Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС
Чулякмина Мадина Исхаковна,
учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №7
В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, дисциплинированность, гибкость в мышлении. Помимо личностных качеств учитель должен обладать профессиональными качествами: научная увлеченность, широкий культурный кругозор, ораторское искусство, педагогическое мастерство и другие. Так, мы видим, что личность учителя составляет сложный комплекс знания своего предмета и профессиональными навыками. В связи с этим в новых государственных стандартах ФГОС предусмотрены определенные профессиональные компетенции педагога, которые включают требования к вышеперечисленным умениям и навыкам учителя для достижения качества выполняемой деятельности. Рассмотрим их подробнее.
Одной из первых компетенций является предметная, которая требует у учителя четкого владения своим предметом, а также методологию и методику преподавания его. Рассмотрим данную компетенцию на примере учителя истории и обществознания. Учитель должен владеть не только теорией по своему предмету, но и теорией взаимодействия общества и природы и природы, культуры и бытия. Овладение знаниями об основных этапах событий истории мира и России, способность применять понятийный аппарат исторического знания, определение и обоснование своей точки зрения на то или иное событие, а также способность применять исторические и историко-культурные знания на практике.
Следующей компетенцией является общепедагогическая компетенция, которая требует теоретических и практических знаний в области психологии, психофизиологии обучающихся. Данная компетенция включает в себя диагностику учащимися совместно с учителем достигнутых результатов, а также планирование его дальнейшего обучения. Обязательное использование иных источников информации помимо учебника. От учителя также требуется планировать образовательный процесс исходя из общего уровня подготовленности учащихся и их психологических особенностей. Организация викторин, конкурсов, олимпиад – все это отражает общепедагогическую компетенцию.
Профессионально-коммуникативная компетенция учителя требует от него овладение эффективными навыками общения. Она позволяет учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, успешно взаимодействовать с обучающимися, становиться наставником для них. Также ораторское мастерство учителя позволяет ему доступно, эффективно, увлекательно донести информацию до учащихся.
Согласно ФГОС СОО и ООО управленческая компетенция также необходима учителю в осуществляемой деятельности. Это подразумевает под собой умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Педагог должен уметь отбирать содержание материала, приемов, методов и средств обучения, организовывать деятельность учащихся, где ведущая роль в познании отводится им, а сам учитель не превращается в «говорящую голову». И, конечно, учитель должен уметь проводить самоанализ своей деятельности для корректировки образовательной траектории.
Еще одна из компетенций, которая необходима учителю- инновационная. Она подразумевает под собой способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, критическому мышлению. Учитель должен подходить творчески к работе, быть креативным и предприимчивым, в какой-то степени новатором.
Рефлексивная компетенция, пожалуй, одна из самых главных компетенций в деятельности учителя. Она позволяет педагогу обобщить свою работу, увидеть со стороны свою деятельность, провести анализ проблемы собственного профессионально-личностного роста и выстроить дальнейшую траекторию действий и заниматься самосовершенствованием.
И последняя, информационно-коммуникативная компетенция учителя по ФГОС требует от него высокий уровень владения ИК- технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса. В современной школе стремительно развивается цифровизация образования, учителю необходимо следить за тенденциями в образовании, «идти в ногу со временем», использовать эффективные электронные ресурсы в образовательном процессе.
Таким образом, мы видим, что современный учитель по ФГОС – это творческая индивидуальность, обладающая вышеперечисленными компетенциями. Данные компетенции необходимо развивать и улучшать в течение всей педагогической деятельности. Они позволяют учителю быть всесторонне-развитой личностью, высоким профессионалом своего дела.
Список использованной литературы
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Подготовила: Е. А. Пузанова Учитель русского языка и чтения г. Комсомольск –на- Амуре 29 марта 2022 год
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ организовывать и сопровождать учебно – исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; использовать возможности информационно – коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции , необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования
Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. ( Митина Л. М.) Компетентным считается такой труд учителя , в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. ( Маркова А. К.) Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. ( Веснин В. Р.) Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. ( Адольф В. А.)
Вывод: «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Предметная КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Предметная Общепедагогическая КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная Информационно- коммуникативная
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Ценностно-смысловая ориентация личности Познавательно- творческая
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная Предметная
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации Работа в методических объединениях, творческих и сетевых группах Исследовательская, экспериментальная и творческая деятельность Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий Различные формы педагогической поддержки Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Использование ИКТ Аттестация педагогов, повышение квалификации