В СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

“Не обижайте детей готовыми
формулами, формулы – пустота; обогатите их
образами и картинами, на которых видны связующие
нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов;
обучите их приемам и способам, которые помогут их
постигать. Не учите их, что факты – главное.
Главное – воспитание в человеке человеческого”.
Антуан де Сент-Экзюпери

“Урок – это зеркало, общей и педагогической
культуры учителя, – как писал В. А. Сухомлинский, –
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции.”

Уроку отводится не менее 98% учебного времени.
Каждый школьник за годы своего ученичества
посещает почти 10 тысяч уроков. Уроку посвящена
каждая четвертая книга по дидактике. От урока
тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда
незримых связей к внеклассной и внешкольной
работе, взаимоотношениям учителей и родителей, к
отношениям в педагогическом коллективе, к
содержанию и направленности методической работы
школы.

Типы традиционных уроков

1. Урок объяснения нового материала.

2. Урок закрепления знаний.

4. Урок обобщения материала

5. Урок проверки знаний.

6. Урок работы над ошибками.

7. Комбинированный урок (включает элементы
первых шести типов)

Традиционный урок характеризуется: порядком,
проверенной регламентацией, дисциплиной,
исполнительностью учеников, подчиняющихся
учителю; точными очертаниями учебного
материала. Цель обучения изменилась Она состоит
не только в накоплении суммы ЗУН ,а в подготовке
школьника как субъекта своей образовательной
деятельности .,но задачи урока остаются
неизменными. Это все тоже воспитание и развитие
личности ,основным средством решения которых
продолжает оставаться познавательная
активность. В рамках ФГОС разработаны основные
требования к современному уроку .

Основные дидактические требования к уроку
современного типа

1. Тему формулируют сами учащиеся.

2. Цели и задачи урока формулируют сами
обучающиеся, определив границы знания и
незнания.

3. Обучающиеcя сами планируют способы
достижения намеченной цели.

4. В практической деятельности обучающиеся
осуществляют учебные действия, применяя
групповые и индивидуальные методы.

5. Контроль осуществляется обучающимися в виде
самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Обучающиеся дают оценку своей деятельности и
деятельности своих товарищей.

8. Домашнее задание на выбор обучающихся.

Зачастую при подготовке во время аттестации
педагогических работников вам уважаемые коллеги
хотелось бы показать что-то новое и интересное,
но в тоже время продуктивное. В этом поможет
нетрадиционные уроки

Нетрадиционные уроки – это способ достижения
эффективности познавательной деятельности в
условиях внедрения ФГОС.

Это импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную структуру. Нестандартный урок
необычный по замыслу, организации и методике
проведения.

Преподавание – это организованный процесс
познания. Говоря об организации процесса
обучения, нельзя забывать о нестандартных формах
организации учебно-познавательной деятельности
обучающихся на самом уроке, которые приводят к
заинтересованности ребят в изучении предмета,
желанию вновь и вновь познавать новое. Именно
нестандартные формы проведения уроков повышают
познавательную активность, способствуют
поддержанию стабильного интереса к учебной
работе и лучшему усвоению программного
материала.

Основные задачи нетрадиционного урока

1. Общекультурное развитие

2. Личностное развитие.

3. Развитие познавательных мотивов, инициативы
и интересов обучающихся. 4.Формирование умения
учиться.

5. Развитие коммуникативной компетентности.

6. Создание условий для атмосферы творческого
поиска

Принципы нестандартных уроков

– отказ от шаблона в организации урока ;

– максимальное вовлечение обучающихся класса;

– не развлекательность , а занимательность и
увлечение , как основа эмоционального тона урока

– поддержка альтернативности множества мнений;

– развитие функции общения на уроке

– “скрытая дифференциация учащихся по учебным
возможностям, способностям, интересам,
склонностям.

Признаки нетрадиционного урока

1. Несет элементы нового, познавательного.

2. Ипользуется внепрограммный материал.

3. Организуется коллективная деятельность в
сочетании с индивидуальной работой.

4. Достигается эмоциональный подъем обучающихся
в ходе выполнения творческих заданий.

5. Проводится обязательный самоанализ в период
подготовки к уроку, на уроке и после его
проведения.

6. Создается инициативная группа из обучающихся.

Группа нестандартных уроков

1. Уроки отражающие современные
общественные тенденции (урок построенный на
инициативе учащихся)

– урок смотр знаний;

– урок с применение ИКТ

2. Уроки с использованием игровых ситуаций:

– урок ролевая игра, урок- пресс-конференция,
урок-соревнование, урок КВН, урок путешествие
,урок –аукцион, урок с использованием
дидактической игры , урок –театрализованное
представление

– урок- выпуск “живой газеты”;

– урок изобретательства.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами:

– урок -семинар;

– урок решения задач;

– урок – консультация.

5 Уроки с измененными организациями:

– урок лекция,защита знаний, защита идей,
проектов ,урок-встреча;

– урок – сюрприз, урок- творчества, урок-бенефис,
урок “удивительное рядом”,урок защита
фантастического проекта

6. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или
виды работ:

– экскурсии, литературная гостиная, путешествие
по стране, поездка на поезде, урок –экспедиция.
,уроки с игровой состязательной основой ,урок
–домино, “ Следствие ведут знатоки”, игра дуэль.

7. Уроки трансформация стандартных
способов организации

– урок-консультация, практикум, теле-урок,
конференции

Несколько советов по подготовке
нестандартного урока

1. Нестандартные уроки следует использовать как
итоговые при обобщении и закреплении знаний,
умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам
организации учебного процесса нецелесообразно,
так как это может привести к потере устойчивого
интереса к учебному предмету и процессу учения

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать
тщательная подготовка. При выборе форм
нетрадиционных уроков преподавателю необходимо
учитывать особенности своего характера и
темперамента, уровень подготовленности и
специфические особенности класса в целом и
отдельных учащихся

Недостатки, которые допускаются педагогами при
организации нестандартных уроков

1. Стихийность и бессистемность применения;

2. Перегрузка некоторых уроков учебным
материалом

Достоинства и преимущества нетрадиционных
уроков:

– заинтересованное отношение к учебному
материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами
ищут интересный материал, находят удивительные
факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на
определенную тематику;

– активизация деятельности учащихся: это уже не
простые ученики, а активные участники учебного
процесса;

– овладение способами управления коллективной
деятельностью: уроки учат слушать,
анализировать, учиться спорить, убеждать,
отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению
товарищей, находить быстрый выход в сложившейся
ситуации, решать проблемные вопросы.
Нестандартные уроки восполняют проблемы
репродуктивных методов недостаточность
дифференциации; мобильность структуры;
формирование субъективных отношений за счет
увеличения деятельности учащихся не только на
уроке, но и в период его подготовки; изменение
эмоционального фона урока; оценивание знаний
учащихся на всех этапах урока.

Макеева Наталья Викторовна Нетрадиционные формы урока как средство повышения качества образования

В данной статье рассматриваются актуальность, инновационность, виды и признаки нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок (нестандартный) – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Статья предназначена для педагогов-практиков, работающих в школе, которые могут пополнить свою педагогическую копилку мастерства новыми формами нестандартных уроков.

Публикация «Нетрадиционные формы урока как средство повышения качества образования» размещена в разделах

“Великая цель образования –

это не знания, а действия”

Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность. Как учителю реализовать деятельностный подход на своих уроках? На этот вопрос попытаемся найти ответ.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того, чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Они являются важным средством обучения, так как повышают интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника : вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается положительная сторона нестандартных уроков. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Таким урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков : отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.

Виды нетрадиционных уроков

1. Урок – деловая игра, ролевая игра.

2. Урок – конференция, пресс- конференция

3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей

4. Урок – КВН

5. Урок взаимообучения учащихся

6. Уроки творчества

7. Урок – бенефис

8. Урок – творческий отчет (учащихся)

9. Урок – конкурс

10. Интегрированный урок

11. Межпредметный урок

12. Межвозрастной урок

13. Урок – консультация

14. Урок – аукцион

15. Урок – парадокс

16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия

17. Урок – путешествие

18. Урок «Что? Где? Когда?»

19. Урок – зачет

20. Урок – литературная гостиная

21. Урок – музыкальный салон

22. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т. д.

23. Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки

24. Нерегламентированный урок

25. Урок «Спрашивай – отвечаем» и т. д.

26. Конкурсные уроки

27. Урок – семинарское занятие

28. Урок – бой (предметный)

29. Урок – практикум

30. Урок – смотр знаний

31. Урок – инсценировка

32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности

33. Урок – общение

34. Урок – творческая игра.

1. Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. ( Нерегламентированный урок)

2. Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т. д. Даже кабинет можно «превратить» в лес, корабль, поезд и т. д. нестандартной расстановкой парт или дополнительным оформлением.

3. Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.

4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.

5. Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.

8. При подготовке к уроку использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся, занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами.

9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока.

10. В подготовительный период учителю (с помощью учащихся – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с учащимися.

11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.

12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.

Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:

1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда – и их родителей, начиная с первого класса.

2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки к уроку.

3. Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция, тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).

6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)

7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребёнка (организаторские, актёрские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значимости, уверенность в своих способностях.

8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т. д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем и учащимися) схеме. Схемы – вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от неё хотят выйти учитель и учащиеся.

Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведём конкретные примеры.

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. А урок-прогулка может проходить, наоборот, не на улице, а в помещении, в виде виртуальной экскурсии.

Видеоурок. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Особенно интересно проходят те уроки, где видеофрагменты готовят сами учащиеся.

Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором (гидом, экскурсоводом, водителем транспорта и т. п.) урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист (или карта, по которому они выполняют определенные задания для достижения намеченной цели. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время путешествия по теме “Город на Неве” учащиеся совершают остановки, чтобы познакомиться с достопримечательностями города. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об “увиденных” достопримечательностях.

В заключении следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило бы их задуматься о необходимости изучения данной темы, о взаимосвязи предметного материала с окружающим миром, понять свое место в этом мире. Именно нетрадиционные уроки служат для повышения мотивации и интереса к предмету.

1. Содержание и методы современного урока : учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009.

2. С. В. Савинова «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

3. открытыйурок. рф›статьи/414974/

Я выбрал эту тему потому, что в последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что обучающимся стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого преподавателем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов студентов.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество преподавателя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет преодавателю вернуть утраченный интерес к изучению дисциплины. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Преподавателю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности преподавателя и обучающихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности обучающихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки – деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Я, иногда, для закрепления и совершенствование знаний по пройденной теме пользуюсь кроссвордами, ребусами, загадками, тестами (Приложение 1,2)

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Результативностью применения нетрадиционных форм уроков является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; нетрадиционные формы уроков повышают интерес к дисциплине, практически у всех обучающихся.

Глава 1 Разработка методики нетрадиционных форм обучения

1.1 Подготовка и проведения нетрадиционных уроков

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:

-подготовку и проведение урока;

-взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

-подбор и критерии оценки учебных материалов;

-методику оценки деятельности учащихся;

Возможности нетрадиционной формы урока

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

– определение временных рамок;

– определение темы урока;

– определение типа урока;

– выбор нетрадиционной формы урока;

– выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

† время проведения нетрадиционного урока;

† время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

-умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок – консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока – месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки- от двух недель до месяца.

Определение темы урока.

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы.

Можно привести следующие типы уроков:

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и т. д.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

– специфика предмета

– характеристика темы (материала)

– возрастные особенности учащихся

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, а затем, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

– особенности и возможности выбранной формы урока;

– характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка критериев оценки деятельности учащихся.

1.2. Разработка сценария урока.

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

– учитель (группа учителей);

– учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

– подробный план урока (с указанием целей урока);

– инструкции по проведению каждого этапа урока;

– список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

– подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

– критерии оценки деятельности учащихся;

– вопросы для анализа урока.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и др.

Методика оценки на уроке.

– учитель и капитан (при групповой работе);

– сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе – после обсуждения работы каждого члена группы).

7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:

– по ходу урока (например, после доклада учащегося);

– в конце урока (если оценивается устная работа);

– после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

Несмотря на высокую степень эффективности нетрадиционных форм уроков в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. Я считаю, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат. От традиционных форм уроков не следует отказываться. Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения преподаватель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

* хорошее знание предмета и методики;

* творческий подход к работе, изобретательность;

* осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;

* учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отмечу, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе.

1. Батышева С. Я. Профессиональная педагогика

Учебник М: Ассоциация 1999-904с.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения 1995г

3. Николаева Л. С. Лесных Л. И. Использование нетрадиционных форм занятий Специалист.№2 1992-221с.

4. Подласый И. П. Педагогика Учебник М, 2006 – 324с.

5. Трофимова О. В. нетрадиционные формы урока и социализация учащихся

№1 2003г.-с 143-215

6. Журнал № 11 2008г. Профессиональное образование. Инновации в профессиональной школе. Буянова Н. И., Михайлова Н. Н. Образовательные технологии в профессиональной школе

Приложение № 1

Загадки по теме «Пожарная безопасность»

2.1. Разработка и проведение урока-игры «КРОССВОРД»

ПЛАН урока -игры

Тема: Электробезопасность и пожарная безопасность

Образовательная: Закрепить и углубить знания учащихся по теме « Электробезопасность» и «Пожарная безопасность»

Развивающая: Развить навыки самостоятельной работы и работы в группах

Воспитательная: воспитать творческое отношение к обучению, чувство коллективизма и ответственности за своих товарищей.

– проверка посещаемости

– сообщение темы, целей и задач урока

2. Повторение пройденного материала виде урока – игры.

Перед началом игры учащиеся разбиваются на две команды. Задача каждой команды за определенное время составить кроссворд. Одна команда берет тему «Электробезопасность», другая тему «Пожарная безопасность»

Победителями считается та команда, которая за выделенной время придумает наибольшее количество слов и получает 5 баллов.

Затем командам раздаются заранее подготовленные кроссворды, только они меняются темами. Кто быстрее отгадает получает 5 баллов.

Кроссворд по теме «Пожарная безопасность»

1. Быстро протекающий процесс соединения горючего вещества с кислородом при выделении газа, тепла и света (горение)

2. Что может произойти при тушении водой химических веществ (взрыв)

3. Самое распространенное средство тушения пожаров (вода)

4. Горение, приносящее вред народному хозяйству (пожар)

5. Первичное средство пожаротушения (огнетушитель)

6. Несгораемый материал (кирпич)

7. Что устанавливают в помещении для оповещения о пожаре ( сигнализация)

8. Вид огнетушителя (порошковый)

9. Что выделяется при горении (свет)

10. Быстросгораемые материалы (дерево)

1 Воздействия тока на организм человека (биологическое)

2. Комплекс мероприятий при оказании первой помощи при эл. травме ( реанимация)

3. От чего зависит тяжесть эл. травмы (время)

4. Общие средства защиты (коллективные)

5. Вид огнетушителя (углекислотный)

6. Что нарушается при биологическом воздействии тока (дыхание)

7. Сколько степеней поражения током ( четыре)

8. Индивидуальное средство защиты (перчатки)

9. Техническое средство защиты от поражения током. ( отключение)

10. Составляющие заземления (проводник)

по предмету «Охрана труда»

1. Щитаза – защита

2. Рольтнок – контроль

3. Ниезелезам – заземление

4. Кто – ток

6. Ратмав –травма

8. Дурт – труд

2.4 Разработка и проведение урока-конкурса

План проведения урока- конкурса по теме: «Радиоэлектроника»

Класс: 4 класс

Тема занятия: проведение конкурса

Цель занятия: проверить и закрепить знания учащихся, формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Время: 90 мин.

Организация учащихся: Ввод учащихся в класс.

Сообщение правил игры:

За две недели до урока учащимся было дано задание:

разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 3-4 человек (всего 3 команды) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить, и подготовиться к конкурсам:

Выбираются жюри, в которое могут входить учащиеся, родители учителя.

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме

Проведение конкурса «Загадка»:

Команды по очереди задают вопросы по теме «Радиоэлектроника», которые они подготовили заранее. Другие команды отвечают на эти вопросы, а затем задают свои. После производится подсчет ответов(верных и неверных).

Проведение конкурса «Кроссворд»:

За определенное время командам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *