«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития.
Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».
Л. С. Выготский
Тема моего выступления : Информационная грамотность в начальной школе.
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании
заключается также и в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить , оценивать и использовать информацию в образовательных целях.
относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»
-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
С этим термином тесно взаимосвязаны “информационная грамотность” и “информационная культура”.
Что такое “информационная грамотность» школьника?
Под термином ” информационная грамотность ” будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией.
умение работать с информацией индивидуально и в группе.
рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода . Учитель должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?
Во-первых, для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией»
ИКТ-ресурсы в предметах(интерактивная доска, магнитофон, фотоаппарат, микроскоп, диагностические датчики, аудио оборудование, др.)
С помощью таких электронных образовательных ресурсов как: Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» », содержит все области знаний, снабжено видео и аудиофрагментами, анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание “Презентация” – переводится с английского как “представление”. Для подготовки к уроку можно создавать свои презентации или использовать готовые на различных сайтах.
, информационная культура и информационная грамотность школьников включает в себя не только умения пользоваться современными компьютерными технологиями, но и умения, связанные с использованием традиционных носителей информации: книгами, словарями, наблюдением, межличностным общением.
Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимо дополняют и взаимообогащают друг друга.
Самой приемлемой формой познания мира для младших школьников являются
После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, пишут сочинения.
Проведение игр на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры;
– создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме.
– сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами.
выбор средств и форм имеет очень широкий спектр, и каждый учитель, используя разные варианты, имеет свои приоритеты. Мне, например, ближе работа с текстовой информацией. Может, потому что столкнулась с проблемой при выполнении комплексных проверочных работ, где выполнение различных заданий, поиск нужной информации требует постоянного обращения к исходному тексту. А дети ,ведь, читать не очень любят, точнее не могут осмысленно, прочитав раз поверхностно, и всё- больше им неинтересно. У меня в классе, например, любят читать и умеют пользоваться чтением как инструментом очень немногие ребята, остальные любят слушать. И вот тут пригодилась технология продуктивного чтения, где моя задача научить читать один и тот же текст по- новому, с разной целью, читать вдумчиво , между строк.
Еще меня заинтересовала одна технология. Она называется «Квант»; направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС по формированию УУД на основе текстовой информации.
Технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление, преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.
Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1. Работа с источниками информации.
Знание о том, какие источники информации существуют.
Умение использовать различные источники информации
Умение использовать компьютерные технологии.
Обработка и представление результатов
Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
Умение описать и представить результаты своей работы.
Использование компьютерных технологий.
Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.
Умение вводить и оформлять текст на компьютере. Умение работать со средствами Интернета
Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!
«Повышение информационной компетентности родителей»
Взаимодействие с родителями в образовательном процессе реализуется через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями.
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.
Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников посредством использования ИКТ:
Вебинар – это презентация, лекция, семинар или курс, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Вебинары могут быть использованы для:
– проведения виртуальных лекций, консультаций, родительских собраний с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного общения;
– проведения мастер-классов, практикумов с демонстрацией практических способов действия (приёмов обучения, методов изобразительной деятельности, технологий изготовления поделок и т.п.);
– демонстрации видов воспитательно-образовательной деятельности с детьми;
– выступления с проектами, результатами совместной деятельности с детьми;
– организации коллективной работы;
– презентации услуг образовательной организации;
Возможности Skype могут быть использованы для:
– индивидуального и подгруппового консультирования;
– проведения мастер-классов, семинаров-практикумов;
– решения организационных вопросов;
– проведения заседаний родительского комитета.
Преимущества вебинара и работы в скайпе:
Блог – это сетевой журнал одного или нескольких авторов: личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.
Цель создания блога:
– создание инструмента публичного интерактивного обсуждения вопросов и проблем,
– обмен опытом с коллегами и альтернативный способ взаимодействия с родителями,
– презентация и популяризация жизни учреждения и достижений педагогов и обучающихся.
Блог может помочь родителям (законным представителям) обучающихся, членам органов самоуправления, а также тем, кому не безразлично состояние нашего образования разобраться с тем, что происходит в образовательном учреждении, совместными усилиями предотвращать негативы и добиваться хорошего уровня обучения и воспитания детей.
Возможности сетевого взаимодействия с применением блога:
Рекомендуемые разделы Блога:
Видеотрансляция — это передача видео в режиме реального времени на экранах различных устройств (например, телевизионных).
Цель – трансляция информации о проведении мероприятий, преимущественно организованных в отсутствии родителей воспитанников.
С помощью трансляции информации на телевизионном экране, расположенном в доступном месте, для родителей, можно транслировать:
Из имеющихся фотографий, через программу PowerPoint создается презентация, конвертируется с помощью программы movavi в видео, сбрасывается в USB-флеш-накопитель и транслируется через телевизионный экран.
Видеоматериалы монтажируются в киностудии Windows Live, также сбрасывается в USB-флеш-накопитель и транслируется через экран.
Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronicmail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Цель – прием и рассылка электронных писем в режиме онлайн, для эффективного общения с родителями. Удобная форма работы с родителями. Через электронную почту, возможны:
ВАЙБЕР (VIBER) – приложение для смартфонов и компьютеров, которое позволяет отправлять СМС-сообщения и делать бесплатные звонки через Интернет, передавать сообщения, картинки, видео- и аудио-сообщения. Интегрируется в адресную книгу и авторизует по номеру
WHATS APP – программа, позволяющая пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио, общаться через сеть интернет как с одним человеком, так и сразу с несколькими десятками людьми по всему миру.
Цель VIBER и WHATS APP – сделать педагогическое просвещение родителей более доступным, удобным и рациональным.
– Консультирование родителей по вопросам особенностей развития и поведения детей. Помощь в решении проблем воспитания.
– Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива образовательной организации.
– Мотивирование родителей на активное участие в жизни ребенка в образовательной организации.
Назначение в использовании:
Современные дети быстрее, чем взрослые, осваивают новые информационные технологии. Родителям необходимо повышать свою цифровую компетентность до такого уровня, чтобы выступать для своих детей в качестве экспертов, передающих опыт. Только тогда они могут обеспечить своим детям безопасность в интернете.
В последнее время все более востребованным становится понятие цифровой компетентности – не только знания и навыки пользователя, но также его мотивация и ответственность. Как бы ни были хороши знания и умения подростка или взрослого в Интернете, если он не хочет и не считает нужным учиться дальше, учитывая молниеносное развитие технологий, он отстанет быстро и неизбежно. Другой пример: цифровой разрыв между поколениями создает у подростка иллюзию, что Интернет — его личное место, где никто его не контролирует, где все позволено. Развитие ответственности, представлений о том, что нужно и что недопустимо в Интернете, к чему на до относиться осторожно, как не причинить вреда окружающим, куда обратиться при столкновении с негативной информацией, не успевает за быстрым развитием технологий и требует дополнительного внимания и усилий.
Глобальность и всеохватывающий характер Интернета, его проникновение в разные сферы жизни человека требуют проявления цифровой компетентности в разных видах деятельности. Сферы жизнедеятельности человека, в которых в полной мере проявляются и возможности, и риски интернет-пространства, это:
Важно научить юных пользователей Интернета внимательно относиться ко всему, что они сами размещают о себе в Сети. В различных интернет-сервисах можно включить специальные настройки приватности и делиться определенной информацией с ограниченным кругом лиц, а сервисы автоматического определения местоположения можно отключить (родителям это желательно сделать на мобильных устройствах ребенка). Одновременно важно объяснить детям, насколько важно оставлять определенную информацию за пределами социальных сетей: например, не делать «чекинов» в каждой точке маршрута в течение дня или не сообщать в социальной сети, что вся семья уехала в отпуск на несколько месяцев, оставив пустой квартиру. В отличие от взрослых, современные подростки настолько привыкли открыто делиться информацией в социальном пространстве, что не всегда понимают, что в определенных случаях следуют соблюдать осторожность и элементарную бдительность.
В социальных сетях в наибольшей степени проявляется вся многогранность информации в Интернете — как любительский, так и профессиональный контент в самых различных его формах. Социальные сети можно разделить на два типа: ориентированные на определенный тип контента («объект-центрические») и ориентированные на личную самопрезентацию («эгоцентрические»). В социальных сетях первого типа ключевую роль занимает обмен информацией, на основании которого построено взаимодействие пользователей. Достаточно популярен среди подростков известный видеохостинг YouTube, построенный на обмене видео.
За интернет-трендами бывает сложно уследить, потому что на них во многом влияют подростки. Запоминание сленговых выражений и модных приложений тоже нельзя назвать простым, ведь они постоянно обновляются. Среди современных подростков актуальны явления:
TikTok — это приложение, которое позволяет создавать короткие видео под музыку. Оно напоминает закрывшуюся в 2016 году платформу Vine с комедийными клипами. В отличие от Vine, ролики в котором длились не более шести секунд, в TikTok можно снимать 15-секундные видео и объединять их — но не более четырех штук за раз. Хотя отдельные челленджи в TikTok быстро теряют популярность, владельцы некоторых аккаунтов зарабатывают любовь множества подписчиков. Как и на YouTube, у TikTok есть свои знаменитости, которые превратили профили в источник дохода.
Twitch — это стриминговая платформа, которая позволяет геймерам вести прямые трансляции своих игр. Этот сервис вырос из сайта Justin.tv, запущенного в 2007 году. Он представлял собой круглосуточную трансляцию повседневной жизни его создателя Джастина Кана. Twitch появился в 2011 году, позиционируя себя как платформу для ведения прямых трансляций видеоигр. К 2017 году сервис зафиксировал 355 млн минут просмотра стримов.
Twitch расширил сферу деятельности и теперь включает в себя все виды трансляций: от настольных игр до музыки.
4. Общение через мемы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1(ТЕХНИКУМ)»
ДЕПАРТАМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
«Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Возрастающая доступность информационных ресурсов – характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек при желании может вспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь — семья ученика.
Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой могут быть названы:
Дети читают (если не книги, то рекламу),слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности. Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых. Нередко (в силу разных причин) дети оказываются предоставленными сами себе. В этом случае их «плавание» в информационном «море» ограничивается доступностью информационных источников и наличием (или отсутствием) у каждого конкретного ребенка информационных предпочтений и потребностей.
Нельзя не видеть, что инновационные процессы в российском образовании происходят в русле глобальных образовательных тенденций,к числу которых относятся: ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой информации; постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности. Сковывая информационную свободу растущего человека, выполнить эти задачи современного образования невозможно. Разумеется, проблема информационной безопасности для детей младшего школьного возраста существует. Ограждать школьников от вредной и опасной информации необходимо. Но сказанное вовсе не означает, что следует отказываться от использования новых возможностей, которые открывает перед школой развивающееся общество. Скорее, речь должна идти не об ограничениях на использование разнообразных информационных источников, а о воспитании у школьников информационных вкусов, о развитии таких информационных потребностей младших школьников, которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести,справедливости, трудолюбия, ответственности, гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа, толерантности.
Информационная культура младшего школьника.
Существует множество определений понятия «информационная культура». Термин «информационная культура» базируется на двух исходных понятиях: «информация» и «культура».
Понятие «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) можно трактовать как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Культура (информационная культура в том числе) не может рассматриваться исключительно с позиций дидактики. Она включает в себя помимо практических умений широкие познавательные мотивы, вкусы, информационные потребности, т.е. тесно связана с воспитанием и развитием личности.
Глубокое исследование, посвященное вопросу соотношения между категориями «информация» и «культура» и возникновению понятия «информационная культура ребенка», проведено E. JI. Харчевниковой. Автором научного исследования предложено следующее определение:
Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне».
Наряду с термином «информационная культура» в педагогике и психологии образования звучат понятия «культура мышления»,«культура оформления мыслей», «культура познания» и пр. Часть исследователей прочно связывают понятие «информационная культура» с использованием компьютерной техники. Другие относят к информационной культуре умение пользоваться источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телепередач и пр. Третьи предпочитают более широкое толкование, понимая под информационной культурой культуру обращения с информацией, максимально сближая понятие «информационная культура» с понятиями «культура мышления и «культура познания». Отсюда очевидна необходимость уточнить смысл применяемой терминологии.
Информационная культура характеризуется как мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и др.
Следует специально оговорить принципиальное положение: понятие «информационная культура» не связано исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (будь то книга, аудио- и видеоматериалы, интернет, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.
Эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть обозначены следующим образом:
Научить другого человека можно лишь тому, что умеешь сам. Качество информационных вкусов, потребностей, ценностей ученика начальных классов напрямую связано с желанием и умением учителя регулярно и комплексно работать с разными источниками информации.
Выделяя курсивом слово «желание», нужно обратить внимание на главную отправную точку любой информационной деятельности (как взрослого, так и ребенка): чтобы привить вкус к работе с разными видами представления информации, надо, прежде всего, пожелать этого.
Как возбудить у младшего школьника желание выйти за пределы учебной книги всякий раз, когда информация покажется ему скудной, недостаточной? Как прививать вкус к поиску информации яркой, интересной, полезной, достойной внимания с точки зрения культурного человека?
Автор курса «Информатики для малышей» В. В. Дубинина обращает внимание на необходимость организации специальной работы по формированию у детей собственного отношения к информации.
Научно-педагогический опыт В. В. Дубининой убедительно доказал, что такая работа должна строиться на постоянном анализе и сравнении информации разного вида на уроках в начальных классах.
ольников к работе с разными информационными источниками прививается постепенно в результате их постоянного и комплексного использования:
а) в процессе наблюдений;
б) в процессе проведения экспериментов, опытов;
в) в процессе познавательного общения;
г) в процессе чтения;
д) в процессе использования медиаресурсов и компьютерной техники.
Информационная грамотность в свете требований ФГОС НОО.
Принципиальная особенность новых образовательных стандартов- требования к метапредметным результатам образования. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические)действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и другие. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации. Новые образовательные стандарты включают в себя вполне конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников. Под термином понимается совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например при работе над проектами. Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
• оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы ее поиска;
В программе начального общего образования по формированию информационной грамотности младших школьников приведены примеры тех видов заданий, которые может использовать учитель на уроках, факультативах и кружках. Например, для формирования у школьников мотивации к поиску дополнительной информации предлагаются следующие виды работ: задачи с неполными исходными данными; задания, требующие поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; тексты с избыточным и недостающим содержанием.
Обучая детей приемам обработки полученной информации, учитель может предложить ученикам представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками). Программа ФГОС НОО по развитию информационной грамотности школьников рекомендует выполнение детьми самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации:телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности.
В программе даны рекомендации, какие именно упражнения целесообразно выполнять в рамках конкретных учебных дисциплин.
Например, на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, внеурочной деятельности рекомендуется обучать умению определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете, получать информацию из наблюдений, при общении. Организовывать информацию тематически, по алфавиту, по числовым данным предлагается на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
В предложенных выше трактовках понятия «информационная грамотность» и «информационная культура» не противоречат друг другу, но охватывают разновеликие области.
Содержание термина “информационная культура” гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.
Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» дает Н. И. Гендина в исследовании, посвященном формированию информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях:
«Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастание объемов информации; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества – все эти факторы обусловили появление и развитие в России такого сложного и многозначного понятия, как “информационная культура”, определили становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики. Причины того, что термин информационная культура получил в России большее распространение, чем термин “информационная грамотность” нам видятся в следующем.
В самом слове “грамотность” есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования. Применительно ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере, как информация и современные информационные технологии, термин “информационная грамотность”, по нашему мнению, не вполне адекватен. Гораздо более соответствует масштабу рассматриваемого феномена (феномена информации и информационных технологий, информационного общества в целом) понятие информационной культуры: информационная культура личности – одна из составляющих
общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному
Итак, понятия «информационная грамотность»и «информационная культура» близки, но не идентичны. С точки зрения многих исследователей, информационная грамотность является частью информационной культуры личности.
Огромным достижением в развитии отечественной системы образования, что, в соответствии с рекомендациями ФГОС НОО, «информационная грамотность» наконец нашла свое место в начальном общем образовании как востребованная, крайне необходимая составляющая образовательного процесса.
И все же акцент в начальной школе лишь на формировании информационных умений (поисковых и аналитических), составляющих основу информационной грамотности, представляется недостаточным. Обращаясь к более широкому понятию – информационной культуре младшего школьника, хотелось бы обсудить не только процесс совершенствования информационных знаний и умений ученика, но и особенности формирования его информационного мировоззрения, информационных вкусов и потребностей, его готовности относиться к информации избирательно, в соответствии с принятыми нормами и ценностями человеческого общества.