ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема значимости воспитания культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста для снижения существующих рисков безопасности личности, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена высокими темпами информатизации общества и, в том числе, ориентацией системы образования на использование обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Цель исследования – обосновать необходимость воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста в рамках формирования информационной культуры. Методологической основой исследования выступили системный и личностный подходы, в соответствии с которыми все явления рассматривались в их взаимосвязи и с ориентацией на личность, как главную цель и субъект при осуществлении педагогического процесса. При проведении исследования использовались теоретические методы – анализ и синтез психологопедагогической и социологической литературы по исследуемой теме. Среди важных результатов можно назвать следующие: рассмотренные аспекты информационной безопасности личности могут быть использованы для определения критериев и показателей сформированности культуры информационной безопасности; обозначено положительное влияние возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на успешность формирования у них основ культуры информационной безопасности; помимо прочего процесс воспитания культуры информационной безопасности должен происходить при участии родителей и включать такие компоненты, как: формирование специфических психологических качеств личности, стандарты (шаблоны) поведения, комплекс этических норм поведения в информационном пространстве, составленный с учетом возрастных особенностей. Научная новизна исследования заключается в уточнении определения понятия «культура информационной безопасности» и определении феномена «воспитание культуры информационной безопасности», который до сих пор не имел научной дефиниции. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости выделения в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты – культуры информационной безопасности, а также выявлении и описании основных аспектов воспитания культуры информационной безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут быть использованы для решения проблемы формирования культуры информационной безопасности младших школьников в ходе создания специальной педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности.

Ключевые слова: Начальная школа; младшие школьники; воспитание культуры безопасности; культура информационной безопасности; информационная безопасность; воспитание младших школьников; информационно-коммуникационные технологии.

Для цитирования

Дащенко, Ю. С. Воспитание культуры информационной безопасности как необходимый компонент формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста / Ю. С. Дащенко, С. А. Новоселов // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 80-86. D OI 10.26170/po20-06-09.

Библиографическое описание

Тарамова, Э. А. Формирование информационной безопасности у студентов вузов / Э. А. Тарамова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 105-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9386/ (дата обращения: 08.10.2023).

Государственные и коммерческие структуры, пользователи информационных и коммуникационных технологий, потребители информационных услуг, столкнувшись с оборотной стороной тотальной компьютеризации, осознают необходимость обеспечения безопасности информационных ресурсов и экономическую целесообразность вложения средств в обеспечение надежного функционирования информационных систем. Однако отсутствие надлежащих знаний, умений и навыков в области информационной безопасности чревато серьезными издержками при использовании информационных и коммуникационных технологий, поскольку одним из основных сдерживающих факторов их внедрения является принципиальная уязвимость от различного рода угроз информационной безопасности.

Острота проблемы информационной безопасности будет только увеличиваться по мере дальнейшего увеличения масштабов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, являющихся технологической основой процессов глобализации, во все сферы жизнедеятельности современного общества, развития электронных систем для государственного управления, бизнеса, банковского дела, платежей, расчётов, торговли и т. д.

Студенты, это социальная группа, объединение молодых людей, характеризующаяся общностью интересов, то есть единым характером труда, образом жизни, специфической культурой учащейся молодежи. Студенты, это учащиеся высшего учебного заведения. В вузе они получают информацию необходимую им для будущей деятельности по выбранной специальности. Информация поступает от преподавателей, но немаловажную роль играет и самостоятельная работа студента, его самостоятельный поиск информации. Самостоятельная работа предполагает поиск информации по какой то теме, изучение информационных потребностей — нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации.

Обостряется необходимость общества в подготовленных в информационном плане специалистах, масштабно мыслящих, представляющих весь объем накопленных информационных ресурсов в традиционном и электронном виде,умеющихвести поиск информации, осуществлять рациональное информационное поведение и процессы информационной деятельности.

Анализ направленности и содержания информационной подготовки студентов вузов, как основного средства формирования фундамента информационной культуры, позволяет выделить две группы противоречий, касающихся как информационной подготовки в целом, так и аспектов информационной безопасности, как её инварианта, в частности. В первой из них следует рассматривать противоречия, возникающие между:

а)                  уровнем требований, предъявляемых к индивидууму в постиндустриальном (информационном) обществе и уровнем личностной информационной культуры;

б)                 темпами роста и обновления информационных ресурсов, развития и совершенствования современных информационных и коммуникационных технологий и возможностями их эффективного использования в сферах образования и профессиональной деятельности;

в)                  затратностью внедрения современных информационных и коммуникационных технологий и недостаточной отдачей от их использования в сферах образования и профессиональной деятельности;

г)                  стандартизацией и унификацией требований к качеству подготовки в области информационных и коммуникационных технологий на различных этапах образования.

Вторая группа противоречий обусловлена:

а)                  безусловной ценностью информационных и коммуникационных технологий как среды современного социума и слабым отображением в личностном и общественном сознании их потенциальной опасности, связанных с этим рисков, угроз информационной безопасности;

б)                 всё более значимой ролью информационного противоборства в профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений и конкурентной среды, и недостаточным уровнем реальной компетентности в области информационной безопасности будущих специалистов;

в)                  несоответствием значимости вопросов информационной безопасности и уровнем педагогического обеспечения их изучения в рамках информационного образования и информационной подготовки, отсутствием соответствующей современным требованиям методической системы обучения информационной безопасности студентов вузов, осуществляющих подготовку основной массы специалистов, не относящихся к группам специалистов в области информационной безопасности и информационных и коммуникационных технологий.

1.                  Лавриненко Н. А.: Педагогические условия формирования информационной культуры студентов, Дис. канд. пед. Наук: 13.00.08/ Краснодар, 2004. — 184с.

2.                  Поляков В. П.:Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов/ Дис. д-ра пед, наук: 13.00.08 / Нижний Новгород, 2006. — 538 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность, информационная подготовка, профессиональная деятельность, группа противоречий, информационная культура, область, поиск информации, сфера образования.

В статье рассматриваются понятия информационной безопасности и информационной культуры, а также представлены основные направления обеспечения информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет.

Ключевые слова

:

информационная безопасность, информационная культура, безопасное интернет-пространство, информационные угрозы, безопасность подростков в Интернете.

Интернет — глобальная информационно-коммуникационная сеть, которая является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она включает в себя: социальные сети и мессенджеры для виртуального общения, огромное множество интернет-магазинов, онлайн-банкинг и многое другое. Особой популярностью Интернет пользуется у детей, в частности у подростков, потому что он предлагает им широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, удовлетворения их образовательных и коммуникативных потребностей.

Об этом хорошо осведомлены интернет-террористы, интернет-мошенники, интернет-агрессоры и интернет-насильники, которые открыто или скрыто продают наркотические средства, алкоголь и другие психоактивные вещества, занимаются половой распущенностью, пропагандой жестокости и насилия, расовой и национальной неприязни, агрессивного и суицидального поведения и т. п. Подросток не способный без помощи взрослого сообщества на адекватном критическом уровне оценить опасность получаемой информации чаще, чем люди других возрастных категорий попадает в «ловушки» подобного рода интернет-дельцов. Поэтому защита детей от интернет-угроз является первостепенной задачей не только для России, но и для всех развитых стран мира.

В научной литературе термин «безопасность детей-подростков» в широком смысле определяется, как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность и устойчивое развитие молодого поколения, способного противостоять социальным и индивидуальным угрозам окружающей среды, целенаправленно реализуя свои основные социальные функции, как ресурс и потенциал общества». В настоящее время потенциально опасная информация усиливает свое влияние на подрастающее поколение, в результате чего нравственные ценности общества размываются.

Если говорить предметнее, информация не должна: изображать или описывать жестокость, любые виды насилия; вызывать у детей страх, ужас или панику в виде изображения или описания действий, явлений или событий, унижающих человеческое достоинство (смерть, заболевание, самоубийство, авария, катастрофа и т. п.); изображать натуралистические описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержать нецензурные слова и выражения.

К сожалению, эта информация недостаточно осмыслена на публицистическом уровне и массово не представлена на доступных подростков информационных каналах. Другими словами, недостаточно ведётся просветительская работа по предупреждению информационной опасности в интернет-пространстве и, как следствие, мы имеем низкие показатели уровня информационной культуры детей-подростков.

В социокультурном аспекте информационной культура включает в себя совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом понимании информационная культура определяет уровень информационного общения, представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации и построения новой информационной картины мира. В технико-технологическом смысле информационная культура предполагает использование оптимальных способов обращения с различными потоками информации и представление их для разрешения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В данном аспекте информационная культура представлена неким показателем профессиональной культуры и выполняет прикладные функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества.

Информационная безопасность детей-подростков в контексте информационной культуры предполагает защиту личности каждого ребенка от негативного воздействия информации на его нравственное развитие, психическое и духовное здоровье и создание условий для социализации ребенка в обществе, формирования у него позитивного мировосприятия, сохранения его здоровья и благополучия. Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность обучающихся в образовательном учреждении, необходимо осуществить совместную деятельность руководства данного учреждения, педагогического коллектива и родителей обучающихся по снижению риска причинения недостоверной, агрессивно окрашенной информацией вреда физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и (или) развитию детей.

Целесообразно обозначить необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Чтобы действовать эффективно, родители должны быть обеспечены информацией по профилактике воздействия информационных угроз на здоровье и развитие их ребенка. Необходимо отметить, что с каждым годом негативные последствия посещения сети Интернет детьми-подростками уменьшаются за счет блокировки и недопущения детей до нежелательного и запрещенного контента посредством увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширения антивирусных программ.

Безусловно, защита подрастающего поколения должна осуществляться комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей также играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Отмечая важность вышесказанных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в сети Интернет, хотелось бы сказать, что в сфере регулирования деятельности в Интернете в целом имеется качественная правовая база. Тем не менее, многие проблемы информационной безопасности возникают из-за недостаточной эффективности использования уже существующих правовых документов. Для обеспечения информационной безопасности подростков необходима постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей и юношеских организаций.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, информационная безопасность, информационная безопасность детей, Интернет, подрастающее поколение, важность формирования, защита детей, информационная безопасность детей-подростков, информационная культура подростков, нравственное развитие.

В настоящее время компьютер и Интернет являются мощными инструментами поиска, обработки и обмена информацией, которые используются и в обучении детей школьного возраста. Однако с повышенным интересом к компьютеру, к сети Интернет растет и уровень компьютерной и интернет-зависимости. В профилактике компьютерной зависимости помочь ребенку может учитель, объединив усилия с библиотекой и с родителями, при этом их основной задачей будет формирование культуры информационной безопасности, формирование информационной культуры личности.

Многие дети проводят за компьютером практически все выходные и каникулы, по сути, становясь его “заложниками”. Родители, как правило, поощряют такое поведение, ведь когда ребенок занят, они могут погрузиться в свои повседневные дела. Таким образом, у ребенка может сформироваться компьютерная и интернет-зависимости – навязчивое желание сесть за компьютер, подключиться к Интернету и болезненная неспособность прервать это общение. Компьютерная зависимость приравнивается к таким заболеваниям как алкогольная, наркотическая и никотиновая зависимость.

Обычно компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей в возрасте, начиная с 9-10 лет.

Но принять необходимые меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.

Компьютерная зависимость можно условно разделить на два типа:

1.      Зависимость от Интернета (сетеголизм – бесконечное пребывание человека в сети):

а)     навязчивый веб-серфинг (бесцельное путешествие по Интернету, постоянный поиск какой-либо, зачастую ненужной информации);

б)     пристрастие к виртуальному общению (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети);

в)     игровая зависимость (навязчивое увлечение интернет-играми).

В большинстве случаев, именно зависимость от компьютерных игр более распространена в раннем возрасте, а зависимость от интернета — в более старшем возрасте. Если полностью запрещать ребенку пользоваться компьютером, он вряд ли будет чувствовать себя комфортно среди других детей, будет чувствовать себя «не таким, как все». Но если позволять ребёнку играть постоянно, без правил и ограничений, надеясь, что «само пройдёт», то интерес к компьютеру может перерасти в серьезную болезнь.

Основные причины появления зависимости

Начать стоит с того, что в любом возрасте человек чрезвычайно восприимчив к информации, которая нашла свое место хранения в компьютерных сетях и технологиях. Именно развитие компьютеров позволило хранить, собирать и анализировать просто невероятное количество информационных потоков, что просто не может не привлечь внимание любого человека.

Те дети, которые поддались компьютерной зависимости, страдают таким синдромом, как нарушение естественного анализа и обработки информации, доверяя все эти мыслительные процессы компьютерным технологиям. Такой ребенок не в состоянии оценить или проанализировать даже самую простую информацию, которая может быть вполне понятна даже маленьким детям.

Развитие компьютерных технологий и различного программного обеспечения позволило создать видимость альтернативной реальности, которую принято называть виртуальной. Именно в такую реальность и переносится человек, большую часть времени проводящий возле компьютера.

Такую привязанность к машине легко объяснить тем, что мозг каждого человека нуждается в решении различных задачек логического типа, которые будут приносить видимый результат такого действия. Работа за компьютером целиком и полностью состоит из решения таких задачек, что и привлекает внимание практически каждого человека.

Как определить есть у вас компьютерная зависимость, перечислим основные признаки зависимости:

–        Теряется интерес к другим занятиям, интересам, увлечениям.

–        Все свое свободное время стремитесь провести за компьютером или телевидением.

–        Все меньше стремитесь к общению с другими, общение становиться поверхностным. Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.

–        Происходит постепенная утрата контакта с родителями.

–        Ухудшается успеваемость.

–        Формально отвечают на вопросы, избегают доверительных разговоров.

–        Начинают обманывать, стремятся любыми способами заполучить желаемое.

–        Теряется контроль над временем, проведенным за экраном. Скрывается время, проведенное за компьютером или телевизором.

–        На любые ограничения, связанные с компьютером, телевидением, планшетом или телефоном реагируют нервно, сильно переживают, злятся, грубят, могут плакать.

–        Начинают кушать возле компьютера.

–        Уже с утра начинают просить мультфильмы или компьютер.

–        Приходя со школы, первым делом садятся к телевидению или включают компьютер.

–        Испытывают психические и физические недомогания (утомляемость, усталость, бледность, психические расстройства, боли в глазах, спине, руках, ногах и т.д.).

Если замечаете какие-то из этих признаков, значит, есть компьютерная зависимость, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее. А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости и развить здоровое отношение к компьютеру и телевидению.

Поэтому крайне важно формировать культуру информационной безопасности, формировать информационную культуру личности, которая проявляется в умении адекватно формулировать свою информационную потребность, работать с информацией: находить ее (вести поиск), критическое мышление, критический анализ информации, перерабатывать ее, отбирать, оценивать, создавать качественно новую.

Можно выделить несколько направлений развития культуры информационной безопасности ребенка:

–        Когнитивный (знаниевый) компонент – потребности в дополнительной информации для пополнения своих знаний.

–        Компонент информационной культуры личности (умения работать с источниками информации, адекватное восприятие и оценка информации, поиск информации, умения конструктивного преобразования информации, информационная и компьютерная грамотности, умения ориентироваться в информационных потоках, умения выявлять и нейтрализовать информационную угрозу, информационную опасность, умения выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы, умения использовать информацию для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях).

–        Деятельностный компонент – умения применять культуру информационной безопасности в своей практической деятельности.

–        Коммуникативный компонент – знания, умения и навыки по культуре общения. Передаче полученных знаний другим лицам.

–        Компонент информационной защиты – защита от информации, защита от негативного информационного воздействия, психологическая самозащита, защита информации.

–        Компонент аддиктивного поведения – информация по компьютерной и интернет зависимостях с целью их предотвращения.

Как избавиться от компьютерной зависимости

o   Проанализировать причину зависимости. Чтобы начать бороться с зависимостью человека необходимо установить, что является объектом этой зависимости: игры, интернет или вообще все, что связано с компьютером.

–        Если это игры, то какой их жанр? Если это спорт, то причина зависимости может скрываться в собственной нереализованности в этом виде спорта. Если это стрелялки – то возможно, что у зависимого человека есть скрытая злоба и таким образом он её выплёскивает наружу. Одним словом, жанр игр поможет более детально изучить корень проблемы.

–        Если же причиной зависимости является интернет, то чем именно он затягивает. Очень часто причиной Интернет-зависимости становятся социальные сети. Возможно, что зависимому человеку не хватает общения в жизни и он его компенсирует с помощью социальных сетей. Иногда же в социальных сетях человек ведёт двойную жизнь, выдавая себя за совершенно другого человека. Как правило, в двойной жизни он воплощает все свои нереализованности и мечты.

–        Что касается именно компьютерной зависимости то в это понятие входит как зависимость от интернета и от игр, но иногда бывает так, что причиной зависимости может стать само пребывание за компьютером, а не интернет и не игры. В этом случае причину установить очень трудно, может быть, таким способом зависимый человек в компьютере видит свой мир и старается в нём скрыться от проблем.

–        В любом случае чтобы проанализировать ситуацию будет необходима помощь психолога, а в сложных ситуациях и помощь психиатра. Специалист поможет разобраться в причине и расскажет, как необходимо лечить зависимого человека дальше.

–         Признание и осознание проблемы. Первым шагом на пути лечения проблемы компьютерной зависимости является признание и осознание её. Конечно же, зависимый человек в большинстве случаев не признает своей зависимости и будет находить массу оправданий и говорить, что может вообще не пользоваться компьютером, но конкретных действий от него не поступит. Главное найти правильный подход и помочь ему всё-таки осознать, что проблема существует.

–         Отвлеките зависимого человека от компьютера. Отметим, что запрещать или ограничивать зависимого человека пользоваться компьютером нельзя, так как это может привести к негативным последствиям. Найдите причину, чтобы как можно больше времени зависимый человек проводил не за компьютером. Для этого лучше всего чтобы зависимый человек находился вдали от компьютера. Найдите ему какое-нибудь занятие, сделать что-то по дому или же сходить куда-то и за чем-то. Также можно пойти на прогулку либо же в какое-нибудь развлекательное заведение. На выходные отправляйтесь за пределы города, где нет ни компьютера, ни интернета. Постарайтесь найти зависимому человеку другое увлечение, которое ему поможет избавиться от зависимости.

–        Если причиной зависимости является общение по интернету, то чаще организовывайте мероприятия, приглашая гостей, чтобы заменить зависимому человеку виртуальное общение реальным.

Последствия компьютерной зависимости

Компьютерную зависимость нельзя пускать на самотек, так как это может привести к очень негативным последствиям. В первую очередь это наносит серьёзный урон здоровью, особенно психике.

В результате недоедания и неправильного питания возникают проблемы с пищеварительной системой. В постоянном сидячем положении появляться проблемы со спиной и позвоночником. Компьютерная зависимость заставляет человека деградировать и тем самым негативно сказывается на психическом состоянии, человек становиться неадекватным и неуравновешенным. Особенно это касается детей.

Что нужно знать перед тем как начать пользоваться компьютером

Главное – чувство меры! Ведь недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено взрослыми сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если монитор не жидкокристаллический. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером

1.      Работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом.

2.      Проводить за компьютером не более трех часов в день.

3.      Каждые 15 минут делать гимнастику для глаз.

4.      Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника.

5.      Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

6.      Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Мир Интернета завораживает: ведь в этом мире чудес можно получить то, чего никогда не получишь в жизни, и стать тем, кем никогда не станешь в реальности.

Без Интернета сейчас нельзя представить себе полноценное существование современного общества, поэтому нужно искать альтернативу решению сложившейся проблеме компьютерной и интернет-зависимостей у детей.

Но нельзя сказать, что Интернет – это зло, нет. Интернет, несомненно, важное изобретение человечества, которое помогло обществу шагнуть далеко вперед.

Весь мир крутится вокруг компьютера, вокруг Интернета.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютер, компьютерная зависимость, зависимый человек, Интернет, ребенок, причина зависимости, зависимость, информационная безопасность, информационная культура личности, умение.

1. Утвердить прилагаемую Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации (далее – Концепция).

2. Минцифры России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере информационной безопасности учитывать положения Концепции.

4. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 декабря 2022 г. N 4088-р

Концепцияформирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации

Одной из отличительных особенностей нашего времени является стремительное развитие информационных технологий, которые затрагивают практически все сферы общественной жизни.

Стремительное развитие информационных технологий способствовало реализации одного из важнейших прав – права на свободу и доступ к информации, но при этом значительно увеличило количество угроз информационной безопасности как для отдельного гражданина Российской Федерации, так и для государства в целом.

Угрозы информационной безопасности с технической точки зрения подразумевают под собой утечку информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нарушение функционирования (работоспособности) информационных систем или их компонентов, несанкционированный массовый сбор информации и другие. С психологической точки зрения к угрозам информационной безопасности можно отнести травлю в цифровом пространстве, пропаганду насилия, национализма, распространение недостоверной информации и другой вредоносный контент.

Указанные угрозы информационной безопасности оказывают деструктивное влияние на все сферы жизни граждан Российской Федерации – профессиональную, материальную, морально-психологическую, а следовательно, отрицательно сказываются и на государстве в целом. При этом эффективно противостоять указанным угрозам достаточно проблематично, поскольку жизнь современного человека неразрывно связана с пребыванием в информационном пространстве.

В этой связи, а также ввиду отсутствия в Российской Федерации системного подхода к повышению грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности особую актуальность принимает вопрос формирования и развития культуры информационной безопасности.

Культура информационной безопасности – это совокупность сформированных знаний, умений и навыков по вопросам информационной безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание гражданина Российской Федерации в информационном пространстве.

Культура информационной безопасности затрагивает и профессиональную, и бытовую деятельность граждан Российской Федерации, причем в профессиональной деятельности культура информационной безопасности неразрывно связана с вопросами корпоративной информационной безопасности, в бытовой – с личной информационной безопасностью.

При этом, рассматривая вопрос корпоративной информационной безопасности, особое значение, в том числе ввиду текущей геополитической обстановки, имеет вопрос соблюдения правил информационной безопасности в органах государственной власти при осуществлении лицами, замещающими должности государственной гражданской и муниципальной службы, своих должностных обязанностей.

При формировании культуры информационной безопасности особое внимание должно уделяться сегментированию граждан Российской Федерации на различные группы в целях более точного донесения информации об основных правилах информационной безопасности. Особое внимание при этом должно уделяться гражданам Российской Федерации в возрасте до 18 лет. Граждане Российской Федерации этой возрастной категории крайне уязвимы к различным угрозам информационной безопасности, в особенности к травле в цифровом пространстве, в силу своего возраста, отсутствия необходимых знаний в области информационной безопасности, а также регулярного и свободного использования информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), приводящего к ложному ощущению безопасности.

В этой связи необходимо с самого раннего возраста прививать гражданам Российской Федерации знания по всему спектру вопросов информационной безопасности, таких как распознавание фишинговых сайтов и писем, телефонного мошенничества, создание надежных паролей, распознавание недостоверной информации и другого вредоносного контента. Такой подход, реализуемый наряду с подходами, обозначенными в Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р, окажет положительное влияние на общий уровень грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, когда граждане Российской Федерации в возрасте до 18 лет перейдут в следующую возрастную группу.

Именно поэтому крайне важно вне зависимости от возраста или сферы деятельности прививать гражданам Российской Федерации культуру информационной безопасности, которая впоследствии будет способствовать непосредственному повышению общего уровня грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, сокращению финансового, морально-психологического и репутационного ущерба от преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, сохранности данных граждан Российской Федерации, в том числе персональных, повышению уровня доверия к цифровым сервисам, а также дальнейшей цифровизации экономики Российской Федерации.

II Основные принципы повышения уровня культуры информационной безопасности граждан

Исходя из необходимости и важности общего повышения грамотности по вопросам информационной безопасности граждан Российской Федерации и с учетом формирования практических и психологических навыков, государственная политика в области развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации реализуется в соответствии со следующими принципами:

ответственность государства за соблюдение законных интересов граждан Российской Федерации в информационной сфере;

консолидация усилий органов государственной власти, неправительственных и коммерческих организаций в работе по повышению грамотности граждан Российской Федерации в вопросах информационной безопасности;

проведение работы органами государственной власти по совершенствованию законодательства Российской Федерации, позволяющего на регулярной основе осуществлять реализацию мероприятий по повышению грамотности по вопросам информационной безопасности, в том числе для лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации;

проведение адаптированной под разные категории граждан Российской Федерации информационной кампании как основного способа повышения культуры информационной безопасности;

проведение на регулярной основе иных мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности;

формирование у граждан Российской Федерации ответственного отношения к личной информационной безопасности в цифровом пространстве.

III. Приоритетные задачи в области повышения уровня культуры информационной безопасности граждан

Стратегической целью государственной политики в области повышения культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации является формирование у них навыков противодействия угрозам информационной безопасности, в том числе информационно-психологическим угрозам, и, как следствие, повышение общего уровня грамотности по вопросам информационной безопасности граждан Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

проведение на регулярной основе мониторинга уровня грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, в том числе путем проведения ежегодного тестирования;

донесение на регулярной основе до граждан Российской Федерации значимости проблемы и последствий несоблюдения правил личной информационной безопасности;

формирование у граждан Российской Федерации, не интересующихся вопросами личной информационной безопасности, интереса к указанной теме;

повышение доверия к цифровым сервисам, в том числе к государственным;

обучение граждан Российской Федерации новым образцам поведения, основанным на правилах личной информационной безопасности;

выработка мероприятий по регулярному повышению грамотности по вопросам информационной безопасности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации;

снижение актуальности угроз информационной безопасности, а также повышение эффективности противодействия их реализации;

выстраивание взаимодействия органов государственной власти, неправительственных и коммерческих организаций, направленного на повышение грамотности граждан Российской Федерации по вопросам информационной безопасности;

создание дополнительных точек взаимодействия с каждой отдельной категорией граждан Российской Федерации в целях эффективного донесения до них информации о важности соблюдения правил личной информационной безопасности посредством выбора неформальных каналов коммуникации и актуальных интересов.

Механизмы реализации повышения уровня культуры информационной безопасности граждан

В рамках повышения культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации необходима выработка комплексного подхода, подразумевающего ряд мероприятий, среди которых:

проведение общей информационной кампании для граждан Российской Федерации, направленной на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности. Такая информационная кампания должна осуществляться на регулярной основе и проводиться посредством ненавязчивого донесения правил личной информационной безопасности преимущественно через интересующие граждан Российской Федерации темы на привычных площадках в сети “Интернет”. При этом следует учитывать, что современный человек ежедневно находится в негативном информационном потоке, что порождает частичную невосприимчивость к негативной информации. Поэтому распространять информацию о важности соблюдения правил личной информационной безопасности необходимо через фокусировку на позитивной мотивации.

Информационная кампания по вопросам информационной безопасности должна охватывать как граждан Российской Федерации, кто уже вовлечен в тему информационной безопасности и обладает определенными знаниями в этой области, так и тех граждан Российской Федерации, кто самостоятельно не интересуется указанными вопросами.

Указанная информационная кампания должна актуализироваться на ежегодной основе и встраиваться в интересы той или иной целевой аудитории. Для этого, в том числе в целях наиболее эффективного донесения информации до граждан Российской Федерации, на ежегодной основе должна проводиться их сегментация на возрастные группы, по увлечениям или иная другая сегментация, учитывая при этом особенности поведения каждой из таких групп в сети “Интернет”, а также тип потребляемого цифрового контента.

При проведении информационной кампании должен применяться весь спектр средств продвижения, включая информационные кампании на популярных информационных ресурсах, в средствах массовой информации, рекламу, в том числе наружную, интерактивное общение с пользователями.

При проведении информационной кампании по вопросам информационной безопасности для граждан Российской Федерации особое внимание должно уделяться наиболее уязвимым категориям граждан Российской Федерации. Такими возрастными категориями можно считать граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет и старше 45 лет.

Важно доносить информацию до указанных категорий граждан Российской Федерации через те каналы коммуникации, которые отвечают их интересам.

Так, например, необходимый уровень вовлеченности граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет в вопросы личной информационной безопасности могут обеспечить совместные проекты с лидерами мнений, в том числе в сети “Интернет”. В том числе представляются эффективными игровые механики, такие как конкурсы, а также непосредственное встраивание в игровую тематику в формате обучающей видеорекламы.

Также важно предусмотреть системную работу по включению в образовательную программу уроков по повышению грамотности по вопросам информационной безопасности.

Для граждан Российской Федерации старше 45 лет наиболее эффективным каналом донесения информации является донесение информации посредством размещения социальной рекламы, в том числе на справочно-информационных порталах в сети “Интернет”, в центрах государственных услуг, городских поликлиниках и т.д.

Вместе с тем является целесообразным создание специального курса по информационной безопасности, содержащего материалы по основным вопросам информационной безопасности, наиболее актуальным для этой возрастной категории;

повышение грамотности по вопросам информационной безопасности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации.

Учитывая специфику прохождения гражданской и муниципальной службы, при повышении грамотности такой категории граждан принципиально важным является параллельное освоение теоретических и практических навыков по вопросам информационной безопасности. Стремительное увеличение угроз информационной безопасности, обусловленное в том числе складывающейся геополитической обстановкой, требует быстрого получения первых положительных результатов от реализации мероприятий, направленных на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности. При этом важно, чтобы лицо, проходящее государственную гражданскую и муниципальную службу Российской Федерации, получало не только теоретические навыки по вопросам информационной безопасности, но и умело противостоять угрозам информационной безопасности в реальной жизни. Соответственно в повышении грамотности гражданских служащих по вопросам информационной безопасности важен баланс теории и практики.

При этом важно отметить, что мероприятия по повышению грамотности лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, должны осуществляться на регулярной основе. В этой связи, в том числе ввиду специфики осуществления служебной деятельности, предполагающей наличие навыков безопасного использования информационных технологий, отсутствие которых может нанести ущерб объектам информационной инфраструктуры Российской Федерации, должна быть предусмотрена обязанность на ежегодной основе в течение всего периода прохождения лицами, замещающими должности государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации, участвовать в мероприятиях, направленных на повышение грамотности по вопросам информационной безопасности.

Ожидаемые результаты

Реализация настоящей Концепции будет способствовать непосредственному повышению уровня грамотности широких слоев населения Российской Федерации по вопросам информационной безопасности, сокращению финансового, морально-психологического и репутационного ущерба представителей широких слоев населения Российской Федерации от преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, сохранности их данных, в том числе персональных, повышению уровня доверия к цифровым сервисам, а также дальнейшей цифровизации экономики Российской Федерации.

Утверждена Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан РФ. Ее реализация поручена Минцифры совместно с другими заинтересованными органами власти. Регионы должны учитывать положения Концепции при формировании и осуществлении своих программ в указанной сфере.

В рамках повышения культуры информационной безопасности граждан необходим комплексный подход, подразумевающий в т. ч. проведение общей информационной кампании для населения, направленной на повышение грамотности по вопросам информбезопасности. Также при формировании культуры информационной безопасности особое внимание должно уделяться сегментированию граждан РФ на различные группы в целях более точного донесения информации об основных правилах информационной безопасности. Уязвимыми к угрозам называются граждане до 18 лет и старше 45 лет. Им предлагается доносить информацию через отвечающие их интересам коммуникации.

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются, в частности, повышение уровня грамотности населения по вопросам информационной безопасности, сокращение финансового, морально-психологического и репутационного ущерба граждан от преступлений с использованием ИТ-технологий, повышение уровня доверия к цифровым сервисам и дальнейшая цифровизация экономики государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *