Наталья Кириченко Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы
Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс : инновационные подходы и формы организации работы
Старший воспитатель Кириченко Н. А
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Публикация «Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы» размещена в разделах
В настоящее время все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются,что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, несмотря на то что сами испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей : усталостью, психическими и физическими перенапряжениями. Современнымродителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности
компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Для того чтобы удовлетворить требования родителей в настоящее время педагоги детского сада активно используют весь потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально политических и экономических условий развития нашей страны.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы,- привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Наш детский сад сегодня находится в системе развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, в развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы :
Конференции, «круглые столы»;
Соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
Семейные спортивные встречи;
Открытые занятия для просмотра родителей;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Праздники и развлечения;
Распространение лучшего семейного опыта;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя комплекс психолога – педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы, минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком. На родительских собраниях используются различные приемы это использование буклетов, видеоролики, аудио записи, видеоролики, газеты, информационно – коммуникативные технологии (компьютеры, мультимедийная техника)
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки подделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, наиболее активные семьи, которые пронимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города, района- награждаются грамотами.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например: шьют костюмы, проводят исследования по изучению истории своей семьи, города, родного края и т. д.
Проводимые итоговые занятия с участием родителей позволяют вовлекать их в единую образовательную систему и настроить на совместную дальнейшую плодотворную работу.
Использование досуговых форм работы позволило установить неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми и что немаловажно – между родителями. К данной группе форм относятся проведение педагогами совместных праздников, досугов и развлечений. Участие в районном рождественском спортивном празднике
Вся информация о проводимых мероприятиях в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте любой родитель получает возможность познакомится с особенностями образовательно – воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Планируется на сайте установить страничку отзывов и предложений для родителей и всех посещающих наш сайт.
Одной из интересных и эффективных форм работы с родителями является проведение «День открытых дверей», которая представляет им возможность познакомится с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно образовательного процесса. Детский сад дает возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течении этого дня родители посещают разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, знакомятся с организацией и содержанием режимных моментов.
Для создания познавательного интереса и физического развития родители создали зимний городок, оборудовали спортивную площадку. Работа по благоустройству прогулочных площадок продолжается. Родители принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды.
В совместной деятельности педагогов родителей и детей в рамках проведения недели добрых дел. С Целью нравственного и трудового воспитания проводился субботник и высадка цветов с участием сказочных персонажей.
С целью обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения детей не охваченных дошкольным образовательным учреждением, с 1 октября на базе нашего сада открывается Консультативный пункт для
оказания профессиональной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей.
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дают положительные результаты. Всей своей работой сотрудники детского сада доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
Воспитатель: Мельникова Е. И.
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — Стандарт), ориентирует ДОО на партнерство с семьей. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Семья и ДОО — два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОО.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:
В работе применяются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Активные формы и методы работы с родителями
Наглядно–информационное направление включает в себя:
Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения.
Второй этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап – практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Разнообразие форм родительских собраний: семейная ассамблея, организационно – распределительское, информационно-аналитические, позитивно-деловое, круглый стол помогают реализовать принцип партнерства, диалога, обратной связи. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.
«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. « Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.
Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых. Проектная деятельность – это воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально-значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проекты, классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации. Проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности) и позволяет охватить все культурные практики, специфические для ребенка дошкольного возраста (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы).
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности соблюдаются следующие правила:
1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.
2. Добровольность и возможность выбора.
3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Использование проектной деятельности позволяет:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам взаимодействия с семьей;
2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
3. Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации различных проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательной организации.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный алгоритм подготовки к праздникам:
– выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
– консультации для родителей;
– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
– распределение ролей взрослых;
– изготовление пригласительных билетов;
– подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
– изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда оказать ему поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи.
Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях детского сада является формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
«Способы вовлечения родителей в образовательный
дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам
семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию
организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов
семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является требование
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные
представители) должны принимать участие в разработке части
образовательной Программы организации, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями
Конференции, «круглые столы»;
Консультации, семинары;
Беседы, дискуссии;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Участие в НОД;
Деловые игры;
Встречи с интересными людьми;
Праздники и развлечения;
Дни открытых дверей;
Распространение лучшего семейного опыта;
Походы, тематические прогулки;
Родительские вечера;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей,
рассказываем о детском саде, показываем преимущества нашего
которые делятся семейным опытом по воспитанию.
вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших
игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Марина Красноруцкая Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС до): пути решения»
<<Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО)
– Рада приветствовать всех! Тема моей публичной лекции вовлечение родителей в образовательный процесс в соответствии с Федерльным государственным образовательный стандарт дошкольной организации: пути решения.
Публикация «Публичная лекция „Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО)
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью Дошкольного Образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является СОТРУДНИЧЕСТВО.
Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:
3. Наглядно – информационные.
Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя :
– родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной, пожалуй, это моя самая любимая форма. Я провожу различного рода круглые столы, КВН, викторины, так же мастер-класс, педагогические гостиницы, открытые просмотры)
Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила родительское собрание, был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены родителям, и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство родителей подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.
– совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении организованной образовательной деятельности.
– проведение акций различной направленности, например, благотворительные (Недавно в нашем детском саду прошла благотворительная ярмарка “ДАРЫ ОСЕНИ”, родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).
– Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
А вот форма наглядно – информационного взаимодействия включает в себя:
– групповой альбом;
– родительские уголки;
– так же родительская газета;
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей :
Педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.
Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Но я не останавливаюсь на достигнутом, я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Шахматова Таисия Юрьевна
Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.
На современном этапе большое значение придается взаимодействию, сотрудничеству с семьями воспитанников, вовлечению их в образовательный процесс ДОО. Проблема оказания помощи родителям детей дошкольного возраста не нова: менялось отношение к семье со стороны государства и общества, претерпевали изменения содержание и формы взаимодействия, использовалась различная терминология. В данной статье мы рассмотрим сущность взаимодействия педагога с родителями, особенности вовлечения их в образовательный процесс ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
В дореволюционный период семейное воспитание было основным, государство не вмешивалось в дела семьи. Термин «взаимодействие» с родителями был применен в начале 20 в. и рассматривался с точки зрения подготовки детей к школе, так как часть обязанностей семьи переносится на школу.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого , подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и на протяжении всего дошкольного детства.
Современные родители достаточно грамотны, они самостоятельно могут найти нужный материал по вопросам воспитания детей, изучить его. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка. Иногда они просят педагога подробнее раскрыть содержание книг по воспитанию ребенка, так как они кажутся им сложными. Обобщенно представим цель взаимодействия: приобщение родителей к жизни детского сада, организация совместной деятельности
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с в самом начале общения, с младшей группы.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам. В ФГОС говорится, что работа с родителями должны иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус , микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью.
, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с . Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного
вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического (то есть детям, будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя
Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила , был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены , и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.
– совместные досуги и праздники, а также привлечение при проведении организованной
– проведение акций различной направленности, например, благотворительные (“Дары осени”, «Зимняя сказка» родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).
воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих . А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к рождается из чувства любви к своей семье.
А вот форма наглядно –информационного взаимодействия включает в себя
Форма работы через уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о обязанностях и ответственности.
Еще одной формой являются консультации и беседы для
: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и . Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения , что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.