В ПРЕДМЕТНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ

Сокина Л. А., учитель

ГБОУ СОШ № 31 Василеостровского района

ИКТ компетентность в системе профессиональных компетенций педагога

«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых обучащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

В педагогической лексике сравнительно недавно появился термин «ИКТ-компетентность». В профессиональном стандарте педагога ИКТ-компетентность относится к числу требований, новых и обязательных для всех. Попробуем разобраться cо значением термина «ИКТ-компетентность», обратившись к методическим публикациям и открытым интернет-источникам.

Например, Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов рассматривают информационно-коммуникационную компетентность учителя как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения информационным технологиям, а также готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности. Авторы указывают, что обладание ИКТ-компетенцией или уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности необходимо учителю для решения возникающих вопросов в профессиональной и иной деятельности.

В свою очередь, Гендина Н. И. под ИКТ-компетентностью понимает совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. С точки зрения этого ученого, ИКТ-компетентность является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Связь ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности устанавливается многими авторами. Так, М. Б. Лебедева и О. Н. Шилова определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий, что, по сути, является ИКТ-грамотностью педагога.

Применительно к профессиональной деятельности учителя понятие «ИКТ-компетентности» требует конкретизации и уточнения. Интересно, что А. А. Елизаров понимает ИКТ-компетентность как совокупность знаний, умений и опыта деятельности. Именно наличие такого опыта является, по мнению автора, определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. В то же время, есть мнение ряда ученых (Панина Т. С., Дочкин С. А., Клецов Ю. В.) о том, что информационно-коммуникационная компетентность в профессиональной деятельности современного преподавателя это:

– способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

– личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

– особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни, как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности. Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки ИКТ. Отдельно ученые уделили внимание изучению термина “ИКТ-компетенция”.

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

• Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню ИКТ-компетентности современного учителя, является смещение акцентов с задач технологического уровня (относящихся к владению конкретными инструментами, конкретными программными продуктами) на педагогический. Расширился круг умений, относимых к ключевой компетентности, поскольку соответствующие умения закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на начальной ступени обучения в метапредметных результатах обучения школьников и в курсе «Математика и информатика», а также ФГОС основной школы в метапредметных результатах выпускника основной школы и в курсе информатики (V – IX или VII – IX кл.), что должно обеспечивать формирование ИКТ-компетентности у всех школьников.

Школьный стандарт нового поколения помимо основных ценностей и основных понятий определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС. Школам передана ответственность за выполнение указанных требований ФГОС по формированию информационной образовательной среды школы и организации обучения педагогов активному использованию ресурсов такой среды. Информационная образовательная среда должна включать электронные образовательные ресурсы, «электронный» дневник и журнал, школьный сайт, среду для электронного портфолио учеников и учителей.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Чайка» города Смоленска

«ИКТ-компетентность воспитателя: безысходность или потребность?»

Подготовил: Догаева Г. Н., старший воспитатель

ИКТ – компетентность  педагога – совокупность знаний и умений в сфере использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Простыми словами – это знание новых информационных технологий и умения их использовать.

Под  ИКТ-компетентностью педагога понимается его готовность и способность самостоятельно использовать современные ИКТ-технологии в педагогической деятельности для решения образовательных задач.

Давайте попробуем разобраться: ИКТ-компетентность воспитателя – это безысходность (навязывание сверху) или внутренняя потребность воспитателя.

ИКТ-компетентность педагога – это безысходность (навязывание сверху,

– Заведующий и старший воспитатель в Детском саду настаивают на использовании  ИКТ-технологий, например, при подготовке к педагогическим советам. Ставят такие задачи, что воспитатели вынуждены использовать, как минимум Интернет-ресурсы для подготовки.

– Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» также подразумевает использование ИКТ-технологий (презентация своего опыта работы с использованием мультимедиа);

– Заявку на курсы повышения квалификации должны подавать сами воспитатели через личные кабинеты по региональной электронной системе Регион в СОИРО;

– При аттестации воспитателей также учитывается использование ИКТ-технологий, и сама аттестация в будущем планируется через личные кабинеты в системе Регион;

– Профессиональный стандарт педагога, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от «18» октября 2013 г. № 544н (вступает в силу с 1января 2017г) также требует ИКТ-компетентность.

В соответствии с Профессиональным стандартом педагога воспитатель должен владеть ИКТ-компетентностями:

Воспитатель должен владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Рассмотрим, что обозначает отдельный компонент ИКТ-компетентности:

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения пользоваться компьютером и оргтехникой, техника безопасности, клавиатурный ввод, навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями (флеш-картой, диском) и электронной почтой .

Кто может с уверенностью сказать, что обладает общепользовательской компетентностью?

включает в себя навыки необходимые в работе педагога: планирование и анализ своей деятельности, написание рабочей программы, создание электронных дидактических материалов, создание своего электронного портфолио, подготовка и проведение консультаций с использованием ИКТ.

Кто может с уверенностью сказать, что обладает общепедагогической компетентностью?

отражает качественное использование ИКТ-технологий по отдельной теме и предмету.

«Икт-технологии – это лишнее в Детском саду. Обходились без них всегда и успешно».

Большой процент педагогов, кто думает также, в каждом Детском саду – это педагоги предпенсионного возраста, которым тяжело включаться во все новое, или малоактивные педагоги.  Навроде бы, прошли курсы по ИКТ, получили «корочку» – и достаточно. Включать компьютер умеем, знаем, как набрать текст, и достаточно.

Однако, есть уверенность, что подавляющее большинство присутствующих и всех педагогов каждого Детского сада уверенно чувствуют себя в социальных сетях или, по крайней мере, пользуются электронной почтой или разговаривают по скайпу с родственниками. Хотя раньше всегда и успешно обходились без этого.

Давайте тогда предположим вариант 2:

ИКТ-компетентность – это внутренняя потребность для воспитателей, которые понимают преимущества ИКТ-технологий:

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе с детьми

Это всё стимулирует заинтересованность и активность детей во время непрерывной образовательной деятельности.

Как, например, можно использовать ИКТ в работе с детьми раннего возраста:

В образовательной  деятельности на звукоподражание животныхможно использовать ИКТ: изображение животного с звуковым воспроизведением их голоса. Также, например,  обращение к детям по скайпу Деда Мороза (или какого-либо другого персонажа), что могли видеть члены жюри на моем открытом мероприятии.

Преимущество использования ИКТ для педагога

Преимущество использования ИКТ во взаимодействии с родителями

Таким образом, ИКТ-компетентность это может быть и внутренняя потребность для активных воспитателей, которые понимают преимущества использования ИКТ и желающих шагать в ногу со временем, учиться самим и развивать своих воспитанников.

Конечно, при использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и некоторые

Но это тема другого выступления.

Итак, подведем итог: ИКТ-компетентность воспитателя – это безысходность (навязывание сверху) или всё-таки внутренняя потребность воспитателя.

Уверена, что это требования современной жизни, общества и государства. Но в полной мере соответствовать этим требованиям могут только активные, творческие воспитатели, желающие сделать образовательный процесс интересным и для себя и, в первую очередь, для детей, те, кто понимает преимущество использования ИКТ-технологий и для кого ИКТ-компетентность есть внутренняя потребность.

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

· Общепользовательская ИКТ-компетентность.

· Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

· Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

· Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.

· Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.

· Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.

Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя Общепользовательский компонент

· Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

· Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

· Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

· Клавиатурный ввод.

· Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

· Навыки поиска в Интернете и базах данных.

· Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

· Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

· Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

· Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

· Организации образовательного процесса:

o выдача заданий учащимся,

o проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

o составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

o дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

· Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

o ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

o следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

o используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

· Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

· Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

· Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

· Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

· Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

· Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

· Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

· Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

· Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

· Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

· Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).

· Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

· Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).

· Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).

· Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

o литературные тексты и экранизации,

o исторические документы, включая исторические карты

· Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).

· Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).

· Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).

· Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).

· Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

· Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например – начального).

· Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.

· Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.

· Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.

(Указанная модель реализуется в московском образовании при массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)

Содержание понятия ИКТ-компетентности и требования нормативных документов

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. П К быстро входит и в жизнь нашего ребенка.

Ребенок нового века совершенно другой! Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому современные дети более эрудированные, активные, динамичные. Значит, и работа с ними должна быть такой же!

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, но занятия в детском саду – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования, что, несомненно, способствует лучшей адаптации дошкольников к быстро изменяющимся окружающим условиям и как, следствие, сохранению здоровья детей.

Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы. Поэтому стали актуальны требования к ИКТ-компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

формирование навыков, связанных с ИКТ (см. файлы «Профстандарт. Т Ф3.1»

Воспитатель, в свою очередь, должен уметь использовать эти возможности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, естественно, не содержатся требования к воспитанникам ДОО по навыкам работы с компьютером. Но использование компьютера и интерактивного оборудования и мультимедийных средств позволяют расширить и обогатить содержание знаний, умений и навыков ребенка, способствуют интенсификации образования.

Использование ИКТ позволяет повышать креативность ребенка:

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого воспитателя. Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, портфолио ребёнка и т.д. Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах и знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» /Режим доступа:  (Дата просмотра 22.07.2019)

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Зарегистрирован в Минюсте РФ от 6.12. 2013 г. N 30550 Опубликован: 18.12. 2013 г. / Режим доступа:  (Дата просмотра 22.07.2019)

3. Приказ Минобразования России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» /Режим доступа:  (Дата просмотра 22.07.2019)

Уровни ИКТ-компетентности: навыки и ресурсы

Под компетентностью понимают специальную способность человека, необходимую ему для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области (в том числе узкоспециальных знаний, особого рода навыки и способы мышления).

Профессионализм педагога – синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. И КТ-компетентность в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» имеет три уровня:

– это начальные навыки пользователя персонального компьютера и умение использовать их в обычной бытовой сфере и при подготовке документов в профессиональной деятельности.

включает в себя знание и владение современными технологиями организации педагогической деятельности с использованием ИКТ, технологий организации взаимодействия с родителями и коллегами.

включает знание и владение информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для организации занятий с детьми в ДОО.

Общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностям будут посвящены все следующие модули курса. В этой лекции рассмотрим основные составляющие общепользовательской ИКТ-компетентности.

Для реализации требований нормативных документов к ИКТ-компетентности воспитателя необходимы два условия:

Информационно-образовательная среда образовательной организации складывается из трех компонентов (рис. 1):

Информационная образовательная среда педагогического работника ДОО включает

Далее рассмотрим некоторые ресурсы, которые могут наполнять ИОС воспитателя, формируя его ИКТ- компетентность.

Государственная политика в области внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, образовании.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” в РФ предусмотрено создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»
Сайт Министерства просвещения РФссылка

Программа «Социальные лифты для каждого». О программе

Основным назначением стандартов является формирование современного человека. Образовательные и профессиональные стандарты требуют от современного педагога, чтобы он выступал не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Чтобы формировать у обучающихся необходимые компетенции для современного общества, самому педагогу надо быть компетентным во многих вопросах образования.

К педагогу предъявляются требования к ИКТ-компетентности как основы для решения предметно-методических и дидактических задач средствами информационных технологий.

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. Понятие ИКТ-компетентности расширяется в «Профессиональном стандарте педагога».

• Общепользовательская ИКТ-компетентность.

• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

• Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность

Применительно к педагогике термин ИКТ-компетенциицифровые компетенции» уточняется как «готовность и способность педагога применять эффективно цифровые технологии в процессе обучения на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации»

включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование текстового редактора, электронной почты, умение использования систем сообщений, видео- фотосъемки,  навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

связана с перестройкой методики обучения и содержания образования. Это применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. Современный педагог должен обладать умением создавать интерактивные презентации, учебное видео для занятий и видеоуроки для самостоятельной работы учащихся. Немаловажной задачей педагога является привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций и цифровую среду: умение использовать системы вебинаров, ресурсы для дистанционного обучения.

соответствует предметной области деятельности педагога: здесь необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов по предмету, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе. Для каждой предметной области потребуется знание особого набора цифровых инструментов и сервисов (литература, история, физика, технологи и др.)

создания цифровой образовательной среды

цифровой образовательной среды (ЦОС) в современном ОУ —  насущная необходимость. За счет внедрения современных технологий образование может стать более доступным, качественным, а сам процесс его получения – более увлекательным.

Школа несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Эффективное использование ЦОС предполагает наличие служб технической поддержки в ОУ и компетентность сотрудников в решении профессиональных задач.

ЦОС должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

«Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» – текст документа

Под  (ЭО) понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) обучающихся и педагогических работников.

Отметим, что в отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно дистанционное взаимодействие обучающихся и педагогов в синхронной (диалоговой) или асинхронной форме.

Использование педагогом современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Большое распространение приобретает использование ЭО и ДОТ не только для проведения уроков, но и внеурочных занятий, внеклассной работы, в доп.образовании. Это соответствует ФГОС, т.к. способствует созданию безбарьерной среды, включает в образовательный процесс обучающихся различных категорий, в т.ч. с ОВЗ, независимо от их места пребывания. Системное внедрение элементов дистанционных технологий, смешанного обучения, электронных образовательных платформ, онлайн-систем с эффектом присутствия ученика на уроке при грамотной работе педагога положительно влияет на качество образования.

УЧИТЕЛЯМ – получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации. ДЕТЯМ – для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статусаРОДИТЕЛЯМ – значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.

Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Открытая образовательная среда дает преподавателю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.

Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети Интернет – это деятельность, направленная на самообразование и повышение квалификации. Участие в дистанционных курсах, вебинарах, профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Безопасность в сети Интернет

Особое значение приобретают компетентности в области защиты информации и безопасности детей в Интернете. Педагог обязан знать и объяснять своим учащимся правила защита персональных данных, угрозы при работе в социальных сетях, ограничения при общении в чатах, формировать навыки жизни в цифровом пространстве.

— полезная информация
 — полезная информация
 — полезная информация

Требования к результатам освоения основной образовательной программы с использованием ИКТ (выписка из ФГОС ООО) – 

Профессиональный стандарт педагога –

Сайт Министерства Просвещения
Банк документов Министерства Просвещения РФ
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ»
Федеральный Портал “Российское образование” 
Сайт “Единый урок РФ”

Что такое цифровая грамотность – сайт Сетевичок.рф
Безопасность детей в Интернете – текст

Сайт Комитета по образованию
Портал “Петербургское образование”
Сайт СПб АППО
Сайт СПБ ЦОКОиИТ
Городской портал дистанционного обучения – http://do2.rcokoit.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *