Лилия Муравьева План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»
План самообразования педагога-психолога по теме: «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»Муравьевой Лилии Галиулловны
Цель: Повышение своего профессионального уровня; предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Подготовительный:2013-2014 учебный год
Публикация «План самообразования педагога-психолога „Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Задачи: Знакомство и изучение практических методов использования различных коммуникативных игр в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования, обмен опытом с психологами дошкольного образования).
Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме
Диагностический : 2014-2015 учебный год
Задачи: Создание программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов коммуникативных игр.
Практический : 2015-2016 учебный год
Задачи: Введение в практику коррекционной работы коммуникативных игр.
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на коммуникативных играх для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
Обобщение собственного опыта психологической деятельности.
Задачи: Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.
по самообразованию педагога-психолога
на 2015 – 2016 учебный год.
Цели и задачи темы на данный учебный год.
-Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии дошкольников;
-Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;
-Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;
– Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.
Изучение передовых исследований, опыта коллег по выбранной теме (например: посещение занятий и развлечений, просмотр видео занятий, конспектов на профессиональных сайтах)Изучение материалов на интернет ресурсах
Посещение Республиканского семинара-практикума, конференций, просмотр видеозанятий, конспектов занятий.
Практическая реализация по теме самообразования:
Работа с детьми:
Коррекционно-развивающие занятия с использованием коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.
Работа с родителями:
Разработка консультаций и бесед для родителей воспитанников основанных на коммуникативных играх.
Работа со специалистами:
Программа коррекционно- развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Доклад на педагогическом совете детского сада
Изученная литература по теме:Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
А. Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет» Москва, 2012
Л. В. Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду» Ростов-на-Дону, 2006
Л. В. Красильникова «Развитие речевой активности детей 6-7лет» Москва, 2010
С. Коноваленко «Как подготовить ребенка к школе» Москва, 2004
Е. Э. Кочурова «Готовимся к школе»Москва, 2007
С. А. Козлова «Я и мои друзья» Москва, 2007
Л. Ф. Блинова «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Москва,2007
М. В. Корепанова «Познаю себя» Москва, 2007
М. Р. Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» Волгоград, 2009
Н. А. Сакович “Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования” (Учебно-методическое пособие) Часть 2.
Марина Щербакова План по самообразованию педагога-психолога
«Развитие профессиональных компетенций педагога-психолога как фактора повышения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
Тема самообразования: «Развитие профессиональных компетенций педагога-психолога как фактора повышения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса»
Сроки реализации: 2021-2022 гг.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога-психолога.
• изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
• изучить опыт педагогов;
Публикация «План по самообразованию педагога-психолога» размещена в разделах
• разработать рабочие программы;
• обобщить опыт психолого-педагогической работы по теме самообразования.
План мероприятий Примерный срок (год) реализации
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
1. Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах 2021– 2022
2. Прохождение курсов профессиональной переподготовки 2022
4. Изучение применения новых техник и приёмов в работе педагогов-психологов в области развития и коррекции 2021-2022
5. Участие в профессиональных конкурсах 2022
Использование современных образовательных технологий
1. Использование возможностей Интернет на индивидуальных и групповых занятиях постоянно
2. Составление мультимедийных презентаций для проведения занятий и родительских собраний постоянно
3. Составление собственных авторских разработок и использование их в коррекционно-развивающей работе систематически
5. Проведение мастер-классов 2022
6. Внедрение полученных умений и навыков в практику 2021-2022
Обобщение и распространение собственного психолого-педагогического опыта
1. Выступление перед коллегами на педсоветах 2021-2022
2. Профессиональные публикации, памятки, консультации для педагогов и родителей 2021-2022
Коррекционная и развивающая работа с воспитанниками и педагогами
1. Совершенствовать систему поддержки стабильного эмоционального состояния подготовки в период подготовки к школе постоянно
2. Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования 2021-2022
3. Повышение знаний у педагогов в области обучения и воспитания детей разных возрастов постоянно
1. Повышение качества психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
2. Разработанные рабочие программы.
3. Проведённые открытые мастер-классы.
4. Доклады и выступления.
5. Разработка дидактических материалов.
6. Разработка и проведение коррекционных и развивающих занятий по освоенным методам и технологиям.
7. Сформированный пакет материалов по различным психолого-педагогическим технологиям.
Тема самообразования на следующий год 2022-2023: «Психологическая диагностика детей раннего возраста».
профессионального развития педагога-психолога
Педагог-психолог: Сагитова Аделина Ильясовна
2016-2017. Подготовительный этап
1. Составление перспективного плана работы по самообразованию на тему «Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников с ОНР».
2. Подбор методической литературы.
3. Знакомство с опытом коллег в районе и городе по выбранной теме самообразования.
Публикация «План самообразования педагога-психолога „Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников с ОНР“ на 2016–2021 уч, годы» размещена в разделах
4. Подготовка и оборудование психокоррекционного и развивающего инструментария.
2017-2018. Диагностический этап
1. Обогащение диагностической базы по познавательным процессам (расширение папки методик по диагностике памяти, внимания, мышления и т. д.)
2. Внедрение новых диагностических методик в образовательный процесс в соответствии с перспективным планом и запросом ДОУ.
3. Изучение полученных результатов, оценка успешности внедрения.
4. Анкетирование воспитателей и педагогов: «трудности в обучении детей».
2018-2019. Практический этап
1. Выступление на родительском собрании в подготовительных к школе группах по теме «Развитость внимания как основной фактор в успешном освоении школьных знаний».
2. Комплексная диагностика познавательных процессов в подготовительных группах.
3. Разработка программы по развитию познавательных процессов у детей с ОНР 5-6 и 6-7 лет «Знайка-понимайка».
3. Реализация программы в течение года.
4. Повторная комплексная диагностика познавательных процессов в подготовительных группах.
5. Оценка успешности разработанной программы.
2019-2020. Аналитический
1. Выступление на педсовете с сообщением «Игры на развитие познавательных процессов в режимных моментах ДОУ»
2. Подведение итогов прошедших этапов плана самообразования.
3. Переосмысление и внесение правок в программу развития детей с ОНР.
4. Выступление на МО района с темой «Инновационные технологии развития познавательных процессов в ДОУ»
5. Получение рецензии на программу «Знайка-понимайка».
2020-2021. Внедренческий
1. Внедрение и реализация про-граммы в ДОУ «Знайка-понимайка».
2. Подготовка и сопровождение воспитанников групп ОНР в районных и городских конкурсах одаренных детей.
3. Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Анастасия Крылова Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ (самообразование)
Индивидуальная программа по самообразованию педагога
«Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ»
г. Лодейное Поле
3. Содержание программы:
3.1 Пояснительная записка.
3.3 Индивидуальная тема самообразования
3.4. Цель и задачи.
3.5. Сроки реализации.
Публикация «Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ (самообразование)» размещена в разделах
3.6. Этапы реализации программы.
3.7. План мероприятий по реализации программы
3.8. Ожидаемые результаты.
3.9 Достигнутые результаты по окончании каждого этапа.
4. Приложения к программе.
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», родители – это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
В то же время данные исследований показывают, что современными родителями недооценивается значение эмоциональной поддержки ребенка в ходе его развития.
Часто из-за недостаточной педагогической и психологической компетентности родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей,
Успешный результат в развитии личности ребенка можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного этапа ребенка.
Одна из задач педагога-психолога ДОУ – психологическое сопровождение образовательного процесса, организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Разработка индивидуальной программы по самообразованию по данной теме позволяет мне наметить перспективы своего профессионального роста, выстроить систему взаимодействия с детьми и родителями с использованием современных форм сотрудничества.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Задача педагогов ДОУ – не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования определяет принцип сотрудничества с родителями в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
В психологии «Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов воспитанников.»
Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Как показывают многие психологические теории, взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития.
Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, поведение родителей и характер их взаимоотношений создают модель поведения, на основе которой ребенок взаимодействует с окружающим его социумом, проблема гармонизации отношений в семье является первостепенной в работе педагога-психолога образовательного учреждения.
Я работаю педагогом-психологом на группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детьми старшего дошкольного возраста, что определяет специфику моей деятельности.
В своей работе с детьми я должна учитывать психологические возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с тяжелым нарушением речи.
Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от состояния его речи, а системный речевой дефект часто приводит к проблемам в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, так же могут наблюдаться замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость, повышенная возбудимость и т. д.
В работе с педагогами я должна способствовать реализации адаптированной образовательной программы, оказывать им помощь в осуществлении индивидуального подхода к ребенку.
В работе с родителями я постоянно ищу новые современные формы и средства общения с целью повышения их педагогической и психологической компетентности, оптимизации детско-родительских отношений.
Считаю, что благоприятные взаимоотношения родителей с детьми подразумевают устойчивую потребность во взаимном общении, откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, понимание, умение слушать и слышать друг друга.
Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, чтобы каждому ребенку было обеспечено психологическое благополучие.
Модели взаимодействия педагога – психолога с родителями находятся в стадии разработки и апробации, не существует единого подхода к реализации данного процесса. Каждый педагог-психолог ищет свой путь, выбирает наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы взаимодействия.
Моя цель – в результате разработки и реализации индивидуальной программы по самообразованию установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
3.3 Тема Индивидуальной программы по самообразованию «Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога – психолога ДОУ»
3. 4 Цель:
Повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности педагога-психолога в организации сотрудничества с родителями воспитанников.
Поиск и изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования
Изучение методик и технологий по эффективным формам взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников
Разработка Плана мероприятий по реализации Индивидуальной программы по самообразованию
Разработка конспектов занятий, совместных игр с детьми по формированию детско-родительских отношений
Подбор материалов по анкетированию воспитанников и родителей с целью проведения первичного и заключительного мониторинга эффективности реализации программы по самообразованию
Разработка консультативных материалов для воспитателей по повышению психологической компетентности в сотрудничестве с семьями воспитанников
Разработка сценариев встреч, тренингов, деловых игр с родителями и их проведение
Создание в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия
Обобщение и передача педагогического опыта : показ открытых занятий и мероприятий, сообщения на педсовете, выступления по теме на районном методическом объединении педагогов-психологов, публикация на сайте ДОУ, в социальных сетях, участие в профессиональных конкурсах.
3. 5 Срок реализации программы: 2 года
3.6 Этапы реализации программы.
№ Этапы Содержание работы Практическая деятельность Сроки
1 Диагностический 1. Определение цели и задач программы.
2. Составление плана мероприятий, направленных на углубленную работу над темой.
3. Подбор ииновационных методик, технологий.
4. Изучение собственных возможностей и потребностей.
5. Подборка материала: игры, картинки, видеоматериалы.
6. Изучение нормативно – правовой базы, изучение научно – методической литературы по теме самообразования
7. Изучение прогрессивного психологического опыта по проблеме.
8. Определение критериев проведения мониторинга.
9. Прогнозирование результатов
10. Анкетирование родителей. 1. Изучение и анализ методической литературы по данной теме.
2. Изучение современных подходов к теме, опыта коллег.
3. Разработка перспективного плана взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.
4. Анализ родительских анкет сентябрь-октябрь 2020 г
2 Практический 1. Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников.
2. Организация проектной деятельности
3. Взаимодействие с семьей, педагогами
4. Создание буклетов, информации для информационных стендов, рекомендаций для родителей
1. Проведение индивидуальных консультаций, групповых собраний, тренингов, семинаров-практикумов.
2. Оформление родительских стендов
3. Раздача буклетов
4. Реализация проектов
5. Показ занятий
6. Публикация информации на сайте ДОУ
2020-2021 г., 2021- 2022г. старшая и подготовительная группа
3 Обобщающий. 1. Обобщение опыта на уровне ДОУ
2. Подведение итогов проделанной работы
3. Итоговый мониторинг
4. Корректировка программы
5. Оформление результатов, презентации материалов на методических объединениях. 1. Проведение итогового мониторинга
2. Анкетирование родителей
3. Анализ проделанной раоты и внесение изменений в программу. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми
4. Вступления на педсоветах. апрель-май 2022 г. подготовительная группа
4 Внедренческий 1. Продолжение работы по апробации активных форм взаимодействия с родителями воспитанником
2. Распространение педагогического опыта на различных сайтах. 1. Распространение опыта на РМО педагогов-психологов.
2. Участие в конкурсах на разных майтах. с октября 2021 г. по настоящее время.
3.7 План мероприятий по реализации программы по самообразованию
№ План мероприятий Примерные сроки реализации
I этап диагностический сентябрь-октябрь 2020 г.
1 Изучение научно-методической литературы
2 Подборка материалов, пособий.
3 Подбор и разработка диагностического материала
4 Разработка индивидуальной образовательной программы по самообразованию
5 Составление плана мероприятий по реализации программы
II этап практический
Старшая группа (2020-2021 уч. год)
6 Анкетирование родителей. («Давайте познакомимся», «Роль родителей в воспитании ребёнка», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Темперамент вашего ребенка» октябрь
7 Проведение мониторинга октябрь
8 Разработка буклета для родителей «Работа педагога-психолога в ДОУ»
9 Собрание-знакомство с элементами тренинга «Работа педагога-психолога в ДОУ» октябрь
10 Оформление стенда для родителей в группе
«Чем занимается психолог с детьми?» октябрь
11 Информация на сайт ДОУ о проведенном собрании октябрь
12 Индивидуальные консультации, беседы для родителей (по запросу) в течение года
Индивидуальные консультации, беседы для педагогов (по запросу) в течение года
14 Тренинг для родителей «Радость воспитания» ноябрь
15 Оформление информационного стенда «Развитие у ребёнка уверенности через игру» ноябрь
16 Информация на сайт ДОУ о проведенном тренинге ноябрь
17 Психолого-педагогическое занятие с детьми «Мамочка любимая» ноябрь
18 Пальчикова гимнастика «Мамин день», «Помощники» ноябрь
19 Фотовыставка в группе «Моя мама» ноябрь
20 Съёмка видеоролика ко дню матери ноябрь
21 Публикация видеоролика в группе ВК ноябрь
22 Неделя психологии декабрь
23 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии декабрь
24 Участие в вебинаре «Родительские собрания. Нестандартные решения» на международном портале «ФГОС онлайн» январь
25 Разработка проекта «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу» январь
26 Опрос педагогов январь
27 Анкетирование пап февраль
28 Разработка буклетов для родителей «Роль отца для дочери», «Авторитет отца для сына» февраль
30 Подготовка видеоролика «Мой папа самый лучший» февраль
31 Тренинг «Роль отца в воспитании детей» февраль
32 Оформление информационнного стенда «Роль отца в воспитании ребёнка», «Что может сделать папа, чтобы сделать ребенка счастливым», «Ошибки, которые совершать нельзя», «Игры с папами» февраль
33 Психолого-педагогическое занятие для детей «Защитники отечества» («Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет под ред. Н. Ю. Куражевой) февраль
34 Пальчикова гимнастика «Бойцы-молодцы», «23 февраля», «Солдатская каша» февраль
35 Психолого-педагогическое занятие для детей «Я и моя семья» («Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет под ред. Н. Ю. Куражевой) февраль
36 Акция «В садик вместе с папой» февраль
37 Сюжетно-ролевые игры «Строим корабль», «Погогаем папе», «Гараж», «Военная база» февраль
38 Организация встречи с папами разных профессий февраль
39 Фотовыставка «Мой папа в детстве» февраль
40 Оформление выставки «Поделка вместе с папой» февраль
41 Изготовление пригласительных для пап. февраль
42 Встреча в психологической гостиной «Играем вместе с папой» (игровое детско-роительское занятие) февраль
43 Изучение мнения родителей, педагогов о проведенной работе. (анкетирование) февраль
44 Систематизация и обобщение полученного опыта. февраль
45 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. февраль
46 Анкетирование родителей «Стиль воспитания в семье» март
47 Консультация для родителей «Стили воспитания» март
48 Оформление информационного стенда «Психологическая безопасность ребёнка» март
49 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. март
50 Анкета для родителей «Гиперактивный
51 Рекомендации родителям гиперактивного ре ребёнка. (стенд в приемной) апрель
52 Подведение итогов проделанной работы май
53 Распространение педагогического опыта в течение года
Подготовительная группа (2021-2022 уч. год)
54 Составление плана мероприятий по реализации программы на 2021-2022 уч. год. сентябрь
55 Организация работы почты «Доверия. сентябрь
56 Обработка писем почты «доверия». Выявление интересов, потребностей, запросов родителей. сентябрь
57 Оформление и пополнение стендов для родителей в приемной по запросам. в течение года
58 Анкета для родителей «Скоро в школу!». октябрь
59 Анкетирование детей. октябрь
60 Разработка буклета для родителей «Как
определить готов ли ваш ребёнок к школе» октябрь
61 Создание интерактивной презентации к
62 Консультация для родителей с элементами тренинга «Психологическая готовность к школе» октябрь
63 Оформление информационного стенда в приемной «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности» октябрь
64 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. октябрь
65 Психолого-педагогическое занятие для детей «Мой папа-мой друг». октябрь
Съёмка видеоролика ко дню отца. октябрь
67 Публикация видеоролика в группе ВК октябрь
68 Оформление информационного стенда в приемной «Как бороться с детскими страхами» ноябрь
69 Анкетирование родителей и педагогов. Тест тревожность Тэмпл, А. Дорки ноябрь
70 Участие в РМО педагогов-психологов. Показ тренинга «Радость воспитания». ноябрь
71 Консультация для родителей «Правила поведения для родителей тревожных детей» (инф. стенд) ноябрь
72 Индивидуальные консультации, беседы для родителей (по запросу) в течение года
73 Индивидуальные консультации, беседы для педагогов (по запросу) в течение года
74 Консультация для родителей «Чем и как занять ребенка дома на каникулах» декабрь
75 Подбор материала для тренинга, создание буклета январь
76 Тренинг «По тропе родительской любви». февраль
77 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. февраль
78 Оформление информационного стенда в приёмной «Поощрение и наказание детей» февраль
79 Подготовка материала для проведения совместного занятия для родителей и детей. март
80 Совместное занятие для родителей и детей «Мы вместе» март
81 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. март
82 Прохождение курсов повышения квалификации «Актуальное содержание и эффективные практики
психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста», ЛОИРО. март-июнь
83 Участие в проведении дней открытых дверей в ДОУ. Экскурсия в кабинет психолога, в сенсорную комнату. апрель
84 Участие в межрегиональном научно-практическом семинаре «Современный детский сад : новые векторы взаимодействия с семьями дошкольников с ОВЗ» ЛОИРО апрель
85 Подготовка к интеллектуальному турниру «Умники и умницы» апрель
86 Проведение интеллектуального турнира «Умники и умницы». (приглашаются родители и педагоги» апрель
87 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. апрель
88 Оформление информационного стенда в приёмной «Рука развивает мозг»» апрель
89 Итоговая консультация «На пороге школы» (Индивидуальная консультация для родителей по итогам диагностики готовности к школе) май
III Обобщающий этап
90 Итоговый мониторинг май
91 Анализ проделанной работы и внесение изменений в программу. май
92 Систематизация и обобщение полученного опыта (отчет по теме самооразования). Выступление на педагогическом совете. май
IV Внедренческий этап.
93 Распространение опыта на различных сайтах.
Участие в конкурах на разных сайтах
3. 7 Ожидаемые результаты:
повышение профессионализма и уровня психологической компетентности
пополнение информационно-методического банка по исследуемой теме
(разработка и составление конспектов занятий с детьми, семинаров- практикумов для родителей, консультаций, выступлений, буклетов, презентаций; разработка дидактического и наглядного материала для совместных детско-родительских занятий)
опыт проведения тренингов, мастер-классов
разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме
распространение собственного психолого-педагогического опыта среди коллег
для педагогов ДОУ :
повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей, в вопросах воспитания детей
формирование близких доверительных отношений с членами семьи,
основанных на позиции сотрудничества и партнерства
создание благоприятных условия для всестороннего развития детей,
для органичного вхождения ребенка в современный мир социальных
отношений, повышение самооценки ребенка
успешность воспитанников в коррекции речи, освоении адаптированной образовательной программы, формировании предпосылок школьной готовности
повышение компетентности родителей по вопросам воспитания детей
положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми
повышение мотивации у родителей в сотрудничестве с педагогами ДОУ
гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников
проявление интереса родителей к образовательному процессу в ДОУ.
Результаты работы на 1-м этапе :
Разработан План мероприятий по реализации программы
Разработаны диагностические материалы по теме для детей и родителей
Подобраны педагогические технологии, формы и методы работы
Результаты работы на 2-м, практическом этапе
Активно применялись различные формы взаимодействия с родителями : коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные.
Так, был реализован проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу», в рамках которого проведены:
Акция «В садик вместе с папой», фотовыставка «Мой папа в детстве» оформление выставки «Поделка вместе с папой», видеоролик «Мой папа самый лучший, изготовление памяток для пап, итоговым событием стала встреча в психологической гостиной «Играем вместе с папой» (игровое детско-родительское занятие).
Интересно прошли тренинги «Радость воспитания» и «Роль отца в воспитании детей». Создана Почта доверия с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей.
Результаты работы на 3-м, обобщающем этапе
Реализован План мероприятий по реализации Программы
Проведен сравнительный мониторинг по теме для детей и родителей
Разработаны и оформлены практические материалы: сценарии
родительских собраний, тренингов, консультативные материалы
Проведен анализ и корректировка Программы с целью дальнейшего
Результаты мониторинга детей и родителей подтверждают эффективность реализации Программы.
Я считаю, что реализация Программы и проведенная работа повлияли на повышение качества образовательного процесса.
Это – успешная речевая коррекция, освоение образовательной программы, формировании предпосылок к учебной деятельности.
Результаты реализации 4-го этапа, внедренческого.
открытых занятий и мероприятий, выступления по теме на районном
публикации на сайте ДОУ, в социальных сетях,
Оксана Баяшкина План по самообразованию педагога-психолога ДОУ
ТЕМА: «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения»
Психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих
а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом
б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Публикация «План по самообразованию педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
Цель: Психологическое здоровье детей, как один из критериев успешной работы дошкольного учреждения
Задача: Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования.
1. Тема по самообразованию
№ п/п Название темы Сроки изучения
1. « Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения»
2. Программное обеспечение
№ п/п Название Сроки изучения
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. ; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015год постоянно
2. Дополнительные программы и методические пособия:
1. Н. Ю. Куражева «Цветик-семицветик» (Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет, 2014г. ;
2. – Н. Ю. Куражева «Цветик-семицветик» (Программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет, 2014г.
3. Программа для профилактики и коррекции ситуативной тревожности у дошкольников
4. Программа по профилактике и коррекции страхов у дошкольников
( Используемые методики: “Рисуем страхи”, игровые упражнения) 1 год
3. Методическая подготовка
1. Изучить методическую литературу:
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду;
Кравцова М. М. « Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»
Минаева В. М. « Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»
Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.
Хухлаева О. В. « Лабиринт души. Терапевтические сказки 1 год
4. Психолого – педагогическая подготовка
1. Пособия Р. В. Овчаровой
(“Справочная книга психолога”) постоянно
2. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи. – М. : Просвещение, 1960г. постоянно
3. Боголюбская М. К. , Шевченко В,В, «Психолого-педагогические основы игры дошкольников»– М. , Просвещение,1970г. Детская психология. Под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. Н Панько. 1988г.
Д. Б. Эльконин. Психология игры. — М., 1978
В. В. Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М. ,1998
О. В. Узорова, Е. А. Нефедорова. Пальчиковая гимнастика. – М. ,2002
Ю. В. Останкова. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению. – Волгоград. ,2008
О. М. Дьяченко. Развитие воображения дошкольника. – Москва 1996
Л. В. Черемошкина. Развитие памяти детей. – Ярославль 1997
Е. В. Колесникова. Математика для детей 4-5 лет. – М. ,2007
Л. С. Волкова, С. Н. Шаховский. Логопедия. – Москва 2002
Б. П. Пузанова, С. С. Степанов, Дефектология справочник-словарь. – Москва 2007 постоянно
5. Участие в работе педагогических советов и методических объединений
№ п/п Дата Вид деятельности Тема доклада
2018 г. Защита актуальности темы по самообразованию
Установочный педсовет План по самообразованию на 2018-2019 уч. год
Педсовет «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения»
3. Декабрь 2018 Тренинг для педагогов
(по психологическому здоровью)
Педсовет «Настроение и здоровье»
2019г. Отчет по теме самообразования
Презентация на итоговом педсовете Отчет по теме самообразования
6. Работа с родителями по теме самообразования
1. Сентябрь Анкетирование родителей
(адаптация) «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
4. Октябрь Консультация для родителей «Ваш ребенок идет в детский сад»
5. Ноябрь Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей»
6. Декабрь Рекомендации родителям «Как родителям помочь застенчивому ребенку»
7. Январь Советы родителям «Детские страхи»
8. Февраль Консультация для родителей «Растим будущего мужчину»
9. Март Буклет для родителей «Моя милая мама»
10. Апрель Консультация для родителей «Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания»
11. Май Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школе»
7. Взаимодействие с социумом
№п/п Дата Вид деятельности Взаимодействие
1. В течение года Экскурсии с детьми в музейную комнату МБУ ДО «Центр детского творчества»
8. Методические разработки
№ п/п Дата Наименование Место
2019 г. Буклет: «Психологическое здоровье ребенка» Педсовет ДОУ
2019 г. Памятки для педагогов будущих первоклассников Методическое объединение педагогов ДОУ
10. Информационно – коммуникационные технологии
1. – «Наш ребенок»;
– «Логопед и психолог ОНЛАЙН»;
– ТЕСТотека. Подготовка к ОД, обработка данных диагностики, отбор дидактического материала,
ознакомление с опытом работы, взаимообмен информацией, распространение своего собственного опыта.
– информационный сайт.
– информационный портал
– психологический портал;
– Страна детства;
– «Библиотека научной и студенческой информации»;
– «Все о детях».
– «Глубинная психология: учения и методики»
– информационный сайт;
– «Информационный сайт для студентов»;
– «Энциклопедия школьного психолога».
– «Энциклопедия школьного психолога»;
– «Гуру в мире тестов»;
– «Логопед и психолог ОНЛАЙН».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Браженский детский сад»
«Изучение и внедрение инновационных
и приемов в работе
с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
с. Бражное 2022г.
План самообразования педагога-психолога ДОУ на 2022-2026 гг.
«Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе с родителями
Изучить методическую тему по«внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;
-создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
-повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка;
-обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения.
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их психологического здоровья;
-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-апробировать и внедрить на базе данного детского сада новые формы и приемы работы с семьями по укреплению детско-родительских отношений;
-создавать условия для вовлечения семьи в единое образовательное пространство.
Актуальность данной темы.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.
Изучение влияния семьи является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Методы просвещения и профилактики дисгармоничных
– исследовательско-проектные, ролевые, имитационные игры;
– буклеты, памятки, издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей ДОУ;
– повышение психолого-педагогической компетентности педагога-психолога ДОУ;
– положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми.
– сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка;
– подготовка родителей к новой позиции «я – родитель будущего школьника», изучение способов общения с детьми для успешной адаптации к школе.
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
учета проделанной работы по самообразованию 2022-2023гг.
за _________________ 20___г.
Дата _____________ ______________ Шабловская А. Н.
В помощь педагогам – психологам по выбору темы для самообразования
Скачать
Темы самообразования педагога-психолога ДОУ
1. « Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»2. Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста3. Агрессивность у детей дошкольного возраста4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности5. Психологическое обеспечениеадаптационного периода ребёнка в дошкольном образовательномучреждении6. Развитие внимания у детей в группе коррекционно- развивающего обучения.7. Влияние развивающих игр на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста.8. Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ.9. Эмоциональное развитие детей в условиях ДОУ10. Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через метод психологической коррекции –сказкотерапию.11. Психолого-педагогический тренинг как эффективный метод работы с воспитанниками детского сада 12. Психологическая диагностика детей раннего возраста.13. Коррекционные занятия с детьми повышенной тревожности14. Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ.15. Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей16. Формирование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.17. Развитие творческих способностей младших школьников18. Познавательное развитие дошкольников как успешность обучения в школе19. Развитие воображения дошкольников методами песочной терапии 20. ” Развитие и коррекция эмоциональной сферы у старших дошкольников ДОУ.21. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР.22. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе.23. Развитие воображения и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.24. Профилактика профессионального выгорания педагогов.25. Критическое мышление у детей дошкольного возраста.26. Программа развития эмоциональной и познавательной сферы старших дошкольников в условиях сенсорной комнаты27. Снижение уровня агрессивности с помощью сказкотерапии.28. Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте.29. Формирование адекватной самооценки у дошкольников.30. Влияние взрослых на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в ДОУ.
План самообразования педагога-психолога ДОУ на 2019-2024 гг.
«Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приемовв работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
Изучить методическую тему по и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений».
– буклеты и газета, издаваемые педагогом-психологом в ДОУ для родителей.
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
учета проделанной работы по самообразованию 2019-2020гг.
АНАЛИЗ №______
педагога-психолога МБДОУ №1 «Улыбка»
Дата _____________ ______________ Южакова С. А.
Детский сад №1 «Улыбка»
Разработала: Южакова С. А.