ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №2  г. Сычёвки


ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

Сценарий праздника «Помоги зимующим птицам» в подготовительной группе

светлана лапкина Конспект мероприятия «Покормите птиц зимой» с детьми подготовительной к школе группы

Цели мероприятия :

• Расширить кругозор детей, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

• Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.

• Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;

• Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

Звучит фонограмма “Голоса птиц”.

Наталья Рулёва Сценарий развлечения «Покормите птиц зимой» (старшая группа)

Цель: развивать познавательные интересы детей, используя фольклор, подвижные и речевые игры. Продолжать воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.

Оборудование: кормушки; различные виды корма для птиц; аудиозаписи: «вьюга», «голоса птиц»(синица, дятел, голубь, снегирь, воробей, сорока, ворон) ; картинки с изображением перелетных птиц; бумажные галстуки на каждого ребенка.

Дети заходят в зал, рассматривают расставленные кормушки.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие
будет посвящёно зимующим птицам. Я решила дать
ему такое название: “Помоги зимующим птицам”.
Как вы думаете, ребята, нуждаются ли зимующие
птицы в нашей помощи?

Почему вы так думаете?

Действительно, зимующие птицы очень нуждаются
в нашей с вами помощи. Особенно, если зима
суровая, такая, как в этом году. Вы помните, что
некоторые из вас из-за сильных морозов даже
оставались дома. А как же бедные птички?!

Зима – трудное для птиц время года: корма под
снегом найти нельзя. Голодные птицы страдают от
холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не
замёрзнуть, нужно съесть гораздо больше пищи, чем
летом.

Знаете ли вы, что зима наиболее страшна для
птиц, питающихся насекомыми? Это такие птицы, как
синица или дятел. Без помощи человека до весны
доживает только одна синица.

А зачем нужно подкармливать зимующих птиц?

Когда и как следует начинать подкармливать
зимующих птиц?

Продолжительность подкормки в средней полосе
России составляет 180 дней (с октября по март).
Общая продолжительность сезона подкормки
зависит от климатических условий, урожая
естественных кормов, и других причин.

Не стоит начинать подкормку птиц, когда в
октябре стоит тихая теплая погода, а в природе
имеются естественные корма. Если же в октябре
холодная дождливая погода или выпал снег и к тому
же наблюдается неурожай естественных кормов,
подкормка необходима. Абсолютная бескормица
наступает с начала промерзания почвы или
выпадения глубокого снежного покрова. Поэтому
норму кормов распределяют по периодам:

Первый период — прикормочный, длится 30-45 дней (с
15 октября по 30 ноября). В это время птиц приучают к
кормушкам. Корма выкладывают в количестве 15-20%
нормы (пока птицы поедают их неохотно)

Второй период — основной, длится 90 дней (с 1
декабря по 1 марта). В это время птицы особенно
нуждаются в подкормке, поэтому им дают полную
норму кормов. Однако подкармливать птиц не
следует слишком обильно, особенно семенами
подсолнечника, – птицы перестают потреблять
естественные разнообразные корма, что снижает их
сопротивляемость инфекции, и становятся
настолько зависимыми от подкормки, что при её
прекращении хотя бы на 2 дня нередко гибнут.

Третий период – завершающий, длится 10-25 дней (с
1по 25 марта). В это время выкладывают 60-80% полной
нормы, так как в связи с таянием снега
открывается доступ к прошлогодним кормам. Если
снег стает раньше, подкормку можно прекратить
раньше.

Все ли птицы нуждаются в подкормке?

В первую очередь ваша помощь нужна
насекомоядным птицам, особенно синицам – в особо
холодные зимы до весны доживает лишь одна из 10
синиц.

Не нуждаются в подкормке сизые голуби, так как
эти крупный зерноядные птицы легко находят корм
на зимних улицах, отгоняя от мест кормежки более
мелких птиц. Не нуждаются в подкормке врановые
птицы – вороны, грачи, галки. Эти всеядные птицы
вполне успешно кормятся зимой на городских
свалках, нападают на мелких воробьиных птиц.
Необходимо размещать кормушки так, чтобы корм в
них был недоступен врановым птицам.

Как правильно изготовить и где поместить
кормушку?

Кормушку можно сделать из чего угодно – коробки,
пластиковой бутылки или пакета из-под молока.

Залейте растопленный жир в пластиковый
стаканчик, подождите, пока он застынет – и у вас
получится отличная кормушка для синиц!

Не прибивайте кормушку к дереву! Подвесьте её к
ветке или привяжите к стволу. Если вы сделали
деревянную кормушку – позаботьтесь о крыше и
бортиках, чтобы корм не сдувало ветром и не
засыпало снегом.

Кормушка должна быть недоступна для кошек и
врановых птиц!

Корм нужно давать вечером или до рассвета,
потому что кормятся птицы по утра. Время от
времени кормушку надо чистить от мусора и шелухи

Помните – вы в ответе за тех, кого приручили, за
тех, кто надеется на вас в холодные зимние дни!
Корм в кормушке должен быть постоянно!

Что положить в кормушку?

Его предпочитают синицы, снегири, поползни и
другие птицы.

Это самый универсальный вид корма!

Хлебные крошки (белый хлеб) Придётся по
вкусу синицам, воробьям, и многим другим птицам.
Важно: нельзя класть в кормушку чёрный хлеб! Из-за
него у птиц могут возникнуть проблемы с
пищеварением!

Несоленое сало, сырое мясо

Его предпочитают насекомоядные птицы,
остающиеся зимовать – синицы, поползни, дятлы

Привлечет на кормушку овсянку. Если нет другого
корма, пшено едят и другие птицы.

Подойдут таким зимним гостям, как щеглы, чижи,
снегири, свиристели

Семечки арбуза, дыни, тыквы очень любят синицы;

Важно: семечки нужно раздавливать, иначе
синички затрачивают слишком много сил, и даже
ломают клювы!

Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!

Так доверчивы они,
Верят нам, как дети.
Помни – ты их приручил,
Ты за них в ответе!

Слайды : птица + корм, который она
предпочитает.

А ещё за птицами на кормушке можно
понаблюдать

Не обязательно вести наблюдения каждый день –
достаточно 2-3 и даже 1 раз в неделю. Можно завести
дневник наблюдений – тетрадь в клеточку.
Помни, что такие сводки и наблюдения в случае их
точного проведения имеют не только учебное, но и
научное значение!

А теперь предлагаю проверить, как хорошо вы
знаете зимующих и оседлых птиц. Проведём конкурс
загадок “Угадай, что за птица?”

Загадки о кочующих птицах:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Загадки об осёдлых птицах:

Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
– Получается прыжок.
(Воробей)

Днём спит, ночью летает.
(Сова)

Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)

– Почему зима – трудное время года для птиц?

– Как можно проявить заботу о них зимой?

– Почему о птицах нужно заботиться?

– Что можно использовать в качестве корма?

– Как устроить кормушку для птиц?

А на прощание я хочу прочесть вам стихотворение
“Поделитесь с птицами едой,”.

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они над вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над талою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

Рефлексия: “письмо другу” – Что я
узнал нового и о чём бы хотел рассказать тебе, мой
друг?

«Зимующие птицы нашего края »

Подготовила и провела :

Козлова Валентина Павловна

Учитель начальных классов

МБОУ СШ №2 г. Сычёвки

Расширить знания учащихся о зимующих птицах  нашего края и учить проявлять заботу к ним.

– обобщить и расширить представления учащихся о птицах нашего края.,- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, – раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, – прививать любовь к родной природе, – формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.- развивать творческое воображение и фантазию у учащихся  – развивать логическое мышление и внимание,- развивать умения и навыки самостоятельной и групповой  работы у младших школьников.

компьютер, проектор, экран, аудиозапись пения птиц, листочки-карточки с заданием для групповой работы, дидактический материал для заданий – конкурсов: рыбки( с вопросами викторины) , удочки, шишки,  собранные ещё осенью ( с приметами о птицах),  выставка кормушек, сделанных учащимися дома для развешивания возле школы.

Предварительные задания для обучающихся :

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

индивидуально-фронтальная, парная, групповая

План занятия :

II. Определение темы и постановка цели самими учащимися

III. Актуализация знаний учащихся

IV. Раскрытие темы мероприятия

VI. Продолжение работы над раскрытием темы .

VII. Творческая мастерская .  Игра по группам

VIII. Песня юных экологов

. Итог мероприятия. Рефлексия

X . Практическая часть

Развешивание кормушек в школьном дворе.

Определение темы и постановка цели самими учащимися.

Наступил, как вы знаете, 2017 год. А кто из вас знает, каким в нашей стране этот год объявлен? (Президент нашей страны Владимир Путин подписал указ , что 2017 год объявляется ГОДОМ ЭКОЛОГИИ)

– Как вы думаете, в каких целях это сделано? ( в целях привлечения внимания общества к экологическим проблемам)

-Ребята, сегодня мы тоже поговорим об экологических вопросах, у нас с вами будет очень интересное  мероприятие! Сегодня мы поговорим  о наших замечательных друзьях. А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку.

-Правильно, ребята. Это птицы –  наши пернатые друзья! И мы поговорим о зимующих птицах нашего города, нашего края. Как вы думаете, почему созрел такой разговор?

– Какова цель нашего мероприятия?

Актуализация знаний учащихся  Значение птиц в природе.

– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)

Птицы имеют огромное значение в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей растения. Например:  пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь

– Много ли птиц можно увидеть зимой?

– Что является причиной их малочисленности?

– Почему они улетели в тёплые страны?

Чудесные создания. Они летают и поют, землю свято берегут. Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете?Что случится, что случится,Если птицы пропадут?

Букашки, жучки, червячкиНа деревья нападутИ съедят кору, листочки,Обглодают ветки, почки. Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!

И не будет щебетанья,Дивных трелей соловья,И сороки стрекотанья,Чик – чирика воробья. Скучно будет, знают дети,Жить без птиц на белом свете!

IV. Раскрытие темы мероприятия . Многообразие зимующих птиц.

-Как называют птиц,  которые проводят с нами зиму?  (Их называют зимующими птицами.) Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по  внешнему виду.

1. Игра “Узнай птицу”

(появляются слайды  и дети по фотографиям  определяют птиц)

-Всех ли птичек нашего города вы смогли определить?

-А теперь давайте познакомимся с ними по – подробнее.

(Слайды 7- 8)Это  подвижная серо- коричневая птичка с короткой шеей, яйцевидным туловищем.  Мы очень часто встречаем с вами его в городе . Летают чаще всего стайками. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу.  спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

– нарядные птицы.(слайды 10-12 ).   Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует. Питается семенами, почками и ягодами. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами , добавляя насекомых.

(слайды 13-15 ).   У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Существует несколько видов дятлов . В наших лесах  и в городе  чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

Про эту птицу говорят, что у неё самый длинный хвост. И действительно, у неё хвост длинный, прямой, будто стрела . Сама она чёрная, а бока –  белоснежные перышки. Клюв прочный и острый.  ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.

(слайды 17-18 ).   У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. Оказывается, в о р о н ы, которые бывают  у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они потом отлетаютА с  юга весною прилетают наши. Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все вороны серы.

Сойка (Слайд  19) Очень часто в нашем городе и летом и зимой можно встретить вот такую птичку . Сойка размером с . Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, , у некоторых подвидов и верх головы — черные. Сойки сами заготавливают себе корм на зиму, они прячут желуди в лесную подстилку.

– это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей – ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса.

Совы также водятся у нас в окрестностях города.

Всю ночь летает-

Мышей добывает. А станет светло –

Спать летит в дупло.

А ещё у нас зимуют красавцы: чижи   и щеглы. (слайд 23 ).  И другие птицы, обо всех сразу не расскажешь.

2. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

В это  зимнее время необходимо позаботиться о птицах –наших  верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой  они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где  спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой или был сильный снегопад, их поиски бесполезны.

Мы – юные экологи  непременно должны придти на помощь!

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Вам нравится, как птички поют?

3. Игра «Угадай мелодию»

Ребята, скажите, а вы могли бы узнать птичку по голосу? Давайте попробуем .  Кто узнает или угадает?

Учитель  поочерёдно включает голоса птиц.  Кто угадает , тому  вручается  жетон- пропуск на зимнюю экспресс – рыбалку)

4.  «Экспресс – рыбалка»

– Сейчас мы отправимся на «зимнюю рыбалку» (удочка с магнитиком, рыбки с вопросами). Выходят сразу по  5 « рыбаков».

V . Физкультминутка   «Не ошибись !»- Я называю птиц, а вы должны различить  зимующих и перелётных. Если я называю перелётную птичку – машете руками («крылышками»)

Если зимующую – приседаете

VI. Продолжение работы по теме  мероприятия

5 . Игра   «Корзина с еловыми шишками » ( Разгадать приметы)

– А теперь мы  «отправляемся  с корзинкой  в лес за шишками», на шишке задание – назвать примету,  как птицы предсказывают погоду.

(Работа в парах: шишка раздаётся каждой паре учащихся , сидящих за 1 партой)

. Игра «Головоломка» по группам  (класс делится на 4 группы) . Приложение №3

Учитель: каждой группе я даю листок, на котором напечатана головоломка – игра -цепочки слов «Найти спрятавшиеся слова-названия зимующих птиц. Эту головоломку сочинил для нас Иванов Никита (одноклассник). Он теперь будет вместе со мною следить, кто быстрее разгадает его головоломку. Команде – победительнице- приз-пакет семян подсолнуха

Я надеюсь , что наше мероприятие  открыло для вас что-то новое и интересное и  ещё крепче станет дружба между вами – юными экологами и птицами. А сейчас послушайте стихотворение , которое расскажет нам Настя.

7 . Стихотворение  «Как птице перезимовать?».

8.  « Парад кормушек”.

Многие из наших ребят к нашему мероприятию смогли смастерить самостоятельно или с помощью родителей кормушки. Давайте устроим парад наших кормушек.

« Парад кормушек”.  Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение:  удобная она для птиц или нет.)

(Все вместе подводим итоги, чья кормушка понравилась больше всего, ребята сами называют имена победителей , а учитель  вручает им призы )

– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

9. Корма для птиц.

– А какой корм можно положить в кормушку ?(Ответы учащихся)

Слайды 25-26   Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Памятка “Главное правило при подкормке птиц”

. Нельзя кормить птиц . Это смертельно опасно для них!

– Послушайте внимательно стихотворение (его прочитает ученица) и подумайте, о чем оно.(

утра и до позднего вечера,своив полянки страниц,озяйствует в книжке доверчивоаздольная музыка птиц. может быть, с этого времениаступит иная пора – станет для птичьего племениилее еще детвора?!

орадуют снова пернатыеуладами сердце и слух крепче подружат с юннатамиечушка, и роща, и луг.т неба до мира подводногоавайте ж, как Родины речь,мом и душой благородною

доровье планеты беречь!ы будем ценить неспроста,юбя и Европу, и Азию, наши родные места!

– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?

А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.

Сохраним природу земли!

Об этом мы должны помнить всегда!

-Что запомнили вы сегодня? Какие новые знания получили? Что вам больше всего понравилось? Мы достигли цели, которую поставили вначале праздника?

-Что ещё нам нужно сделать?(Спеть нашу песню «Песню юных экологов»)

Песня юных экологов  (Песня – переделка на мотив «Изгиб гитары жёлтой»  О. Митяева (Слова песни см. в приложении 1)

X. Практическая часть

– А сейчас мы отправимся с вами на школьный двор и развесим кормушки, которые смастерили вы дома , и будем подкармливать птиц во время прогулок в ГПД.

Приложение № 1

(на мотив песни О. Митяева)

Давайте повернемся, друзья, лицом к природе,

Поможем ей воспрянуть – она поможет нам.

Пусть чище будет воздух, вода в реке Вазузе ,

Ведь жить без них не может ни зверь, ни человек! (2 раза).

И яркий луч рассвета, и отблески заката,

Нам дороги, ребята, так будем всё беречь!

Красивыми поступками мы каждый день наполним!

Чтоб было всем нам лучше в родной Сычёвке жить (2 раза)

Тепло нам дарит солнце, чиста вода в Вазузе,

Мы любим нашу школу и будем украшать.

Помогут экознания нам сохранить природу,

А сохранив природу , мы станем лучше жить (2 раза)

Мы юные экологи и будем жить разумно

Сычёвка – наша Родина. Так будем всё беречь!

Поможет экология нам сохранить здоровье,

А сохранив здоровье мы дольше  сможем жить!

Вот такие кормушки у нас получились!

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Группу оформить рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц»

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М. Раухвергера.

Зимний лес в объятьях тишины,

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош в

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож

На хрустально-ледяное царство.

– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

– Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?

(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. Зимнее дерево с зимующими птицами : снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей, сорока). Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве. Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. ( Снегирь).

Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее. (Синичка)

Воспитатель: Но когда наступает зима, птицам приходится не сладко. Не все птицы могут перенести холодную зиму. Скажите пожалуйста, знаете ли вы какие птицы осенью улетают на юг (отвечают дети). Как назвать одним словом (отвечают дети). А какие птицы остаются с нами зимовать (ответы детей). Как назвать одним словом птиц, которые остаются? Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы».

Проводится Игра «Зимующие и перелетные птицы».

Воспитатель: Кому я вручу карточку с птицей, тот сразу превращается в эту птицу. Под музыку вы летаете все вместе, когда музыка останавливается, перелетные птицы собираются у солнышка, зимующие-у снежинки.

Воспитатель: Давайте послушаем рассказы детей о зимующих птицах, которые они приготовили дома с родителями. ( Презентация детских проектов). Выступает 2 человека.

Защита детских проектов.

Воспитатель: Не только эти птички остаются с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Игра «Птицы в кормушке».

Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. ( Берут,а я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». ( Садят птицу на кормушку).

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.»

Воспитатель: Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:

1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?

2. В какой день недели прилетали вороны?

3. Сколько ворон прилетало?

4. Чем лакомился голубь на кормушке?

5. Чем угощались сороки?

6. Сколько было сорок на кормушке?

Воспитатель: Пока снега мало, зимующим птицам еды хватает, они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из-под снега. А вот когда зима наметает огромные сугробы и все растения с семенами прячутся в снегу, птицам приходится совсем плохо. Да, и морозы к середине зимы усиливаются и согреть птиц может только еда. Давайте посмотрим небольшую сценку как живется птицам зимой.

Сценка «Доживем до весны»

Сорока: Ой, беда, беда, беда.

Скорей летите все сюда!

Что с тобой, воробушек?

Мы все помочь ему должны,

Синичка: Не бойся нас, малыш.

В беде тебя не бросим,

Воробей: Вижу вы спасти меня готовы,

Вот только знать хочу, кто вы?

Дятел: Я дятел зовусь тук-тук.

Уничтожаю беспощадно клювом своим

Жучков, личинок, мух.

Сорока: Я всем известная сорока,

В простонародье белобока!

Синичка: А я синичка-невеличка, меня повсюду величают чудо-птичка!

Голубка: Я голубка городская, известна мне любовь людская.

Снегирь: Я бойкий снегирь, по веточкам прыг-скок.

Не хочу манишку красную снимать,

Алую рябинку люблю я поклевать!

А попал ты в детский сад, в чудный центр для ребят.

Голубка: Учат здесь любить, беречь природу,

Песни петь стихи читать, а кто попал в беду большую-

Дятел: Детки «Лучики» от стужи зимней нас,

От голода спасают, на участке пряничками щедро угощают.

Воробей: По веточкам, по кустикам развесили красивые кормушки мы.

Пускай к ним в гости прилетают вороны, воробушки и кукушки.

Вместе все: Птички всякие нужны, птички разные важны.

Ребенок: Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

И не страшна

Будет им зима.

Ребенок: Сколько гибнет их –не счесть,

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остаться зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Что без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Птицы на кормушках». ( Подбор корма для зимующих птиц). Подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы. ( На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Воспитатель. Вы молодцы, много знаете о птицах.

За время проекта «Помоги зимующим птицам», ребята с родителями смастерили кормушки, которые мы развесили на деревьях. Давайте посмотрим как это было.

(Показать слайды где родители мастерят дома кормушки и как воспитатели с детьми их развешивают и подкармливают птиц на участке во время прогулок).

Воспитатель: Дружите с птицами, помогайте, оберегайте их везде, и тогда окружающий нас мир будет прекрасен.

Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. Когда будете насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

В заключение нашего праздника, мы хотим подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Вручение благодарственных писем родителям за активное участие в акции «Помоги зимующим птицам».

Публикация «Сценарий праздника „Помоги зимующим птицам“» размещена в разделах

Участники: воспитатель Калинина Ирина Геннадьевна, дети, родители.

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Познакомить детей с особенностями жизни птиц в холодное время года и организовать действенную помощь мы решили в краткосрочном проекте «Помоги зимующим птицам».

• систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах;

• развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы,

учить заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;

• развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов, мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушки, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Публикация «Конспект мероприятия „Покормите птиц зимой“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о том, как птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

Как птицам перезимовать?

Известно, что у птиц,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им даёт приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разные.

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной,

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Воспитатель: – А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

– А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

– А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)

– Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.

1. Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

2. И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей

Скорей на помощь, дети!

3. Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

4. Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

5. По небу весело скользя.

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

“Спасибо, вам великое!”

Воспитатель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Где утром к опушке прошёл человек.

Следы заметает до вечера снег.

Но всюду- у еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны зёрна и крошки.

Теперь не страшны вам

В холодные вьюги,

В голодные вьюги

Мы помнить и думать

Должны друг о друге.

Воспитатель: Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т. е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки. Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в “столовую”.

А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.

И полоска шарфика (синица)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю (воробей)

Кто она? (ворона)

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды –

Он в своей лесной палате

Носит чёрненький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче (дятел)

Воспитатель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.

Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.

Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.

Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

Покормите птиц зимой!

Путь со всех концов

Сколько гибнет их – не счесть,

К своему окну.

Воспитатель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.

А теперь дети нашей группы хотят вручить первоклассникам памятки «Чем можно кормить птиц зимой».

Публикация «Сценарий развлечения „Покормите птиц зимой“ (старшая группа)» размещена в разделах


ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

Звучит аудиозапись «вьюга». (аудиозаписи «голоса птиц» звучат после соответствующей отгадки).

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами вьюжными.

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Тревожно за Жучку

В её конуре,

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойство за птиц –

За наших воробышков,

У нас приготовлено

Все для зимы:

В конуру принесем,

От стужи спасем.

Но птицы! Их надо кормить,

Им будет легко

– Зима – красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветры. Но под толстым слоем снега птицам нелегко добывать корм, а голодному и замерзнуть недолго. Поэтому некоторые наши пернатые друзья улетают на юг. Это стрижи, лебеди, чижи, скворцы, аисты. И прилетают они только весной. Как называются эти птицы?

Игра «Перелёт птиц». По сигналу воспитателя «птицы улетают» – дети размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; по сигналу: «буря» бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произносит: «Буря прекратилась», дети спускаются с возвышенностей и снова разбегаются по залу – птицы продолжают свой полет.

– А вот вороны, сороки, свиристели, галки, воробьи, голуби, дятлы, синицы – зимой не улетают. Они селятся поближе к человеку. Как называются эти птицы?

– Правильно, дети. И сегодня вы будете маленькими птичками. Вот галстуки: желтые, красные, коричневые. Это символы птиц. Какие это птицы? (синицы, воробьи, снегири). Выберите себе галстук.


ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

Для этих птиц вы со своими родителями смастерили кормушки.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

распилить я попросил

Вместе с папой смастерил

– Ребята, посмотрите, какое угощение можно приготовить птицам. Это зерна, семена, семечки, крошки, рябинка, кусочек сала.


ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

Раз, два, три, четыре, пять –

Хочет птичка полетать,

Про кого я загадаю –

Эта птичка вылетает.

(Выходит ребенок показывает картинку – отгадку и читает стихотворение)

Маленькая птичка –

Звонко песенку поет

Сало вкусное клюёт.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг – скок, прыг скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки – на плетень,

Тири – тири, тень – тень – тень.

Зимой исчезли червячки,

Кусочек сала мне повесьте на сучки!

Ведущий: Для синиц можно приготовить вкусное угощение из застывшего жира, семян и овсяных хлопьев.

А вот еще загадка:

Черный жилет, красный берет.

Хвост как упор, нос как топор. (дятел)

Ребенок – Дятел:

Я зимою ищу шишки –

Семена сосны и ели.

Только вот под плотным снегом

Нахожу их еле – еле.

Ведущий: Прилетай, дятел, к нам,

Мы насыплем тебе семян.

Семян елки и сосны.

Голоден не будешь ты.

И пойдет веселый стук –

Тук да тук, тук да тук!

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

Ребенок – Дятел: – Где болит? Тут – тут?

А –а, нашел! Тук – тук!

– А это кто такой гладенький.

Ребенок – Голубь:

– Спешат к людям до утренней зари

Голуби – голубки, сизари.

Нахохлились и сели у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

– Гули – гули, голубки,

В зимний день среди ветвей,

Стол накроем для гостей.

Прилетайте, милые пичужки.

Готовы для вас столы – кормушки.

И снова, ребятки, про птиц загадка.

Любит зернышки клевать.

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Ребенок – Снегирь:

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Дети проговаривают закличку:

Посмотри на снегирей!

Стайку встретили метели.

А мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Подвижная игра «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам

и по 4 наклона головы на строку)

Греются на солнышке.

(первое слово – потряхивание руками,

второе – хлопок по бокам)

Головой вертят, улететь хотят.

(на каждое слово поворот головы)

-Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

(дети разбегаются, взмахивая руками)

Это кто там на дорожке

Испугался нашей кошки?

Это кто там поднял крик –

Чик – чирик да чик – чирик? (воробей)

Ребенок – Воробей:

Я уличный мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряю,

Ты не бойся не робей.

Прыгай с веточки сюда,

Насыплем мы тебе зерна.

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь?

Я давно увидел крошки,

Но боюсь сердитой кошки!

Игра. “ Воробушки и кот”

Дети изображают “воробушков”. Один из них изображает “кота”. На площадке, где воробушки прыгают, бегают, помахивая крылышками, нарисованы круги (или положены обручи) – это деревья. Итак, игра начинается – кот спит, а воробушки разлетелись по всей площадке. Кот просыпается и пытается поймать расшумевшихся воробушков, они разлетаются по деревьям (в любой начерченный круг или обруч, на деревьях кот ловить воробушков не может. Коту приходится снова идти спать.

Весь день хлопочет. (сорока)

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

«Кар – кар – кар!» (ворон)

Дети – Сорока и Ворон:

Сороки – белобоки,

А вороны важные глазастые,

Они не улетают на далекий юг.

И не боятся снежных вьюг.

На дорожках среди снега

Бросьте им кусочек хлеба.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках,

(загибают по одному пальчику)

Всем хватило зернышек.

Пусть прилетают птицы :

Голуби, снегири, синицы.

Галки, вороны, воробьи –

Зимою птичек накормим мы!


ВЫСТАВКА ЗИМНИЕ ПТИЦЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ПРОЕКТОВ КОРМЛЕНИЕ ЗИМНИХ ПТИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАСКРЫТИЕ НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ПРЕДМЕТЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *