МОУ Нерльская СОШ Калязинский район
открытого урока математики
в 1 классе
чисел второго десятка
учитель начальных классов
Лавринова Ирина Леонидовна
1. Познакомить учащихся с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названия и порядок следования при счёте; учить называть состав данных чисел.
2. Развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать.
3. Воспитывать уважение к труду людей всех профессий, доброжелательное отношение друг к другу.
конверт с письмом, карточки с примерами и ответами на снежинках, открытка, письмо, почтовая карточка, карточки с числами, , разрезные цифры
Раздвижные карточки с числами, круги синего, желтого и красного цвета и карточки с примерами, фломастеры.
– Прозвенел звонок, начинается урок.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбкой поприветствуйте гостей и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетради, ручка, карандаш, сигнальные карточки, счётные палочки. У всех всё есть?
: – Руки на месте?
– На месте!
– Ноги на месте?
– Локти у края?
– У края!
– Спина прямая?
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы начнём новый раздел учебника математики. ( учитель показывает эту страницу). Познакомимся с образованием чисел второго десятка, будем учиться читать эти числа, называть их состав. А ещё вы будите учиться рассуждать и доказывать, быть внимательными и сообразительными.
III. Устный счет.
– Помогать нам будут герои мультфильма «Зима в Простоквашино» (вывешивается указатель «Простоквашино »).
( на доске герои мультфильма)
– Назовите их. Кого не хватает? (Дяди Фёдора)
– Как вы думаете, где он? (В городе, учится в школе)
– Но он прислал для вас письмо. Давайте его прочитаем. (конверт с письмом.)
«Дорогие первоклассники! Я очень рад, что вы пригласили нас к себе в гости. Но к сожалению я в городе, хожу в школу. А вот мои друзья ждут вас у себя в Простоквашино и будут вам всем рады. Дядя Фёдор.»
– Сегодня мы отправимся в гости к героям этого замечательного мультфильма в деревню Простоквашино.
1. Повторение состава чисел первого десятка.
– В гости с пустыми руками не ходят, поэтому нам нужно взять с собой гостинцы.
1) 10 кг муки. Это 6 кг пшеничной муки и сколько ржаной? 3) 9 баночек с консервами. Это 6 баночек тушенки и сколько баночек с рыбными консервами?4) 8 пакетов сока. Это 5 пакетов апельсинового сока и сколько яблочного?5) Нам еще нужно взять с собой овощи. 7 кг моркови и лука. 5 кг моркови и сколько лука?6) 6 кг картошки и капусты. 3 кг картошки и сколько кг капусты? 7) Ну и, конечно, не забыть о сладостях. Возьмем с собой 10 пачек с вафлями и печеньем. 8 пачек с вафлями, а сколько с печеньем?
2. Устная нумерация чисел второго десятка.
кто из вас был внимательным?
– Какое время года в Простоквашино? (Зима)
Зима намела сугробы. Нам нужно добраться по сугробам к домику, в котором проживают наши друзья.
– А снег всё идёт и не прекращается. И у вас на партах лежат карточки со снежинками.
Игра «Лучший счетчик»
(соединить снежинку – ответ с примером)
8 – 4 4 + 3 10 – 2 6 + 3 5 – 2 9 – 4
– Назовите самое большое число на снежке, назовите самое маленькое число.
– Какое число стоит между числами 7 и 9? Назовите «соседей» числа 5 .
– Назовите число, которое на 1 больше числа 6, назовите число, которое на 1 меньше числа 3
– Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два?
Чем отличаются двузначные числа от однозначных?
– Я думаю, что Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин очень обрадовались нашему приезду.
Работа над новым материалом.
Кто первый нас встречает? Отгадайте загадку.
Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он,
Это Печкин – ? (Почтальон!)
– Кто такой почтальон?
– Что Вы знаете о почте, о работе почтальона?
– А что может быть в сумке почтальона Печкина? (
– Как можно понять, кому отправлена открытка?
На открытке задача: Кот Матроскин на завтрак съел 10 пирожков с мясом и один с рыбой. Сколько пирожков съел Матроскин?
– Повторите задачу.
– Возьмите в одну руку 10 палочек, а в другую 1. Сколько палочек? По-другому это десяток.
– сколько десятков? Да ещё одна палочка. Какое число получилось?
– значит, сколько пирожков съел Матроскин?
– Кто запишет число? Какое это число?
– Ещё раз проговорите, сколько десятков и сколько единиц в числе 11.
У Шарика 10 сосисок и 5 косточек. Сколько всего вкусного у Шарика?
– Возьмите 10 палочек. Сколько ? сколько отдельных? Сколько всего?
– Кто запишет число? Какое число?
– Ещё раз проговорите, сколько десятков и сколько единиц в числе 15.
2. Учебник стр. 44 № 1.
) Почтовая карточка
– Люди посылают не только письма и открытки.
– Когда кот и пес были в ссоре, что они посылали друг другу? (Кочергу, утюг)
– Что ещё можно послать по почте? (Бандероль, посылку)
(Бандероль – предмет, завёрнутый в плотную бумагу, скрепленную печатью, с подписанным адресом)
(Посылка – ящик с подписанным адресом и печатью)
– Почтальон Печкин принёс для Шарика и Матроскина посылку ,а для вас бандероль.
Посылка весила 8 кг, а бандероль3 кг. На сколько кг посылка тяжелее бандероли?
– Почему выбрали действие вычитание?
Сколько раз ногами топнем?
Сколько раз руками хлопнем?
Мы присядем сколько раз?
Мы наклонимся сейчас?
Мы подпрыгнем ровно сколько?
Ай, да счет, игра и только!
3. Знакомство с составом двузначных чисел учим героев сказки)
– Ребята, бандероль для вас. В ней диск с презентацией к нашему уроку и записка, прочитаем её. «Запомните состав чисел до 20».
– Я думаю, это нам прислал из города дядя Фёдор.
Презентация «Числа второго десятка»
(раздвижные карточки на состав чисел)
15 – это ? 18 – это ? 13 – это ? 16 – это ?
1. Работа по прописи . «Кто быстрее и правильнее»
– Кот Матроскин и Шарик были не лучшими учениками в школе животных, но всегда любили ребят сообразительных. Поэтому они дают вам самостоятельное задание. С. 19 № 4, 5
2. Работа с геометрическим материалом.
– Пока вы работали самостоятельно, Шарик испек вот такой пирог и хочет вас угостить. Но как его разрезать на треугольные куски и сколько треугольников получится сосчитать не может. Сделайте это вы.
– Сосчитайте-ка, сколько треугольников.
3. Работа в группах.
– У каждого на парте лежат круги разного цвета. Дети, у которых на парте лежат синие круги, собираются у стола на котором лежит большой круг синего цвета. У кого жёлтые-идут к столу, на котором большой жёлтый круг. У кого зелёные-к столу на котором лежит зелёный круг. На каждом столе карточки, фломастеры. Задание- сравнить примеры в столбике, записать ещё один пример и их решить.
– Посовещайтесь в группах, найдите верное решение, пример записать в карточку.
Выберите того, кто будет отвечать у доски.
VI. Итог урока
– Настала пора возвращаться в свой класс. Я думаю, что все жители деревни Простоквашино остались довольны нашим приездом и нашей работой.
– Закройте глаза на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
Спасибо за работу. Мне с вами было интересно.
Кто считает, что он хорошо работал на уроке, помашите мне рукой.
Математика № 93
«Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел».
урок «открытия» новых знаний.
-формировать понятие о десятке; -ввести термины «однозначные числа», «двузначные числа»; – познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
учащиеся смогут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; учащиеся смогут использовать знания и умения в жизненных ситуациях; учащиеся смогут развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
проблемно – поисковые, практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; поисковый; наглядно-иллюстративный; словесный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
I . Организационный момент.
Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрелиИ тихонечко все сели.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в Математическую страну ) Жители этой страны приготовили для вас разные задания. Выполнив эти задания, вы раскроете тайну волшебного слова. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков. А есть среди вас такие ? (Да) Это мы сейчас проверим.
Два кольца , но без конца,
Посередине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
Минутка чистописания – цифра 8.
II . Актуализация опорных знаний.
Первая остановка на нашем пути называется «Устный счёт». Посмотрите, кто нас
встречает? Это гном Вася
Он приготовил для вас задания. Игра «Набери число
. Игра «Набери число».
В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8.
б).« Вспоминаем состав числа 7 и 8»
7 8
в). Отгадаем загадки.
В деревне у бабушки 2 поросёнка,
Белая козочка и 2 индюшонка.
Если нам из сосчитать,
5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго.
на доске поочерёдно появляются числа 5 8 10 ) СЛАЙД 5
III . Этап мотивации (самоопределения ) к деятельности
– Посмотрите на эти числа. Какое из них отличается от остальных? Почему вы назвали число 10?
Давайте вспомним, что такое десяток.( Десять единиц составляют десяток)
Вот так мы добрались до остановки «Образование чисел».
Помните стишок про 0? «Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки- если ж слева рядом с ним единицу примостим -он побольше станет весить, потому что будет десять.
А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.
12 16 18 15 19 и т. д. – Какие комбинации получились?
-Кто знает, как называются эти числа?
-Что мы узнаем на этом уроке?
– Какая тема урока? «Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел». ( Слайд 6)
Вышли мыши , как-то раз,
Посмотреть: который час.
Раз, два. Три, четыре.
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон-
Разбежались мыши вон.
V. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр.45. Найдите эти числа на шариках.
-Какое число самое маленькое?
-Какое число самое большое?
-Назовите числа на шариках в порядке возрастания.
2. Практическая работа с опорой на материалы учебника.
Отсчитайте десять палочек и свяжите их в пучок.
-Сколько палочек в пучке?
-Рассмотрите рисунок на стр.46. Прочитайте ещё раз, как называются по-другому десять палочек.
-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.
-Сколько палочек стало?
-Сколько десятков палочек? (1 десяток)
-Сколько ещё есть отдельных палочек?
-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1 десяток и одна единица).
Слово «одиннадцать» состоит из частей «один» «на» «дцать».
Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10.
-Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке?
-Сколько всего палочек?
-Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?
( Параллельно с этой работой ученики рассматривают рисунки на стр.46 и читают названия чисел. По аналогии рассматриваются остальные числа второго десятка.)
-Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц)
-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).
VI . Первичное закрепление нового материала.
Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка.
А теперь запишем эти числа в тетрадь.11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.
– Наш знакомый гномик не может решить задачу . Давайте поможем ему.
2). Решение задачи № 4.стр.47
Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – на 2 больше. Сколько дощечек выпилили дети?
– Что известно?
– Что надо узнать?
– Как узнать сколько дощечек выпилил Вася?
– Как узнать сколько мальчики выпилили вместе?
Ваня – 4 д.
Вася – ? на 2д. больше 4 + 2 = 6 (д.)
– Надо к 4 прибавить 2.
– Запишем решение.
Ваня вылепил 4 дощечки, а Вася- 6 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?
Ваня- 4 д.
Вася – 6 д. 6+ 4 = 10 (д.)
– Как узнать сколько всего дощечек выпилили мальчики?
-Надо сложить все дощечки- к 6 прибавить 4.
– Запишем ответ.
VII. Гимнастика для глаз.
3). Геометрический материал.
Мы продолжаем путешествие по Математической стране.
-Наш гномик приготовил для вас задание.
_______________________ 10 – 6= 4 см
4) -Сколько десятков и сколько единиц в числе:
17, 14, 16, 11, 15, 13, 18
6) -Какое число пропущено: (Слайд 8)
VIII. Этап подведения итогов урока.
– Вот мы и закончили путешествие по математической стране.
– Как называется раздел, который мы начали изучать?
-Что означают части слова в названии чисел второго десятка?
IX . Этап рефлексии учебной деятельности.
– Что нового вы узнали из него?
– Что вам понравилось?
– Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
На столах у вас лежат «Смайлики». Они разные – грустный, весёлый. Возьмите один и покажите, какое у вас настроение было на уроке.
Ребята, мы с вами выполнили все задания и сейчас вы узнаете заколдованное слово. (
Давайте хором его прочитаем.
Название и последовательность чисел второго десятка.
формировать понятие о десятке; познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять цель урока с помощью учителя соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать ее
-оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, в группе
– ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; знаково-символические (моделирование)
-смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – «какое значение, смысл имеет для меня учение?»)