В КАКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ ФОРМИРУЕТСЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Одним из важнейших направлений антикоррупционной политики является изменение общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды, формирование антикоррупционного поведения и негативного отношения к проявлениям коррупции. В обществе должна быть создана обстановка нетерпимости к коррупции, а это необходимо воспитывать. Важнейшая роль в этом отводится средствам массовой информации.

СМИ является одним из инструментов проведения антикоррупционной пропаганды. Лишь во взаимодействии со СМИ можно сформировать полноценную политику по противодействию коррупции, условия для ее реализации.

Сами средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

• формировать базы данных публикаций о коррупции;

• просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток;

• искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населенных пунктах и регионах нашей страны;

• просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах;

• всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества.

Наиболее важными составляющими антикоррупционной деятельности, как и антикоррупционной рекламы, является определение их основных целей и задач. В качестве целей антикоррупционной рекламы, в зависимости от размещаемой в ней информации, выступают антикоррупционное информирование и формирование антикоррупционного поведения. Антикоррупционное информирование происходит в двух формах:

• а) информирование населения о мерах противодействия коррупции в органах публичной власти;

• б) информирования населения о способах защиты своих прав и законных интересов от коррупционеров в правоохранительных и судебных органах (месте их расположения, механизмах обращения в них и др.).

Специфика антикоррупционной рекламы формирует специфичными и её основные функции. Эти функции во многом совпадают с функциями социальной рекламы, и отражают специфику объекта рекламирования. Такими функциями антикоррупционной рекламы выступают:

• информационная. Информационная функция заключается в информировании населения о мерах противодействия коррупции, обозначении интересов государства и общества.

• воспитательная. Воспитательная функция антикоррупционной рекламы подразумевает формирование и корректировку общественного сознания, психологических установок и поведенческих моделей населения (формирование антикоррупционного сознания, антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения).

• образовательная. Образовательная функция антикоррупционной рекламы направлена на распространение антикоррупционных ценностей, просвещение населения по вопросам противодействия коррупции.

• экономическая. Экономическая функция антикоррупционной рекламы заключается в том, что в перспективе рекламодатель может не столько получить прибыль, сколько снизить экономические издержки, связанные с коррупцией.

В этом возрасте особенно важно культивировать такие качества личности, как патриотизм, интернационализм, гордость за свою Родину, уважение к общественному строю страны, трудолюбие, ответственность, дисциплина, знание и уважение гражданских прав человека. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания в этой возрастной группе как формирование правового сознания. С нашей точки зрения, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. В подростковом возрасте важно формирование осознанного принятия обучающимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создавать практические ситуации, в которых они обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Здесь, помимо информационно-просветительной составляющей антикоррупционного воспитания, необходимо создавать ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Старший школьный возраст (от 14 до 18 лет – юношеский возраст) – это период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. В работе со старшеклассниками главной задачей системы антикоррупционного воспитания должно стать формирование у обучающихся антикоррупционного правосознания, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. Формирование антикоррупционного правосознания в этом возрасте должно быть системным, целенаправленным и непрерывным процессом. По мере продвижения обучающихся к завершению курса общеобразовательной школы у них должно быть сформировано представление о коррупции, ее проявлениях, мерах ответственности, устойчивое невосприятие феномена коррупции. Сенситивным периодом формирования антикоррупционного правосознания личности следует считать студенческий период, в ходе которого осуществляется профессиональное образование, постепенное включение в трудовые отношения, позволяющие осознать проблему коррупции. При этом необходимо учитывать, что довольно сложная общественно-экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в Казахстане, оказывается весьма непростой для молодого поколения. Общественные ценности начинают терять свое влияние на личность, и это сказывается на формировании у молодых людей позитивных ценностных ориентаций. В этих условиях молодые люди зачастую теряют уверенность в правильности собственного выбора, более того, они становятся индифферентными к разного рода проявлениям коррупции. Вследствие этого возникают сложности при необходимости сделать правильный выбор относительно коррупционного поведения. В связи с этим важным условием становится формирование антикоррупционных установок личности. Антикоррупционная установка – это интегрированный показатель избирательно опосредованных отношений человека к различным сторонам коррупции, выражающийся в его действиях, реакциях и переживаниях. Необходимость формирования антикоррупционной установки личности предполагает самоопределение, осознание внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. При этом необходимо, чтобы студенты не просто осознавали важность антикоррупционных идей, но и были вовлечены в деятельность по усвоению практических умений для антикоррупционного поведения, что может стать важнейшей предпосылкой для их успешной адаптации в сложившихся условиях. Таким образом, целью системы антикоррупционного воспитания детей и молодежи разных возрастных групп является необходимость формирования антикоррупционного правосознания воспитанников через привитие ценностных установок и развитие способностей, необходимых для выработки у обучающихся устойчивой гражданской позиции относительно коррупции.

Формирование антикоррупционного сознания у молодежи

МБОУ СОШ №8 им. П.А. Щипанова города Кузнецка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Актуальность исследовательской работы. В настоящее время наблюдается заметный рост общественного интереса в России к проблеме коррупции. Ее природа, причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом не утихающих споров среди политиков, государственных деятелей, журналистов и населения. Взяточничество, злоупотребление властью, служебным положением – это общественно опасные деяния, которые приносят экономический, социальный, психологический, моральный ущерб.

В условиях построения правового государства, к которому стремится Россия, особенно остро стоит проблема законности, а точнее верховенства закона. Имеет ли моральное право государственный или муниципальный чиновник, преступающий закон, требовать от остальных членов общества соблюдения правопорядка? Конечно, нет. Возникает проблема: тот, кто должен опираться в своей деятельности на закон, становится главным его нарушителем. Проблема законности в отношении чиновников имеет несколько аспектов. Один из них – противостояние коррупции.

Выбор темы исследования связан с необходимостью комплексного анализа идеологических ценностных установок молодежи в нашем современном обществе, анализа коррупционной деятельности в России и Пензенской области и выработки мер, которые могли бы повлиять на снижение уровня коррупции.

Степень научной исследованности темы. В настоящее время проявляется большой интерес социально-гуманитарных наук к вопросам антикоррупционной политики в современном российском обществе. Большая часть опубликованных работ носит характер общих исследований коррупции и антикоррупционной политики, противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Проблемы существования и воспроизводства политической коррупции в современном российском обществе рассматриваются в трудах Валуева В. Н., Ведерникова О. Н., Кабанова П. А., Макарычева А. С. Райкова Г. И, Чиркова Д. К.

Гипотеза научно-исследовательской работы – если дать всестороннюю оценку коррупции, как социальному явлению, то можно изменить взгляды школьников о коррупционной деятельности в сторону ее порицания.

Объектом исследования – антикоррупционное сознание молодежи.

Предметом исследования – коррупционная деятельность в России и Пензенской области.

Целью исследования является формирование у школьников антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: – сформировать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления; – сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма; – сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами. – изучить коррупционные преступления в Пензенской области за 2016-2017 годы.

Методологической основой исследования являются универсальные (исторический, диалектический, социологический, эмпирический, логический), общенаучные (анализ, синтез, метод обобщения), специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.

Нормативную базу исследования составили следующие виды документов: – международно-правовые нормативные акты; – федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие антикоррупционную политику Российской Федерации; – опубликованные статистические данные Росстата и Министерства внутренних дел РФ о коррупционных правонарушениях; – материалы Интернет-сайтов, целенаправленно публикующих антикоррупционные материалы журналистских расследований; – судебная практика по Пензенской области за 2011, 2012гг. и 2016, 2017 гг.; – результаты анкетных опросов школьников.

Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Согласно данным, полученным центром антикоррупционных исследований и инициатив «TransparencyInternational- Russia», Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

Статистика взяточничества в России за 2016 показывает, что наиболее коррумпированными считаются:- органы местного самоуправления -36 %; ГИБДД-32%;полиция-26%;суды-21%;медицина-17%; бизнес 14%; образование-13 %. Эти данные за 2016 год о распространении коррупции в России позволяют нам понять, что коррупция затрагивает все сферы общественной жизни. И можно выделить следующие виды коррупции: бытовая, деловая и коррупция верховной власти. В качестве примеров можно привести следующие ситуации: 1. Девушка забеременела, ребенок желанный, естественно, хочется, чтобы родился он здоровым, и с мамой ничего не случилось, идет к «хорошему» гинекологу, который за определенную плату согласен вести беременность, давать советы. За сами роды также причитается отдать солидную сумму и все это в порядке вещей, потому что мало кто будет рисковать жизнью малыша и своей, если есть «возможность» подстраховаться. 2. Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя  Соловьева К. Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти) 3. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. ( Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.)

Уже из этих ситуаций мы можем определить основные признаки коррупционного действия: – обоюдное согласие участников действия;- наличие взаимных обязательств;- получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами;- принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам; – сознательное подчинение общих интересов личной выгоде; – обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Во-первых: коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия. Чем выше уровень экономического благополучия, тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество. Чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией. Развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов. Чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов. Во – вторых: большой разрыв в доходах населения и резкое падение заработной платы; В- третьих: ослабление государственного контроля;

В – четвертых: неопределенность норм рыночного поведения, В – пятых: пробелы в законодательстве.

Осознание данной проблемы стимулирует не только Россию, но и мировое сообщество в целом к поиску средств по ее сдерживанию. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем вопрос об эффективных правовых, организационных, технических методах и формах предупреждения и борьбы с коррупцией, как в рамках отдельных государств, так и в мире в целом по-прежнему остается открытым и актуальным на сегодняшний день.

2 КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Результаты рассмотрения судами области уголовных дел по отдельным составам преступлений коррупционной направленности.

В 2017 году оправдательные приговоры по делам изучаемой категории не выносились.

2.2 Характеристика лиц, осужденных судами области за преступления коррупционной направленности.

Анализ состава осужденных за преступления данной категории свидетельствует о том, что наибольшее число виновных составили лица, являвшиеся соучастниками преступления коррупционной направленности, в 2016 году число таких осужденных насчитывалось 35 или 30,4 % от общего количества осужденных, в 2017 году количество сводится к 4 лицам 1%.

Большинство лиц данной категории было осуждено за преступление, предусмотренное статьей 290 УК РФ. Из числа осужденных лиц за преступления коррупционной направленности, в определенной степени подвержены коррупции гражданские, муниципальные служащие и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В 2016 году за коррупционные преступления было осуждено 10 государственных, муниципальных служащий, в 2017 году число составляло 8; 18 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, были осуждены в 2017 году, в 2016 году – 30.

Большинство лиц данной категории было осуждено за преступление, предусмотренное статьей 160 ч.3 ч.4 УКРФ. (присвоение и растрата). В ходе проведенного обобщения было установлено, что наибольшее количество лиц по делам данной категории осуждены за совершение преступлений не должностными лицами с материальной ответственностью.

В 2016 году было осуждено 14 лица за совершение преступлений коррупционной направленности не должностными лицами с материальной ответственностью, в 2017 году число таких лиц составляло – 16. Немного меньшее количество осужденных лиц по данной категории дел отмечается в других областях деятельности. Например, в 2016 году осуждено 10 лиц за совершение преступлений государственными муниципальными служащими, в учреждениях и органах юстиции, в 2017 году – 14; в сфере здравоохранения в 2016 году осуждено 4 лица, в 2017 году их число свелось к нулю; за совершение преступлений на транспорте в 2017 году осуждено 7 лиц, в 2016 году – 2.

. А НТИКОРРУПЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Мной было проведено анкетирование с целью изучения отношения школьников к проблеме коррупции до получения комплекса знаний об этом негативном социальном явления и после. В опросе приняли участие 9,10,11 классы (130 человек).

В ходе анкетирования выяснилось, что большинство школьников считают главной причиной распространения коррупции отсутствие честных и принципиальных людей в правоохранительных органах и решать эту проблему должны только руководство страны и органы государственной власти. Но есть процент респондентов, которые думают, что эта проблема не решаема, она была и будет процветать.

В ходе анкетирования установлено, что многие учащиеся затрудняются дать оценку уровня коррупции в стране за последние 3-4 года (43 %). Мнение остальных респондентов по данному вопросу распределилось следующим образом: коррупции стало намного больше – 24,6 %; все осталось на том же уровне – 23,3 %; коррупции стало намного меньше – 6,9 %.

После полученного комплекса знаний о коррупции школьники ответили еще на ряд вопросов анкеты. Анализ показал следующие результаты:большинство респондентов не равнодушны к проблеме коррупции и осуждают проявление этого явления (67,9 %). Также учащиеся отмечают, что проблема коррупции в нашей стране – серьезная проблема (51,5 %) и очень серьезная проблема (44,6 %), поэтому с ней надо бороться (78 %), при этом эффективность борьбы с коррупцией зависит от объединения усилий государственных, правоохранительных органов и общественности (58 %).

Большее число опрошенных (59 %) предложили свой вариант в решении вопроса о повышении уровня коррупции в целом по стране.

В качестве мер, которые могли бы повлиять на снижение уровня коррупции, учащиеся предложили:

1. Установить более жесткий контроль за должностными лицами государственных и правоохранительных органов; 2. Ужесточение наказания вплоть до применения высшей меры наказания – смертная казнь; 3. Совершенствование законодательства; применение штрафных санкций к коррупционерам; информирование населения о выявленных фактах коррупции посредством размещения рекламных щитов с указанием имени и фотографий коррупционеров в целях публичного осуждения; 4. Изменение всей системы государственной службы; повышение заработной платы должностным лицам государственных и правоохранительных органов; 5. Просвещение общественности в вопросах коррупции и повышение правосознания всех граждан; 6. Проведение более активной общественной деятельности, направленной против коррупции; привлечение общественности к решению проблем коррупции и контроль со стороны граждан и общественных организаций за решением данных проблем; 7. Воспитание у подрастающего поколения принципов честности и порядочности в целях искоренения коррупционных проявлений в будущем.

Результаты анкетирования показывают, что после всесторонней оценки коррупции учащиеся неравнодушны к проблеме коррупции в стране и уверены, что с ней необходимо бороться.

Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение. После полученного комплекса знаний о коррупции мнения у школьников поменялось в сторону порицания этого негативного социального явления.

Проведенные мероприятия и исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения и рекомендации в решении вопроса предупреждения и пресечения уровня коррупции в целом по стране:

1. Повышение эффективности деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев оценки их деятельности в данной сфере; 2. Усиление прокурорского надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий; 3. Создание эффективного механизма профилактики коррупции;

4. Дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам борьбы с коррупцией на основе практики его применения и с учетом положений международных антикоррупционных документов; применение штрафных санкций к коррупционерам; информирование населения о выявленных фактах коррупции посредством размещения рекламных щитов с указанием имени и фотографий коррупционеров в целях публичного осуждения; 5. Углубление научных исследований, направленных на разработку практических рекомендаций в сфере борьбы с коррупцией; 6. Создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях. Просвещение общественности в вопросах коррупции и повышение правосознания всех граждан; 7. Проведение более активной общественной деятельности, направленной против коррупции; привлечение общественности к решению проблем коррупции и контроль со стороны граждан и общественных организаций за решением данных проблем; 8. Воспитание у подрастающего поколения принципов честности и порядочности в целях искоренения коррупционных проявлений в будущем.

Данные рекомендации позволят создать атмосферу нетерпимости по отношению к коррупционерам и сформировать условия для того, чтобы вести беспощадную борьбу с коррупцией.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 3 апреля 2017 г.)// “Российская газета” от 30 декабря 2008 г. N 266

Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. N 226 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы”( в ред. от 15 июля 2015 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1729

4. Постановление Правительства Пензенской области от 22 октября 2013 г. N 782-пП “Об утверждении государственной программы Пензенской области “Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области в 2014-2020 годах” (ред. от 2.12.2017г.)// “Пензенские губернские ведомости” N 109 от 6 ноября 2013 г.

Научная и учебная литература

Наумов С. Н. Основы противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. – М.: Спутник, 2011. – 100 С

Качкина Т. Б. Качкин А. В. Противодействие коррупции через образование: Методическое пособие /Качкина Т. Б., Качкин А. В. – Ульяновск, 2009.-65с

Манько А. В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. — М.: Аграф, 2012.- 256с.

Кабанов П. А., Райков Г. И., Чирков Д. А. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков. М., 2008

Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ

Б. Я. Бляхман О формировании правовых позиций высших судебных инстанций // Вестник Омского государственного университета. – 2010. – №3.- С. 30-34

И. В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – №9- 78 с.

Г. А. Бочкарев Роль структур гражданского общества в борьбе с коррупцией на Юге России // Международная научно- практическая конференция «Борьба с коррупцией на Юге России как системная проблема. – Ростов-на-Дону, 2001

В. Н. Валуев В. Н., А. С. Макарычев Коррупция в России: политологические подходы//Коррупция в России: муниципальные, региональные, федеративные и международные аспекты. Н. Новгород, 2000

Н. И. Крюкова Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок// Государственная власть и местное самоуправление. № 2. 2013. С.29

А. В. Малько Основы антикоррупционной политики современнойРоссии // Право и политика. – 2003. – №4

А. М. Муртазалиев Проблемы противодействия коррупции и концептуальные подходы к их решению // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С.22.

А. В. Нестеров Политико-антикоррупционная экспертиза противодействию коррупции в Росссии // Государство и право. – 2001.- №6.

Э. Т. Рамазанов Совершенствование законодательной техники как фактор противодействия коррупции // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 1. С.60–61.

Источники на электронных носителях

Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016). — Режим доступа: https://transparency.org.ru/

Обзор судебной практики по Пензенской области. — Режим доступа: https://rospravosudie.com/

Результаты рассмотрения судами области уголовных дел по отдельным составам преступлений коррупционной направленности. Данные за 2016 год

Данные за 2017 год

Характеристика лиц, осужденных судами области за преступления коррупционной направленности. Данные за 2016 год.

Характеристика лиц, осужденных судами области за преступления коррупционной направленности. Данные за 2017 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *