень просто, но вы должны чётко «увидеть», как на вас обрушивается «волна» цветов.
По прошествии недели, собираясь на экзамен, можете быть уверены, что в вашем сознании всплывёт картина с цветами, и вы не забудете купить букет.
Изначально представляйте нужную картину на протяжении 20-30 секунд. Можно делать картину активной, представляя всё в движении. А чем более нелепой или смешной будет воображаемая ситуация, тем больше шансов, что она появится в сознании в нужный момент.
Можно также думать о том, что нужно не забыть сделать завтра, связывая необычные действия с обычными, которые вы выполняете ежедневно. Или же связывайте то, что хотите не забыть, с объектами, постоянно фигурирующими в радиусе вашего внимания – это поможет вам создать такие ассоциативные связи, которые сами по себе укажут на то, что вам необходимо сделать.
И в заключение разговора о мнемотехниках несколько советов по тренировке памяти где угодно и когда угодно.
Универсальные упражнения на развитие памяти
Упражнений, которые мы рассмотрим, всего четыре и все они очень просты, но предельно эффективны. Выполняйте их ежедневно, и запоминать нужную информацию для вас станет намного легче. Эти упражнения, аналогично мнемотехникам, будут полезны как для самостоятельно обучения, так и для любой деятельности вообще.
Мнемотехники, как вы и сами могли заметить, можно использовать для чего угодно, а запоминать и воспроизводить с ними информацию может быть намного проще, нежели без них. Однако на их полноценное освоение может потребоваться немало времени и сил. И что делать, если время не позволяет вам заниматься ими, или предмет, который вы изучаете, оказался на удивление сложным? А что делать, если объём информации, которую нужно запомнить, велик или же данные просто всегда должны быть в наглядном свободном доступе?
Здесь не подойдут ни конспекты, ни мнемотехники (обязательно почитайте о них и здесь тоже), зато на редкость актуальными будут ментальные карты. А вышеназванными методами эти ментальные карты можно превосходно дополнить.
Технология Жакото
Жан Жакото считал, что любой человек способен добиться поставленной им цели, поскольку имеет для этого неплохие природные данные. Он был уверен в том, что любой оригинальный текст включает в себя необходимые языковые факты, усвоив которые, ученик сможет овладеть грамматической основой иностранной речи, понять теоретические основы любого предмета научного и гуманитарного цикла.
В психологии подобный метод называется аналогией, в современной школе его применяют на уроках химии, биологии, географии, математики.
Воспитание метапознания
Многие учителя считают, что они поощряют студентов использовать метапознание, когда они просто просят студентов использовать такие стратегии эффективного обучения, как установление связей при чтении или само-вербализацию при решении проблем. Поощрение к использованию стратегий важно, но это не метапознание.
Метапознание включает в себя размышления о ваших вариантах, вашем выборе и ваших результатах, и это оказывает еще большее влияние на результаты, чем сами стратегии обучения. Ученики могут подумать о том, насколько эффективную форму обучения они бы себе выбрали после размышления о своем успехе или его отсутствии, прежде чем продолжить или изменить выбранную стратегию. При использовании метапознания важно подумать о том, какие стратегии нужно использовать, прежде чем выбрать одну из них.
Конспектирование. Суть и критерии
Как правило, под конспектированием принято понимать особую форму организации исследуемого текста и новый жанр его предъявления, которые образуются после переработки имеющейся в нём информации. Трактуя это более простыми словами, конспект представляет собой тот текст, который имеется у вас после записи интересующих данных в своей тетради. Во многих случаях конспект является основным пособием учащихся во время их подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Для чего нужен конспект?
По большому счёту, конспект необходим для следующих целей:
Любой конспект должен подразумевать составление плана, фиксацию тезисов и выписок, быть логичным по внутреннему содержанию, включать в себя основные положения, выводы, доказательства и факты и отражать личное отношение своего составителя к изучаемому предмету. Кроме того, конспект может быть использован не только своим автором, но и другими людьми.
Основные положения конспекта
Конспект, если он служит для серьёзных целей, всегда должен отражать следующее:
Важной составляющей конспектирования является отказ от многословия, большого количества цитат и сохранения стилистики, если это идёт вразрез с логикой. Не менее важно, чтобы конспектирующий умел выделять главные мысли.
Главные мысли, идеи и тезисы, в свою очередь, обусловлены задачей самого процесса конспектирования. Таковой может служить абсолютно любой элемент содержания, например, категории, понятия и их трактовки, законы и их формулировки, события и факты с доказательствами их истинности и т.п. Всё это является главными позициями, которым может быть придана либо форма цитат, либо они могут быть выписаны произвольно, с использованием своих собственных слов.
Процесс конспектирования выделяется ещё и тем, что можно применять всевозможные сигнальные обозначения, которые увеличивают информативность сжатой информации. Это могут быть выделения, подчёркивания, восклицательные или вопросительные знаки, рамки, стрелки, галочки и т.д. У каждого человека может быть своя система обозначений, посредством которых данные отображаются не словесно, а условно-символически.
Допускается вставление в конспект данных и из других источников, что может делаться с целью сравнить, обобщить, доказать и т.д. А особую роль в конспекте играют собственные суждения, т.е. личные оценки конспектирующего, его отношение, согласие или несогласие с чем-либо, которое может выражаться в словесных или знаковых обозначениях.
Желательно оставлять в конспекте немного свободного места (строки или поля), куда можно будет вносить примечания, а также использовать цветовое оформление для особо важных мест. Данные нужно вносить не «сплошняком», а в виде столбцов. Можно сокращать слова, однако злоупотреблять этим не стоит, хотя, если вы делаете конспект лично для себя и точно понимаете, какой знак и какое сокращение что обозначает, то можете использовать сокращения и знаки в том количестве, в котором считаете нужным.
Итак, с основными положениями конспекта мы разобрались, благодаря чему процесс конспектирования стал намного понятнее и проще. Но давайте всё же подытожим эту тему более кратко и лаконично.
Правила хорошего конспекта
Основополагающим свойством хорошего конспекта вообще является то, какова его долговременность и актуальность. Практика показывает, что грамотный конспект может иметь не меньшее значение, нежели те же лекции или даже книги, ведь он способен сразу же освежить в памяти нужную информацию и подсказать что-то.
Качество конспекта обусловлено целью его создания и назначением. Исходя из этого, можно выделить следующие правила хорошего конспекта:
Таким образом, учитывая в работе все рассмотренные параметры, вы можете составить грамотный и качественный конспект, который сослужит хорошую службу не только вам, но и людям, которые будут иметь возможность с ним ознакомиться. Кстати, дополнительный интересный материал на тему конспектирования вы можете прочитать здесь.
Следующим же разделом нашего урока будут мнемотехники – особые техники, позволяющие запоминать абсолютно любую информацию. Их отличие заключается в том, что для воспроизведения данных вам не потребуется никаких конспектов и других сторонних источников – только ваша память и всё.
Классификация
В связи с появлением разнообразных названий методы преподавания дисциплин должны быть разделены по определенным признакам и компонентам. Среди основных признаков, по которым их подразделяют на отдельные группы, выделяют:
Кроме того методы и приемы преподавания иностранного языка делятся по способу организации учебной деятельности на две группы. Управление умственной деятельностью может взять на себя педагог либо сами обучающиеся.
Ищите ответы, а не пытайтесь вспомнить
Обучение – не идеальный процесс. Мы часто забываем то, что уже выучили. Если вы обнаружите, что изо всех сил пытаетесь вспомнить какой-то лакомый кусочек информации, то лучше просто найдите правильный ответ. Чем дольше вы пытаетесь вспомнить его, тем больше вероятность, что вы снова забудете в будущем. Почему? Все эти мучительные попытки найти ранее изученную информацию приводят к закреплению «состояния ошибки», а не к запоминанию верного ответа. Пытаясь вспомнить, вы как бы учите себя забывать.
Учитесь разными способами
Мозг хорошо запоминает информацию, с которой он много работал. Чтобы делать это эффективно и нескучно, воспринимайте данные с разных каналов. Вместо того, чтобы просто слушать подкаст, который включает в себя аудиальное обучение, найдите способ изучать материал еще устно и визуально. Например, расскажите о том, что вы услышали другу, напишите конспект или нарисуйте ментальную карту. Обучаясь более чем одним способом, вы еще больше укрепляете знания в своем уме.
Учитесь постепенно
Этот принцип – настоящий подарок для занятых людей, которые никак не могут урвать время для учебы. Иллюстрацией и практическим применением этой техники является правило 5-и часов.
Использование эффективных средств обучения
Сюда входят карты памяти, блок-схемы и диаграммы Венна. Вы можете использовать их, чтобы помочь студентам обобщить то, что они узнали, и понять взаимосвязь между аспектами того, чему вы их научили. Обсуждение графического резюме – это хороший способ закончить свое шоу и предварительный рассказ. Вы можете обратиться к нему еще раз в конце урока.
Методика Гамильтона
Джеймс Гамильтон базировал образовательный процесс на использовании оригинальных текстов, а также на применении подстрочного дословного перевода. Этот подход нашел применение при преподавании литературы, русского, иностранного языков.
Сначала учитель многократно прочитывал текст, затем его озвучивали ученики, далее анализировались отдельные фразы. Специфика работы педагога заключалась в том, что начальный текст повторялся многократно, причем и коллективно, и индивидуально каждым учеником.
Грамматический анализ осуществлялся после того, как педагог понимал, что чтение текста осуществляется школьниками осознанно, они полностью вникли в его смысл. Акцент делался на формировании навыков устной речи.
Аналитический метод
Он использовался во Франции, в Англии, в Швейцарии, а вот в России практически не применялся. Основой этого способа обучения выступала лексика. Для создания достаточного словарного запаса осуществлялось механическое заучивание учениками оригинальных литературных произведений на родном и иностранном языках, затем использовался построчный дословный перевод, анализировался смысл прочитанного.
Швейцарец Александр Шованн был убежден в том, что приступать к полноценному обучению можно только после того, когда у школьников будут сформированы навыки владения родным языком, а также иными учебными дисциплинами, касающимися выбора будущей профессии: математики, физики, биологии, географии, химии.
Именно им было предложено параллельное изучение родного и иностранного языков, основывающееся на связи нескольких учебных дисциплин. Вместо абстрактного изучения грамматики данный подход предполагал анализ разнообразных ситуаций, накопление словарного запаса. Только после того, как у учащегося был сформирован достаточный запас слов, учитель приступал к объяснению теоретических основ.
В современной школе формы и методы преподавания подразделяют по степени активности школьников на объяснительный, поисковый, иллюстративный, проблемный, исследовательский виды. Их используют педагоги разных предметов, стараясь синтезировать несколько методик с учетом индивидуальных особенностей детей.
По логичности подхода методы, помимо аналитического, делят также на дедуктивный, индуктивный, синтетический.
Не важно что, важно – как
Характеристики эффективного обучения делятся на три группы: игра и изучение, активное обучение, созидание и критическое мышление.
Для того чтобы обучение было эффективным, важно не то, что дети узнают, а то, как они учатся, и это то, что педагоги должны учитывать при планировании условий обучения для своих детей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Стратегии обучения
Эффективные системы обучения включают в себя различные стратегии. Важно не только обучать содержанию, но и тому, как использовать соответствующие стратегии. При обучении детей чтению нужно научить их, как запоминать неизвестные слова, а также стратегиям, которые будут углублять их понимание. При обучении математике вы должны научить их стратегии решения проблем. Есть стратегии, лежащие в основе эффективного выполнения многих задач, которые вы просите студентов выполнять в школе. И вам нужно рассказать учащимся об этих стратегиях, показать им, как их использовать, и дать им ориентированную практику, прежде чем просить использовать их самостоятельно.
Продолжайте учить и практиковать новые вещи
Верный способ учиться более эффективно предложил еще Ленин – учиться, учиться и еще раз учиться. В одной статье, опубликованной в Nature, сообщалось, что у людей, научившихся жонглировать, увеличилось количество серого вещества в затылочных долях – области мозга, которая связана со зрительной памятью. Когда эти люди перестали практиковать навык, серое вещество исчезло.
Поэтому, если вы изучаете новый язык или танец, продолжайте практиковать его, чтобы сохранить достигнутые успехи. Этот феномен «используй или потеряй» включает в себя мозговой процесс, известный как «обрезка». Определенные пути в мозге сохраняются, в то время как другие удаляются. Если вы хотите, чтобы новая информация, которую вы только что узнали, оставалась на месте, повторяйте ее.
Смешанный метод
Он довольно активно использовался в 30-е годы ХХ века в нашей стране. Суть его заключалась в развитии речевой деятельности, в которой в качестве приоритетов выделялось обучение чтению. Перед учителями общеобразовательных школ была поставлена задача воспитания патриота своей страны, умеющего общаться на нескольких языках, знающего основы математики, физики, химии, биологии, географии.
Методисты были убеждены в том, что необходимо подразделять материал на рецептивный и продуктивный виды. На начальном этапе подразумевалось «практическое» изучение материала на интуитивном уровне, не уделялось должного внимания его осознанию.
Резюме
Используя современные наработки психологии, вы можете сделать свое обучение более эффективным. Вот что для этого нужно:
Учитесь учиться, и тогда вы станете эффективней во всем остальном.
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее вам предстоит пройти экзамен по теоретической части курса.
Гибкость
Это еще один эффективный метод обучения. Будьте гибкими в отношении того, сколько времени требуется для обучения. Идея о том, что с учетом достаточного количества времени каждый студент может учиться эффективно, не так революционна, как кажется. Это лежит в основе того, как мы преподаем боевые искусства, плавание и танцы.
Когда вы овладеваете мастерством обучения, вы дифференцируете себя иначе. Вы держите свои цели обучения одинаковыми, но меняете время, которое вы даете каждому ребенку, чтобы добиться успеха. В рамках ограничений переполненной учебной программы это может быть легче сказать, чем сделать, тем не менее мы все можем сделать это в какой-то степени.
Учитесь в правильное время
Результаты показывают, что обучение незадолго до сна является идеальным временем для лучшего усвоения информации.
Много практики
Практика помогает студентам сохранить знания и навыки, которые они приобрели, а также дает вам еще одну возможность проверить понимание изученного материала. Ваши ученики должны практиковать то, что они узнали во время вашего выступления, что, в свою очередь, должно отражать цель урока. Практика – это не бессмысленная занятость на уроке. Эффективная форма преподавания включает в себя решение определенных задач, которые уже были ранее смоделированы. Ученики усваивают информацию лучше, когда их учитель заставляет их практиковать одни и те же вещи в течение определенного промежутка времени.
Характеристики высокоэффективного класса
Есть своего рода критерии для измерения того, насколько продуктивно вы используете эффективные средства обучения. Итак, перечислим характеристики высокоэффективной среды обучения:
1. Ученики задают хорошие вопросы.
Это не очень хороший результат, но это очень важно для всего процесса обучения. Роль любопытства была изучена (и, возможно, недостаточно изучена и недооценена). Многие преподаватели заставляют студентов задавать вопросы в начале урока, часто безрезультатно. Клише-вопросы, которые отражают недостаточное понимание содержания, могут препятствовать дальнейшему овладению навыками. Но факт остается фактом – если дети не могут задавать вопросы, даже в начальной школе, здесь что-то не так. Зачастую хорошие вопросы могут быть важнее ответов.
2. Идеи приходят из различных источников.
Идеи для уроков, чтения, тестов и проектов должны исходить из различных источников. Если все они происходят из узких щепок ресурсов, вы рискуете быть застрявшими в одном направлении. Это может быть и хорошо, и не очень. Альтернатива? Рассмотрим такие источники, как профессиональные и культурные наставники, сообщество, эксперты по определенному вопросу вне образования и даже сами обучающиеся.
3. Используются различные модели и приемы эффективного обучения.
Обучение на основе запросов, на основе проектов, прямое обучение, взаимное, обучение в школе, электронное, мобильное, перевернутый класс – возможности бесконечны. Скорее всего, ни один из них не является достаточно невероятным, чтобы удовлетворить каждый элемент содержания, учебной программы и разнообразия учащихся в вашем классе. Характерной чертой высокоэффективной классной комнаты является разнообразие, которое также имеет побочный эффект улучшения вашей долгосрочной способности как педагога.
4. Обучение персонализировано по различным критериям.
Персонализированное обучение, вероятно, – это будущее образования, но на данный момент бремя маршрутизации учащихся почти полностью лежит на плечах классного руководителя. Это делает персонализацию и даже последовательную дифференциацию проблемой. Одним из ответов является персонализация обучения. Отрегулировав темп, точки входа и строгость соответственно, вы получите больше шансов обнаружить то, что действительно нужно учащимся.
5. Критерии успеха сбалансированы и прозрачны.
Учащиеся не должны догадываться, как выглядит “успех” в высокоэффективном классе. Он также не должен быть полностью взвешен по “участию”, результатам оценки, отношению или другим индивидуальным факторам, а скорее, содержательно расплавлен в целостную структуру, которая имеет смысл — не для вас, ваших коллег или экспертной книги на вашей полке, а для самих учеников.
6. Привычки обучения постоянно моделируются.
Когнитивные, метакогнитивные и поведенческие “хорошие вещи” постоянно моделируются. Любопытство, настойчивость, гибкость, приоритет, творчество, сотрудничество, пересмотр и даже классические привычки ума – все это отличные идеи для начала. Поэтому часто то, что учащиеся узнают от окружающих их людей, является менее прямым дидактическим и более косвенным и наблюдательным.
7. Есть постоянные возможности для практики.
Старое мышление пересматривается. Старые ошибки отражены дальше. Сложные идеи переосмысливаются с новых ракурсов. Расходящиеся понятия противопоставляются. Используются новые и эффективные технологии обучения.
Обратная связь
Это “завтрак для чемпионов”, и его используют лучшие педагоги всего мира. Проще говоря, обратная связь включает в себя представление о том, как ученики выполнили определенную задачу вместе способами, которые помогут им улучшить результат. В отличие от похвалы, которая фокусируется на учащемся, а не на задаче, обратная связь дает ощутимое понимание того, что они сделали хорошо, где они находятся и как они могут улучшить свои результаты.
Заключение
В настоящее время среди многочисленных методов и приемов, применяемых учителями общеобразовательных школ, системно-деятельностный коммуникативный метод является одним из самых прогрессивных. Он применяется педагогами разных учебных дисциплин и состоит в использовании научного материала, рассматриваемого на уроках, в качестве средства социализации, межличностного общения.
Новые государственные федеральные стандарты, внедренные в образовательные учреждения, направлены на формирование у обучающихся стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, поэтому педагоги активно используют в своей работе технологии личностного обучения, индивидуального подхода, проектную и исследовательскую деятельность, технологию создания проблемых ситуаций.