ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДЕТСКИХ САДОВ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 ФОТО


ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДЕТСКИХ САДОВ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 ФОТО

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДЕТСКИХ САДОВ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 ФОТО

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДЕТСКИХ САДОВ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 ФОТО

Консультация для педагогов

«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»

Воспитатель: Агаева Е. А.

Светлана Ишмуратова Вовлечение родителей в совместную деятельность

Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в дошкольном возрасте — организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Следует отметить, что это невозможно, если родители и педагоги не дружат между собой, если родители не доверяют воспитателям. Поэтому очень важно найти с родителями общий язык и установить доверительные отношения. При наилучшем раскладе можно констатировать, что родители и педагоги определили одну общую цель, и стремятся достичь ее общими усилиями. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей.

«Вовлечение родителей в совместную с ребенком деятельность» воспитатель МДОУ «ЦРР «Дубравушка» детский сад № 31» Семенихина Оксана Ивановна

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Цель взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи: 1 . Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами. 2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников. 3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей. 4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях. 5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива. 6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия. 7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей. 8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

Партнерское взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников предполагает: – взаимопомощь, – взаимоуважение и взаимодоверие, – знание и учет педагогом условий семейного воспитания , а родителями – условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении, – обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Условия успешной работы с родителями: – изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска; – дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; – целенаправленность, систематичность, плановость; – доброжелательность и открытость.

Традиционные формы взаимодействия с семьей: 1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей. 2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток. 3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов. 4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе развития образования

Общее родительское собрание ДОУ Педагогический совет с участием родителей. Родительская конференция. Тематические консультации. Педагогический консилиум. Групповые собрания родителей. « Круглый стол». Родительский совет (комитет) группы. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. « Дни открытых дверей». Презентация дошкольного учреждения. Клубы для родителей. Устный педагогический журнал. Вечера вопросов и ответов. « Родительский университет». Попечительский совет. Познавательные формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы взаимодействия с родителями Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Совместные походы и экскурсии. Благотворительный акции. Кружки и секции. Клубы отцов, бабушек, дедушек. Клуб выходного дня. Выпуск стенгазеты. Домашние гостиные. Работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей). Семейные встречи. Веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня). Музыкальные и литературные салоны. Коллекционирование и т.д.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями Уголок для родителей. Выставки, вернисажи детских работ. Информационные листы. Памятки для родителей. Папки–передвижки. Родительская газета Видеофильмы. Сайт дошкольного учреждения . Соц.сети дошкольного учреждения.

Письменные формы взаимодействия с родителями Брошюры. Пособия. Бюллетень. Еженедельные записки. Неформальные записки. Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений. Информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями Анкетирование. Тестирование. Опрос.

Показателями эффективности вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность можно считать: Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями (законными представителями) и воспитателями . Проявление стойкого интереса большинства родителей (законных представителей) воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Увеличение количества вопросов родителей (законных представителей) к педагогам и усложнение их содержания . Повышение активности родителей (законных представителей) в участии в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОУ . Увеличение количества посещений родителями (законными представителями) педагогических мероприятий просветительского характера.

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной программы дошкольного учреждения является вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совестно с семьей.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. С одной стороны, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. А с другой стороны, родители пытаются переложить полностью всю ответственность в воспитании детей на педагога. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: « Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. « Что ты сегодня ел (а)?» – часто первый и единственный вопрос «заинтересованного» в воспитании своего чада родителя. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

На самом деле существует очень много направлений нацеленных на налаживание контакта педагога с родителями и вовлечения их в совместную деятельность. Можно выделить основные 4 направления организации работы в ДОО.

Первоочередной задачей, без решения которой невозможно вовлечение родителей в образовательный процесс, является установление с родителями воспитанников доверительных отношений.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи

Только на аналитической основе возможно осуществление

Среди информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями часто используются

Анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, наблюдение.

выявить уровень педагогической грамотности в области формирования знаний о безопасном поведении, интересы, потребности, запросы родителей.

Перед тем как ребенок будет посещать детский сад (независимо от того происходит ли это впервые, т.е. в основном в ясельной группе или младшей. Либо ребенок переходит с другого детского сада, группы  и т.д.), в первую очередь происходит знакомство с родителями. Заполнение родительской анкеты со сведениями о ребенке которые должен знать воспитатель. На выбранный ребенком шкафчик (или картинка-наклейка) прикрепляется заранее напечатанное имя воспитанника. Это помогает увидеть родителям наше внимание и заинтересованность в том, чтобы их ребенок быстрее адаптировался, а также уменьшает уровень тревожности родителей

2. Познавательное направление работы с родителями

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

– общие, групповые собрания;

– консультации и индивидуальные беседы;

– выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

– участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

– совместные экскурсии;

– открытые занятия. Открытые просмотры  дают родителям: возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

– совместное создание предметно-развивающей среды;

– телефон доверия (номер приемной заведующей, воспитателей есть у всех родителей).

– утренние приветствия;

– Почта доверия;

– семейные проекты.

даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому родительские уголки должны быть яркие, привлекательные, информационные.

Данное направление включает:

– родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

– нормативные документы;

– объявления и рекламы; – продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

– праздники, которые можно закончить чаепитием. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

– знакомство с профессиями родителей;

– празднование дней рождения;

– выставка семейной коллекции

– акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

– дни добрых дел.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Публикация «Опыт работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ» размещена в разделах

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2. Познавательное направление — это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Совместная работа воспитателя ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равно ответственными участниками образовательного процесса.

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

3. Наглядно-информационное направление включает в себя:

• родительские уголки

• семейный и групповые альбомы

• эмоциональный уголок

• копилка Добрых дел.

4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Алгоритм подготовки к семейным праздникам.

• выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

• консультации для родителей;

• составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

• распределение ролей взрослых;

• подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

• индивидуальные встречи и консультации;

• изготовление атрибутов, пособий.

Я хочу показать из опыта моей работы с родителями.

Так как, это учебный год является годом «Театра», я работала над проектом на тему: «Здравствуй сказка».

Цель проекта: Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русских народных сказках через различные виды деятельности.

Результат проекта: Дети познакомились со многими русскими народными сказками, знают их содержание. Научились в играх драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя. Привлекала родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д).

В конце проекта я проводила игровое-мероприятие с участием родителей.

Цель мероприятия: Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинке сказки. Формировать умения детей передавать своего персонажа сказки «Теремок», речью, мимикой, жестами и действиями в кукольном театре.

До проведения мероприятия, я с родителями провела мастер – класс по созданию кукольного театра по технике папье маше.

Дети старшей группы забеливают игрушки.

Затем готовые игрушки я расписывала.

Затем родители сшили одежду для игрушек кукольного театра.

Вот такие игрушки сделали мы с родителями совместно.

Еще кроме кукольного театра у нас есть настольный театр, его тоже помогли сделать родители.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками родителей наших детей. Они помогли нам создать мини-музей в группе.

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. « Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», — писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. О том, как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их участниками воспитательного процесса. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям.

Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность“» размещена в разделах

Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОУ. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.

Семья и ДОУ— два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей, возможно, реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОО.

Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОСДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:

• Принцип преемственности, согласованных действий.

• Принцип открытости.

• Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

• Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

• Принцип обратной связи.

В работе применяются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

• Конференции, «круглые столы»;

• Консультации, семинары;

• Беседы, дискуссии;

• Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;

• Участие в НОД;

• Деловые игры;

• Квесты; (приключенческая игра)

• Встречи с интересными людьми;

• Праздники и развлечения;

• Дни открытых дверей;

• Распространение лучшего семейного опыта;

• Походы, тематические прогулки;

• Родительские вечера;

• Вечера вопросов и ответов;

• Дни добрых дел.

Активные формы и методы работы с родителями

• посещение семей воспитанников на дому;

• родительские собрания ;

• совместные проекты;

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• оформление фотовыставок;

• работа с родительским комитетом;

• беседы с детьми и родителями;

• родительский уголок.

• Наглядно – информационное направление

Наглядно– информационное направление включает в себя:

• родительские уголки;

• семейный и групповые альбомы ;

• картотека Добрых дел.

Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:

Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения.

Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию

Четвертый этап – практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Разнообразие форм родительских собраний : семейная ассамблея, организационно – распределительское, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.

«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. « Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.

Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная деятельность – это воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты, классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации. Проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности) и позволяет охватить все культурные практики, специфические для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы).

Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности соблюдаются следующие правила:

1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.

2. Добровольность и возможность выбора.

3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Использование проектной деятельности позволяет :

1. Повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам взаимодействия с семьей;

2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

3. Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательной организации.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный алгоритм подготовки к праздникам:

– выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

– консультации для родителей;

– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

– распределение ролей взрослых;

– изготовление пригласительных билетов;

– подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

– изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда оказать ему поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.

В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи.

Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях детского сада является формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Публикация «Вовлечение родителей в совместную деятельность» размещена в разделах

Совместная деятельность – это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопонимании и взаимовлиянии. Только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребёнка даёт положительный результат в его обучении и воспитании.

Сотрудничество – совместная деятельность педагогов и родителей, включающая в себя взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения проблем в развитии ребёнка.

Основная цель всех форм совместной деятельности дошкольного учреждения с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителей осуществляется в основном через:

– приобщение родителей к педагогическому процессу;

– расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

– создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;

– информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;

– разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

– появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

развитие интересов и потребностей ребенка;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

воспитание уважения к детству и родительству;

взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

изучение семей воспитанников:

учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

открытость детского сада семье;

ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Совместная деятельность с семьей дошкольника позволяет педагогам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, увидеть «зону его ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.

В результате целенаправленной работы педагогов и специалистов с семьями позиция родителей как воспитателей своего ребенка становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.

Комплексный подход к решению проблем воспитания, обучения, творчества детей направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, что бы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворительной и счастливой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *