В ПСИХОЛОГИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ МНОЖЕСТВО МЕТОДИК

Девиантное
поведение
— система поступков или отдельные
поступки, противоречащие принятым в
обществе нормам (правовым, этическим,
эстетическим) и проявляющиеся в виде
несбалансированности психических
процессов, неадаптивности, нарушении
процесса самоактуализации или в виде
уклонения от нравственного и эстетического
контроля за собственным поведением.

ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ

( лат. de-viatio отклонение) – 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные (социальное, научное, техническое, художественное, социально-политическое творчество, экономическая предприимчивость и т.д.) отклонения служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Негативные – дисфункциональные, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д.

В большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она становится характерной не только для отдельных лиц. Она становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют “нарушение правил”.

Один и тот же вид поведения в разных культурах и в разное время может признаваться девиантным. Так, например, отношение к самоубийству: на Востоке оно разрешалось – в Китае как месть врагу, в Японии как харакири, уход от врага, а в Европе и Америке – христианская и иудейская религии относятся к данному явлению отрицательно. Причем в США самоубийство оценивалось до 1951 рядом штатов как преступление, затем эта оценка исчезла из уголовного законодательства. У истоков теоретического изучения проблем П.д. стоял ЭДюркгейм (“Самоубийство”, 1897). Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным групп Дюркгейм устанавливает зависимые числа самоубийств от степени ценно-нормативной интеграции общей группы. В основных концепциях П.д. рассматриваются причины и сущность приготовления.

Биологические концепции трактовал П.д. как генетически обусловленный Итальянский психиатр Ч. Ломброзо главное внимание в своих исследованиях сосредоточивал на физических недостатках людей, утверждая, что пресность по своей природе наследствен К этому же направлению можно отнести и взгляды У. Шелдона, подчеркивавшего связь П.д. с физическим типом человека. По его мнению, к девиации наиболее склонен человек мезоморфного типа (тяжелый, мускулистый, атлетический).

Среди социологических концепций следует назвать следующие: теории штампов (ярлыков), суть которой можно коротко выразить так: назови человека отклоняющимся, и он станет (Г. Беккер, Т. Сас, Э. Гоффман); теория аномии, созданная Р. Мертоном, который считал, что причиной П.д. является дезинтеграция культурных целей средств их достижения, и рассматривает несколько типов девиантов.

Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики.
.
.

Полезное

Три
основных подхода к проблеме классификации
поведенческих отклонений: социально-правовой,
клинический и психологический.

Социология рассматривает
поведенческие девиации как социальные
явления, которые группируются по
нескольким основаниям:

а)
в зависимости от масштаба выделяют
массовые и индивидуальные отклонения;

б)
по значению последствий – негативные
(вызывающие вредные последствия и
создающие потенциальную опасность) и
позитивные;

в)
по субъекту – отклонения конкретных
лиц, неформальных групп, официальных
структур, условных социальных групп;

г)
по объекту – экономические, бытовые,
имущественные нарушения и другие;

д)
по длительности – единовременные и
длительные;

е)
по типу нарушаемой нормы – преступность,
пьянство, наркотизм, самоубийства,
аморальное поведение, бродяжничество,
проституция, хулиганство, иждивенчество,
коррупция, бюрократизм, терроризм,
расизм, геноцид, деструктивные культы.

В праве под
отклоняющимся поведением понимается
все, что противоречит принятым в
настоящее время правовым нормам и
запрещено под угрозой наказания. По
характеру и степени общественной
опасности деяний их делят на преступления,
административные и гражданско-правовые
деликты, дисциплинарные проступки

Медицинская
классификация поведенческих расстройств
основана на психопатологическом и
возрастном критериях. В соответствии
с ними выделяются поведенческие
нарушения, сообразные медицинским
диагностическим критериям, т. е.
достигающие уровня болезни. М КБ-10 в
разделе «Классификация психических и
поведенческих расстройств» называет
следующие поведенческие расстройства
(для взрослого возраста):

F10-19
– психические и поведенческие
расстройства вследствие употребления
пси-хоактивных веществ (алкоголя;
опиоидов; каннабиноидов; седативных и
снотворных веществ; кокаина; стимуляторов,
включая кофеин; галлюциногенов; табака;
летучих растворителей);

F50-59
– поведенческие синдромы, связанные
с физиологическими нарушениями и
физическими факторами (расстройства
приема пищи; расстройства сна
неорганической природы; половая
дисфункция, связанные с послеродовым
периодом);

F63
– расстройства привычек и влечений
(патологическая склонность к азартным
играм; патологические поджоги –
пиромания; патологическое воровство
– клептомания; выдергивание волос –
трихотиломания; другие расстройства
привычек и влечений);

F65
– расстройства сексуального предпочтения
(фетишизм; фетишистский трансвестизм;
эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия;
садомазохизм; множественные рас-стройства
сексуального предпочтения). Заметим,
что в данной редакции гомосексуализм
отсутствует.

Распространена
классификация Р. Дженкинс, которая
включает 7 видов нарушений поведения
в детском и подростковом возрасте:
гиперкинетическая реакция, реакция
ухода, реакция аутистического типа,
реакция тревоги, реакция бегства,
«несоциализированная агрессивность»,
групповые правонарушения

Психологические классификации
выстраиваются на основе следующих
критериев:


вид нарушаемой нормы;


психологические цели поведения и его
мотивация;


результаты данного поведения и ущерб
им причиняемый;


индивидуально-стилевые характеристики
поведения.

Короленко
и Донских делят
все поведенческие девиации на две
большие группы: нестандартное и
деструктивное поведение. Нестандартное
поведение может иметь форму нового
мышления, новых идей, а также действий,
выходящих за рамки социальных стереотипов
поведения. Деструктивное поведения
делится по целям: 1) внешнедеструктивные
цели, направленные на нарушение
социальных норм и внешнедеструктивное
поведение; 2) внутридеструктивные цели,
направленные на дезинтеграцию самой
личности, ее регресс, и внутридеструктивное
поведение.

Внешнедеструктивное
поведение, в свою очередь, делится на
аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное
поведение предполагает использование
каких-то веществ или специфической
активности с целью ухода от реальности
и получения желаемых эмоций. Антисоциальное
поведение заключается в действиях,
нарушающих существующие законы и права
других людей в форме противоправного,
асоциального, аморально-безнравственного
подведения. В группе внутридеструктивного
поведения выделяют: суицидное,
конформистское, нарциссическое,
фанатическое и аутическое поведение.

Змановская выделяет
три основные группы отклоняющегося
поведения: антисоциальное (делинквентное)
поведение, асоциальное (аморальное)
поведение, аутодеструктивное
(саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное
поведение – это поведение, противоречащее
правовым нормам, угрожающее социальному
порядку и благополучию окружающих
людей. Асоциальное поведение – это
поведение, уклоняющееся от выполнения
морально-нравственных норм, непосредственно
угрожающее благополучию межличностных
отношений. Аутодеструктивное – это
поведение, отклоняющееся от медицинских
и психологических норм, угрожающее
целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение в
современном мире выступает в следующих
основных формах: суицидальное поведение,
пищевая зависимость, химическая
зависимость, фанатическое поведение,
аутическое поведение, виктимное
поведение, деятельность с выраженным
риском для жизни (экстремальные виды
спорта.). Спецификой аутодеструктивного
поведения (аналогично предыдущим
формам) в подростковом возрасте является
его опосредованность групповыми
ценностями. В реальной жизни отдельные
формы нередко сочетаются или пересекаются,
а каждый конкретный случай отклоняющегося
поведения оказывается индивидуально
окрашенным и неповторимым.

Типы, формы и структура девиантного поведения

1. Система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением, называется:

а) криминальным поведением;

б) аддиктивным поведением;

в) делинквентным поведением;

г) патохарактерологическим поведением;

д) девиантным поведением.

2. Выделяют все нижеследующие виды нарушения взаимодействия индивида с реальностью, за исключением:

в) болезненного противостояния;

3. Признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами обусловлен следующий вид нарушения взаимодействия с реальностью:

в) болезненное противостояние;

4. У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:

5. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

г) на базе гиперспособностей;

6. Основой для диагностики делинквентного поведения являются:

7. Одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния называется:

8. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций, является признаком:

а) криминального поведения;

б) делинквентного поведения;

в) аддиктивного поведения;

г) патохарактерологического поведения;

д) психопатологического поведения.

9. Психологическим антиподом аддиктивной личности выступает:

а) гармоничный человек;

в) человек с гиперспособностями;

д) психически больной человек.

10. Феномен «жажды острых ощущений» является типичным для:

б) аддиктивного поведения;

в) делинквентного поведения;

11. По мнению Э. Берна, у человека присутствуют все нижеприведенные виды «голода», за исключением:

а) голода по сенсорной стимуляции;

б) голода по признанию;

в) сексуального голода;

г) структурного голода;

д) нравственного голода.

12. По мнению Н. Пезешкиана, существуют все нижеследующие типы «бегства от реальности», за исключением:

а) бегства в тело;

б) бегства в фантазии;

в) бегства в контакты или одиночества;

г) бегства в сексуальность;

д) бегства в работу.

13. Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:

а) психопатологические симптомы;

б) психопатологические синдромы;

в) девиации характера (акцентуации и психопатии);

г) патология характера, связанная с психическим заболеванием;

д) патология личности, связанная с психическим заболеванием.

14. Наиболее часто афессивность значительной степени выраженности, не поддающаяся волевой коррекции, входит в структуру:

а) астенического синдрома;

б) эксплозивного синдрома;

в) психастенического синдрома;

г) депрессивного синдрома;

д) синдрома Жиля де ля Туретта.

15. Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями, называется:

16. К эстетической категории суицидального поведения относится:

а) место суицида;

б) время суицида;

в) способ суицида;

г) длительность суицида;

д) значимость суицида.

17. Аддиктивные парасуицидальные попытки совершаются с целью:

а) привлечения внимания к собственной персоне;

б) вывести себя из состояния безэмоциональности и скуки;

в) безболезненно уйти из жизни;

г) уйти из жизни при тайных обстоятельствах;

д) уйти из жизни ради блага человечества.

18. Лица с истерическими расстройствами личности чаще выбирают:

а) групповые способы суицидального поведения;

б) недемонстративные способы суицидального поведения;

в) недемонстративные способы парасуицидального поведения;

г) демонстративные способы суицидального поведения;

д) демонстративные способы парасуицидального поведения.

19. Стремление к применению опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта называется:

а) гедонистической мотивацией;

б) атарактической мотивацией;

в) псевдокультурной мотивацией;

г) субмиссивной мотивацией;

д) мотивацией с гиперактивацией поведения.

20. При атарактической мотивации применения опьяняющих веществ происходит:

а) выравнивание настроения;

б) повышение настроения;

в) понижение настроения;

г) инверсия настроения;

д) появление патологического аффекта.

21. К наркотическим веществам, обладающим эйфоризирующим эффектом и способствующим быстрому и резкому повышению настроения, появлению смешливости, благодушия, радости, относятся все нижеперечисленные, за исключением:

22. Изменения психической деятельности, сопровождающиеся галлюциногенным эффектом и иными выраженными психопатологическими расстройствами, наблюдаются при использовании всех нижеперечисленных наркотических веществ, за исключением:

23. Неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими алкоголя или наркотических веществ отражает:

а) гедонистическую мотивацию;

б) атарактическую мотивацию;

в) псевдокультурную мотивацию;

г) субмиссивную мотивацию;

д) мотивацию с гиперактивацией поведения.

24. Понятие партнерской сексуальной нормы включает все нижеследующие критерии, за исключением:

а) количества одновременно взаимодействующих партнеров;

б) зрелости партнеров;

в) стремления к достижению обоюдного согласия;

г) гетеросексуальной направленности влечения;

д) отсутствия ущерба собственному здоровью.

25. Сексуальное влечение взрослого человека к подросткам называется:

26. Вуайеризм — это:

а) сексуальное влечение к кровным родственникам;

б) сексуальное влечение и удовлетворение от обнажения собственных половых органов в обществе;

в) сексуальное влечение и удовлетворение от подглядывания за обнажением других;

г) сексуальное влечение к животным;

д) сексуальное влечение и удовлетворение от контакта с лицами иной расы.

27. Инверсия половой (сексуальной) идентификации происходит при:

28. Увлеченность азартными играми называется:

29. « Паранойя здоровья» — это:

а) сверхценное увлечение сыроедением;

б) сверхценное увлечение голоданием;

в) сверхценное увлечение оздоровительными процедурами;

г) сверхценное увлечение спортом;

д) все ответы верны.

30. Человек с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако реально не соизмеряющий негативные факты и способ борьбы с ними, называется:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. Естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности, обозначается термином:

2. Самооценку этнической или культурной группы отражает:

а) этнокультурный стереотип;

б) этнокультурный гетеростереотип;

в) этнокультурный автостереотип;

г) этнокультурный интеростереотип;

д) этнокультурный паттерн.

3. К аспектам этнокультурной психологии девиантного поведения относят все нижеперечисленные, за исключением:

4. Типичным для России этнокультурным девиантным поведенческим стереотипом (расстройством) является:

5. Суггестивные методы психотерапии являются более эффективными для представителей:

а) западной психологической культуры;

б) восточной психологической культуры;

в) северной психологической культуры;

г) южной психологической культуры;

6. Суицидальное поведение наиболее распространено у представителей:

а) азиатской культуры;

б) тюркской группы;

в) североамериканской культуры;

г) латиноамериканской культуры;

д) фино-угорской группы.

7. Девиантное поведение в форме наркозависимости является типичным этнокультурным стереотипом для:

д) не имеет национальной специфичности.

8. Феномен «нарциссизма малых различий» описал:

а) Л. Н. Гумилев;

б) В. Н. Мясищев;

в) 3. Фрейд;

г) К. Юнг;

д) А. Адлер.

9. Индикаторами оценки поведенческой нормы в этнопсихологии считаются:

д) пословицы и поговорки.

10. К психотерапевтической методике, использующей транскультурные сравнения, относят:

а) бихевиоральную психотерапию;

б) позитивную психотерапию;

д) нейролингвистическое программирование.

ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. Более высокий порог болевой чувствительности и связанный с этим поведенческий паттерн характерен для:

в) гипермаскулинного поведения;

г) гиперфемининного поведения;

д) не имеет тендерных различий.

2. Энергетический уровень потребности в освоении предметного мира (эргичность), так же как и способность к переключению с одних форм поведения на другие (предметная пластичность) и более скоростные характеристики типичны для:

а) женского стиля темперамента;

б) женского стиля характера;

в) мужского стиля характера;

г) мужского стиля темперамента;

д) не имеют тендерных различий.

3. Модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной, называются:

а) тендерными экспектациями;

б) тендерными психосексуальными ориентациями;

в) тендерными стилями;

г) тендерными паттернами;

д) тендерными стереотипами полоролевого поведения.

4. В понятие маскулинности включаются все нижеперечисленные характеристики, за исключением:

5. Нарциссическое девиантное поведение характерно в большей степени для:

в) женщин с гиперролевым поведением;

г) мужчин с гиперролевым поведением;

6. Завершенные суициды чаще встречаются у:

г) мужчин с фемининным поведением;

7. В третьем триместре беременности встречается один из нижеперечисленных синдромов:

а) «ожидания неудачи»;

б) «жестокого обращения с плодом»;

в) «мистификации действительности»;

8. В обществах с традиционным разделением полоролевых стандартов поведения разработка «сексуального сценария» предписана:

в) женщинам с гиперролевым поведением;

г) в равной степени и мужчинам, и женщинам;

д) женщинам с маскулинными чертами.

9. Возникновение предменстуральной дисфории часто связано с:

а) гиперролевым поведением партнера (мужа);

в) психастеническими чертами характера;

10. На базе приапизма чаще формируются:

а) нарушения пищевого поведения;

б) сексуальные девиации;

в) сверхценные увлечения;

ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. Коммуникативная компетентность с возрастом имеет тенденцию:

в) изменяться волнообразно;

г) изменяться скачкообразно;

д) не имеет возрастной динамики.

2. В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит:

а) стабильный характер;

б) шаблонный характер;

в) поисковый характер;

г) безвариативный характер;

д) не имеет возрастной специфики.

3. Крайние варианты самооценки чаще отмечаются у:

а) детей и подростков;

б) лиц молодого возраста;

в) лиц зрелого возраста;

4. Антиципационные способности (состоятельность) формируются обычно к:

а) 7 годам;

б) 10 годам;

в) 14 годам;

г) 18 годам;

д) 21 году.

5. Такие переживания, как удивление, радость, обида, разочарование, недоумение, страх, чаще встречаются у:

6. Гиперкинетический синдром чаще встречается у:

7. Более выраженная и активная речевая активность обычно наблюдается в:

а) более молодом возрасте;

б) у лиц зрелого возраста;

г) у пожилых;

д) не имеет возрастной специфичности.

8. Синдром патологического фантазирования чаще отмечается у:

9. Сохранение в психике и поведении взрослого или подростка особенностей, присущих детскому возрасту, называется:

10. Поведение, базирующееся наложной убежденности подростка в наличии у него физических недостатков, называется:

д) ни один из ответов не верен.

11. Гебоидное поведение чаще наблюдается при одном из нижеперечисленных типов девиантного поведения:

д) всех перечисленных.

12. Манипулятивное суицидальное поведение чаще наблюдается у:

б) у лиц до 29 лет;

в) у лиц до 39 лет;

г) улиц до 49 лет;

д) улиц до 59 лет.

13. Синдром дефицита внимания характерен для:

в) зрелых лиц;

14. Процесс половой идентификации, как правило, завершается к:

а) 2—3 годам;

б) 4—5 годам;

в) 5-6 годам;

г) 6—7 годам;

д) 7-8 годам.

15. Отклоняющееся поведение на базе идей ущерба характерно для:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1. В профессиональную поведенческую норму включаются все нижеследующие особенности и стереотипы деятельности (стиля), за исключением:

а) стиля профессиональной деятельности;

б) стиля взаимоотношений с партнерами;

в) стиля взаимоотношений с коллегами по работе;

г) стиля взаимоотношений с представителями иных профессий;

д) коммуникативного стиля вне профессиональной среды.

2. Качества несоциализированности, маскулинности, интровертированности, самодостаточности, настойчивости являются характерными для профессии с:

а) практическим родом деятельности;

б) исследовательским родом деятельности;

в) художественным родом деятельности;

г) предпринимательским родом деятельности;

д) традиционным родом деятельности.

3. Наиболее значимым для оценки нормативности и девиантности поведения человека — представителя той или иной профессии считается один из следующих стилей деятельности:

а) стиль профессиональной деятельности;

б) стиль взаимоотношений с партнерами;

в) стиль взаимоотношений с коллегами по работе;

г) стиль взаимоотношений с вышестоящим начальством;

д) коммуникативный стиль вне профессиональной среды.

4. Поведение индивида и осмысление им действительности сквозь призму собственной профессии называется:

б) профессиональной девиацией;

в) «профессиональным кретинизмом»;

г) «профессиональной деменцией»;

д) профессиональной деформацией.

5. Описаны все нижеперечисленные психологические типы врача, оказывающие влияние на его взаимодействия с пациентом, за исключением:

г) эмоционально нейтрального;

6. « Синдром эмоционального выгорания» чаще наблюдается у:

7. Такие поведенческие стереотипы, как отказ от близких эмоциональных отношений с людьми (отсутствие друзей), трудоголизм, грубость, склонность к интригам, эмоциональная холодность, повышенная требовательность к себе и окружающим, стрессоустойчивость, наиболее характерны для:

8. Поведение, характеризующееся склонностью к нравоучениям не только в рамках профессиональной деятельности, но и вне ее (в собственной семье, во взаимоотношениях с родственниками, соседями, в обществе), называется:

9. Сентенционное поведение чаще наблюдается у:

в) представителей творческих профессий;

10. Статусное поведение наиболее характерно для:

11. Стремление демонстрировать и презентовать результаты собственной деятельности в любой ситуации и перед любой аудиторией, не считаясь с интересами, образовательным и культурным уровнем слушателей и зрителей, в сочетании со склонностью к неконструктивной критике деятельности конкурентов называется:

а) нарциссическим поведением;

б) истерическим поведением;

в) рекламным поведением;

г) ипохондрическим поведением;

д) нарочитым поведением.

12. Поведение, сутью которого является выражение презрения к манерам, стилю и особенностям поведения других людей, называется:

г) снобистским поведением;

д) психопатическим поведением.

Определения девиантного (отклоняющегося) поведения

В
самом общем виде отклоняющееся
поведение –
это система поступков или отдельные
поступки, противоречащие принятым в
обществе правовым или нравственным
нормам. Следовательно, девиантным
является
поведение,
отклоняющееся от установленных обществом
норм и стандартов, будь то нормы
психического здоровья, права, культуры,
морали (В. В. Ковалев, И. С. Кон,
в. г. Степанов,
Д. И. Фельдштейн и др.), а также
поведение, не удовлетворяющее социальным
ожиданиям данного общества в конкретный
период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).

Педагогический
подход. Под
девиантным поведением понимается
отклонение от принятых в данной социальной
среде, ближайшем окружении, коллективе
социально-нравственных норм и культурных
ценностей, нарушение процесса усвоения
и воспроизводства норм и ценностей, а
также саморазвития и самореализации в
том обществе, к которому человек
принадлежит.

Медицинский
подход. Девиантное
поведение – отклонение от принятых
в данном обществе норм межличностных
взаимоотношений: действий, поступков,
высказываний, совершаемых как в рамках
психического здоровья, так и в различных
формах нервно-психической патологии,
особенно пограничного уровня.

Психологический
подход. Девиантное
поведение – отклонение от
социально-психологических и нравственных
норм, представленное либо как ошибочный
антиобщественный образец решения
конфликта, проявляющийся в нарушении
общественно принятых норм, либо в ущербе,
нанесенном общественному благополучию,
окружающим и себе. В качестве дополнительных
признаков выделяются трудности коррекции
поведения и особая необходимость в
индивидуальном подходе.

Поведение отклоняющееся

(поведение девиантное) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного — преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

Согласно Э. Дюркгейму, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Соответственно теории аномии Р. Мертона, поведение девиантное возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут достигаться определенной частью этого общества.

В контексте теории социализации — к поведению девиантному склонны люди, социализация коих проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление поведения девиантного становится возможным уже при одном лишь определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

В исследованиях поведения девиантного значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении поведения девиантного, особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, сферы эмоционально-волевой (- воля).

Преступность как вид поведения девиантного изучается преимущественно криминологией, использующей результаты исследований психологических. Отечественная криминология склонна объяснять преступное поведение индивида сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в коей индивид оказался.

Непротивоправное поведение девиантное также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления поведения девиантного иногда наблюдаются в возрасте детском и подростковом и объясняются относительно низким уровнем развития интеллектуального, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Поведение девиантное может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
.
.

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ.
.
.

Девиантное
поведение человека можно обозначить
как систему
поступков или отдельные поступки,
противоречащих принятым в обществе
нормам и проявляющихся в виде
несбалансированности психических
процессов, неадаптивности, нарушении
процесса самоактуализации или в виде
уклонения от нравственного и эстетического
контроля за собственным поведением.

Основой оценки
девиантного поведения человека – является
анализ его взаимодействий с реальностью.
Девиантным поведением считается такое,
при котором наблюдаются отклонения
хотя бы от одной из общественных норм
(правовые нормы, нравственные нормы,
эстетические нормы).

В зависимости от
способов взаимодействия с реальностью
и нарушения тех или иных норм общества
девиантное поведение разделяется на
пять типов.

Девиантным
поведением считается любое по степени
выраженности, направленности или мотивам
поведение, отклоняющееся от критериев
той или иной общественной нормы.

При этом критерии
обусловливаются нормами следования
правовым указаниям и регламентациям
(нормы законопослушания), моральным и
нравственно-этическим предписаниям
(т.н. общечеловеческим ценностям),
этикету.

I.
Делинквентное поведение
— отклоняющееся поведение в крайних
своих проявлениях представляющее
уголовно наказуемое деяние (разновидностью
преступного (криминального) поведения
человека).

Отличия делинквентного
от криминального поведения коренятся
в тяжести правонарушений, выраженности
антиобщественного их характера.
Правонарушения делятся:

К. К. Платонов
выделил следующие типы личности
преступников:

1) определяется
соответствующими взглядами и привычками,
внутренней тягой к повторным преступлениям;

2) определяется
неустойчивостью внутреннего мира,
личность совершает преступление под
влиянием сложившихся обстоятельств
или окружающих лиц;

3) определяется
высоким уровнем правосознания, но
пассивным отношением к другим нарушителям
правовых норм;

4) определяется не
только высоким уровнем правосознания,
но и активным противодействием или
попытками противодействия при нарушении
правовых норм;

5) определяется
возможностью только случайного
преступления.

В группу лиц с
делинквентным поведением относят
представителей второй, третьей и пятой
групп.

Делинквентное
поведение может проявляться, к примеру,
в озорстве и желании развлечься. Подросток
из любопытства и за компанию может
бросать с балкона тяжелые предметы (или
еду) в прохожих, получая удовлетворение
от точности попадания в «жертву». В виде
шалости человек может позвонить в
диспетчерскую аэропорта и предупредить
о якобы заложенной в самолете бомбе. С
целью привлечения внимания к собственной
персоне («на спор») молодой человек
может попытаться залезть на телевизионную
башню или украсть у учителя из сумки
записную книжку.

II.
Аддиктивное поведение
— это одна из форм девиантного
(отклоняющегося) поведения с формированием
стремления к уходу от реальности путем
искусственного изменения своего
психического состояния посредством
приема некоторых веществ или постоянной
фиксацией внимания на определенных
видах деятельности, что направлено на
развитие и поддержание интенсивных
эмоций (Ц. П. Короленко, ТАДонских).

Основным мотивом
личностей, склонных к аддиктивным формам
поведения, является активное изменение
неудовлетворяющего их психического
состояния, которое рассматривается ими
чаще всего как «серое»,
«скучное», «монотонное», «апатичное».

Выделяются следующие
психологические особенности лиц
адиктивными формами поведения (B. Segal):

1.   Сниженная
переносимость трудностей повседневной
наряду с хорошей переносимостью кризисных
ситуаций

2.   Скрытый
комплекс неполноценности, сочетающийся
с внешне проявляемым превосходством.

3.   Внешняя
социабельность, сочетающаяся со страхом
перед стойкими эмоциональными контактами.

4.   Стремление
говорить неправду.

5.   Стремление
обвинять других, зная, что они невиновны.

6.   Стремление
уходить от ответственности в принятии
решений.

7.   Стереотипность,
повторяемость поведения.

Основными, в
соответствии с имеющимися критериями,
особенностями индивида со склонностью
к аддиктивным формам поведения является
рассогласование психологической
устойчивости в случаях обыденных
отношений и кризисов.

В норме, как правило,
психически здоровые люди легко
(«автоматически») приспосабливаются к
требованиям обыденной (бытовой) жизни
и тяжелее переносят кризисные ситуации.
Они, в отличие от лиц с разнообразными
аддикциями, стараются избегать кризисов
и волнующих нетрадиционных событий.

У аддиктивной
личности отмечается феномен
«жажды острых ощущений» (ВА. Петровский),
характеризующийся побуждением в риску,
обусловленным опытом преодоления
опасности.

По мнению E. Bern, у
человека существует шесть видов голода:

•    голод
по сенсорной стимуляции

•    голод
по признанию

•   голод по
контакту и физическому поглаживанию

•    структурный
голод, или голод по структурированию
времени

•    голод
по инцидентам

В рамках аддиктивного
типа поведения каждый из перечисленных
видов голода обостряется. Человек не
находит удовлетворение чувства голода
в реальной жизни и стремится снять
дискомфорт и неудовлетворение реальностью
стимуляцией тех или иных видов
деятельности. Он пытается достичь
повышенного уровня сенсорной стимуляции
(отдает приоритет интенсивным воздействиям,
громкому звуку, резким запахам, ярким
изображениям), признания неординарностью
поступков (в том числе, сексуальных),
заполненности времени событиями.

Таким образом,
основным в поведение аддиктивной
личности является стремление к уходу
от реальности, страх перед обыденной,
наполненной обязательствами и
регламентациями «скучной» жизнью,
склонность к поиску запредельных
эмоциональных переживаний даже ценой
серьезного риска и неспособность быть
ответственным за что-либо.

Уход от реальности
совершается при аддиктивном поведении
в виде своеобразного «бегства», когда
взамен гармоничному взаимодействию со
всеми аспектами действительности
происходит активация в каком-либо одном
направлении. При этом человек
сосредоточивается на узконаправленной
сфере деятельности (часто негармоничной
и разрушающей личность), игнорируя все
остальные. В соответствии с концепцией
N. Peseschkian, существует четыре вида «бегства»
от реальности:

«бегство в
тело»,
происходит замещение традиционной
жизнедеятельности, направленной на
семью, служебный рост или хобби, изменение
иерархии ценностей обыденной жизни,
переориентация на деятельность,
нацеленную лишь на собственное физическое
или психическое усовершенствование.

«бегство в
работу»,
характеризуется
дисгармоничным фиксацией на служебных
делах, которым человек начинает уделять
непомерное в сравнении с другими
областями жизни время, становясь
трудоголиком.

«бегство в
контакты или одиночество»
при котором
общение становится либо единственно
желанным способом удовлетворения
потребностей, замещая все иные, либо
количество контактов сводится до
минимума.

«бегство в
фантазии»
склонность к размышлениями, прожектам
при отсутствии желания что-либо воплотить
в жизнь, совершить какое-нибудь действие,
проявить какую-нибудь реальную активность.
В рамках подобного ухода от действительности
появляется интерес к псевдофилософским
исканиям, религиозному фанатизму, жизни
в мире иллюзий и фантазий.

III.
Под патохарактерологическим
типом девиантного поведения
понимается поведение, обусловленное
патологическими изменениями характера,
сформировавшимися в процессе воспитания.

К ним относятся:
1. Расстройства
личности (психопатии) и явные, и выраженные
акцентуации характера. Дисгармоничность
черт характера приводит к тому, что
изменяется вся структура психической
деятельности человека.

– при
эмоционально-неустойчивом
расстройстве личности (возбудимой
психопатии) наиболее
частым мотивом поведения является
стремление к реализации неадекватно
завышенного уровня притязаний, тенденция
к доминированию и властвованию, упрямство,
обидчивость, нетерпимость к противодействию,
склонность к самовзвинчиванию и поискам
поводов для разрядки аффективного
напряжения.

2. Невротические
развития личности —
патологические формы поведения и
реагирования, сформированные в процессе
неврозогенеза на базе невротических
симптомов и синдромов. Девиации
проявляются в виде невротических
навязчивостей и ритуалов, которые
пронизывают всю жизнедеятельность
человека. К примеру, человек с навязчивыми
ритуалами может подолгу и в ущерб своим
планам совершать стереотипные действия
(открывать и закрывать двери, определенное
количество раз пропускать подходящий
к остановке троллейбус), целью которых
является снятие состояния эмоционального
напряжения и тревоги.

3. Поведение в виде
поведения,
основанного на символизме и суеверных
ритуалах. В
подобных случаях поступки человека
зависят от его мифологического и
мистического восприятия действительности.
Выбор действий строится на основе
символического истолкования внешних
событий. Человек, например, может
отказаться от необходимости совершить
какой-либо поступок (жениться, сдавать
экзамен и даже выйти на улицу) в связи
с «неподходящим расположением небесных
светил» или иными псевдонаучными
трактовками действительности и
суевериями.

IV.
Психопатологический тип девиантного
поведения
основывается на психопатологических
симптомах и синдромах, являющихся
проявлениями тех или иных психических
заболеваний. Как правило, мотивы поведения
психически больного остаются непонятными
до тех пор, пока не будут обнаружены
основные признаки психических расстройств.

Пациент может
проявлять отклоняющееся поведение в
силу нарушений восприятия — галлюцинаций
или иллюзий (например, затыкать уши или
к чему-то прислушиваться, искать
несуществующий объект, разговаривать
с собой), нарушений мышления (высказывать,
отстаивать и пытаться добиваться
поставленных целей на основе бредового
истолкования действительности, активно
ограничивать сферы своего общения с
окружающим миром в силу навязчивых идей
и страхов), совершать нелепые и понятные
поступки или месяцами бездействовать,
совершать стереотипные вычурные движения
или надолго застывать в однообразной
позе из-за нарушений волевой активности.

V.
Разновидностью
патохарактерологического,
психопатологического и аддиктивного
типов девиантного поведения является
саморазрушающее
(аутодеструктивное) поведение.

(Аутодеструктивное)
поведение
– система поступков человека направлена
не на развитие и личностный рост, и не
на гармоничное взаимодействие с
реальностью, а на деструкцию личности.

Агрессия направляется
на себя (аугоагрессия), внутрь самого
человека, тогда как действительность
рассматривается как что-то оппозиционное,
не дающее возможности полноценной жизни
и удовлетворения насущных потребностей.

Аутодеструкция
проявляется в виде суицидального
поведения, наркотизации и алкоголизации
и некоторых других разновидностей
девиаций.

VI.
Особым типом отклоняющегося поведения
считают девиации,
обусловленные гиперспособностями
человека
(К. К. Платонов).

Выходящими за
рамки обычного, нормального рассматривают
человека, способности которого значительно
и существенно превышают среднестатистические
способности (проявления одаренности,
таланта, гениальности в какой-либо одной
из деятельностей человека).

Отклонение в
сторону одаренности в одной области
часто сопровождается девиациями в
обыденной жизни. Такой человек оказывается
часто неприспособленным к «бытовой,
приземленной» жизни. Он неспособен
правильно понимать и оценивать поступки
и поведение других людей, оказывается
наивным, зависимым и неподготовленным
к трудностям повседневной жизни.

Если при делинквентном
поведение
наблюдается противоборство во
взаимодействии с реальностью, при
аддиктивном
— уход от реальности, при
патохарактерологическом
и психопатологическом
— болезненное противостояние, то при
поведении, связанном с гиперспособностями

игнорирование
реальности.
Внешне в обыденной жизни поступки
такого человека могут носить чудаковатый
характер. К примеру, он может не знать,
как пользуются бытовыми приборами, как
совершаются обыденные действия. Весь
интерес сосредоточен у него на
деятельности, связанной с неординарными
способностями (музыкальными,
математическими, художественными и
иными).

Девиантное
(отклоняющееся) поведение имеет следующие
клинические
формы:

Каждая их клинических
форм может быть обусловлена любым типом
девиантного поведения, а иногда мотивом
выбора той или иной формы служит несколько
разновидностей отклоняющегося поведения
одновременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *