Единый урок “Мир против терроризма”
С целью сформирования у обучающихся представление о терроризме, акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности, профилактики совершения террористических актов в школе проведены единые уроки в 2 сменах. Учащиеся пронесли через себя ту боль, которую причиняют террористы мирному народу. “ Мы за мир” прозвучало с уст самого младшего поколения.проведение единого урока по терроризму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
« Чонтаульская СОШ №1»
Классный руководитель 6 «б» кл.
Мероприятие « Нет террору!»
Кл. рук. 6 «б» класса Алидибирова Х. К.
Изучить правила поведения при теракте;
Показать жестокость террористических актов.
мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, колонки, карточки, презентация, видеоролик с интернета.
Современное общество, сегодня столкнулось с острой проблемой – появлением такого способа разрешения политических противоречий, как терроризм. С одной стороны, это явление в мировой истории не ново – достижение целей политической борьбы посредством физического насилия и морально-психологического устрашения населения практикуется с момента зарождения человеческой цивилизации. Вместе с тем, именно сегодня проблема терроризма приобретает особый резонанс, так как в современных условиях его мишенью становятся наименее готовые противостоять насилию граждане, и, что особенно ужасно, зачастую жертвами террористов ста- новятся дети. Россия вот уже более 20-ти лет подвергается постоянным террористическим атакам, среди которых одним из самых циничных актов является захват террористами школы в г. Беслане (респ. Северная Осетия – Алания) в сентябре 2004 г. Жертвами террористов стали тогда более трехсот человек, среди которых 186 – дети школь ного и дошкольного возраста. В память об этом страшном событии, в России 3 сентября была установлена памятная дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. День 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России. Она официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года. В этот день в России отдают дань памяти жертвам террора и сотрудникам правоохранительных органов, отдавших свои жизни в борьбе с терроризмом. По всей стране проходят траурные мероприятия – митинги, возложения цветов и венков, вахты памяти, уроки мужества. Цель осуществления таких публичных мероприятий – объединить все слои общества в противостоянии террористической идеологии, сказать решительное «Нет!» террористам, покушающимся на безопасность граждан нашей страны.
Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Слово ” террор” в переводе с латинского означает “ужас”.
Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия. В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П. А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”.
Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего? Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты.
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
Стихотворение « терроризм» (Соболь Артём)
Терроризм – это страшное слово, Это боль, отчаянье, страх, Терроризм- это гибель живого! Это крики на детских губах. Это смерть ни в чём не повинных- Стариков, женщин, детей! Это подлое злое деянье озверевших, жестоких людей.
Терроризм – это язва на сердце, Боль всех народов Земли. Мы помянуть всех погибших Сегодня на митинг пришли.
Погибших во время терактов, Убитых в Беслане ребят; Взорванных в самолётах, В Чечне погибших солдат Застреленных при захватах, На всех континентах Земли. Чья кровь пролилась безвинно, Чьи жизни от нас унесли.
Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погибли и 791 получили ранение. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!
С 2000 по 2013 год на территории России был совершен 81 террористический акт с участием в общей сложности 123 смертников, в том числе как минимум 52 женщин-смертниц, исполнитель одного из самоподрывов пока не определен. В результате этих терактов 1216 человек погибло и более 3263 получили ранения различной степени тяжести.
Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.
ВСЕМ кто сгорел в захваченном самолете, взорван бомбою на улице, в кафе, автобусе, скоростном экспрессе, умерщвлен, будучи взят заложником, завален обломками зданий бессмысленно и навсегда посвящается стихотворение
Ещё вчера вы были живы. (Комаров Даниил)
Ещё вчера вы были живы Мечтали, думали, любили. Но рок судьбы нить разорвал И молодую жизнь забрал.
Ещё вчера вы обнимали Отца, мать, брата и сестру И грудь свободою дышала, Но, а сегодня вы в раю.
Чем можем вам помочь? Не знаю. Но боль сжимает сердце мне. Я к богу сердцем призываю И слёзы душат душу мне.
Но, а сейчас мы с вами вместе Молитвы, слёзы и слова Обращены к Нему, а я лишь Скорблю и помню вас всегда.
Кончая эти строки, плачу Не холодна слеза моя Я знаю, вы теперь свободны, Вас не забудут никогда!
Как же не стать жертвой теракта?
Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (на 2 июня 2019 г.)
Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов. Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей – это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.) Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан, сумка, игрушка и т. д.).
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции).
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону). Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы). Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей). Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, Помнить – спецслужбы начали действовать).
Правила поведения в случае угрозы террористического акта.
Сейчас вы получите памятки. Здесь содержатся рекомендации, которые помогут вам спасти собственную жизнь и жизнь ваших близких.
Спросите, зачем это нам надо? Мы далеко от больших городов и никому не придёт в голову совершить теракт здесь. Но давайте вспомним с вами 2004 год. Праздник 1 сентября. В первые сентябрьские дни в школе №1 г. Беслана террористы удерживали 1128 заложников. Погибли 330 человек. Из них 186 детей. Самому маленькому из погибших исполнилось 6 месяцев. Дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек. Погибло более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек. Вместе с матерями Беслана в траур облачились миллионы матерей. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это жизнь, а самое дорогое для матери – это жизнь ребенка.
Это страшные страницы истории. Это тоже наши слёзы.
«Памяти жертв теракта в Беслане».
Подведём итог нашего мероприятия.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
Шумел в деревьях ветер, Плакал дождь, Мешая воду с кровью на асфальте, Тонули в лужах лепестки от роз, И красным отливало чье-то платье. Как пахло гарью, болью и тоской, Как остро жалость вкручивалась в сердце, И бликом жизни крестик золотой Лежал в безжизненной ладошке детской. На небе сером плыли облака И серыми людей казались лица, Летела вниз зеленая листва Калейдоскопом, скручивая мысли. Рядами на земле лежат тела, Врезаясь намертво, стоят перед глазами, Лишь памяти незримые тома Сравняют потрясение годами.
1. 01.09. Бесланское досье. Состояние на 07.03.2005. – Москва: СИНТЕГ, 2018. – 136 c. 2. Аллисон, Г. Т. Ядерный терроризм. Самая страшная, но предотвратимая катастрофа: моногр. / Г. Т. Аллисон. – М.: ЛКИ, 2016. – 296 c. 3. Асеевский, А. Кто организует и направляет международный терроризм / А. Асеевский. – М.: Издательство политической литературы, 2019. – 112 c. 4. Брасс, Александр Кто есть кто в мире террора / Александр Брасс. – М.: АСТ, Астрель, Русь-Олимп, 2017. – 352 c. 5. Будницкий, О. В. Терроризм в российском освободительном движении. Идеология, этика, психология. Вторая половина XIX – начало XX в. / О. В. Будницкий. – М.: Политическая энциклопедия, 2016. – 408 c. 6. Горяинов, Сергей Деньги террора. Кто оплатил Беслан? / Сергей Горяинов. – М.: Европа, 2017. – 884 c. 7. Ефимов, Игорь Грядущий Аттила. Прошлое, настоящее и будущее международного терроризма / Игорь Ефимов. – М.: Азбука-классика, 2018. – 368 c. 8. Игнатенко, Александр Interтеррор в России. Улики / Александр Игнатенко. – М.: Европа, 2015. – 668 c. 9. Кокошин, А. А. Заметки о проблеме ядерного терроризма в современной мировой политике / А. А. Кокошин. – М.: Едиториал УРСС, 2015. – 800 c. 10. Ланцов, С. А. Террор и террористы. Словарь / С. А. Ланцов. – М.: Издательство СПбГУ, 2019. – 190 c.
Беседа: Терроризму- скажем: «НЕТ!»
Дать определение понятию «терроризм», «террорист». 2) Осветить проблему терроризма в России. 3) Определить правила поведения при угрозе террористических актов.
В последние годы слово «терроризм» стало все чаще появляться в газетах, журналах, на телевидении и в реальной жизни. Терроризм захлестнул нашу страну.
– Что же такое «терроризм»? (Ответы детей)
– это преступление против человечества, мишенью которого становятся невинные мирные люди.
Террорист – это субъект, который выполняет определенные действия, направленные на устрашение и насилие. Субъектами данного насилия может быть отдельное лицо, организация, группа людей.
Цель террора – посеять страх в обществе, убивая и калеча людей, использовать ужас и панику как механизм для достижения своих бесчеловечных политических целей.
ни перед чем не останавливаются для достижения своих целей, у них нет ни каких человеческих понятий, моральных и этических границ. Они наоборот, стараются все больше и больше осуществить свои теракты, тем самым еще сильнее посеять страх и беспомощность мирных людей перед этими чудовищами.
В наше время терроризм является одной из главных угроз всему миру, так как он распространён не только в нашей стране, но и по всем странам. Так же терроризм называют чумой XX века.
Никто и никогда не может быть уверен где террористы произведут свой очередной теракт, и какие за ним выльются последствия.
Для своих терактов террористы изготавливают взрывчатые вещества -это взрывные пояса, самодельные бомбы и др.
В нашей стране было множество террористических актов, повлекших за собой большое количество ни в чем не виноватых мирных людей.
1 сентября 2004 года была захвачена террористами школа в Беслане. В заложниках оказалось более 1100 человек – детей, их родителей и родственников, сотрудников школы. Боевики удерживали заложников в течение 3-х дней. Всего погибло 334 человек. Этот теракт люди до сих пор вспоминают с ужасом.
27 ноября 2009 года произошло крушение скоростного поезда «Невский Экспресс» в результате подрыва железнодорожного полотна. Всего погибло 28 человек, ранено 90 человек.
29 марта 2010 года два взрыва в Московском метро. Оба взрыва произведены террористками-смертницами. Погибли 41 человек.
Как защитить себя, уберечь своё здоровье и жизнь, спасти родных и друзей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, должен знать каждый.
1. Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что здание школы заминировано. Ваши действия.
2. Если бы ты зашел в подъезд и увидел подозрительный предмет (сверток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.
3. Если бы ты возвращался со школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.
Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта.
1. Помните – ваша цель остаться в живых.
2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.
3. Сообщите взрослым или в милицию по телефону 02.
4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхам очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными.
Все мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончиться и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
Припаркованные вблизи домов автомашины, неизвестные жильцам (бесхозные). Присутствие проводов, небольшой антенны, изоленты. Шум из обнаруженного предмета (тикание часов, щелчки). Наличие на найденном предмете источников питания (батарейки). Растяжка из проволоки, шпагата, веревки. Необычное размещение обнаруженного предмета. Специфический, не свойственный окружающей местности запах. Бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, мешки, ящики, коробки.
ЕСЛИ ВАС ЗАХВАТИЛИ В ЗАЛОЖНИКИ
1. Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом. 2.Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию. 3.Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям. 4.С самого начала (особенно в первый час) выполняйте все указания бандитов. 5.Не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение. 6.Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега. 7.Заявите о своем плохом самочувствии. 8.Запомните как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематика разговора, темперамент, манера поведения). 9.Постарайтесь определить место своего нахождения (заточения). 10. Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы вас вызволить. 11. Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье. 12. Расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников. 13. При штурме здания ложитесь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке. 14. После освобождения не делайте скоропалительных заявлений.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВНОГО УСТРОЙСТВА 1. Немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете в дежурные службы органов внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС. 2.Не подходить к обнаруженному предмету, не трогать его руками и не подпускать к нему других. 3.Исключить использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателя. 4.Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов. 5.Указать место нахождения подозрительного предмета.
«ЛОЖНЫЙ ТЕРРОРИЗМ – ЧТО ЭТО – ШУТКА, СМЕХ ИЛИ СЛЕЗЫ?»
В последнее время на пульт правоохранительных органов стали поступать ложные вызовы от подростков, которые сообщают о якобы заложенной бомбе в школьном учреждении. Они не осознают всего, того, что за этим звонком может последовать, и на сколько это все серьезно и опасно. Такие звонки отвлекают полицию, МЧС, пожарных и медицинских работников от важных дел, заставляют родителей испытывать переживания. Этих подростков рано или поздно находят, ставят их на учёт в детскую комнату полиции. А их родители оплачивают все расходы, связанные с затратами всех служб, которые вызваны на ложный вызов.
Ребята никогда нельзя так поступать, ведь терроризм действительно серьезен, страшен и опасен.
Внимание!!! Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.
– О чем мы сегодня говорили?
– Назовите основные признаки наличия взрывных устройств, на которые необходимо обращать внимание?
– Какие необходимо соблюдать правила при обнаружении взрывных устройств?
Тема кураторского часа: «Терроризму скажем: «Нет»!»
Цель: Объяснить что такое терроризм, формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, изучение правил поведения при теракте.
Задачи: Воспитать у участников акции умение сопереживать, почувствовать глобальную проблему в современном мире от угрозы террора. Привлечь внимание к этой проблеме, показать насколько невнимательно к этому наше сообщество. Обучить студентов как вести себя при угрозе террора.
Сегодня мы собрались с вами здесь потому, что наша акция связана с трагическим событиям, произошедшим в первые сентябрьские дни 2004 года в г. Беслане. Сегодня 3 сентября День солидарности в борьбе с терроризмом и сегодня мы с вами поговорим о терроре, что это такое и почему это так важно.
Я хочу задать вам вопрос: А что такое вообще «терроризм»? Как вы это понимаете? Терроризм это – угроза обществу, то есть угроза людям, это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.
В первые сентябрьские дни в школе №1 г. Беслана террористы удерживали 1128 заложников. Погибло свыше 350 человек. Ранено около 500 человек. Из них 186 детей. Самому маленькому из погибших исполнилось 6 месяцев.
Первый терроризм случился в 1878 г, это революционный терроризм в Российской империи ещё в период правления Александра Второго. В Российской империи основным видом террора были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников.
Потом ещё были в период гражданской войны 1919 — в Москве в результате взрыва бомбы в Леонтьевском переулке, организованном анархистами, погибло 12 человек, ещё 55 были ранены. Террористические акты в СССР где 25 сентября 1919 года левыми эсерами был устроен взрыв в здании Московского горкома РКП(б) на Леонтьевском переулке, где проходило заседание «анархистов подполья». И таких террористических актов было не мало.
В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью чеченских сепаратистов. Это в основном взрывы и захваты заложников.
Это Норд-ост, взрывы в аэропорту, взрывы в московском метро, покушения, террористический акт во Владикавказе, террористический акт в Ставрополе, террористический акт в Кизляре, всё перечислить мы сегодня даже не сможем.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема.
За последнее десятилетие самыми крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. Итогом террористической акции стали более 350 погибших – дети, местные жители, сотрудники ФСБ РФ. Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок. Убит 31 террорист, один был задержан и впоследствии приговорён к пожизненному заключению. Это страшные страницы истории. Но благодаря чёткой организации служб спасения МЧС, волонтеров, были проведены работы по спасению пострадавших людей, оказанию им первой медицинской помощи.
Два взрыва произошли в Волгограде в конце минувшего года: 29 декабря в здании вокзала и 30 декабря – в троллейбусе. Погибли 34 человека, более 70 получили ранения. Большинство пострадавших продолжают курс лечения.
В здании железнодорожного вокзала в Волгограде после взрыва по уточненным данным, 18 человек погибли, десятки получили ранения. Среди пострадавших есть дети. Взрыв произошел возле рамок металлоискателей при входе на вокзал “Волгоград-1”, в зоне досмотра, около 12.45. Один из полицейских заметил на входе подозрительную женщину и пошел ей навстречу, после чего террористка совершила самоподрыв. Мощность взрывного устройства составила не менее 10 кг в тротиловом эквиваленте. Бомба была начинена поражающими элементами. Погибли четверо сотрудников службы безопасности вокзала, которые осуществляли досмотр на входе в здание. Со ссылкой на водителей привокзальных маршруток сообщается, что взрывной волной людей выбрасывало из окон вокзала. Центральный вход в здание разворочен взрывом, практически по всему фасаду выбиты стекла. Как рассказывают очевидцы событий, взрыв был очень сильным. Одна из них, Светлана Демченко, в беседе с ИТАР-ТАСС сказала, что было много дыма, и она слышала стоны раненых и крики.
“Меня ослепило и я упала, – рассказала она. – Мы с подругой пришли встречать друзей. Прошли через металлическую рамку и приблизились к транспортеру, на котором досматривается багаж. Когда стояли около табло, сзади грохнул взрыв, была сильная вспышка, и мы с подругой упали на пол”.
Взрыв троллейбуса в Волгограде произошел в понедельник, 30 декабря, в 08:23 по местному времени. Троллейбус направлялся в центр из спального района. Народу было битком, местные жители ехали на работу и учебу. Как рассказывают раненые очевидцы, примерно в полдевятого утра послышался резкий хлопок, похожий на звук разрывающейся петарды. По последним данным, при взрыве троллейбуса в Волгограде погибло 16 человек, еще 27 считаются пострадавшими. От «развороченного» троллейбуса не осталось ничего.
Любой террористический акт, война — это боль, слезы, горечь. Это страшное потрясение для здравомыслящего человека. Страдают ни в чем неповинные люди. Погибают дети.
Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора?
«Правила поведения в случае террористической угрозы».
Помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить – спецслужбы начали действовать).
Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества. Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны.
Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан и в том числе обучающихся противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности (Памятки). Будьте бдительны, когда в стране существует угроза терроризма!
Муницмпальное казенное общеобразовательное цчреждение
«Уллугатагская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка классного часа
«Экстремизму и терроризму
1) объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме; основы безопасности в ЧС; формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения.
2) определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности;
3) способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми;
4) развивать самостоятельность суждений учащихся;
5) дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме.
В итоге урока у учащихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:
Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Бернард Шоу)
1. Орг. момент
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Много лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Неужели, это нас ждет? Научимся ли жить как люди и сможем ли построить будущее без терроризма.
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями. «Толковый словарь» В. И. Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами. ( Предварительно записано на доске).
Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.
В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах, в метро; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма.
Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества.
Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.
В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало.
Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь предпринимать определенные меры предосторожности. В случае же, если мы попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим.
Что может указать нам на наличие взрывных устройств: брошенные машины, присутствие проводов или небольшой антенны, непонятные шумы: тиканье часов, щелчки, стуки; растяжки из проволоки, ниток, веревки; может быть какой-то специфический запах; бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки.
Меры предосторожности: избегать больших скоплений людей, не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать в милицию. К подозрительным предметам могут относиться даже свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы. Естественно нельзя пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. Нельзя заговаривать с незнакомцами, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы и т.д. Причем, даже дети и женщины могут оказаться террористами, подрывниками.
Наши действия в случае опасности. Если человек случайно оказался в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и даже не смотреть прямо в их глаза. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку или пакет, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, то надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение с помощью закрутки, повязки или носового платка.
Рефлексия. ( Что нового вы сегодня узнали на уроке? В чем заключается причина возникновения экстремизма и терроризма?)
Спасибо за внимание и участие в беседе.
Классный час «Нет – терроризму!»
Ход классного часа
Сегодня мы с вами поговорим о терроризме.
А кто из вас знает: что это такое?
Что такое терроризм? Террористы? Террор?
Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия.
Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие.
Террор – запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения.
Восходит к лат. Terror – “страх”, “ужас”.
(Г. Н. Афонина “Школьный толково-этимологический словарь”)
Терроризм – политика и практика террора.
1. Устрашать методами террора.
2. Запугать чем-нибудь, держа в состоянии постоянного страха. (толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)
Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь “живыми” бомбами, гибнут во время терактов.
С 1970-х гг. широко используется термин “международный терроризм”, определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН.
В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек.
С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек – взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.
К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад (“священная война”), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся “живыми бомбами” – обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.
Школа, линейка, стена,Дети, веселье, игра,Нежно светила луна – Это все было вчера.
Боль необъятной тоскиСердце сковала в тиски. Сотни измученных глазПлачут и плачут сейчас.
Чёрный сентябрь, по струнам души Ударил Бесланом, задев жизни наши,На сердце оставив лишь горя следы По детям погибшим и воинам павшим. Выбиты стёкла в оконных проёмах Взрыв прогремел и обрушилась кровля Детские крики и смерть в коридорах Боже! Да, как – же всё это возможно?
1 сентября 2004, около 09 часов 15 минут, в г. Беслане в Северной Осетии, группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан и органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли. 3 сентября 2004 г. примерно в 13 часов 05 мин. преступники привели в действие взрывные устройства и начали уничтожать заложников. В результате преступных действий террористов погибли 318 человек заложников, в том числе 186 детей и 1 житель города Беслана не из числа заложников, 10 сотрудников ФСБ и 2 сотрудника МЧС . 783 человека получили ранения различной степени тяжести. Практически уничтожено здание школы № 1. Ответственность за теракт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.
Память о Беслане живет в сердцах людей и монументах, установленных в разных городах и не только российских. Во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, была установлена памятная стела, спроектированная по рисункам бесланских школьников.
В парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто, установлен памятник жертвам теракта в Беслане работы скульптора Васко Монтекки.
Во Флоренции появилась площадь Девочек и мальчиков Беслана.
В Санкт-Петербурге 28 августа 2007 состоялось открытие памятника, который называется “детям Беслана” (скульптор — Виктор Шувалов). В основание мемориала заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища на территории школы № 1.
Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте.
Работая над монументом, архитектор Виктор Шувалов создал сотни эскизов, и только потом в голове возник образ именно этого памятника. Разорванный крест — это одновременно и разрушенная стена бесланской школы, а женщина перед крестом — Богоматерь, которая спасает ребёнка.
“Создаётся впечатление, как будто бы крест немного накренился. Я хотел этим показать разрушение основ — убийство детей. Этот чудовищный акт просто не поддаётся объяснению”- объяснил свой замысел архитектор.
– Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции).
– Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
– Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
– Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
– Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, Помнить – спецслужбы начали действовать).
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным. Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.