В программу входит Единый тематический урок «Мы Молодая Гвардия»

Эмрахова Валида Всероссийский Урок мира. Единый урок «Россия, устремленная в будущее»

1 сентября 2018 г.

Единый урок на тему : «Россия, устремленная в будущее»

Цель урока : формировать у детей чувства патриотизма, любви к Родине, сопричастности к её истории и судьбе.

Задачи урока :

актуализация исторической памяти;

раскрытие понятия «патриот»;

актуализация школьных знаний;

воспитание гуманистических качеств личности;

формирование понимания, что будущее страны зависит от каждого человека.

Оборудование урока : проектор, компьютер, интерактивная доска.

Склярова Татьяна Евгеньевна Единый тематический урок «Мы — Молодая Гвардия»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Новоанновская средняя общеобразовательная школа –

детский сад № 27»

«Мы – Молодая Гвардия»

Тема урока : Мы – Молодая гвардия

Цель урока : формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, воспитывать активную жизненную позицию; способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

Публикация «Единый тематический урок „Мы — Молодая Гвардия“» размещена в разделах

побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Оборудование: мультимедиа, фото молодогвардейцев, плакат «Я люблю Краснодон!», фрагменты фильма «Молодая гвардия», аудиозапись песни «Ты и я- Молодая Гвардия», раздаточный материал: сердца, карточки «Человеческие качества», буквы слова «Родина».

Ход урока

1. Организационный момент. Поздравление детей с новым учебным годом.

Звучит гимн Российской Федерации.

– Здравствуйте, дорогие ребята. Вот и наступило еще одно 1 сентября в вашей школьной жизни. Поздравляю вас с Днем Знаний.

– Как вы считаете, почему наш урок начался таким торжественным музыкальным вступлением? (высказывания детей)

2. Объявление темы урока.

– Сегодня в каждом классе каждой школы на территории нашей необъятной Родины проходят классные часы, на общую для всех тему. О теме нашего урока вы догадаетесь, просмотрев видеоролик.

Просмотр видеоролика «Моя Россия»

Прогнозирование темы урока.

-Прочитаем все вместе тему нашего урока. («Россия, устремленная в будущее»).

3. Работа по теме урока.

– Как вы понимаете эту фразу? (высказывания детей)

Не каждая страна мира имеет столько поводов для гордости за свою Родину, как люди России. Российская Федерация является самым большим государством по площади на земном шаре, среди наших сограждан много известных полководцев, писателей, изобретателей. Итак, давайте разберемся, чем гордится Россия. ( Слайд 1)

1. Начнём с того, что название нашей страны — Россия — сохранилось со времён Петра I, который основал империю со столицей в Петербурге. Так возникла Великая Россия – одно из сильнейших государств того времени. ( Слайд 2)

2. « Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». ( К. Д. Ушинский) (Слайд 3)

Современный флаг нашей Родины – бело-сине-красный триколор тоже связано с именем Петра I.

4. Надо знать, что после прихода большевиков к власти он был заменен ярко-красным полотнищем. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом, как знак взятия Берлина в годы великой Отечественной войны. ( Слайд 5)

Но в 1991 году, в связи с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации, триколор вновь стал государственным флагом. ( Слайд 6)

5. Ещё одним символом государственности является герб. На гербе России изображен золотой двуглавый орел с тремя коронами. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла скипетр, в левой- держава. На груди орла – Георгий Победоносец, поражающий змея. ( Слайд 7)

6. – Ребята, а что вы знаете о гимне России? Кто автор государственного гимна (С. Михалков, А. Александров)

7. Чем гордится Россия, как не своей столицей! Москва является одним из крупнейших и красивейших городов мира. ( Слайды 8-9)

8. В Москве одна из самых больших по протяженности линий метро в мире! В Москве множество архитектурных и исторических памятников. Кремль, Красная площадь, Покровский Собор, Новодевичий монастырь и другие.

Одним из самых значимых символов является Московский Кремль. ( Слайд 10) Кремль – это крепостное укрепление.

9. Но, безусловно, наибольшим поводом для гордости России являются её граждане. Это первый русский царь Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, реформатор Александр II, последний царь Николай II. ( Слайд 11)

10. Не меньшее число великих российских полководцев — Александр Суворов, Федор Ушаков, Александр Невский, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. ( Слайд 12) (Фото на доске)

11. Знаменитые ученые, которые подарили миру огромное число ценных изобретений, законов, среди россиян имеются в достаточном количестве. ( Слайды 13-17)

15. В этом году исполняется 95 лет со дня рождения замечательного дагестанского поэта, Расула Гамзатова. Расул Гамзатов – живая легенда, гордость всего Дагестана. Его поэзия легко и естественно вошла в сердца миллионов читателей. ( Слайд 22)

4. Чтение учащимися стихов Р. Гамзатова

-Какое ключевое слово на сегодняшнем уроке?

5. Составление синквейна

Создает, трудится,, возрождается

Нет тебя прекрасней и милей!

– Выше были перечислены самые известные граждане нашей страны. Но любой достойный гражданин нашей Родины – повод для её гордости.

I. Самое большое в мире болото — Большое Васюганское болото. Его площадь составляет 53-55 тыс. кв. км. ( Слайд 23).

II. Самое глубокое озеро на планете Земле — озеро Байкал (глубина достигает 1642 м). Чтобы заполнить бассейн озера Байкал водами всемирно известных рек (Волга, Дон, Днепр и Енисей, Урал и Обь, Ганг и Ориноко, Амазонка и Темза, Сена и Одер) необходим 1 год. Интересно то, что Байкал является ещё и самым крупным хранилищем пресной воды на планете. ( Слайд 24)

III. Самое большое на территории Европы — Ладожское озеро (Слайд 25)

IV. Самые высокие горы, расположенные за полярным кругом России — Хибинские горы. ( Слайд 26)

V. Самые древние горы в мире — Уральские горы, которые разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части (Слайд 27)

• Первое место по разведанным запасам каменного угля, железной руды, серебра, золота, меди, свинца.

• Первое место в мире по числу оснащённых троллейбусами городов.

• Первое место по количеству телевизионных станций.

• Первое место в Европе по числу пользователей интернета.

• Первое место в мире по открытию химических элементов в XXI веке

– На этом уроке мы с вами немного узнали малую частичку истории нашей страны, ее прошлого. А каким вы представляете будущее России? (высказывания детей)

– Как вы считаете, будет ли в будущем цениться образованный человек? Почему? (высказывания детей)

– Что, по вашему мнению, вы сможете сделать на благо своей Родины, когда станете взрослыми? (высказывания детей)

– Как называют человека, который трудится на благо своей страны? (Патриот (другие варианты)

– Толковый словарь русского языка даёт такую характеристику слову «патриот» : человек, любящий родину, родное государство, готовый на подвиг и личные жертвы во имя Отчизны.

Каким же должен быть человек, которого можно смело назвать патриотом?

– Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне хочется, чтобы вы запомнили: от того, как вы будете учиться, работать, какие мысли будут селиться в ваших головах, зависит будущее нашей Родины. Я думаю, что вы станете настоящими патриотами своей страны, и сделаете все, чтобы Россия оставалась сильным, независимым, свободным и уважаемым государством.

С этой минуты дверь в Мир Знаний считается открытой. Успехов вам в новом учебном году!

Деловая игра «Дом мира».

– Я вам раздала карточки-«кирпичики», на которых написаны понятия. Эти понятия характеризуют те свойства и характеристики человека и общества, которые нужны нам для сохранения мира.

– Сейчас каждая команда составит из этих «кирпичиков» свой «Дом мира». Но прежде вам необходимо очень хорошо подумать.

Составлять кирпичики нужно по 3 штуки в каждом ряду, как на нарисованном доме, и соблюдать следующее правило: в нижнем ряду – фундаменте – должны быть понятия изначальные, без которых невозможно все остальное; средний ряд – понятия, которые вырастают из фундамента, помогая достичь 3-го ряда, в котором должны находиться понятия, важные для всего общества и каждого человека. Затем каждая команда докажет нам свою точку зрения.

(Дети выполняют задание, затем комментируют то, что получилось, объясняя значение).

– Молодцы! Сейчас вы задумались над, тем, что нужно для сохранения мира.

УВАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ ДРУЖБА

ИНТЕРЕС К ЛЮДЯМ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ДОБРОТА

УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ УВАЖЕНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ ОЦЕНИВАНИЕ ЛЮДЕЙ

Фундамент – умение слушать и слышать, уважение мнения других, оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам, так как все эти качества позволяют нам глубже проникнуть в состояние души любого человека, без них невозможны ни дружба, ни взаимопонимание, ни другие явления, написанные на ваших карточках.

Во второй ряд я бы поставила интерес к людям, доброту и взаимопонимание, так как без них невозможно общение людей и понимание особенностей каждого человека.

Ну а в третьем ряду, по моему мнению, должны находиться уважение ценностей жизни, интернационализм и дружба, так как если все люди Земли будут придерживаться их, то войны должны будут исчезнуть сами собой.

Рядом с домом вы видите нарисованные тучи. Я предлагаю вам подумать над теми явлениями нашей жизни, от которых вы хотели бы избавиться, которые не нужны обществу, подвергают опасности наш Дом мира, и написать эти явления на тучах. Итак, минута на обсуждение.

Учащиеся обсуждают, затем пишут на «тучах» слова, обозначающие те явления человеческой жизни, которые мешают сохранить мир на Земле.

Учитель. А теперь сотрём эти тучи, чтобы они не мешали всем нам жить в мире, чтобы избавиться от вредных явлений и человеческих качеств

Учитель. Добрый день, дорогие ребята и уважаемы родители! Снова школьный звонок известил нас о начале учебного года! Позвольте пожелать вам ребята успехов и радости в новом учебном году. Настойчивости и упорства в достижении целей! Пусть самые смелые планы и мечты воплотятся в жизнь, а родители вами гордятся! Будьте успешными не только в науках, но и в спорте, музыке и танцах! Открывайте мир со всех сторон. Вперед, к новым победам и знаниям!

Сейчас, я хочу проверить, готовы ли вы начать обучение в 3 классе, и предлагаю игру «Буквы рассыпались». Ребята, соберите слово, которое рассыпалось. ( Дети собирают слово «Родина».)

Учитель. Ребята, что такое Родина? (Родина – это место, где ты родился и вырос.)

А как называется наша Родина? (ЛНР)

Город детства моего –

Тихой, скромной простотой –

Всех пленяет он.

По весне цветут сады,

Летом зной степной,

Листопад иль снегопад –

Край люблю родной.

Учитель. Краснодон известен всему миру. А чем именно прославился наш город?

Здесь герои родились,

Помни их и знай!

Славит этот край.

Учитель. Ребята, в этом году осенью мы будем отмечать 75-летие создания подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия». Тема нашего первого урока в этом году : «Мы – Молодая гвардия».

Давайте ещё раз вспомним наших героев. Кто они? Какими они были, наши краснодонские мальчишки и девчонки из далёких сороковых годов?

20 июля 1942 года фашисты вступили в Краснодон. По безлюдным улицам притихшего городка проносилась мотопехота, гремели сапоги оккупантов.

Просмотр фрагмента фильма «Молодая гвардия. Приход немцев»

Завоеватели принесли с собой новый порядок

За неподчинение новому порядку – расстрел.

За уклонение от сдачи оружия – расстрел.

За неявку на регистрацию в полицию – расстрел.

За слушание радиоприёмника – расстрел.

За появление на улицах после 18.00 – расстрел.

Учитель. В ночь на 29 сентября гитлеровцы живьём закопали в городском парке 32 человека – шахтёров и советских партийных работников! И тогда мальчишки и девчонки поднялись на защиту своей земли. Ведь кому-то же надо было защищать Родину.

Молодёжью Краснодона была создана единая подпольная организация, которую назвали «Молодая гвардия». Возглавил организацию штаб, в который входили (фото молодогвардейцев) Олег Кошевой, Ульяна Громова, Иван Земнухов, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин. Все молодогвардейцы дали клятву

Просмотр видеофрагмента «Клятва молодогвардейцев»

Учитель. И вот с того дня как мальчишки и девчонки дали клятву “ Кровь за кровь. Смерть за смерть!” каждый из них словно простился с собой прежним. Нужно было сопротивляться ненавистным врагам, дать им понять, что фашисты никогда не станут хозяевами на русской земле.

Возникшая из небольших разрозненных групп, окрепшая “Молодая гвардия” к концу 1942 года насчитывала 92 человека и представляла собой реальную силу.

Учитель: Чем же занимались молодогвардейцы? Вспомнить вам поможет статья на ваших столах. Прочтите её и дайте ответ на мой вопрос.

«Молодая гвардия» выпустила и распространила более 5 тысяч антифашистских листовок

Молодогвардейцы уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим.

Устроили поджог здания биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию. Около двух тысяч человек были спасены от угона в Германию.

Готовились устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Советской армии.

В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев.

Из показаний начальника краснодонского жандармского поста.

«Молодогвардейцев избивали да потери сознания, им ломали ноги, руки, под ногти загоняли иглы затем обливали холодной водой и бросали в карцер, девушек подвешивали за косы, волосы не выдерживали обрывались, применяли и другие пытки. Чтобы не было слышно крика, включали музыку. Тела арестованных были сплошь в кровоподтеках и ссадинах. Мучения молодогвардейцев усиливались еще и тем, что мы морили их голодом. На всех арестованных я не затратил ни одного грамма хлеба, не говоря уже о других продуктах питания, хотя у нас они содержались по 10-12 суток. Им не давали даже вволю воды.»

Ульяна Громова. На допросах палачи предложили ей покориться, рассказать обо всем. На что она ответила: «Не для того я вступила в «Молодую гвардию», чтобы просить у вас пощады». Ее снова терзали, на спине вырезали пятиконечную звезду. Но не сломили.

Ване Земнухову палач взбешенный молчанием и спокойствием сильно ударил в лицо, разбил очки, стеклами выдавил глаза.

Антонина Елисеенко за нежелание предать товарищей была посажена на раскаленную печь.

Но ничто не сломило героев

Просмотр видеофрагмента «Дивлюсь я на небо»

В ночь перед казнью никто в камере не спал. Их вывели ночью на пустырь, посадили в машины и повезли к шахте № 5.

Как страшно умирать в шестнадцать,

Как хочется чертовски жить

Не слёзы лить, а улыбаться,

Влюбляться и детей растить.

Но солнце клонится к закату,

Не встретить им уже рассвет.

В бессмертие ушли ребята

В рассвете юношеских лет.

Просмотр видеофрагмента «Казнь молодогвардейцев»

Учитель. Фашисты частью живыми, частью расстрелянными сбросили 71 чел. в шурф шахты № 5, глубиной 53 м.

14 февраля 1943 года советские войска освободили Краснодон. Казалось бы все, конец истории. Но все равно что-то ранит душу, не отпускает память. Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно — не мертвым,

Это надо — живым

Ученик. После казни, пыток и допросов

Не сломили их фашисты, не смогли.

Часто задаю себе вопрос я:

“Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?”

Учитель. Подвиг молодогвардейцев обязывает нас быть достойными их памяти. Какие же качество мы должны в себе развивать, чтобы быть похожими на наших героев?

Работа в группах (Из предложенных качеств дети выбирают необходимые)

Карточки с человеческими качествами: Активными, держать своё слово, решительными, самостоятельными, совестливыми, терпеливыми, образованными, трудолюбивыми, храбрыми, честными, любить свою Родину. Агрессивными, жадными, бесчувственными, жестокими, завистливыми, наглыми, хвастливыми).

Мы – Молодая гвардия! Мы должны быть:

Активными, образованными, держать своё слово, решительными,

самостоятельными, совестливыми, терпеливыми, трудолюбивыми, храбрыми, честными, любить свою Родину.

Учитель. Сегодня мы вспомнили историю из страшного прошлого нашей страны, для того, чтобы вы, как и наши герои, любили жизнь, своих родных и близких, свою Родину. Чтобы вы знали, какой ценой достался нам этот мир. Давайте будем достойны памяти героев молодогвардейцев и подарим любимому Краснодону наши сердца.

(Дети пишут пожелания своей Родине и вывешивают их на плакат «Я люблю Краснодон»)

Звучит песня «Ты и я- Молодая Гвардия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *