В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Пока родители школьников с волнением подсчитывают расходы на канцтовары и школьную форму к новому учебному году, учителя с не меньшим волнением ожидают вступления в силу новых образовательных стандартов.

Российская система образования претерпевает большие изменения, которые коснутся как непосредственно самих школьных предметов, так и организации учебного процесса. Означает ли это, что качество образования станет выше? Появятся ли в расписании новые уроки и дополнительная учебная нагрузка? В нашем материале мы собрали всю актуальную информацию о том, какие изменения в школах произойдут с 1 сентября 2022 года.

Все нововведения, касающиеся учебных программ и внеурочной деятельности


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Несомненно, образовательные и воспитательные стратегии должны идти в ногу со временем и регулярно пересматриваться. Именно поэтому российскую систему образования, в частности, школьного, ждут масштабные преобразования, часть из которых запланирована на начало этого учебного года.

Как это будет влиять на качество обучения — покажет время, однако уже сейчас можно представить, каким образом изменится образовательный процесс уже совсем скоро.

Новые ФГОС

Главные изменения в образовании в 2022 году связаны, конечно же, с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По обновлённым учебным программам начнут заниматься учащиеся первых и пятых классов, однако с согласия родителей учащихся можно внести изменения в учебный план и других параллелей.

Основной акцент в новых образовательных стандартах сделан на получении учащимися практических навыков и индивидуальный подход к каждому ребёнку; при этом важны не только академические успехи, но и эстетическое, личностное развитие и патриотическое воспитание.

Родители могут выдохнуть с облегчением: многочисленные изменения не грозят детям дополнительной нагрузкой; большую часть инициатив планируется реализовать в рамках таких учебных дисциплин, как математика, окружающий мир, технология, история и ОБЖ.

Подробнее о новых ФГОС — в нашем материале Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?

Изучаем историю с первого класса


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В соответствии с новыми образовательными стандартами историческому просвещению в школе будет отводиться особая роль; именно поэтому Министр просвещения России Сергей Кравцов предложил с нового учебного года начинать изучение истории своей семьи, региона и страны уже в первом классе.

Реализовать эту инициативу планируется в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики», а уроки истории появятся в расписании учащихся только с пятого класса, как и раньше. Кроме того, в рамках внеклассной деятельности первоклассники будут посещать музеи и различные выставки, посвящённые историческим событиям.

«Разговоры о важном»


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Уже 5 сентября во всех школах страны пройдёт первый «Разговор о важном» — новый формат еженедельного классного часа, на котором ученики смогут обсудить с классным руководителем такие темы, как гражданское воспитание, охрана окружающей среды, историческое просвещение, нравственность и многие другие.

Несмотря на то, что темы занятий прописаны в методических указаниях, школьники смогут в неформальной обстановке задать учителю любые вопросы, которые их волнуют: например, обсудить события, происходящие в их городе, России и мире.

Перед педагогами стоит непростая задача: простым и понятным языком объяснить сложные исторические процессы и донести до ребят правду о происходящих событиях.

Программа этого масштабного проекта, реализуемого Министерством Просвещения РФ, уже разработана для всех классов, а учителя проходят интенсивную подготовку к проведению серии из 34 уроков на протяжении всего учебного года. Целью проведения этих занятий является формирование у школьников таких ключевых ценностей, как патриотизм, любовь к Родине и стремление к межнациональному единству.

Курс «Россия — моя история»


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учеников десятых и одиннадцатых классов с 1 сентября ждёт ещё одно нововведение: в учебном курсе «Россия в мире» появится новый блок под названием «Россия — моя история». Министр просвещения анонсировал введение этого курса в июне, объяснив это необходимостью сформировать у учащихся «целостное представление о тех или иных явлениях нашей истории».

Сейчас школьники изучают новейшую историю России в девятом классе, поэтому новый курс рассчитан на то, чтобы взглянуть на уже известные исторические события под новым углом: в контексте их влияния на развитие нашей страны. Дополнительных уроков истории у старшеклассников при этом не будет: учебный блок будет включён в существующую программу курса по истории, и учебная нагрузка по этому предмету останется прежней.

Киноуроки в школе

Историческое просвещение в школах — одно из основных направлений воспитательной работы с учениками.

С нового учебного года планируется проводить киноуроки на исторические темы; правда, методические материалы и список фильмов к просмотру пока не были опубликованы.

Исполнение гимна и поднятие флага


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Именно с этой церемонии будет начинаться каждая учебная неделя во всех российских школах. Инициативу поддержал Президент России, а в некоторых регионах церемонию начали проводить уже в апреле–мае 2022 года. Отнестись к мероприятию придётся серьёзно: для этого утверждён специальный стандарт, как сообщает газета «Известия».

Школам, которые пока не готовы проводить церемонию в соответствии с утверждённым порядком, рекомендуется отложить начало этой практики до того момента, как они будут оснащены необходимой государственной символикой и флагштоками.

«Продлёнка» как часть образовательного процесса


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С этого года группам продлённого дня в школах будет уделяться особое внимание, ведь спрос на них достаточно высокий, а организованы подобные группы пока что только в трети российских школ.

Теперь в отношении ГПД будут действовать единые правила, закреплённые законодательством, а решение об их открытии будут принимать руководители школ совместно с советом родителей.

Цель инициативы — привести организацию работы «продлёнки» к единому стандарту во всех регионах, а также добиться снижения родительской платы за счёт дополнительного финансирования из регионального бюджета.

Сейчас средняя стоимость продлёнки в российских школах составляет от 2 000 до 8 000 рублей — для многих семей, особенно с двумя и более детьми школьного возраста, это неподъёмная плата. Кроме того, мест для всех желающих не хватает.

Что касается организации работы с детьми в группах продлённого дня, пока она оставляет желать лучшего: нет единой программы занятий; не всегда организовано питание детей; группы зачастую многочисленные, поэтому учитель не может уследить за порядком и помочь каждому ученику с выполнением домашнего задания.

В соответствии с приказом, подписанным Президентом России в июле, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки, согласно которым в группах продлённого дня отныне будет проводиться воспитательная работа, подготовка к занятиям, спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции. Поэтому дети будут не только находиться под присмотром педагога, но и получать всестороннее развитие, на что у работающих родителей, к сожалению, не всегда хватает времени.

ВПР перенесены на осень


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ещё в марте этого года стало известно, что Всероссийские проверочные работы, которые ученики обычно пишут весной, перенесли на новый учебный год. Решение, опубликованное на сайте Рособрнадзора, было принято с целью профилактики развития коронавирусной инфекции. График проведения работ будет опубликован не позднее 5 сентября, однако уже сейчас известно, что все проверочные работы пройдут в период с 19 сентября по 24 октября этого года.

Некоторые изменения коснулись и процедуры проведения ВПР: например, в этом году учащиеся 5–8 классов впервые смогут выполнить работы по истории, биологии, обществознанию и географии в компьютерной форме, а семиклассники будут сдавать на компьютерах ещё и иностранные языки. Помимо этого, сократилось время написания большинства работ для учеников 4–8 классов до 45 минут (кроме работ по русскому языку, математике и химии).

Изъятие мобильных телефонов на время уроков


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ещё в январе прошлого года вступили в силу новые СанПиН, запрещающие использовать мобильные телефоны для учёбы. Это связано с тем, что у телефонов слишком маленький экран, и постоянное использование их во время занятий (например, для того, чтобы заниматься по электронным учебным пособиям) повлечёт за собой нарушения зрения и осанки.

В санитарных правилах также указано, что минимальный размер диагонали планшета, пригодного для занятий, составляет 26,6 см, а диагональ экрана ноутбука должна быть не менее 39,6 см. Ни один смартфон, увы, таким экраном «похвастаться» не может.

Мобильные телефоны во время уроков теперь официально под запретом.

В новом учебном году Минпросвещения решило пойти ещё дальше и подготовило рекомендации для школ об изъятии мобильных телефонов учащихся перед началом занятий. По сообщению интернет-издания «Газета.ru», школы сами решат, как воспользоваться этими рекомендациями: забирать телефоны при входе в школу или в классе. Также учителя могут при необходимости разрешить ученикам воспользоваться смартфонами, если это потребуется в рамках учебного процесса или для связи с родными во время перемен.

Вместо мобильных телефонов на детей можно надевать GPS-часы. Особенно гаджет актуален для младших школьников. С умными часами вы всегда будете на связи со своим ребёнком, а также сможете посмотреть, где он находится, и послушать, что происходит вокруг него.

Несмотря на то, что некоторые нововведения в системе школьного образования вызывают вопросы у родителей и учащихся, основные цели этих преобразований вполне ясны. На школу возлагается ответственная задача по воспитанию всесторонне развитых личностей, обладающих аналитическим мышлением и способностями к самообразованию, правильными нравственными установками и, что немаловажно, практическими умениями и желанием применять эти умения в определённой сфере трудовой деятельности.

Для достижения столь масштабных целей вполне закономерно принятие обновлённых образовательных стандартов, которые ставят перед учителями и учащимися конкретные задачи и требования. Остаётся лишь ждать, когда столь масштабные инициативы будут реализованы на должном уровне и принесут свои плоды.

Источник фото обложки: MARIYA-Y/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик

. Запрет на телефоны во время уроков и другие нововведения

Обновлено 26 сентября 2022, 06:53

В новом учебном году в российские школы пойдут 17,5 млн детей, почти 2 млн из которых — первоклассники, заявил министр просвещения России Сергей Кравцов на Общероссийском родительском собрании. В ходе мероприятия стало известно о новшествах в системе образования, которые коснутся учеников, их родителей, а также педагогов.

Запрет мобильных телефонов

С 1 сентября в российских школах запрещается использование мобильных телефонов на уроках. По словам главы Минпросвещения, на такую меру пошли «в соответствии с новыми санитарными правилами».

«У нас мобильные телефоны с этого учебного года на уроках, я подчеркиваю, использовать не допускается. На уроках. Чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий», — заявил Сергей Кравцов.

Кравцов также отметил, что эта мера необходима, потому что школьники отвлекаются от учебного процесса. По его словам, использование мобильных телефонов также влияет на здоровье детей. Министр просвещения добавил, что в случае чрезвычайной ситуации в школе родителей сразу оповестят.

Отказ от электронных учебников

Министр просвещения выступил против электронных учебников и тетрадей. Сергей Кравцов подчеркнул, что в школах могут использоваться только бумажные учебные пособия.

«Никаких электронных учебников взамен бумажных быть не может, никаких электронных тетрадей быть не может. Обычные тетради и учебники», — заявил он.

Министр также отметил, что планов по переходу на дистанционное обучение нет. Он напомнил, что подобная мера была вынужденной из-за эпидемиологической ситуации и других чрезвычайных моментов. Информационные технологии — лишь дополнение к традиционной форме обучения, заявил Кравцов.

Единый учебник по каждому предмету

В образовательных учреждениях России оставили по одному учебнику на предмет школьной программы. Сергей Кравцов отметил, что переход на эти пособия займет два-три года.

«Мы утвердили стандарт с конкретным содержанием, и с 1 сентября есть единые федеральные программы по начальной и основной школе. И мы сократили количество учебников. Фактически по каждому предмету один учебник», — объяснил министр просвещения.

Сборы на ремонт

С родителей учеников не должны собирать деньги на ремонт школ, это уголовное дело, заявил Кравцов на Общероссийском родительском собрании.

«Сбора денег с родителей на ремонт школ не должно быть, это уголовное дело. Программы капремонта полностью обеспечены бюджетом, текущие ремонты регионы проводят за счет своих бюджетов», — заявил Кравцов.

По словам министра, за счет федеральных средств в ближайшие пять лет должны быть отремонтированы 7300 школ и около 4000 — за счет регионального финансирования.

Уроки просвещения и патриотизма

С нового учебного года в школах начнутся внеклассные занятия «Разговоры о важном». Они призваны познакомить детей с культурным наследием страны и побудить самостоятельно изучать историю, заявил Сергей Кравцов. Проводить их будут еженедельно по понедельникам первым уроком с 5 сентября.

«События, люди, их деяния и идеи — все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или семейные ценности. Но мы делаем все, чтобы доказать обратное: про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое», — сообщил министр.

По его словам, проект «призван с младших классов знакомить детей с историей региона, города, семьи, учить их доброте и справедливости», он дополнит историческое просвещение в школах, как и еженедельная церемония поднятия государственного флага и исполнение государственного гимна.

Финансовая грамотность

Школьников Москвы и Подмосковья с 1 сентября будут учить финграмотности в 1–9-х классах, сообщили в пресс-службе Банка России. Ученикам объяснят, как планировать расходы, сберегать, а также осознанно принимать финансовые решения. В ЦБ назвали детей самой уязвимой категорией, которая чаще всего попадается на обман, в том числе со стороны финансовых онлайн-аферистов.

Очные линейки

Также в рамках Общероссийского родительского собрания глава Минпросвещения заявил, что ведомство рекомендует провести традиционные линейки 1 сентября в очном формате. В этом году дистанционный формат сохранится лишь в приграничных школах Курской области: это затронет 13 школ и три филиала. Впервые Минпросвещения рекомендовало отказаться от проведения линеек 1 сентября в традиционном формате в 2020 году из-за пандемии коронавируса.

Введение ФООП

С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения.

До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2023 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.

В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта».

В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах.

Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2023 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.

Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика».

В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже).

Воспитательная работа

В новых образовательных стандартах прописаны не только предметные, но и личностные результаты обучения. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

За их исполнение будет отвечать советник директора по воспитательной работе. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2023 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия.

В рамках учебных дисциплин появятся темы, связанные с гражданским и нравственным самосознанием. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции.

Еженедельные занятия по профориентации

С 1 сентября 2023 года по четвергам в школах вводятся обязательные занятия по профориентации для учеников с 6-го по 11-й класс. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80.

Работу со школьниками будут проводить по следующим направлениям:

Трудовое воспитание школьников

Ещё одним нововведением в образовании в 2023 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей.

Речь идёт о школьных дежурствах, уборке класса и прилегающей территории, участии в субботниках, оформлении кабинетов к праздничным дням, помощи в школьных библиотеках, музеях и театрах. Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Новый учебник истории

Преподавание истории в 10–11-х классах с 1 сентября 2023 года начнётся по новым единым учебникам. Его авторы обещают, что новое пособие будет формировать у школьников целостную картину прошлого России в контексте всей мировой истории. Кроме того, создатели постарались сделать его интересным и познавательным. На страницах будут размещены QR-коды со ссылками на достоверные источники.

В новом учебнике будет значительно расширен блок о Великой Отечественной войне, а раздел новейшей истории пополнят главы о Крымской весне и военной операции на территории Украины.

ФГИС «Моя школа»

С нового учебного года все общеобразовательные организации обяжут использовать только государственные ресурсы для хранения личных данных учеников. Для этого специально разработана федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Она объединит электронные дневники и журналы, расписание уроков, библиотеку электронных материалов к урокам, учебные симуляторы, онлайн-курсы и другие сервисы.

В прошлом учебном году «Моя школа» была успешно протестирована в 15 регионах РФ, а с 1 сентября 2023 года её применение станет массовым.

Основы безопасности и защита Родины

Изменения в школьном образовании в 2023 году существенно повлияли на курс ОБЖ. В соответствии с новой Концепцией информационной безопасности детей учебную программу по ОБЖ дополнят модулем о кибербезопасности. Школьников будут учить защищать свои личные данные от злоумышленников, безопасно общаться в социальных сетях, не становиться жертвами шантажа и финансовых махинаций.

Кроме того, в курс ОБЖ для 10–11-х классов в 2023 году войдут элементы начальной военной подготовки. Старшеклассники будут учиться обращаться с автоматическим оружием и ручными гранатами, маршировать и оказывать первую помощь раненым. В 2024/25 учебном году предмет ОБЖ планируется переименовать в «Основы безопасности и защиту Родины» и распространить элементы НВП на другие классные параллели.

Изменения в ОГЭ и ЕГЭ

Несмотря на многочисленные дискуссии в Госдуме по поводу отмены ЕГЭ в этом году, реформа образования 2023 года не предполагает смены формата государственных экзаменов. Однако некоторые изменения в государственной итоговой аттестации в 2023/24 учебном году всё же произойдут:

Выпускников 9-х классов ждут следующие изменения в ОГЭ:

Серебряные медали

Приятные изменения в образовании в 2023 году ждут хорошистов. Выпускники, которые окончат школу без троек, с одной-двумя четвёрками, снова будут получать серебряные медали. Награде вернули официальный статус и присвоили название «За особые успехи в учении» II степени. Как и золотые медали, серебряные будут давать обладателям дополнительные баллы при поступлении. Сколько именно — станет известно к началу учебного года.

В российских школах появятся единые общеобразовательные программы — соответствующий закон принят Госдумой. Эксперты предупреждают, что это ограничит академические свободы учителей, автономию школ и в итоге снизит качество обучения


В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Госдума 14 сентября сразу во втором и третьем чтениях единогласно приняла закон «Об образовании», который вводит единые образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников.

Законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов от всех фракций и зарегистрирован в Думе 8 сентября. На первом же заседании осенней сессии 13 сентября его рассмотрели в первом чтении. Поправки ко второму чтению принимались до 18:00 того же дня. Один из авторов, председатель думского комитета по просвещению единоросс Ольга Казакова, поясняла: «У нас действительно нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».

Как изменится школьная программа

Законопроект вводит понятие единых федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), по которым изучаются те или иные школьные предметы. Сейчас школы разрабатывают эти программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные примерные программы и федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

В результате в начальной школе появится единая программа по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней — обязательными для использования станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Акцент делается на гуманитарных дисциплинах: единых программ, например, по математике или физике закон не предполагает.

«Все мы с вами понимаем, что, вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — объясняла Казакова во время пленарного заседания 13 сентября.

Единые программы будут разработаны Минпросвещения к 1 января 2023 года. Школы должны будут перейти на них до 1 сентября 2023 года. Задания ЕГЭ также будут строиться согласно единым программам, пояснил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Закон сохраняет за школами право разработки собственных образовательных программ, но их содержание должно быть «не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов» единых.

Документ также меняет порядок создания учебников — теперь Минпросвещения будет осуществлять госзаказ на разработку учебников и утверждать их авторский коллектив. Требования к экспертизе при этом остаются, пояснял министр просвещения Сергей Кравцов. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет.

Почему нужно менять образовательный процесс

Закон направлен на создание «единого образовательного пространства», говорил Толстой. Нынешняя примерная программа, по его мнению, позволяет педагогам «не только разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы», а вариативность приводит к сумбуру в голове у учеников. Кроме того, закон ликвидирует разницу в программах школ разных регионов, что облегчает школьникам переход, подчеркнул он. « Мы достигаем единства знаний, единства методов и единства результатов», — обобщил Толстой.

Другой вице-спикер Ирина Яровая, также представляющая партию власти, добавила, что ЕГЭ уже предъявляет единые требования к каждому ребенку, а успешная сдача экзамена сейчас зависит от того, «повезло или не повезло с примерной программой». « Всем апологетам вариативности нужно подумать, что сегодня по факту ущемляются права детей», — сказала она. По словам Яровой, каждое государство ставит своей задачей сохранение культурного наследия и традиций, однако, как можно обеспечить это при вариативности, неясно.

Депутат от «Справедливой России — за правду» Яна Лантратова назвала закон «первым шагом по возрождению лучшего в советской системе».

Новый порядок разработки позволит снизить стоимость учебников, так как авторские права на них будут принадлежать России, сказал министр Кравцов. Он также пояснял, что законопроект позволяет «навести порядок» и «не допускать того, что сейчас есть в содержании учебников». Ранее Толстой упоминал учебник по истории, в котором Крым обозначен как территория Украины, и учебник английского языка со ссылкой на порносайт.

Ряд депутатов выступили с критикой такой разработки учебников: по мнению Алексея Куринных из КПРФ, Минпросвещению логичнее утверждать не коллектив авторов, а сам конечный продукт — учебник. Депутат от ЛДПР Василий Власов просил уточнить критерии отбора авторского коллектива.

Как закон повлияет на преподавание в школах

Изменения, которые предлагает закон, ограничивают автономию школ и академические свободы педагогов, что может быть «рискованным занятием», сказала в беседе с РБК главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, возможность разработки школой своей программы была инструментом, позволяющим учитывать особенности конкретного класса — интересы и запросы учеников, темы освоения.

«Для кого-то нужен и возможен быстрый темп освоения, для кого-то нужен более мягкий подход. Результаты, объем знаний — одинаковые, речь идет о вариативности в методиках его достижения», — пояснила Абанкина. Педагоги могут лишиться возможности адаптировать программу и применять разные методики, что в конечном итоге может привести к снижению уровня знаний, добавила она. « Любая унификация отрицает ребят с нестандартными способностями — как талантливых, так и испытывающих трудности. Индивидуальный трек дает на сегодня лучшие результаты по качеству образования», — заключила эксперт.

«Для образования это шаг назад, как и любой единый стандарт. Все дети разные, все семьи разные, и у всех из них должна быть максимальная возможность выбора. Выбора школы, среды, образовательной программы», — сказал РБК директор частной Европейской гимназии Иван Боганцев. Он подчеркнул, что выбор должен быть и у учителя, иначе лучшие профессионалы будут уходить из профессии.

Создание единых ориентиров помогает находиться в одном образовательном поле, не теряя региональный и авторский компонент, сказала контент-директор программы «Сила сообщества» из экосистемы Рыбаков Фонда Алиса Соколова. Авторский компонент по-прежнему остается, однако получить аккредитацию для частной школы или авторской программы действительно может быть сложнее, считает она.

Все зависит только от учителя, отметила Соколова: «Хороший учитель никогда не ведет уроки, используя только учебник или строго по учебному плану. Его ключевая задача уже давно не передавать знания, а развивать исследовательский интерес и поддерживать своих учеников в процессе самостоятельного и совместного познания этого мира».

Что такое ФГОС

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Их основная задача — создание единого образовательного пространства по всей России. Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, например, при переходе на семейное обучение.

ФГОС также делают возможной преемственность образовательных программ. Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в 5-й класс, не владея знаниями и умениями, которым обучают в начальной школе.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под это требование подпадают не только государственные, но и частные учебные заведения, ведь все они подчиняются Федеральному закону «Об образовании».

Какие бывают школьные ФГОС

На каждой ступени образования свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

ФГОС начального общего образования (1–4-е классы);

ФГОС основного общего образования (5–9-е классы);

ФГОС среднего общего образования (10–11-е классы);

ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались Государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Подробно описывалось содержание предметов: темы, дидактические единицы. Из-за того что основной целью был не личностный, а предметный результат, ФГОС быстро устарели.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009-го по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по Федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты — третьего поколения — произошёл в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018-го, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020-го обновились все школьные программы. Окончательный переход на новые ФГОС произошёл в сентябре 2021 года.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе следует изучать, поэтому образовательные программы разных школ различались, а результаты обучения не были детализированы. Ф ГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны». Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.

Сделан акцент на развитие софт-скилов — метапредметных и личностных.

Приведен подробный перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Например, уметь доказать что-то, интерпретировать информацию, оперировать понятиями, решать задачи.

Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.

Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, например сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно.

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами, хотя ранее это допускалось.

Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят для этого дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.

ЕГЭ по иностранному языку

По новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

ФГОС-2022

В августе 2022 года во ФГОС третьего поколения внесли правки.

Общие изменения для 1–9 классов:

— по успеваемости;

— образовательным потребностям и интересам;

— особым общественным и профессиональным целям. Исключены такие основания, как психическое и физическое здоровье. Предполагается, что такой подход позволит сделать образование более инклюзивным.

Основное общее образование — с 5 по 9 класс:

Среднее общее образование — с 10 по 11 класс:

— логики, исследовательской деятельности, работы с информацией;

— коммуникации — общения детей, их совместной деятельности;

— самоорганизации, самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей. Ранее во ФГОС навыки этой группы не учитывались.

ФГОС-2023

С 1 сентября 2023 года во ФГОС третьего поколения внесли ещё несколько изменений.

Обзор и детали всех изменений есть в документе.

Резюме

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы к преподаванию. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны, а педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Сейчас ФГОС продолжают разрабатывать и совершенствовать, а главными отличиями от предыдущих стандартов станут конкретизация и чёткость.

Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок игры в шахматы. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *