Вячеслав Львович Осипов
Эксперт по предмету «Менеджмент»
Имидж образовательной организации является одним из решающих факторов при формировании положительной ориентации потенциального учащегося на получение образования в определенном учебном заведении. Для того чтобы у образовательного учреждения сформировался благоприятный для его дальнейшего функционирования имидж на современном рынке образовательных услуг, необходимо определить свои слабые стороны и преимущества для выявления приоритетов и стратегии будущей деятельности.
Основные компоненты и этапы формирования имиджа образовательного учреждения
Зачастую под понятием формирования положительного имиджа организации подразумевают работу, в процессе которой формируется определенный спланированный облик на основе присутствующих в резерве ресурсов.
Проблема создания имиджа образовательной организации касается непосредственно области управления школой и как любое другое управленческое нововведение включает в себя следующие компоненты:
Для того чтобы не тратить усилия и ресурсы зря и получить максимальный результат от проделанной работы, важно придерживаться следующих этапов формирования имиджа образовательной организации:
Как итог сформированный положительный имидж образовательной организации может послужить неким измерителем уровня развития всего учебного учреждения, оценки перспективности всех его начинаний, зрелости и квалификации всего педагогического состава, а также методической работы в рамках учебного процесса.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Позитивный имидж образовательного учреждения как фактор повышения качества образования Анпилогова Ирина Олеговна Лицей « Престиж»
Имидж – то, что о вас говорят Эрвин Гоффманн, социолог
от лат. imago – изображение, образ. целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. Имидж
Имидж – это составляющая, это образ, это душа, это внутренний мир лицея
общая чистота на всей территории лицея; общий стиль помещений лицея атрибутика лицея; результатативность (призовые места, победы на конкурсах, олимпиадах, социальная адаптация). Внутренний ИЛ
Лицейский сайт в Интернете; использование возможностей СМИ для пропаганды достижений лицея; начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций и др. Внешний ИШ
доброжелательный микроклимат в коллективе; профессионализм сотрудников; образ руководителя-профессионала, лидера; детские общественные организации; развитие творческих способностей, формирование здорового образа жизни; забота администрации об оказании помощи отдельным участникам образовательного процесса Постоянный ИЛ
Комфортность школьной среды
Мы за здоровый образ жизни!
Общешкольный конкурс профессионального мастерства
В лицее сложился творческий коллектив учителей, которым по плечу самые сложные задачи: 81% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Два педагога отмечены знаком “Отличник народного просвещения РФ”, двое награждены знаком “Почетный работник общего образования РФ”, в 2012 году учителю математики Письменной Светлане Анатольевне присуждено звание Заслуженный учитель РФ. Четверо учителей лицея являются победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. Наработки, опыт, программы и методики сотрудников лицея широко распространяются в городе (издание учебных пособий, выпуск статей, проведение консультации и семинаров для учителей).
содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения; виды образовательных услуг; материальная база школа. Переменный имидж
Лицей представляет учащимся возможность получить образование физико-математической и социально- экономической направленности по программам повышенного уровня сложности, выявляет наиболее одаренных детей и создает условия для развития их творческих способностей. Приоритетом является организация деятельности, способствующей самореализации как личности учащихся на I, II и III ступеней образования, так и личности учителя в процессе их совместной деятельности. В течение пяти лет лицей входит в десятку лучших учреждений города по результативности учебного процесса, что подтверждается 100% успеваемостью и высоким уровнем подготовки учащихся к итоговой аттестации. Средний балл ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию, биологии выше 70%. Средняя оценка по математике, русскому языку, обществознанию у выпускников 9 классов – 4,5. За 20 лет деятельности лицей выпустил более 1600 учащихся, 166 человек (13,5%) окончили лицей с медалью, 97% продолжили обучение в ВУЗах.
для учащихся начальной школы и их родителей — образ классного руководителя; для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ администрации ; для родителей с высшим образованием — представление о качестве образования и стиле работы школы ; для родителей детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды. компоненты имиджа ОУ (по Пискунову М. С.)
Поведение учащихся ВНЕ лицея; Отзывы родителей и ВЫПУСКНИКОВ; Взаимоотношения со СМИ (особенно местными); Общественная деятельность ОУ, благотворительность Формирование имиджа ОУ в глазах общественности
Имидж и репутация – самое ценное имущество школы. Любой аспект вашей деятельности влияет на имидж ОУ, даже если вы этого и не осознаете. Имидж нельзя купить. Его можно только СОЗДАТЬ. C начала вы работаете на имидж, а потом он работает на вас! Помните! 83% решений принимаются на основе ВИЗУАЛЬНОЙ информации . Памятка
Внешний вид учителей и учеников крайне важен – по нему судят о школе в целом. Пунктуальность и обязательность – показатели позитивного имиджа (уважайте чужое время!) Чистота – залог здоровья! А так же залог хорошего впечатления от школы. Вежливость – лучшая политика! Чаще говорите «спасибо» родителям, это позволит им чувствовать свою значимость. Сохраняя «лицо» своего коллеги, ты сохраняешь свое. Памятка
Приходите к нам учиться!
Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как учреждение, оказывающее образовательные услуги, конкурирующее с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособная образовательная организация — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Устойчивый позитивный имидж дошкольной организации можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения.
Еще лет пять назад сочетание слов «имидж детского сада» звучало, по меньшей мере, необычно, и многие руководители даже не задумывались о целенаправленном формировании имиджа своего ДОУ. А сейчас эта тема становиться все более актуальной. Так как дошкольное учреждение с благоприятным и устойчивым имиджем будет иметь ряд преимуществ.
Во-первых, учреждение будет наиболее привлекательно для родителей, заинтересованных в получении качественных образовательных услуг, готовых к конструктивному взаимодействию с педагогами, небезразличных к достижениям детей и осознающих ценность образования.
Во-вторых, позволит заинтересовать сотрудников ДОУ, сформирует понимание того, что они работают в уникальном детском саду, отличающемся от большинства. Это значительно способствует стабильности коллектива и развитию благоприятного социально – психологического климата.
В-третьих, продемонстрирует социальному окружению высокое качество оказываемых услуг, социальную значимость и ценность работы детского сада.
Основной компонент имиджа образовательного учреждения — это, несомненно, позитивный образ руководителя.
Имидж руководителя – комплексное явление, поскольку отражает не только профессиональные и человеческие качества самого руководителя, но и является визитной карточкой организации. Одно из неотъемлемых условий конкурентоспособности организации – создание собственного имиджа руководителя, состоящего, в свою очередь, из управленческой компетентности, профессионализма во взаимодействии с подчинёнными, в поддержании организационной культуры, умения работать с документацией, а также знаний, умений и навыков работы с детьми.
Руководитель — «постановщик» педагогического коллектива. Несколько десятков человек, собранных вместе, ещё не коллектив — это просто группа людей. Хороший коллектив — сплочённая группа, в которой каждый занимает своё место. Руководитель должен иметь способность вовлекать людей в деятельность не только путём прямых распоряжений, команд, но и создать ситуацию интереса и привлекательности для всех участников. Искусство заведующего состоит в том, чтобы в данное время, в данной ситуации подобрать такой комплекс управленческих воздействий, который обеспечит максимальную эффективность работы коллектива.
Заведующий ДОО должен прогнозировать, планировать, организовывать инновационную деятельность в целях формирования имиджа своего учреждения, повышения качества управления, что, несомненно, будет способствовать развитию ДОУ.
В условиях быстро меняющегося и развивающегося российского общества, его потребностей важным показателем формирования позитивного имиджа образовательного учреждения может служить степень соответствия миссии, целей, задач требованиям общества и государства. При формировании имиджа ОУ целесообразно применять следующие PR технологии:
Сегодня, в эпоху конкуренции образовательные учреждения должны уметь «продвигать» себя, используя все возможности, позволяющие сделать результат собственной деятельности открытым для субъектов образовательного процесса, общественности.
В настоящий момент мало быть просто специалистом в своей области, чтобы быть востребованным и идти в ногу со временем. В условиях рыночной экономики наблюдается конкуренция как между отдельными педагогическими работниками, так и между образовательными учреждениями в целом.
Классифицируются основные PR технологии, которые чаще всего применяются в ДОУ, следующим образом:
Первая категория это публикации. Это ежегодные публикуемые отчеты, брошюры, научные статьи специалистов ДОУ, печатные материалы об инновационной деятельности, практические пособия из опыта работы. С помощью статей, написанных руководителем и педагогами ДОУ, привлекается внимание к учреждению, опыту работы специалистов.
Вторая категория это – мониторинг. Необходимо осуществлять систематическое непрерывное слежение за отношением общественности к ДОУ, фиксировать изменения общественных ценностей.
Третья категория – это фирменный стиль. Его компоненты – это логотип, шрифт, герб, флаг, фирменный цвет, буклет, визитная карточка, сайт, благодарственные письма, грамоты, слоган, спортивная форма, бейджики, шторы, брендбук.
В последнее время в один из самых популярных инструментов PR в сфере образования, превратился веб — сайт учреждения. Сайт решает многие задачи: позиционирование учебного заведения на рынке образовательных услуг, привлечение клиентов, спонсоров, партнеров, обеспечение узнаваемости «марки» учреждения. Помимо предоставления самой полной информации об учреждении, сайт образовательной организации предоставляет обратную связь между ДОУ и родителями (законными представителями). Одним из способов для этого могут стать специализированные форумы.
Следующая категория PR – технологий формирующих имидж образовательных учреждений – это организация специальных мероприятий, акций, семинаров, конференций, форумов, лекций, дни открытых дверей и т. д. Цель данных мероприятий – привлечение внимания к ДОУ, раскрытие сущности, целей и задач дошкольного образования, это одна из форм работы, позволяющая детскому саду быть более открытым для родителей и общественности.
PR технологии применительно к сфере дошкольного образования — это ещё и организация утренников, родительских собраний, концертов, приуроченных к определенным датам, организация методических объединений, выставок. Сюда же можно отнести участие педагогов в конкурсах, фестивалях. Использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Одна из важнейших категорий PR – технологий это работа со средствами массовой информации. С МИ в настоящее время – это самый массовый канал, охватывающий громадную аудиторию.
К PR инструментам можно отнести и благоустройство детского сада, ведь имидж — это, своего рода, картинка. Создание качественной внешней среды, наполненной экологически полноценными и эстетически выразительными объектами, очень значимыми для ДОУ, так как от нее в некоторой степени зависит качество образовательного процесса, ведь это «жизненное пространство» педагогов и воспитанников.
Основной принцип работы над имиджем в ДОО – это, несомненно, использование имеющихся ресурсов. Зачастую, руководители ДОО считают, что использование технологий PR для создания имиджа требуют больших материальных вложений. И они не могут себе этого позволить в силу обстоятельств и многих причин. На самом же деле, это конечно не так. Имидж есть у каждой ДОО, и каждая ДОО использует в работе над ним PR – технологии, просто не все над этим задумываются. Родительские собрания, утренники, выставки, опросы общественного мнения, публикации – все это PR – технологии, которые при грамотном использовании укрепляют имидж ДОО.
Устойчивый позитивный имидж школы (ИШ) сегодня
можно рассматривать как важный современный
компонент методического продукта школы и как
дополнительный ресурс управления, ресурс
развития образовательного учреждения.
Необходимость формирования ИШ учреждения
определяется следующими причинами:
– во-первых, сложная демографическая ситуация
(особенно в малых северных городах) усиливает
конкуренцию среди образовательных учреждений
одной территории в борьбе за набор учащихся и
сохранение контингента;
– во-вторых, сильный позитивный имидж
облегчает доступ образовательного учреждения к
лучшим ресурсам из возможных: финансовым,
информационным, человеческим и т.д.;
– в-третьих, имея сформированный позитивный
имидж, образовательное учреждение при прочих
равных условиях становится более
привлекательным для педагогов, так как предстает
способным в большей степени обеспечить
стабильность и социальную защиту,
удовлетворенность трудом и профессиональное
развитие;
– в-четвертых, устойчивый позитивный имидж
дает эффект приобретения образовательным
учреждением определенной силы, в том смысле, что
создает запас доверия ко всему происходящему в
стенах учреждения, в том числе к инновационным
процессам.
Это делает актуальной деятельность
администрации школы в области прикладной
(образовательной) имиджелогии.
Школа, как любая организация, проходит в
течение своей жизни четыре основных этапа: этап
формирования; этап утверждения на определенных
позициях и более или менее стабильного
существования; этап инновационной деятельности
при стабильно прочном положении на занимаемых
позициях; и этап трансформации, приводящий либо к
отмиранию, либо к очередному инновационному
витку. Очевидно, что каждому этапу должна
соответствовать своя имиджевая политика, как
внешняя, так и внутренняя.
Но поскольку проблема формирования имиджа
образовательного учреждения – явление
достаточно новое в области управления школой, то
логичнее будет рассмотреть особенности процесса
формирования имиджа не по этапам развития школы,
а в соответствии с этапами работы над созданием
ИШ.
Мы предлагаем выделить три этапа формирования
и подтверждения ИШ (внутреннего и внешнего).
1 этап. Начало целенаправленной работы по
формированию ИШ
Внутренний имидж школы на данном этапе только
формируется (или корректируется). Основные
задачи, которые нужно решать в это время внутри
школы (в аспекте создания имиджа, естественно):
Внешний имидж, в это же время, требует следующих
действий:
2 этап. Активное формирование ИШ
Внутренний ИШ в это время включает в себя
следующее:
Внешний ИШ в это же время направлен на
следующее:
По сути на данном этапе создается и
отрабатывается система формирования и
управления ИШ.
3 этап. Поддержка, корректировка и обновление
сформированного ИШ
Управление процессом поддержки,
корректировки и обновления внутреннего ИШ на
этом этапе предполагает:
Управление внешним ИШ на этом этапе нацелено на
следующее:
На каждом этапе формируются определенные
информационные материалы, предназначенные для
внешнего представления. Назовем их обобщенные
содержательные компоненты:
Таким образом, для того чтобы та или иная школа
была привлекательной, имела свой неповторимый
уже сложившийся или складывающийся образ, скорее
всего, она должна иметь:
Основными методами формирования ИШ являются:
эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей,
презентации и выставки образовательных услуг,
публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и
территории школы; повышение педагогической
культуры педколлектива и всего персонала школы.
Сформированный позитивный имидж школы
позволит решить ряд задач:
В результате выработанный благоприятный имидж
образовательного учреждения может стать
своеобразным мерилом степени развития всего
учреждения, оценки перспективности его
начинаний, зрелости и профессионализма всего
коллектива, степени своевременности
методического продукта и креативности
методической работы в школе.
- Г. Г. Почепцов. Имиджелогия. М.: “Рефл-бук”, К.:
“Ваклер” – 2002. - Бобби Джи. Имидж фирмы. Планирование,
формирование, продвижение. – СПб.: “Питер”, 2000. - Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного
обаяния. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. - Ушаков К. М. Развитие организации: в поисках
адекватной теории. М.: Сентябрь, 2004.
В чем заключается необходимость формирования имиджа?
В настоящее время огромное количество предприятий и учреждений уделяют огромное внимание вопросам стратегического управления имиджем своей организации, и это все вполне обоснованно. Результатами множества исследований, проведенных западными учеными, была доказана взаимосвязь между положительным имиджем организации и ее финансовых показателях деятельности. В условиях жесткой конкуренции на рынке такие параметры, как бренд, имидж, репутация уже давно стали нематериальными активами предприятия, которые помогают ему достигать поставленных целей и не останавливаться на пути своего развития.
Рисунок 1. Причины формирования имиджа образовательной организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Именно поэтому множество организаций, в том числе и образовательных учреждений, осуществляют работу, нацеленную на создание собственного имиджа.
Формирование благоприятного имиджа представляет собой длительный и трудоемкий процесс, все компоненты которого находятся в крепкой взаимосвязи друг с другом. Несмотря на сложность деятельности, направленной на повышение имиджа, огромное количество образовательных учреждений день за днем уже на протяжении многих лет работают над созданием благоприятного образа своей организации. Необходимость в данных мероприятиях обусловлена следующими факторами:
Сущность имиджа образовательной организации
Возникновение огромного количества различного вида образовательных учреждений, следствием чего стала возможность выбора родителями и учащимися места получения образование, а также нормативно-подушевое финансирование и послужили причиной втягивания общеобразовательных учреждений в конкурентную борьбу за учащихся, родителей, педагогов, гранты разнообразных фондов и организаций, а также расположение высших учебных заведений, окружающего социума и т.п.
В такой конкурентной среде образовательные организации начали прибегать к ценовым и неценовым формам конкуренции, а именно: качество, комплексность, условия предоставления, а также стоимость предоставляемых образовательных услуг.
Имидж образовательного учреждения представляет собой эмоционально окрашенный образ учебного учреждения. Зачастую он сформирован сознательно, а его характерные свойства направлены на оказание психологического воздействия определенной направленности на целевую аудиторию. Таким образом можно сказать что имидж – это одновременно и способ воздействия на сознание людей, и своеобразный социально-психологический стереотип.
У любого образовательного учреждения есть имидж, независимо от того каким образом его формируют и работают ли над ним вообще. Однако, не стоит забывать о том, что гораздо выгоднее для организации регулярно заниматься созданием благоприятного имиджа, чем потом восстанавливать свою репутацию.
«Формирование имиджа образовательной организации» 👇
Имидж является своеобразным способом достижения стратегических целей организации. Как бы этого не хотелось, но положительный образ не появляется и не существует сам по себе. Создание положительного имиджа вынуждает прибегать к целенаправленной и стабильной работе. Ключевыми нюансами плана по формированию положительного образа являются внешний и внутренний имидж образовательного учреждения. Однако это вовсе не означает, что остальные факторы не имеют никакого значения.