ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Проблема – «затруднение»

Это, как правило, задание, которое ученики не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить явление природы, решить задачу, проверить правописание слова и т.д.

Например, это могут быть такие вопросы:

Проблема – «удивление»

В этом случае школьникам предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс.

Приемы, которые могут быть здесь использованы:

Например, на уроке русского языка учитель просит определить тип спряжения глагола «лететь». Дети, конечно, отвечают, что это слово относится к первому спряжению — и ошибаются.

На уроке физики учащимся показывают доску, разделенную вдоль на две полосы: на одну наклеена пленка, а на другую — ворсистый ковер. Доска устанавливается наклонно, на ее верх учитель помещает два одинаковых бруска и спрашивает, по какой полосе брусок съедет вниз быстрее.

Организация проблемного урока в начальной школе

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведёт к развитию творческих способностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором, учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Цель активизации путём проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач предоставляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условия задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.  проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.  проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.  проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу учащихся на таком уроке:

СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).4. Творческое применение открытых знаний

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫПроблемная задача помогает учащимся осознать цели учебной деятельности, что в свою очередь, влияет на формирование её положительных мотивов. Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание. К учебной проблеме можно повести учащихся следующим способом: создать проблемную ситуацию или использовать мотивирующие приёмы. Проблемная ситуация может предшествовать определению темы на уроке изучения нового материала, различным этапам комбинированного урока, практическим заданиям, повторению и обобщению знаний. При создании проблемных ситуаций необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее: а) алгоритм решения ранее решённых проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;б) решение встречавшихся ранее, но не решённых из-за отсутствия достаточных знаний, проблем, укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически одолимы не учебные проблемы – для этого надо иметь больше знаний;в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;г) ранее решённые коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения. Для выхода из проблемной ситуации необходимо вести с учащимися побуждающий диалог – стимулирующие вопросы, позволяющие ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

ПОИСК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫНа этом этапе используются методы, которые являются наиболее оптимальными в решении учебной проблемы. Это проблемное изложение, частично-поисковый или эвристический, исследовательский методы. В ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций. Алгоритм формулировки теоретического понятия:

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:

1. Даёт правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

2. Приводит примеры, иллюстрирующие данные понятие;

3. Демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

4. Видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

5. Способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗНАНИЙРеализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа. Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация – ситуация психического затруднения, противоречия

Методы проблемного обучения и выступают как способы решения проблемных задач и вопросов. Эти методы есть проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский. Выполняя общие образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, эти методы различаются степенью творческой активности и познавательной самостоятельности, проявляемых школьниками в ходе решения проблемных задач и вопросов: при проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов учителя; при использовании исследовательского метода учащиеся максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научатся самостоятельно увидеть проблему, наметить пути её решения и решить её. Доказано, что проблемное обучение возможно не только в средних и старших классах, но и в младших классах школы. Очевидно также, что проблемное обучение в начальной школе имеет специфику, вызываемую возрастными особенностями и возможностями младших школьников.

Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе

Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

Для реализации проблемной технологии необходимы:

Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На проблемном уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог строится от проблемной ситуации и представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

основные приемы создания проблемной ситуации.

Можно сделать вывод:

проблемно-диалогического урока – научить самостоятельно решать проблемы.

– открывать знания вместе с детьми.

Далее мы рассмотрим, как можно создавать проблемные ситуации на уроках в начальной школе.

На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию.

Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.

В методической литературе предлагаются различные приёмы создания проблемных ситуаций.  Я хочу остановиться на проблемных ситуациях, предложенных Мельниковой Е. Л.

Предмет «Русский язык» 2 класс

Тема: Непроизносимые согласные.

На доске записано слово

– Прочтите это слово орфографически,  орфоэпически. (

– Что вас удивило? (Буква Т в слове пишется, а при чтении не произносится.)

– Какой вопрос у вас возникает?

( Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят.)

Предмет «Окружающий мир» 1 класс

Тема: Родная природа. Март. Лесные новости

Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчел, Винни-Пух заметил, что наступила весна. Он задумался, что же происходит в природе с приходом  весны? Винни-Пух обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.

Кролик ответил: «Распускается первый весенний  цветок подснежник, появилась травка и теперь я гуляю  на полянке». Ослик Иа согласился с Кроликом. Пятачок сказал, что стало много луж и теперь можно в них купаться. А Сова добавила: самое главное, что в лесу появились мыши, которых она с трудом отыскивала зимой.

– Кто прав?

– Какое основное, главное изменение в природе весной?

Учитель подводит итог: каждый из друзей Винни-Пуха заметил то изменение, которое важно именно для него, для его жизни. Но все эти изменения возможны потому, что весной становится теплее, лес освобождается от снега, просыпаются от зимнего сна животные и т.д.

В процессе диалога на доске появляются рисунки, раскрывающие временные причинно-следственные связи в природе. Устанавливается их последовательность.

Предмет «Окружающий мир» 3 класс

Тема: Природные зоны России.

Предмет «Русский язык» 4 класс

Тема: Неопределенная форма глагола.

На доске слова: лить, мечтать, хотеть, колоть, рубить.

– Определите число и лицо глаголов.

Прием вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.

(в рамках некоторых тем прием применить невозможно).

Предмет «Математика» 3 класс

Тема: Деление двузначного числа на двузначное.

– Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ. ( Морозы, пороги, образы.)

– Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

– А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?

вестники, сердца, тростники.)

– Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом?

– Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)

– Попробуйте сформулировать тему урока.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С. Ю. Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Данная характеристика является определяющей, так как, будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.

Сравним традиционный и проблемно-диалогический уроки и сделаем вывод.

Таким образом,  проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На проблемном уроке дети шаг за шагом проходят четыре творческих этапа: осознание проблемной ситуации, выдвижение гипотез и их решение, открытие новых знаний (истины),  применение новых знаний, т.е. реализация продукта.

На проблемном уроке могут быть использованы две формы диалога: побуждающий и подводящий. Учитель сам выбирает и регулирует форму учебного диалога в зависимости от темы урока и уровня познавательной активности, подготовленности учащихся.

Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.

На I этапе урока учащиеся записывают тему урока, вопросы для дальнейшего обсуждения в группах, индивидуально или в форме диспута при фронтальной работе:

На данном этапе учителем предлагается учебный материал, с которым предстоит работать ученикам. Это и текст произведения, и критическая литература, и иллюстрационный материал, и учебный фильм или презентация.

Дерево решений

На II этапе начинается самостоятельная работа учащихся, в процессе которой они должны осмыслить суть проблемных вопросов и найти пути их решения. Желательно на проблемном уроке использовать такую стратегию, как «Дерево решений», которая дает возможность учащимся исследовать проблему поэтапно, а затем суммировать знания, давая им оценку. Пользуясь этим приемом, ученики подробно анализируют все возможные варианты потенциальных решений, а также все плюсы и минусы, связанные с каждым из них.


ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

Если работа проводится индивидуально или в парах, то учащиеся на постерах записывают все возможные решения проблем или их последствий, способные влиять на дальнейший ход событий и приводящие к определенным результатам. Затем выкладывают их в качестве «листьев», кроны дерева, объясняя свой ход мыслей или озвучивая определенный вывод в процессе решения проблемной ситуации.

Главное, чтобы атмосфера обсуждения спорных вопросов была дружелюбной, каждый свободно мог высказывать свое мнение, даже если оно и кажется кому-то ошибочным или неверным. Важно находить консенсус в дискуссии.


ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

У корней — причины, рождающие исторические и общественные проблемы; ствол — проблемы, которые заключаются в определенных формах поведения людей. Если работа проходит в группах, то их представители проводят презентацию, оглашая результаты проведенной работы. Педагог отвечает на все вопросы, которые интересуют учащихся, уточняет, дополняет, поясняет то, что было непонятно. Прикрепляет таблицы с вариантами решений к доске, сравнивает их, оговаривает причины, которые привели группы к одинаковым решениям.

Hа III этапе проблемного урока — оценивание учащихся. Баллы желательно выставлять не за правильный или неправильный ответ, а за умение и желание мыслить неординарно, уметь сопоставлять, сравнивать, находить нестандартные решения. Ведь какие-то вопросы могут рождать и последующие, одна проблемная ситуация может перерасти в другую. Поэтому умение достичь конечного результата дорогого стоит.

Новый уровень образования требует от учителя способности работать в классе с деятельностным мышлением ученика. Следовательно, педагог должен преобразовывать и изменять свою деятельность, ориентировать ее на новые задачи, оснащать новыми средствами работы. Новые педтехнологии — это есть рабочий набор мыслительных средств, позволяющих учителю видеть деятельность ученика и свою собственную, организовывать совместную деятельность и управлять ею.

Любая попытка педагога реализовать все вышеизложенное на конкретном предметном материале (физике, математике, истории, музыке, языке и т.д.). развивает не только ученика, но и педагога, если только он готов к тому, что каждое новое завоевание и результат неизбежно обратится в сомнение и новый поиск.

Река проблем

Продолжая разговор о создании на уроке учебной ситуации, в которой учащиеся:

Искусство самостоятельно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и стремление к истине, творчество и смелость, критичность и самокритичность, умение выслушать и принять другую сторону, способность аргументировано отстаивать свои собственные убеждения. Этому способствует и «Река проблем».

В левом нижнем углу ватмана учитель записывает проблемы, с решением которых учащимся предстоит столкнуться на уроке. После их общего обсуждения в группе, паре или в целом классе учащиеся на стикерах пишут кратко пути их решения, исходя из собственных представлений по существу вопроса. Затем прикрепляют их к изображению реки, предварительно зачитав свое мнение — это своеобразный «мостик», по которому общими усилиями ребята смогут символически «перебраться» на другой «берег», на котором окажутся только в том случае, если их решения будут продуманны, точны и объективны.

Такой вид работы позволяет не эксплуатировать память ребенка, а задействовать возможности его понимания и мышления. Основное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что:

Пример — фрагмент из урока по теме «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать», образовательной целью которого является формирование понимания сути пословиц и поговорок и умения связывать их содержание с характеристикой литературных персонажей, учить самостоятельно анализировать личностные качества и поступки героев произведений русской литературы:


ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

Кольца Венна

Частично-поисковый метод можно реализовать с помощью приема «Кольца Венна».

Учитель предлагает вспомнить основные факты из жизни писателя Л. Н. Толстого, (слайдовая форма на компьютере или на ватмане). На слайде №1 кольца разного диаметра и цвета один в одном, каждому из которых соответствует определенная информация (даты и события, которые указаны вразброс). Ученики правильно в своих тетрадях располагают цифры в соответствии с информацией по биографии писателя. В конце работы учитель показывает 2 слайд и предлагает провести самопроверку ответов, проставив баллы на оценочных листах. Каждый верный ответ — 1 балл).

Педагог просит расположить в верной последовательности события, соответствующие основным этапам жизни Л. Н. Толстого:


ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

Неверная и верная последовательность событий в жизни Л. Н. Толстого

Шесть думательных шляп (шесть шляп мышления)

Дополнительно о приеме шести шляп.

Оставьте за мной последнее слово

Проблемный урок, несомненно, предполагает и диспуты. Поэтому в данном случае интересна стратегия «Оставьте за мной последнее слово», состоящий из следующих этапов:

Уголки

Это прием совместной обучающей деятельности, используемый после чтения текста, прослушивания лекции, просмотра фильма или после постановки проблемы, нацеленной на организацию дебатов. Пошаговая реализация:

Фишбоун

Прием Фишбоун позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объема. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки.

Остов предстоящего исследования — рыбий скелет — должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, а на нижних — причины ее возникновения.

В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить.

Хвост — общее и конечное решение всей группы. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Технология работы по данной стратегии может варьироваться:

Пример — фрагмент из урока-эссе, посвященного творчеству Л. К. Чуковской «Без свободного слова нет свободного человека»:

Презентация спикера группы: Наша группа познакомилась со статьей «Не казнь, но мысль, но слово», написанной в 1968 г. и приурочена к 15-летию ко дню смерти И. В. Сталина. Автор очень эмоционально пишет, что сталинская эпоха миновала, но не проведен еще анализ причин возникновения беспредела власти, до конца не исследован механизм осуществления геноцида по отношению к своему народу. Не успел народ вдохнуть глоток свободы, как опять началась охота на писателей, правдиво изображающих это время. Но если этого не сделают они, то этого не сделает никто. Бывшие охранители сталинского режима, те, кто судил направо и налево миллионы безвинных людей, хотят избежать ответственности и боятся правды как огня. Автор, признавая справедливость реабилитации когда-то осужденных на каторжный труд, болезни и смерть людей, утверждает, что нельзя предать забвению это страшное время. Не требуя смертной казни для жестоких судей и палачей, доносчиков и шпионов, автор говорит, что слово — тоже оружие, и с его помощью можно пригвоздить к позорному столбу эпохи всех мерзавцев и негодяев и судить их судом народной совести. Мы согласны со словами автора: «Пусть же сбудется освобождение слова от всех кандалов, как бы они не назывались. Пусть сгинет немота — она всегда поддерживала деспотизм». И мы восхищены совестливостью, смелостью автора, который продолжает традиции русской литературы, всегда обличавшей мракобесие, защищавшей свободу людей, их честь и достоинство, будившей мысль и нравственное чувство (объясняет наработки по своему заданию на примере схемы «рыбьего скелета»).


ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

Коллаж

Не менее важным на уроках такого типа является обучение навыкам формулирования и оформления результатов деятельности школьников. Нередко я использую во время подведения итогов урока такой прием как «Коллаж».

Берется ватман, сверху на нем записывается тема урока, а на все свободное поле ватмана прикрепляются работы учащихся за урок. Это могут быть и рефераты, подготовленные заранее (их защищают ученики), рисунки и кроссворды, выполненные прямо на уроке, подобранные ранее фотографии, свои высказывания и высказывания великих мыслителей, карты и т.д., — все то, что могут ребята приготовить дома и в классе по теме. Учащиеся, видя наглядно результаты своего труда, понимают значимость этой работы, итог своей активности в учебной деятельности.


ВЕСТИ УРОК ПО ПРОБЛЕМАМ

Современные ориентиры школьного обучения — это формирование мышления, новых типов деятельности ученика и учителя и новых форм общения. Чтобы достичь нужных целей, ученика необходимо поставить в условия, где он будет действовать, учиться способам работы, сам вырабатывать знания, служащие ему средством разрешения проблемы и преодоления затруднения. Именно такое содержание образования и играет важнейшую роль в общественном развитии и позволяет ситуативной педагогике быть гуманной, демократичной, выводящей отношения субъектов образования — учителя и ученика — на новый качественный уровень.

Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: “Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?”.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

«Актуальность»

Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

4. ” Ага-реакция” — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

«Яркое пятно»

это интересная история, легенда, оригинальная гипотеза или концепция, которые могут привлечь внимание учащихся.

Допустим, в начале изучения темы «Фосфор» учитель зачитывает отрывок из детектива Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». Затем школьникам предлагается угадать тему и прокомментировать отрывок.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

Какие бывают учебные проблемы

Учебная проблема — это специально организованное учителем состояние интеллектуального дискомфорта у учеников. Причиной этого дискомфорта может являться несоответствие результатов опыта ожиданиям, основанным на уже имеющихся у школьника сведениях, или, например, недоумение, вызванное различием мнений по изучаемому вопросу.

Обычно приемы создания проблемной ситуации делятся на две группы, в зависимости от того, какой материал необходимо обыграть. Иногда к ним присовокупляют еще две. Это такие приемы:

и мотивирующие приемы, позволяющие придать ситуации черты проблемной:

Выбор зависит от класса и материала.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

Из недостатков методики можно выделить следующие:

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Работа на уроке

Итак, работа над созданием проблемной ситуации на уроке позади, концепция разработана, все необходимое (скажем, для опыта) подготовлено. Как вовлечь школьников в процесс? Как проводить урок с проблемной ситуацией?

Для разработки проблемы используется обычно один из двух приемов:

Если не подготовиться к одному (а то и к обоим — кто знает, как дети среагируют?) варианту, то вся работа может пойти насмарку: ученики могут растеряться и не разобраться в проблеме.

При побуждающем диалоге учитель опирается на мнения учеников, заметивших несоответствия, то есть осознавших суть проблемы.

Педагог может стимулировать их размышления и несколько их корректировать с помощью наводящих вопросов. Вопросы можно задавать такие:

Затем учитель предлагает угадать, о чем пойдет речь на уроке, каких знаний не хватает для правильного предположения, ответа.

Подводящий к теме диалог используется в том случае, если класс слабый или только начинает работать с проблемами на уроках. Это гораздо проще, так что можно подвести к догадке даже тех учащихся, которые пока затрудняются самостоятельно работать с проблемными ситуациями.

В этом случае вопросы надо задавать, постепенно подводя ребят к осознанию темы. Скажем, на доске написаны слова «растение» и «рост».

Таким образом учитель все же подводит ребят к формулировке темы урока.

Мы можем сделать вывод, что использовать технологию создания проблемной ситуации на уроке мы можем при любой теме, на любом материале. Этот метод помогает мотивировать школьников на получение новых знаний и развивает их интеллектуальные способности.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж 19 лет.

Как работать над уроком с проблемной ситуацией?

На этапе подготовки к уроку надо обдумать, какие темы проблемных ситуаций могут быть использованы. Что может вызвать разногласия, непонимание, споры? На какие аспекты могут быть разные взгляды? Что в новом материале действительно ново, требует особого рассмотрения и не может быть понято без специального разъяснения? Ответ на какой-нибудь из этих вопросов и может быть идеей для проблемной ситуации на уроке.

Если ничего такого в голову не приходит, а материал совершенно новый и опереться пока не на что, то надо выбрать что-нибудь из второй группы: подобрать интересную историю или загадку, задать вопрос, требующий рассуждения и, может быть, даже дискуссионный.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *