ВЫПОЛНЯТЬ ПРОЕКТЫ В ШКОЛЕ

Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Цели и результаты проектной деятельности в школе

Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов. Результаты проектов могут быть как минимум двух видов:

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Что запомнить

1. Проектная деятельность — формат дополнительных активностей в школе, который ограничен во времени и имеет свои цели и результаты.

2. В проектах участвуют и школьники, и преподаватели, и родители учеников.

3. Проекты в школе могут быть исследовательскими, игровыми, творческими, информационными или образовательными.

4. В проектах можно участвовать как индивидуально, так и в группе (в зависимости от цели и формата проекта).

5. Проектная деятельность в школах регламентируется нормативными документами и обязательно включена в работу педагогов, урочную и внеурочную деятельность.

Организация проектной деятельности в школе

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Технология проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект,  с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное  самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

-целеполагания и планирования деятельности;

-самоанализ и рефлексия;

-презентации деятельности и ее результатов;

-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

Из истории метода проектов

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952 ), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1.       Проекты игр

2.       Экскурсионные проекты

3.       Повествовательные проекты

4.       Конструктивные проекты

На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала – «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию  учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.       Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2.       Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.

3.       Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.       Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

Типология учебных проектов

Этапы работы над проектом

Первый этап работы над проектом – ПРБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная  проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта  следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.  Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет  ПРОЕКТНЫЙ  ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Далее надо  СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет  разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст  презентации будет написан в виде тезисов.

Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.

Формы продуктов проектной деятельности

Анализ данных социологического опроса

Паспорт проектной работы

1.       Название проекта

2.       Руководитель проекта

3.       Консультант(ы) проекта

4.       Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5.       Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6.       Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7.       Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс)

8.       Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9.       Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10.   Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11.   Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12.   Необходимое оборудование

13.   Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14.   Предполагаемые продукты проекта

15.   Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16.   Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ  ПАПКИ  входят:

1.       Паспорт проекта

2.       Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3.       Промежуточные отчеты группы

4.       Вся собранная информация по теме проекта

5.       Результаты исследований и анализа

6.       Записи всех идей, гипотез и решений

7.       Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8.       Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9.       Эскизы, чертежи, наброски продукта

10.   Материалы к презентации (сценарий)

11.   Другие рабочие материалы

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему,  потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои  чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

ПЕРЕЧЕНЬ   КРИТЕРИЕВ     ОЦЕНИВАНИЯ      ПРОЕКТОВ

1.       Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2.       Планирование путей ее достижения

3.       Глубина раскрытия темы проекта

4.       Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5.       Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6.       Анализ хода работы, выводы и перспективы

7.       Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8.       Соответствие требованиям оформления письменной части

9.       Качество проведения презентации

10.   Качество проектного продукта

Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить  ПРЕКТНЫЙ  УРОК. Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность  является образовательной технологией, то она должна быть применима на уроке. Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведение проектных уроков возможно при изучении тем, которые учащиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных уроках. С помощью мини-проектов возможно изучение целых тем.

Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:

1.       На одном (вводном) уроке осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводный урок. Работа по осуществлению проекта проводится во внеурочное время в качестве опережающего задания. На заключительном уроке проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.

2.       Если учащиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на уроке могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы работы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Учитель только консультирует проектные  группы.

3.       Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке или на сдвоенном уроке

Безусловно, не каждый урок может и должен быть проектным. Но и на обычном уроке можно формировать отдельные проектные умения. Содержание учебного материала позволяет один урок посвящать умению анализировать проблемную ситуацию, другой – формулировать проблему, третий – ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.

На уроках литературы мини-проекты решают не только задачу «добывания» знаний учащимися, но и дают возможность более эффективно и целенаправленно воспитывать чувства. Например, на сдвоенном уроке литературы в 10 классе прекрасно прошел проект «Достоевский и современность. Уроки Достоевского. Жизнь по теории». В 5 классе  на уроках литературы учащиеся разрабатывали проект «Басни Крылова. Традиции и новаторство».

Хочу познакомить с проектом «Русские писатели на Наро-Фоминской земле», над которым мы работали в течение целого учебного года.

ПРОЕКТ  «Жизнь замечательных детей. Ф. М. Достоевский»

Вид проекта по характеру доминирующей деятельности: творческий

По предметно содержательной области  : монопроект по литературе

По количеству участников :индивидуальный

По продолжительности: длительный (1 месяц)

Форма представления :мультимедийный продукт, книга

Учебный проект «Жизнь замечательных детей. Ф. М. Достоевский» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 10 классе (до изучения творчества писателя). Работа над проектом позволила ученице больше узнать о семье Достоевских и детстве писателя, о пребывании писателя в Москве и Подмосковье, получить навыки самостоятельной работы с мемуарной литературой.

Практическая значимость проекта

Состоит в том, что знания, полученные при работе с мемуарной литературой, пригодятся во время написания сочинения по творчеству Ф. М. Достоевского.

Проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, оформляется материал по презентации.

Главным итогом работы над проектом является то, что ученица выступила с рассказом о детстве Ф. М. Достоевского на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах, показала свой фильм на уроке литературы в 10 классе.

Творческие проекты мы с ребятами готовим и на уроке. Так по сказке Г. Х. Андерсена мы создавали           сценарий диафильма. Дома учащиеся рисовали «кадры», потом отсканировали их. Озвучивая фильм, работали над выразительным чтением отрывка. Потом монтировали фильм. Теперь эту работу можно использовать на уроках литературы.

Игровой проект был воплощен на уроке-суде над представителями «темного царства» по пьесе Островского «Гроза».

Также мы с ребятами учимся создавать мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций. Их также можно использовать на уроках.

Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся

Познавательные навыки и способность к самообразованию;

Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;

Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий.

Организовывая проектную деятельность, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха. Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Последовательность работы над проектом

Рейтинговая оценка проекта

180 – 140 баллов – «отлично»;135 – 100 баллов – «хорошо»;95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;менее 65 баллов – «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист – первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова “тема” и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова “год”).

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: “Приложение 1”, “Приложение 2”, и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом “смотри” (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Проектная деятельность школьников.

Что такое проект для ученика и для педагога.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.         Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.         А для педагога проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения – это то, что учащиеся получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации педагогу по организация проектной деятельности

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

По доминирующей деятельности:

Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций, моделей или макетов, учебных фильмов, реже мероприятий, например, учебная экскурсия или докладов;

Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме статьи, брошюры, газеты, альманаха. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного мероприятия, образовательного события, акции по охране окружающей среды, видеофильма, выставки и многого другого. Фантазии нет предела.

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является социально значимый проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых социально значимых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения задач. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов выполнения.

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной ими работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложениях. В приложении содержатся таблицы, графики, карты, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: “Приложение 1”, “Приложение 2”, и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *