В ЧЕМ СОСТОЯТ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ СТАТЬЯ

Алина Ганзенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Основные требования к использованию метода проектов

1.
Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы – задачи,
требующей интегрированного знания,
исследовательского поиска

2.
Практическая, теоретическая, познавательная
значимость предполагаемых результатов.

3.
Самостоятельная (индивидуальная, парная,
групповая) деятельность учащихся.

4.
Структурирование содержательной части
проекта (с указанием поэтапных
результатов).

5.
Использование исследовательских
методов, предусматривающих


определение проблемы и вытекающих из
неё задач исследования;


выдвижение гипотез их решения;


обсуждение методов исследования
(статистических методов, экспериментальных,
наблюдений, пр.);


обсуждение способов оформление конечных
результатов;


сбор, систематизация и анализ полученных
данных;


подведение итогов, оформление результатов,
их презентация;


выводы, выдвижение новых проблем
исследования.

Последнее особенно
важно, так как не владея достаточно
свободно исследовательскими, проблемными,
поисковыми методами, умением вести
статистику, обрабатывать данные, не
владея определенными методами различных
видов творческой деятельности, трудно
говорить о возможности успешной
организации проектной деятельности
учащихся. Это как бы предварительное
условие успешной работы по методу
проектов.

Самый сложный
момент при введении в учебный процесс
исследовательских проектов – организация
этой деятельности, а особенно –
подготовительный этап. Учителю при
планировании на учебный год предстоит
выделить ведущую тему (раздел) или
несколько тем (разделов), которые будут
«вынесены на проектирование». Желательно
дифференцировать темы по степени
сложности, но это совсем не обязательно.
Учащийся должен иметь возможность
выбрать тему проекта, организационную
форму его выполнения (индивидуальная
и групповая), степень сложности
проектировочной деятельности.

Четкость организации
проектирования определяется четкостью
и конкретностью постановки цели,
выделением планируемых результатов,
констатацией исходных данных. Весьма
эффективно применение небольших
методических рекомендаций или инструкций,
где указываются необходимая и
дополнительная литература для
самообразования, требования педагога
к качеству проекта, формы и методы
количественной и качественной оценки
результатов. Иногда возможно выделить
алгоритм проектирования или другое
поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики
проектов в разных ситуациях может быть
различным. В одних случаях эта тематика
может формулироваться специалистами
органов образования в рамках утвержденных
программ. В других, выдвигаться учителями
с учетом учебной ситуации по своему
предмету, естественных профессиональных
интересов, интересов и способностей
учащихся. В третьих, тематика проектов
может предлагаться и самими учащимися,
которые, естественно, ориентируются
при этом на собственные интересы, не
только чисто познавательные, но и
творческие, прикладные.

Выбор тематики
проектов в разных ситуациях может быть
различным. В одних случаях эта тематика
может выдвигаться учителями с учетом
учебной ситуации по своему предмету,
естественных профессиональных интересов,
интересов и способностей учащихся. В
других, тематика проектов, особенно
предназначенных для внеурочной
деятельности, может предлагаться и
самими учащимися, которые, естественно,
ориентируются при этом на собственные
интересы, не только чисто познавательные,
но и творческие, прикладные.

Тематика
проектов может касаться какого-то
теоретического вопроса школьной
программы с целью углубить знания
отдельных учеников по этому вопросу,
дифференцировать процесс обучения
(например, проблема гуманизма конца
XIX, начала XX столетия; причины и следствия
распада империй; проблема питания,
экологии в мегаполисе, пр.).а интересно
это кто нить читает когда нить ?

Чаще, однако, темы
проектов относятся к какому-то
практическому вопросу, актуальному для
практической жизни и вместе с тем,
требующему привлечения знаний учащихся
не по одному предмету, а из разных
областей, их творческого мышления,
исследовательских навыков. Таким
образом, кстати, достигается вполне
естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень
острая проблема городов – загрязнение
окружающей среды отходами быта. Проблема:
как добиться полной переработки всех
отходов? Тут и экология, и химия, и
биология, и социология, и физика. Или
проблема труда и взаимовыручки в русских
народных сказках. Эта проблема для
младших школьников, а сколько здесь
потребуется от ребят поисков, смекалки,
творчества. Тем для проектов неисчерпаемое
множество и перечислить хотя бы наиболее,
так сказать, “целесообразные”, дело
совершенно безнадежное, поскольку это
живое творчество, которое нельзя никак
регламентировать.

Результаты
выполненных проектов должны быть
материальны, то есть как-либо оформлены
(видеофильм, альбом, бортжурнал
“путешествий”, компьютерная газета,
альманах, доклад и т.д.). В ходе решения
какой-либо проектной проблемы учащимся
приходится привлекать знания и умения
из разных областей: химии, физики, родного
языка, иностранных языков, особенно,
если речь идет о международных проектах.

Метод проектов,
обучение в сотрудничестве (cooperative
learning) находят все большее распространение
в системах образования разных стран
мира. Причин тому несколько и корни их
не только в сфере собственно педагогики,
но, главным образом, в сфере социальной:
– необходимость не столько передавать
ученикам сумму тех или иных знаний,
сколько научить приобретать эти знания
самостоятельно, уметь пользоваться
приобретенными знаниями для решения
новых познавательных и практических
задач; – актуальность приобретения
коммуникативных навыков и умений, т.е.
умений работать в разнообразных группах,
исполняя разные социальные роли (лидера,
исполнителя, посредника, пр.); – актуальность
широких человеческих контактов,
знакомства с разными культурами, разными
точками зрения на одну проблему; –
значимость для развития человека умения
пользоваться исследовательскими
методами: собирать необходимую информацию,
факты; уметь их анализировать с разных
точек зрения, выдвигать гипотезы, делать
выводы и заключения. Если выпускник
школы приобретает указанные выше навыки
и умения, он оказывается более
приспособленным к жизни, умеющим
адаптироваться к изменяющимся условиям,
ориентироваться в разнообразных
ситуациях, работать совместно в различных
коллективах.

Для того, чтобы
овладеть методом проектом, необходимо,
прежде всего, знать, что проекты могут
быть разными и использование их в учебном
процессе требует от учителя серьезной
подготовительной работы. Рассмотрим
теперь возможные образовательные
проекты, их типологию.

Метод проектов. Основные требования и классификация

Одной из базовых образовательных технологий ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале двадцатого века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, осуществляемую через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, определяет основные требования к использованию метода проектов:

К таким методам относятся:

Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования принята определенная типология проектов, классифицируемых по доминирующей деятельности учащихся:

По содержанию проекты классифицируют следующим образом:

По количеству учащихся проекты можно классифицировать как:

По продолжительности работы:

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы как условие высокого качества знаний «на выходе» диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на изучение проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания по изучаемым предметам, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как они формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей: гражданской, информационной, коммуникативной и других. Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология, обществознание, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 и заканчивая 11 классом, будет воспитывать у ребят качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Список использованных источников и литературы:

Сущность проектного метода обучения

Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.

Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.

Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик.
Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.

Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).

«Проектный метод обучения» 👇

Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.

Этапы организации проектного метода обучения

Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.

Требования к проектному методу обучения

Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:

Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Можно выделить определённую типологию признаков проекта Виды проектов (по методу доминирующему в реализации проекта).

Исследовательский
проект по праву
– имеет структуру, приближенную к
подлинным научным исследованиям. Он
предполагает аргументацию актуальности
темы, определения проблемы, предмета,
объекта, целей и задач исследования.
Обязательно выдвижение гипотезы
исследования и обозначения методов.
Заканчивается проект обсуждением и
оформлением результатов, формулированием
выводов и обозначением проблем на
дальнейшую перспективу исследования.

Например,
проекты: «Вопросы права в Библии», «Право
собственности в Россиии за рубежом» и
др.

Творческий
проект
– имеет не столь строго проработанную
структуру, однако все же строится по
известному алгоритму:

2)
анализ существующих объектов;

3)
обозначение требований к объекту
проектирования;

4)
выработка первоначальных идей;

6)
выбор одной идеи;

Форма
представления результатов может быть
различной (изделие, макет,

праздник,
экспедиция, видеофильм и т.д.). Например,
проекты по праву: «Свобода информации
или библиотека будущего», «Город
детства».

Игровой
проект
– предполагается, что учащиеся принимают
на себя определенные роли, обусловленные
содержанием проекта. Ведущий вид
деятельности учащихся в таких проектах
– ролевая игра. Например, проект:
«Заседание Конституционного суда». Это
могут быть имитации социальных и деловых
отношений в ситуациях, придуманных
участниками, литературные персонажи в
определенных исторических и социальных
условиях и т.п.

Обязательно
намечается проблема и цели проекта.
Результаты же не всегда возможно наметить
вначале работы, они могут определиться
лишь в конце проекта, но необходима
рефлексия участников и соотнесение
полученных результатов с поставленной
целью.

Информационный
проект –
этот тип проектов, призванный научить
учащихся добывать информацию. Такой
проект может интегрироваться в более
крупный исследовательский проект и
стать его частью. Учащиеся изучают и
используют различные методы получения
информации (литература, библиотечные
фонды, методы анкетирования и т.д.), её
обработки и презентации. Например,
проект: «36 конституций мира».


Реализация в учебном плане

Практико-ориентированный
проект
– это проект чётко ориентирован на
результат, затрагивающий непосредственно
интересы участников проекта либо
направленный на решение общественных
проблем.

Здесь
важна не только хорошо продуманная
структура проекта и, но и его организация
координационной работы по корректировке
совместных и индивидуальных усилий,
организации презентаций полученных
результатов и возможных способов
внедрения в практику, а также организации
внешней оценки проекта. Например,
проекты: «Мой безопасный двор», «Устав
моей школы».

Реализация
метода проектов как технологии на
практике ведёт к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он
превращается в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих
учеников. Изменяется и психологический
климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную
работу и работу учащихся на разнообразные
виды самостоятельной деятельности
учащихся, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового,
творческого характера.

Примерные
темы итоговых, исследовательских
правовых проектов.


Тоталитарные секты: мифы и реальность.


«Новые русские»: стереотипы восприятия.


PR – технологии в избирательных компаниях.


Альтернативная служба в армии.


Правосознание советского обывателя
(по рассказам М. Зощенко).


Вопросы права и законности в народном
фольклоре.


Данные биологии и химии на службе
следствия


Приватное пространство ребёнка и др.


определите тему проекта, изученность
ее, сформулируйте его основную цель;


подберите рабочую группу;


обсудите задание, подберите информацию.

2.
Планирование деятельности по выполнению
проекта:


сформулируйте и уточните задачи;
определите средства достижения цели;


познакомитесь с библиографией;


выберите и обоснуйте свои критерии
успеха;


распределите роли в команде.

3.
Принятие решения по выполнению проекта:


систематизируйте собранную информацию;


проведите анализ и синтез идей;


выберите оптимальный вариант деятельности
рабочей группы;


составьте и уточните план этой
деятельности.


выполните намеченное исследование;


проведите работу над проектом;


проведите качественный самоанализ,
самооценку проекта, достигнутых
результатов и достижения поставленной
цели;


отдайте проект на рецензию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *