Анна Дорошенко Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://hdl.handle.net/10995/36104
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
«Организация психолого-педагогического сопровождения
семьи ребенка с ОВЗ»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка изначально становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе. В настоящее время количество детей с отклонениями в здоровье значительно увеличилось, а значит и увеличилась потребность в помощи им и семьям, которые их воспитывают. И, как известно, семья – это первичная ячейка общества, являющаяся основой воспитания ребенка и самой первой социальной средой, в которую он попадает. Это значит изучение проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе.
Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребёнка-инвалида
Чаще всего родители считают, что рождение такого “особенного” ребёнка это “приговор”, что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:
1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.
Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.
Психологическая помощь семьям, которые имеют ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.
Психокоррекционная работа с семьей – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата.
Цели и задачи психолого – педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
Основные этапы психологического сопровождения семьи
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на
Принцип деятельностного подхода психологическая помощьосуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровойдеятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот виддеятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
вся информация, полученная о ребенке иего семье, не распространяется за пределы школы, без соответствующегоразрешения родителей или законных представителей ребенка.
Методы и формы работы с родителями и детьми
– где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, использование сухого бассейна.
– включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
– это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Работа с родителями не ограничивается консультациями по поводу развития и обучения ребенка, учитываем и такой аспект как – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.
При работе с такими семьями задачи:
Формы и методы работы с родителями:
Таким образом нужно помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты – пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.
Конечной целью комплексной, системной работы с семьей
создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности.
Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, – помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.
Упражнение №.3 «Два рисунка».
Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, “темной” половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.
Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.
Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.
Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш “правый” список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова – утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.
Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский сад «Сказочная планета»
Статья на тему:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ.
Выполнила : Филиппова Яна Андреевна
Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:
– психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе
– коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;
– психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;
– психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.
Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.
Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).
Для обследования применяются следующие методики:
Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
Психосоциальная зрелость (С. А. Банков) (начало года);
«Графический диктант» (Д. Б. Эльконин);
Мотивационная готовность (Л. А. Венгер) (конец года).
Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С. Д.
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».
Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.
Направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Возможно проведения с детьми групповых занятий по развитию эмоционального мира с использованием программы В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
Проводится, как правило, по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе – за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима – помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.
Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так, нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать к выполнению заданий – это затруднит ход исследования, диагностические данные не будут получены, а результатом окажутся не показательными. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям:
– работа с агрессивными детьми (сказкотерапия),
– с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А. Л., программа Арцишевской И. Л.),
– тревожными, застенчивыми детьми (Г. Б. Монина, Е. К. Лютова),
– работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М. М.).
В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.
3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
5. Готовность ребёнка к школе.
Уровень развития детей младшей группы определяется в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводится коррекционно-развивающая работа.
В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости планируется ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах
В старшей и подготовительной к школе группе обследует детей на предмет психологической готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер и динамика развития представляется на ПМПк.
В подготовительной к школе группе проводятся родительские собрания, где родители знакомится с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настраиваются на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится три раза в год (первичная – октябрь, промежуточная – январь, февраль, заключительная – апрель) в присутствии родителей (по желанию), что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.
Направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.
Формы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п.
Начиная работу в детском учреждении психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь может оказать.
Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины – она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволяет снять негативную и неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
С воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
1. Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической
психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики открытость и развивающийся характер.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
1. Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
2. Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
3. Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
4. Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
5. Принцип комплексности подразумевает со организацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов.
6. Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса.
7. Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию.
8. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
9. Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
10. Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад и прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с родителями ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
1. активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;
2. бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
3. отсутствие конфликтов с педагогами.
1. субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;
2. адекватная самооценка;
3. сформированность Я – концепции личности;
4. оптимальное развитием его способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Районная научно-практическая конференция
«Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования»
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе» размещена в разделах
Доступность качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: проблемы и возможности
Психолого – педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе
учитель начальных классов
Дорошенко А. А.
Участие в научно – практической конференции – это, в первую очередь, возможность поделиться опытом работы нашего образовательного учреждения, информацией, касающейся организации психолого – педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе.
В условиях современного общества одной из приоритетных задач становится – социальная защита, помощь в адаптации и интеграции детей с особыми нуждами и их ближайшего окружения. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Любой ребёнок может стать личностью, если только этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.
На протяжении последних лет в составе обучающихся школ всё чаще встречаются дети с ОВЗ. В нашем образовательном учреждении контингент обучающихся различен – это дети, имеющие лёгкую, умеренную, тяжёлую степень умственной отсталости, зачастую с нарушением поведения, а так же дети с задержкой психического развития. У большинства отмечаются сопутствующие нарушения, некоторые практически не владеют речью, что осложняет дефект и, соответственно, работу педагогов по организации в образовательном учреждении модели психолого – педагогического сопровождения таких обучающихся. Для их полноценного обучения и воспитания необходима иная организация развивающей среды, программно – методическое обеспечение школы, нежели для учащихся с нормальным развитием. Это связанно с более серьёзными нарушениями психики и, следовательно, большими трудностями в обучении, более медленным темпом овладения социально – адаптированными формами поведения. Сказанное выше определяет приоритеты в образовании таких учащихся – формирование элементарных форм социально – бытовой ориентации, жизненных компетенций, позволяющих, по возможности, автономное существование, либо существование с минимальными формами опеки.
Мой доклад посвящён описанию основных положений психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Это представляется очень важным, так как отражает общую логику коррекционно – воспитательной работы, ориентированную на понимание процесса интеграции воспитанников в социум.
Основной деятельностью МКОУ «СОШ – И» является создание оптимальных условий для становления личности каждого обучающегося в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его индивидуальными возможностями, способностями. В своей работе мы ориентируемся на современные подходы организации работы с данной группой обучающихся (И. М. Бгажнокова, Н. Н. Малофеева, А. Р. Маллер, Л. М. Шипицына и др.). Профессиональное мастерство педагогов ОУ позволяет нам сегодня представить модель психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интернат.
Вся система сопровождения направлена на решение проблем развития и обучения детей внутри образовательного учреждения и повышение их адаптационных возможностей, позволяющих в дальнейшем успешно интегрироваться в общество.
Целью психолого – педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение условий жизнедеятельности обучающихся с учётом особенностей и уровня их развития; содействие родителям в воспитании детей, формировании социальной дееспособной личности, успешно адаптирующейся в обществе.
Задачи психолого – педагогического сопровождения :
профилактика физических, интеллектуальных, психологических нагрузок, эмоциональных срывов;
создание научно-обоснованного режима работы школы, обеспечивающего сохранение здоровья обучающихся;
взаимодействие с другими ведомствами по созданию оптимальных условий в работе с обучающимися.
В качестве субъекта сопровождения выступают :
• группа детей, организованных в класс, группу;
• конкретный ребёнок, обучающийся по индивидуальному образовательному маршруту.
Основные принципы сопровождения :
• Приоритет интересов сопровождаемого – «на стороне ребёнка».
• Непрерывность сопровождения.
• Комплексный подход сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.
Основные направления ППС сопровождения :
• диагностическая работа;
• индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа;
• просветительско-профилактическая работа с педагогами, обучающимися, родителями с целью повышения психологической и валеологической культуры и компетентности;
• постоянный личностный и профессиональный рост специалистов ППС сопровождения
• медицинское сопровождение.
С опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599) в ОУ разработана компетентностная модель выпускника (Приложение № 1, включающая в себя трёхуровневую шкалу интеграции ребё нка с нарушение интеллекта в социальную среду:
• элементарный уровень интеграции – ребёнок интегрирован в систему социальных отношений в образовательном пространстве школы;
• функциональный уровень интеграции – ребёнок социализирован в системе взаимоотношений внутри школы и ближайшем социальном окружении вне её;
• компетентностный уровень интеграции – ребёнок социально адаптирован в общество.
За основу разработки системы психолого – педагогического сопровождения обучающихся МКОУ «СОШ – И» приняты:
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599) – целью которого является обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое).
• Компетентностная модель выпускника.
Система сопровождения обучающихся направлена на достижение ими как можно более высокого уровня интеграции. Организационно система сопровождения так же осуществляется соответственно этим уровням: элементарному, функциональному, компетентностному.
На каждом уровне сопровождения работа с обучающимися осуществляется по следующим направлениям деятельности:
1. Самообслуживание и социально – трудовая ориентация.
2. Социально – бытовая ориентация.
3. Академические (учебные) знания.
Формирование и постоянное развитие знаний и навыков у обучающихся по каждому направлению деятельности способствуют их продвижению от минимального, самого низкого элементарного уровня интеграции (интеграция, через более активный уровень функциональной интеграции (социализация) к интенсивному компетентностному взаимодействию ребёнка с окружающим миром (социальная адаптация).
Представляю вам модель психолого –педагогического сопровождения детей с ОВЗ на примере работы с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости (Приложение №2).
Направления деятельности взаимосвязаны, взаимодополняемы и характеризуются практической направленностью. Независимо от возраста ребёнка и рекомендуемой ему формы обучения работа осуществляется по всем направлениям. Для определения ведущего направления деятельности учитывается уровень сформированности социально – ориентированных и предметно – ориентированных знаний, навыков, соматического состояния ребёнка.
В реализацию системы сопровождения учащихся с ОВЗ включены все «узкие» специалисты школы: заместитель директора по УВР, педагог – психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, социальный педагог, учителя – предметники, классный руководитель, медсестра (школьный врач). Их деятельность конкретизирует общие задачи системы сопровождения (Приложение №3).
Основной формой работы, способствующей объединению «команды», является школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Деятельность ПМПк основывается на «Нормативном обеспечении психолого – педагогического и медико – социального сопровождения» (Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6) И Положении о ШПМПк. П МП консилиум является консультативным, диагностическим и координирующим органом.
Координационная деятельность консилиума обеспечивает:
защиту прав и интересов ребёнка;
комплексную диагностику детей;
обсуждение хода промежуточных результатов коррекционно – развивающего воздействия;
анализ динамики развития детей;
корректировку содержания занятий и их формы;
консультирование педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
ПМПк функционирует в соответствии с планом работы образовательного учреждения, который включает не только тематику плановых консилиумов, но и отчёты специалистов, педагогов, воспитателей о выполнении рекомендаций консилиума и преемственности в работе педагогов и «узких» специалистов. Полученные в ходе таких обсуждений данные помогают совершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с обучающимися.
Весь комплекс разработанных на заседаниях ПМПконсилиума психолого – педагогических мероприятий ложится в основу программы индивидуального сопровождения ребёнка, которая оформляется в индивидуальном «дневнике развития и коррекции нарушений». Он является рабочим документом, в котором представлена динамика развития ребёнка на протяжении всего периода обучения. В дневнике находят отражения планируемые мероприятия, задачи по каждому направлению деятельности, действия педагогов и всех специалистов, участвующих в сопровождении ребёнка, формы проведения работы и сроки её реализации.
Критериями оценки результативности психолого – педагогического сопровождения являются сформированные у детей жизненно необходимые компетенции, отражённые в модели выпускника.
Таким образом, можно сказать, что разработанная в школе модель психолого – педагогического сопровождения способствует формированию жизненно необходимых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря отлаженной системе психолого – педагогического сопровождения обучающиеся получают комплексную медико – психолого – педагогическую помощь в условиях образовательного учреждения, вследствие чего наблюдается положительная динамика в развитии и социальной адаптации.
Педагоги объединены в единую «команду», так как осознают необходимость и значимость единой системы сопровождения как эффективного способа коррекции нарушений развития ребёнка, они осваивают новые способы организации своей профессиональной деятельности, ведут активную работу по самообразованию, повышению квалификации.
Родители сознают значимость работы педагогов и являются активными участниками системы сопровождения.
Комплексная модель выпускника МКОУ «СОШ-И»
Модель психолого –педагогического сопровождения детей с ОВЗ (на примере детей с умеренной степенью умственной отсталости)
Распределение обязанностей участников психолого-педагогического сопровождения
Участник сопровождения Деятельность на начальном этапе сопровождения обучающихся Деятельность в рамках ПМПк Деятельность по сопровождению учащихся
Школьный врач Сбор информации о состоянии здоровья обучающихся.
Анализ причин проблем конкретных обучающихся. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающихся, классов в целом. Проведение необходимых профилактических и лечебных мероприятий.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.
Педагог-психолог Проведение необходимой диагностической работы:
• углублённая диагностика по проблеме, заявленной теме консилиума;
• анализ результатов диагностики;
• подготовка материалов к консилиуму. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с обучающимися.
Планирование работы совместно с классными руководителями, педагогами-предметниками.
Учитель – дефектолог Проведение диагностической работы:
• определение уровня развития речи;
• создание речевой карты;
• определение нарушений в устной и письменной речи, препятствующих успешному усвоению программы.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение занятий с обучащимися, осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения программы.
Консультирование родителей и педагогов.
Классный руководитель Сбор информации о педагогических аспектах статуса обучающегося (собственные наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, педагогов-предметников, родителей). Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума.
Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения обучающимся, классам.
Учитель-предметник Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.
Определение ЗУН уч-ся по данному предмету и ОУУН в рамках подготовки к консилиуму.
Предоставление необходимой информации кл. руководителю, психологу, социальному педагогу в рамках подготовки к консилиуму. Предоставление необходимой педагогической информации по конкретному предмету. Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, социальным педагогом, зам. директора по УВР и школьным врачом.
Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных обучающихся и её последующая реализация.
Зам. директора по УВР Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий при подготовке к консилиуму Организация работы консилиума, участие в его работе.
Участие в разработке педагогических аспектов сопровождения отдельных обучающихся. Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения, ИКП.
Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам.
Социальный педагог Сбор информации о социально-педагогическом статусе учащегося:
• составление индивидуальной и групповой карты;
• изучение жилищно-бытовых условий, взаимоотношений в семье;
• анализ социальной ситуации развития учащегося. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.
Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.
Планирование работы совместно с кл. руководителями, учителями-предметниками.
Социально-диспетчерская деятельность. Разработка индивидуальной стратегии педагогического сопровождения.
Директор школы Организационная помощь в проведении диагностической работы. Не участвует. Встречи с зам. директора по УВР, психологом по обсуждению результатов консилиума.
Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.
Родители школьников Предоставление необходимой информации психологу, социальному педагогу и кл. руководителю в рамках подготовки к консилиуму. Не участвует. Участие в групповых консультациях с психологом и педагогами по результатам консилиума.
Сотрудничество с психологом и кл. руководителем в решении школьных проблем ребёнка.