В КАКОМ КЛАССЕ УЧАТ ПЛОЩАДЬ КВАДРАТА И ПРЯМОУГОЛЬНИКА

Оборудование: видеофильм “Работа НИИ”,
таблицы “Площадь”, “Периметр”, раздаточный
материал, палетки.

1. Организация класса.

Учащиеся рассаживаются в группы по 6 человек.

2. Постановка учебной задачи.

– Класс на 40 минут “превращается” в НИИ
“Умка”. В нём работают 4 лаборатории. В каждой
лаборатории работают младшие научные
сотрудники, среди них зав. лабораторией: Удянский
В., Ушаков Н., Кузнецова М., Прокопова О. Посмотрите
видеофрагмент о работе НИИ.(фильм)

– Нам предстоит в отведённое время “открыть”
формулу нахождения площади прямоугольника и
квадрата.

3. Проверка уровня готовности учащихся к уроку.

– Через точку можно провести только одну прямую
(нет).

– Прямоугольник – это замкнутая ломаная линия
(да).

– Прямоугольник – это четырёхугольник, у
которого все стороны равны (нет).

– Треугольник, у которого две стороны имеют
равную длину, называется равнобедренным (да).

– Треугольник, у которого один угол острый,
называется тупоугольным (нет).

– Площадь – это сумма длин сторон
прямоугольника (нет).

4. Актуализация знаний.

– Что такое периметр фигуры? (это сумма длин
сторон)

– Как найти периметр многоугольников? (сложить
длины всех сторон, у разных многоугольников
разными способами)

– Можно найти периметр данной фигуры? Как?

– А площадь? (наложением, зрительно, при помощи
палетки)

Вычислить площадь фигур (Карточка №1)

Найти лишнюю фигуру (Карточка№2)

Логическая задача (Карточка № 3)

Длина стороны квадрата равна 5см. Этот квадрат
разрезали на квадратики со стороной 1см. Из
маленьких квадратиков сложили полоску. Какой
длины получилась полоска? (25см)

-Можно ли сказать, что площадь квадрата и
площадь полоски равны? (да)

5. ” Открытие” детьми нового знания.

– Не каждую фигуру можно “разбить” на равные
квадраты. Данные фигуры удалось “разбить”
(прямоугольники, квадраты)

– Вычислите площади данных фигур (Карточка №4)

– Как это сделать быстрее? (умножить длину на
ширину)

Вывод: Sпр. = a x b

Sкв. = a x a

6. Первичная проверка понимания.

Задание получает каждая лаборатория ( на доске)

а) Дано:а=120см б)Дано:а=80см в) Дано:а=210см г)Дано:
а=60см

в=4см в=60см в=3см S – ?

S-? S -? S – ?

(Ответы: а) S =480см, б) S =4800см, в) S =630см, г) S =3600см)

7. Творческое применение добытых знаний.

– Даны прямоугольники, они имеют одну и ту же
площадь, равную 24см, а стороны прямоугольников
разные. Нужно найти стороны прямоугольников.

– Как вам это удалось сделать? (24см и 1см, 12см и
2см, 8см и 3см, 6см и 4см)

8. Обобщение изученного. Стр. 114, №5(б)

Площадь прямоугольника 64см, его длина 16см.
Найти периметр.

Дано: S = 64см

а = 16см

Найти: в, Р

Решение: S =а*в

в = 64:16

Р = (а+в) * 2

Р = (16 + 4) * 2= 20см

Ответ: периметр прямоугольника равен 20см

9. Домашнее задание: с.106, № 2

10. Итог урока.

– Что на уроке было самым важным?

1. Дать представление о площади фигур,
познакомить с различными способами сравнения
фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры
на другую, с использованием различных единиц
измерения площадей.

2. Закрепить знание свойств геометрических
фигур.

3. Закрепить умение точно производить измерения
и чертить квадрат и прямоугольник.

4. Закрепить знание изученных таблиц умножения
и соответствующих случаев деления.

5. Развивать логическое мышление и
пространственное воображение.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении
работы.

Оборудование. Для учащихся: геометрические
фигуры, линейка, простой карандаш, цветные
карандаши, рабочая тетрадь, листы с заданиями.

Для учителя: геометрические фигуры, карточка со
словом “Площадь “, задания № 2 и №3 в увеличенном
виде.

Начинаем наш урок.
Надеюсь, он пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать.

II. Запись в тетради числа и слов “Классная
работа”.

III. Устный счёт и чистописание.

а) Найдите в каждом ряду числа, которые не
являются результатом табличного умножения.

6 18 17 12 41

24 30 16 11 28

7 36 27 35 71

Запишите числа 17, 41, 11, 7, 71. Обратите внимание на
образцы написания цифр.

Докажите, что оставшиеся числа являются
результатом табличного умножения.

б) Из данных чисел выбери пары, произведения и
частные которых равны 6.

1 4 6 2 54 12 3 36 7 8 24 18 42 48 9

в) Сторона квадрата 2 см. Чему равен периметр?
Найди правильное решение.

2 • 4=8(см)

4 • 2=8(см)

г) Укажите, какой фигуре соответствует каждый
из указанных признаков:

Дайте общее название фигурам.

IV. Сообщение темы урока.

Знание таблиц умножения и соответствующих
случаев деления, свойств геометрических фигур
понадобятся нам при изучении темы: Площадь.
Единицы площади.

Сегодня мы выясним, что такое площадь фигуры и
как можно сравнить площади фигур.

На доску вывешивается табличка: Площадь

V. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.

2. Работа с геометрическим материалом.

а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите
квадрат, который больше.

Видно “ на глаз”.

Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного
квадрата больше площади белого квадрата.

Как ещё можно сравнить площади этих фигур?

Можно наложить одну на другую.

Наложите и сравните площади квадратов.

Белый квадрат полностью вместился в зелёном,
значит площадь зелёного квадрата больше площади
белого квадрата.

б) Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните
площади и покажите круг, площадь которого меньше.

Площади кругов равны, так как при наложении
круги полностью совпали.

Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?

Если правильного ответа не будет, учитель
сообщает:

Площадь-это место, которое занимает фигура на
плоскости.

Как мы сравнивали площади фигур?

“На глаз” и наложением друг на друга.

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,

Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!
Улыбнёмся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.

3. Продолжение работы с геометрическим
материалом.

а) Возьмите фиолетовый прямоугольник и белый
квадрат.

Как удобнее сравнивать площади прямоугольника
и квадрата “на глаз” или наложением?

Дети пытаются сравнить площади фигур “на
глаз” и наложением.

“На глаз” или наложением сравнить площади
прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные
по форме и ни одна полностью не вмещается в
другой.

Как же сравнить площади этих фигур?

Если правильного ответа не будет, учитель сам
предлагает начертить прямоугольник и квадрат в
тетради.

а) Назовите общие свойства прямоугольника и
квадрата.

б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в
тетради.

Измерьте сторону квадрата.

Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину
стороны квадрата.

Измерьте длину и ширинку прямоугольника.

5 см, 3 см

Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон
прямоугольника.

1. Если правильного ответа не будет, обратить
внимание детей на то, что, начертив фигуры в
тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры
меньшего размера – клетки тетради.

Можно посчитать клетки.

Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II
вариант – прямоугольника. Сколько клеток
поместилось в квадрате, в прямоугольнике?
Запишите числа и сравните их.

Сравните площади квадрата и прямоугольника.

Площадь квадрата больше площади
прямоугольника.

Большую площадь имеет та фигура, которая
содержит большее число клеток.

2. Но площадь фигур можно измерить и другими
мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые
треугольники или большие квадраты.

Демонстрация прямоугольника разбитого на
одинаковые треугольники.

3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты
со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов
со стороной 1см поместилось в квадрате? В
прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

Сравните площади фигур.

Результат сравнения площадей не зависит от
выбора единиц измерения.

4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые
разбит прямоугольник?

3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15

5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15

5. Подведём итог наших наблюдений.

Как можно сравнить площади фигур?

Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!

Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.

Задания на листах.

1. Как легче узнать, площадь, какой фигуры
больше?

Страница 69, задание на смекалку.

2. Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и
раскрась разными карандашами.

Построй фигуру равную по площади данной, но
другой формы.

3. Задание на развитие пространственного
воображения.

Раскрась фигуру. Существует два варианта: а)
прямоугольник сверху, а квадрат снизу, б)
прямоугольник снизу, а квадрат сверху. Выберите
любой вариант.

VII. Итог урока.

Завершаем наш урок.

Какую тайну мы сегодня открыли?

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, смарт
доска.

1. Организационный момент 1 мин. ( Слайд 1)

– Здравствуйте ребята, садитесь.

– Я очень рада всех вас видеть; надеюсь, что наш
урок пройдет очень интересно. У вас на партах
лежит файл с материалами для урока. Очень прошу,
пользуемся материалами только по моей просьбе.

– Сегодня на уроке мы будем выполнять много
творческих и занимательных заданий. Итак,
внимание на экран! Расшифруем тему урока!

2. Устный счет 3 мин. ( Слайды 2–9)

– Возьмите организационный материал к уроку.
Подпишите его.

– Перед вами таблица, которую нужно заполнить,
решив примеры в таблице ниже. Получив результат
вычислений, найдите его в таблице выше и впишите
в клеточку выше соответствующую букву этого
примера. А затем прочтите слово.

3. Тему урока сообщает учитель. 1 мин. ( Слайд 10)

– Итак, тема нашего урока: “Площадь. Формулы
площади прямоугольника и квадрата”.

– Сегодня на уроке мы будем решать практические
задачи, используя формулы для вычисления площади
прямоугольника и квадрата, узнаем, какие фигуры
называются равными.

4. Ознакомление с новым материалом. 3 мин. ( Слайды
11–13)

– Понятие “площадь” для вас не является новым.
А что оно означает?

– Историческая справка! Древние египтяне
говорили, что площадью называется величина,
характеризующая размер геометрической фигуры.

– Как же вычислить площадь?

Решим задачу: Найдите площадь фигуры,
если площадь одного квадрата равна 1 квадратному
сантиметру.

– Подсчитаем, сколько раз квадрат укладывается
внутри данной фигуры. ( Ровно 8 раз, значит площадь
данной фигуры 8 см2)

– Каким способами можно найти площадь
прямоугольника? (Подсчитать сколько раз квадрат
со стороной 1 см2 укладывается внутри
прямоугольника или умножить количество
квадратов по горизонтали на количество
квадратов по вертикали этого прямоугольника)

– Значит, площадь прямоугольника: 5*3=15 см2,
и значит площадь фигуры измеряется в квадратных
единицах.

Обобщим выводы: Пусть дан прямоугольник со
сторонами а и b, S – площадь прямоугольника,
требуется записать формулу, по которой можно
вычислить площадь любого прямоугольника (+
проговорить словами). S=a*b.

– Найдите в организационном листе начало
формулы площади прямоугольника и впишите
правило.

5. Первичное осмысление и закрепление
изученного. 20 мин. ( Слайды 14–24)

№1. Найдите площадь закрашенных фигур). 2
мин.

Решение: 6 кв.ед; 7 кв.ед; 6 кв.ед; 19 кв.ед.

№2. Нарисуйте три разные фигуры площадью 8 кв.
единиц. ( Используя смарт доску, на отображенном
слайде ученик маркером выполняет задание). 3
мин.


В КАКОМ КЛАССЕ УЧАТ ПЛОЩАДЬ КВАДРАТА И ПРЯМОУГОЛЬНИКА

№3. Возьмите в руки конверт №1. 4 мин.

Задание: Найти среди предложенных фигур
равные. (1 ученик у доски; вывесить на доске парами
равные фигуры)

Заранее учителем готовятся конверты с
различными геометрическими фигурами (равными
среди них должны быть прямоугольники и квадраты).

– Каким образом вы определили равенство данных
фигур? (Наложили одну фигуру на другую. Если при
наложении друг на друга фигуры совместились,
равны)

Задание: Найдите площади равных фигур.

– Ребята, а что можно сказать о площади равных
фигур?

Вывод: площади равных фигур равны.

– А теперь назовите равные фигуры среди
предложенных на экране.

Вывод: Две геометрические фигуры
называются равными, если их можно совместить
наложением.

– Какие слова в предложении указывают на
равенство фигур? (Являются самыми важными). ( Если
их можно совместить наложением)

– Найдите в организационном листе начало этого
предложения впишите недостающие слова. Что
получилось? (Ученик читает предложение)

№4. Возьмите в руки конверт №2. 4 мин.

1. Выбрать многоугольники.

– Какие фигуры лишние? (Круг)

2. Выбрать четырехугольники.

– Какие фигуры лишние? (6-тиугольник, звезда)

3. Выбрать прямоугольники и квадраты.

– Какие фигуры лишние? (Синий четырехугольник)

4. Найти площадь прямоугольников и квадрата,
если один квадрат – это 1 кв.единица.

Вопрос: Как найти площадь данного
квадрата? (Можно воспользоваться формулой для
вычисления площади прямоугольника, то есть
умножить сторону на сторону квадрата)

Ответ: 21 кв.ед; 16 кв.ед; 28 кв.ед.

Обобщим результаты: Пусть дан квадрат со
стороной а. Как найти площадь квадрата? Записать
формулу для вычисления площади квадрата. S=a*a=a2.

– Найдите в организационном листе начало
формулы площади квадрата и впишите правило.

– А сейчас выполним задание на
сообразительность. Внимание.

№5. Нарисуйте фигуру той же площади, что и
фигура на рисунке, но другой формы. (1 ученик на
экране чертит фломастером, остальные в
организационном листе). 3 мин.

– Кто готов у доски начертить свое решение?

– А можно было задание выполнить так.

– Давайте усложним задачи.

№6. Найдите площади нарисованных
прямоугольников. 3 мин.

Ответ: 3 кв.ед; 6 кв.ед; 5 кв.ед.

Физминутка 1 мин. ( Слайды 25, 26)

– А сейчас пришло время нашим глазам от
напряженной работы немного отдохнуть.

– Следим за движением круга на экране и
повторяем глазами.

– Следим за движение ромба на экране и повторяем
глазами.

– А теперь немного поморгали. Молодцы.

– Теперь, когда наши глаза немного отдохнули, мы
можем решить сложную математическую задачу.

Применение полученных знаний к решению задач. 4
мин. ( Слайд 27)

№5. Найдите площадь участка, план которого
изображен на рисунке (размеры указаны в метрах).

Разобьем фигуру на два прямоугольника, тогда
S=100*120+100*80=(120+80)*100=20 000 м2.

– Данная фигура не является прямоугольником и
не является квадратом.

– Кто может предложить способ нахождения
площади данной фигуры? (Разбить фигуру на два
прямоугольника)

– Возьмите в руки линейку начертите отрезок,
разбивающий фигуру на два прямоугольника.

– Какие размеры будут иметь получившиеся
прямоугольники.

– Как тогда можно вычислить площадь всей фигуры?
(Найти площадь каждого прямоугольника и сложить
полученные площади)

– Кто готов выйти к доске и записать решение
задачи?

7.  Итог урока. 3 мин. ( Слайды 28, 29)

8. Рефлексия. 2 мин. ( Слайд 30)

– А теперь посмотрите на смайлики в конце
организационного листа, подумайте и обведите
один смайлик соответствующий твоему настроению
после урока. 1 мин. ( Слайд 31)

– Спасибо ребята за отличную работу на уроке.
Урок закончен, вы свободны.

Использованная литература и статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *