Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 7-8 кл
по теме «Мой безопасный Интернет»
Голубева Вера Николаевна
МОУ Судиславская СОШ
Развитие Глобальной сети происходит столь стремительно, что не хватает времени на то, чтобы взглянуть на этот процесс отстраненно и проанализировать его во всей сложности и полноте. Необходимость анализа при этом только растет, ведь Интернет стал средой, влияющей на поведение многих миллионов пользователей, как взрослых, так и подростков и детей, на их действия, знания и мнения, установки и ценностные ориентиры, поведенческие навыки.
Формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит в конвергентном пространстве – на стыке виртуального мира и реальности. В обычной жизни подростки самовыражаются, презентуя свою уникальную личность с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим» сообществам. Сегодня этот значимый для становления личности процесс социализации происходит в интернет-среде. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии, участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.
Риски, с которыми подростки могут столкнуться в интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности реального мира, прежде всего потому, что у подростков нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в он-лайне и оф-лайне.
Глобальная сеть – это позитивное и мощное пространство для социализации, образования, участия в общественной жизни. Но кроме положительных аспектов развитие интернета обозначило и новые угрозы безопасности юных пользователей: риск сексуальных домогательств, сетевых оскорблений, преследований, проявлений агрессии, доступ к «опасному» и противозаконному контенту.
обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
4) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости;
5) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе проведения внеклассного мероприятия дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно -телекоммуникационных сетях, а именно:
При организации внеклассного мероприятия важно исходить из возрастных особенностей учащихся, учесть уровень их знакомства с Интернетом. Организовать проведение мероприятия необходимо таким образом, чтобы обучающиеся не только получили необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но смогли высказать свою точку зрения на указанную проблему.
В программе по информатике в среднем звене нет тем, в которых дети учатся правилам поведения в сети – Интернет. Значит, где-то мы должны об этом говорить! Мы решили обсудить эту проблему во внеурочной деятельности в виде игры. В игре дети опираются на личный опыт. В ходе игры у детей формируются знания о потенциальных рисках при использовании сети-Интернет, путях защиты от сетевых угроз, приобретается опыт сетевого этикета. Играя, дети закрепляют уже знакомые им правила поведения в сети и в то же время и получают новые знания.
Так же данное мероприятие способствует развитию универсальных учебных действий. Дети учатся планировать, вырабатывают стратегию победы, учатся общаться в команде, анализируют, делают выводы.
Форма проведения
Данное внеклассное мероприятие хоть и ориентировано на учащихся 7-8 классов, в нем могут принять участие и учащиеся из 5-х и 6-х классов.
План проведения мероприятия
Два стола для команд
Готовая презентация (Приложение 1)
Видеоролик «Дети в Интернете»
Буклеты «Правила поведения в сети Интернет»
Грамоты для награждения команд
Если нет возможности использовать презентацию, можно подготовить карточки с заданиями.
Правила игры следующие. Учащиеся заранее делятся на две команды (крестики и нолики) и каждая придумывает свое приветствие. Чье приветствие будет лучше, те и будут начинать игру. Нужно выбрать определенное поле на игровом табло, затем выбрать один из 9 вопросов и ответить на него. Если ответ дан правильно, то в выбранном игровом поле ставится знак этой команды (крестик или нолик), в противном случае ставится знак команды соперника. Задача команд состоит в том, чтобы ответить на все вопросы и как можно быстрее получить комбинацию знаков своей команды: три одинаковых знака (крестик или нолик) расположить по горизонтали, вертикали или диагонали. Кто сделает это первым, побеждает в этом туре. Игра проходит в 3 тура, по результатам которых определяется победитель (правила игры можно менять по своему усмотрению).
Освоение медиа-безопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому желательно привлечь родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций для проведения внеклассного мероприятия и выбрать жюри из родителей.
При нажатии на крестик или нолик (Х-О) в данном игровом поле появится соответствующий знак.
Если знак нужно убрать, то на него следует всего лишь нажать.
При нажатии на название поля, на экране появится слайд с вопросами.
При нажатии на номер с вопросом, откроется соответствующий слайд.
Кнопки на слайдах
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы поговорим об интересном и захватывающем мире интернета!
И главный вопрос: Как сделать работу в сети безопасной?
Давайте посмотрим видеоролик!
Описание сюжета: Маленький мальчик самостоятельно знакомится с интернетом и неожиданно для себя сталкивается с грубостью, жестокостью и неприятной информацией. Он в растерянности, но на помощь приходят родители.
Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерных вирусов и спама. Поэтому важно знать о проблемах компьютерной безопасности.
И сегодня мы познакомимся с правилами, которые научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось!
А начнем изучать проблемы информационной безопасности посредством нашей игры «Мой безопасный Интернет»
Представление команд и обмен приветствиями.
3. Объявление правил игры
Команда, чье приветствие понравилось залу больше, выбирает определенное поле на игровом табло, затем выбирает одну из 9 тем, в которой будет предложено на выбор 5 различных вопросов, выбрав вопрос, и отвечает на него (для выполнения некоторых заданий может понадобиться ручка и бумага). Некоторые вопросы содержат варианты ответов, а на другие вопросы – дети сами формулируют ответы. Если ответ дан правильно, то в выбранном игровом поле ставится знак этой команды. В противном случае ставится знак команды соперника. Задача команд состоит в том, чтобы ответить на все вопросы и как можно быстрее получить комбинацию знаков своей команды: три одинаковых знака (крестик или нолик) расположить по горизонтали, вертикали или диагонали. Игра проходит в 3 тура, по результатам, которых определяется победитель.
В зависимости от того какое поле и какой номер вопроса выбрала команда, ассистент ведущего включает тот или иной слайд. Ведущий в свою очередь зачитывает вопрос и выдает карточку с заданием команде, в случае необходимости.
В этом разделе представлены вопросы и задания связанные с программным обеспечением компьютера и компьютерных вирусов.
1. Эти программы подменяют какую-либо из часто запускаемых программ, выполняют ее функции или имитируют такое исполнение, одновременно производя какие-либо вредоносные действия (стирают файлы, разрушают каталоги, форматируют диски, отсылают пароли или другую конфиденциальную информацию, хранящуюся на ПК пользователя).
троянские кони (троянцы).
Эти вирусы различными способами внедряются в исполнимые файлы и активируются при их запуске. После запуска заражённого файла вирус находится в оперативной памяти компьютера и является активным до момента выключения компьютера или перезагрузки ОС.
Назовите программное обеспечение для решения проблем информационной безопасности:
Кто создаёт опасные программы?
a) чёрный властелин
. Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной?
лучше не иметь антивирусную программу
b) обновлять антивирусную базу
c) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под защитой
обновлять антивирусную базу.
В этом разделе представлены вопросы по защите информации в информационной среде.
Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
а) свои увлечения
b) свой псевдоним
c) домашний адрес, номер телефона, ФИО, дату рождения, фотографии и другая личная информация
Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
a) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
b) пойти на встречу одному
c) пригласить с собой друга?
. Секретный набор символов, который защищает вашу учетную запись
Ученик 3-го класса Вася Петров зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные Васе сообщения. Что Васе предпринять?
b) обратиться к родителям за помощью
c) самому устранить неисправность
Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет
Ваня Веселов, бывая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая “лезет со всех сторон”, она мешает ему работать в Интернете. Как Ване избавиться от ненужной информации, чтобы пользоваться только интересными ему страничками.
a) установить антивирусную программу
b) установить на свой браузер фильтр
c) установить новый браузер
Чтобы не сталкиваться с неприятной и агрессивной информацией в Интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в Интернете
В этом разделе представлены вопросы сетевого этикета
У Коли Сидорова много друзей в Интернете, он каждый день добавляет новых друзей в свой контакт-лист в ICQ. Вдруг Коле стали приходить сообщения с неприятным, грубым содержанием. Что Коля должен сделать?
b) не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение.
c) сообщить взрослым об этом.
У Саши Голубева возникли вопросы при работе в онлайн-среде. Родители Саши уехали в командировку, бабушка Саши не может ему помочь. К кому Саша может обратиться?
a) ему следует подождать приезда родителей.
b) он может обратиться на линию помощи “Дети Онлайн”.
c) он может спросить у одноклассников
Женя Иванов на уроке информатики услышал новое слово “нетикет”. Что оно обозначает?
b) правила работы на компьютере.
c) правила сетевого этикета.
правила сетевого этикета. Нетикет () – (англ. Net – сеть, Etiquette – этикет)– нравственные правила поведения в компьютерных сетях.
Что означает смайлик при общении сетевого этикета?
В этом разделе представлены вопросы об интернет-угрозах
Однажды в социальной сети Марине пришло сообщение от организаторов конкурса красоты, в котором они предложили ей принять участие. Для участия нужно было отправить несколько фотографий в купальнике, для того чтобы оценить природную красоту будущей конкурсантки. Еще одним условием участия в конкурсе была необходимость перечислить определенную сумму на счет организации в качестве вступительного взноса, после оплаты которого, они свяжутся с девушкой по поводу дополнительной информации о конкурсе, а также времени и месте его проведения.
О какой Интернет-угрозе идет речь?
3. На электронную почту пришло письмо с уведомлением о том, что Ваша банковская карта заблокирована. Вам говорят, что произошел какой-то сбой в системе и данные утеряны. Вам необходимо срочно обновить (передать) свои персональные данные в банковскую систему.
В письме содержались угрозы непристойного характера.
4. Куда обращаться, если вы стали жертвой интернет-мошенников?
заявление (включая анонимное) можно подать в МВД РФ или по горячей линии МВД, а так же в ближайшее отделение полиции
5. На Ваш телефон поступил звонок с угрозами, вымогательством и шантажом. В АШИ ДЕЙСТВИЯ. ученики дают сами
В этом разделе представлены вопросы по правовой основе использования интернет – ресурсов
1. За создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России?
да, согласно Уголовному кодексу РФ глава 28, статья 273
2. О чём гласит Доктрина информационной безопасности РФ?
в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.
Слава Паутинкин скопировал и записал на диски операционную систему с сайта известных разработчиков программного обеспечения с целью их продажи своим друзьям и знакомым. Что нарушил Слава?
авторское право разработчиков ПО
4. Как защититься от нарушения авторских прав?
5. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу?
Компьютерные пираты, нелегально тиражируя программное обеспечение, обесценивают труд программистов, делают разработку программ экономически невыгодным бизнесом. Кроме того, компьютерные пираты нередко предлагают пользователям недоработанные программы, программы с ошибками или демоверсии программ
БЗИ (биометрическая защита информации). В этом разделе представлены вопросы по биометрической защите информации
1. Как происходит идентификация по радужной оболочке глаза ?
Для идентификации по радужной оболочке глаза применяются специальные сканеры, подключенные к компьютеру. Радужная оболочка глаза является уникальной для каждого человека биометрической характеристикой. Изображение глаза выделяется из изображения лица и на него накладывается специальная маска штрих-кодов. Результатом является матрица, индивидуальная для каждого человека.
2. Как идентифицировать человека по ладони руки?
В биометрике в целях идентификации используется простая геометрия руки — размеры и форма, а также некоторые информационные знаки на тыльной стороне руки (образы на сгибах между фалангами пальцев, узоры расположения кровеносных сосудов). Сканеры идентификации по ладони руки установлены в некоторых аэропортах, банках и на атомных электростанциях
3. Где используют биометрическую защиту?
Охранные системы информационных ресурсов, криминалистика и спецслужбы, банковская и финансовая сфера, безопасность аэропортов, метро, миграционные службы и др.
4. Что относится к биометрической системе защиты?
отпечатки пальцев, характеристика речи, радужная оболочка глаз, изображение лица, геометрия ладони руки.
. Обман биометрических систем путем предоставления биометрическому сенсору копий, муляжей, фотографий, отрезанных пальцев, заранее записанных звуков и т. п.
В этом разделе представлены виды агрессии, встречающиеся в соц. сетях
1. Агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительно во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.
Ответ уч-ся формулируют сами
2. Доведение до самоубийства путем психологического насилия
Способ общения в сети, целью которого является провоцирование других его участников к конфликтам, выведение их из душевного равновесия, снижение интереса пользователей к ресурсу, где проходило общение.
4. Изощренный прием, атакующий представляется в сети именем жертвы, и компрометирует ее, рассылая спам, неприличные или провокационные письма.
В этом разделе представлены вопросы, связанные с историей рождения Интернета
1. Дата рождения Интернета?
a) 1 января 1983 г.
b) 12 апреля 1961 г.
c) 22 июня 1941 г.
1 января 1983 года
2. В каком году была изобретена Всемирная паутина?
a) 1992 г.
b) 1998 г.
c) 2000 г.
3. Кто ввел в обиход термин Интернет, в каком году?
а) Винсент Серф, 1982 г.
b) Фрэд Коэн, 1983 г
4. Как расшифровывается аббревиатура – WWW?
World Wide Web
5. В каком году появилась электронная почта?
а) 1972 г.
b) 1975 г.
c) 1976 г
В этом разделе представлены вопросы об основных услугах Интернета
а) отправить SMS на указанный номер в Интернете.
b) проверить этот номер в Интернете.
с) не скачивать больше картинки.
2. В этой социальной сети зарегистрировано более 100 миллионов пользователей, посещаемость- более 21 500 000 пользователей заходят на сайт каждый день.
с) Мой мир
3. Социальная сеть Яндекса для деловых людей
с) Мой Круг
4. Федя Малинкин на уроке информатики создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Васе?
b) Не открывать файл.
c) Отправить файл своим друзьям.
Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлен брандмауэр и антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать.
Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
5. Наиболее популярные услуги Интернета — это:
Всемирная паутина, Веб-форумы, Блоги, Вики-проекты , Интернет-магазины, Интернет-аукционы, Социальные сети, Электронная почта, Файлообменные сети, Электронные платёжные системы, Интернет-радио, Интернет-телевидение и др
5. Подведение итогов, слово жюри, награждение команд грамотами и сладкими призами
Учащимся предлагается ответить на вопросы и показать смайлик, характеризующий его настроение:
Своей работой на уроке я:
Материал урока мне был:
Наиболее трудным для меня оказалось:
— Мы были рады встрече с вами,
Хотим вас видеть каждый раз!
Приходите к нам скорей,
Учиться будет веселей!
И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным
средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и
реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Анализ итогов мероприятия
Данное внеклассное мероприятие было успешно реализовано в МОУ Шаховская ООШ.
Поставленная цель мероприятия достигнута. Многие дети знали об угрозах при выходе в Интернет, но некоторые ребята ранее не задумывались об угрозах из Интернета. Буклеты — памятки это наглядное пособие, некоторым ребятам пригодилось на игре, т.к. было в виде подсказки. Дети не только получили информацию о безопасном использовании сети-Интернет, но и получили навыки работы в команде, навыки применения выигрышной стратегии. Команда «Нолики» выиграла, благодаря стратегии, выбранной командой. Рефлексия показала, что настроение у детей после игры хорошее, позитивное, и что, мероприятие всем понравилось, о чем свидетельствуют веселые смайлики на доске.
«Безопасный Интернет и социальные сети»
расширить и углубить знания о безопасном Интернете и социальных сетях, способствовать осведомленности учеников об опасностях, которые существуют в Интернете и социальных сетях, о путях их преодоления, мотивировать распространять эту информацию в своей среде, развивать внимательность, наблюдательность, речевые навыки, память, воспитывать любовь к семье, окружающему миру, этическому общению между товарищами, взрослыми, младшими друзьями.
Мы хотим, чтоб Интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих —
Смело плавай в Интернете!
І. Организационный момент
ІІ. Вступительное слово
Добрый день! Сегодня поговорим об Интернете, о вашей безопасности в Интернете.
– Как вы думаете, нужна ли защита от информации и материалов, наносящих вред вашему благополучию?
Не случайно в 2011 году был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который должен помочь на государственном уровне обеспечить защиту детей от негативных информационных проявлений, в том числе и в Интернете.
Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появились своя преступность, хулиганство, вредительств о и прочие малоприятные явления.
Тема правильного поведения детей в Интернете очень важна. Учреждён Международный День безопасного Интернета, который отмечается ежегодно 8 февраля.
-Как вы думаете, ребята, для чего школьникам нужен Интернет?
Сначала договоримся о нескольких правил для успешной работы:
мобильные телефоны отключить;
говорить все, что думаете;
слушать других, уважать себя и других;
быть активным участником.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Объявляю мозговой штурм «О пользе Интернета» (учащиеся называют положительные возможности Интернета, делают записи на доске или на плакате)
Угрозы в Интернете:
Изготовление, распространение и использование материалов со сценами насилия над детьми;
Настойчивое цепляние в сети, разговоры на темы секса, насилия, «соблазнения»;
Показ неподходящих возрасту, нелегальных и вредных материалов, влияющих на психику, приводят к физическому вреду;
Преследование и запугивание.
Существуют определенные правила пользования Интернетом.
Никогда не распространяйте личную информацию в Интернете, такую, как адрес, номер телефона, имя, расположение школы, имена родителей. Веб-сайты или другие онлайн-сервисы могут попросить вас делиться подобной информацией для того, чтобы участвовать в конкурсах или получить бесплатные подарки. Некоторые веб-сайты не дают доступа без личной информации пользователя. Важно, чтобы вы понимали, что конфиденциальность может быть нарушена. Имена могут пойти на продажу в базе данных, или и того хуже – эта информация может быть использована для причинения вреда или эксплуатации.
Всегда информировать своих родителей, когда вы сталкиваетесь в Интернете с любой информацией, от которой вам становится неловко.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не соглашаться встретиться лицом к лицу с виртуальным знакомым без разрешения родителей. Если всё-таки встреча состоится – она должна проходить в общественном месте при сопровождении взрослого.
Избегать чатов, которые обсуждают секс или религиозные культы. Они могут предоставлять опасность. Многие культы и секты охотятся на подростков в сети.
Не доверять любому, кого встречаете в чатах и кто пытается повернуть вас против своей семьи, друзей, учителей или религии.
Выбрать гендерно-нейтральное (скрывающее пол) онлайн имя в чате, чтобы избежать преследований.
Никогда не отвечать на сообщения или объявления, которые являются сексуально непристойными, угрожающими, или вызывают неловкость и беспокойство.
ІV. Восприятие нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
1. Прогресс информационно-коммуникативных технологий
Информационное сообщение №1.
Сегодня мы с вами поговорим об Интернете и социальных сетях, об их преимуществах и существующих опасностях. Можете ли вы сказать, что такое социальные сети? Ответы детей, помощь педагога.
Сегодня почти каждый компьютер подключен к сети Интернет. Шестая часть мира пользуется сетью, а через 2 года, по прогнозам аналитиков, это будет делать каждый третий житель планеты. В давние времена, чтобы получить какую-то информацию о стране, жизненный статус о ее народ и прочее, люди использовали письма. А письма отправляли на лодк. « Доставка» информации длилась месяцполгода. Затем столько же люди ждали ответа. С появлением самолетов на отправку письма и ответа на него 2 месяца, а 2 недели. С появлением Интернета письмо отправляется и ответ получается через несколько секунд.
В наше время современная молодежь свободно владеет возможностями Интернета и мобильных телефонов, а школьники, возможно, не понимают, как без этого жил мир 20 лет назад. Сегодня Интернетом пользуется каждый 3 человек на планете.
мире дети и подростки ые пользователи информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Они широко пользуются мобильными телефонами, ищут информацию на Интернет-страницах, общаются «онлайн» в социальных сетях, создают свои блоги, общаются в чатах, обмениваются музыкой и фильмами, обсуждают проблемы на форумах, используют веб-камеру, skype и играют в онлайновые игры.
Никогда раньше не было так легко, быстро и удобно найти людей любого возраста, социального статуса, пола, национальности, уровня опыта и дискутировать с ними на какие угодно темы.
Информационное сообщение №2.
Около 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, показало исследование «Дети России онлайн» в 2010 году. По этому показателю Россия опережает Европу, где число пользователей соцсетей среди детской интернет-аудитории составляет 60%.
Как ни парадоксально, при такой огромной доле включенности школьников в виртуальные сообщества их реальное поведение в соцсетях почти не исследовано. Вместе с тем, общим местом стали утверждения о том, что дети на виртуальных площадках без устали занимаются самопрезентацией – меняют статусы, фотографии, ищут все новые контакты и ведут себя доверчиво, излишне открываясь перед виртуальными собеседниками.
В действительности 70% школьников не пишут заметок о себе и своей жизни, установили научные сотрудники Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета Ольга Гуркина и Елена Новикова в докладе «Использование виртуальных социальных сетей: есть ли выбор у современных подростков?».
Эксперты отмечают, что самовыражение, творческая функция соцсетей оказывается второстепенной для подростков. Школьники заходят на виртуальные площадки, прежде всего, с утилитарной целью: общаться с друзьями, слушать музыку и смотреть кино. И даже свою позицию дети высказывают завуалированно – с помощью тиражирования интересной, на их взгляд, информации и «лайков», отмечают эксперты.
Эмпирической базой работы послужил анкетный опрос учащихся десятых классов в девяти московских школах. Итоговая совокупность исследования составила 356 человек.
2. Выступления учащихся с сообщениями об Интернет-угрозах.
Интернет – очень мощный ресурс, который значительно облегчает жизнь человека и открывает почти неограниченные возможности для самореализации и саморазвития юной личности, общения, обучения, досуга. Но вместе с тем, в Интернете скрыто довольно много опасностей как для детей, так и для взрослых. Знание этих опасностей позволит их избежать. Наши эксперты подготовили внушительный список. Прислушайтесь и сделайте дополнения.

1-й ученик. Вирусы. Компьютерный вирус – разновидность вредоносного ПО, которое имеет свойство размножаться путем создания копий самого себя, а также внедряться в код других программ, в разделы системной памяти, загрузочные секторы. Это специально написанная программа, чаще всего небольшая по размерам, которая распространяет свои копии при помощи различных каналов связи. Обычно вирус запрограммирован для нарушения работы программ, блокирования работы пользователей, уничтожения файлов, приведения в нерабочее состояние аппаратных комплексов ПК.
Компьютерные вирусы можно разделить на определенные типы, в зависимости от их среды обитания:
– вирусы, которые проникают в загрузочный сектор устройств хранения данных, таких как жесткие диски, флэшки, дискеты и т.д., и способные нарушить доступность файлов.
– тип вирусов, которые внедряются в выполняемые файлы (файлы с расширением COM и EXE) и негативно влияют на их функциональность.
– вирусы, объединяющие в себе функции двух предыдущих типов вирусов;
– вид вирусов, которые заражают файлы офисных систем. Такой вид еще называют «макровирусами», поскольку заражение системы происходит посредством заражения макросов программы.
– тип вирусов, которые распространяются за счет использования компьютерной сети, т.е. сетевых служб и протоколов.
Также вирусы делятся на типы по принципу своего функционирования: вирусы-паразиты, вирусы-репликаторы, трояны, вирусы-невидимки, самошифрующиеся, мутирующие, «отдыхающие» вирусы (запрограммированые на то, чтобы активизироваться в определенное время).
Для того, чтобы обнаружить, удалить или защитить компьютер от вирусов, разрабатываются специальные программы. Эти программы называются антивирусными и представляют собой многофункциональный продукт, который сочетает в себе такие средства как: превентивные, профилактические, средства «лечения» или удаления, а также восстановления нарушенных или потерянных данных.
Антивирусные программы делятся на определенные типы:
– те, которые помогают найти вирусы в оперативной памяти или же на носителях информации, при этом программы-детекторы найденные вирусы не лечат.
– программы, которые в отличие от предыдущего вида, не только находят вирус, но и лечат зараженный файл, возвращая его в исходное состояние.
– такие программы имеют свойство запоминать файл или системную область диска в его исходном состоянии, и позже сравнивать текущее состояние с исходным. При сравнении файла учитываются многие параметры файла, поэтому скрыться вирусу такие программы не оставляют шанса.
– предназначены для выявления подозрительных действий в работе компьютера. При попытке активизации вируса программа может блокировать его работу.
– такие программы, которые сразу предотвращают заражение различных файлов. Стоит применять такие программы, если программы-доктора отсутствуют. Но стоит учесть, что «вакцинация» возможна только против уже известных вирусов.
Тем не менее, наличия одного лишь антивирусного ПО на рабочей станции является недостаточным для защиты общесистемного и прикладного ПО и должно подкрепляться рациональными действиями и осторожностью при работе в сети самих пользователей.
2-й ученик. Кибер-хулиганство. Сегодня хулиганство – это уже не только задирание сильными слабых в школьном дворе. Физическое рукоприкладство сменилось круглосуточным, ежедневным виртуальным (кибер) издевательством – киберхулиганством. Будучи на ты с компьютером, ученики используют созданные ими личные вебсайты, чаты, SMS-сообщения, электронную почту и т.д. для унижения сверстников. Анонимность виртуального пространства и его постоянная доступность делают обидчиков злее, чем если бы их личность была известна жертве.
Киберхулиганство имеет место, когда ребенок или подросток использует новые технологические ресурсы и решения (интернет, мобильный телефон, игры в режиме онлайн и др.), чтобы приставать, обижать, ставить в неловкое положение, угрожать или издеваться над другим ребенком. В эту категорию попадают следующие действия: отправка назойливых или раздражающих текстовых сообщений, кража паролей, написание сообщений со злым умыслом в блогах или социальных сетях, отправка фотографий или видеозаписей по электронной почте или с мобильного телефона, пересылка вредоносных кодов и вирусов, информации порнографического содержания и другой нежелательной почты, или выдача себя за кого-то другого в общении по интернет.
Киберхулиганством также может считаться подстрекательство других к тому, чтобы издеваться над намеченной жертвой. Ученики могут распускать грязные слухи о выбранном человеке, провоцируя у других негативное отношение к нему. Они могут размещать достоверную информацию о жертве на сайтах, посвященных ненависти или детской порнографии, что может сделать человека уязвимым для физических атак. Если контактная информация или другие реальные сведения о человеке были размещены в интернете, необходимо незамедлительно связаться с правоохранительными органами.
Чем киберхулиганство отличается от традиционных приставаний и издевательств?
Киберхулиганство постоянно и непрерывно. Традиционные формы издевательства над сверстниками ограничены определенным местом и временем, но даже если жертва компьютерного хулиганства выключит свой компьютер или мобильный телефон, атаки не ослабевают, из-за чего проблемы жертвы могут казаться неразрешимыми и неизбежными.
Анонимность позволяет хулиганам совершать такие поступки, на которые они бы не решились в любом другом случае. С целью получения уличающих жертву сведений и нанесения ей вреда компьютерный хулиган может выдать себя за ее друга или любого другого человека. Понимание того, что никто его не узнает, еще сильнее стимулирует деструктивное поведение.
Сострадание исключается. Технология отделяет учеников от какого-либо переживания боли, причиняемой другому человеку, приглушая сострадание, которое могло бы проявиться, если бы они видели результаты своих действий.
Издевательства и позор усиливаются и имеют необратимый характер. Одно дело, когда обидчик назвал ребенка постыдной кличкой перед лицом нескольких своих дружков; в случае компьютерного хулиганства позор приобретает общешкольный размах – или даже общемировой, если кто-то разместил видеозапись на интернет-сервисе Ютуб. После того, как видеофрагмент попадает туда, больше нет возможности забрать его обратно.
Жертва не знает, кто в действительности нападает на нее. Женщина из штата Миссури создала в социальной сети образ вымышленного подростка с целью унизить живущую по соседству тринадцатилетнюю Меган Мейер. От лица мальчика она отсылала кокетливые сообщения девочке, потом во время общения онлайн отвергла ее, отправив сообщение о том, что мир был бы лучше, если бы ее не было. Вскоре после этого Меган покончила жизнь самоубийством.
Киберхулиган может манипулировать другими с целью причинения вреда и издевательства над жертвой, причем подстрекатель остается нераскрытым.
Кто должен контролировать киберхулиганство?
Тактика виртуальных издевательств и унижений среди детей и подростков распространилась и продолжает увеличиваться, дети, родители и другие обеспокоенные взрослые могут помочь предотвратить или прекратить киберхулиганство.
Если вы когда либо станете жертвой киберхулиганства, сообщите об этом своим родителям.
3-й ученик. Гриферы. Грифер – это человек, который играет в онлайн игры, с целью подрыва игровой дисциплины и этики. Простыми словами, гриферы — это своего рода виртуальные вандалы и негодяи, которые портят жизнь играющим по правилам игрокам.
Гриферы используют различные уловки, чтобы раздражать людей. Путем обмана они отбирают внутриигровые ресурсы, рушат или присваивают чужие постройки, пишут различные провокационные и оскорбительные надписи, и всячески беспокоят других игроков.
Лучшим примером гриферства, могут послужить частые ситуации в онлайн песочнице «Minecraft». А именно когда человек пишет в чате о том, что может приютить у себя в доме нового игрока, дать ресурсов на развитие, помочь в освоении контента. Заманив, таким образом новичка в свой дом, он убивает его и грабит. После чего ищет новую жертву.
Как правило, администраторы очень негативно относятся к гриферам и банят их по факту доказанного проступка. Это связано с тем, что последние, делают атмосферу на сервере некомфортной и неиграбельной, что в свою очередь ведет к потере онлайна и заработка.
Защита от фишинга включает в себя соблюдение нескольких элементарных правил безопасности в интернете.
1. Прежде всего, помните, что никому и ни при каких обстоятельствах нельзя передавать такие конфиденциальные данные, как пин-код банковской карты, пароль электронной почты или аккаунтов в социальных сетях. Ни банк, ни социальная сеть не станут запрашивать эти данные по электронной почте.
2. Установите хороший антивирус с последней базой антивирусов. Как правило, во всех современных антивирусах предусмотрена защита от шпионских и вредоносных программ. Социальные сети и браузеры также предупреждают пользователей о переходе на подозрительный сайт. Не игнорируйте эти предупреждения. Если социальная сеть рекомендует не переходить по ссылке, прислушайтесь. Если ваша электронная почта отмечает письмо как спам, скорее всего, у их отдела безопасности есть на то весомые основания.
3. Всегда обращайте внимание на дизайн сайта. Если сайт или лендинг кажется странным, недоработанным, склепанным на скорую руку или вызывает какие-то подозрения, то очень может быть, что это фишинговый сайт.
4. Обращайте внимание на адресную строку в ссылке перехода. Незначительные изменения в электронном адресе могут привести вас на абсолютно другой сайт (например, вместо mail.ru может быть meil.ru, а вместо vk.com — vk.co или vka.com). Также будьте осторожны с сокращенными ссылками (вроде bit.ly), поскольку с первого взгляда нельзя распознать, что за ними скрывается.
5-й ученик. Фарминг. Фарминг – это тип мошенничества похожий на фишинг, характерным отличием которого является скрытая переадресация ничего не подозревающих пользователей на поддельные сайты для последующей установки вредоносного ПО или похищения таких конфиденциальных данных, как пароли, учетные или банковские данные. Фарминг особенно коварен вследствие того, что скомпрометирован сервер DNS, поэтому даже полностью защищенные пользователи могут стать его жертвой.
Фарминг имеет две основные формы. Первая заключается в установке хакерами на компьютеры потенциальных жертв вредоносного ПО. Внедренный на компьютер жертвы вирус автоматически перенаправит пользователя с сайта, который он первоначально намеревался посетить (онлайн-банк или магазин), на поддельную страницу, которую визуально практически невозможно отличить от оригинала. Вторая форма фарминга является особо коварной и разрушительной. Она заключается в инфицировании целого сервера DNS, в результате чего абсолютно каждый его посетитель будет перенаправлен на мошеннический сайт.
Наибольшая доля ответственности лежит на интернет-провайдере пользователя, в обязанности которого входит борьба с поддельными сайтами с помощью блокировки доступа к ним. Тем не менее, рядовые пользователи также могут внести свой вклад в противостояние фармингу, и наиболее существенной мерой является установка и использование мощного антивирусного решения, способного распознать и удалить любой тип вредоносного ПО, которое может переадресовывать пользователя на поддельные веб-сайты.
Массовая рассылка писем – самый известный вид спама. Спамеры покупают базы почтовых адресов, а затем рассылают письма с коммерческими предложениями (которые чаще всего содержат вирусы, фишинг и так далее).
Сообщения в социальных сетях и мессенджерах. Раньше это были такие же рекламные сообщения, как и в письмах, однако сейчас становится популярной схема, когда взламывается аккаунт пользователя, а затем от его имени рассылаются сообщения с просьбой перевести энную сумму денег.
Спам на форумах. Спамеры проявляют свою активность и на форумах: оставляют сообщения в обсуждениях и отправляют личные сообщения пользователям. Иногда это используется для наращивания ссылочной массы какого-либо сайта.
Спам в комментариях на сайте. Вид спама, который сильнее всего ненавидят владельцы сайтов. Цель спамеров все та же – либо прорекламировать свои товары или услуги, либо повысить тематический индекс цитирования
Спам в каталогах и на досках объявлений. Каталоги используются для продвижения сайтов (хотя сейчас уже меньше), а доски объявлений – для мошеннических объявлений.
Спам по SMS. Как и при рассылке писем, спамеры покупают базы данных пользователей сотовых операторов и высылают спамерские сообщения рекламного либо мошеннического характера.
Безопасный и опасный спам
Спам-сообщения можно поделить на две большие группы – безопасные и опасные. Первые неприятны, но грозят лишь испорченным настроением и тратой времени, а вот вторые могут нанести вред компьютеру и финансам.
Компрометирующие письма. Могут быть связаны с политикой; рассылаются с целью опорочить конкурентов, а также могут рассылаться якобы от лица конкурентов, чтобы изменить мнение о них в худшую сторону.
«Письма счастья». Сообщения (в том числе в мессенджерах) с просьбой переслать текст другим пользователям, чтобы что-то хорошее случилось или что-то плохое не случилось. Иногда подобные письма используют спамеры для сбора базы адресов для последующих рассылок.
. Мошенники присылают сообщение, похожее на стандартное письмо от какой-либо службы, банка, ресурса. В нем содержится ссылка на поддельный сайт, который выглядит так же (или очень похоже), как сайт оригинальный; часто используются похожие домены: sberbank.su вместо sberbank.ru, maiil.ru вместо mail.ru и так далее. На мошенническом сайте пользователей просят ввести персональные данные. Для того, чтобы побудить пользователей сделать это побыстрее, в письме или на странице может сообщаться какая-нибудь «страшная» информация: вам пришел новый штраф, на вас оформлен кредит, учетная запись будет заблокирована и так далее.
Если пользователь перейдет по ссылке или введет личную информацию на сайте, то его данные утекут к мошенникам; в случае с банковскими данными это грозит серьезными финансовыми потерями.

. Получили такое название, так как изначально были распространены в Нигерии. Суть письма сводится к тому, что пользователю обещают большую сумму денег (в наследство, за выполняемые услуги и так далее), но перед этим он должен заплатить небольшой взнос. Естественно, как только мошенники получают деньги, они тут же перестают выходить на связь.

Вредоносные программы. В письме или при переходе по ссылке из него может содержаться вирус, червь или троян. заражают компьютер, а затем крадут данные, дают хакерам удаленный доступ к компьютеру или выполняют какую-нибудь другую задачу. могут активно распространяться (рассылаться контактам пользователя) и навредить множеству людей.
В общем, спам – это далеко не безобидная вещь, поэтому к любым похожим на спам сообщениям нужно относиться очень внимательно.
Как бороться с почтовым спамом
Для того, чтобы максимально уменьшить количество спама в своей почте, нужно начать с понимания того, как пользователи попадают в списки рассылки
. Мошенники взламывают сайты и почты пользователей и получают доступ к базам данных (контактов).
. Базы адресов, к сожалению, иногда продают и сами сотрудники сайтов.
. Пользователь вводит свои данные на подставных сайтах.
Главный совет, который не раз показывал свою эффективность:
зарегистрируйте хотя бы два электронных адреса. Один для личных и рабочих контактов, а второй для регистрации на коммерческих сайтах, сайтах с сомнительным содержимым и так далее.
Выбирайте надежный почтовый сервис (например,). В таких почтовых сервисах хорошо работает фильтрация спама, поэтому бОльшая часть мошеннических писем будет попадать сразу в папку «Спам».
Если какое-то письмо все-таки «прорвалось» в основную папку с письмами, обязательно отмечайте его как спам – все дальнейшие письма от этого пользователя попадут туда же.
Также для избавления от спама можно использовать фильтры и создавать правила.
Обобщение, систематизация и применение знаний.
ы в сети Интернет

Безопасный ИнтернетDOCX / 1.86 Мб

VІІІ. Подведение итогов урока. Слово учителя.
Наша жизнь бурлит все быстрее и быстрее. Интернет уже сейчас стал неотъемлемой её частью. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем Всемирная сеть полностью заменит все другие средства связи. И давайте остановимся на мгновение и задумаемся, действительно ли мы хотим провести всю жизнь в виртуальном мире? Видеть аватарки вместо живых лиц, смайлики вместо живых улыбок. В конце концов как и на что терять собственное время – это свободный выбор каждого. Но помните, что Интернет – это лишь инструмент, которым Вы пользуетесь, чтобы получить ответы на свои вопросы, подготовить рефераты и доклады, общаетесь, если между вами огромные расстояния. Учитесь пользоваться Интернетом с умом.
Список использованной литературы
Зотова Е., Солдатова Г. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. № 7, 2011, с. 46-55