Наталья Николаевна Чувелева
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 20 лет
Речь,
слово воспринимаются другими в
“обрамлении” сопровождающего их
комплекса неречевых
средств: мимики, жестов,
позы,
осанки, походки говорящего.
В них столько же, а порой и больше,
красноречия, искренности, доброты,
уверенности или равнодушия, лживости,
недоброжелательности, сомнения, сколько
в словах.
Полезно
взять за правило следить за своей
мимикой, продумывать, какая она должна
быть, какая она есть, почему, когда и как
ее менять. Многие вообще не знают, какое
у них выражение лица. Стоит временами
бросать взгляд в зеркало и мгновенно
оценивать, каково оно обычно. Управляя
мимикой при разговоре, придавать нужное
выражение глазам (искреннее, сомневающееся,
с прищуром, хитринкой, насмешливое,
смеющееся и др.), положению головы (прямо,
высокомерно поднятый подбородок, наклон
вперед с взглядом исподлобья, наклон
вбок), носогубным мышцам.
Разумно
использовать возможности жестов при
разговоре, но не допускать бессмысленной
жестикуляции — размахивания руками,
избегать стереотипных жестов (одного
— двух, например, “рубки воздуха”,
“указующего перста”) и не пользоваться
вульгарными.
Мимика,
пантомимика, поза, походка, осанка
позволяют создавать впечатление о себе,
повышать воздействие произносимых слов
на собеседника, придавать им особый
смысл. Они свидетельствует о значимости
для говорящего произносимых слов, вере
в то, что он говорит, интересе, его
психическом состоянии, отношении к
собеседнику и к себе, демонстрируют ряд
имеющихся качеств (интеллигентность,
ум, образованность, воспитанность,
культурность, самомнение, глупость,
решимость, волнение, неуверенность,
испытываемый страх и др.). Даже походка
может немало сказать о человеке. Взгляните
на идущего впереди человека и попытайтесь
что-то сказать о нем. Даже не будучи
натренированным в такой диагностике,
можно сказать что-то, что будет
соответствовать действительности.
В
большинстве профессий не должно быть
раздвоения между содержанием речи,
средствами выразительности и неречевыми.
В противном случае одни и те же слова
могут приобрести противоположный смысл.
Можно, например, произносить уважительные
слова и ненавидеть глазами. Лишь в
отдельных случаях и профессиях бывают
обстоятельства, когда все призвано
маскировать действительный смысл
высказываний, отношения и намерения
говорящего.
Педагогическая
техника заключается в продуманном и
умелом использовании всех абсолютно
неречевых средств при контактах и
общении с людьми. Они во многом сказываются
на формировании имиджа человека — его
образе во мнении других, впечатлении о
нем. Говорить надо не только ушам, но и
глазам людей. Этому надо учиться,
занимаясь отработкой голоса, произнесения
слов и фраз, использованием мимических
и пантомимических средств перед зеркалом,
магнитофоном и видеокамерой, в паре с
товарищем.
В
процессе педагогического
общения
доминирует роль языка как полифункциональной
знаковой системы по сравнению с
невербальными системами. Семантика
слова, значение грамматических категорий
языка внеличностны, но в речи одни
и те же языковые единицы могут быть
восприняты слушающим по-разному
– в зависимости от интонации
говорящего, от доброй (или насмешливой)
улыбки, от неожиданного жеста. Это
обусловлено тем, что восприятие
слова-знака (единицы языка) обогащается
одновременным комплексным восприятием
знаков другой системы – невербальной.
Умение
«декодировать» невербальную информацию
– важное условие эффективности общения
и особое умение, профессионально
необходимое для учителя. Уникальность
многоканального воздействия на
слушателя невербальных средств
общения делает их незаменимыми в
арсенале педагогических средств.
Рассмотрение
различных аспектов невербального
педагогического взаимодействия
развивает способности к осуществлению
оптимального педагогического
общения; способствует формированию
невербальной компетентности и
рефлексии; навыков самоуправления
и контроля за неречевыми
коммуникациями в педагогическом
процессе; эффективного употребления
различных форм, методов и приемов
невербальной педагогической техники
(Е. Н. Михеева, Е. А. Петрова, Н. П. Сметанина,
Н. В. Федорова и др.).
Трудно
представить себе педагога, который
общается с детьми только при помощи
слов, не употребляя различные
невербальные средства (движения
голоса, движения тела и расположение
в пространстве).
Владея
невербальными средствами общения,
учитель может: использовать их в
целях регуляции и оценки работы учащихся
и тем самым сэкономить время; создавать
положительный тонус общения, устанавливать
и сохранять контакт; влиять на речевую
активность учащихся; способствовать
запоминанию речевого материала. Составляя
план-конспект урока, учитель должен
спланировать и свое невербальное
поведение, ибо оно таит в себе огромную
силу воздействия на психику учащихся.
Некоторые
учителя считают необходимым создавать
«специальное выражение лица» для
воздействия на ребят (И. К. Фридман). Часто
– это строгое выражение лица с нахмуренным
лбом, сжатыми губами, которое якобы
способствует хорошему поведению и
успеваемости учеников, или «специально
возмущенное» выражение лица. Постепенно
маска может стать типичной, и
учитель всегда предстает перед
классом в этом созданном им самим
образе, который не вызывает ожидаемой
реакции у ребят.
Непроизвольно
многие учителя создают «определенное
лицо для определенного ученика»,
чаще всего к неуспевающему ученику
учитель обращается с уже заранее
«безнадежным» выражением лица. От
профессионализма учителя зависит
владение своим поведением, чтобы
изменить ситуацию в лучшую сторону:
научиться ободрять того, кому и так
трудно, чтобы он не чувствовал себя
безнадежным и сумел добиться успеха.
Визуальное
взаимодействие (контакт глаз)
– не менее важный компонент
педагогического воздействия. Взглядом,
направленным на собеседника, можно
привлечь внимание к себе и предмету
разговора; проявить расположение
и отчуждение; выразить недоумение,
иронию, осуждение; поддержать
психологический контакт и т. д.
Взглядом учитель может выразить свое
отношение к учащемуся, задать
вопрос, дать ответ и т. д.
И. М.
Юсупов и Л. В. Бевзова предлагают следующую
классификацию речевых жестов учителя:
– коммуникативные,
способные заменять в речи элементы
языка: приветствия и прощания;
привлекающие внимание, подзывающие,
приглашающие, запрещающие;
утвердительные, отрицательные,
вопросительные; выражающие
благодарность, примирение и т. п.;
– описательно-изобразительные,
сопровождающие речь и теряющие смысл
вне словесного контекста;
Понятие
«невербальная
выразительность учителя»,
по мнению Е. А. Петровой, включает в
себя три основные блока особенностей:
1-й
блок. Формально-динамические
параметры
невербального
поведения учителя:
2-й
блок. Эстетическая
гармоничность – это общая качественная
оценка невербального языка.
Сюда входят:
3-й
блок. Способность
к управлению и рефлексии невербального
поведения в педагогическом
общении. В
этот блок входит управление и рефлексия
невербального поведения в наиболее
важных ситуациях педагогической
деятельности и общения на уроке:
привлечение внимания; повышение интереса;
проявление требования; оценивание
ответа; раскрытие материала; выражение
отношения; воспитание.
Одна
из серьезных проблем, которая вытекает
из специфики профессиональной
деятельности учителя, по мнению Е. А.
Петровой, – это преобладание в
невербальном языке жестов-сигналов
доминирования, агрессивности,
превосходства, причем, неосознанное
стремление поддержать и укрепить
свой авторитет, соответствовать
социальному статусу у молодого учителя
постепенно закрепляется и становится
привычным. Например, часто встречаются
в учительской практике: указывающий
жест, направленный на ребенка,
если он выполняется указательным
пальцем или указкой; позы – руки
в карман, напоказ оставлены большие
пальцы; руки в бока; руки, перекрещенные
позади туловища и др.
Наиболее
употребительными в педагогической
деятельности оказываются жесты
указания, привлечения внимания,
отрицательные и утвердительные
кивки головой, подчеркивающие, просьбы
и запрета. Педагогам с высоким уровнем
мастерства свойственно более точное и
эффективное употребление жестикуляции
(шире репертуар используемых жестов,
разнообразнее их функции, выше
осознанность).
Неотъемлемым
элементом оптико-кинетической экспрессии
являются
позы учителя,
связанные с осанкой, ее стройностью
или сутулостью, привычками определенным
образом стоять, садиться, передвигаться.
Чтобы общение было активным, следует
иметь открытую позу: не скрещивать руки,
повернуться лицом к классу, уменьшить
дистанцию, что создает эффект доверия.
Рекомендуются движения вперед и назад
по классу, а не в стороны.
Учителю
необходимо выработать манеру правильно
стоять перед учащимися на уроке
(ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного
выдвинута вперед). Все движения и
позы должны привлекать учащихся
своим изяществом и простотой. Эстетика
позы не терпит плохих привычек:
например, привычки не опускаться
на стул, а грузно «плюхаться»; покачивания
взад-вперед; переминания с ноги на
ногу; беспорядочного хождения или
топтания на месте; привычки держаться
за спинку стула; вертеть в руках
посторонние предметы; почесывать голову,
потирать нос и др.
Дистанция
способна сближать и разъединять
собеседников. С педагогической
точки зрения межличностное пространство
можно рассматривать как средство
повышения продуктивности речевого
общения, ибо оно связано со снятием
защитных барьеров между учителем и
учащимися.
Укорачивание
или удлинение дистанции способно усилить
или ослабить взаимодействие.
Неоправданное удлинение расстояния
между учителем и аудиторией снижает
воздействие его слов. Доминантой
пространственного поведения учителя
является бережное, осторожное отношение
к личностному пространству каждого
ребенка, уважение его права на
территориальную автономию, чтобы
не провоцировать у ребят переживание
стресса.
Учителю
необходима осторожность при оказании
такесических
знаков внимания
(поглаживание по голове, похлопывание
по плечу и т. п.). Воспитательный
эффект такого рода внимания учителя
зависит от характера сложившихся
межличностных отношений, возраста и
индивидуальности воспитанника.
У подростков, в отличие от младших
школьников, обостряется чувство
пространственной автономии,
проявляется повышенная
чувствительность, нередко негативизм
в отношении такесических знаков
внимания. Сокращение пространственных
границ общения негативно, порой враждебно
воспринимается так называемыми
«трудными» детьми, если учителю не
удается их внутренне расположить
к себе. Эмоциональное неприятие
выражается в уклончивости или дерзком
взгляде при приближении, нарастании
психологической напряженности и
т. д.
Таким
образом, показателями культуры
выражения невербального поведения
учителя,
наряду с психотехникой речи являются:
1)
мимика (статичная, подвижная, выразительная);
2)
контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
3)
доминирующие физиогномические маски
(улыбчивость, доброжелательность,
хмурость, злобность);
4) жестикуляция
(оживленная, сдержанная, избыточная,
умеренная);
5)
позы (расслабленные, напряженные,
скованные, естественные);
6)
дистантность (соблюдение или нарушение
проксемических закономерностей);
7) адекватность
использованной экспрессии ситуации
общения;
8) артистизм
(эстетика манер, внешнего самооформления);
Невербальное общение в педагогической деятельности УЧИТЕЛЯ
Уметь общаться, быть хорошим речевым партнёром – это приятно и полезно каждому. Но есть профессии (их не случайно называют разговорными), где умение общаться не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость. Одна из таких профессий – учитель, тем более учитель иностранного языка. Тем более потому, что он обучает общению.
От умения общаться зависит рациональное и эмоциональное взаимодействие индивидов, воспитательное воздействие педагога на ученика, способность передать свой опыт, свои знания, способы деятельности, умения и навыки.
Всякое общение осуществляется определёнными средствами:
– общение без помощи речи. Оно играет важную роль в жизни человека. От 60 до 80% информации в обычном, повседневном общении человек передает и принимает невербально. К невербальному общению относятся: выражение лица, телесные движения (позы, жесты), перемещения в пространстве, взгляд, тактильные ощущения.
Учитель, основным видом деятельности которого является общение, должен грамотно использовать в своей работе знания о невербальных средствах общения.
Выражение лица (мимика). Одним из первых исследовать выражение лица человека начал Ч. Дарвин. Он попытался обосновать биологическую природу эмоций. Он и его последователи исследовали связь выражения эмоций с физиологическими процессами, происходящими в этот момент в организме человека (то есть какие именно мышцы напрягаются и расслабляются при выражении тех или иных эмоций, с какими обменными процессами это связано и т. д.). Только в последние несколько десятилетий изучение эмоций пошло по иному пути – эмоции стали рассматриваться как ключ к раскрытию мотивационной сферы человека. В этой связи интерес к исследованиям резко возрос. Подробно изучается процесс считывания эмоций (что означает данное выражение лица); зависимость эмоций и силы их выражения от страны, национальности, социального статуса и т. д.; процесс усвоения эмоций ребенком.
Телесные движения (позы, жесты). Существует особая наука
кинетика – наука о телесных выражениях человека. Специалисты-кинезиологи могут восстановить все движения человека по звуку его голоса. Тем не менее доказано, что понимание невербального языка большинством людей невозможно без связи его с вербальным языком и контекстом ситуации. Если мы хотим понять человека, то мы должны обращать внимание на его жесты, «произвольные движения, позы, внешние проявления вегетативных изменений (покраснение, побеление, дрожь, испарина и т. д.), манеру двигаться, одеваться, причесываться и др. Данный язык часто оказывается более правдивым и может больше сообщить нам о человеке, чем речь. Невербальный язык значительно меньше поддается сознательному контролю, а вегетативные изменения большинством людей и вовсе не контролируются.
Допускает ли человек в общении тактильное взаимодействие, как оно влияет на собеседников, на их поведение и взаимодействие, на ход общения – именно эти вопросы ставятся при анализе тактильного взаимодействия. Обычно прикосновения допускаются в общении близких родственников или друзей. Поэтому неуместное использование прикосновений может осложнить разговор, насторожить собеседника или вовсе привести к прекращению разговора.
Направление взгляда зависит от содержания общения, индивидуальных различий, характера взаимоотношений людей и предшествующего развития разговора. Выделяют следующие функции взгляда в общении:
Средством невербального общения является также и Например, пунктуальность, столь принятая в общении у европейцев и американцев, у арабов вызывает раздражение. Отсутствие пунктуальности воспринимается не только как особенность человека, но и как неуважение, недостаточная заинтересованность в разговоре, способ подчеркнуть свою важность и независимость, то есть, как способ сообщить некоторую информацию, не прибегая к словам. Временной промежуток между стуком в дверь и вхождением в нее может показать нам важность человека (чем дольше промежуток, тем важнее человек). Время влияет на вид связи между людьми – на интенсивность общения, величину индивидуальной территории, язык тела. Временной промежуток, отводимый на разговор, может облегчить его или усложнить. При планировании разговора важно помнить, что всю основную информацию о взаимоотношениях между людьми мы передаем и принимаем в первые двадцать минут разговора.
Перемещения в пространстве. То, как мы перемещаемся по отношению друг к другу в процессе разговора, на каком расстоянии находимся, как реагируем на изменение расстояния, также может многое сказать внимательному собеседнику. При анализе перемещений в пространстве важно помнить о культурных различиях – то, что воспринимается как должное европейцем или американцем, представителем Востока будет истолковано совершенно по-иному. Способность человека общаться на разных расстояниях, в том числе и на очень близких, и сохранять при этом спокойствие – показатель его уверенности в себе, раскрепощенности, понимания себя и других. Очень многие психологические техники повышения уверенности в себе, понимания основаны именно на приемах работы с телом, в том числе и на анализе перемещений в пространстве.
Каждый человек имеет определенную пространственную зону вокруг тела, которую он рассматривает как свою личную территорию (личную пространственную зону). Размер этой зоны социально и национально обусловлен, например, он определяется плотностью населения в том месте, где живет человек (чем выше плотность, тем меньше зона). Все данные, которые приводятся ниже, рассчитаны для жителей больших городов западных стран. Личную пространственную территорию человека можно разделить на четыре зоны:
интимная зона (от 15 до 50 сантиметров). Это самая главная из всех зон, поскольку именно ее человек охраняет наиболее сильно. Проникать в эту зону разрешается только тем, с кем у данного человека установился тесный эмоциональный контакт (дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники). Если вторжение собеседника в интимную зону нежелательно, то человек оповещает об этом целой серией сигналов.
На первой стадии человек отводит взгляд, постукивает пальцами или ступнями, покачивается на ногах или (если сидит) покачивает ногами, переминается, ерзает на месте. На второй стадии он закрывает глаза, издает вздохи, сутулит плечи, подбородок отвисает. На третьей стадии происходит уход. При насильственном вторжении в интимную зону человек чувствует беспомощность, беззащитность и слабость. Следствием этого, в качестве защитного механизма, бывает повышенная агрессивность.
личная зона (от 50 до 120 сантиметров). Это расстояние обычно разделяет людей в дружеском общении, на вечеринках, при проведении свободного времени;
социальная зона (от 120 до 360 сантиметров). На таком расстоянии обычно держатся от посторонних людей и людей, которых мы не очень хорошо знаем;
общественная зона (более 360 сантиметров). Это расстояние наиболее удобно, когда мы адресуем свои слова большой аудитории.
Что делать учителю со всеми этими средствами?
Во-первых, можно более экономно использовать время на уроке за счет использования невербальных средств для регуляции деятельности и ее оценки.
Во-вторых, можно активизировать речемыслительную деятельность учащихся.
В-третьих, можно стимулировать их говорение за счет создания доверительного климата общения.
В-четвертых, можно способствовать запоминанию речевого материала.
В-пятых, можно способствовать сохранению личностного контакта.
В-шестых, можно . . .
Многое еще можно, если этими средствами овладеть.
Каким образом знания перемещений в пространстве могут оказаться полезными для учителя в школе? Рассмотрим несколько примеров.
Учитель ведет индивидуальную беседу с учеником. При этом ученик переминается с ноги на ногу, оглядывается и тем самым вызывает замечание учителя. Возможно, что ученик действительно всячески старается показать, что данный разговор ему неинтересен. Но чтобы сделать такой вывод, учитель должен исключить все другие причины, и в первую очередь нарушение интимной зоны ученика. Особенно это касается тех случаев, когда ученик меньше учителя ростом, потому что учитель может неосознанно нарушить интимную зону ученика, в то время как его собственная зона нарушена не будет.
Учитель, ведя индивидуальную беседу с учеником, берет его за плечо. Подобный жест, продиктованный самыми благими намерениями, может вызвать агрессивную реакцию ученика или, наоборот, чувство незащищенности и беспомощности. Прежде чем сделать подобный жест, учитель должен удостовериться, что он не будет неприятен ученику.
В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Глубокий мудрый смысл этих слов раскрывается на уроках. Стоит только учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам и их словам, забыть, что он находится, так сказать, «наверху», встать рядом, как тотчас же ученики откликнутся, уловят искреннее расположение, искреннюю заинтересованность в общении, т. е. станут речевыми партнерами. Перефразируя известную поговорку, можно с полным правом утверждать: хочешь иметь речевого партнера, будь им! Или точнее — учись, чтобы стать им.
Средства невербального педагогического общения
Все средства невербального общения можно разделить на четыре группы:
Экспрессивно-выразительные движения представляют собой зрительно воспринимаемое поведение педагога, в котором важную роль в передаче информации играют взгляд, жест, мимика, поза. Учащиеся очень чувствительны к взгляду педагога. С помощью взгляда можно передать точные сведения о состоянии, так как расширение и сужение зрачков сознательному контролю не поддаются. Мрачное, сердитое состояние педагога заставляет зрачки сужаться. При этом его лицо становится неприветливым, обучающиеся чувствуют дискомфорт и эффективность учебного процесса снижается.
«Закрытые» позы педагога (скрещенные на груди руки, руки упираются в подбородок, попытки закрыть переднюю часть тела и др.) воспринимаются учащимися как позы несогласия, недоверия, критики и противодействия. « Открытые» позы (когда педагог стоит – руки раскрыты ладонями вверх, когда сидит – руки раскинуты, ноги расслаблены) воспринимаются как позы согласия, доверия, психологического комфорта и доброжелательности. Все это воспринимается обучающимися на подсознательно уровне.
Просодические и экстралингвистические явления характеризуют голос педагога. Радость, энтузиазм и недоверие передаются обычно высоким голосом, страх, гнев —достаточно высоким голосом, печаль, горе, усталость передаются, как правило, приглушенным и мягким голосом.
Чувства педагога отражает скорость речи. Так, быстрая речь указывает на состояние обеспокоенности и взволнованности, а медленная речь указывает на усталость, высокомерное или угнетенное состояние.
Такесичексие средства общения являются биологически необходимой формой стимуляции. Эти средства особенно важны для детей-сирот или детей из неполных семей, так как компенсируют недостающего родителя. Применение динамических прикосновений определяют различные факторы, среди которых выделяют возраст, статус, пол педагогов и учащихся.
Проксемические средства определяют ориентацию педагога и учащихся в процессе обучения и дистанцию между ними.
Норма педагогической дистанции:
Особенностью педагогической работы является постоянное изменение дистанции общения, что, в свою очередь требует от учителя большого напряжения и многократного приспособления к изменяющимся условиям.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Вербальные приемы общения
Вербальный (устный, словесный) прием общения – прием, осуществляемый при помощи речи.
Процесс восприятия и понимания речи тесно связан с процессом учебного слушания, на которое отводится большая часть учебного времени. От правильной и совершенной речи педагога процесс правильного восприятия обучающимися учебного материала. Речь, как бы она ни была познавательна и интересна, не будет восприниматься учащимися, если педагог будет говорить невыразительно, нечленораздельно и хрипло.
Голос является эффективным средством воздействия на слушателя. Звучный и выразительный голос способен с первых минут завоевать все внимание человека, завоевать их доверие и симпатию.
Голос является основным средством устной речи педагога.
В педагогической деятельности очень важно:
Педагогу важно постоянно работать над дыханием, дикцией и голосом. Овладеть техникой речи можно через овладение речевым дыханием и голосом. Любой педагог должен иметь хорошую орфоэпическое произношение и дикцию.
Дикция – это правильность и отчетливость произнесения отдельных звуков, что обеспечивается правильной работой органов речи.
Артикуляционный аппарат должен работать без лишнего напряжения и активно. Все звуки и их сочетания необходимо произносить легко, четко и свободно.
Активизировать артикуляционный аппарат, отработать правильность и четкость произнесения звуков, тренировать голос помогут различные специальные упражнения и скороговорки. Работая над голосом, необходимо обратить внимание на освобождение его от напряжения, а также на совершенствование его лучших качеств.
«Приемы педагогического общения» 👇
Невербальные приемы общения
Язык невербального общения включает умение правильно оценить мимику участников общения, их жесты, направленность взгляда, позу, движения, поведение и т.д.
Педагог, общаясь с учащимися, значительную часть информации о его эмоциональном состоянии, отношения к чему-либо, намерений, получает из мимики, жестов, интонации, взгляда, позы, манеры слушать.
Невербальные аспекты общения:
При взаимодействии педагога с учащимися невербальное общение реализуется через такие факторы, как:
Особенности невербального общения в процессе обучения
Общение,
согласно А. А. Леонтьеву, составляет
обязательное и особое условие присвоения
ребенком достижений исторического
развития человечества. Речь учителя –
главное средство, позволяющее присоединить
учеников к культурному наследию, обучить
их способам мышления, и его содержанию.
При этом учителю необходимо владеть
высокой языковой культурой, богатым
словарным запасом, обладать экспрессивными
возможностями и интонационной
выразительностью речи, иметь разборчивую
дикцию. Как видно из данного определения,
главный упор в нем делается на речь, то
есть вербальную составляющую общения.
Во всяком случаи, в последнее время
появляется большое количество публикаций,
связанных с разными аспектами невербального
общения.
Общаясь
с учениками, учитель большую часть
информации, которая касается их
эмоционального состояния, намерений,
отношения к чему-либо получает не из
слов детей, а из интонации, позы, жестов,
мимики, взгляда, манеры слушать. « Жест,
мимика, взгляд, поза подчас оказываются
более выразительными и действенными,
чем слова», – говорит Е. А. Петрова.
Невербальные
аспекты общения представляют значительную
роль и в управлении взаимоотношений,
установлении контактов, во многом
обуславливают эмоциональную атмосферу
и самочувствие как ученика, так и учителя.
Укажем
на то, что средства невербального общения
всегда нужным образом задействованы в
ходе учебно-воспитательного процесса,
несмотря на то, что, чаще всего, педагог
не осмысливает их значения. Общепринято,
что во взаимосвязь педагога с детьми,
как, впрочем, любых субъектов общения,
невербальное общение происходит по
нескольким каналам:
Остановимся
на разборе каждой из составляющих
процесса невербального взаимодействия
в системе «учитель-ученик».
Анализ
исследований показывает, что обучающие
отдают предпочтение педагогам с
доброжелательным выражением лица, с
высоким уровнем внешней эмоциональности.
Но так же было заметно, что чересчур
подвижные мускулы глаз или лица, как и
их неподвижность, создает серьезные
проблемы в общении с учениками.
Некоторые
исследователи отмечают, что многие
педагоги считают обязательным создавать
«особое выражение лица» для воздействия
на учеников. Часто – это требовательное
выражение лица с нахмуренным лбом,
сжатыми губами, напряженной нижней
челюстью. Это лицо-маска, придуманный
образ, считается, что оно способствует
хорошему поведению и успеваемости
детей, облегчает руководство, управление
классом. Так же, существует достаточно
известное явление – «определенное лицо
для определенного ученика». Но, как
профессионал, учитель обязан владеть
своим поведением в такой мере, чтобы
этого избегать.
Следующее
средство невербального общения –
прикосновение, обозначаемое иногда как
тактильная коммуникация. Приминение
прикосновения очень важно при работе
с детьми преимущественно младшего
школьного возраста. При помощи
прикосновения можно привлечь внимание,
установить связь, показать свое отношение
к ребенку. Свободное перемещение педагога
на уроке по классу облегчает использование
этого приема. Не прерывая урока, он может
вернуть к работе ребенка, который
отвлекся лишь коснувшись его руки или
плеча; успокоить возбужденного; отметить
блестящий ответ.
Тем
не менее Л. М. Митина предостерегает, что
у многих учеников прикосновение может
вызвать напряженность. Во-первых, это
бывает у детей, для которых уменьшение
психологической дистанции создает
неудобства и окрашено тревогой.
Неприятными оказываются «внеурочные»
прикосновения, потому как оставляют у
ребенка нежелательный осадок и в будущем
заставляют избегать учителя. Неприятно
прикосновение, которое несет оттенок
давления или силы.
Особое
место в системе невербального общения
педагога имеет взгляд, которым он
выражает свое отношение к учащемуся,
его поведению.
Воздействие
взгляда педагога зависит от дистанции
общения. Взгляд издали, сверху вниз,
дает возможность учителю увидеть сразу
всех учеников, но не позволяет вглядываться
в каждого из них в отдельности. Действие
взгляда, как заметила Е. А. Петрова, тем
сильнее, чем ближе к учителю находится
ученик.
Особенно
большое влияние оказывает пристальный
взгляд, который может быть и неприятным.
Сопровождение педагогом своего замечания
взглядом отрицательно сказывается на
состоянии ребенка, мешает поддержанию
связи.
Немаловажное
значение имеет и дистанция общения.
А. А. Леонтьев, отмечает, что вопрос о
взаимном разположение участников
общения в пространстве достаточно
актуален, так как в зависимости от этого
фактора в общении в разной мере применяются
другие неречевые компоненты, разной
оказывается природа обратной связи от
слушателя к говорящему.
Без
сомнения, пространственные факторы
общения использует каждый учитель,
подсознательно выбирая наилучшее
расстояние от слушателей; при этом
большую роль имеет характер взаимоотношений
с классом, параметры помещения, размер
группы. Он может использовать
пространственную близость для установления
более доверительных отношений с детьми,
но при этом необходимо соблюдать
осторожность, потому как чрезмерное
приближение к собеседнику временами
воспринимается как покушение на личность,
выглядит некорректно.
Если
учитель произвольно перемещается по
классу, то он, меняя дистанцию, добивается
проксемического разнообразия и равенства
в общении с каждым учеником.
При
анализе пространства общения нельзя
не коснуться и такого аспекта, как
организационные условия обучения, а
именно, размещение мебели (столов и
стульев) в пространстве класса.
Так,
Н. В. Самоукина отмечает, что мебель
размещена в кабинете таким образом, что
стол педагога стоит перед классом и как
бы противоположен ему. Такое организационное
решение пространства классной комнаты,
по мнению автора, закрепляет директивную
воздействующую позицию учителя. Столы
обучающихся поставлены в несколько
рядов и создают впечатление «общей
массы». Находясь в таком классе, ребенок
чувствует себя «внутри класса», его
частью. Поэтому вызов к доске и общение
с педагогом «один на один» являются
факторами, которые вызывают у ученика
неприятное и напряженное состояние.
При
этом Н. В. Самоукина предлагает организовать
пространство классной комнаты другим
образом, сделав его более демократичным:
стол педагога поставить впереди по
центру, а парты учеников расположить
полукругом на равном расстоянии от
стола учителя.
Особое
место в системе невербального общения
педагога занимает система жестов. Как
заметила Е. А. Петрова, жестикуляция
учителя является для детей одним из
индикаторов его отношений к ним. Жест
обладает свойством «тайное делать
явным», о чем педагог всегда обязан
помнить.
Характер
жестов педагога с первых минут формирует
определенный настрой в классе. Исследования
доказывают, что если движения педагога
порывисты и нервны, то в результате
вместо готовности к уроку возникает
состояние напряженного ожидания
неприятностей.
Огромную
роль жесты играют и в обеспечении
внимания учеников, которая является
очень важным условием эффективного
обучения. Значительными возможностями
концентрации внимания слушателей
обладает именно жест, эмоциональная
насыщенность которого, чаще всего,
привлекает внимание аудитории. Среди
средств организации внимания почти
всеми педагогами активно используются
такие жесты, как жесты указания, жесты
имитации, жесты подчеркивания.
Как
отмечает Е. А. Петрова, так же важна в
использовании жестов и такая функция,
как активизация разных познавательных
процессов: восприятия, памяти, мышления
и воображения. Жесты могут сопровождать
рассказ педагога, с их помощью может
реализовываться активизация зрительного
восприятия, памяти, наглядно-образного
мышления.
Совместная
деятельность учителя и учеников
предполагает не только влияние учителя,
но и обязательную обратную связь. Именно
с помощью жеста педагог часто «включает»
ее, повышает ее интенсивность (жесты
одобрения, оценки), или завершает контакт.
Жест являются неотъемлемым компонентом
обратной связи, без понимания которого
трудно адекватно оценивать состояния
ученика, его отношения к учителю,
одноклассникам.
Жесты
в комплексе с другими невербальными
коммуникациями применяются педагогом
для обеспечения контроля за деятельностью
учеников. С этой целью чаще всего
применяют оценивающие, регулирующие
и дисциплинирующие жесты.
Жесты
педагога часто становятся образцом
для подражания. Особенно внимательны
дети к случаям неточного применения
жестов, которые отвлекают их от выполняемых
разного рода заданий. К культуре
невербального поведения педагога в
целом и к его жестикуляции в частности
необходимо предъявлять высокие
требования.
В
общении педагога с учащимися большое
значение имеет и тон речи. По утверждению
М. М. Рыбаковой, интонация при общении
взрослых может нести до 40% информации.
Однако при общении с детьми воздействие
интонации возрастает.
В
интонации проявляются те переживания,
сопровождающиеся речью педагога,
обращенную к ребенку, и он реагирует на
них. Ученик очень точно узнает по
интонации отношение к нему взрослых,
он имеет исключительный «эмоциональный
слух», расшифровывает не только
содержание, смысл произнесенного слова,
но и отношение к нему со стороны других.
При
восприятии слов ребенок в первую очередь
реагирует на интонацию ответным действие
и лишь потом усваивает смысл сказанного.
Крик или монотонная речь педагога
утрачивает воздействующую силу потому,
что сенсорные входы ребенка либо забиты
(криком), либо он вообще не улавливает
эмоционального сопровождения, что
рождает безразличие. В связи с этим
приходим к мысли о том, что речь педагога
должна быть эмоционально насыщенной,
однако при этом необходимо избегать
крайностей; педагогу очень важно выбирать
тон общения с учениками, соответствующий
не только ситуации общения, но и нормам
этики.
Итак,
можно сделать вывод – невербальный
аспект общения занимает значительное
место в процессе взаимодействия учителя
с учениками. Для того, чтобы сделать
свою работу легче и приятнее, учитель
должен уметь общаться с учениками даже
не разговаривая, должен брать во внимание
не только речь ребенка, но и каждый его
жест, взгляд, каждое движение, в свою
очередь очень строго контролировать
свое невербальное поведение.
Соседние файлы в папке kursovaya_po_pedagogiki
Взаимодействие педагога и обучающихся реализуется через обмен информацией, которая может носить познавательный и аффективно-оценочный характер. Передача такой информации может происходит вербальным путем и с помощью средств невербальной коммуникации.
При общении педагог большую часть информации, касающейся намерений учащихся, их эмоционального состояния, отношения к чему-либо, получает благодаря интонациям, жестам, позам, мимике, манере слушать, взглядам и т.д.
Невербальные аспекты общения играют огромную роль в установлении контактов, управлении взаимоотношениями, во многом предопределяют эмоциональную атмосферу.
Различные средства невербального общения всегда задействованы в учебно-воспитательном процессе, даже когда педагог не конца может осмыслить их значение.
Пути реализации невербального общения
Невербальное общение может происходить по разным каналам:
«Педагогическое невербальное общение» 👇
Психологические приемы педагогического общения
Как педагогам, так и воспитанникам характерно принимать позицию того человека, к которому испытывается искреннее эмоционально-позитивное отношение. В то же время отвергается или принимается с трудом позиция лица, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.
В педагогическом общении существуют определенные приемы управления эмоционально-заряженными факторами. Педагогу важно уметь располагать к себе других лиц, завоевывать их доверие, вызывать чувство симпатии, т.е. формировать аттракцию (притяжение). Существуют психологические приемы формирования аттракции, которыми должен владеть каждый педагог.
Во время общения на органы чувств человека поступает большое количество разных сигналов. Воздействующий на органы чувств сигнал может остаться или исчезнуть. Все зависит от значимости этого сигнала для данной личности, несет ли этот сигнал достаточный эмоциональный заряд. Эмоционально значимый сигнал, минуя сознание, остается в сфере бессознательного, откуда оказывает свое воздействие, проявляющееся в виде эмоционального отношения.
Важно посылать собеседнику такие сигналы, которые могут отвечать следующим требованиям: сигнал имеет достаточное эмоциональное значение; сигнал должен нести позитивное значение; чтобы собеседник не осознал поступление сигнала. В результате возникает эффект, при котором собеседник воспринимает общение, как приятное и располагающее. При регулярном повторении этого способа возникает стойкое эмоционально-позитивное отношение. Сформировав таким образом аттракцию, можно добиться принятия собеседником вашей позиции.