Выделяют в качестве вида общение массовое и межличностное ответ на тест единый урок

Высокий уровень межличностных отношений характеризует:

Примером неречевого общения может служить:

улыбка при встрече друзей

Наказание за нарушение установленных правил:

Основной, главный закон страны

С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

с 16 лет

Насильственное хищение чужого имущества:

К внешним угрозам нашей стране относится:

военный конфликт в соседнем государстве

Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека:

Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»?

А10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство?

А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек:

А12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей?

А13. Одной из причин современных экологических бедствий является:

Нерациональное использование ресурсов

Под прямым (непосредственное, контактное) общением понимается естественный контакт “лицом к лицу” при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Косвенное общение (опосредованное, дистантное) характеризуется включением в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации. Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. ), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.

О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями?
а) идентификации+
б) эмпатии
в) рефлексии2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе?
а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; +
б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; +
в) назначается;
г) обладает определенной системой различных санкций. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами. Что будет являться существенным признаком внушения:
а) некритическое восприятие информации+
б) недоверие
в) критичность6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией?
а) психическое заражение
б) конформность+
в) убеждение
г) подражание7. Что свойственно эффекту стереотипизации?
а)  удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия?
а) убеждение
б) психическое заражение+
в) эмпатия9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения?
а) понимание целей партнера
б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+
в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
г) знание индивидуальных особенностей партнера10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает?
а) комплиментом
б) лестью+
в) критикой12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других?
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое+13. Отметьте этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека:
а) эмпатия
б) все ответы верны+
в) рефлексия
г) идентификация

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности.

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное – общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое – общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. Крижанской и В. Третьяковым.

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение.

При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала.

С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3-4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко – гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше „отягчающих“ обстоятельств – чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, – тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Описанное общение – типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. , повышение самооценки и самоуважения» Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.

Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком ритуальном общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит походя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо – представьте себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.

Второй вид целевого общения – манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Третий вид – гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя следующее:
а) качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком
б) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи
в) жесты, мимику, пантомимику +2. Название формы познания иного человека, основанной на возникновении к нему положительных чувств:
а) аттракция +
б) идентификация
в) рефлексия3. Речь это:
а) психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов
б) средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений
в) общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка +4. Что из данного не относят к эффективным приёмам слушания?
а) активная поза слушающего
б) умение задавать уточняющие вопросы
в) активное слушание
г) нерефлексивное слушание +5. Выберите, как быть внимательным во время беседы:
а) не доминируйте во время беседы
б) не давайте волю эмоциям
в) смотрите на собеседника +
г) не принимайте позы обороны6. Что из перечисленного не относят к правилам эффективного слушания?
а) перестаньте говорить
б) будьте терпеливы
в) задавайте вопросы
г) планируйте беседу +7. Отметьте, что НЕ относят к невербальным средства коммуникации:
а) нерефлексивное слушание +
б) взгляд
в) тактильный контакт
г) рефлексивное слушание8. Движения тела человека и визуальный контакт – это:
а) жест
б) походка
в) мимика
г) все ответы правильные +9. Как называется общение, при котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела?
а) деловое +
б) примитивное
в) духовное10. Определите, что такое общение:
а) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации
б) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга +
в) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям11. Верно ли, что примитивное общение – это общение, при котором оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой?
а) да +
б) нет
в) отчасти12. Выберите вариант, который является обязательным признаком любых форм общения:
а) постановка цели
б) речь
в) передача информации +13. Отметьте жесты открытости:
а) пиджак расстегнут
б) ладони рук прижаты к груди
в) развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх
г) все ответы правильные +14. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной говорит о следующем:
а) самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности
б) крайне отрицательное отношение к собеседнику +
в) высокая степень заинтересованности в предмете разговора
г) недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность15. Выберите, в чем заключается процесс общения:
а) приобретении навыков для ведения бизнеса
б) налаживании связей между различными регионами
в) налаживании контактов между отдельно взятыми людьми +16. Какие бывают стороны общения?
а) коммуникативные +
б) компромиссные
в) комментирующие17. Речь, которая состоит из длинных фраз:
а) показывает эрудицию говорящего
б) плохо воспринимается по смыслу +
в) свидетельствует о гибкости ума
г) свидетельствует о неуверенности говорящего18. Неразборчивая речь способствует следующем:
а) снижает интерес у собеседника +
б) плохо воспринимается по смыслу
в) вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум
г) создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение19. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – называются так:
а) мимика
б) Жесты +
в) позы
г) жесты и позы20. Название зоны общения с большой аудиторией, на расстоянии более 3,6 м,:
а) межличностное расстояние
б) социальная зона
в) общественная зона +21. Такесика это:
а) процесс передачи вербальной информации
б) прикосновение людей друг к другу во время общения +
в) визуальный контакт22. Что такое коммуникативная сторона общения?
а) обмен информацией +
б) восприятия друг друга
в) взаимодействие23. Верно ли следующее – примитивное общение – это общение, при котором определены социальные роли – «учитель – школьник»:
а) нет +
б) да
в) отчасти24. Название абсолютно формального общения, при котором говорят то, что положено говорить в подобной ситуации:
а) примитивным
б) светским +
в) манипулятивным25. Название речевой тактики, при которой неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что «так бывает»:
а) неожиданностью
б) примером
в) обобщением +26. Выберите, какие качества отличают манипулятора:
а) лживость
б) примитивность чувств
в) недоверие к себе и другим
г) все ответы верны +27. Особенность невербального общения:
а) отсутствие возможности подделать эти импульсы
б) его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
в) оба ответа правильны +28. Определите название осознанного внешнего согласия с группой при внутреннем расхождении с ее позицией:
а) конформность +
б) психическое заражение
в) подражание29. Выберите, чем характеризуется косвенное общение:
а) неполным психологическим контактом при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения
б) включением в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача информации +
в) осуществлением общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. Что из данного относится к неречевому общению?
а) взгляд +
б) телефонный разговор
в) чтение стихотворения вслух

Автор сайта Малов Евгений 1982 г. Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004Работал в газете Северный Кавказ визуальным редакторомЗанимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты

Дайте определение процессу “общение”?1) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;+
2) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;
3) авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. «Паралингвистика» – это:1) организация пространства и времени коммуникативного процесса;
2) визуальный контакт. 3) система вокализации. Какие из указанных выражений характеризуют язык?1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений. 2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения. +
3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка. 4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов. Что такое прямое общение?1) включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;
2) неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения;
3) естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный7. Что подразумевает под собой массовое общение?1) множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации;+
2) сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга;
3) непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Общение по содержанию делят:1) материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное;+
2) биологическое, социальное;
3) непосредственное, опосредствованное, прямое, косвенное. Под «такесикой» понимается:1) прикосновение людей друг к другу во время общения;+
2) визуальный контакт;
3) процесс передачи вербальной информации. Что такое коммуникативная сторона общения?1) обмен информацией+
2) взаимодействие
3) восприятия друг друга11. Что включает в себя оптико-кинетическая система знаков?1) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи;
2) качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. 3) жесты, мимику, пантомимику. +12. Как называется форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств?1) аттракция;+
2) рефлексия;
3) идентификация. Какие из указанных выражений характеризуют речь?1) Средство хранения и передачи познавательного и социального опыта многих поколений. 2) Система исторически сложившихся словесных знаков как средство общения. 3) Общение, направленное на передачу мыслей, выражение чувств и воли посредством языка. +
4) Психологическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов. Какой стиль общения позволяет обоим участникам общения чувствовать себя личностью?1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный1) эмоциональные;
2) смысловые;+
3) культурные. Как называется уровень, на котором осуществляется общение, когда один из партнеров подавляет другого?1) манипулятивный;
2) высший;
3) примитивный;+
4) деловой17. В каком случае возникает стилистический барьер общения?1) из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
2) из-за невнятной речи;
3) из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения;+
4) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору18. Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций —это:1) стереотипы;+
2) предвзятые представления;
3) пренебрежение фактами;
4) всё вышеперечисленное. Особый способ глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека:1) рефлексия;
2) эмпатия;+
3) идентификация;
4) стереотипизация. Дайте определение невербальной коммуникации. 1) это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме;+
2) включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи;
3) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. Манипулятора отличают такие качества:1) недоверие к себе и другим
2) лживость
3) примитивность чувств
4) все ответы верны+22. Особенность невербального общения:1)его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
2) отсутствие возможности подделать эти импульсы
3) все ответы верны+
4) его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения1) психическое заражение
2) конформность+
3) убеждение
4) подражание24. Стиль общения, позволяющий обоим участникам общения чувствовать себя личностью:1) либеральный
2) индивидуальный;
3) демократический;+
4) авторитарный25. Чем характеризуется косвенное общение?1) включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации;+
2) осуществлением общения с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. ;
3) неполным психологическим контактом при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Тема урока: « Общение, виды и функции общения»

Проблема урока: Зачем человеку общение

– актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы

-организовать учебную деятельность по усвоению знаний в рамках темы урока

-создать условия для усвоения понятий: общение, виды общения, структура и основные функциями, с приемами общения

– создать условия для развития познавательных, интеллектуальных способностей учащихся

– способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, развитие базовых коммуникативных умений

– помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого материала, выбрать для себя наиболее эффективную позицию общения

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения: урок с элементами игры

Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Общение» (приложение 2), жетоны, шляпы,

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод «Шесть шляп мышления».

Подготовительная работа на предыдущем уроке домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы» подумать над темой будущего рассуждения по теме: «Общение», собрать всю необходимую информацию, все важные факты

Межпредметные связи: Деонтология, производственное обучение, геронтология.

Формирование групп по общности позиций каждой из групп.

В рамках технологии «Шесть шляп мышления» в начале урока создаются четыре творческие группы.

– На прошлом занятии Вам было дано домашнее задание, поработать под полями «белой шляпы». Каждый подходит к столу и из белой шляпы достает жетон такого цвета под полями шляпы которой вы хотите сегодня работать на уроке.

Педагог предлагает учащимся сесть за столы, где находится шляпа такого же цвета, что их жетон.

Сообщение темы и проблемы урока, плана работы на уроке:

– Тема сегодняшнего урока « Общение» имеет непосредственное отношение к вашей профессиональной деятельности. Никакая деятельность без общения не осуществима. Общение с пациентами, родственниками, знакомыми, с коллегами по работе.

На уроке мы должны ответить на вопрос: «Зачем человеку общение?»

– Общались ли вы с больными или с их родственниками. Как это произошло?

Приведите примеры своих жизненных ситуаций.

-Приведенные вами примеры показывают насколько значима тема для младшей медицинской сестры.

-Наш план работы по изучения новой темы:

Фукции и структура общения

Стратегия и тактика общения

Упражнение разминка: « Расшифруй слово».

Группы выполняют работу самостоятельно. Каждая группа расшифровывает каждую букву слова «общение». По окончании работы учащиеся обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Е- единение, единомыслие;

-Столько хороших, важных слов раскрывает нам слово «общение»

Игра «Шесть шляп мышления»

– У нас с вами получились четыре группы, которые работают под полями: зелёной, желтой, черной, синей шляп. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

• Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

• Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);

• Оптимисты – «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);

• Эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию и обосновывают свое мнение).

Вопросы для обсуждения:

– Что такое общение?

– Цели общения?

– Что включает в себя процесс общения?

Раунд первый длится 16 минут:

• 3 минуты – выступление новаторов;

• 2 минуты – уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;

• 3 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;

• 4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);

• 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;

• 2 минуты – выступление экспертов.

1 Выяснение позиций учащихся с фиксациями:

– Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности.

-Восприятие и понимание другого человека.

Процесс общения включает в себя:

-Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

-Побуждение, стимулирование активности партнёра;

-Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)

-Мы с вами рассмотрели основные понятия общение, цели, процесс общения. Переходим к рассмотрению функции общения

Слайд 15.

Раунд второй длится 3 минуты.

-Сколько функций у общения?

• Эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию Обобщение наборов позиций учащихся, смыслообразование и создание нового набора позиций.

– В психологии выделяют три стороны общения:

-информативную (обмен информацией);

-интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

-перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.

«Взаимооценивание работы в группе»

Индивидуальная работа на тему «Мое окружение». Слайд 18

Учащимся предлагается вспомнить, кто, какие люди находятся вокруг них каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Это нужно для того, чтобы составить свою схему общения. Чем ближе и чаще вы встречаетесь и общаетесь с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.

После обсуждения результатов индивидуальной работы на доске составляется обобщенная схема нашего окружения и общения. Слайд 19.

Упражнение « Угадай вид общения». Слайд 20

– Можно назвать несколько видов общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый:

Учащиеся: Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. – Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)

Учащиеся: Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему.

– Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).

Учащиеся: Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час.

– Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).

Учащиеся: Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов.

Слайд 26 -29

– На предложенных картинках угадайте какой стиль общения используют изображенные герои?

Рекомендации по стратегии тактике общения. Слайд с 30 -36

– Как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому)

– Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?

(Для того, что человек себя чувствовал успешно нужно научиться владеть различными видами общения

Домашнее задание: Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т. , попытайтесь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

Психологическая характеристика общения

Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели (рис.

Рис. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис.

Рис. Виды общения

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому, это может быть информация, представляющая знания о мире; богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, умения и навыки.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Посодержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение – обмен знаниями.

Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.

Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.

Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств – жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована.

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов. Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой – на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т. психологической несовместимости.

По форме отношений, т. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.

Социально-ориентированное общение – это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.

Групповое предметно-ориентированное общение – это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения – решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда – производственных задач, в сфере обучения – познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное общение – это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение – общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение – общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник – подчиненный, учитель – ученик и т. Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить, что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т. ), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:

§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;

§ преодолевать психологические барьеры в общении;

§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *