Какие цели и задачи поставить для классного часа на тему здоровье?
Цель такого классного часа должна быть четкой. Например, создание мотивации к укреплению здоровья.
Задачи должны быть злободневными. Например:
Какие цели и задачи поставить для классного часа о здоровом образе жизни?
Цель такого классного часа может быть довольно обобщенной. Например, привить школьникам любовь к здоровому образу жизни. Помогут в реализации этой цели следующие задачи:
В начальной школе
Для учеников 1-4 классов здоровый образ жизни — это, прежде всего, правильное питание, условия личной гигиены, физические нагрузки. Так почему бы не провести классный час о ЗОЖ в игровой форме? Ученики смогут поучаствовать в викторине или совершить путешествие по сказочным городам, в каждом из которых нужно будет ответить на вопросы или показать на собственном примере, как правильно чистить зубы, как делать зарядку по утрам, как проводить закаливание и т.д.
Это странствие может сопровождаться творческими заданиями. Например, дополнить пословицу о здоровом образе жизни, разгадать ребус, который поможет продолжить путь, сочинить четверостишье о здоровье из предложенных слов, выбрать полезные продукты из списка (хотя это могут быть и картинки). У каждого странника должна быть цель. В данном случае этой целью будет волшебный цветок ЗОЖик, на каждом лепесточке которого ученики смогут написать, что для них значит теперь здоровый образ жизни. Это станет вариантом рефлексии.
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»
Н. М. Амосов
Цель урока: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни.
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Группа учащихся, проявляя своё творчество, использует различные источники информации по данной проблеме, делает выводы и обобщения по некоторым факторам образа жизни: – это особенности физической активности
Материал готовят на 7 – 8 минут.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
ул. Ломоносова, 4
«Здоровые дети – в здоровой семье»
Учитель: Артёмова Наталия Борисовна.
Ребята, скажите, что самое главное в жизни человека? (конечно семья и здоровье).
Именно поэтому Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести урок «Здоровые дети – в здоровой семье», посвященный позитивному опыту здорового образа жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям.
Что может быть семьи дороже?Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью,И провожают в путь с добром. Отец и мать, и дети дружноСидят за праздничным столом,И вместе им совсем не скучно,А интересно впятером. Малыш для старших как любимец,Родители – во всём мудрей. Любимый папа – друг, кормилец,А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье. Оно рождается в семье,Что может быть её дорожеНа этой сказочной земле!Итак, наш сегодняшний классный час посвящён именно семье и здоровью, ведь здоровые дети растут только в здоровой семье.
Что такое семья?
Ребята, когда вы слышите слово «семья», какие ассоциации у вас возникают? Сейчас каждый из вас получит листок бумаги, на котором напишет, какие 3 слова возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово «семья».
(слушаем ответы учащихся)
А теперь давайте посмотрим, какое слово является самым популярным среди ваших ответов.
Это слово «мама». А ведь именно с мамы и папы начинается семья.
Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.
Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение Скажите,есть ли в вашей семье свои традиции, которые, возможно передаются из поколение в поколение? Расскажите о них.
Какие поговорки и пословицы о семье вы знаете?
А теперь немного поиграем в ассоциации.
Итак, через эту игру каждый из вас сейчас немного рассказал нам о своей семье.
Скажите, а как семья связана со здоровьем человека?
Какую семью можно назвать здоровой?
Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни.
Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.
Скажите, есть ли в вашей семье люди, которые имеют вредные привычки? Если да, то какие?
А какие традиции здорового образа жизни есть в ваших семьях? (лыжи, походы, плавание)
(слушаем рассказы детей, подготовленные дома)
Итак, мы пришли к выводу, что семья и здоровье считаются одной из важнейших ценностей.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Урок на тему:
Здоровые дети в здоровой семье
Подготовила учитель начальных классов
2013-2014 учебный год
Тема: «Здоровые дети в здоровой семье»
Цель: способствовать формированию интереса и привычки здорового образа жизни;
Задачи: формирование у учащихся осознания сохранения собственного здоровья;
развитие интереса взрослых и детей к участию в спорте;
воспитание интереса к занятиям физкультурой и спортом;
Оборудование: слайды, презентация.
Сегодня у нас состоится урок «Здоровые дети – в здоровой семье». Именно в здоровой семье дети растут здоровыми.
Стихи читают учащиеся.
Ребята, когда вы слышите слово «семья», что вы себе представляете?
А знаете ли вы, что семья ещё и государственный термин. Как называется основной закон нашей страны, по которому организована жизнь в нашем государстве? (Конституция)
А вот что о семье занесено в Конституцию:
— это очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
Почему семья – важная часть государства?
Почему государство должно заботиться о семье? И как оно заботится?
Верно, потому что благополучие детей и семьи принадлежит к числу основных ценностей современного человека.
Как вы думаете, что такое благополучие?
В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Дети, которые выросли в дружной, любящей семье, на всю жизнь сохраняют чувство защищённости и стремятся передать это тёплое чувство своим детям. Именно родители становятся первыми значимыми людьми в жизни маленького ребёнка, его окном в мир, его примером и целью.
Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции
Именно поэтому премьер-министр нашей страны Д. А. Медведев в 2008 подписал указ о ежегодном проведении праздника, который называется День семьи, любви и верности.
Кто из вас знает, когда он отмечается? (8июля)
Что является его символом? (ромашка)
Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Скажите, есть ли в вашей семье свои традиции, которые, возможно передаются из поколение в поколение? Расскажите о них. Да многие семьи занимаются спортом.
– А вот какого человека мы можем назвать здоровым?
Здоровье дороже денег!
Здоров будешь, всего добудешь!
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Береги платье с нову, а здоровье с молоду.
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Здоровье дороже богатства.
В недружной семье добра не бывает.
В родной семье и каша гуще.
В семье дружат – живут не тужат.
Семейное согласие всего дороже.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Сегодня семье отводится главную роль в формировании здорового образа жизни.
Скажите, есть ли в вашей семье люди, которые имеют вредные привычки? Если да, то, какие?
А какие традиции здорового образа жизни есть в ваших семьях? (лыжи, походы, плавание)
Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.
Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашей жизни.
Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная работа, увлечение родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья людей.
Итак, семья – это целый комплекс различных понятий, традиций и ценностей.
Во первых: правильный режим дня должен быть составлен вместе с вашими родителями
Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни.
Каким же должен быть правильный режим дня?
1. Зарядка;2. Умывание;3. Завтрак;4. Школьные уроки;5. Обед;6. Прогулка;7. Домашнее задание;8. Прогулка;9. Игры по интересам, чтение книг;10. Душ;11. Сон.
И конечно же физкультминутки.
(Поднимаем голову вверх, опускаем вниз, выполняем круговые движения головой вправо, влево).(Выполняем круговые движения плечами назад, затем вперёд. Вытягиваем поочерёдно руки вперёд, в стороны).(Руки поднять, опустить, имитируя движения крыльев. Выполнить круговые движения руками).(Наклон вперёд, назад, вправо, влево. Выполняем круговые движения правой ногой, затем левой ногой).(Потягивание всем телом, встать на цыпочки, вытянув сначала правую, затем левую руку).
Какое питание можно назвать здоровым?Разнообразное, однообразное, богатое овощами и фруктами, богатое сладостями, регулярное, от случая к случаю, без спешки, второпях. Подумай о том, правильно ли ты питаешься. Если нет, постарайся поправить дело.
Сценка: «Правильное питание»
Входит Илья и охает:
– Илюша, давай я помогу тебе дойти до парты, а то ты совсем плох! А вот ребята дадут нам несколько советов о правильном питании:
Ребята, мера нужна в еде, Чтоб не случиться нежданной беде,Нужно питаться в назначенный часВдень понемногу, но несколько раз. Этот закон соблюдайте всегда, И станет полезною ваша еда!
Надо ещё про калории знать,Чтобы за день их не перебрать!В питании тоже важен режим, Тогда от болезней мы убежим!Плюшки, конфеты, печенье, торты –В малых количествах детям нужны. Запомни, Илья, простой наш совет:Здоровье одно, а второго то – нет!
– Так давайте сделаем вывод, почему важно правильно питаться? Стоит ли просить покупать чипсы и сладости? (ответы)
И, конечно же к здоровому образу жизни относится СПОРТ.
– Больше двигайся! Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, физкультурой. Если есть возможность, посещай бассейн. Лыжи, плавание, спортивные игры надёжно служат здоровью детей и взрослых во всём мире. А семья и учителя помогут вам овладеть каким либо видом спорта и стать сильными, подтянутыми, ловкими.
И вы ребята знаете, что у нас сейчас проходит всемирная олимпиада в Сочи, которая объединяет все народы мира по силе и духу. Это тоже как большая семья!
Давайте составим словарь семейных отношений. Что должно связывать людей, чтобы они стали семьей:
Изменилось ли ваше отношение к семье и здоровью?
И так, ребята, подводя итог урока, скажите, что важно для сохранения здоровья?
Цель: формирование представления о
здоровом образе жизни
Форма проведения: познавательный час.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный
проектор, презентация, раздаточный материал.
Область применения: познавательный
час предназначен для учащихся средней школы;
оздоровительных лагерей.
Время проведения: по заявкам
общеобразовательных школ и оздоровительных
лагерей.
Здравствуйте! При встрече мы всегда говорим
друг другу это хорошее, доброе слово. Как вы
думаете, почему в приветствии заложено пожелание
здоровья? Размышления детей.
Здоровье – это главная ценность нашей жизни.
Его не купишь ни за какие деньги. Ведь будучи
больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои
мечты. Cлайд 2
Люди сложили пословицы и поговорки о здоровье,
как о самом ценном в жизни. Давайте вместе с вами
их вспомним. Я начну – а вы продолжите:
Многие из вас считают, что забота о здоровье –
дело рук ваших родителей и врачей, обязанных
лечить вас и оберегать от заболеваний. Но это не
совсем верно!
Каждый из вас хочет прожить свою жизнь долго и
счастливо. Но все ли вы для этого делаете? Давайте
сейчас посмотрим – из чего складывается ваш день.
Как начинается ваше утро? Ответы детей.
(Умываетесь? Делаете зарядку? Что едите на
завтрак? Опрятно ли вы одеваетесь? Гуляете ли
после школы? Ссоритесь с друзьями? Смотрите
телевизор, играете на компьютере? И т. д.)
А вы знаете, что неправильный распорядок дня
может стать причиной многих болезней,
недомоганий, ухудшения настроения. Помочь себе
можно, организовав свой день с учетом здорового
образа жизни.
Ребята, а кто из вас скажет, что такое ЗОЖ? Из
чего он состоит? Ответы детей.
Так вот, здоровый образ жизни, Слайд 3 по
определению Всемирной организации
здравоохранения включает в себя:
А вот несколько советов для тех, кто хочет вести
здоровый образ жизни и прожить долгую жизнь Приложение 1 (в конце встречи
раздаются детям памятки о ЗОЖ)
Регулярные физические нагрузки и физкультура
очень важны для вашего здоровья. Они
предохраняют организм от заболеваний. По
мнению учёных ежедневные упражнения прибавляют
в среднем 6-9 лет жизни! Физкультура полезна в
любом возрасте, поскольку обычная дневная
активность редко может обеспечить нам
достаточную физическую нагрузку.
Кто из вас знает, где в нашем городе можно
заняться физкультурой и спортом? Ответы детей.
Учёными подсчитано, что длина кровеносных
сосудов, которые принизывают человеческое тело, –
от самых крупных до мельчайших – составляет 150
километров! У человека, который целый день сидит
за уроками активно функционирует лишь какая-то
сотня метров! Это и является причиной усталости
от недостатка кровоснабжения мозга.
Многие не занимаются физкультурой, так как
считают, что очень заняты и физически не
подготовлены. Специалисты же считают, что не
обязательно делать упражнения физкультуры
непрерывно в течение 30 минут. Занятие можно
разбить на небольшие порции: например, утром вы
быстрым шагом идете к автобусной остановке, в
течение 10 минут прогуливаетесь днем и 15 минут
вечером. В крайнем случае, можно позаниматься
утром и вечером по 15 минут дома на тренажерах.
Для поддержания здоровья необходимо правильное
питание. В рационе должны преобладать
растительные и кисломолочные продукты. Слайд 5.
Хорошо написано о правильно подобранном рационе
в статье “Жизнь на “отлично” в журнале
Трамплин.-2006.-№6.-С.10-11. Вот послушайте:
Еще в давние времена наблюдали, что во время
длительных плаваний по морям, пребывания в
местах заключений и в период неурожаев часто
имели место массовые тяжелые заболевания,
причина которых долго была неизвестна.
Предполагали, что они вызываются особыми
микробами или употреблением в пищу
недоброкачественных, испорченных продуктов.
Последнее объяснение как будто подтверждалось
тем, что при переходе на правильное питание со
свежими продуктами болезни быстро излечивались.
Последующие исследования ученых позволили
сделать заключение, что в натуральных продуктах
кроме уже известных веществ – белков, жиров,
углеводов и минеральных солей, содержатся
какие-то небольшие дозы неизвестных, но
необходимых для жизни веществ, названных
витаминами.
Ребята, а как вы думаете, употребляем ли мы в
пищу вредные продукты? (Ответы детей). Давайте
подумаем: полезны ли такие продукты, как чипсы? В
них содержится огромное количество канцерогенов
(это очень вредные вещества, которые
накапливаются в организме и вызывают в
дальнейшем различные заболевания
Вредна или полезна газированная вода? (Ответы
детей). Она содержит углекислый газ, который
создаёт дополнительную нагрузку на кровеносную
и дыхательную системы. Из-за большого содержания
сахара она разрушает зубы.
А чем вредны фаст фуды – это “быстрая еда”. Слайд
6. ( Бутерброды “Смак”, супчики из пакетика,
лапша моментального приготовления, порошковое
молоко, бульонные кубики и др.)? (Ответы детей).
В такой еде содержатся пищевые добавки, их около
3000. Зачем они нужны, спросите вы? Они увеличивают
срок хранения, улучшают внешний вид изделий,
усиливают вкус, именно поэтому такие продукты
хочется кушать не останавливаясь. Но при этом
фаст фуды наносят вред нашему организму. Чаще
всего это пищевые аллергии, гастриты.
Среди множества факторов, подрывающих здоровье
человека, немалое место занимает употребление
никотина, наркотиков и алкогольных напитков. Слайд
7
Давайте сейчас мы с вами придумаем варианты
поведения в данной ситуации и дадим свои советы. Рассуждения
детей.
Ваши ответы совпадают с ответами читателей
газеты. Вот, послушайте, что предложили они:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в
игру-утверждение. Слайд 8.
На экране вы увидите утверждения. Ваша задача
подумать, верны они или нет:
Табак – это не наркотик
Неверно, так как в табаке содержится никотин, а
это официально признанное наркотическое
вещество.
Курение ухудшает состояние кожи
Верно, у курящего сохнет и шелушится кожа,
слоятся и ломаются ногти, желтеют зубы.
Курение снимает стресс
Неверно, курение просто снижает
чувствительность к переживаниям. Эту
кратковременную передышку курильщик
воспринимает как избавление от стресса. Табак,
как и любой наркотик, даёт лишь временное
“обезболивание”, цена которому – зависимость.
Ученые полагают, что к 2020 году от болезней,
вызванных потреблением никотина, умрут 8,5 млн.
жителей нашей планеты. Стоит задуматься? Да!
А вам я предлагаю буклеты, информация которых
поможет сделать каждому свой выбор. Приложение
2
Поднимая бокал с шампанским, смакуя вкус пива,
мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь
воздействует на организм подобно наркотическим
веществам – вначале возбуждающе, затем
парализующе и разрушающе. Особенно сильный удар
он наносит печени: после приёма всего лишь 1
стакана пива она вынуждена очищать кровь в
течение 2-3-х недель!
Приведу высказывания великих русских
писателей. Слайд 9, 10. А.С. Пушкин подчёркивал: “Человек
пьющий ни на что не годен”, а Ф. М. Достоевский
говорил: “Водка скотинит человека”.
Немалый вред организму наносят и негативные
мысли и эмоции. Даже короткая вспышка гнева
может привести к разрушению здоровья. Зависть,
ревность, жадность и злость делают тоже самое, но
более медленно. Не случайно долгожители, в
основном, люди с оптимистическим настроем.
Известный психотерапевт В. Леви утверждает, что
психофизическая тренировка по управлению своими
мыслями и эмоциями, переводу их в
“положительное” состояние, играет важную роль в
нашей жизни.
Сейчас мы ответим на вопросы теста “Любите ли
вы смеяться?”. Слайд 19. На каждый вопрос
вы отвечаете “да” или “нет”. Считаете только
положительные ответы.
Если вы ответили “да” на 6 и более вопросов,
то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это
помогает вам даже в самые трудные периоды жизни.
Если у вас 5 и менее ответов “да”, то с
чувством юмора у вас плоховато. А ведь смех,
улыбка – это показатель здоровья, стабильности,
успеха в жизни. С ними легче преодолевать
неприятности. Попытайтесь же изменить себя и
посмотреть на жизнь со смешной стороны, не
принимайте всё слишком всерьёз.
Народная мудрость советует: Слайд 20. “ Прежде
чем нагрубить – сосчитай до десяти”. А
древнегреческие философы говорили: “Не
позволяй твоему языку опережать твою мысль”. Современные
психологи предлагают: “Когда говоришь, что
думаешь – думай, что говоришь”.
Врачи же говорят о пользе добра и юмора, шутки,
комплемента.
Светлые мысли и доброта ко всем окружающим –
это сильный фактор здоровья.
Ученые считают, что на самом деле легче
преуспевать в жизни, чем быть неудачником. Легче
быть счастливым, чем несчастным. Легче любить,
чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и
жить, любить, работать, творить здоровое тело и
здоровый дух.
Слайд 21. Здоровье – это красота. Так будьте
же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то,
что дано вам природой, поддерживайте и
сохраняйте своё здоровье, приумножайте свой
капитал здоровым образом жизни!
Какую форму выбрать для проведения классного часа о здоровье?
Тема здоровья довольно обширна. Ее можно поднимать во всех классах школы. Для среднего звена и старшеклассников лучше выбрать дискуссионную форму, например, конференцию. Для этого, например, можно разделить класс на несколько категорий:
Ученики должны работать в группах и подготовить небольшие сообщения о своей категории и ее связи со здоровьем. В конце провести рефлексию, записать итоги в виде таблицы.
Возможно проведение большого мероприятия с элементами состязания. Это может быть викторина на тему здоровья (вопросы о распространенных болезнях, знаменитых врачах, известных пословицах и поговорках о здоровье).
В начальной школе о здоровье лучше говорить, используя творческую или игровую форму. Например, провести фестиваль здоровья, где дети смогут спеть частушки, рассказать стихи о здоровье и разыграть небольшое театрализованное представление.
В небольших перерывах нужно провести с ребятами некоторые физические упражнения: дыхательную гимнастику или упражнения для глаз.
Уместным будет пригласить на классный час настоящего врача в качестве почетного гостя. Учащиеся смогут получить ответы на интересующие вопросы из первых уст.
В старших классах
В среднем и старшем звене школы обычно поднимают более серьезные вопросы. Так что и форму лучше выбирать дискуссионную. Например, за круглым столом. На такой классный час можно пригласить родителей, которым есть что сказать о вреде компьютеров и прочих гаджетов. Или наоборот, послушать мнение своего ребенка относительно этой проблемы.
Можно разделить класс на несколько групп и провести ролевую игру, в которой учащиеся — это работники рекламного агентства. Каждой группе выдать определенное задание, например, создать рекламную кампанию против вредных привычек или за здоровый образ жизни. Разумеется, задача учителя — подготовить весь необходимый теоретический материал для такой работы. Результатом будет презентация учащимися своих разработок.
Какие темы выбрать для проведения классного часа?
Эпиграфом к занятию можно выбрать пословицу или поговорку. Например, «Здоровая душа в здоровом теле», «Здоровый нищий счастливее больного богача», «Здоровье дороже золота» и др.
В подготовке к классному часу педагогу могут помочь такие книги, как «Формирование здорового образа жизни младших школьников» (Н. Т. Лебедева), «Как сформировать у школьников здоровый образ жизни» (А. Ф. Тихомирова).
Учащимся можно предложить такие книги:
В музыкальном оформлении можно использовать песни «Если хочешь быть здоровым», «Утренняя гимнастика», «Песня Медуницы».
Возможные темы для проведения классного часа:
Ход урока
Приготовить эмблему урока по данной теме.
Новый материал.
– Ориентировочно – мотивационный момент, сообщение темы и цели урока.
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50 %.
Поэтому цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым.
Прежде чем я представлю возможность для выступления каждой группе, давайте выясним: что такое здоровье?
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Обобщает ответы учитель, используя презентацию.
Определение понятия «здоровье» в обобщенной форме дает академик Д. В. Колесов. Он пишет: « Здоровье – системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей ».
А от чего зависит здоровье человека?
Что вы понимаете под здоровым образом жизни?
Обобщение: Это не только отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.
Переходим к рассмотрению факторов образа жизни и их влияния на здоровье. Итоги вашей работы в группах и ваши выводы и рекомендации.
Однажды родители принесли своего двухмесячного ребенка к известному педиатру академику А. Ф. Туру и спросили у него, когда можно заниматься с их малышом физкультурой. Ответ знаменитого доктора был таков: « Вы опоздали на два месяца ».
Выступление учащихся 1-й группы по теме «Физическая активность и здоровье»
Предполагаемые выводы или дополнение учителя: Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей. Хочешь быть здоровым – занимайся физкультурой, спортом и физическим трудом.
Основные принципы физической подготовки:
Высказывания известных людей о пользе движения.
«Человек может жить до 100 лет, – говорил академик И. П. Павлов, – мы сами, своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Выступление учащихся 2 – й группы по теме « Особенности питания и здоровье»
Три самых простых правила питания должен знать каждый
Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья.
«Курение – это привычка, отвратительная для взора, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких». Король Джеймс Первый 1604г.
Выступление 3 – й группы учащихся по теме «Вредные привычки. Курение ».
По данным организации « Акция против курения » Россия занимает 3 –е место в мире по количеству выкуриваемых сигарет. В первую пятерку потребителей сигарет входят такие страны, как Китай, США, Россия, Япония, Индонезия.
Медики установили, что каждая папироса стоит курящему 15 минут жизни.
Курение перестает быть уделом только мальчишек, к сигаретам тянутся девочки. Наблюдается явная тенденция приобщения к никотину в более раннем возрасте. ( Использовать данные анкетирования по школе )
Давно люди поняли, что табак – сильный яд. Табак стали с успехом применять для уничтожения вредителей, опрыскивая его раствором растения.
Пагубное влияние курения на организм человека.
Рекомендации для тех, кто хочет бросить курить.
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации » (О. Бальзак)
Учитель: Если некоторые поступки и действия стали потребностью человека, то говорят, что у него возникает привычка. Он уже не может не выполнять эти действия или поступки. Выработать полезную привычку можно, только выполняя полезные действия, а отучить себя от вредной привычки можно лишь отказавшись от этих вредных действий.
Выступление 4 – й группы учащихся по теме « Вредные привычки. Употребление алкоголя.»
«Пьянство есть упражнение в безумстве» ( Пифагор )
Наукой установлено: чем раньше человек начинает пить, тем больше у него неотвратимой вероятности стать алкоголиком, хотя каждый считает, что такая угроза для него не страшна, что в любой момент, как только захочет, он может бросить пить. Но в том – то и заключается действие любого наркотика, что потребляющий его не может , не способен « захотеть» расстаться с ним. Употребление алкоголя приводит к гибели многих людей в самом расцвете сил.
Влияние алкоголя на здоровье человека.
Вредно ли пиво?
Заключительное слово учителя:
Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья?
Действительно, наше здоровье во многом зависит от нас самих. Закончить урок словами Н. М. Амосова или строками стихов:
Есть у всех свои проблемы,
Но здоровье непременно,
Стать важнее всех для вас должно.
Нет! Скажите тем привычкам,
Что мешают жить отлично,
И да будет так заведено!
Классные часы о здоровом образе жизни
Проведение внеклассных мероприятий о здоровье в настоящее время становится все более актуальным и необходимым. Пропаганда здорового образа жизни среди современных детей требует умелого подхода и особенных стараний педагогов и родителей.
Оформление внеклассного мероприятия о ЗОЖ
При оформлении кабинета к классному часу можно использовать соответствующие плакаты, а также цитаты, вынесенные на доску. Например,
Классные часы о здоровье
Здоровье — важнейший фактор человеческой жизни. Особенную актуальность тема здоровья приобретает в наш век беспрерывного промышленного производства, загазованности городов, пропаганды неправильного питания по телевидению. А значит, разговаривать о здоровье со школьниками нужно уже в начальной школе.