Всероссийский единый урок, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Цели и задачи:
Добрый день, дорогие друзья! В 2015 году наша страна отпразднует 70-летнюю годовщину величайшего события — Дня Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – великий праздник, его отмечают почти во всем мире, проявляя солидарность с российским народом, признавая тот великий подвиг, который совершили наши предки. Именно благодаря им стала возможна победа над болезнью, называемой фашизмом, захлестнувшей в то время мир. Сегодня мы собрались на Всероссийский единый урок Победы, который посвящается славной Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Всех нас переполняет чувство гордости за наших дедов, недаром девиз нашего Всероссийского единого урока «Гордимся, помним!».
Сегодня на нашем уроке присутствуют:_________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня в честь празднования 70-летия победы советского народа и его Вооружённых Сил над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В наш зал будет внесено Знамя Победы, переданное нашей школе из краеведческого музея.
Внимание! Для встречи Знамени Победы прошу встать! Знамя Победы внести! Все встают. Входит почетный караул.
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
11 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды.
Дети читают стихи
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Казалось, было холодно цветам,И от росы они слегка поблекли,Зарю, что шла по травам и кустам,Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот мигВлезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,Что вся земля еще спала, казалось,Кто знал, что между миром и войнойВсего каких-то пять минут осталось.
Долго длилась война. Но люди верили в победу, потому что все от мала до велика встали на защиту Родины.
Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Более 27миллионов людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны.
В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Дети рассказывают о пионерах – героях
Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми.
В свои 14 лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал и завладел немецкими документами.
Так пионер Лёня Голиков стал героем Советского Союза.
Юный пионер-герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука.
На могиле Лёни Голикова, в селе Острая Лука, рыбаки Новгородской области поставили обелиск, а на берегу реки Полы юному герою воздвигнут памятник.
В июне 1960 года Лёне Голикову открыт памятник в Москве на ВДНХ у входа в павильон «Юные натуралисты и техники». Установлен памятник юному герою и в городе Новгороде . Имя отважного партизана Лёни Голикова занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.
Постановлением Совета Министров РСФСР одному из кораблей Советского флота присвоено имя Лёни Голикова.
В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна.
Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.
В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.
И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.
Танки перебазировались на другой участок фронта. Экипажу “тридцатьчетверки” очень не хотелось расставаться со Степкой. Все успели полюбить этого смелого и смышленого мальчишку.
Командир развел руками: – Куда его денем?
– Ведь родителей у мальчонки нет, – со вздохом заметил стрелок-радист.
– Попрошу командование, чтобы разрешили его нам оставить при экипаже. А пока возьмем с собой, – решил капитан.
Степка упал и, когда, оглушенный, приподнял голову, увидел, что никого нет на местах. Командир, водитель и стрелок лежали на днище танка. Все они были тяжело ранены. Танк медленно полз по полю. Мотор работал.
Степка подполз к капитану. – Товарищ командир! Открыв слипшиеся от крови глаза, капитан прошептал: – К рычагам, Степа! Веди танк на наши позиции. Степка ухватился за рычаги. У самых траншей Степка сбавил скорость. Послышался треск, скрежет, а затем последовал сильный удар. Танк сполз в окоп.
За этот подвиг пионер-воин был награжден орденом Красной Звезды.
Самый молодой летчик второй мировой войны. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом.
Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена.
Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.
За участие в боях с врагом Аркадий был награждён двумя орденами Красной Звезды. Он стал опытным пилотом, когда было ему пятнадцать лет.
Сколько их было? Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради Победы.
Что чувствовали, что переживали дети войны? Они на равнее со взрослыми сражались во имя мира и мечтали о будущем мире. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как роковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от Хатынской боли,
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Пусть мир взорвется криком: «Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!»
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел
Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте, чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля
Что такое вражда и война.
Миллионы погибли, чтобы на земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах.
День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным, потому что не бывает безоблачной радости без слез печали. В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за все, что мы имеем – жизнь и праздник в нашей жизни, – мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обращаемся в этот день к нашим ветеранам, спасшим мир от коричневой чумы, а наш народ от порабощения.
Лежат в шкафу отцовские медали,
А ваши дети ходят в детский сад.
А мы, признаться, лишь в кино видали,
Как бьет в броню осколочный снаряд.
Но до сих пор мы слышим шум капели
Победной той и ранней той весны,
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!
Как хорошо смеяться и влюбляться,
Как хорошо порою погрустить.
Как хорошо встречаться и прощаться,
И просто хорошо на свете жить!
Как хорошо проснуться на рассвете.
Как хорошо, что ночью сняться сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Дорогие наши ветераны и гости! От всей души поздравляем вас с праздником Победы! Желаем вам доброго здоровья, счастья благополучия, радости, чистого неба и мира всему нашему огромному дому.
Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети.
Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете
В заключении праздника исполняется песня День Победы.
(слайд 1) Тема: «Единый урок Победы».
расширить знания детей о Великой Отечественной Войне; воспитывать уважение и почтение к защитникам нашей Родины.
Фонограмма перезвона Кремлёвских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора.
– Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!
Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война»
(слайд 2) Учитель: 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Гитлеровская клика совершила чудовищный акт вероломства, разорвав пакт о ненападении на Россию. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества -германским фашизмом . Наступил новый период в жизни нашего государства- период Великой Отечественной Войны.
Звучит второй куплет песни .
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Люди вольной Украины,
И армяне ,и грузины,
Все достойные народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Отчизна дорога.
(слайд 4) Учитель: На многочисленных митингах рабочих коллективов, крестьянства, трудовой интеллигенции прозвучал девиз: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Шла война народная. Примеры беспредельного мужества , храбрости проявляли воины нашей армии. Рядом с прославленными генералами сражались солдаты, рядом со взрослыми- подростки, дети.
Вспоминают наши деды
Про былые времена,
Надевают в честь
Победы боевые ордена.
Встань сегодня утром рано,
Выйди в город- погляди,
Как шагают ветераны
С орденами на груди.
Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле,
Ярче светят в честь Победы
Звёзды мира на Кремле.
За страну родную люди.
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
День Победы- дня дороже нету.
День Победы -самый главный день!
В этот день на зависть всей планеты
Все награды Родина надень!
Вдохнули полной грудью люди.
Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине!
Они Отчизну защищали
Бесстрашно шли на смертный бой,
Чтоб дети в счастье вырастали
В стране свободной и родной!
Наши бабушки и деды
Вспомнят молодость свою.
Это им пришлось Победу
Завоёвывать в бою!
. Наши бабушки и деды
На внучат глядят своих.
Мы -наследники победы,
Мы с тобой надежда их.
. Светлый праздник-День Победы
Отмечает вся страна.
Звучит песня « День Победы»
Минута молчания .
(слайд 7) Учитель: на веки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война . Она унесла более 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте , и в тылу. Родина высоко оценила мужество и подвиг своих сыновей и дочерей. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями , а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Фашистские орды разрушили на нашей земле 1710 городов, превратили в пепелище 70 000 сёл и деревень, оставили без крова 25 миллионов человек . Но наш народ верил в Победу, сражался с ненавистным врагом и разгромил врага. Люди стали отстраивать города и сёла, сделали их ещё краше. 11 городов нашей Родины стали городами- героями. У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок памяти. Даже зимой , когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника. Его приносят люди , в памяти которых навсегда останутся имена павших героев.
И помнят люди всей земли
Тех, кто во имя жизни
В суровых битвах полегли
За славную Отчизну.
– Сегодня ребята приготовили фотографии и сообщения о родных ветеранах.
Расскажите , пожалуйста, о их фронтовой жизни.
За всё , что есть у нас сейчас,
За каждый наш счастливый час,
За то , что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!
Спасибо Армии России,
Нашим дедам и отцам!
Мирный день плывёт над нами,
Радость в сёлах, городах,
Над заводами , полями
Неба чистого размах.
Ведь правда , друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева – дети,
Недаром от песен и плясок звеня,
На детство надеется наша земля!
Звучит песня «Детство».
Война – это 27 миллионов жизней советских людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Наш народ разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Война для Советского Союза была полной неожиданностью. Страна не была готова. Поэтому в первые месяцы войны войска Красной армии отступали и несли огромные потери. Народ собирал все свои силы в единую армию, чтобы дать
врагу отпор. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в крупных битвах, провела много наступательных операций.
Брест— Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же день Великой Отечественной войны. Враг рассчитывал захватить крепость стремительным ударом. Однако попытка гитлеровцев взять крепость с ходу была отбита ее защитниками. В конце июня враг предпринял генеральный штурм крепости. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни большие потери. Около месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Она продемонстрировала всему миру величайшую стойкость и мужество, богатырскую силу советского солдата. Это был легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину и отдавших за нее жизнь.
(слайд 10) МОСКОВСКАЯ БИТВА30 сентября 1941г. – 20 апреля 1942г
Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план «блицкрига»; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о «непобедимости» гитлеровской армии. Битва под Москвой включает два периода: оборонительный (30 сентября – 5 декабря 1941 г.) и наступательный (5 декабря 1941 г. – 20 апреля 1942 г.) Этот успех обеспечил паузу в ведении боевых действий, потерю немцами стратегической инициативы. Можно только представить, какие героические усилия потребовалось приложить советскому народу и его армии, чтобы выправить положение на фронтах, остановить противника на главном направлении, а затем перейти в контрнаступление.
(слайд 11) СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.
Победа под Сталинградом – одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. Сталинградская битва продолжалась с непрерывно возрастающим напряжением сил обеих сторон в течение шести с половиной месяцев – с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.
Победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет Советского Союза, явилась важным фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции. Она продемонстрировала возросшие мощь Красной Армии и военное искусство советских военачальников. В Сталинградской битве Красная Армия впервые осуществила наступательную операцию группы фронтов по окружению и уничтожению крупной вражеской группировки. Однако победа была достигнута дорогой ценой. Советские войска потеряли более 1,1 млн. человек.
(слайд 12) КУРСКАЯ БИТВА5 июля 1943г. – 23 августа 1943г.
Летом 1943 года развернулось одно из величайших сражений Великой Отечественной войны – Курская битва. Она проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года в условиях уже определившегося перелома в ходе войны. Курская битва – это 50 дней и ночей беспрерывных, ожесточенных сражений, которые завершились блестящей победой. В боях на Курской дуге с обеих сторон участвовало более 4 миллионов человек, около 70 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных орудий, 12 тысяч боевых самолетов. После поражения под Сталинградом немецкое командование решило взять реванш, имея в виду осуществление крупного наступления на советско-германском фронте, местом которого был избран так называемый (или дуга), образованный советскими войсками зимой и весной 1943 года. Курская битва, подобно сражениям под Москвой и Сталинградом, отличалась большим размахом и направленностью. В результате Курской битвы были разгромлены полностью 30 дивизий противника (в том числе 7 танковых). Противник потерял свыше 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий.
Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта – горючим, заводов и фабрик – сырьем и топливом.
Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.
Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной “транспорт” жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: “Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя”.
Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: “И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились”.
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.
В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-“буржуйка” не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе – начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад.
Ленинград выдержал столь длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город. И хотя не было ни дров, ни угля, а зима стояла лютая, велись орудийные обстрелы и днём и ночью, пылали пожары, мучил острый голод, ленинградцы всё перенесли. Защита города стала для них долгом гражданским, национальным, социальным.
Дневник Тани Савичевой.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»«Умерли все». « Осталась одна Таня».
Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные занавески, салфетки, скатерти.
(слайд 14) Хатынь
Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века. В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и бедствий. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство.
Советский Союз, а в его составе и Россия, терпя тяжелейшие испытания на оккупированных территориях, на фронте и в тылу, спасли человечество от величайшей мировой трагедии, связанной с мировым господством немецкого фашизма. Именно Советская Армия перемололи военную мощь немецко-фашистского государства и внесла решающий вклад в Великую Победу над гитлеровским фашизмом. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» писал: «Никто не может оспаривать то обстоятельство, что главная тяжесть борьбы с фашистскими вооруженными силами выпала на долю Советского Союза. Это была самая жестокая, кровавая и тяжелая из всех войн, которые когда-либо пришлось вести нашему народу».
Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов и дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.
(слайд 16) Никтоне забыт, ничтоне забыто.
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ПОБЕДЫ
Проводится Министерством просвещения РФ и ФГБОУ ДО «Федеральный
центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей»
Приглашаем вас провести Всероссийский урок Победы
Цель урока – формирование патриотизма на примере героического подвига русского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и такой духовно-нравственной основы, как историческая память;
укрепление единства россиян путем вовлечения в социально значимый проект по высаживанию деревьев в память о погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
1. О Международной акции «Сад памяти», цель которой – увековечить память о погибших героях Великой Отечественной войны и о солдатах, защищавших честь и достоинство своей Родины сегодня.
2. О деревьях-героях Великой Отечественной войны.
3. Почему голубя называют птицей мира.
4. О четвероногих героях Великой Отечественной войны.
5. О юннатах блокадного Ленинграда и подвиге ленинградцев.
6. О мужестве защитников Сталинграда и непокоренном Мамаевом кургане.
7. Секрет легендарной “Катюши”, который не смогли разгадать немецкие ученые и конструкторы.
КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ?
1. Познакомиться с материалами урока
2. Провести урок/принять участие в уроке, сделать фотографии, разместить их в социальных сетях под хэштегом
3. Получить сертификат участника/организатора урока
Информация о проведении урока Победы в образовательной организации
Материалы для проведения урока 2023г.
Для обучающихся 1-11 классов
«Хранят деревья память о войне»
Материалы для проведения урока 2022г.
Для обучающихся дошкольных организаций
Для обучающихся 1-4 классов
Для обучающихся 5-8 классов
Для обучающихся 9-11 классов
«Птица мира на защите Родины»
«Растет в Волгограде березка»
Материалы для проведения урока 2021г.
Для обучающихся дошкольных организаций и 1-4 классов
«Они сражались за родину четвероногие герои»
«Юннаты блокадного Ленинграда»
«Сады победы» (для всех возрастных категорий обучающихся)