Виды деятельности в ДОУ
«Красящие вещества ягод»
Познакомить с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет; показать, что если соком капнуть на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости останется пятно, такого же цвета, как и сама ягода.
3-4 различных вида ягод (малина, смородина, темный виноград, арбуз и т.д.); листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, лупа, клеенка.
О. В. Дыбина
«Красящие вещества фруктов»
Познакомить с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет; показать, что если соком капнуть на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости останется пятно, такого же цвета, как и сам фрукт.
«Где прячутся детки?»
Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.
Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена; клеенка, лупа.
«Легкий — тяжелый»
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом.
«Такие разные листики»
Способствовать развитию умения различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету и форме; находить дерево, с которого упал лист.
Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши на каждого ребенка.
«Как листики летают по ветру?»
Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы.
«Древесина, ее качества и свойства»
Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.
«Что в пакете?»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
«Игры с соломинкой»
Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.
«Игры с воздушным шариком и соломинкой»
Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).
«Надувание мыльных пузырей»
Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце; мыльный раствор в емкости, предмет.
«Ветер по морю гуляет»
Таз с водой, модель парусника.
«Ткань, ее качества и свойства»
Способствовать развитию умения узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
«Узнаем, какая вода»
Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой полная; третья — с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с
добавленным ванильным сахаром); стаканчики для детей.
«У воды нет вкуса и запаха»
Выявить, что у воды нет вкуса и запаха.
Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей.
«Изготовле-ние цветных льдинок»
Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки.
Развивать знания детей о том, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней находятся.
Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки, мелкие игрушки.
«Веселые человечки играют»
Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; со строением лица — нос, глаза, брови, рот; с волосами.
Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).
Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).
Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.
«Нарисуем свой портрет»
Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.
Маркеры, губки, зеркала (одно большое, например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.
Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.
«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.
«Горячо — холодно»
Научить определять температурные качества веществ и предметов.
Емкости с водой разной температуры, ванночка, куклы – голыши.
Научить определять температуру веществ и предметов.
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).
«Бумага, ее качества и свойства»
Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
«Глина, ее качества и свойства»
Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.
«Песок и глина. Сыпучесть»
Побуждать детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть.
Стаканчики с песком и сухой глиной, лупа, лист бумаги или клеенка.
«Песок и глина. Рыхлость»
Побуждать детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость.
Стаканчики с песком и сухой глиной, лупа, клеенка, небольшие палочки по количеству детей.
«Что в коробке?»
Познакомить со значением света, с источниками гнета (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что гнет не проходит через непрозрачные предметы.
Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».
Зеркала по количеству детей, источник света.
«Игры с цветными стеклыш-ками»
Побуждать детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения; выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.
Стеклышки или пластиковые листы разного цвета, принадлежности для рисования.
Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).
Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).
Способствовать развитию умения определять по издаваемому звуку предмет.
Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
«Музыка или шум?»
Побуждать детей определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).
«Подуй на свечу»
Показать детям, что огонь может менять направление при изменении потока воздуха.
Спички, свеча, подставка.
Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо.
Металлическая тарелочка или поднос, спички, кусочки бумаги, деревянные палочки, металлические предметы (гвоздь, гайка, ложечка), стакан с водой.
«Как очаровать червя?»
Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут свою кожу от высыхания), чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.
Лужайка (клумба или вертикальная выемка грунта) со слегка влажной почвой; вилы, лопата, лейка с водой; бубны.
Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ
В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.
Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.
На занятиях с педагогом дети формируют практические умения и навыки экспериментирования
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.
Возрастные особенности детей 3–4 лет
В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.
Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):
Проводя опыты, воспитанники расширяют представления о свойствах того или иного объекта действительности
Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.
Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:
Во время проведения опытов в группе создаётся благоприятная атмосфера, укрепляются дружеские взаимоотношения
Виды опытно-экспериментальной деятельности
Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
Основное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, позволяет получить реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта.
Подборка практических занятий по видам экспериментирования
В рамках опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы можно проводить:
Личностный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности осуществляется через выполнение воспитанниками заданий разных уровней, распределение действий по подгруппам. Например, на занятии «Имеет ли форму вода?» первой подгруппе даётся задание вылить воду из стаканчика на поднос и провести наблюдение, какую форму примет жидкость. Вторая подгруппа переливает воду из стаканчика в колбу, из колбы — в фигурную вазочку, из вазочки — в бокал, из бокала — на поднос. Предполагается, что воспитанники первой подгруппы сделают элементарный вывод: вода не имеет формы. Воспитанники второй способны дополнить представления о свойствах этой жидкости: вода не имеет формы, но принимает форму сосуда, в котором находится.
Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе допускается совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения воспитанника.
В младшей группе можно попросить сильного воспитанника показать последовательность выполнения действий эксперимента для одногруппников
Оформление центра экспериментирования во второй младшей группе ДОУ
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении группы создаётся центр экспериментирования, для функционирования кружка опытно-экспериментальной деятельности выделяется отдельная комната под мини-лабораторию. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. В центре экспериментирования предусматривается место для тематических выставок (к Неделе экологии, Празднику воды, Зимнему фестивалю и др.) и стенд для демонстрации деятельности ребят: здесь размещаются стенгазеты, итоговые проектные работы, фотоколлажи и т. д.
Для воспитанников второй младшей группы рекомендуется создание центра песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.
Желательно, чтобы центр песка и воды находился в непосредственной близости от умывальной комнаты
Материальная база опытно-экспериментального центра:
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль), красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Воспитатель знакомит малышей с ними, демонстрирует допустимые варианты исследования, озвучивает правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.
Примеры оформления центров экспериментирования
Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.
В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.
В процессе экспериментирования педагог проговаривает всё происходящее
Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.
При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).
Формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет
Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.
Вызвать интерес детей в начале занятия поможет демонстрация объекта исследования
Примеры мотивирующего начала занятия
Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.
Чтобы избежать переутомления малышей, занятия познавательно-исследовательской деятельностью проводятся в первой половине дня
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:
Примеры временного плана занятий
Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов.
Опыт — всему учитель.
Мотивирующее начало занятия
Дети 3–4 лет концентрируют внимание на явлениях и предметах, которые их заинтересовали и вызывают положительные эмоции. Чтобы возник стимул к экспериментированию, поиску ответов на поставленные вопросы, воспитатель организует начало занятия мотивирующего характера. Младшие дошкольники любят наблюдать опыты, как любят смотреть представления и театрализованные сценки. Зачастую случается, что практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента.
Мотивирующее начало занятия должно не только содержать развлекательный элемент, но и побуждать к решению какой-либо проблемной ситуации, вызывать желание выяснить значение проведённого исследования. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедий, демонстрация слайдов, видеороликов), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематическая гимнастика или зарядка, проводятся познавательные беседы, в которых воспитанникам предоставляется возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи, герои кукольного театра.
Эмоциональный настрой воспитанников в начале занятия во многом влияет на итоговый результат мероприятия
Примеры мотивирующего начала занятий
В результате экспериментирования по замораживанию цветной воды в формочках ребята получают украшения из льда, которыми смогут украсить ёлку на территории ДОУ
Временной план занятия
Занятие по экспериментированию имеет примерный план:
После проведения опытов ребятам даются простые трудовые поручения: привести в порядок рабочее место, очистить поверхность демонстрационного стола, помочь воспитателю вымыть инструменты или убрать на место приборы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поделиться эмоциями, которые они испытали:
Активность во время занятия и любознательность воспитанников всегда поощряется
Картотека опытов и экспериментов
Свойства воздуха дети начинают изучать в процессе экспериментирования с мыльными пузырями
Пример конспекта по экспериментальной деятельности во второй младшей группе (фрагмент)
Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей в возрасте 3–4 лет характерны:
Младшие дошкольники с удовольствием включаются в проведение экспериментов
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Дошкольников привлекает всё необычное, например, как вода меняет цвет при добавлении краски
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов:
Исследовательская деятельность по изучению свойств растений может проходить во время прогулки
Приёмы
Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:
Этапы исследовательской деятельности дошкольников
Детское исследование, как и исследование научное, имеет определённую структуру. Задача воспитателя — познакомить своих подопечных с этапами проведения исследований. К старшему дошкольному возрасту, когда начинается активное формирование аналитического типа мышления, ребята способны к самостоятельному прохождению каждого этапа. В младших группах педагог направляет воспитанников и помогает им.
Пример исследования «В поисках солнышка» во второй младшей группе
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду с воспитанниками 3–4 лет.
Открытый показ НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Капелька-волшебница»
Под термином «исследовательская деятельность» в педагогике подразумевается форма активности ребёнка, направленная на изучение какого-либо объекта или группы объектов с целью поиска значимой информации. Как говорилось ранее, элементы исследовательской деятельности присутствуют на занятиях НОД, в творческих и спортивных упражнениях, в структуре игр и прогулок. Стремление к экспериментированию и поиску знаний опытным путём заложено в природу человека, задача педагога — совершенствовать исследовательские способности детей и развивать мыслительные процессы.
Исследовательский проект является одной из форм организации познавательной деятельности ребёнка или группы детей. Проект имеет целью изучение какой-либо проблемы, решение которой заранее неизвестно. Эта форма работы имеет ряд строгих требований (от формулировки актуальной и новой цели исследования до выдвижения гипотезы и определения методов изучения), наблюдения должны фиксироваться, чтобы в итоге представить завершённый проект к защите.
Индивидуальная проектная деятельность проводится со старшими дошкольниками, у которых на достаточном уровне развито умение сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать и определять причинно-следственные связи. С детьми 3–4 лет возможна реализация коллективных проектов. В рамках работы над тематикой проекта проводятся различные виды занятий, развлекательные досуги, детско-родительские мероприятия.
В зависимости от длительности работы проект может быть краткосрочным и долгосрочным. Большую протяжённость имеют проекты, цель которых — наблюдение за процессом изменения, преобразования объекта (выращивание растений, наблюдение за ходом солнца, за годовым природным циклом). Проведение краткосрочных проектов рекомендуется приурочить к значимым датам (Празднику осени, Дню Космонавтики, Неделе экологии, акции в помощь зимующим птицам).
Например, в рамках краткосрочного проекта «Чудеса, фокусы, эксперименты» воспитанники младшей группы могут наблюдать за солнечными зайчиками, познакомиться со свойствами воздуха, песка, воды, мыла и т. д.
Исследовательский проект «Откуда хлеб пришёл» во второй младшей группе
Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог успешного обучения и освоения профессии в будущем.
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
(21 голос, среднее: 4.3 из 5)
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе детского сада
На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов. Однако младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек».
Самообразование воспитателя второй младшей группы по экспериментальной деятельности
Самообразование воспитателя по теме «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе» осуществляется через расширение его теоретических знаний:
Список методической литературы для воспитателя младшей группы:
В этой книге представлены интереснейшие эксперименты, которые можно проводить с самыми маленькими воспитанниками
Список образовательных интернет-порталов:
Воспитатель формулирует цели и задачи самообразования, предполагаемые результаты, обосновывает актуальность темы, работает над составлением календарно-тематического планирования, разрабатывает планы занятий, картотеку опытов для детей 3–4 лет.
Практическая сторона самообразования складывается из:
О результатах проделанной работы воспитатель докладывает на педагогических советах и круглых столах, публикует методические разработки в соответствующих изданиях, участвует в семинарах и мастер-классах. Организуются открытые занятия и досуги, приглашаются методисты для оценки работы воспитателя. Педагогу желательно заблаговременно договориться с кем-либо из сотрудников для фото- и видеосъемки, иллюстративные материалы будут нужны с целью подготовки публикаций в периодических изданиях и на интернет-порталах.
Младший дошкольный возраст — время повышенной активности ребёнка. Он имеет пытливый ум и хочет знать всё. В современном мире информацию получить легко: на любой вопрос взрослый может найти ответ в интернет-энциклопедии за считаные секунды. Воспитателю важно привить ребёнку интерес к поиску информации через изучение предмета или проблемной ситуации. Проделанный им опыт запомнится ярче и надолго в отличие от озвученного кем-то другим готового ответа.
Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада
Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.
Примеры организации экспериментирования во второй младшей группе
Предлагаем ознакомиться с вариантами организации опытно-экспериментальной деятельности воспитанников второй младшей группы: открытые занятия, опыты и эксперименты.