В ПЕДАГОГИКЕ

Татьяна Сорова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Нина Афонина

преподавательский стаж — 4 года

Труд
– это могучий воспитатель, в педагогической
системе воспитания.

А. С.
Макаренко. Основой является именно
труд. Но что такое труд- это совсем не
то, чем заняты руки ребенка, подростка.
Труд это то, что развивает маленького
человека, поддерживает его, помогает
ему самоутвердиться.

Трудолюбие
и способность к труду не дается от
природы, но воспитывается с самого
раннего детства. Труд должен быть
творческим, потому что именно творческий
труд, делает человека богато духовно.

Труд
развевает человека физически. И, наконец,
труд должен приносить радость доставлять
счастье, благополучия. Еще можно сказать,
что труд это проявление людей друг о
друге.

Трудовое
воспитание – это совместная деятельность
воспитателя и воспитанников, направленная
на развитие у последних общетрудовых
умений и способностей, психологической
готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его
продуктам, на сознательный выбор
профессии.

Сущность и задачи профориентации школьников. Основные направления профориентационной работы в школе.

Проф. ориентация предст. собой обоснованную
систему соц.-эконом., псих.-пед.,
медико-биолог., производственно-технических
мер, направленных на оказание помощи
уч-мся в проф. самоопред. в соотв. с их
способностями и с учетом рынка профессий.
Цель – подготовить школьников в
осознанному выбору профессии в соотв.
с способностями, склонностями, интересами,
помочь в развитии тех качеств, которые
позволят им быть востребованными на
рынке труда.

Профессиональное самоопределение –
с-м/а современных мероприятий школы,
родителей, производственных коллективов
и общественности по оказанию помощи
уч-мся в выборе сферы труда и профессии,
осущ. личностью на основе анализа своих
данных и соотв. их требованиям профессии.

Проф. самоопред. происх. под возд.
внутренних и внешних факторов: 1. СМИ,
материальное положение, влияние
родителей, др. взр., сверстников, 2.0
рекомендации пед., психологов, и др.
спец., 3. познавательные потребности,
потребности в саморазвитии, самореализации,
“Я-концепции” личности, 4.проф.
направленность, знание о профессиях,
проф. намерения, убеждения, ценности,
мотивы, интересы, 5. первичные потребности,
задатки, темперамент и др. генетт.
обусловленные св-ва личности, 6.
практическая проба сил: участие в видах
трудовой или проф. деятельности
7.потребности рынка трудоустройства по
избранной специальности в будущем.
8.использ. проф. ориент. возможностей
образ. процесса, технологии обучения и
воспитания.

Направление проф. ориентации:1. Проф.
просвещение (воспитание готовности
труда и профессии, ознакомление
соц.-эконом. и псих. аспектами выбора
профессии. 2. проф. убеждение (обоснование
необход. разностороннего развития
личности в ходе выбора профессии,
формирование мотивов этого выбора с
учетом личных и общественных интересов,
помощь в принятии решения при выборе
профессии иди УО. 3. практическая
подготовка к выбору и получение профессии
(организация практических занятий в
ходе изуч. общеобразовательных предметов
и труд. обучения). 4. дифференциация и
корректирование проф. направленности
уч-ся (учет типологических половозрастных
и индивидуальных особенностей школьников
в ходу про. ориентации, коррекция
склонностей, способностей к избираемой
профессии в рамках отрасли.

Трудовое
воспитание—это
процесс организации и стимулирования
трудо­вой
деятельности учащихся, формирования у
них трудовых умений и навыков, воспитания
добросовестного отношения к своей
работе, стимулирования твор­чества,
инициативы и стремления к достижению
более высоких результатов.

Функции
трудового воспитания:обучающая

овладение учащимися практическими
умениями и навыками
в сфере труда; развивающая
— обеспечивает
интеллектуальное, физическое,
эмо­ционально-волевое, социальное
развитие;воспитательная

правильно организованный труд формирует
трудо­любие,
коллективизм, взаимодействие,
дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового
воспитания
являются:♦формирование
у учащихся положительного отношения к
труду как высшей
ценности в жизни, высоких социальных
мотивов трудовой деятельности;
♦развитие
познавательного интереса к знаниям,
потребности в твор­ческом
труде, стремление применять знания на
практике; ♦воспитание
высоких моральных качеств, трудолюбия,
долга и ответствен­ности,
целеустремленности и предприимчивости,
деловитости и честности;
♦вооружение
учащихся разнообразными трудовыми
умениями и навыками,
формирование основ культуры умственного
и физического труда.

Содержание
трудового
воспитания определяется названными
задачами, а также рядом хозяйственно-экономических
факторов, производственными условиями
района, области, возможностями и
традициями школы и т. д.

Пути реализации:изготовление
различных поделок, кормушек для птиц и
др.;регулярный
домашний труд школьников; проведение
трудовых десантов; создание
школьных кооперативов; накопление в
школе трудовых традиций беседы,
лекции, читательские конференции,
литературно-художествен­ные
вечера, производственные экскурсии,
встречи со знаменитыми людьми;все
виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие —
результат трудового воспитания, обучения
и профес­сиональной
ориентации и выступает как личностное
качество, которое характеризуется:
1) прочной потребностно-мотивационной
сферой; 2) глу­боким
пониманием нравственного смысла и
преобразующе-воспитательной
роли труда в развитии личности (знания,
убеждения); 3) умением и
стремлением добросовестно выполнять
любую необходимую работу; 4)
проявлением волевых усилий в преодолении
трудностей и препятствий в
трудовой деятельности. Все
эти компоненты определяют методическую
основу трудового вос­питания.

Основные направления и методы трудового воспитания в школе

Трудовое воспитание характеризуется определенным содержанием, включающим три основные разновидности трудовой деятельности:

Трудовое воспитание в современной школе занимает приоритетное положение. В школах проводятся различные мероприятия трудовой направленности. Сюда входит:

Сущность и цели трудового школьного воспитания

Трудовое воспитание является важным аспектом социализации личности. В этой связи, трудовое воспитание является приоритетным направлением деятельности школы, подход к нему должен характеризоваться серьезностью, организовываться оно должно таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся.

Освоение трудовой деятельности напрямую связано с развитием психических процессов и нравственных установок личности. Без труда, его активного внедрения в учебно-воспитательный процесс невозможно говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности, ее основных нравственных, этических, физических качеств.

Любая деятельность в трудовом аспекте приобретает характер физической и умственной значимости и необходимости.

Трудовое воспитание в школе нацелено на осознание учащимися важности, значимости и ценности труда, понимании, что в основе любого направления жизни и деятельности лежит труд. Поэтому требуется сформировать позитивное восприятие и отношение к трудовой деятельности. Школа стремится воспитать у учащихся любовь к труду, развить целеустремленность, чувство долга и ответственности, сформировать такие качества личности, как: честность, трудолюбие, предприимчивость. Кроме того, требуется сформировать потребность в регулярной трудовой деятельности и развить стремление к ее практической реализации.

Школа способствует развитию умений и навыков в разных областях, формирует фундамент умственного и физического труда.

Трудовое воспитание в школьных учебных учреждениях призвано разрешать следующие задачи:

«Трудовое воспитание в школе» 👇

Основным направлением трудового воспитания в современной школе является формирование трудолюбия. Оно представляет собой сложный, многофакторный системный процесс, характеризующийся поддержанием трудовой дисциплины, формированием разносторонних трудовых теоретических и практических знаний и навыков, устойчивой потребностно-мотивационной областью, уважительным отношением к труду, как собственному, так и труду других людей. Благодаря формированию трудолюбия развиваются и другие свойства личности, такие, как бережливость, способность к самоопределению, рациональной и целесообразной организации своей деятельности, терпеливость и способность к преодолению трудностей.

Сущность трудового воспитания в современных условиях

В. А. Николаев, М. А. Шошин

В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три группы характеристик, дающих представление о готовности к труду.

На основе анализа сущности понятия «труд» авторы статьи сформулировали следующее определение трудового воспитания: трудовое воспитание – это системный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, практическую подготовку к трудовой деятельности, включающий социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный компоненты. Выделенные три компонента трудового воспитания имеют свои характерные черты.

Социально-творческие компоненты включают в себя:

Личностно-развивающие компоненты включают в себя:

Ценностно-ориентационные компоненты включают в себя:

Важным элементом целостной системы трудового воспитания являются принципы реализации этих компонентов.

Согласно статье, можно определить три вида детского труда: учебный (на уроках технологии), общественно полезный (на помощь школе)  и производственный (создание материальных ценностей). Готовность детей к труду определяется социально-творческими характеристиками (стремление добровольно выполнять работу, сознательно относиться к труду и т.д.), личностно-развивающими (освоение знаний и умений, развитие морально-волевых качеств и т.д.) и ценностно-ориентационными (пробуждение чувств к обществу, людям, труду; развитие мотивов своей деятельности и т.д.).

Итак, на успешность трудового воспитание влияет: грамотное использование методики организации детского труда, психологическая готовность к труду, адекватная мотивация, то есть человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Статья убеждает, в целесообразности трудового воспитания, которое выполняет следующие функции: формирует готовность к любому труду, развивает личностные качества, умения, необходимые в жизни, дает практические навыки и способствует правильному отношению к труду.

Я считаю, что важность сущности трудового воспитания неоспорима, так как благодаря трудовому воспитанию формируются увлеченность трудом, чувство гордости за свой труд, ответственность за порученное дело, уверенность в своих силах, прослеживается осмысление, оценивание  и формирование определенного отношения к самому процессу и результатам труда.

Трудовое воспитание как процесс интеграции всех сфер развития, обучения и нравственного становления личности каждого ребенка

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на все сферы развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачами трудового воспитания дошкольников являются:

– воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

– развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

– формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

– развитие навыков организации работы;

– воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости оказывать помощь.

В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Главный принцип трудового воспитания заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

В процессе трудового воспитания необходимо учитывать принцип интеграции всех сфер развития ребенка — взаимосвязи разных ,—так как трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует экскурсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает , предлагает нарисовать людей разных профессий и т. п.).

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический процесс трудового воспитания потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и пр.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным . Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Приобщение детей к здоровому образу жизни так же происходит через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания. Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Нравственное становление личности каждого ребенка заключается в воспитании детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.

Необходимо работать с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста. Во всех видах труда учитывать возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети с постепенным увеличением.

В конспектах организации трудовой деятельности детей использовать фольклорный и  поэтический материал.

Основная задача — тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Именно в этом формируется нравственное воспитание детей. У дошкольников активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда; формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность и сознательность.

Трудовое
воспитание (ТВ)
есть
процесс вовлечения учеников в педагогически
организованные виды труда с целью
передачи им производственного опыта,
развития трудовых умений, трудолюбия
и других качеств работника.
ТВ направлено также на осуществление
начального профессионального образования
и профессиональной ориентации (ПО).
В
классической советской педагогике
имеется принцип связи обучения с трудом,
отражающий концептуальный взгляд на
роль труда в воспитании. Согласно этой
концепции, труд ребенка, включенный в
систему образования, является условием
всестороннего развития и средством
подготовки учащихся к жизни и трудовой
деятельности. Это так, и русская, и
западная педагогика придавали большое
значение труду в воспитании детей.

Кроме обучающей функции, труд имеет
развивающую функцию: обеспечивает
интеллектуальное, физическое,
эмоционально-волевое, социальное
развитие. Воспитывающая функция труда
состоит в том, что педагогически правильно
организованный труд формирует трудолюбие,
ответственность, взаимодействие,
дисциплинированность, инициативу и пр.
Для создания концепции ТВ много сделал
А. Макаренко, он описал педагогические
условия труда как средства воспитания:
производительный, коллективный и
соревновательный характер труда,
разнообразие и усложнение трудовых
операций, эстетика и научная организация
труда, рациональный режим труда и отдыха,
положительный эмоциональный фон.

Советская школа функционировала на
основе этой концепции как общеобразовательная,
трудовая, политехническая. В ней были
обязательны уроки трудового обучения
и виды труда школьников. Трудовое
обучение – это процесс формирования у
учащихся знаний и умений в области
труда. Образование в школе носит
политехнический характер: дается знание
об основах современного производства,
техники, экономики. Систему ТВ составляет
совокупность задач, содержания, методов
и средств. К задачам
ТВ
относятся: формирование знаний о технике,
производстве, экономико-социальных
проблемах; выработка навыков и умений
работы с простейшими инструментами и
станками; развитие способностей,
интересов, ума, воли и пр.; формирование
добросовестного отношения к труду,
потребности в нем; подготовка к выбору
профессии.
Эти задачи решаются в
процессе общеобразовательной подготовки,
на уроках труда, в различных видах труда
школьников, в том числе в летних работах,
во внеурочной деятельности. В последней
используются такие методы и формы, как
беседы, встречи с интересными людьми,
различные трудовые акции, экскурсии и
пр.
Показателями трудовой воспитанности
являются потребность школьника в труде,
интерес к труду, трудовая активность,
наличие знаний о производстве, трудовых
умений, готовность к выбору профессии.

Физическое
воспитание (ФВ)
есть
процесс организации оздоровительной
и познавательной деятельности,
направленной на развитие физических
сил и здоровья, выработку гигиенических
навыков и здорового образа жизни.
Физическая
культура – часть образа жизни человека,
система сохранения здоровья и спортивная
деятельность, знание о единстве и
гармонии тела и духа, о развитии духовных
и физических сил.
В культуре и педагогике
разных народов физическое развитие и
воспитание всегда занимало важное
место. Известны древневосточные и
античные учения о гармоническом развитии
человека, где физическое совершенство
рассматривалось в единстве с умственным
и нравственным.
К задачам и содержанию
ФВ в школе относятся: – развитие основных
двигательных умений и навыков, –
обеспечение правильного физического
развития, укрепление здоровья, закаливание,
повышение работоспособности, – воспитание
устойчивого интереса и потребности в
систематических занятиях физической
культурой, – формирование взглядов и
нравственных качеств, ведущих к пониманию
значения физкультуры и пробуждающих
стремление к здоровому образу жизни, –
формирование знаний в области здоровья,
гигиены, спорта.
Систему ФВ в школе
составляют физические упражнения и
знания в учебном процессе, на уроках
физкультуры, биологии и некоторых
других, во внеурочной деятельности.
Исторически сложившиеся средства ФВ
включают гимнастику, игры, туризм, спорт.
К ним относятся также природные силы
(солнце, воздух и вода), гигиенические
факторы (режим труда и отдыха, питание,
одежда, санитарные нормы в устройстве
помещений).
Основными методами ФВ
являются физические упражнения,
тренировки, убеждение (разъяснение),
инструкции, положительный пример. С
помощью последних у учащихся формируются
знания, потребности, личные качества,
способствующие их правильному физическому
и общему развитию. Стимулирующее значение
имеют осуждение, одобрение, соревнование
и контроль за выполнением режима и норм
развития школьника.
Следует знать,
что уроки физкультуры в России носят
более академический, спортивный характер,
чем в западных, особенно американских
школах. Это имеет отрицательные стороны:
не все дети могут выполнить нормы и
потому “выпадают” из занятий. Более
активное использование подвижных,
народных и спортивных игр целесообразно
на уроках физической культуры. Большие
возможности для физического развития
и просвещения детей в области физического
самосовершенствования имеет внеучебная
работа: кружки, секции, работа классных
руководителей, оздоровительных центров.
ФВ имеет особое значение для формирования
здорового образа жизни школьников.

Система эстетического
воспитания в современной школе

Эстетическое
воспитание (ЭВ)

процесс формирования способностей
восприятия и понимания прекрасного в
искусстве и жизни, выработки эстетических
знаний и вкусов, развития задатков и
способностей в области искусства. Цель
ЭВ – формирование эстетической культуры
личности, которая включает в себя такие
компоненты. Эстетическое восприятие –
способность выделять в искусстве и
жизни эстетическое свойства, образы и
испытывать эстетическое чувства.
Эстетические чувства – эмоциональные
состояния, вызванные оценочным отношением
человека к явлениям действительности
и искусства. Эстетические потребности
– нужда в общении с художественно-эстетическими
ценностями, в эстетических переживаниях.
Эстетические вкусы – способность
оценивать произведения искусства,
эстетические явления с позиций
эстетических знаний и идеалов. Эстетические
идеалы – социально и индивидуально-психологически
обусловленные представления о совершенной
красоте в природе, обществе, человеке,
искусстве.
Объем понятия “эстетическая
культура” определяет задачи и
содержание ЭВ учащихся: формирование
эстетических вкусов, чувств, потребностей,
знаний, идеалов, выработка
художественно-эстетических умений,
творческих способностей. Задачи
эстетического воспитания тесно связаны
с нравственным воспитанием – формированием
доброты, гуманизма, справедливости и
пр.
Эстетическое воспитание
осуществляется комплексом средств. Оно
реализуется прежде всего на уроках
литературы, музыки, изобразительного
искусства. Во внеурочное время оно
проводится в работе кружков, студий,
группах художественной самодеятельности,
театрах. Последнее имеет богатые
возможности по формированию художественных
умений, развитию эстетических переживаний.
Природа, техническая эстетика тоже
являются средством эстетического
развития детей.
Показателями
эстетической воспитанности являются
наличие эстетических потребностей,
знаний, чувств, вкусов, эстетических
умений, способностей, занятия искусством.

Средства трудового воспитания дошкольников

Средства трудового воспитания дошкольников представляют собой разнообразные ресурсы, инструменты и оборудование, которые формируют у детей понятие о трудовой деятельности, представление о труде взрослых, важности выполнения трудовых операций и воспитания положительного отношения к трудовой деятельности.

Посредством различных средств и приемов, детей приобщают к выполнению элементарных трудовых операций различного рода. Таким образом, дошкольники получают собственный трудовой опыт и формируют потребность в дальнейшем совершении трудовых операций.

К основным средствам трудового воспитания относятся следующие:

Труд дошкольников можно разделить на четыре основные разновидности:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Проблемы трудового воспитания в современной школе

Трудовое воспитание в школах сталкивается с достаточно значимыми затруднениями. В первую очередь они связаны с тем, что правовое государство акцентирует особое внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей запрещается принуждать их к трудовой активности. Дети не должны приучаться ко всему готовому. Если один ребенок принимает участие в субботнике, то другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу не будет способен воспринимать труд, как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду возникают серьезные проблемы.

Современные образовательные стандарты предполагают сокращение уроков труда и любых занятий трудовой направленности. На них отводится не более одного часа в неделю. Это отрицательно сказывается на развитии трудовых навыков и умений. Без практики теория теряет свою значимость.

Понятие и значение трудового воспитания

Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников общетрудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда.

Трудовое воспитание способствует физическому, интеллектуальному и нравственному развитию воспитанника. Оно формирует основы эстетического поведения и повышает общий уровень культуры.

Трудовые навыки и умения не заложены в человеке природой. Их необходимо развивать и воспитывать с ранних лет.


В ПЕДАГОГИКЕ

Рисунок 1. Цель трудового воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Начиная с раннего возраста, ребенку необходимо давать элементарные трудовые поручения, чтобы сформировать любовь к труду и дать понять, что труд необходим, как для самого человека, так и для общества в целом. Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества, посредством трудовой деятельности.

Трудовое воспитание имеет важное значение в воспитании и развитии подрастающего поколения.

Трудовая деятельность активизирует у ребенка эмоциональную сферу. В ходе трудовой деятельности, ребенок испытывает чувство радости, которое является могучей воспитательной силой. В труде происходит проявление духовной сферы человека, формируется духовное богатство личности.

«Трудовое воспитание дошкольников» 👇

В трудовой деятельности происходит самовыражение и самоутверждение личности. Ребенок удовлетворяет свои потребности, а успехи в труде приносят ему чувство гордости и радости. Все это, воспитывает личность, делает ее социально зрелой, духовно развитой, формирует многие физические качества человека, активизирует его мышление.

Трудовое воспитание не может быть реализовано хаотично. Этот процесс должен носить регулярный характер и быть поэтапным.

Трудовое воспитание и обученение учащихся, их сущность и методика организации трудовой деятельности школьников.

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

♦ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

♦ развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;

♦ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда:

♦ Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.

♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный труд во внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Важным видом внеучебного производительного труда является систематическая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.

Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря

их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать добрые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удовлетворения.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в квартире, доме уюта и удобств.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

♦ Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко использовать такие формы работы, как:

♦ изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

♦ регулярный домашний труд школьников;

♦ проведение трудовых десантов;

♦ создание школьных кооперативов;

♦ накопление в школе трудовых традиций;

♦ беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

♦ все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется: 1) прочной потребностно-мотивационной сферой; 2) глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитатель-ной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); 3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:

♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;

♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной области «технология»;

♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;

♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

♦ в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Условия организации трудового воспитания дошкольников

Педагогический потенциал трудовой деятельности огромен. Однако, только правильная организация труда позволяет оказать на ребенка должное воспитательное воздействие.

Чтобы познать, что представляет собой труд, необходим личный опыт трудового участия. Ребенок должен приобрести опыт самостоятельного выполнения посильных ему трудовых операций. Конечно, трудовое воспитание реализуется под умелым руководством взрослого, который демонстрирует ему свой пример трудовой активности, учит выполнению различных трудовых операций, помогает в приобретении трудовых навыков.

Организация трудового воспитания требует от педагога:

Великие педагоги о труде.

Понимая
огромную роль труда в воспитании
подрастающего поколения, в своих работах
часто затрагивали эту тему. И Великий
Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский,
Н. К. Крупская.

Некоторые
из их высказываний я приведу в своей
работе.

«Труд
– первое основное условие всей
человеческой жизни и при том в такой
степени, что мы в известном смысле должны
сказать: Труд создал самого человека».
К. Маркс, Ф. Энгельс (” О воспитании
образовании”).

Великий
педагог “В. А. Сухомлинский” писал,
что труд становиться великим воспитателем,
когда он входит в духовную жизнь наших
воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую
радость преодоление трудностей, открывает
все новую и новую красоту в окружающем
мир, пробуждает первое гражданское
чувство – чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь
человека.

Радость
труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства ребенок должен глубоко
пережить это благородное чувство. Труд
для народа является не только жизненной
необходимостью, без которой не мысленно
человеческое существование, но и сферой
многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде
распространяется богатство человеческих
отношений. Воспитать любовь к труду
невозможно, если ребенок не почувствует
красоты этих отношений. В трудовой
деятельности народ видит важнейшее
средство самовыражения, самоутверждения
личности. Без труда человек становится
пустым местом. Важная воспитательная
задача в том, чтобы чувство личного
достоинства, личной гордости каждого
воспитанника основывалось на трудовом
успехе.

“Свободный
труд нужен человеку сам по себе для
развития и поддержания человеческого
достоинства”

Мысли
Ушинского о трудовом воспитании
достаточно глубоки. Ушинский утверждает
что, материальные плоды трудов составляют
человеческое достояние; но только
внутренняя духовная животворенная сила
труда служит источником человеческого
достоинства, а вместе с тем и нравственности
и счастья.

Труд
– важнейшее средство воспитания, начиная
с дошкольного возраста; в процессе
формируется личность ребенка, складываются
коллективные взаимоотношения. Н.
К. Крупская.

Труд
детей дошкольного возраста является
важнейшим средством воспитания. Весь
процесс воспитания детей в детском саду
может, и должен быть организован так,
чтобы они научились понимать пользу и
необходимость труда для себя и для
коллектива. Относиться к работе с
любовью, видеть в ней радость – необходимое
условие для проявления творчества
личности, ее талантов.

Труд
– всегда был основой для человеческой
жизни и культуры.

Поэтому
и в воспитательной работе труд должен
быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко.

Н. К.
Крупская в своих работах неоднократно
подчеркивала необходимость приучения
детей с ранних лет к простейшим, доступным
им видам труда, замечая, что таким путем
они знакомятся со свойствами материалов,
учатся приемам работы с различными
инструментами. В труде дети проявляют
активность, смекалку, настойчивость,
стремление достичь результата, у них
формируется желание оказывать посильную
помощь взрослым.

Особое
значение Н. К. Крупская придавала
объединению детей в труде, указывая,
что «совместную работу детей надо
особенно ценить, – это зачатки коллективного
труда. В этом коллективном труде
развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе
с тем она призывала педагогов учитывать
возможности детей, особенности детского
труда, его своеобразие, связь с игрой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *