Классный час на тему
,,Автомобиль. Дорога. Пешеход.’’
Классный руководитель: Самохина Елена Михайловна
,,Серебряно- Прудская средняя общеобразовательная школа имени маршала В. И. Чуйкова’’
В общей сложности аварийность на дорогах России падает, но при этом количество ДТП с участием детей продолжает расти.
За 12 месяцев 2010 года в Московской области зарегистрировано 701 дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с участием детей и подростков до 16 лет, в которых 32 юных участника погибли и 728 получили травмы различной степени тяжести. За аналогичный период 2009 года имело место 697 ДТП, в которых 35 детей погибли и 731 — получили ранения.
Ситуация с аварийностью на дорогах Московской области остается сложной. Показатель детского дорожно-транспортного травматизма по отношению к общему числу ДТП по Московской области составляет 8,9 %.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.
дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.
Вступительное слово классного руководителя.
Ребята, сегодняшний классный час проводится у нас по теме «Правила дорожного движения». Наша задача углубить и расширить знания по этой теме. Необходимость изучения правил дорожного движения продиктована самой жизнью. На улицах и дорогах населенных пунктов становится все больше и больше транспортных средств, движение которых все интенсивнее. Транспорт представляет все большую опасность для человека. Несоблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами приводит к большому количеству жертв.
Огромную опасность для пешеходов представляют пьяные водители. А если пешеход нарушает правила дорожного движения перед пьяным водителем, шансов уцелеть, как вы понимаете, у пешехода мало. В стране каждый год гибнет 6 тысяч пьяных водителей. Вот поэтому мы должны серьезно изучить и знать правила дорожного движения.
Я по улице шагаю и стараюсь не спешить.
Я науку эту знаю, как по улице ходить.
Автомобиль. Дорога. Пешеход. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.
Добро пожаловать в Дорожную академию. Девиз, с которым мы с вами отправимся занимательное путешествие: “Дисциплина на улице – залог безопасности”. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные. И сегодня мы с вами их вспомним.
3 Слайд .
Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит.
Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
Поселок Шерегеш отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков, поэтому нам тоже необходимо быть внимательными на улицах города.
Виды транспортных средств
В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы. Какие? (воздушный, наземный, подземный, водный.)
Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?
Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.
Мусколоход, паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом – вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. ( Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма.
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.
Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.
Кто виноват в их смерти?
Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. Причины ДДП.(Показаны в слайде8) По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
- Неподчинение сигналам светофора: 10-15%
- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%
Участники дорожного движения
Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.
Виды дорожных знаков
Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года.
15. Пешеходный переход16. Запрет движения на велосипедах17. Дети на дороге
Правила использования велосипедов
Приложение1 (мультфильм о дорожных знаках).
1. Как называется любой человека, находящийся на дороге? (Лицо).
2. Как называется устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов и оборудования? (Транспортное средство).
3. Как называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством? (Водитель).
4. Как называется лицо, ведущее на дороге вьючных, верховых животных или стадо? (Погонщик)
5. Какой пассажир транспортного средства приравнивается к водителю (два слова)?. ( Обучающий вождению)
6. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем? (Пассажир)
7. Как называется полоса земли с поверхностью искусственного сооружения, используемая для движения транспортных средств и пешеходов? (Дорога)
8. Как называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на нем работу? (Пешеход).
9. Как называется лицо, передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя по дороге? (Пешеход)
10. Какое немеханическое транспортное средство человек может вести руками по дороге, чтобы приравниваться к пешеходу? (Велосипед)
11. Какое механическое транспортное средство может вести по дороге лицо, чтобы его можно было приравнять к пешеходу? (Мотоцикл)
12. Какое устройство может применять на дороге пешеход для перевозки груза своими силами? (Тележка)
13. Какое устройство может использовать пешеход для перевозки в теплое время детей и лиц с ограниченными возможностями? (Коляска)
14. Как называется лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения и непосредственно осуществляющие указанное регулирование? (Регулировщик).
15. Как называется регулировщик в милицейской форме? (Инспектор)
16. Как называется регулировщик в военной форме? (Сотрудник ВАИ).
17. Какой знак спереди и сзади может установить водитель-инвалид 1 и 2 группы по-своему желанию на механическом транспортном средстве? Показать. ( Инвалид)
18. Какой знак спереди и сзади может установить на своем автомобиле водитель-врач +
19. Каким знаком обозначается транспортное средство спереди и сзади, используемое для перевозки детей, показать. ( Дети)
20. Как называется знак, который предупреждает водителей о непредсказуемых пешеходах? (Дети).
21. Как называется знак, который информирует водителя о том, что при проезде перекрестка он пользуется преимуществом? (Главная дорога)
22. Как называется знак, который предупреждает водителя о нерегулируемом пешеходном переходе? (Пешеходный переход)
23. Как называется знак, который информирует о том, что пешеходы в этом районе могут двигаться как тротуару, так и по проезжей части? (Жилая зона).
24. Как называется знак, который предупреждает об отсутствии на данном участке сквозного движения и обязывает водителей подчинятся сигналам работников дорожно-эксплутационных служб? (Дорожные работы).
25. Как называется знак, который предупреждает о приближении к регулируемому перекрестку, пешеходному переходу или участку дороги? (Светофорное регулирование)
“Составление азбуки улиц и дорог”. Я называю буквы алфавита, а вы должны на каждую букву назвать слова, связанные с автомобилем и правилами дорожного движения.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!
Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах – показатель культуры человека!
Конструкт классного часа
“Пешеходы и водители” беседа с элементами игры
обучающиеся осознают необходимость соблюдения основных правил дорожного движения. у обучающихся развиты ( волевая саморегуляция; целеполагание, как постановка учебной задачи; оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить);
Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управляют поведением партнёра — осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других; выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения проблемы, принимают решения);Познавательные УУД (структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности);
обучающиеся актуализировали и закрепили знания о правилах дорожного движения, знакомы с историей появления автомобилей.
прививать навыки соблюдения основных правил дорожного движения с целью сохранения здоровья и жизни.
( волевая саморегуляция; целеполагание, как постановка учебной задачи; оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить); Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, управляют поведением партнёра — осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и слушать других; выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения проблемы, принимают решения);Познавательные УУД (структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности);
актуализировать и закрепить знания о правилах дорожного движения, мотивировать к их соблюдению, ознакомить обучающихся с историей появления автомобилей.
создание положительного эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие; воспитание через творчество.
наглядности, доступности, последовательности
методы формирования социального опыта (ситуация свободного выбора); методы осмысления социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха).
наглядные (демонстрация), словесные (беседа, рассказ), методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха), методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Сценарий классного часа для 7 класса
«Береги свою жизнь! (опасности на дорогах)»
Челик Е. Т., учитель физики и информатики
ступеней, Старобешевского района.
Цели и задачи:
– формировать представления школьников о безопасности дорожного движения
– повторить правила движения пешеходов по дороге и улице
– развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы
– воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.
: плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями.
1. Введение (вступительное слово классного руководителя).
– закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.
– Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
– Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
– Неподчинение сигналам светофора.
– Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.
2. Основная часть (Беседа с классом).
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.
Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).
Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.
Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.
Конкурс “Знаете ли вы?”
Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
11. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
12. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
13. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
15. Кого мы называем “участниками дорожного движения”? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется “зебра” на дороге? (пешеходный переход).
20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).
1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)
2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)
3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)
3. Конкурс “Найди нарушения”
Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.
4. Конкурс “Угадай знаки”
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:
велосипедное движение запрещено;
5. Конкурс “Дорожная ситуация”
Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.
1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик)
3. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед?
В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.
сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
«Береги свою жизнь!»
Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.
Деление на группы . Составить из букв название команды «Светофор», «Перекресток».
2. Конкурс “Угадай знаки”
2) Дорогу переходить нужно как можно быстрее, лучше – бегом. Правильно? (Нет! Дорогу переходить нужно спокойно и внимательно, не задерживаясь, но ни в коем случае не перебегать её!)
3) Нам нужно перейти дорогу, а у обочины стоит машина. Что делать? (Не переходить дорогу в этом месте, потому что из-за стоящей машины можно не увидеть приближающийся транспорт. К тому же по правилам непосредственно перед пешеходным переходом машина стоять не может, значит, здесь переходить улицу нельзя.)
4) Мы опаздываем в школу, а к автобусной остановке как раз подъезжает наш автобус. Осталось только перебежать дорогу – успеем! Верно?(Ни в коем случае! Всё внимание должно сосредоточиться на переходе дороги – по правилам и в положенном месте – с автобусом разберёмся потом)
5) Как должен вести себя пассажир в общественном транспорте? (Нельзя отвлекать водителя разговорами, пытаться открывать двери, заходить и выходить до полной остановки транспорта. Нужно быть пристёгнутым ремнями безопасности, если это предусмотрено видом транспорта. А также быть вежливым и уступать сидячие места людям пожилого возраста.)
6) Пешеходы должны идти по тротуару. А если тротуара нет? Где и как именно должны двигаться пешеходы? (По обочине дороги навстречу движущемуся транспорту) 7) Мальчику уже 10 лет. Может ли он ездить на велосипеде по улице? (Нет. Правила разрешают ездить на велосипеде по улице только с 14 лет.)
8) Три девочки и два мальчика вышли из здания школы. Когда школьники подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал светофора уже начал мигать. Мальчики побежали бегом через дорогу, а девочки остались ждать следующего сигнала светофора. Девочки или мальчики в данной ситуации поступили правильно? Почему?
10. Подсчет результатов
Чтоб не волновалисьКаждый день родители,Чтоб спокойно мчались
КГУ «Опытнопольская средняя школа»
Классный час в 7В классе по правилам дорожного движения на тему
«Береги свою жизнь»
Классный час «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде! »
расширение и закрепление знаний по ПДД и профилактике ДДТТ.
знакомство с историей возникновения правил дорожного движения, повторение правил уличного движения, развитие умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, изучение правил дорожного движения и профилактика
-продолжить работу по изучению правил дорожного движения.
-способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности;
-научить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации.
-воспитание безопасных для здоровья форм поведения на дорогах и улицах города.
беседа, рассказ, сообщения учащихся, тест, викторина
: классный руководитель, учащиеся 5-6 классов.
интерактивная доска, пакет материалов (по теме (Приложения), макет улицы.
Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда садится вокруг своего стола. На столе – пакет материалов для классного часа. В ходе мероприятия ученики используют нужные Приложения из пакета материалов для классного часа. Итоги конкурсов каждая команда записывает в Лист контроля.
Ход классного часа
Делаем ребятам предостережение: выучите срочно Правила Движения, чтоб не волновались каждый день родители, чтоб спокойно мчались улицей водители!
Дорогие ребята! Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на нашем классном часе мы с вами поговорим о правилах дорожного движения.
Но дороги не всегда были такими, как мы привыкли их видеть сегодня.
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен Слайд № 3). Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием (Слайд № 4)».
Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом (Слайд № 5).
Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения» (Слайд №6)
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. ( Слайд №7). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). ( №8). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. ( №9). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску (Слайд №10). Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания. (
2.2. Повторяем правила дорожного движения.
С появлением автомобилей, появились новые правила. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила. У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Сегодня каждый учащийся обязан знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте вспомним и повторим эти правила.
(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»: имитационная копия микрофона передаётся из рук в руки, дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение).
2.3. Разминка (
На столе каждой команды находятся вопросы. Команды готовятся 2 минуты. Затем, каждая команда выставляет одного знатока правил дорожного движения. Классный руководитель повторяет вопросы, на каждый из которых даются 3 ответа. Представители команд дают ответ на каждый вопрос. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Назовите последовательность смены сигналов в светофоре:
а)зеленый, красный, желтый;
б) зеленый, желтый, красный;
в) красный, зеленый, желтый.
Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
в) проезжая часть между трамвайными путями.
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
а) при желтом;
б) при зеленом;
в) при красном.
Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
а) по правой стороне обочины;
б) по правому краю дороги;
в) по левой обочине, навстречу движению транспорта.
Как пешеходы должны ходить по тротуару?
а) придерживаться левой стороны;
б) придерживаться правой стороны;
в) придерживаться середины.
Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился на желтый?
а) быстро перебежать улицу;
б) вернуться на тротуар;
в) остановиться на осевой линии.
Вы вышли из автобуса на загородной дороге и вам нужно перейти ее. Как вы перейдете дорогу?
а) обойдете стоящий автобус, спереди;
б) обойдете стоящий автобус сзади;
в) дождетесь, когда автобус отъедет, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны.
Молодцы, команды! Все справились с заданием хорошо.
2.4. Дорожные знаки.
Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу – дорожный сигнал. Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные – укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара.
Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
Давайте познакомимся с дорожными знаками.
– треугольные. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
(Слайд № 13).
. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Знаки дорожного движения этой группы означают, что введены ограничения на движение ТС на определенном участке покрытия, скорость перемещения, остановку. Они выглядят всегда в виде круга.
2.5. Викторина «Что я знаю о дорожных знаках»
Ответьте на вопросы, используя полученную информацию. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Предупреждающие знаки имеют форму и цвет
а) Треугольные с красной окантовкой
б) Круглые с красной окантовкой
в) Квадратные с синим фоном
2. Запрещающие знаки имеют форму и цвет
а) Круглые с синим фоном
б) Треугольные с красной окантовкой
в) Круглые с красной окантовкой
3. Разрешающие знаки имеют форму и цвет
б) Круглые с красным фоном
Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки (Приложение 3). Команда, ответившая правильно первой, получает 1 балл.
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы – Слайд № 16).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. ( Дети – Слайд №17).
3. Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен – Слайд №18).
4. Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение- Слайд №19).
5. Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. ( Велосипедная дорожка – Слайд № 20).
6. Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. ( Пешеходный переход- Слайд № 21).
7. Если вдруг в пути машина
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. ( Техническое обслуживание автомобилей – Слайд №22).
8. Тут вилка. Тут ложка,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. ( Пункт питания – Слайд № 23).
9. Если и нужно вызвать маму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. ( Телефон –Слайд №24).
Молодцы, ребята (Слайд №25).
Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»
2.6. Будьте осторожны на дороге! (
Ребята, вы все тоже являетесь участниками дорожного движения. Все любят кататься на велосипеде. Как вы думаете, надо ли знать правила дорожного движения юному велосипедисту? Какие?
(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).
(Слайды № 27-28).
Каждый ребенок должен знать, что дорога не место для игр!
(Слайд № 29).
Переходить дорогу надо на зеленый сигнал светофора.
Переходить дорогу там, где нет светофора, нужно по пешеходному переходу.
Игра «Разрешается – запрещается»
Я предлагаю всем командам сыграть в игру. Вы должны ответить на вопросы: разрешается или запрещается. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
2.8. Викторина «Ответь на вопрос»
Ребята, мы повторили правила ДД. А что вы еще знаете о дороге? Предлагаю вам ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Как называется пешеходный переход?
2. С какой стороны можно обгонять автомобиль?
в) с любой
3. Как называют водителя, управляющего такси?
4. Каких колес не бывает?
5. Как называют линии, нанесенные на дороге?
6. С какого возраста можно садиться на переднее место автомобиля?
7. Как водители называю руль?
8. Как называют человека, который долго думает?
9. Что является «сердцем» машины?
10. Как называют человека, который плохо водит машину?
Молодцы, ребята! Сегодня наши команды – просто знатоки ПДД.
На ваших столах находится головоломка- разрезанные пополам дорожные знаки. Соберите из половинок целые знаки. За каждый правильно собранный знак – 1 балл.
Все игроки очень хорошо запомнили дорожные знаки.
Ребята! Мы еще раз вспомнили правила дорожного движения, которые обязаны соблюдать участники дорожного движения и водители транспортных средств.
Перед вами лежат карточки с дорожными ситуациями. Выполните задания теста. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Молодцы , ребята! Все справились с заданием отлично.
Закрепление знаний и подведение итога.
Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход , не знающий правил ДД, идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью. Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их, отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, не только хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожных знаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения. Предлагаю всем взять памятки для учащихся по ПДД и проанализировать их дома с родителями.
(Слайд № 35).
Ребята, предлагаю вам дома вместе с родителями составить схему-маршрут «Безопасная дорога домой», которая будет весь год храниться в вашем дневнике.
И творческое задание – нарисуйте рисунок «Несуществующий дорожный знак».
Возьмите в руки текст песни и давайте, все вместе, исполним ее.
(Слайд № 36).
( Ученики исполняют песню под музыку).
Ребята, возьмите Лист контроля для каждой команды и подсчитайте общее количество баллов, набранный командой (считают баллы).
Поздравляю команды. Все сегодня хорошо поработали и справились с заданиями.
(Классный руководитель подводит итоги – победила – ДРУЖБА)
Ребята, посмотрите на макеты города (на доске по макету для каждой команды). У каждой команды есть набор дорожных знаков (Приложение 9) разного вида. Пусть капитаны команд выйдут к доске и прикрепят знаки там, где это нужно на макетах.
( капитаны выходят и выполняют задание).
егодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда, вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
На этом наш классный час закончен. Желаю всем удачи!
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ- 1 балл.
презентация PPT / 10.14 Мб