ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Ирина Сергеевна Чижикова Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Гулнура Хафизова Влияние семьи на формирование личности ребенка

«Семья – влияние на формирование

Общеизвестен тот факт, что семья традиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможет вложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующую жизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определё нные функции:

• определять формирование личности ребёнка;

• обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №47»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены,  отца и матери» В. А. Сухомлинский.

Родители — его первые учителя и воспитатели ребенка.  Сила воздействия родителей на формирующуюся личность исключительно велика.  Огромное влияние родителей на ребенка оказывает бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью.  А за эту любовь и заботу ребенок отвечает глубокой привязанностью и любовью к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать. В семье, в которой воспитывается ребенок, проводит большую часть своей жизни. Родители являются главной опорой для ребенка, без которых этот мир разрушится, это среда обитания ребенка, и среда где ребенок получает свое воспитание.

То, что ребенок приобретет за всю жизнь, сохранится в течение жизни. В бешеном ритме нашей жизни, мы часто забываем о самом главном – о детях, об их воспитании, их развитии.  Для того чтобы прокормить семью, родители работают с утра до ночи, а воспитание возлагают на бабушек, дедушек учителей и воспитателей. Ребенок сыт, одет, обут, получает знания, но почему-то вдруг возникают проблемы в поведении ребенка дома, в садике и учебе. Всем становится непонятно, почему так, ведь они прикладывают массу усилий, для того чтобы их чаду было хорошо. Ребенок при живых родителях, может жить в полном одиночестве, если мать и отец ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно скандалы, конфликты, ссоры, по отношению друг к другу возникают грубость, постоянные упреки, унижения, оскорбления. А ответ прост, ребенку в семье не хватает родительского внимания, материнского тепла, отцовского воспитания. Когда ребенок чувствует внимание к себе, заботу, он как бы защищен, у него возникает такое чувство, и тогда он направляет свои силы на развитие и познание окружающего мира. Маленький малыш воспринимает мир, так как его видит, и воспринимают его родители. От родителей зависит, то, как ребенок в дальнейшем отнесется к себе, к окружающим, жизнь ему может показаться бесконечным праздником или скучным существованием, а учеба скучным, непосильным и тяжелым трудом.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, что происходит вокруг, ему передается настроение и состояние взрослых. Ребенку важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, ласку, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, расторопность родительскую, неуверенность в своих силах, возможностях. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности ребенка.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего его возраста.

У старшего поколения больше терпения, больше мудрости, они многое вкладывают в душу ребенка, поэтому разрешайте побольше общаться со старшими членами семьи.

Хорошо когда старшее поколение сохраняет в семье традиции, какие-то семейные реликвии, вместе с ребенком время от времени достают эти реликвии, рассматривают их, беседуют, рассматривая их, это положительно влияет на развитие ребенка, очень важно для ребенка, такое общение способствует умственному и нравственному развитию.

Памятка для родителей, чтобы воспитать добропорядочного члена общества.

– Родителям ребенка нужно принимать таким, каков он есть, чтобы он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

– Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так.

– Беседовать с ребенком и внушать, что он все может, если только захочет и поверит в себя.

– Понимать, что какой бы поступок не совершил ребенок, винить надо прежде себя.

– Жить с ребенком общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

– Для ребенка важно, как построены взаимоотношения между членами семьи. Помните об этом, даже если живете со свекровью и свекром и вам кажется, что это невыносимо.

– Обязательно помнить родителям, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

– Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить мир глазами ребенка.

– Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он такой, какой он есть, он особенный.

– Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

– Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают.

Пять советов в помощь взрослым:

1. Соблюдайте последовательность и твердость в своем воспитании.

2. Если ребенок задает вопросы, не откладывайте – отвечайте.

3. В общении проявляйте доверие, доброжелательность, милосердие.

4. Старайтесь воспитывать своего ребенка без физических наказаний.

5. Больше уделяйте внимания своему ребенку, больше общайтесь.

6. Хвалите ребенка при каждом случае, если он это заслужил.

Родительский дом для ребенка — это его пристанище на всю жизнь. Где бы они ни был, как бы далеко ни занесла судьба птенца, покинувшего гнездо, он всегда найдет дорогу домой, если это теплый и приветливый дом, если все члены семьи связаны сетью сложных, но прекрасных и надежных отношений. Постарайтесь создать ваш дом таким для детей, чтобы они всегда в него возвращались, пусть и ненадолго.

Библиографическое описание

Ткачёва, А. В. Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15230/ (дата обращения: 08.10.2023).

В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: жизнь, родители, ребенок, семья, воспитание, личные отношения, маленькая личность.

Безусловным фактором на становление и развитие личности является среда, в которой ребенок растет и, в частности, его семья. То, что ребенок приобретает остается с ним на всю его жизнь в виде тяжелого или полезного багажа. Важностью семьи считается то, что человек находится в ней в течении всей своей жизни с начало живя в той в которой родился, а затем создавая свою. В процессе доверительных и тесных отношений со всеми домочадцами у ребенка формируется структура его личности.

Семья имеет огромное влияние на развитие личности ребенка, дети лишенные возможности расти в семье или подвергающиеся насилию в ней, к сожалению, очень часто вырастают с поломанной судьбой из-за того, что система ценностей не была грамотно и вовремя заложена в маленькую личность. Что уж говорить о тех, кто вообще вырос в детском доме, их умственное и социальное развитие затормаживается, воспитание этих детей протекает совершенно по другому сценарию в отличие от тех, кто вырос в полной и благополучной семье.

С самого раннего возраста родители должны правильным образом уделять свое время ребенку, малыш не должен чувствовать, что он предоставлен сам себе, он должен чувствовать любовь и заботу. Ребенок через родителей общаясь с ними учиться мыслить, выбирает ту или иную модель поведения. Благодаря правильному образу поведения, который у него перед глазами, ребенок учится своему поведению и реакциям с другими людьми.

К сожалению, поведение ребенка очень во многом зависит от воспитания его в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых, то есть смотря на поведение своих родителей они отзеркаливают его и в своей жизни. Дети с заниженной самооценкой появляются благодаря слишком уж требовательным родителям, которые вместо того, чтобы похвалить своего ребенка, начинают на него нападать с упреками, а если он совершит какой-либо проступок, то тут вообще наступает конец света. У ребенка в такой семь начинает формироваться чувство того, что его не любят и он бесполезен в этом обществе, что он не оправдал желания и надежд своих родителей, которые своим поведением способны довести до суицида, нужно быть очень осторожными с тем, что мы говорим своим детям, ибо на ранних этапах становления личности, ребенок нуждается в поддержке, даже если он был не прав, а не в потоке вечных упреков со стороны самых близких ему людей. То же самое можно сказать и о завышенной самооценки, здесь родители проявили себя как настоящие и любящие, но вопрос в том, сможет ли такой ребенок добиться чего-то в жизни или выстроить нормальные отношения с другими людьми? Думаю, что и здесь будут серьезные проблемы, ибо полное отсутствие системы наказания является тоже негативным фактором. Не стоит потом удивляться тому, что у ребенка из-за его слишком завышенной самооценки появились куча проблем, например со сверстниками, да и в итоге с собственными родителями тоже. Он привык быть первым и хорошеньким во всем, но в жизни так не бывает, придя учась в класс, ребенок столкнется с конкуренцией, внимание учителя будет направленно не только на одного его, что безусловно может стать серьезной травмой, ведь дома он самый лучший, а тут, ему приходится что-то и кому то доказывать.

Самым наилучшим по мнению автора отношениями между родителями и детьми, можно считать выбранный стиль под названием демократия. Данный стиль способствует самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности у ребенка. Родители умеет грамотно лавировать между поощрениями и наказаниями, формируя у ребенка правильные представления о себе.

Как бы кто не спорил с тем, что формирование личности достигается на пике переходного возраста, автор статьи все же не согласен с этим, так как эмоциональная привязка ребенка к родителям происходит как раз на ранних стадиях и в первые годы жизни. К средней и старшей школе стиль взаимоотношений с родителя давно уже сложился, благодаря тому каким образом родители выстраивали отношение с ребенком пока он был еще маленьким.

Для ребенка родители на протяжении всей его жизни выступают в разных ролях и «ипостасях»:

a) как источник эмоциональной поддержки и тепла;

b) как власть, тех кто поощряет и наказывает его;

c) как образец, на который можно смотреть и соответствовать ему.

Не стоит забывать какими бы родителями мы не были, дети все равно чувствуют эмоциональную привязку и нуждаются в том, что бы их любили и защищали. Очень плохо, когда ребенок чувствует отсутствие или нехватку внимания и любви к себе — это может послужить негативными последствиями в его жизни, даже в собственных построениях личных взаимоотношений с противоположным полом, но и избыток эмоционального воздействия родителей на ребенка тоже способен нанести ему травму, слишком уютное родительское гнездышко не стимулирует давно уже выросшего птенца к вылету из него.

Переходя к выводам, стоит сказать, что роль семьи и родителей в формировании личности ребенка бесценна, ибо она выступает как институт, в котором на протяжении жизни формируются связи между всеми ее членами.

Именно в семье начинают закладываться основы нравственного воспитания, формируются разные формы взаимоотношений, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Целью воспитания — для родителей должно стать развитие маленького человечка в разностороннюю личность. Которая сама знает как ему двигаться, а задачи родителей лишь направить его в этом, а не пытаться самим сделать из него какого-то непонятного ему самому до конца человека.

Главное и основное правило которое родители должны помнить и не нарушать его — является последовательность и демократическое поведение в отношениях с ребенком.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, жизнь, маленькая личность, рождение ребенка, друг, завышенная самооценка, роль семьи, формирование личности ребенка.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.

3. Григорян М. В детский сад (как нужно готовить ребёнка к детскому саду) // Работница. – 2007. – № 8.

4. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 10-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

ТИПЫ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

Ключевые слова: семейное воспитание, формирование личности ребенка, родители.

При поступлении школьника в первый класс начинается младший школьный возраст. То есть, в настоящее время устанавливается время с 6-7 до 9-10 лет.

В этот период формируется физическое и психофизическое развитие школьника, которое обеспечивает возможность систематически обучаться в школе, где главным для него будет являться не только школа, но и, конечно же, его семья.

1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

Начало обучения в начальной школе, в основном совпадает, с периодом физиологического кризиса. Кардинальное изменение систем и функций организма совпадает с изменением системы социальных отношений, в этот период родители должны уделять своему ребёнку огромное количество времени.

Существуют основные компоненты семейного воспитания:

– физическое, оно основывается на поддержании здорового образа жизни, распорядка дня, направлено на занятие спортом и закаливание организма;

– нравственное, способствует развитию личности, моральных ценностей, ребёнок учится ценить и уважать своих ближних, с честью и достоинством вести себя в различных ситуациях;

– интеллектуальное, под этим понимается, что родители прививают ребёнку потребность в приобретении знаний, их совершенствование и расширение;

– эстетическое, развивается творческая сторона ученика, формируется представление о прекрасном;

– трудовое, ребёнок учится трудиться, не искать лёгких путей по жизни.

В жизни ребёнка родители выполняют огромное множество функций, но, наверное, основной является передача ценностей своей семьи. Этот процесс характеризуется постоянством, повторяемостью и выбором «подходящих моментов».

Этапы развития личности – это этапы, когда ребёнок постепенно включается в социальные отношения, где формируются его определённые социальные ориентиры по отношению не только к себе, но и другим.

Необходимым элементом ценностных ориентаций является определение неоспоримых ценностей. Такие ценности чётко разграничивают поступки школьника на хорошие и плохие. Благодаря им, родителям и детям легче принимать правильные решения.

В семейных отношениях выделяются такие типы, как диктат, опека, невмешательство и сотрудничество. Зачастую, тип определяется неосознанно.

Семья может влиять на личность школьника как положительно, так и отрицательно. Положительное воздействие проявляется в том, что родст-

венники тепло относятся к ребёнку, заботятся о нём так, как никто другой. Одновременно другой социальный институт никак не может повлиять на школьника, на его воспитание.

В отечественной и зарубежной науке пытаются классифицировать типы воспитания. Самыми распространёнными типами неверного воспитания принято считать гиперопеку и гипоопеку.

При длительной гиперопеке ребёнок перестаёт быть способным разрешать трудные ситуации, ждёт помощи от родителей. Такой ребёнок не имеет инициативности, это удобно, прежде всего, его родителям, да и другим взрослым, так как он беспрекословно выполняет любые поручения.

Также встречается и такой тип, где родители любят и ценят своих детей, но воспитание протекает в очень строгом формате. Они забывают о том, что ребёнок имеет свои особенности, свой темп развития, воспитывают его как взрослого, забывая о том, что это всего лишь ребёнок, который живёт своей детской жизнь. Тем самым, родители лишают своего ребёнка полноценного детства.

Ещё один тип семейного воспитания – беспорядочные, сильные позиции по отношению к ребёнку у разных членов семьи. Это может быть властный отец, безразлично относящаяся к своему ребёнку мать и добрая, искренне любящая бабушка, или же наоборот, строгий отец, мягкая мать и властная бабушка. Разногласия среди взрослых отражаются на психическом

Методы воспитания в семье – это пути, благодаря которым осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. Они имеют особую специфику:

– на ребёнка влияют только индивидуально, при этом учитываются его поступки и личностные особенности;

– выбор методов зависит от родителей, от их педагогической культуры, их ценностей и понимания цели воспитания.

Принято считать, что сколько родителей, столько и методов воспитания, но как показывает опыт, большинство семей используют общепринятые методы семейного воспитания, к которым относятся:

– метод убеждения, который предусматривает педагогическое воздействие родителей на формирование у ребёнка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями со стороны взрослых. При этом методе используются внушение, объяснение и совет;

– метод поощрения, где за любое проявление у ребёнка желания формировать у себя важные положительные качества личности или привычек, он получает похвалу, подарки со стороны старшего поколения;

– метод совместной практической деятельности – это совместная участие родителей и их детей в одних и тех же делах, мероприятиях, которые носят воспитательный характер, например, посещение театров и музеев, выезды на природу всей семьёй;

– метод принуждения предполагает применение по отношению к ребёнку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений. В качестве наказания, как правило, ребёнка ограничивают в действиях, которые ему привычны, такие как – прогулки с друзьями, просмотр телевизора, использование своего смартфона или компьютера.

Таким образом, семья – это первая школа общения ребёнка.

1. Егиазарова Г. П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. – 2014. – С. 41-43.

2. Егиазарова Г. П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития

научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. – 2015. – С. 229-231.

3. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Педагог-новатор В. Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. – 2011. – Т. 19, № 3. – С. 69-71.

4. Иохвидов В. В. А.П. Склярова и З. А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. – 2012. – С. 62-64.

5. Иохвидов В. В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М. Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20, № 3. – С. 37-40.

6. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 27-34.

7. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В. М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20, № 4. – С. 44-46.

8. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. – 2011. – С. 44-46.

9. Иохвидов В. В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. X X века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О. А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – 2011. – С. 42-44.

10. Иохвидов В. В., Тукова Ж. Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. – 2016. – С. 36-38.

11. Иохвидов В. В., Веселова В. Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш. И. Ганелину // Научные труды SWorld. – 2013. – Т. 13, № 1. – С. 11-14.

12. Иохвидов В. В. Б.С. Волков и Л. Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. – 2016. – № 48. – С. 48-53.

13. Краснянская Т. М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т. М. Краснянская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». – Пятигорск, 2010.

14. Krasnyanskaya T. M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. – № 3

. – С. 192-199.

15. Краснянская Т. М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. – 2006. – № 13 (68). – С. 299-305.

16. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А. А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. – 2016. – № 1

. – С. 37-43.

17. Чаплыгина М. Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 14. – С. 120-125.

18. Юнгман И. В., Жукова Л. А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 150-154.

19. Юнгман И. В., Саввонова О. А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 24-1. – С. 152-156.

20. Юнгман И. В., Понкратова А. А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. -№ 24-1. – С. 158-162.

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается социализация воспитанников школы-интерната.

Ключевые слова школы интернатного типа, социализация личности, педагог, воспитательный процесс; дети.

Педагогический процесс – систематическое воздействие, направленное на развитие, воспитание, образование и обучение личности (с учетом влия-

Публикация «Влияние семьи и стилей семейного воспитания на становление личности ребенка» размещена в разделах

В современном обществе семья и семейное воспитание испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; разрушается традиционная структура семьи; изменяются общие нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношение между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

В условиях, когда большинство семей озабочено проблемами экономического, а иногда и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Часто из уст родителей можно услышать: «А что я могу с ним сделать?», «Он меня не слушает.», «Нет времени.», «Вы педагог, вы и воспитывайте.», и т. д. Родителям для успешного выполнения ими родительско-воспитательной функции чаще всего не хватает знаний. Поэтому родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, эпизодически. Все это не приносит, как правило, позитивных результатов.

Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги образовательных учреждений, не смотря на то, что информацию по вопросам воспитания сейчас можно получить различными способами.

У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт.

Семьи бывают совершенно разными. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. От состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :

• тип темперамента родителей, их совместимость;

• традиции, на которых воспитывались сами родители;

• научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень;

• нравственные устои семьи.

Существует несколько классификаций стилей семейного воспитания (рис. 1). Согласно одной из них, всего практикуется три основных стиля воспитания :

– либеральный (попустительский).

В каждой конкретной семье обычно уже бывают различные вариации и сочетания этих стилей.

При демократическом стиле воспитания, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Данный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

При либеральном стиле ребенок предоставляется сам себе. Этот стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Иногда, когда несколько членов семьи выбирают разные стили воспитания или попросту не придерживаются одного стиля, а постоянно меняют тактику поведения, можно говорить о хаотичности воспитания. При этом ребенок лишается ощущения стабильности, становится тревожным, неуверенным в себе.


ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

На практике ни один из стилей воспитания не может проявляться в «чистом виде». В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

В течение продолжительного времени в нашей стране складывалось убеждение, что родители педагогически некомпетентны, и не существовало способов повышения их педагогической культуры. В основе новой философии лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие воспитательные институты призваны дополнить их воспитательную деятельность, т. е. признание родительского авторитета. Отсюда следует, что от уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей, необходимо помогать родителям грамотно организовывать процесс семейного воспитания, привлекать родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробуждать у них интерес к прочтению педагогической литературы.

Публикация «Влияние семьи на формирование личности ребенка» размещена в разделах

• прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;

• закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье. Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.

Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.

Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.

Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.

Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда ребенок немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Физическое развитие в семье

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками. Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребё нка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни.

Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами. Есть два направления этого процесса:

• целенаправленное влияние родителей на ребё нка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;

• наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно», делая при этом следующее:

• учат правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;

• учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;

• учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;

• обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.

В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес ребенка к

Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

Познавательные способности начинают развиваться у ребенка намного раньше, чем думают иные родители. Уход за ребенком и улыбка матери, совместное чтение книг и ответы на бесконечные «почему», обычное общение и развивающие программы – благодаря всему этому ребенок познаёт что-то новое. Эти простые с виду занятия позволяют многое узнать об окружающем мире и жизни в семье.

К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности. Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.

При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность. Родители внимательно выслушивают ребенка, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.

В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности ребенка. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.

В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация. Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.

Но связанные с воспитанием вопросы родителям необходимо обсуждать в отсутствии ребёнка, ведь ему ни к чему видеть противоречивость позиций родителей, иначе он сможет на этом играть. Дети чутко «фильтруют» разговоры родителей и очень ловко способны маневрировать между ними, чтобы добиться собственной выгоды. Такие манёвры практически всегда направлены «не в ту в сторону» : непослушания, лени, плохой учёбы. Поэтому, принимая общее решение, родители должны рассматривать его не под углом своих взглядов или интересов, а руководствоваться пользой, которое принесет ребёнку.

При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

• восприятие ребёнка таким, какой он есть;

• эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию ребенка и смотрит на проблему его глазами;

• конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи :

• отыскивать время для простого общения с ребенком;

• быть активным участником семейной жизни;

• способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;

• иметь понятие об этапах жизни ребёнка;

• не давить на ребенка, позволяя ему самому принимать решения;

• позволять ребенку отстаивать собственное мнение;

• относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;

• уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *