ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства». Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом «бури и натиска», описал 3 типа развития отрочества: Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для подростка характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Таким образом, мы охарактеризовали психолого-педагогические особенности подросткового возраста и выделили его характерные особенности: эмоциональную незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенную внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым, что и приводит зачастую к возникновению различных форм девиантного поведения.

Развитие личности в первую очередь рассматривается как социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие человека. Личность развивается посредством включения ее в систему общественных отношений.

Подростковый возраст в отечественной психологической наук рассматривается как граница между детством и взрослостью, которая связана с участием человека в общественной жизни и деятельности. Границы подросткового возраста – это 11-17 лет, то есть практически полностью совпадают с периодом получения среднего образования в школе. Д.Б. Эльконин подростковый возраст разделяет на два периода – средний и старший. В среднем подростковом возрасте (от 11 до 15 лет) в качестве ведущей деятельности выступает общение в системе общественных отношений и общественно полезной деятельности. В старшем подростковом возрасте (период ранней юности) (15-17 лет) в качестве ведущей деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у подростков формируются познавательные предпочтения, жизненные планы и формируются нравственные идеалы.

Особенное положение данного возраста отражается также в его названиях – это возраст «критический». «переломный», а также «трудный». В данном возрасте фиксируется значимость происходящих в данном периоде процессов развития, которые теснейшим образом связаны с двумя жизненными этапами детством и отрочеством. Переход от детства к взрослости может рассматриваться как основное содержание и специфические отличие всех сторон развития в данном возрастном периоде – нравственном, умственном, социально, а также физическо. В рамках данных направлений осуществляется формирование качественно новых образований личности – формируются элементы взрослости как результаты перестройки отношения со сверстниками, взрослыми, а также способам социального взаимодействия.

В качестве специфической особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте выступает наличие достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором подростки пытаются занять определенное социальное положение и социальный статус. В качестве типичной потребности подростков выступает получение признания со стороны сверстников, что формирует выраженную потребность как можно лучше соответствовать требованиям группы. Таким образом в качестве значимого фактора развития личности в подростковом возрасте выступает требования коллектива, а также его мнение.

Практически каждый подросток в переходном возрасте сталкивается с множеством разного рода трудностей и сложностей, он пытается найти себя в различных видах деятельности.  В качестве важнейшего приобретения подросткового возраста выступает открытие подростком собственного внутреннего мира.

Физический мир для подростка – это одна из возможностей субъективного опыта, в качестве сосредоточения которого выступает сам подросток. Обретая способности погружаться в себя, а также получать удовольствие от собственных переживаний, подросток открывает для себя новый мир чувств и эмоций, он начинает осмысливать самого себя, а также собственные эмоциональные проявления не только как результат внешних событий, но также как и состояние собственного «Я» .

В целях определения особенностей ценностных ориентаций старшего подросткового возраста можно выделить психологические особенности данного возрастного периода (таблица).

Психофизиологические особенности подросткового возраста

Первый из указанных моментов связывается с внутренними физиологическими и гормональными преобразованиями, которые влекут за собой изменения тела, неосознаваемое половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

В качестве второго момента может рассматриваться окончание детства, а также переход в мир взрослых. Данный момент может быть связан с тем, что у подростка развивается критическое рефлексирующее мышление в рассудочной форме.

Практически каждый подросток в процессе переходного возраста сталкивается с множеством трудностей, он пытается найти себя. В качестве ценнейшего психологического приобретения подросткового возраста выступает открытие своего внутреннего мира, именно в данном периоде возникают проблемы самосознания, а также самоопределения.

Подростковый возраст – это время жизни, когда осуществляется формирование норм, а также способностей общения с другими людьми, а также с самим собой. Ценности добра, равенства, справедливости, ума понимаются подростком конкретно и применяются в отношении со сверстниками и взрослыми, а также в отношении с самим собой.

Общение выступает как особый вид деятельности, в рамках которой осуществляется поиск близких друзей, а также установление с ним доверительных взаимоотношений. Как подросток умеет общаться, как он стремится к общению и посредством каких мотивов данная деятельность осуществляется, а также какие условия влияют на его общительность – все оказывает влияние на внутренний мир ребенка, содействует его успешности или же наоборот, приводит к одиночеству, а также переживанию неудачи в деятельности.

Еще одной характеристикой, которая относится к подростковому возрасту и имеет большое значение, это то отношение, которое подросток придает своей внешности, причем эталоны красоты зачастую являются завышенными и нереалистичными. С процессом взросления человек привыкает к собственной внешности, принимает ее и стабилизует уровень собственных притязаний относительно внешности. На первый план выступают также иные свойства личности – его умственные способности, моральные и волевые качества, от которых зависит успешность деятельности подростка и его отношений с окружающими его людьми.

Таким образом, можно говорить о том, что подростковый возраст можно рассматривать как сенситивный период жизни для формирования и развития личности – это период психофизиологических изменений. В данном возрасте особенную значимость имеет процесс формирования и развития ценностных ориентаций личности, мировоззрения подростка, нравственных и моральных представлений и норм поведения, а также положительного отношения к другим людям и миру в целом.

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

К. А. Кораблева, Е. В. Тремаскина

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В данной статье изучены особенности подросткового возраста в психолого-педагогической литературе. Подростковый возраст рассматривается как один из самых трудных, продолжительных переходных периодов в развитии ребенка. Для того, чтобы подростковый период проходил более мягче, для родителей разработана модель поведения.

Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, переходный период, кризис, физические изменения.

Подростковый возраст — это период в развитии ребенка, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Это возрастной период перехода от детства к взрослости, продолжающийся с 11 до 16 лет.

По мнению Никитина В. А, подростковый возраст – это один из наиболее трудных, долгих переходных периодов развития человека, который характеризуется рядом физических изменений. Данный момент времени в большей степени определяет дальнейший путь ребенка. Подростковый кризис определяется принципиальным изменением системы мотивов – их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, появлением новых целей.

В данном промежутке времени происходит становление характера и иных основ личности. Такие обстоятельства как: переход к самостоятельности, замена школьного обучения на иные виды общественной деятельности, а также гормональная перестройка организма – делают подростка наиболее уязвимым и податливым к отрицательным воздействиям окружающей среды. Подростки стремятся отстоять свою

Вестник магистратуры. 2016. № 4(55). T.III.

независимость и освободиться от опеки и контроля взрослых. Нередко подобное стремление приводит к отвержению духовных ценностей и стандартов жизни старшего поколения.

Грановская Р. М считает,что основной характерной чертой подросткового возраста является – физическое развитие ребенка. Данному периоду присущи противоречия такие как: нарушение координации движений, непропорциональность, интенсивный рост органов и другие явления, которые вызывают ощущение скованности, особенно у девушек. Подростковый период это когда по внешним признакам и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Вместе с чувством взрослости у подростка формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, понимание половой принадлежности, повышенная критичность.

В подростковом возрасте с чрезмерной скоростью осуществляются изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. На этом фоне всевозможные внешние неприятности воспринимаются особенно остро.

Главная перемена в социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что способствует расширению области социального общения подростка. Это дает возможность усвоить социальные ценности и сформировать нравственные качеств личности.

Согласно Реану А. А в общении со сверстниками преобладают две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и потребность в уединении. Периодически ребенок ощущает необходимость побыть наедине с самим собой. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не выделяться среди сверстников.

Подростки крайне обеспокоены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой. Специфичным для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. « Некрасивый», «неумный», «безвольный» и другие оценки, выражающие отсутствие плюсов и положительных качеств, выступают на первый план самооценки подростка.

Особенность самосознания и самооценки в подростковом возрасте отражается на поведении.

На данном этапе ребенок переживает подростковый кризис. Это пик переходного периода от детства к взрослости. От предыдущих кризисов отличается большей длительностью. Это связано, по мнению Л. И. Божович, со стремительным темпом физического и умственного развития подростков, что приводит к образованию таких потребностей, которые ребенок не может удовлетворить в силу недостаточной социальной зрелости. В то же время возникшие потребности очень сильны в эмоциональном плане.

На фоне становления взрослости и переживаний ребенок отчаянно пытается «пройти через все». При этом они начинают пробовать наиболее запретные зоны взрослой жизни – алкоголь и наркотики. Подростки достаточно быстро приобщаются к запретным сторонам жизни, превращая их из источника любопытства в предмет своих нужд. Подобным образом, подросток зачастую превращает негативную форму своего поведения в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии. Задача близких взрослых и психологов

заключается в необходимости включаться в проблемы отрока и постараться облегчит его жизнь в этот период.

Для того чтобы подростковый период проходил более мягче, без массовых непониманий, конфликтов родителям необходимо следовать определенной модели поведения. Ее ключевые пункты:

1. Родителям очень важно являться для ребенка авторитетом. При этом авторитетность не заслуживается в течение одного дня, она формируется годами, однако разрушить ее взрослый способен очень быстро.

2. Надо прислушиваться к мнению ребенка, при необходимости корректируя его.

3. Ребенок должен осознавать свои права и обязанности в семье, а так же полномочия родителей. Он должен участвовать в делах семьи и знать их.

4. Взрослым нельзя допускать неуважительное и пренебрежительное отношение к себе. Ребенок должен всегда соблюдать и чувствовать определенную грань.

5. Признание желаний подростка. Часто родители не осознают, что желает их ребенок и стараются воспитывать его на собственной модели. Задача взрослых не давить на ребенка, а лишь подсказывать и направлять на правильный путь.

1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 6-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – С. 15.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1982. – С. 8.

3. Ковалев В. В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – С. 51.

4. Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. –

КОРАБЛЕВА Ксения Александровна – студент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), Россия.

ТРЕМАСКИНА Екатерина Васильевна – старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), Россия.

Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст – переход от детства к юности. Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5 – 8 классов.

Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии младшего школьника. Чувство взрослости проявляется в новом уровне притязаний, предвосхищающих положение, которое подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Ведущей деятельностью Д. Б. Эльконин считает общение в системе общественно – полезной деятельности. Также общение рассматривается в связи с установлением интимно – личностных отношений между подростками. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение «Практикум по возрастной психологии». Екатеринбург, 2007. С. 70.

У школьника этот возраст связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Вместе с тем меняется и реальное место, которое занимает и сам ребенок в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество Немов Р. С. « Психология». Москва,2001.с.357.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни

В этой связи решающая роль принадлежит правильно организованному воспитанию. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, в развитии его самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.

Период среднего школьного возраста – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам «Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов». Самара, 1999.с.140. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он находит себя хуже других. В данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией» или агрессивным поведением.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными Немов Р. С. « Психология». Москва,2001.с.423-424. Подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве. Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество артиста, достижения спортсмена. Отсюда множество увлечений, непостоянство интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня – рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня – фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя Гуревич К. М. « Индивидуально-психологические особенности школьников». Москва,1988. С.23. Важное место в жизни подростка продолжает занимать учебная деятельность. Однако она существенно меняется. Увеличивается объем информации, появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала.

Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Эти условия могут формировать взрослые Мухина В. С. « Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». Москва,2000.с.359.

Таким образом, мы можем говорить о том, что подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Подростковый возраст школьников имеет свои особенности. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемым для него привычные младшему школьнику формы обучения, в этом возрасте также очень заметно изменяются психические и познавательные процессы личности.

То, что каждому возрасту соответствует свой уровень  физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся  особенности их физического, психического и социального развития.

Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности  человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости (В. И. Андреев, 1996).

Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое  – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала “вырастания” из него.

Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:

отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.

физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.

Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим следует вспомнить известное высказывание Л. Н. Толстого о том, что «от пятилетнего ребенка до меня – только один шаг, от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние, от зародыша до новорожденного – пучина, а от существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование  (В. И. Андреев, 1996).

Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден.

Мир подростка – это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение (В. И. Крутецкий, 1965).

Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения,. общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин “социализация” обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности (М. Корууэлл,. 1999).

Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Появляется интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное – не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие.

В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются непонятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых не остаются бесследными для неокрепшей, легко ранимой души подростка.

Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро «осваивают» их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в референтные группы и в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями.

В период подросткового возраста возникает и масса других проблем. Чаще всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что предлагают учителя, родители.

Однако уже к концу подросткового возраста у многих возникает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжить ли учебу в школе или поступить в профессиональное училище, профильный класс лицея и т.д., делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей.

Возрастные психолого-педагогические особенности учащихся

Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое  – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала “вырастания” из него.

Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование  (В. И. Андреев, 1996).

Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте Направление подготовки: 44.03.02 -Психолого-педаго

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *