В общеобразовательных учреждениях проводится единый урок по технологии и методике дистанционного обучения

Курсы
Курс повышения квалификации

В общеобразовательных учреждениях проводится единый урок по технологии и методике дистанционного обучения

Актуальность применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога объясняется тем, что они обеспечивают не только высокий уровень наглядности и позволяют организовать различные формы педагогического взаимодействия, перевести необходимый комплекс дидактических материалов в электронный вид, что обогащает традиционные формы учебной деятельности, повышает эффективность образовательных систем и повышает качество подготовки обучающихся в целом, но и, в соответствии с профессиональным стандартом педагога и проектом профстандарта «Преподаватель», является одной из ведущих его компетенций. ​ Изучить сетевые и дистанционные формы обучения в условиях реализации ФГОС; 2. ​ Выявить наиболее эффективные дистанционные формы обучения; 3. ​ Содействовать формированию навыков использования дистанционных форм обучения в образовательном процессе.

По окончании удаленного курса слушателей обучат и помогут:- изучить сетевые и дистанционные формы обучения в условиях реализации ФГОС; – выявить наиболее эффективные дистанционные формы обучения; – содействовать формированию навыков использования дистанционных форм обучения в образовательном процессе.

-лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
-лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. (Выдаётся справка об обучении). Если у Вас есть только начальное профессиональное образование, то по действующему законодательству оно приравнено к среднему профессиональному (базовый уровень). Поэтому Вы можете быть зачислены на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации и получить удостоверение о повышении квалификации.

Промежуточная и итоговая аттестации в форме тестов.

Форма обучения – Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Удостоверение высылается Почтой России (доставка бесплатна).

Наименование разделов, модулей, темОбщая трудоемкость, в акад. час. Аудиторная работа (семинарские занятия) on-lineВнеаудиторная (самостоятельная работа) off-lineКол-во часовконтроляТип контроля

Модуль 1. Формирование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС. 9261Тест

Модуль 2. Сетевые технологии в образовании. 7241Тест

Модуль 3. Поддержка психологического климата при работе в дистанционном формате9261Тест

Модуль 4. Оптимизация деятельности учителя. 9261Тест

Итоговая аттестация22Итоговый тест

Итого часов36

Наименование разделов, модулей, темОбщая трудоемкость, в акад. час. Аудиторная работа (семинарские занятия) on-lineВнеаудиторная (самостоятельная работа) off-lineКол-во часовконтроляТип контроля

Модуль 1. Формирование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС. 174121Тест

Модуль 2. Сетевые технологии в образовании. 143101Тест

Модуль 3. Поддержка психологического климата при работе в дистанционном формате184131Тест

Модуль 4. Оптимизация деятельности учителя. 215151Тест

Итоговая аттестация22Итоговый тест

Итого часов72

Наименование разделов, модулей, темОбщая трудоемкость, в акад. час. Аудиторная работа (семинарские занятия) on-lineВнеаудиторная (самостоятельная работа) off-lineКол-во часовконтроляТип контроля

Модуль 1. Формирование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС. 266191Тест

Модуль 2. Сетевые технологии в образовании. 225161Тест

Модуль 3. Поддержка психологического климата при работе в дистанционном формате276201Тест

Модуль 4. Оптимизация деятельности учителя. 317231Тест

Итоговая аттестация22Итоговый тест

Итого часов108

Наименование разделов, модулей, темОбщая трудоемкость, в акад. час. Аудиторная работа (семинарские занятия) on-lineВнеаудиторная (самостоятельная работа) off-lineКол-во часовконтроляТип контроля

Модуль 1. Формирование профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС. 358261Тест

Модуль 2. Сетевые технологии в образовании. 297211Тест

Модуль 3. Поддержка психологического климата при работе в дистанционном формате368271Тест

Модуль 4. Оптимизация деятельности учителя. 4210311Тест

Итоговая аттестация22Итоговый тест

Итого часов144

В общеобразовательных учреждениях проводится единый урок по технологии и методике дистанционного обучения

Доступна оплата в рассрочку

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Введение

На современном этапе развития представить себе общество без интернет-технологий просто уже нереально. Прогресс дошел до того, что обучаться можно посредством дистанционного обучения.

Вообще возможности применения и использования в России системы дистанционного образования вызвали большой и в тоже время парадоксальный интерес. Связано это, прежде всего, с тем, что сама форма обучения, при которой учащийся и преподаватель не контактируют непосредственно в течение учебного года в стране, признана называться «Заочной формой обучения». Такой способ обучения вызывает сомнения в эффективности и имеет много недостатков и нареканий. Поэтому становится актуальной проблема применения и развития дистанционного обучения.

Целью данного реферата является изучение методов дистанционного образования в современном мире. Задачи реферата: привести понятие дистанционного обучения, разобрать преимущества и недостатки, аргументировать основные принципы и формы дистанционного обучения, рассмотреть основные методы в зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых.

Для подготовки реферата были использованы отечественные источники информации, педагогический энциклопедический словарь терминов и интернет-источники.

Понятие дистанционного образования

Предпосылками появления дистанционного образования являлись уроки, отправленные по почте. Например, в 1728 году Калеб Филипспредлагал запись на курсы бухгалтерии и быстрого письма. Данные уроки должны были высылаться один раз в неделю по почте. Также метод дистанционного образования по почте в 1840 году применял в ИссакПитман, обучая студентов Великобритании. Поэтому многие современники спорят о дате появлениядистанционных методов обучения.

В России методы дистанционного обученияшироко стали применяться после революции, и это была заочная форма обучения, основанная на консультациях. По мере появления информационных технологий дистанционное обучение стало более конкретным понятием. Так в 1997 году был опубликован приказ Минобразования РФ о возможности проведения в экспериментальном режиме образования методами дистанционного обучения.

Применение дистанционных методов может обеспечиваться такими способами как:

обмен лекционных, практических, учебных, периодических других материалов через электронную почту или непосредственно на самом электронном ресурсе образовательного учреждения;

обмен информацией через организацию форумов и чатов;

проверка знаний в форме тестирования, различных заданий (контрольные, лабораторные и т. ), вебинаров и др.

Дистанционные технологии предусматривают два способа получения информации:

Системы в реальном времени on-line, по-другому синхронные системыпостоянной готовности. Они предполагают одновременное участие обучаемых и преподавательского состава в процессе обучения

Системыof-line, по-другому асинхронные системы. Они не требуют одновременного взаимодействия, учащийся по своему усмотрению выбирает время, место и последовательность обучения.

Комбинированный способ, при котором используются элементы системыon-line и системыof-line.

У дистанционного обучения можно выделить ряд преимуществ и недостатков.

К преимуществам дистанционногообразования можно отнести:

самостоятельный выбор времени, места и последовательности обучения;

открытый доступ к обучающим материалам из любой точки страны;

гибкие сроки обучения;

выполнение обучающих заданий в любое время, не совпадающее с рабочим временем.

более низкая стоимость обучения, при этом не нужны транспортные расходы;

большой охват аудитории учащихся.

К недостаткам дистанционного образованияможно отнести следующее:

наличие быстроскоростногоинтернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.

невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания. Хотя сейчас во многих вузах вводятся меры защиты по определению выполнения заданий третьими лицами.

применение самодисциплины и самоконтроля обучения;

наличие ошибок при разработке курсов и большая их трудоемкость.

Немаловажное значение дистанционное образование имеет для учащихся – инвалидов, которые ограничены в двигательной активности или из-за своего недуга не могут посещать массовые учебные занятия. Также большое значение дистанционное обучение имеет для лиц взрослых, работающих по графику, при котором не имеется возможности посещать учебные заведения по принятому распорядку.

Принципы дистанционного обучения

Основными специфическими принципами дистанционного обучения можно считать следующие:

Принцип интерактивности. Это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса

Принцип открытости. Получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.

Принцип гибкости. Возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.

Принцип адаптивности. Использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям учащихся (например, для плохого зрения есть выбор щрифтанаобучающемся сайте).

Принцип передаваемости. Возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и др. информацией.

Ориентация на потребителя. Возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.

Принцип базовых знаний. Применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.

Принцип индивидуализации. Применение индивидуального темпа и и индивидуальной образовательной траектории

Принцип регламентности обучения. Применение сроков начала, окончания сессии, тестирования, заданий или академической задолженности.

Формы дистанционного обучения

Любое дистанционное обучение имеет несколько форм. К ним относятся:

Лекционные занятия.

Это основной вид занятий, так как они являются основой подготовки обучаемых. Цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспектива прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны быть понятные и доступны к пониманию.

Лекции могут быть как печатном виде, так и в мультимедийном виде. Например, видео или аудио лекции.

Это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия. Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применения сформированных умений на практике. Занятия могут быть ввиде решения задач, различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и др.

Проводятся с целью обсуждения различных тем данной дисциплины. Проводиться семинарские занятия могут с помощью веб-занятий (вебинар) – вид дистанционного взаимодействияс использованием возможностей интернета или традиционно в аудитории вуза.

Проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо образовательной программы, поддержки со стороны преподавателя. Проводиться консультации могут с помощью чат-занятий и телеконференций. Чат-консультации проводятся одновременно для всех обучающихся. Также имеется личный чат с педагогом. Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии).

Методы дистанционного обучения

Методы дистанционного обучения можно классифицировать в зависимости от способа коммуникации обучающихся и педагогов.

Метод самообучения. Этот метод предусматривает минимальное участие преподавательского состава. Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

Метод обучения «один к одному». Предусматривается взаимодействие обучаемого с преподавателем один на один посредством консультаций. Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

Метод обучения «один к многим». Данный метод используется при изложении материала для всей группы обучающихся посредством информационных технологий. Может быть осуществлен в виде консультаций в чате или аудио и видео-конференциями, вебинарами, где взаимодействие происходит между преподавателем и группой студентов. Дискуссия в этом случае является интересной и познавательной.

Методобучение «многие к многим». Этот метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Он предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

Также можно выделить следующие методы:

Тестирование как особый вид дистанционного обучения

Итоговое тестирование – это особый вид дистанционного обучения, так как его результаты могут быть применены для принятия различного рода решений, таких как итоговая оценка курса, аттестация, перевод на более высшую ступень обучения. Поэтому разработка теста должна быть комплексной. Вопросы тестирования должны быть тщательно подготовлены, обоснованы и достоверны. Сбои в системе электронного тестирования не должны допускаться, а если такой случай имеет место, то своевременно должно быть все исправлено.

Тестовые задания могут быть открытой формой, закрытой формой, на соответствие и установление последовательности.

• Задание открытой формы –это такие задания, при которых обучающийся самостоятельно вводит ответ свободной формы. Это может быть подобранное слово, фраза и полноценный письменный ответ.

• Задание закрытой формы –это такие задания, при которых ответом на вопрос служит несколько предложенных вариантов ответов, из которых нужно выбрать верный. Существует одиночный правильный ответ и многовариантный, при котором правильных ответов может быть несколько.

• Задание на соответствие –это такие задания, при которых нужно соединить правильные элементы двух групп.

• Задание на установление верной последовательности –это такие задания, при которых нужно установить правильную единственно верную последовательность элементов группы.

Тестирование имеет ряд преимуществ:

проводится для любых дисциплин;

проводится без участия экзаменатора;

обучающийся самостоятельно выбирает время и место в рамках указанного диапазона времени;

расходуется меньше времени и психологически проще;

результаты представляются в виде структурированных отчетов по студенту, по всем группам, отдельно по специальности и по всем курсам;

определятся вопросы из всего объема учебного материала, что дает объективную оценку знаний.

Таким образом, тестирование имеет много преимуществ, но и как любое средство контроля в нем присутствуют и недостатки. Одним из главных недостатков является фальсификация результатов, передача своих личных данных третьим лицам. Также недостатком является то, что неграмотно составленный тест не дает объективной оценки и испытуемый неправильно трактует свои знания и умения. Если же тест имеет свойство прохождения неограниченное количество раз с одними и теми же вопросами, то обучаемый может находить ответы простым перебором всевозможных комбинаций ответов и получить в итоге поверхностные знания предмета.

Заключение

Под дистанционным обучением понимается особый вид образования, при котором происходит интерактивное взаимодействие обучающихся со специализированной образовательной системой. При этом происходит самостоятельное изучение материалов, при незначительном участии преподавателя или вообще без него.

Дистанционное обучение основывается как на общепедагогических принципах, так и на специфических принципах: интерактивности, открытости, гибкости, адаптивности, передаваемости,базовых знаний, идентификации, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности.

Методы взаимодействия могут осуществляться посредством самообучения, обучение «один к одному»,обучение «один к многим»,обучение «многие к многим», также есть методы проектов, проблемного обученияи исследовательский метод обучения.

Одним из главных элементов контроля знаний является тестирование. У этого метода есть как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ считается, что тестирование дает объективную оценку, но в то же время недостатком является возможность сфальсифицировать результаты. Поэтому применение и использование дистанционного обучения вызывает много разногласий и является актуальной дискуссией экспертов.

Список использованных источников

Панфилова А. Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. : Издат. центр«Академия», 2009. 192 с.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Бим-Бад. – 3-е изд. , стер. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с

Актуальность темы данной работы заключается в том, что современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется. Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. Перед системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.

Нельзя сказать, что дистанционное обучение — это новое явление в образовании. Уже много лет широко распространено заочное обучение, давно обучает нас и верный друг — телевидение. Но на заре 21 века — века информационных технологий — с появлением сети Интернет дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень. Теперь появилась возможность реализовать основные принципы современного образования, определенные ЮНЕСКО: «образование для всех» и «обучение в течение всей жизни».

Целью  работы является разработка и внедрение ДО  в Старокулаткинской средней школе №1

Цель исследования: выявление особенностей использования дистанционного обучения как формы организации учебного процесса  профильного обучения

Объект исследования: дистанционное обучение.

Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения: организация  профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Старокулаткинской средней школе №1  будет целесообразна и соответствовать целям обучения, если:

ü    проведен анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;

ü    проведен анализ имеющихся информационных сред для организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения  и определена наиболее соответствующая среда целям и задачам  обучения;

ü    предложен и разработан механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:

·                    провести анализ концепции использования, методов и средств организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;

·                    разработать механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения;

Практической целью  работы является внедрение ДО по биологии  в профильном классе.

Средством реализации ДО является созданный сайт, реализующий ДО в  Старокулаткинской средней школе №1

Я предполагаю, что включение в учебный процесс ДО создаст условия для повышения качества образования обучающихся.

Концепция дистанционного обучения

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия “дистанционное обучение” (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование  – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. ДО  является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

В решении коллегии Госкомвуза 1993 года “О создании системы дистанционного образования в РФ” говорится: “Дистанционное образование – это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения”.

Дистанционное обучение –  совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео – и аудио-, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение – систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение – тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия “дистанционное обучение” является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: “это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность”.

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение – это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. во взаимодействии учителя и ученика.

Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ “Об образовании” дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение – это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.

Средства и методы дистанционного обучения

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находиться на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. причины.

Исследования показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.

Учебно-материальная подсистема – это важная составная часть ДО, неразрывно связанная с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Она находится в подчиненном положении по отношению к целям обучения. Полувековой опыт всех развитых стран мира наглядно продемонстрировал, что систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы образовательного учреждения – непременное условие нормального функционирования образования, повышения его экономической и социальной роли.

Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа “соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе” и включение ее в перечень элементов дидактической системы. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает.

Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).

Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого – оценивание знаний, ориентаций и мотивов поступающего; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.

В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.

Для того чтобы дистанционный курс достиг своей цели. Необюходимо при его разработке учитывать дидактические особенности и структуру дистанционных учебных курсов.

Дидактические особенности и структура дистанционных учебных курсов

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным :

более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;

·         максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;

·         наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

·         мотивация – также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения;

·         особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие :

Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления. Часто бывают открыты и сами курсы, но лишь регистрация дает право получить собственный пароль, свою Web-страницу на сервере и стать полноправным участником процесса обучения под руководством преподавателя с перспективой, при условии успешного окончания курса, получить соответствующий сертификат обучающей организации.

Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области курса.

Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.

Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее автономным модулям.

Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления.

Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.

Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей – координаторов таких курсов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.

Главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ ДО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *