Понятие
применения права.
В современной научной и учебной литературе
даются разные определения применению
права, однако при всем их различии они
несут примерно одинаковую смысловую
нагрузку, суть которой состоит в том,
что применение права – это деятельность
обладающих государственно-властными
полномочиями компетентных органов,
связанная с реализацией правовых норм
и индивидуальным правовым регулированием.
В этой связи представляется возможным
предложить следующее определение
применения права. Применение права –
это
осуществляемая
в установленных законом формах
уполномоченными на то субъектами
государственно-властная деятельность,
которая связана с реализацией правовых
норм и индивидуальным правовым
регулированием.
Исходя из данного
определения, можно выделить следующие
признаки применения права.
Во-первых,
это определенная
деятельность,
деятельность, которая связана с
реализацией правовых норм и индивидуальным
правовым регулированием общественных
отношений. В этой связи применение права
очень часто именуют правоприменительной
деятельностью, а понятия «применение
права» и «правоприменительная
деятельность» считаются равнозначными
и рассматриваются как синонимы.
Во-вторых,
это государственная
деятельность, одна из ее форм. Применение
права наряду с правотворчеством является
важнейшей формой государственной
деятельности и, как правотворчество,
выступает в качестве одного из основных
средств государственного управления
обществом.
В-третьих, это
деятельность, которая осуществляется
уполномоченными на то субъектами
или, как еще говорят, компетентными
органами. Применение права, как и
правотворчество, является прерогативой
государства, поэтому осуществлять эту
деятельность могут преимущественно
органы государства и соответствующие
должностные лица. При этом деятельность
одних органов государства связана
главным образом с применением права
(деятельность судов, органов прокуратуры),
другие же органы осуществляют как
правотворческую, так и правоприменительную
деятельность (органы законодательной
и исполнительной власти). Помимо
государственных органов правовые нормы
могут применять и другие государственные
организации (государственные учреждения
и государственные предприятия). Кроме
того, государство дозволяет применять
правовые нормы и некоторым негосударственным
организациям. Например, применять
правовые нормы могут органы местного
самоуправления, некоторые общественные
организации, негосударственные учреждения
и предприятия.
В отечественной
теории государства и права в 60–70-е гг.
прошлого столетия обсуждался вопрос о
том, могут ли применять нормы права
граждане. Несмотря на то, что некоторые
исследователи признавали в отдельных
случаях граждан в качестве субъектов
применения права, наука дала в целом
отрицательный ответ на этот вопрос.
Применение права – это не только
государственная, но и, как увидим далее,
властная деятельность. А поскольку
граждане как таковые никакими властными
полномочиями не обладают, они субъектами
применения права быть не могут, хотя в
правоприменительной деятельности
способны играть подчас немаловажную
роль (например, во многих случаях граждане
способны возбудить или прекратить
правоприменительный процесс).
В-четвертых, это
деятельность, которая связана
с реализацией правовых норм.
Назначение этой деятельности состоит
в том, чтобы организовать и обеспечить
реализацию правовых норм в тех случаях,
когда субъекты права не могут своими
действиями реализовать соответствующие
нормы права, и вынуждены прибегать к
помощи компетентных органов. Что же это
за случаи? Ранее уже отмечалось, что
необходимость в применении права
возникает в двух основных случаях:
1)
когда конкретные правоотношения, а
значит, субъективные права и обязанности
не могут возникнуть без правоприменительной
деятельности и
2)
когда необходимо обеспечить реализацию
субъективных прав и обязанностей при
помощи мер государственного принуждения.
Если
говорить об этом более подробно, то
необходимость в применении права
возникает в следующих случаях:
а)
когда без применения права не может
возникнуть конкретное правоотношение
(например, пенсионное);
б)
когда возникает спор о праве, и стороны
не могут прийти к согласованному решению;
в)
когда необходимо установить факт,
имеющий юридическое значение;
г) когда совершено
правонарушение.
Во
всех этих случаях при помощи
правоприменительной деятельности
организуется и обеспечивается реализация
соответствующих норм права в отношении
конкретных субъектов.
В-пятых, это
деятельность, которая связана
с индивидуальным правовым регулированием,
т. е. регулированием конкретных
общественных отношений. Осуществляя
реализацию правовых норм в отношении
конкретных субъектов права в отмеченных
выше случаях, органы, применяющие нормы
права, выносят индивидуально-конкретные
правовые предписания, в которых, как
правило, определяется мера возможного
или должного поведения этих субъектов.
Данные предписания обычно закрепляются
в письменных документах, именуемых
актами применения права.
В-шестых, это
деятельность, которая носит властный
характер.
Поскольку применение права –
государственная деятельность, оно
всегда выступает как проявление
государственной власти. Это выражено,
в частности, в следующем:
– применением
права занимаются в основном государственные
органы и соответствующие должностные
лица, которые выражают интересы
государства, а иногда принимают решения
прямо от его имени (например, суды);
– акты применения
права принимаются по одностороннему
волеизъявлению компетентных органов.
Для принятия таких актов не требуется
соглашения с теми лицами, в отношении
которых эти акты выносятся;
– акты применения
права обладают юридической силой и
обязательны к исполнению всеми лицами,
которым они адресуются или деятельность
которых так или иначе с ними связана;
– в необходимых
случаях акты применения права
обеспечиваются государственным
принуждением.
В-седьмых, это
деятельность, которая осуществляется
в установленных законом
(нормативными актами) формах.
Применение права не является и не может
быть какой-то произвольной, ничем не
регулируемой деятельностью. Напротив,
оно регулируется и подчас довольно
детально процессуальными нормами,
которые определяют порядок применения
ими тех или иных правовых норм и придают
правоприменительной деятельности
соответствующую процессуальную форму.
Наиболее важные виды применения права,
такие как гражданская процессуальная
деятельность, уголовно-процессуальная
деятельность, арбитражная процессуальная
деятельность, регулируются процессуальными
кодексами (гражданским процессуальным,
уголовно-процессуальным, арбитражным
процессуальным), которые обстоятельно
определяют порядок применения
соответствующих правовых норм. Другие
виды правоприменительной деятельности
не имеют столь обстоятельной правовой
регламентации, но вместе с тем тоже
регулируются процессуальными нормами,
содержащимися в различных нормативных
актах.
Формы применения
права.
Применение права, будучи одной из форм
реализации права, само имеет определенные
формы. В литературе называются разные
формы применения права. Например, исходя
из федеративного устройства государства,
выделяют правоприменительную деятельность
федеральных органов и органов субъекта
федерации. Учитывая деление органов
государства на высшие и местные, выделяют
правоприменительную деятельность
высших и правоприменительную деятельность
местных органов государства. В зависимости
от отраслевой принадлежности применяемых
норм выделяют такие формы применения
права, как применение норм конституционного,
административного, уголовного,
гражданского и других отраслей права.
С учетом характера применяемых норм
можно говорить о применении материального
и процессуального права. Однако чаще
всего формы применения права выделяются
с учетом функциональной роли применяемых
норм. По данному критерию различают две
формы применения права: оперативно-исполнительную
и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная
форма применения права, которую называют
также оперативно-исполнительной
деятельностью, связана с применением
регулятивных норм. Применение регулятивных
норм имеет своей целью позитивное
правовое регулирование конкретных
общественных отношений, при котором
содержащиеся в нормах права юридические
права и обязанности конкретизируются
актом применения права и становятся
субъективными правами и обязанностями.
Данная форма применения права характерна
в основном для исполнительных органов
государственной власти (назначение на
должность, награждение орденом или
медалью, прием на работу, регистрация
брака), но встречается и в деятельности
так называемых правоохранительных
органов (например, решение суда о
признании гражданина умершим).
Правоохранительная
форма применения права, которую называют
соответственно правоохранительной
деятельностью, связана с применением
охранительных норм и имеет своей целью
охрану существующего правопорядка,
защиту нарушенных прав и интересов,
привлечение правонарушителей к
ответственности. Эта форма применения
права характерна главным образом для
правоохранительных органов (приговор
суда по уголовному делу, принесение
прокурором протеста на решение суда,
постановление следователя о возбуждении
уголовного дела), однако встречается и
в деятельности исполнительных органов
(например, лишение воинского или
специального звания, объявление выговора
работнику за нарушение трудовой
дисциплины, отчисление студента из вуза
за академическую неуспеваемость).
17.
Одним из оснований объединения правовых
систем разных стран в правовые семьи
является:
общность
юридической терминологии
одинаковый
уровень правовой культуры
одинаковая
структура общественного правосознания
18.
По связи с волей участников правоотношения
все юридические факты подразделяются
на два вида:
юридические
акты и юридические поступки
правомерные
и неправомерные действия
события и
действия
21.
Применение права осуществляется:
только
физическими лицами
как физическими,
так и юридическими лицами
только
уполномоченными органами и должностными
лицами
25.
Функция юридической ответственности,
проявляющаяся в возмещении имущественного
вреда потерпевшей
стороне
штрафная
воспитательная
компенсационная
28.
Какой из элементов механизма правового
регулирования выражается в фактическом
правомерном поведении участников
правоотношения, направленном на
осуществление принадлежащих им прав и
обязанностей:
нормы права
акты
реализации прав и обязанностей
акты
применения права
29.
Понятия «правотворчество» и
«правообразование» соотносятся следующим
образом:
правотворчество шире, чем
правообразование
правообразование
шире, чем правотворчество
они
тождественны
34.
В каком соотношении между собой находятся
законность и правопорядок:
законность
выступает в качестве предпосылки
формирования правопорядка
правопорядок
выступает в качестве предпосылки
формирования законности
законность
и правопорядок существуют независимо
друг от друга
38.
Критерий, положенный в основу классификации
федераций на договорные и
конституционные:
правовой статус
субъектов федерации
принцип образования
субъектов федерации
правовое
основание образования федерации
39.
Соотношение между законностью и
целесообразностью
если соблюдение
закона нецелесообразно, его предписания
не являются обязательными для субъектов
права
закон
надо соблюдать даже тогда, когда это
нецелесообразно
субъекты
права должны выполнять предписания
подзаконных актов, в которых определяется
целесообразность следования тому или
иному закону
42.
Существует ли правовая семья, которая
не допускает использования
нормативно-правовых актов в качестве
источника права:
да, это семья
традиционного (обычного) права
да, это
семья религиозного права
такой
правовой семьи не существует
55.
К признакам права не
относится:
нормативность
казуистичность
системность
56.
Что первично: механизм государства или
функции государства?
механизм
государства
в зависимости от
ситуации
функции
государства
2.
Правоотношения подразделяются на
регулятивные и охранительные в зависимости
от:
функций
права
принципов
права
предмета правового регулирования
5.
Понятия «юридическая ответственность»
и «государственное принуждение»
совпадают
да, совпадают
понятие
«юридическая ответственность» шире,
чем понятие «государственное
принуждение»
понятие
«государственное принуждение» шире,
чем понятие «юридическая ответственность»
10.
Функция правовой культуры состоящая в
передаче правового
опыта:
познавательная
регулятивная
трансляционная
11.
К признакам права не относится:
формальная
определенность
системность
эффективность
16.
Критерий, положенный в основу классификации
федераций на территориальные и
национальные:
принцип
образования субъектов федерации
правовой
статус субъектов федерации
правовое
основание образования федерации
22.
Способ изложения нормы права для которого
характерно наличие указания на другие
статьи нормативного правового
акта:
бланкетный
отсылочный
прямой
23.
Бездействие может ли быть
противоправным
нет
да,
если не исполняются юридические
обязанности
да,
если бездействие имеет умышленный
характер
34.
К общеправовым принципам права не
относится:
принцип
состязательности
принцип
законности
принцип гуманизма
36.
Какой из элементов механизма правового
регулирования представляют собой
индивидуально-конкретные властные
предписания, направленные на индивидуальную
регламентацию общественных отношений:
нормы
права
акты реализации прав и
обязанностей
акты
применения права
40.
Как соотносятся между собой понятия
общественного порядка и правопорядка:
эти
понятия имеют одно и то же содержание
понятие
общественного порядка – более широкое,
чем понятие правопорядка
понятие
правопорядка – более широкое, чем
понятие общественного порядка
3.
Критерий, положенный в основу классификации
федераций на симметричные и
асимметричные
правовой
статус субъектов федерации
принцип
образования субъектов федерации
правовое
основание образования федерации
12.
Время, место и способ совершения
правонарушения относятся к
элементам:
объективной
стороны правонарушения
субъективной
стороны правонарушения
объекта
правонарушения
39.
Функция правовой культуры, состоящая
в прогнозировании развития общества,
государства,
права.
познавательная
трансляционная
прогностическая
43.
Представителем психологической теории
происхождения государства является:
Ж. Ж.
Руссо
Платон
Л. И.
Петражицкий
44.
Виды конституционных монархий:
дуалистические
и парламентарные
дуалистические
и теократические
парламентарные и
теократические
47.
Критерием подразделения норм права на
регулятивные и охранительные
являются:
метод правового
регулирования
функции
права
принципы
права
49.
Критерий, лежащий в основе деления
юридических фактов на правообразующие,
правоизменяющие и правопрекращающие:
характер
правовых последствий
воля
участников правоотношения
отраслевая
принадлежность
51.
К обстоятельствам, исключающим юридическую
ответственность, относится:
отсутствие
умысла
обоснованный
риск
примирение
с потерпевшим и возмещение причиненного
ему вреда
Право как средство закрепления и обеспечения интересов и потребностей экономически и политически господствующего класса – суть ___________ подхода к сущности правацивилизационногообщесоциальногоформационногоклассового
Выговор является одним из видов взысканий, применяемых при наступлении ___________ ответственностиадминистративнойуголовнойдисциплинарнойгражданско-правовой
Формы осуществления регулятивной функции права
определяет
посредством норм права правосубъектность
граждан
закрепляет и
изменяет правовой статус граждан
определяет компетенцию государственных
органов и должностных лиц
устанавливает
правовой статус юридических лиц
устанавливает
конкретные правовые связи между
субъектами права (содержание
правоотношений)
определяет
оптимальный тип правового регулирования
(обще-дозволительного, разрешительного,
запреты, рекомендации т.п.) с учетом
специфики общественных отношений
Формы осуществления функции права
закрепляет
в нормах права запреты на совершение
социально опасных действий
определяет
в санкциях норм права меры ответственности
за правонарушения
устанавливает
виды преступлений и других правонарушений
определяет вид
и меру юридической ответственности в
рамках охранительных правоотношений
Формы реализации функций права (внешний механизм правового воздействия)
ориентационная
– состоит в выработке у граждан позитивных
правовых установок, образующих правовую
ориентацию уважения к правовому закону,
готовности к реализации его требований
правовое
регулирование
– осуществляется при помощи особой
системы правовых средств, образующих
в совокупности механизм правового
регулирования
Социальная ценность права
Ценность
– это то, что необходимо человеку,
обществу, то, что способно удовлетворить
его положительные, социально полезные
потребности
Виды социальных ценностей
средства (инструменты) для достижения
первичных
Ценность
права – это
его способность удовлетворять
положительные потребности граждан и
общества в целом
Критерий, положенный в основу классификации федераций на симметричные и асимметричные
3; Критерий, положенный в основу классификации федераций на симметричные и асимметричные
правовой статус субъектов федерации
принцип образования субъектов федерации
правовое основание образования федерации
12. Время, место и способ совершения правонарушения относятся к элементам:
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения
39. Функция правовой культуры, состоящая в прогнозировании развития общества, государства, права.
познавательная
трансляционная
прогностическая
43. Представителем психологической теории происхождения государства является:
Ж. Ж. Руссо
Платон
Л. И. Петражицкий
44. Виды конституционных монархий:
дуалистические и парламентарные
дуалистические и теократические
парламентарные и теократические
47. Критерием подразделения норм права на регулятивные и охранительные являются:
метод правового регулирования
функции права
принципы права
49. Критерий, лежащий в основе деления юридических фактов на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие:
характер правовых последствий
воля участников правоотношения
отраслевая принадлежность
51. К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относится:
отсутствие умысла
обоснованный риск
примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда